Благие намерения «реформаторов» нас сбивать с толку не должны
Хочется надеяться, что директора школ и работники образования узнали об очередном новшестве «реформаторов» не из публикаций газет и сообщений СМИ, а были уведомлены заранее.
Однако для нас откровения пока еще министра Ливанова – повод, чтобы задуматься. А в ту ли сторону идет наше образование?
Удивительная сфера – образование – касается каждого члена общества. Любой из нас либо ученик в системе образования, либо в ней работает, либо является родственником тех, кто учится и/или учительствует. Значит, точно касается всех и каждого. При этом качеством нашей системы образования доволен, пожалуй, только сам министр и его заместители. Все остальное общество недовольно. Уровень знаний падает, нагрузка на учеников растет. Учителя нагружены отчетами и перегружены стандартами.
И вот очередное новшество, которое подается конторой Ливанова как большое достижение. Называется тоже «креативно» – новый стандарт обучения.
На новый стандарт обучения школы переходят с 1 сентября. Учебным заведениям, которые пока не готовы к этому, дается переходный период для адаптации. Об этом на «Деловом завтраке» в «Российской газете» рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
С 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы», – сказал министр. Он отметил, что «иностранные языки занимают достойное место в объеме школьной программы. Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка.
Казалось бы, намерения прекрасны – развить память ребенка и его интеллект. Кто же против? Все только за.
Только вот какой способ нам для этого развития предлагается? Второй иностранный язык для каждого школяра пятых–девятых классов.
Что тут сказать? Благие намерения «реформаторов» нас сбивать с толку не должны. Все разрушения всегда производятся под флагом созидания. Никто никогда не начнет менять образование, говоря, что его целью является снижение образовательного уровня и общее одебиливание населения страны. Реформы начнут исключительно для «улучшения», «углубления», «для освоения передовых методик» и «перенятия мирового опыта».
Так реформу образования в нашей стране и начали, именно такие благие цели и заявили. Что по факту? А по факту мы имеем непрекращающееся реформирование сложного механизма на протяжении десятилетий. Итогом этого все общество как раз и недовольно.
Поэтому когда нам говорят, что вводят второй иностранный язык в школе для каждого и для всех, то слова о «развитии памяти и интеллекта ребенка» нужно вынести за скобки. А раньше что, памятью и мозгами школьников никто не занимался, их не развивал и об этом не думал? Нам озвучивались те же цели, только отчего-то способы их достижения в виде «реформ образования» приводили к диаметрально противоположным результатам. Школьники, выходя из школы, знают все меньше. С каждым годом меньше. Они разучиваются думать, будучи годами натаскиваемы на механистическую сдачу ЕГЭ.
Давайте зададим себе несколько вопросов и ответим на них.
Хорошо, если каждый гражданин России будет знать иностранный язык?
Конечно, хорошо. Об этом и заботится наша система обучения в школе. Каждый учит один иностранный язык, в языковых спецшколах уже сегодня учат два. В некоторых регионах вдобавок к этому учат еще национальный язык. К примеру, в Татарстане – татарский.
Так обстоит дело сегодня. Кто хочет развивать филологические способности своего ребенка, тот отдает его в языковую школу. Кто не считает это важным – не отдает его туда.
И вот – новая «реформа». Новый стандарт образования. Теперь в каждой школе будет два языка. По сути, каждая школа России должна стать языковой.
Зачем?
Если вы вводите в школьную программу каждой, подчеркиваю, каждой школы страны еще один язык, то возникает целый ряд вопросов.
Действовавшая до этого программа была слабовато загружена и нагружена знаниями, раз вы так легко добавляете в нее новый и весьма серьезный предмет? Если это так, то почему на протяжении многих лет Минобразования мирилось с этой слабой и не нагруженной программой?
Если действовавшая до этого программа была и так до предела насыщенной и нагруженной, то зачем ее перегружать, добавляя лишний предмет для всех?
Если вы что-то добавляете в программу, то должны из нее что-то убавить, иначе бедные дети будут сутками сидеть в школе. За счет чего добавляется еще один язык?
У меня в школе учится младшая дочка, старшая в этом году школу окончила. Степень загрузки и перегрузки школьников я понимаю. Программа, количество часов и уроков имеют свой физический предел. Добавлять в нее новые предметы крайне сложно, если вообще возможно.
Но главный вопрос не в этом. Главный вопрос звучит так: а зачем? Зачем добавлять в школу еще один обязательный для всех язык? Ссылки Ливанова на латынь и древнегреческий в царской школе несостоятельны. Это пустые отговорки, чтобы нам заморочить голову.
Зачем каждому гражданину России знать два иностранных языка?
Чтобы говорить за границей? Так туда ездит незначительный процент наших граждан.
Чтобы найти работу за границей? А разве обеспечение западных компаний российской рабочей силой, говорящей на языке хозяев, стоит приоритетом у Министерства образования России? Если да – так вы так честно и скажите. Готовим рабочую силу для англосаксов, для хозяев мира. Им надо, чтобы мы все говорили на их языке. Им так удобно.
В ситуации, когда российские вузы и ученые бьют тревогу и пишут о колоссальном падении грамотности в России, плохом знании учащимися русского языка (причем как письменного, так даже и устного!), какой язык надо еще тщательнее изучать в школе? Русский или другой, иностранный? У нас сегодня и так английского непомерно много в школе, его сокращать надо. Добавляя освободившиеся часы на:
- русский язык и русскую литературу;
- историю России и мира;
- математику.
Школа должна воспитывать патриота. Причем патриота России. Любить что-то можно только тогда, когда ты это знаешь. Поэтому больше русского языка, русской культуры никому из школьников не помешает. А вот еще один иностранный язык ни капли патриотизма в деле воспитания молодежи нам не добавит.
Поэтому ответ должен быть таким – нет, не нужен! Русский язык должен наконец стать приоритетом в России. Абсолютным приоритетом.
Но ведь для патриота России это очевидно. Это для граждан России ясно, что учебник истории должен быть единый, а значит, один. Точно так же, саботируя создание единого учебника истории, который должен был быть создан по прямому распоряжению президента, пока еще министр образования Ливанов саботирует и языковой вопрос.
А истина такова. И о ней рассказал сам министр Ливанов.
Эту тему мы обсуждали с послами Германии и Италии. Они считают, что их языки должны быть предметом изучения в большем количестве школ. Хочу обратить внимание, что с 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы.
Вот в чем дело. Послы хотят! А раз послы Германии и Италии хотят, отказать им Ливанов не может…
Ливанова и его команду в отставку! Хватит реформ образования. Дайте детям спокойно учиться. Дайте учителям спокойно учить.
А кто хочет учить два иностранных языка, тот и сегодня может их учить в специальных языковых школах.
Информация