Пушечные бронеавтомобили «Маннесманн-Мулаг»

0
В августе 1914 года было решено создать первое в Русской императорской армии соединение бронеавтомобилей. Разработку проектов новой техники, контроль за строительством, а впоследствии и командование подразделением были поручены полковнику лейб-гвардии А.Н. Добржанскому. Для реализации существующих планов полковника отправили на Ижорский завод, где планировалось начать сборку новой техники. Кроме того, были выделены несколько автомобилей различных типов, на базе которых в дальнейшем строились новые броневики.

Для изготовления новой бронетехники на Ижорский завод отправили несколько шасси легковых автомобилей завода «Руссо-Балт», а также ряд грузовых автомобилей иностранного производства. Шасси отечественной сборки в дальнейшем стали основой для броневиков «Тип C», а на базе импортной техники построили машины иных типов. Среди прочей техники на завод прислали несколько грузовиков Mannesmann-MULAG немецкого производства. Некоторое количество таких машин было получено из Германии незадолго до начала войны. Из-за сложной ситуации с автомобилями было решено использовать немногочисленную немецкую технику в качестве базы для боевых машин.

Пушечные бронеавтомобили «Маннесманн-Мулаг»
Первый броневик "Маннесманн-Мулаг". Фото Wikimedia Commons


Полковник Добржанский вместе с коллегами из военного ведомства и специалистами Ижорского завода достаточно быстро разработал сразу несколько проектов бронирования и вооружения имеющихся шасси. Так, на шасси «Руссо-Балт» было решено строить легкие броневики с пулеметным вооружением, а грузовые автомобили должны были стать основой для тяжелых бронемашин с артиллерийскими орудиями. Предполагалось, что одновременная эксплуатация пулеметных и пушечных броневиков позволит значительно повысить боевые возможности соединений.

Базовый грузовик «Маннесманн-Мулаг», выбранный в качестве основы для тяжелого пушечного броневика, имел классическую для того времени капотную компоновку с относительно длинной колесной базой. Шасси оснащалось бензиновым двигателем мощностью 50 л.с. немецкого производства и цепной трансмиссией. Односкатные передние и сдвоенные задние колеса крепились на листовых рессорах. В базовой конфигурации бортового грузовика машина могла перевозить до 4 т различных грузов.

Несмотря на большую грузоподъемность, было решено не делать крупный и полностью закрытый бронекорпус. Подобная конструкция, имеющая слишком большой вес, могла ухудшить подвижность готовой машины. По этой причине полное бронирование получили только кабина водителя и моторный отсек. Боевое отделение, в свою очередь, выполнили в виде открытой площадки с бортами и орудийным щитом. Корпус изготовлялся из броневых листов толщиной 5 (лоб и щит) и 4 мм (все остальные детали), которые устанавливали на каркасе.


Пушечный броневик и офицеры. Фото Aviarmor.net


Двигательный отсек был закрыт коробчатым кожухом, изготовленным из нескольких ровных бронелистов. Предусматривался наклонный лобовой лист с двустворчатым люком для вентиляции и вертикальные борта с люками для обслуживания двигателя. Крыша капота была строго горизонтальной. Для улучшения защиты борта и лоб корпуса опускались ниже рамы, благодаря чему удалось защитить от пуль и осколков некоторые агрегаты ходовой части, в первую очередь рессоры и оси. Колеса при этом располагались за пределами корпуса и не имели никакой защиты кроме металлических дисков.

Позади моторного отсека находилась кабина водителя и стрелка. Необходимость обеспечения плавного перехода между узким капотом и широким кузовом сказалась на форме и размерах кабины. Непосредственно с капотом были сопряжены два скошенных скуловых листа разной формы. Лобовая часть кабины состояла из двух деталей: над капотом находилась вертикальная, справа от которой предусмотрели наклонную треугольную. В последней предусматривалась смотровая щель водителя, в вертикальной – амбразура со скользящим щитком. Сзади к скулам крепились вертикальные бортовые листы. Передняя часть крыши устанавливалась с наклоном, задняя – строго горизонтально. На ней находилось крепление для фары-прожектора.

Открытое боевое отделение броневика «Маннесманн-Мулаг» представляло собой забронированный бортовой кузов базового грузовика. С минимальными изменениями существующей конструкции на него установили бортовые и кормовые листы. Для защиты трансмиссии и топливного бака передняя часть бортов опускалась ниже, чем задняя, габариты которой были обусловлены конструкцией ходовой части.


Схема первого броневика серии. Рисунок Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век


В кузове поместили орудийную установку: тумбу для пушки с бронещитом. Последний имел лобовой лист с небольшим наклоном к вертикали, скошенные борта и наклоненную крышу. Такая конструкция щита обеспечивала приемлемый уровень защиты орудийного расчета, а также не мешала доступу к пушке и имела приемлемый вес.

Экипаж нового бронеавтомобиля состоял из пяти человек. Водитель и командир-стрелок располагались в закрытой кабине, а двое артиллеристов и еще один стрелок находились на открытой площадке. Доступ в кабину и на площадку обеспечивался через дверь в правой скуле корпуса. Кроме того, при должной сноровке, можно было забираться через борт, для чего имелась навесная лестница. Для наблюдения за дорогой водитель имел смотровые щели в лобовой, скуловой и бортовых деталях кабины. Командир мог вести наблюдение через амбразуру переднего пулемета. Остальные члены экипажа могли пользоваться люком в бронещите орудия.

Бронеавтомобили на базе грузовика Mannesmann-MULAG должны были нести пушечное и пулеметное вооружение. При этом состав оружия разных машин заметно отличался: сказывался дефицит оружия, возникший уже на начальном этапе войны. Главным оружием первого броневика новой модели стала морская пушка Гочкиса калибра 47 мм. Ее установили на тумбе грузовой площадки. Для оптимального распределения нагрузок тумба с креплениями для бронещита располагалась непосредственно над задней осью. Конструкция тумбы и щита позволяли вести огонь в пределах горизонтального сектора шириной около 26°. Боекомплект в виде 1200 снарядов хранился в ящиках в кузове машины.


Личный состав и техника 1-й автомобильной пулеметной роты. Слева виден капот броневика "Руссо-Балт Тип C", в центре - "Маннесманн-Мулаг". Фото Aviarmor.net


Дополнительное вооружение первого броневика серии состояло из двух пулеметов «Максим». Первый установили в лобовом листе кабины в амбразуре конструкции Добржанского. Эта амбразура представляла собой сравнительно широкий люк с подвижным щитком-крышкой, в центре которой находилось отверстие для пулемета. Таким образом, наводя пулемет в горизонтальной плоскости, командир-стрелок смещал в стороны щиток, благодаря чему люк постоянно был закрыт. Второй пулемет следовало устанавливать в одном из двух окон в передней части бортов задней площадки. Боекомплект обоих пулеметов составлял 8 тыс. патронов в лентах. При необходимости броневик мог перевозить личное оружие экипажа, ручные гранаты, запас взрывчатых веществ и т.д.

Использованное вооружение позволяло эффективно атаковать пехоту, технику и некоторые укрепления противника на дальностях до 2 км. При этом, однако, реальная эффективность огня серьезно зависела от некоторых факторов, таких как рельеф местности и т.д. Кроме того, отсутствовала возможность одновременного обстрела одной цели из пушки и пулемета. Тем не менее, наличие пушечной боевой машины могло серьезно повысить общую огневую мощь подразделения.

К сентябрю 1914 года Ижорский завод успел построить один броневик «Маннесманн-Мулаг». Эту машину планировалось использовать в одной роте с пулеметными броневиками «Руссо-Балт Тип C» и несколькими небронированными грузовиками, на которые успели установить только вооружение. Новое соединение, вооруженное броневиками, назвали 1-й автомобильной пулеметной ротой. Единственный пушечный броневик определили в 1-й взвод этой роты.

19 октября роту отправили на фронт. Впервые новая военная техника приняла участие в боях в начале ноября. Пулеметные и пушечные машины 1-й роты произвели настоящий фурор. Они представляли собой серьезную силу, способную изменить ход сражения. Отсутствие каких-либо отработанных методик по борьбе с бронетехникой дополнительно усложняло положение противника. Так, 9 и 10 ноября две машины с артиллерийскими орудиями оказывали поддержку 9-му и 12-му Туркестанским стрелковым полкам. Результатом эффективного взаимодействия пехоты и боевых машин стало быстрое освобождение города Стрыков. Противник при этом понес серьезные потери.


Броневик второй серии. Фото Aviarmir.net


1-я автомобильная пулеметная рота без потерь продолжала участвовать в боях в течение длительного времени. Тем не менее, иногда в ходе сражений бронетехника получала повреждения. В самом конце 1914 года по этой причине пришлось отказаться от дальнейшей эксплуатации единственного броневика «Маннесманн-Мулаг». В бою машина получила серьезные повреждения, из-за чего ее дальнейшее использование не представлялось возможным.

К этому времени на Ижорском заводе завершились работы по сборке новых однотипных броневиков. К концу года была закончена сборка еще двух машин на базе шасси Mannesmann-MULAG. Эти бронеавтомобили имели ряд заметных отличий от первого образца. В первую очередь они были связаны с базовым шасси и составом вооружения.

Из-за недостатка техники броневики «второй серии» были построены на базе трехтонного шасси «Маннесманн-Мулаг». При схожей конструкции это шасси оснащалось двигателем мощностью 42 л.с. Меньшая мощность двигателя и грузоподъемность заставили доработать проект. Так, было решено отказаться от второго пулемета, оставив только расположенный в кабине. Амбразуры в бортах кузова исчезли, а над ними появились увеличенные борта, обеспечивающие дополнительную защиту артиллеристов.

47-мм пушку заменили 37-мм орудием Гочкиса. Замена пушки была связана с необходимостью уменьшения веса конструкции, а также с характеристиками исходного орудия. Несмотря на больший калибр, 47-мм пушка имела менее мощный фугасный снаряд. Характеристики прочих боеприпасов калибра 37 мм были на приемлемом уровне.


Броневик второй серии. Хорошо виден увеличенный борт без широкой амбразуры. Фото Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг.


Два новых пушечных бронеавтомобиля были переданы военному ведомству в начале 1915 года. Как и предшественника, их определили в 1-ю автомобильную пулеметную роту. По некоторым данным, машины «Маннесманн-Мулаг» служили в 1-м и 4-м взводах. Дальнейшая судьба этих машин почти неизвестна. Имеются сведения о продолжении их эксплуатации в течение нескольких следующих лет.

Согласно некоторым источникам, оба пушечных бронеавтомобиля дожили до начала Гражданской войны, после чего стали собственностью Красной Армии. Вместе с ними красноармейцам достались несколько других машин иных типов. Подробности боевой эксплуатации техники в основном неизвестны.

Один из броневиков «Маннесманн-Мулаг» 7 ноября 1918 года участвовал в параде, посвященном первой годовщине Октябрьской революции. В 1921 году на балансе одного из ремонтных заводов числился броневик такого типа. Вскоре после этого его разобрали и утилизировали. За несколько лет эксплуатации эта машина успела выработать весь свой ресурс. Кроме того, ее характеристики уже не отвечали требованиям времени. Броневик оставалось только разобрать. Так закончилась история первого отечественного серийного бронеавтомобиля с пушечным вооружением.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://zonwar.ru/
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941