Бронеавтомобили «Паккард»

2
Уже первые бои с участием пушечного бронеавтомобиля «Маннесманн-Мулаг» и другой техники с аналогичным вооружением продемонстрировали перспективы подобных боевых машин. Защищенная автомобильная техника с артиллерийским вооружением могла наносить серьезный ущерб противнику, оказывая поддержку своим войскам. В конце 1914 года, по результатам применения пушечных боевых машин, было решено продолжить их строительство. Результатом этого решения стало появление двух новых броневиков на базе шасси Mannesmann-MULAG и двух аналогичных машин на базе грузовика Packard. Весной 1915 года эта техника впервые появилась на полях сражений.

Изначально в составе 1-й автомобильной пулеметной роты воевали восемь пулеметных броневиков «Руссо-Балт Тип C», один пушечный «Маннесманн-Мулаг» и два небронированных грузовика с пушками. К концу 1914 года пушечный броневик получил серьезные повреждения и не мог полноценно использоваться в ходе сражений. Для его замены, а также для усиления соединения было решено построить несколько новых броневиков. Для их строительства на Ижорский завод прислали два трехтонных шасси «Маннесманн-Мулаг», а также два грузовика «Паккард» американского производства.



Новую технику решили строить с широким использованием идей, уже реализованных при строительстве первой пушечной бронемашины. При этом проект броневика на базе немецкого шасси подразумевал использование уже разработанных агрегатов с минимальными изменениями, а броневики «Паккард» планировалось строить с использованием некоторых новых идей. Таким образом, броневики получились в определенной мере похожими, но имели ряд заметных отличий.

Трехтонный грузовик фирмы Packard Motor Car Company имел классическую капотную компоновку с прямоугольной рамой, на которой размещались все агрегаты. Машина оснащалась бензиновым двигателем мощностью 32 л.с. По мощности двигателя такое шасси уступало другим машинам, использовавшимся в качестве основы для бронеавтомобилей, однако выбирать не приходилось. Тем не менее, как выяснилось позже, даже такая сравнительно маломощная силовая установка могла обеспечить приемлемую подвижность.

Двухосная ходовая часть с колесной формулой 4х2 имела задние ведущие колеса. Крутящий момент передавался на ведущую ось при помощи цепной передачи. Мосты крепились на листовых рессорах и оснащались колесами различных размеров и типов. Передняя ось получила одинарные колеса, задняя – сдвоенные. При сборке бронеавтомобиля ходовую часть доработали. Шины заменили пулестойкими, а ступицы прикрыли броневыми дисками.

Корпус броневика «Паккард» создавался с широким использованием наработок по предыдущим машинам, что привело к сохранению его общей архитектуры. Было решено оснастить полноценным бронированием только моторный отсек и кабину водителя. Расчет орудия и пулеметчики, в свою очередь, должны были находиться под защитой невысоких бортов и щита орудия. Полноценное закрытое боевое отделение не предусматривалось из соображений экономии металла и сокращения веса. При этом корпус «Паккарда» не являлся копией агрегатов «Маннесманн-Мулага», поскольку были использованы некоторые новые идеи.

Бронеавтомобили «Паккард»


Корпус вновь собрали на основе металлического каркаса. На элементы каркаса при помощи болтов и заклепок устанавливались броневые листы разной толщины. Лобовая проекция и щит орудия имели толщину 5 мм, все остальные части корпуса – 4 мм. Таким образом, по уровню защиты новый пушечный броневик не должен был отличаться от иной техники 1-й автомобильной пулеметной роты. К моменту строительства новых броневиков уже имелся некоторый опыт использования подобной техники, в том числе понимание фактических характеристик брони. Тем не менее, было решено использовать сравнительно тонкие 4- и 5-мм листы.

Двигатель закрыли коробчатым кожухом-капотом, собранным из нескольких ровных броневых листов. Спереди двигатель закрывался двумя наклонными лобовыми листами. Нижний крепился жестко, а верхний установили на петлях, благодаря чему в походном положении он мог подниматься и открывать доступ воздуха внутрь отсека. Сбоку двигатель защищался трапециевидными бортами с люками для обслуживания. В качестве крыши использовался один прямоугольный лист. На нем предусмотрели место для установки прожектора-фары.

Исходя из соображений упрощения и облегчения конструкции, авторы проекта сделали сравнительно простую кабину водителя. Спереди водителя защищал наклонный лобовой лист со смотровыми щелями. Боковая защита обеспечивалась многоугольными бортами. Какие-либо смотровые приборы в бортах не предусматривались, но в левом имелась дверь для посадки в машину.

Броневик «Маннесманн-Мулаг» имел боевое отделение в виде прямоугольного кузова с невысокими бортами. «Паккард» получил обновленный кузов более сложной формы. Для обеспечения приемлемого уровня защиты, сокращения веса и максимально эффективного применения оружия было решено придать бортам сложную форму, близкую к эллиптической. Таким образом, борта расширялись в средней части кузова, сужаясь к корме. Подобная конструкция бортов позволила разместить в центре кузова вращающуюся установку с орудием. Рядом с задними колесами в бортах корпуса предусматривались фигурные вырезы. Между бортами на раме шасси крепился деревянный настил, выполнявший функции пола боевого отделения.



Для защиты артиллеристов и орудия использовался бронещит, собранный из листов толщиной 5 мм. Конструкция этого агрегата была заимствована из предыдущего проекта с минимальными изменениями, связанными с оружием иного типа.

Экипаж бронеавтомобиля «Паккард» состоял из семи человек: водителя, командира, стрелка-пулеметчика с помощником и трех артиллеристов. Водитель и командир находились внутри бронированной кабины и могли следить за дорогой через смотровые щели в лобовом листе. Иные лючки или щели не предусматривались. Стрелок-пулеметчик и его помощник не имели конкретного рабочего места. В зависимости от сложившейся ситуации они могли находится в любой части открытого боевого отделения и вести огонь в любом направлении. Расчет орудия располагался на открытой площадке за бронещитом.

«Главным калибром» нового бронеавтомобиля стала автоматическая пушка Максима-Норденфельда калибра 37 мм. Пушка размещалась на тумбовой установке с возможностью горизонтального и вертикального наведения. Расширяющиеся бортовые листы позволяли щиту поворачиваться вместе с установкой, что максимально увеличивало углы горизонтальной наводки. Конструкция тумбы и щита, а также сравнительно низкие борта, допускали ведение огня в любом направлении, за исключением небольшого сектора, занятого кабиной.

Орудие имело ленточное питание. В крупном кузове боевой машины удалось поместить стеллажи для лент с 1200 снарядами различных типов. Боекомплект орудия состоял из картечи и осколочных гранат. Такие боеприпасы позволяли эффективно бороться с пехотой и техникой противника на расстоянии до нескольких сотен метров.


Один из броневиков "Паккард" в немецкой армии


Дополнительное вооружение машины «Паккард» состояло из одного пулемета «Максим». Он не имел стандартного положения и перевозился в боевом отделении. В зависимости от особенностей текущего боя пулеметчик и его помощник могли перемещать свое оружие и обстреливать любой сектор окружающего пространства. Кроме того, в экстренной ситуации экипаж мог покинуть свою бронемашину и забрать пулемет, используя его для защиты от врага.

Все строевые пушечные бронеавтомобили на шасси грузовиков, имея большой и объемный кузов, перевозили некоторое количество взрывчатого вещества. Как «Маннесманны-Мулаги», так и «Паккарды», обычно брали на борт до трех пудов (48 кг) взрывчатки. Ее предполагалось использовать для уничтожения различных объектов, от укреплений противника до транспортной инфраструктуры.

Строительство четырех новых бронеавтомобилей завершилось в начале 1915 года. Вскоре военное ведомство приняло эту технику и направило в 1-ю автомобильную пулеметную роту для ее усиления. Рота к этому времени понесла некоторые потери. Так, единственный полноценный бронеавтомобиль с пушечным вооружением к этому времени выбыл из строя, а небронированные грузовики с пушками уже не устраивали военных. Прочая техника подразделения имела многочисленные повреждения, в первую очередь пробоины от пуль. Таким образом, пополнение в виде четырех пушечных броневиков должно было кардинальным образом улучшить состояние материальной части и повысить боевой потенциал роты.

По имеющимся данным, два броневика «Маннесманн-Мулаг» были переданы 1-му и 4-му взводам роты. Машины «Паккард», в свою очередь, пополнили состав 2-го и 3-го взводов. В составе этих подразделений они начали свою службу. В конце зимы и начале весны 1915 года 1-я автомобильная пулеметная рота участвовала в боях на территории Польши. Основной задачей всех новых пушечных броневиков стала поддержка пехоты и пулеметной бронетехники.


"Паккард" и его новые хозяева


Особого внимания стоит бой 18 апреля 1915 года, в ходе которого два «Паккарда» нанесли серьезный удар по укреплениям противника. Недалеко от деревни Бромерк обе машины подошли к проволочным заграждениям вблизи позиций противника и прямой наводкой атаковали опорный пункт противника. Огнем автоматических пушек был разрушен сам опорный пункт и убит его гарнизон – рота солдат.

Весной того же года одна из машин на американском шасси получила собственное имя. В дальнейшем этот броневик назывался «Капитан Гурдов» в честь штабс-капитана, командовавшего самым первым пушечным бронеавтомобилем роты и погибшего в начале февраля.

Пушечные броневики 1-й автомобильной пулеметной роты участвовали в различных сражениях на Западном фронте. Они успели побывать на разных участках фронта, где показывали высокие боевые качества. В 1916 году рота была преобразована в 1-й броневой дивизион, в котором «Паккарды» продолжили свою службу. В середине 1917 года боевым машинам пришлось осваивать «профессию» полицейской техники. Их направили в Петроград для участия в подавлении беспорядков.

Всего за несколько дней до Октябрьской революции оба пушечных бронеавтомобиля были отправлены обратно на фронт. В связи с ухудшением ситуации на некоторых направлениях несколько подразделений 1-го бронедивизиона отправили в Двинск. После революции и последовавших за ней событий боевые действия остановились, а броневики и личный состав дивизиона буквально застряли в Прибалтике. Ситуация не менялась до весны следующего года, когда в Двинск пришли немцы. Вся техника, остававшаяся в городе, стала трофеем противника.



Немецкая армия изучила технику, в течение нескольких лет доставлявшую ей массу проблем, и оценила ее высокие характеристики. Два «Паккарда» и несколько машин других типов отремонтировали и переоборудовали, после чего продолжили их эксплуатацию. Модернизация пушечных броневиков российского производства заключалась в замене вооружения на немецкое. Вместо пушки на тумбе устанавливалось 20-мм орудие Беккера, а пулеметы «Максим» заменяли аналогичным оружием немецкого производства. При этом обновленные броневики несли по два пулемета Шварцлозе. Один из них мог устанавливаться в любом месте, а второй крепился на крыше кабины. Для безопасности стрелка на крыше предусмотрели небольшой броневой щиток.

Броневики «Паккард», сменив хозяев, не использовались против русской армии. К началу 1918 года ситуация в Германии ухудшилась. Начались массовые беспорядки и приготовления к будущей Ноябрьской революции. Власти были вынуждены отозвать с фронта часть войск и бронетехники. В число бронемашин, которые теперь планировалось использовать для наведения порядка, попали и два русских «Паккарда». Известно, что трофейные броневики активно использовались при подавлении Январского восстания в Берлине.

В дальнейшем бронеавтомобили российского производства простаивали без дела или использовались для обучения личного состава. Ограниченная эксплуатация этой техники продолжалась до начала двадцатых годов. В дальнейшем в полной мере проявились износ и отсутствие запчастей, мешавшие продолжать использование устаревших машин. В результате оба броневика, не имевшие перспектив, были разобраны.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://zonwar.ru/
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    11 сентября 2015 07:49
    Теперь я понимаю, откуда украинские мастера черпают вдохновение. smile
  2. 0
    11 сентября 2015 20:30
    Я в этом бронивеке и в Менисман-Мулаге (статья про него опубликована чуть ранее) одного не пойму: на кой борта кузова бронировать? Что бы весили больше? Логичнее разместить в кузове закрытую башню по примеру того же "Гарфорда" на голой раме прикрыв броней лиш бензобак?