Military Review

New helmets for Tossey Gusoku (part two)

8
Oh, merciless rock!
Under this nice helmet

Now cricket rings.
Matsuo Basho (1644 -1694). Translation by A. Dolina


It has always been and will be that new species weapons Immediately provoke the creation of new types of protection. And if this process also occurs within the framework of the interaction of two cultures, then, as a rule, a less developed culture borrows something from a more developed one. The same happened to the Japanese, who, in 1547, met Europeans with firearms, saw their unusual clothes and armor. And as soon as firearms came into use in Japan, the “modern armor” tosey gusoku immediately appeared, and to them new helmets, which were significantly different from those that existed before. First of all, the Japanese began to make all-metal helmets on the model of European cabaret helmets, which European merchants sold them as wonders. Pikinerskie "sweat" helmets also came to the Japanese to taste, but most importantly, the technology has changed.

New helmets for Tossey Gusoku (part two)

Hoshi Kabuto XIV century Weight 3120 Metropolitan Museum, New York.

Now the helmets of three courses of metal — the central plate and two side plates — which were fastened to each other on rivets and attached to the rim around the head, or even one, became common. Such helmets no longer had a luxurious look, and therefore, in order to stand out in powder smoke, samurai began to put on top of these helmets made from lacquered paper and bamboo tops, which allowed each of them to be easily recognizable. These helmets began to be called kawari kabuto or “curly helmets”. Fukigaeshi's cuffs on them now either didn’t do at all, or they became very small, turning from an element of protection into a tribute to tradition.

The officers, however, still ordered luxury helmets made from 32, 64 and even 120 plates, which were required before 2000 rivets. But in this case too, the tops of the most fantastic kind were strengthened on it, which could not so much frighten the enemy as much as make laugh.


Suzi-Kabuto helmet made from 62 plates. Epoch of Muromachi. Tokyo National Museum.

For example, Fujisan helmets appeared with high tops in the form of the sacred mountain of Fuji for every Japanese. The hakkaku-kasa helmets resembled an octagonal umbrella; in kabuto kamas, the pommel was of the mat; Boosi's helmet resembled a European cylinder with fields (!), but had a front mirror to scare away evil spirits.


The armor of the tosei gusoku with the no-do cuirass is the “torso of the Buddha.” Helmet - Yaro-Kabuto. Metropolitan Museum, New York.

The helmet of Yaro-Kabuto was entirely covered with bear fur or ponytail, but on the helmet Tonkin Kabuto fur was used only in helmet ornaments. Note that on the sides of the fiercely kabuto, to heighten the effect, a pair of pink ears, of a completely natural look, was also attached!


The armor of the tosei gusoku with the katuragi katanugi-do is the “torso of a monk”. Helmet - Yaro-Kabuto. Metropolitan Museum, New York.

On some helmets, decorations were not located in the front, but in the back, but there were such samurai that decorated the helmets on both sides at the same time! The fantasy of the masters truly knew no bounds, so for some people the helmet was made in the form of a “curled slug”, a “sea shell” and even in the form of ... a “blizzard” (who could have thought of it except the Japanese ?!)! . In fact, this technology was no different from the practice of decorating medieval European knight helmets. After all, they also fastened a variety of shapes and emblems made of "boiled leather", painted plaster and papier-mâché!

However, thanks to this, many commanders were easily recognized on the battlefield. So, Kato Kiyomasa (1562 - 1611) wore a helmet with a top piece in the form of a high court headgear of silver color and a red sun disk on both sides. It is clear that he stood out among the masses of samurai and was visible from afar.

Maeda Tosiye (1538 - 1599) and his son Toshinaga wore similar helmets — one entirely golden in color, the other also “silver” (according to their rank!), And, moreover, they had sections of horsehair fringe. Often such helmets were hoisted onto a pole and carried to the battlefield, where they played the role of heraldic signs symbolizing the commander's person. Another well-known sign of a famous commander was the horns of a water buffalo (usually gilded!) - suiguri-no-vakidate. But Kuroda Nagamasa (1568 - 1623) - one of the commanders Ieyasu Tokugawa had a helmet shaped ... "sheer cliff." In theory, this was supposed to remind of the 1184 battle of the year, in which one of his ancestors covered himself with glory, having fallen upon the enemy with his cavalry from such a steep cliff, that everyone was amazed at how impossible it was! The helmet of another Ieyasu associate - Honda Tadakatsu (154 - 1610) was decorated with huge deer horns. The samurai helmets Date Masamune (1567 - 1635) and all his soldiers were distinguished by an asymmetrical golden crescent!

The infantry recruited from the peasants had the simplest helmets you could imagine. These were mainly iron hats, riveted in the form of a cone - that is, a simple straw peasant hat from a single sheet metal. However, they were likewise varnished to protect against rust, and the emblem of the ruler, who served as an infantryman, was applied in front. Commander Ieyasu Tokugawa advised his soldiers to use such helmets, called jingasa, as dishes for cooking rice. So it is unlikely that after that any image could be viewed on them and, most likely, every time before the battle or holiday these signs were painted anew. However, the option of jingas, resembling a bowler hat with wavy fields, did not consider it shameful to wear even samurai, which was apparently done under the influence of fashion and, perhaps, show “closeness to the people”. Similar examples in stories well known not only in Japan.


Helmet "Crouching Rabbit" XVII century. Metropolitan Museum, New York.
A very original type of helmet, worn by samurai and ordinary infantrymen to ashigaru, was a “folding helmet” or a ёetin-kabuto. They were made of metal hoops connected by cords, so their design was a ... modern folding tourist cup. Therefore, such a helmet could be easily folded and made completely flat, and, accordingly, it is convenient to transport and store. The tatami kabuto (“folding helmets”) consisted of trapezoidal metal plates connected by chain mail and sewn onto durable fabric. They were worn with the same tatami-do folding armor.


Helmet-shell Tokyo National Museum


Another shell-shaped helmet. The Japanese living by the sea liked this form ... Metropolitan Museum, New York

Cabinets among the Japanese became quite popular, and such helmets were called namban-kabuto - that is, “helmets of southern barbarians”. The samurai wore them together with the European cuirass - namban-do ("the southern barbarians' cuirass"), although among them there were often products made by local gunsmiths than imported armor, which were very expensive. Well, and local craftsmen have learned very well to fake them.


A kawari-kabuto helmet in the shape of a sea shell. Edo Epoch. The Anna and Gabriel Barbier-Muller Museum, Dallas, Texas.

A variation of this helmet was the mononari kabuto (“helmet peach”), the surface of which was often gilded or painted. By the way, the legendary Ieyasu Tokugawa at the battle of Sekigahara wore the helmet namban-kabuto, as well as the European-style cuirass and did not hesitate for his unpatriotic adherence to Western armor. The Japanese would not be Japanese if they did not bring something of their own into it. In this case, it was expressed in the fact that they wore Western helmets backwards, apparently wearing them that way for some reason they liked more!


Commander Takeda Shingen in a “furry helmet” of a fiercely kabuto.

However, in addition to solid-forged helmets, large quantities were made of helmets made up of 8 plates intended to equip entire armies, although most noble warriors and even more so warlords despised them. But around 1550 of the year in Japan, dunari-kabuto (“in the shape of the head”) appeared - a very simple and functional product, the top of which was assembled from only three parts.


Kawari Kabuto XVII - XIX centuries. It is clearly seen that this magnificent and absurd pommel attached to a simple and functional helmet dzunari-kabuto.

In fact, it was a real helmet, very similar to modern designs, with a small visor and a backrest, made of metal of such thickness that the arquebus did not break through the bullets! The strength of this helmet especially attracted the daimyo and the rich samurai, who highly appreciated his protective qualities, despite the simplicity of the design they so disliked. To hide this flaw, it was on these helmets that they began to pile up various ridiculous ornaments, although under them they all had exactly dzunari-kabuto!


Exotic helmet with Tengu mask and ravens, 19th century. Metropolitan Museum, New York.

How expensive were Japanese helmets? This can be judged from the following example. Only the restoration of the helmet of the master Miochin Nobui, made in 1534, in 1865 was evaluated at 19 ryo, which would be equal to the cost of 57 grams of gold. And while it is impossible, of course, to forget that the price of gold has increased greatly since that time!


Fire helmet kadzi kabuto XVIII century. Metropolitan Museum, New York

The author is grateful to the Antiques of Japan Company (http://antikvariat-japan.ru/) for the photos and information provided.
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Kazakh
    Kazakh 16 September 2015 08: 38 New
    +2
    Japas used to decorate their helmets Well, just like our demobilization their form now. And it’s interesting to have such demobilization somewhere.
    1. otto meer
      otto meer 16 September 2015 12: 34 New
      +1
      In many foreign armies it would not be necessary to wait for a demobilization to “show off”. You can go very “fashionable” for the entire service life, quite officially.
      1. The comment was deleted.
      2. inpu
        inpu 16 September 2015 14: 43 New
        0
        Eternally running Italians in parades:
    2. War and Peace
      War and Peace 16 September 2015 17: 45 New
      +1
      helmets no dents, no scratches - all the "reconstruction", all fake, who made them?
      1. kalibr
        16 September 2015 19: 52 New
        +1
        Almost all of the helmets shown were made during the Edo period, when there were no wars. The photo shows the century. Therefore, there are no dents on them. There are separate helmets on which they are, but this is rare, and here they are not represented. In essence, these are ceremonial armor and capitalization of funds - the samurai Mercedes. At the end of the article it is written how much it cost and for what it served. It was prestigious to have it all!
  2. Bosk
    Bosk 16 September 2015 11: 13 New
    +2
    If Japan would be on the continent, then all these "squiggly horns" would quickly "fall off", there would remain a naked cap, well, there may still be a mask and protection on the neck ...
  3. viktorR
    viktorR 16 September 2015 12: 17 New
    0
    I don’t understand anything, but what about New York? And then the Americans fussed over and after WWII they took out valuable stuff to themselves?
    1. kalibr
      16 September 2015 12: 20 New
      0
      Yes, one of the richest collections of Japanese armor and weapons is in museums in the United States and not only in New York, but also in Los Angeles, Dallas, and many other places!
  4. otto meer
    otto meer 16 September 2015 12: 18 New
    +2
    a less developed culture borrows something from a more developed one necessarily. This happened with the Japanese, who in 1547 became acquainted with the firearms of the Europeans, saw their unusual clothes and armor. And as soon as firearms came into use in Japan, the “modern armor” of Tosei Gusoku immediately appeared, and to them new helmets, which were significantly different from those that were before.
    Well. And whether it was worth arguing in the first part.

Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

О, беспощадный рок!
Под этим славным шлемом
Теперь сверчок звенит.
Мацуо Басё (1644 -1694). Перевод А.Долиной


Всегда было и будет так, что новые виды оружия сразу же провоцируют и создание новых видов защиты. А уж если этот процесс еще и происходит в рамках взаимодействия двух культур, то, как правило, менее развитая культура заимствует что-то у более развитой обязательно. Так произошло и с японцами, которые в 1547 году познакомились с огнестрельным оружием европейцев, увидели их необычную одежду и доспехи. И едва только огнестрельное оружие вошло в Японии в обиход, как тут же появились и «современные доспехи» тосэй гусоку, а к ним и новые шлемы, существенно отличавшиеся от тех, что были до этого. Прежде всего, японцы стали делать цельнометаллические шлемы по образцу европейских шлемов кабассет, которые им как диковинки продавали европейские купцы. Пикинерские каски «пот» также пришлись японцам по вкусу, но самое главное изменилась технология.


Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

Хоси-кабуто XIV век Вес 3120 г. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

Теперь обычными стали шлемы из трех курсов металла – центральной пластины и двух боковых, которые скреплялись друг с другом на заклепках, и прикреплялись к ободу вокруг головы, а то даже и одного. Прежнего роскошного вида такие шлемы уже не имели и поэтому для того, чтобы выделяться своим внешним видом в пороховом дыму, самураи стали надевать поверх этих шлемов сделанные из лакированной бумаги и бамбука навершия, что позволяло каждому из них быть легко узнаваемым. Эти шлемы стали называть кавари-кабуто или «фигурные шлемы». Отвороты фукигаэси на них теперь либо совсем не делали, либо они стали очень маленькими, превратившись из элемента защиты в дань традиции.

Офицеры, впрочем, по-прежнему заказывали себе роскошные шлемы из 32, 64 и даже 120 пластин, на которые требовалось до 2000 заклепок. Но и в этом случае на нем укреплялись навершия самого фантастического вида, которые могли не столько напугать врага, сколько рассмешить.

Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

Шлем судзи-кабуто из 62 пластин. Эпоха Муромати. Токийский Национальный музей.

Например, появились шлемы фудзисан с высокими навершиями в форме священной для каждого японца горы Фудзи. Шлемы хаккаку-каса напоминали своей формой восьмиугольный зонтик; у кабуто-камасу навершие было из циновки; шлем бооси напоминал европейский цилиндр с полями (!), но имел спереди зеркало, чтобы отпугивать злых духов.

Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

Доспехи тосей гусоку с кирасой нё-до – «торс Будды». Шлем – яро-кабуто. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

Шлем яро-кабуто весь целиком оклеивали мехом медведя или конским хвостом, а вот на шлеме тонкин-кабуто мех использовался только в нашлемных украшениях. Заметим, что по бокам яро-кабуто ради пущего эффекта крепилась ещё и пара розовых ушей, совершенно натурального вида!

Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

Доспехи тосей гусоку с кирасой катануги-до – «торс монаха». Шлем – яро-кабуто. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

На некоторых шлемах украшения располагались не спереди, а сзади, а были и такие самураи, что украшали шлемы одновременно с обеих сторон! Фантазия мастеров поистине не знала границ, так что для кого-то шлем делали в форме «свернувшегося слизняка», «морской раковины» и даже в форме… «снежной бури» (ну кто, кроме японцев мог до этого додуматься?!)!). По сути дела данная технология от практики украшения средневековых европейских рыцарских шлемов ничем не отличалась. Ведь на них тоже крепились самые различные фигуры и эмблемы, сделанные из «вареной кожи», раскрашенного гипса и папье-маше!

Впрочем, благодаря этому многих полководцев было легко узнать на поле боя. Так, Като Киёмаса (1562 – 1611) носил шлем с навершием в форме высокого придворного головного убора серебряного цвета и красным солнечным диском по обеим сторонам. Понятно, что так он выделялся среди массы самураев и был виден издали.

Похожие шлемы – один целиком золотого цвета, другой тоже «серебряный» (соответственно их рангу!) носили Маэда Тосииэ (1538 – 1599) и его сын Тосинага, кроме того, назатыльники у них были отделы бахромой из конского волоса. Часто такие шлемы водружали на древко и выносили на поле сражения, где они играли роль геральдических знаков, символизирующих особу полководца. Ещё хорошо заметным знаком прославленного полководца были рога водяного буйвола (обычно позолоченные!) – суигури-но-вакидатэ. А вот Курода Нагамаса (1568 – 1623) – одного из полководцев Иэясу Токугава имел шлем формы… «отвесной скалы». По идее это должно было напоминать о сражении 1184 года, в котором один из его предков покрыл себя славой, обрушившись на противника со своей конницей с такого крутого обрыва, что все этим были поражены, как делом совершенно невозможным! Шлем другого сподвижника Иэясу – Хонда Тадакацу (154 – 1610) украшали огромные оленьи рога. Шлемы самурая Датэ Масамунэ (1567 – 1635) и всех его солдат отличал асимметричный золотой полумесяц!

Пехота, набранная из крестьян, имела самые простые шлемы, какие себе только можно себе представить. Это были, главным образом, железные шляпы, склепанные в виде конуса – то есть простой соломенной крестьянской шляпы из одного металлического листа. Впрочем, их точно также покрывали лаком для защиты от ржавчины, а спереди наносили эмблему того правителя, которому служил пехотинец. Полководец Иэясу Токугава советовал своим солдатам использовать такие шлемы, называвшиеся дзингаса, в качестве посуды для варки риса. Так что вряд ли после этого какое-либо изображение на них можно было бы рассмотреть и, скорее всего, каждый раз перед битвой или праздником эти знаки раскрашивали заново. Впрочем, вариантом дзингаса, напоминающим шляпу-котелок с волнистыми полями не считали для себя зазорным носить даже самураи, что делалось, видимо, и под влиянием моды и, может быть, показать «близость к народу». Подобные примеры в истории хорошо известны не только в Японии.

Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

Шлем «Крадущийся кролик» XVII век. Метрополитен музей, Нью-Йорк.
Весьма оригинальным типом шлема, который носили и самураи, и рядовые пехотинцы асигару был «складной шлем» или тётин-кабуто. Делали их из металлических обручей, связанных шнурами, так что их конструкция представляла собой… современный складной туристический стаканчик. Поэтому такой шлем можно было легко сложить и делать совсем плоским, и, соответственно, удобно перевозить и хранить. Татами-кабуто («складные шлемы») состояли из трапециевидных металлических пластин, соединенных кольчужным плетением и нашитых на прочную ткань. Их носили с такими же складными доспехами татами-до.

Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

Шлем-раковина. Токийский национальный музей

Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

Еще один шлем в форме раковины. Живущим у моря японцам эта форма нравилась... Метрополитен музей, Нью-Йорк

Кабассет среди японцев стал довольно популярен, а назывались такие шлемы намбан-кабуто – то есть «шлемы южных варваров». Самураи надевали их вместе с европейской кирасой – намбан-до («кирасой южных варваров»), хотя среди них часто встречались изделия местных оружейников, чем собственно импортные доспехи, которые были очень дороги. Ну, а местные мастера научились очень хорошо их подделывать.

Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

Шлем кавари-кабуто в форме морской раковины. Эпоха Эдо. Музей Анны и Габриэль Барбье-Мюллер, Даллас, Техас.

Разновидностью этого шлема стал мононари-кабуто («шлем-персик»), поверхность которого нередко золотили или окрашивали. Кстати, легендарный Иэясу Токугава в битве при Сэкигахаре носил именно шлем намбан-кабуто, а также кирасу европейского образца и ничуточки своей непатриотичной приверженности к западным доспехам не стеснялся. Японцы не были бы японцами, если бы и здесь не внесли в это что-нибудь своё. В данном случае это выразилось в том, что западные шлемы они надевали задом наперед, видимо носить их именно так по какой-то причине им нравилось больше!

Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

Полководец Такэда Сингэн в «мохнатом шлеме» яро-кабуто.

Впрочем, помимо цельнокованых шлемов в массовом количестве изготовлялись и шлемы, состоявшие из 8 пластинок, предназначавшиеся для экипировки целых армий, хотя большинство знатных воинов и уж тем более военачальники их презирали. Зато около 1550 года в Японии появился дзунари-кабуто («по форме головы») – очень простое и функциональное изделие, верхушка которого собиралась всего из трех деталей.

Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

Кавари-кабуто XVII – XIX вв. Хорошо видно, что это пышное и нелепое навершие закреплено на простом и функциональном шлеме дзунари-кабуто.

По сути дела это была самая настоящая каска, очень похожая на современные образцы, с небольшим козырьком и назатыльником, сделанная из металла такой толщины, что пули аркебуз её не пробивали! Прочность этого шлема особенно привлекла даймё и богатых самураев, высоко оценивших его защитные качества, несмотря на столь нелюбимую ими простоту конструкции. Чтобы скрыть этот недостаток, именно на эти шлемы они и начали взгромождать различные нелепые украшения, хотя под ними у них у всех был именно дзунари-кабуто!

Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

Экзотический шлем с маской Тэнгу и воронами, XIX век. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

Насколько японские шлемы были дорогими? Об этом можно судить из следующего примера. Только реставрация шлема мастера Миочина Нобуи, сделанного в 1534 году, в 1865-ом была оценена в 19 рё, что равнялось бы стоимости 57 граммов золота. И при этом нельзя, конечно, забывать, что цена на золото с того времени сильно выросла!

Новые шлемы для Тосэй Гусоку (часть вторая)

Пожарный шлем кадзи-кабуто XVIII век. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Автор выражает признательность компании «Антиквариат Японии» (http://antikvariat-japan.ru/) за предоставленные фотографии и информацию.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. казах 16 сентября 2015 08:38
    Джапы раньше свои шлемы украшали Ну прям как наши дембеля свою форму сейчас.А интересно еще такие дембеля где нибудь есть.
    1. отто меер 16 сентября 2015 12:34
      Во многих иностранных армиях что бы "покрасоватся" не обязательно ждать дембеля. Можно ходить очень "модным" весь срок службы, вполне официально.
      1. Комментарий был удален.
      2. inpu 16 сентября 2015 14:43
        Вечно бегающие итальянцы на парадах:
    2. война и мир 16 сентября 2015 17:45
      шлемы ни вмятинки ,ни царапинки -всё "реконструкция" ,всё подделка,кто их делал?
      1. kalibr 16 сентября 2015 19:52
        Практически все показанные шлемы сделаны в период Эдо, когда войн не было.Под фото же указан век.Поэтому на них и нет вмятин. Есть отдельные шлемы, на которых они есть, но это редкость, и здесь они не представлены. По сути это парадные доспехи и капитализация средств - "мерседесы" самураев. В конце статьи написано сколько это стоило и для чего служило. Иметь все это было престижно!
  2. Bosk 16 сентября 2015 11:13
    Если бы Япония находилась бы на континенте то все эти "рожки-закорючки" быстро бы "отпали", остался бы голый колпак, ну там может ещё личина и защита на шею...
  3. viktorR 16 сентября 2015 12:17
    Ничего не понимаю, а причем тут Нью-Йорк? И тут американцы подсуетились и после ВМВ вывезли к себе ценное барахлишко?
    1. kalibr 16 сентября 2015 12:20
      Да, одна из богатейших коллекций японских доспехов и оружия находится в музеях США и не только в Нью-Йорке, но и Лос-Анджелесе, Далласе и многих других местах!
  4. отто меер 16 сентября 2015 12:18
    менее развитая культура заимствует что-то у более развитой обязательно. Так произошло и с японцами, которые в 1547 году познакомились с огнестрельным оружием европейцев, увидели их необычную одежду и доспехи. И едва только огнестрельное оружие вошло в Японии в обиход, как тут же появились и «современные доспехи» тосэй гусоку, а к ним и новые шлемы, существенно отличавшиеся от тех, что были до этого.
    Ну вот. И стоило ли спорить в первой части.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня