Легко ли напасть на Британию?

Легко ли напасть на Британию?

"Надо бы помочь Аргентине вернуть Фолкленды".
— Из комментариев в Интернете.



Отнять у Британии спорные острова будет непросто. Для этого сперва придется разобраться с британским флотом, который в количественном (и, что опаснее, в качественном) аспектах превосходит ВМС большинства стран мира.

Что представляет собой современный Royal Navy (RN)?

Увядшая слава. Обрывки великого прошлого, лежащие на могиле великой империи.

Ответ неверный.

Британцы знают толк в морских делах. Они единственные, кто воевал на море за последние 70 лет. Они добыли свою победу в открытом океане, на удалении 12 000 километров от родных берегов.

Единственные, кто применял в бою подводный атомоход (потопление субмариной “Конкеррор” крейсера “Генерал Бельграно”). Не считая ракетных ударов по территории Югославии и Ирака с применением КРМБ “Томагавк”. Стоит заметить, RN — единственный из союзников США, получивший это мощное и дальнобойное тактическое оружие, опередившее свое время на 30 лет.

Они срезали и унесли гидроакустическую антенну. Настолько тихо, что на противолодочном корабле поначалу не поняли, отчего ГАС вышла из строя (операция “Официантка” в Баренцевом море, 1982 г.; при участии упомянутой АПЛ “Конкеррор”).

Им принадлежит первенство по успешному перехвату противокорабельной ракеты в боевых условиях (Война в Заливе, 1991 год, отличился эсминец “Глостер”).

На вооружении британского флота находится самый быстрый вертолет (Westland Lynx, непобитый рекорд — 400 км/ч). Первый (до 2015 года — единственный в мире) морской зенитный комплекс с ракетами с активной ГСН (PAAMS). Их корабли приводятся в движение самыми мощными из существующих на сегодня газовых турбин (Роллс-Ройс MT30, мощностью 50 тыс. л.с.). А подлодки оснащены гидроакустикой, способной различать цели на другом конце океана (по данным разработчиков, “Sonar 2076” способен услышать шум винтов лайнера “Куин Мэри 2” на расстоянии в 3000 миль).

Авианосец “Куин Элизабет”

Наряду с американским “Фордом” британский “Куин” представляет наиболее “продвинутый” проект в своем классе. Уступая американцу в размерах (65 против 100 тыс. тонн), британский авианосный корабль едва ли не превосходит своего союзника по количеству перспективных технологий, заложенных в его конструкции.



Две супертурбины Роллс-Ройс MT30.

Оригинальная компоновка с передней и задней надстройкой.

Две РЛС с активными ФАР. Обзорный радар S1850M, способный различать цели на околоземной орбите и радар для слежения за горизонтом Type 997 Artisan, работающий в сантиметровом диапазоне.

Оптронные поисково-прицельные системы.

Полное электродвижение.

Полностью автоматизированная система погрузки, хранения и подачи боезапаса.

В связи с отказом от электромагнитной катапульты, “Куин” предназначен для базирования самолетов с укороченным взлетом. Выбор британцев — истребитель-бомбардировщик F-35B. Согласно расчетам военных, на борту предполагается иметь всего 12 истребителей (до 24 в военное время) и смешанную эскадрилью вертолетов.

Понимая, что F-35 опоздают к моменту вступления корабля в строй, британцы рассматривают возможность использования “Куина” в качестве гигантского вертолетоносца. С боевыми вертолетами “Апач”, конвертопланами V-22 “Оспри”, военно-транспортными “Мерлинами” и “Чинуками”.

Кроме этого, на борту “Куин Элизабет” зарезервированы места для 250 морских пехотинцев.



Чем является этот нелепый корабль — недоавианосцем, вертолетоносцем, десантным кораблем или морской радарной базой?.. Конструкция “Куин Элизабет” полна спорных решений. Но важно понимать, что с точки зрения отечественного флота вопрос стоит просто: авианосец у причала или пустой причал. Так что с критикой стоит повременить.

У британцев авианосец уже построен. Как и где применить “Куин” — ответ не заставит долго ждать.

Эсминцы ПВО типа “Дэринг” (в строю — 6 единиц)

Боевое ядро RN. Самые совершенные в мире корабли своего класса, ставшие реальной альтернативой американским “Иджисам”.

Противовоздушная оборона эскадр — единственная приоритетная задача современных крейсеров и эсминцев. У британских “Дэрингов” идеальная компоновка для выполнения этой сложнейшей задачи. Лучшие из существующих средств обнаружения и уникальное оружие. Два радара с АФАР, один из которых размещен на вершине 30-метровой фок-мачты. Комплекс ПВО PAAMS-S с ракетами “Астер”, что оснащаются активными головками наведения.



Несмотря на свою специализацию, “Дэринг” остается универсальным кораблем — с артиллерией, гидроакустическим комплексом и вертолетом. По нормам мирного времени, эсминец конструктивно недогружен: на борту зарезервировано место под установку еще 12 пусковых ячеек для КР “Томагавк”, а также место для противокорабельных “Гарпунов” и средств активной самообороны.

Фрегаты “Тип 23” (в строю — 13 единиц)

Крепкие 5000-тонники для несения дозора в мировом океане. “Рабочие лошадки” флота. С большой дальностью плавания и “средствами быстрого реагирования” для противодействия возможным угрозам: зенитные ракеты малой дальности, ПКР, артиллерия, вертолеты.

Корабли этого типа строились в 90-е годы. Сейчас им на смену идет “Тип 26” (глобальный боевой корабль, GCS). Крупный фрегат, оснащенный многоканальным ЗРК “СиКэптор”, пусковыми установками для КР “Томагавк” и др. высокотехнологичными приспособлениями, включающими беспилотники, лазеры, газовые турбины R&R MT-30 и элементы технологии “стелс”. Начало строительства GCS запланировано на 2016 год.

Подлодки типа “Астьют”

В строю — 2. На ходовых испытаниях — 1. В постройке — 3. Последняя, седьмая лодка этого типа (“Аякс”) должна вступить в строй в 2024 году, в настоящий момент ведется нарезка стали для её корпуса.


"Артфул" на ходовых испытаниях, август 2015 года


Британский подводный терминатор, претендующий на роль самой совершенной из существующих подлодок. За стильной угловатой внешностью скрывается множество секретов. Сообщается, что это самые скрытные в мире атомоходы, чей гидроакустический комплекс (Sonar 2076, состоящий из 13 000 гидрофонов) способен отслеживать лайнер "Куин Мэри-2" по всему маршруту от Лондона до Нью-Йорка, в то время, когда сама лодка находится у берегов Туманного Альбиона). 39 тысяч полосок из специального полимера, наклеенные на внешней поверхности корпуса, полностью поглощают излучение вражеских сонаров, создавая иллюзию, "словно это не 97-метровый "Астьют", а детеныш дельфина".

По итогам совместных учений, утёрлись даже янки. Их “Вирждиния” не смогла обнаружить “Астют” и была "условно уничтожена" в бою с этой подлодкой. Высокая скрытность и качественная гидроакустика — традиция британских подводников (живой пример — “Официантка”, с кражей секретной ГАС прямо за кормой корабля).

“Астьют” мощен и крут. Как и его оружие — самонаводящиеся дальнобойные торпеды “Спэрфиш” (скорость — до 80 узлов), оснащенные встроенным гидролокатором. Или проверенные в бою КРМБ “Томагавк”, способные поражать цели на удалении 1600 км.

“Астьюты” идут на смену пожилым “Трафальгарам” (четыре многоцелевые АПЛ постройки конца 80-х, чье списание запланировано на период до 2022 года).

Морские стратегические ядерные силы

Четыре подводных ракетоносца типа “Вэнгард”, вооруженные безотказным “Трайдент-2”. Единственное отличие от американских БРПЛ — термоядерные блоки собственной, британской конструкции.

На берегах Альбиона находится немало сторонников отказа от морских ядерных сил (и ядерных сил вообще, т.к. все британское ЯО размещено на подлодках). Главный аргумент — что значат четыре ПЛАРБ и 64 ракеты на фоне ядерных арсеналов России и США.

С другой стороны, наличие МСЯС придает вес на геополитической арене и служит гарантом суверенитета страны.

Десантные корабли

В строю — 3 единицы. Вертолетоносец “Оушен” и пара транспортов-доков для доставки тяжелой техники (типа “Альбион”). По своим размерам и назначению — типичные баржи-“мистрали” со своими преимуществами и недостатками.

Это официальные цифры. Неофициальные цифры другие. Значительная часть кораблей британского флота ходит под управлением RFA (Royal Fleet Auxiliary).

Королевский вспомогательный флот — военная организация с кораблями двойного назначения, управляемыми гражданскими экипажами (чтобы сэкономить на окладах, жалованиях и страховках).

Несмотря на свое “гражданское лицо”, техника у RFA явно не для шуток.

Например, — RFA “Аргус”. 28 тыс. тонный вертолетоносец, также способный выполнять функции десантного и госпитального корабля.



Помимо “Аргуса”, переделанного из голландского контейнеровоза, в составе RFA есть три десантных корабля специальной постройки (фактически, “мистрали”). С полетной палубой, двумя десантными катерами и грузовой палубой, рассчитанной на 24 танка “Челленджер-2”. Для обеспечения их безопасности, “мирные транспорты” вооружены шестиствольными “Фаланксами” и 30 мм автоматическими пушками.


Один из них — RFA Лайм Бэй


Также в составе RFA находится восемь кораблей комплексного снабжения (КСС), четыре быстроходных контейнеровоза и плавмастерская “Дилидженс”.


Военная техника на борту ролкера RFA “Хартланд Пойнт”


Обладая развитым флотом десантных и транспортных кораблей, Британия способна в кратчайшие сроки перебросить свою экспедиционную армию и флот на любой театр военных действий. Так же, как это произошло в 1982 году.

Неприступные стены Британии — стальные борта её кораблей

Несмотря на красочное описание подвигов Royal Navy, автор опуса отнюдь не является англофилом. Как и многие из вас, он бы с удовольствием видел “высшую расу” на дне морском. Но для этого, сперва, требуется подготовка. А не обещания побороть всех “одной левой”, прикрываясь громкими лозунгами.

При той колоссальной разнице в количестве и качестве военной техники, мечтать о “возвращении Фолклендов” было бы как минимум неразумно. Да и черт с этими островами на краю света!

С этих ребят нужно учиться, а не насмехаться над “дряхлеющей владычицей морей”. Притом, что никакого “дряхления” там не замечено. Флот Её Величества находится в наилучшем состоянии, чем за все последние 50 лет.

Он компактен, в то же время, достаточен для решения любых насущных задач. Хорошо сбалансирован и насыщен самыми современными технологиями. С ясной концепцией применения и солидным боевым опытом, подтвердившим право Британии на статус великой морской державы.


Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" в сопровождении эсминца "Дрэгон"


Что касается вопроса из заголовка статьи, то к настоящему времени Фолкленды превращены в неприступную крепость. “Непотопляемый авианосец” посреди бескрайнего океана. На острове сооружена крупная авиабаза с трехкилометровой ВПП. Размещенные там “Тайфуны” Королевских ВВС потопят любой корабль задолго, как тот приблизится к “спорным территориям”.

В то время как вооруженные силы Аргентины — главного и единственного претендента на Фолкленды — к настоящему времени совершенно деградировали. Но это уже совсем другая история…


Эсминец "Дэринг" проходит Суэц



RFA Вэйв Рулер. 31000-тонный быстроходный танкер, один из двух КСС нового типа, построенных для британского флота в 2003 году



Истребители-бомбардировщики "Торнадо" над Фолклендскими островами
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

115 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти