Military Review

Armored car "Renault" Nekrasov-Bratolyubova

3
Article from 2015-09-14


In mid-August 1914, 17, August 1914, the War Minister, Adjutant-General V.A. Sukhomlinov, fulfilling the order of Grand Duke Nikolai Nikolayevich, ordered to begin work on the creation of new domestic armored vehicles. Several specialists were involved in the most important program. Thus, the creation of equipment for the 1-th automobile machine-gun company was assigned to the colonel of the Life Guards Hussar Regiment A.N. Dobrzhansky. In addition, guards staff captain Nekrasov was attracted to the work.

Nekrasov was entrusted with the development and construction of a promising armored car with cannon armament. It is known that the staff captain worked in the Main Military Technical Directorate, and therefore, probably, had some experience with automotive technology. Nevertheless, the creation of a cannon armored car turned out to be quite a difficult task, which is why Nekrasov was forced to seek help from weapons specialists. As a developer of an artillery system, Lieutenant General R.A. was involved in the project. Durlacher (according to other data, Durlyakhov), known for his work in the field of artillery installations. He, in turn, invited the engineer A.A. Bratolyubova. This is how the “triumvirate” appeared, later on it started creating new armored vehicles for the army.

The new project was developed according to the standard for that time scheme. On the existing car chassis planned to install the original armored housing with weapons. This approach was actively used during the First World War and the armored car of Nekrasov, Durlyakher and Bratolyubov was no exception. Moreover, the development of the original chassis specifically for the armored car was impractical.

Within a few weeks, three experts completed the development of a new armored car and assembled its layout. The model and project documentation were submitted to the Minister of War, who reviewed them and approved the construction of the first vehicle. In addition, in the fall, Sukhomlinov presented documentation on the second draft of the armored car. The head of the military department ordered the allocation of funding and several cars that should be used as the basis for new armored cars.


The only surviving photo of the armored car "Renault" Nekrasov-Bratolyubova


For the assembly of new technology Nekrasov team received several cars "Russo-Balt" and one "Renault". The French-made chassis was decided to use in the construction of a special armored car designed to accompany convoy. Currently, this project is known by the name of the base chassis and the names of the designers. In various sources, he is referred to as "Renault" Nekrasov or "Renault" Nekrasov-Bratolyubova.

All the armored cars of Nekrasov and his colleagues were to be built on the basis of passenger cars, which affected some features of the project. Available in the presence of the chassis "Renault" was a typical representative of the equipment of its class of the time. It was equipped with a gasoline engine, located in front of the frame, had the wheel formula 4x2 and chain transmission to the rear drive wheels. Dependent suspension based on leaf springs. According to some data, when assembling a new armored car, the chassis was modified and strengthened due to the expected increased loads.

The assembly of armored cars was carried out in Bratolyubov’s own workshops, the equipment of which allowed for the basic installation of various units. At the same time, however, there was no possibility of making armor plates. For the manufacture of armor to the project had to attract Obukhov steel plant. Nekrasov and Brothers made a set of special templates, according to which the plant made sheets of the desired size and shape. Then the armor parts were sent to the workshops of Bratolyubov, where the final assembly of armored vehicles was carried out.

Armored car "Renault" was supposed to get the armored hull, assembled on the basis of a metal frame. At first, the specialists assembled a framework from metal profiles, on which armor plates were then installed with the help of rivets and bolts. Due to the low characteristics of the base chassis, the authors of the project had to weaken the protection of the machine. The body of the new armored car was supposed to be made of 4-mm sheets. In addition, it was decided to abandon the roof. This affected the level of crew protection, however, allowed to save several tens of kilograms of weight.

The hull was divided into the engine compartment and the habitable compartment. Like many other armored cars of that time, the entire crew was to be located in one compartment. The driver's workplace was located in the front of the case, the arrows were located in the central and aft parts.

Armored car "Renault" Nekrasov-Bratolyubova received vertical sides, common to the motor and habitable compartments. Thus, the width of the case did not change along its entire length. The front of the engine was protected by a frontal sheet with large vents, which were located at an angle and protected the engine from bullets and fragments. The hood lid was installed at a slight angle to the horizontal, tilted forward. For maintenance of the engine it could lift.

Protection of the driver and the commander was provided by the inclined frontal sheet manned volume. It provided viewing gaps to observe the road. Other devices for tracking the surrounding space were absent.

The armored car should not have a roof, in the place of which there were devices for installing weapons. In order to protect the shooters, two armored carts were installed on mobile units. Due to the correct mutual position, the guards could close both shooters from firing in front and behind.

The crew of the armored car "Reno", according to reports, consisted of four people: the driver, the commander and two gunners. To fall into place they should have been through the door in the port side. On the existing photograph of the armored car, there are no inspection hatches or slots in the sides. Apparently, the arrows should have monitored the situation, using the sights of his weapons and hiding behind armor shields.

The main task of the project was to create a light armored car with cannon armament. For this reason, the car "Renault" Nekrasov received Hotchkis 37-mm gun. It was mounted on the aft plant, in the center of the armored seat. The design of the mountings and guidance systems made it possible to fire at targets within a wide enough sector behind the machine. It was assumed that for firing at the target the armored car would be turned towards her astern. The supply of an armored car on the battlefield in reverse was considered normal practice at that time, but in the case of a vehicle designed to accompany the columns in the rear, the location of the main weapon in the stern looked ambiguous.

As an additional weapon, the Renault armored vehicle received a Maxim machine gun. It was proposed to mount it on the front installation with a shield. Thus, the machine gunner controlled part of the front hemisphere and could effectively deal with the enemy infantry.

It can be assumed that the proposed weapons complex in the form of an 37-mm cannon and machine gun rifle caliber allowed the prospective armored car to solve the vast majority of tasks that could be put at the end of 1914. At the same time, it was quite suitable for its main purpose - escorting transport convoys.

The order to build an experienced armored vehicle for the new model was received in September 1914. The assembly of this machine and other armored vehicles of Nekrasov-Bratolyubov continued until the end of February of the following year. Obukhovsky Plant, attracted to the project as a manufacturer of armor, for a long time could not organize the manufacture of the required parts without marriage. Because of this, the delivery of armor plates of the desired configuration and the assembly of several combat vehicles dramatically delayed.

Seven new armored cars, including one Renault, presented 23 February 1915 to the customer. Acceptance of the machines was carried out by a commission of the Main Military Technical Directorate headed by Lieutenant-General Mgebrov (father of staff captain, designer of armored cars). The commission studied the new equipment and allowed it to be tested. It was planned that Renault would serve in the 11-th automotive company.

During the tests, quite serious flaws of all seven new armored cars were identified. The main problems were associated with insufficient characteristics of the base chassis. Due to the relatively low power of the engines and the insufficient strength of the undercarriage, the armored cars could move normally only on good roads. On the highway, they were easily dispersed to 30-35 versts per hour (32-37 km / h), but on a dirt road the maximum speed fell noticeably. Left much to be desired and permeability. Armored cars stuck even in not too dirty places and on compacted sand. In addition, in different situations water boiling in radiators was observed, which indicated that the permissible engine loads were exceeded.

Problems with mobility and maneuverability were noted in the report of the commission. Experts decided that the presented armored vehicles could not be used for combat work at the front. The fate of all the new armored Nekrasov-Bratolyubova, including the "Renault", was in question.

Cars saved by General A.A. Brusilov, at that time commanding the 8 army. In March, 1915, he proposed to make armored rubber out of the existing machines. Such equipment could be used on the railways of Galicia, which had a European gauge. The leadership of the military department approved this proposal and decided to remake four armored cars, including Renault, under the new project.

For re-equipment the car was delivered to the workshops of the Kazan Railway (Moscow). In the course of the shift to the railway course, the armored cars were slightly modified. In particular, the chassis was strengthened and the composition of the special equipment changed. Especially for testing new armored rubber in the Moscow region, we moved a length of three versts to the European gauge.

In mid-June, a commission of the Main Military Technical Directorate headed by General Mgebrov examined the results of the work and approved the operation of new armored rubber. Nevertheless, by this time the Russian army began a retreat in Galicia, because of which the converted armored vehicles could again remain out of work. In order not to close the interesting project, it was decided to re-equip the armored cars, adapting them for movement along the tracks with the Russian gauge. Several sets of wheel sets were ordered, but the Renault armored car remained without an updated running gear. Due to some features of its design, alteration under a broad gauge was too complex and impractical.

The subsequent fate of the armored car "Renault" Nekrasov-Bratolyubova unknown. Insufficient characteristics did not allow to use it for its intended purpose, and the subsequent improvements did not give any real results. Probably, for some time the armored car on the French chassis stood idle, being unnecessary troops, and then went to the disassembly. In the conditions of a shortage of automotive vehicles, the Russian Imperial Army could not afford to keep the cars in storage with a substantial balance of resources. Thus, by the beginning of the twenties or earlier, the first armored car of the design of the guard, captain Nekrasov, was dismantled.


Based on:
http://aviarmor.net/
http://simvolika.org/
Solyankin A. G., Pavlov M. V., Pavlov I. V., Zheltov I. G. Domestic armored vehicles. XX century. - M .: Exprint, 2002. - T. 1. 1905 – 1941
Baryatinsky MB, Kolomiets M.V. Armored cars of the Russian army 1906 – 1917 - M .: Technics-youth, 2000
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Romario_Argo
    Romario_Argo 10 May 2018 15: 37
    +2
    it was just necessary on the 2 axis, put the 8 wheels as a half, and theoretically it was possible to combine the 4 engine in 1 to 120 hp
    * a la, BTR-60 (2x90 hp), in 1915 year, current 2's axle
    and booking would immediately increase from 5,5 mm to 8 mm - from bullets 7,62x54 Mosin rifles
  2. Mikado
    Mikado 10 May 2018 15: 53
    +4
    R.A. Durlyacher (according to other sources, Durlyakhov)

    it was one and the same person, just in the wake of "anti-German patriotism" of the beginning of the WWI, changing the ending of the surname to a more "Russian" ..
  3. Amurets
    Amurets 10 May 2018 16: 24
    +3
    Between May 1915 and July 19, 1917 998 Renault military vehicles were sent to Russia, mainly staff, ambulances and trucks with a payload of 2-3 tons. On such chassis in 1915-16. armored cars were collected in small quantities at the Izhora plant according to the project of V. A. Mgebrov and in the workshops of A. A. Bratolyubov,

    The Renault chassis is interesting in that the engine was pulled forward, and the engine cooling radiator was between the engine and the control station. Therefore, cars and armored vehicles on the Renault chassis had a characteristic wedge-shaped shape.

Бронеавтомобиль «Рено» Некрасова-Братолюбова

В середине августа 1914 года 17 августа 1914 года военный министр генерал-адъютант В.А. Сухомлинов, выполняя приказ великого князя Николая Николаевича, распорядился начать работы по созданию новых отечественных бронеавтомобилей. К важнейшей программе были привлечены несколько специалистов. Так, создание техники для 1-й автомобильной пулеметной роты поручили полковнику Лейб-гвардии гусарского полка А.Н. Добржанскому. Кроме того, к работам привлекли гвардии штабс-капитана Некрасова.

Некрасову поручили разработку и строительство перспективного броневика с пушечным вооружением. Известно, что штабс-капитан работал в Главном военно-техническом управлении, и поэтому, вероятно, имел определенный опыт работы с автомобильной техникой. Тем не менее, создание пушечного броневика оказалось достаточно сложной задачей, из-за чего Некрасов был вынужден обратиться за помощью к специалистам по вооружению. В качестве разработчика артиллерийской системы к проекту был привлечен генерал-лейтенант Р.А. Дурляхер (по другим данным, Дурляхов), известный своими работами в области артиллерийских установок. Тот, в свою очередь, пригласил в проект инженера А.А. Братолюбова. Так появился «триумвират», в дальнейшем занявшийся созданием новой бронетехники для армии.

Новый проект разрабатывался по стандартной для того времени схеме. На имеющееся автомобильное шасси планировалось установить оригинальный бронекорпус с вооружением. Такой подход активно использовался в годы Первой мировой войны и броневик Некрасова, Дурляхера и Братолюбова не стал исключением. Более того, разработка оригинального шасси специально для броневика была нецелесообразна.


За несколько недель трое специалистов завершили разработку нового бронеавтомобиля и собрали его макет. Модель и документацию по проекту представили военному министру, который ознакомился с ними и одобрил строительство первой машины. Кроме того, осенью Сухомлинову представили документацию и по второму проекту броневика. Глава военного ведомства распорядился выделить финансирование и несколько автомобилей, которые следовало использовать в качестве основы для новых бронеавтомобилей.

Бронеавтомобиль «Рено» Некрасова-Братолюбова
Единственное сохранившееся фото броневика "Рено" Некрасова-Братолюбова


Для сборки новой техники команда Некрасова получила несколько машин «Руссо-Балт» и одну «Рено». Шасси французского производства было решено использовать при строительстве специального броневика, предназначенного для сопровождения автоколонн. В настоящее время этот проект известен по названию базового шасси и фамилиям конструкторов. В разных источниках он упоминается как «Рено» Некрасова или «Рено» Некрасова-Братолюбова.

Все броневики Некрасова и его коллег должны были строиться на базе легковых автомобилей, что сказалось на некоторых особенностях проекта. Имевшееся в наличии шасси «Рено» было типичным представителем техники своего класса того времени. Оно оснащалось бензиновым двигателем, расположенным в передней части рамы, имело колесную формулу 4х2 и цепную передачу на задние ведущие колеса. Зависимая подвеска основывалась на листовых рессорах. По некоторым данным, при сборке нового броневика шасси было доработано и усилено в связи с ожидаемыми повышенными нагрузками.

Сборка броневиков осуществлялась в собственных мастерских Братолюбова, оснащение которых позволяло производить основные операции по монтажу различных агрегатов. При этом, однако, отсутствовала возможность изготовления броневых листов. Для изготовления брони к проекту пришлось привлекать Обуховский сталелитейный завод. Некрасов и Братолюбов изготовили комплект специальных шаблонов, по которым завод делал листы нужных размеров и форм. Далее броневые детали отправлялись в мастерские Братолюбова, где осуществлялась окончательная сборка бронетехники.

Броневик «Рено» должен был получить бронекорпус, собранный на основе металлического каркаса. Вначале специалисты собрали из металлических профилей каркас, на котором затем при помощи заклепок и болтов установили бронелисты. Из-за невысоких характеристик базового шасси авторам проекта пришлось ослабить защиту машины. Корпус нового броневика предлагалось изготавливать из 4-мм листов. Кроме того, было решено отказаться от крыши. Это сказывалось на уровне защиты экипажа, однако позволило сэкономить несколько десятков килограммов веса.

Корпус был разделен на моторный отсек и обитаемое отделение. Как и на многих других броневиках того времени, весь экипаж должен был располагаться в одном отсеке. Рабочее место водителя располагалось в передней части корпуса, стрелки находились в центральной и кормовой частях.

Бронеавтомобиль «Рено» Некрасова-Братолюбова получил вертикальные борта, общие для моторного и обитаемого отделений. Таким образом, ширина корпуса не менялась по всей его длине. Спереди двигатель защищался лобовым листом с крупными вентиляционными люками, крышки которых располагались под углом и защищали двигатель от пуль и осколков. Крышка капота устанавливалась под небольшим углом к горизонтали, с наклоном вперед. Для обслуживания двигателя ее можно было поднимать.

Защита водителя и командира обеспечивалась за счет наклонного лобового листа обитаемого объема. В нем предусматривались смотровые щели для наблюдения за дорогой. Иные устройства для слежения за окружающим пространством отсутствовали.

Броневик не должен был иметь крыши, на месте которой присутствовали устройства для установки вооружения. С целью защиты стрелков на подвижных установках устанавливались два бронещитка. За счет правильного взаимного положения щитки могли закрывать обоих стрелков от обстрела спереди и сзади.

Экипаж броневика «Рено», по имеющимся данным, состоял из четырех человек: водителя, командира и двух стрелков. Попадать на свои места они должны были через дверь в левом борту. На имеющейся фотографии бронемашины не видны какие-либо смотровые лючки или щели в бортах. По-видимому, стрелки должны были следить за обстановкой, используя прицельные приспособления своего оружия и прикрываясь броневыми щитками.

Главной задачей проекта было создание легкого бронеавтомобиля с пушечным вооружением. По этой причине машина «Рено» Некрасова получила 37-мм орудие Гочкиса. Она монтировалась на кормовой установке, в центре бронещита. Конструкция креплений и систем наведения позволяла обстреливать цели в пределах достаточно широкого сектора позади машины. Предполагалось, что для ведения огня по цели броневик будет разворачиваться к ней кормой. Подача бронеавтомобиля на поле боя задним ходом в то время считалась нормальной практикой, однако в случае с машиной, предназначенной для сопровождения колонн в тылах, расположение основного оружия в корме выглядело неоднозначно.

В качестве дополнительного вооружения броневик «Рено» получил пулемет «Максим». Его предлагалось монтировать на передней установке со щитом. Таким образом, пулеметчик контролировал часть передней полусферы и мог эффективно бороться с пехотой противника.

Можно предположить, что предложенный комплекс вооружения в виде 37-мм пушки и пулемета винтовочного калибра позволял перспективному броневику решать подавляющее большинство задач, которые могли быть поставлены в конце 1914 года. При этом он вполне подходил для своего основного предназначения – сопровождения транспортных колонн.

Приказ о строительстве опытного броневика новой модели был получен в сентябре 1914 года. Сборка этой машины и других броневиков Некрасова-Братолюбова продолжалась до конца февраля следующего года. Обуховский завод, привлеченный к проекту в качестве производителя брони, долгое время не мог наладить изготовление требуемых деталей без брака. Из-за этого поставка бронелистов нужной конфигурации и сборка нескольких боевых машин ощутимо затянулась.

Семь новых броневиков, в том числе один «Рено», представили заказчику 23 февраля 1915 года. Приемку машин осуществляла комиссия Главного военно-технического управления во главе с генерал-лейтенантом Мгебровым (отец штабс-капитана, конструктора броневиков). Комиссия изучила новую технику и допустила ее на испытания. Планировалось, что «Рено» будет служить в 11-й автомобильной роте.

В ходе испытаний были выявлены достаточно серьезные недостатки всех семи новых броневиков. Главные проблемы были связаны с недостаточными характеристиками базовых шасси. Из-за сравнительно малой мощности двигателей и недостаточной прочности ходовой части броневики могли нормально передвигаться только по хорошим дорогам. На шоссе они без проблем разгонялись до 30-35 верст в час (32-37 км/ч), но на грунтовой дороге максимальная скорость ощутимо падала. Оставляла желать лучшего и проходимость. Броневики вязли даже в не слишком грязных местах и на уплотненном песке. Кроме того, в разных ситуациях наблюдалось кипение воды в радиаторах, что свидетельствовало о превышении допустимых нагрузок на двигатель.

Проблемы с подвижностью и проходимостью были отмечены в отчете комиссии. Специалисты постановили, что представленные бронемашины не могут использоваться для боевой работы на фронте. Дальнейшая судьба всех новых броневиков Некрасова-Братолюбова, в том числе и «Рено», оказалась под вопросом.

Машины спас генерал А.А. Брусилов, в то время командовавший 8-й армией. В марте 1915 года он предложил сделать из имеющихся машин бронедрезины. Подобная техника могла быть использована на железных дорогах Галиции, имевших европейскую колею. Руководство военного ведомства одобрило это предложение и постановило переделать по новому проекту четыре броневика, в том числе «Рено».

Для переоборудования машины доставили в мастерские Казанской железной дороги (г. Москва). В ходе перестановки на железнодорожный ход броневики незначительно дорабатывались. В частности, проводилось усиление шасси и менялся состав специального оборудования. Специально для испытания новых бронедрезин в Подмосковье перешили на европейскую колею перегон длиной три версты.

В середине июня комиссия Главного военно-технического управления во главе с генералом Мгебровым изучила результаты работ и одобрила эксплуатацию новых бронедрезин. Тем не менее, к этому времени русская армия начала отступление в Галиции, из-за чего переделанные броневики вновь могли остаться не у дел. Чтобы не закрывать интересный проект, было решено вновь переоборудовать броневики, приспособив их для движения по путям с российской колеей. Были заказаны несколько комплектов колесных пар, однако броневик «Рено» так и остался без обновленной ходовой части. Из-за некоторых особенностей его конструкции переделка под широкую колею оказалась слишком сложной и нецелесообразной.

Дальнейшая судьба бронеавтомобиля «Рено» Некрасова-Братолюбова неизвестна. Недостаточные характеристики не позволили использовать его по прямому назначению, а последовавшие за этим доработки не дали никаких реальных результатов. Вероятно, в течение некоторого времени броневик на французском шасси простаивал без дела, будучи ненужным войскам, а потом отправился на разборку. В условиях дефицита автомобильной техники Русская императорская армия не могла позволить себе держать на хранении машины с солидным остатком ресурса. Таким образом, к началу двадцатых годов или раньше первый броневик конструкции гвардии штабс-капитана Некрасова был разобран.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://simvolika.org/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня