Танки Российской империи

В годы Первой мировой на полях появились первые танки, которые в концу войны активно применяли обе стороны. В это время в России на фронте появились первые в мире бронеавтомобили, ставшие началом другой ветви современной бронетехники. Сейчас многие интересующиеся бронетехникой знают такие проекты русских танков, как вездеход Пороховщикова и царь-танк, но были и другие проекты, так и не увидевшие свет. В данной статье постараюсь не просто написать историю создания танков, расписать ТТХ, но и рассмотреть их место на поле боя.

Вездеход Пороховщикова


Александр Александрович Пороховщиков, работающий на тот момент на заводе Руссо-Балт, начал работу над своим вездеходом в 1914 году. Проект представлял собой быстроходную гусеничную бронемашину для движения по бездорожью. К январю 1915-го была готова документация, 18 мая этого же года машина вышла на испытания. Зимой финансирование проекта прекращено в связи с тем, что проходимость по снегу не превышала 30 см (1 фута). Что интересно, вездеход проходил испытания как небоевая машина.

Танки Российской империи

Александр Пороховщиков и наблюдающий за постройкой машины инженер-полковник Поклевский-Козелло


Экипаж состоял из одного человека, находившегося в центре. МТО располагалось сзади. В целом такую компоновку можно назвать классической, учитывая размер экипажа. Корпус сварной. Двигатель Volt, 2-цилиндровый, карбюраторный, с воздушным охлаждением развивал мощность 10 л.с., что позволило на испытаниях 3,5-тонной машине развить скорость в 25 км/ч. По некоторым данным, зимой 1916-го вездеход разогнался до 40 верст/ч (≈43 км/ч), что сомнительно. Ходовая больше всего напоминала современные снегоходы — единственная брезентовая гусеница натянута на барабаны, протянута под днищем. Чисто гусеничный ход использовался для движения по бездорожью. Основной ход был всё-таки колёсно-гусеничным — на двух колёсах и заднем барабане. Такое устройство позволило снизить давление на грунт (порядка 0,05 кг/см2), но слишком затрудняло повороты и конструкцию. В процессе испытаний Пороховщиков непрерывно дорабатывал ходовую.



Одной из интереснейших особенностей машины было бронирование — округлые, рикошетные формы и многослойная конструкция из котельного железа и слоёв сушёной прессованной морской травы. По словам изобретателя, такая броня могла выдержать пулемётную очередь. В опытной версии в лобовой плоскости находился заман воздухозаборника, резко снижающий продвинутую конструкцию корпуса, правда на поздних чертежах эта уязвимая зона была ликвидирована. Вооружение из одного пулемёта находилось в поворотной башне, которая так и не появилась на испытаниях, но была видна на чертежах.

В 1916-м Пороховщиков начал разработку вездехода-2 с большим экипажем, мощным по тем временам для лёгкой машины вооружением из 3 пулемётов, одного курсового и двух во вращающихся друг над другом башнях. Ходовая усовершенствована — теперь основой были 4 колеса. Броня потеряла округлые формы. До революции прототип машины так и не был выпущен.


Вездеход-2, или вездеход 16-го года


Пусть многие считают вездеход Пороховщикова первым русским танком — это далеко не так. Первая машина не была приспособлена к боям — малая манёвренность, удельная мощность, невозможность ведения поиска цели, ведения огня и движения, несовершенство брони. Хоть конструкция брони и опередила своё время на полвека, но реальной боевой стойкости котельное железо с прослойкой морской травы дать не могло. Хоть рикошетная форма и могла отразить некоторые попадания, но пробить с коротких дистанций такую броню вряд ли будет трудно винтовочной пуле. Появление в 60-70-х многослойной брони обусловлено противодействием кумулятивным боеприпасам, а не росту могущества кинетических снарядов. Среди минусов вездехода как можно отметить и уязвимость гусеницы. Также невысокой была и преодолеваемая вертикальная стенка. Но несмотря на все эти недостатки, во многом машина была революционной, т.к. первый танк классической компоновки появился в 1917-м, рациональные углы наклона брони реализовали в 30-е, а одногусеничная схема до сих пор здравствует на снегоходах.

Царь-танк

Проект капитана Николая Николаевича Лебеденко до сих пор остаётся самым большим по линейным размером танком, воплощённым в металле. Длина 17,7 м, ширина 12 м, высота 9 м, что, прямо скажем, очень спорное достижение. Идею танка Лебеденко, по собственным словам, взял у арбы — телеги с двумя высокими колёсами, которые легко преодолевали кавказское бездорожье с грязью, камнями, ямами. По мнению изобретателя, схема бронированной арбы очень бы пригодилась для прорыва полос обороны с её рвами, окопами, воронками от снарядов и главным врагом пехоты и кавалерии — пулемётом. Проявив целеустрёмлённость, достойную подражания, Лебеденко добился того, что его принял к себе император. Заводной макет танка очень увлёк государя, и деньги, средства и рабочая сила были выделены незамедлительно. В металле царь-танк изготовили к августу, и 27 числа начались ходовые испытания. Испытания с треском провалились, и машина до 1923-го стояла в лесах под Дмитровом, где и была разобрана на металл.



Танк представлял собой увеличенный пушечный лафет с одной станиной. Монстра толкали два трофейных авиационных карбюраторных двигателя Maybach мощностью по 250 л.с., позволявшим разгоняться до 10 км/ч по пересечённой местности и 17 км/ч — по дороге. Запас хода составлял порядка 40-60 км. Танк массой в 60 тонн на испытаниях без особого труда ломал деревья, как и предполагал изобретатель. Бронирование составляло 10 мм по кругу и 8 мм — крыши и днища, причём в проекте эти цифры были 7 и 5 мм соответственно. Экипаж в 15 человек поднимался в боевое отделение по станине (да простит меня читатель за такое наименование этого элемента конструкции). Вооружение состояло из 2 капонирных 76-мм пушек и 8-10 пулемётов, что было мощнейшим вооружением по меркам того времени.

Перейдём к грустному. Одной из причин отказа военных от боевой машины с высокой проходимостью стала её… низкая проходимость. Из-за неправильного баланса конструкции колесо станины проваливалось в грунт, и 500 л.с. двигателей не хватало вытянуть танк. Громадные колёса, по мнению комиссии, были слишком уязвимы для артиллерии, в чём они были абсолютно правы — по мастодонту таких размеров промахнуться трудно. Броня без углов наклона, так что вряд ли бы смогла надёжно защитить экипаж. Огромное количество стволов затрудняло ведение и корректировку огня. В отличие от вездехода Пороховщикова, царь-танк был приспособлен для боя, но не настолько, чтобы стать машиной прорыва.

Танк Менделеева

Этот танк хоть и не был воплощён в металле, но во многом его идеи опередили время, сделав его прообразом тяжёлых САУ. Создателем этого чуда стал сын великого нашего учёного Д.И. Менделеева Василий Дмитриевич Менделеев, инженер-корабел. Танк проектировался с 1911-го года. И несмотря на детальную проработку чертежей, делающих честь русской школе инженеров, военные не восприняли «бронированный автомобиль» (так Менделеев назвал своё детище) всерьёз.



Что же было такого особенного в танке? Во-первых, стальная закалённая броня, по расчётам выдерживающая 6-дм снаряд, достигала 150 мм во лбу корпуса, по 100 мм с бортов и кормы, 8 мм на днище и 76 мм крыши, правда, рациональных углов наклона не было. Таким образом, только тяжёлая артиллерия могла вывести танк из строя. Вооружение не уступало — 120-мм морская пушка Канэ (длина ствола 45 калибров, 5400 мм) в лобовой плите с боекомплектом в 51 снаряд и углом горизонтального наведения в 32 град. Дополнительно танк оснащался пулемётом Максим в поворотной башне, которая убиралась в танк. МТО и вход в танк располагались в корме. Экипаж состоял из 8 человек. Длина составляла 13 м, ширина 4,4 м и высота — 4,45 м с башней. Ходовая часть гусеничная, состояла из 6 катков, направляющего и ленивца. Подвеска пневматическая, позволяющая менять клиренс (!) и ложиться танку на грунт, превращаясь в дот. Слабым место был бензиновый 4-х цилиндровый двигатель в 250 л.с. на 173 тонны, что было ничтожно мало. Расчётная скорость составляла 25 км/ч, что с таким двигателем было маловероятным.

И несмотря на всю вундервафленность «бронированного автомобиля», Менделеев создал самый лучший проект русского танка для своего времени. Упростив конструкцию подвески, срезав лишнюю броню, ослабив вооружение, мы могли бы получить своё решение позиционного тупика Первой мировой, но история не терпит сослагательного наклонения, так что оставим это на долю писателей-фантастов.

Танк Рыбинского завода

Об этой машине впервые написали в 1956-м году в книге Мостовенко В.Д. «Танки» (имеется издание второе, исправленное и дополненное). Танк внешне напоминал менделеевский — тот же кирпич на гусеницах с пушкой, правда в кормовой плите. Двигатель — в середине. Бронирование куда скромнее — предположительно 12 мм лоб и корма, 10 мм борт. Вооружение состояло либо из 107-мм пушки и крупнокалиберного пулемёта, либо из 76-мм и 20-мм автоматической пушек. Подвеска по типу французских танков от трактора Холт. Двигатель бензиновый, 200 л.с., неплохо для своего времени смотрелся на машине массой 12 или 20 тонн. В целом машина получалась современной и прекрасно смотрелась на поле боя, но так и не поступила на сборку.



Были и другие проекты танков в Российской империи, но о многих известно так мало, что порой неизвестно, был ли тот или иной проект в реальности, или это фантазии поздних авторов.
Автор:
Лесной
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

47 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти