Where death chains are rusting ...

Where death chains are rusting ...Until now, Sakhalin is crossed by a clearing 130 kilometers long. It stretches exactly along the 50 parallel. This is the former border between the USSR and Japan, between Russia and the Land of the Rising Sun, which, after the end of the Russian-Japanese war of 1904-1905, was conducted here by military surveyors, according to the Portsmouth Peace Treaty.


After September 1945, the border that divided Sakhalin Island in half was gone. The frontier clearing, the former control and trail strip, was overgrown with birchwood, but this green scar, which runs from coast to coast, is clearly visible from above. The Japanese came here in the 1905 year, for forty years in a row to rush out forest, furs, coal, fish, and gold from South Sakhalin. They did not feel the masters of this land. They were in a hurry, foreseeing their short Sakhalin age.

... I remember an old trip to Sakhalin. We are driving in a car with the former chief of staff of the 3 th battalion of that very 165 th rifle regiment, which in 1945 was breaking through the first line of the Japanese defense - Boris Sergeevich Zakharov. Behind us is a bus with Sakhalin draftees. Zakharov again becomes the chief of staff - he draws charts, sorts out the numbers of subdivisions, names the names of the commanders. And now the taiga country road is no longer a country road, but a rokadnaya road, the hill on the right is the Kharamitogsky fortified area, but the harmless little river Orlovka is an almost irresistible water line.

Here along the coast lies the battalion of Captain Svetetsky. The fire from the Japanese bunker did not give to raise their heads. And then the machine gun choked ... Senior Sergeant Anton Buyukly closed the embrasure with his body.
Bunker and now still stands. Overgrown embrasures, like droplets of blood, swept over dark red lingonberries. All this was on the outskirts of the main battle - the battle for the Haramitog heights.

For decades, the Japanese have built pillboxes, casemates, gun nests, multistory underground passages on these hills. They built solidly and firmly, according to the latest fortification, with Japanese diligence forging defense in depth.

“All resistance centers and firing points of the fortified area were prepared for conducting all-round defense,” writes historian Igor Vishnevsky. - The fortified area was protected by anti-tank ditches, wire barriers, minefields, an арт и и и оборон оборон оборон оборон оборон оборон оборон оборон X X X 125 Infantry Regiment 88 Infantry Division of the Imperial Japanese 5 Division, X-NUMX Infantry Division Infantry Division of the Imperial Japanese Intelligence Division; Total 88 soldiers and officers, 88 guns and mortars, 5400 rocket launchers, 28 heavy machine guns, 27 light machine guns.

Knowing all this, our troops thoroughly prepared for the assault. One and a half months after the victorious volleys on the occasion of the defeated Berlin, here, on Sakhalin, on the Palevsky heights, so similar to the Harami-Toge pass, trenches were dug, mock-ups of pillboxes and bunkers were put up, wire barriers were tense, conditional minefields were exposed. Trained until bloody sweat. But then, knowingly, they attacked the Haramitogsky fortified area.

11 August 1945 of the year in 9 hours 35 minutes the troops of the 56 Infantry Corps under the command of the Guard Major General A.A. Dyakonov attacked a chain of Japanese forward strongholds.

But on the concrete walls can not see the bullet marks, not broken walls and shells.

The fight was not at all on the side where the muzzles of Japanese cannons looked. The battalion of the Hero of the Soviet Union, Captain L. Smirnykh walked around the fortified area from the rear, and this largely decided the fate of the Kharamitog fortress.
Then the sappers worked, lifting into the air one or the other reinforced concrete hole. And now, even in the overgrown ruins, death chains are rusting ...

Despite powerful artillery and aviation the blows delivered on the day of the breakthrough, their effectiveness was insufficient. Not all firing points were destroyed. The Japanese position was covered by a perennial forest in which only the shelling sectors were cut. The crowns of the trees made it very difficult to adjust the artillery fire. In addition, the almost non-flying low-cloud weather prevented attack aircraft from conducting targeted bombing. Yes, and we must pay tribute to the Japanese military builders, who concrete pillboxes on conscience, providing them with a very high survivability.

“Cuckoo” snipers were scattered through the forests, who targeted commanders, liaisons, car drivers, were beaten according to gun crews ... In dense thickets, infantry marched ahead tanksdestroying suicide bombers.

Zakharov with a bare head slowly climbed the slope. He crossed the tracks a long time ago, flying bullets and shells ... Then, in August, 45-th, they all swept past him. But near this bridge his friend, a battalion commander, captain Leonid Smirnykh, was killed outright. Now Zakharov lived in the village named after the heroic battalion commander - in the village of Smirnykh. Dozens of names of the dead heroes appear on the maps of Sakhalin and the Kuril Islands: Leonidovo, Buyukly, Savushkino, Telnovsky ... He came to the places of past battles and the Hero of the Soviet Union, retired colonel G. Svetetsky. He sought out the bunker, in which the senior sergeant of Buyukly died, put field flowers into the embrasure.

Zakharov looks to the south. Then, in the forty-fifth, the word "forward" just meant - to the south. And it sounded the same as for the fighters of the Belarusian, Baltic, Ukrainian fronts cry "to the west!".

“We have a regiment,” recalled Boris Sergeyevich, “almost all were Sakhalin residents. We could not come here. The war could not end, as long as even a inch of Russian land was under the enemy. We had the honor of returning these last spans ...
Search teams are actively working on Sakhalin, which replenish city museums with their unique finds - from porcelain cups of Japanese officers to suicide medallions of Soviet soldiers. Sometimes it is possible to find in them the exact address of the owner and then fly to the distant Siberian, Ural villages and cities of the notice that the remains of someone's grandfathers and great-grandfathers were found in the ruins of the Kharamitogsky fortified area. The name of the Soviet soldier found in 2004, then buried on the memorial complex in Pobedino village, was found on the inscription on the handle of an aluminum spoon plugged behind the boot's boot: "Ml. Sergeant Bunkov AK Irbit, Sverdlovsk region."

Here is what Sakhalin search engines Gennady Loshkarev and Mikhail Novikov tell:

- Dugout dug up. In the depths on the couch the remains of a Japanese soldier. Apparently, he fell under the shelling ... The backbone is broken by shrapnel. At the entrance crumpled bowlers around. The bowlers are different, they are fastened with a strap. At the bottom of one of the pots, inserted one into one, two apricot stones of yellowish-brown color.

The battles were fierce here ... The backbones lie side by side with the broken weaponscartridges. A large skeleton — our fighter — large, tall, lies on its back, having died face to face, with its arms wide open. Another fighter either hid, or died in a forest hollow after fatal wounds, pulling his knees up and covering his face with his hands ... Go ahead, ledum trample. The Japanese in the backswing tilted backwards. There was a hand with a grenade under the back of my head: I didn’t have time to throw it, I wanted to quit it. The garnet is wooden, round, as if the mug with tolom, and on the handle the lacquer is preserved. There are two Japanese soldiers in one burial, two of ours under them. Cartridges shot everywhere. They shot at close range, joined the bayonets, converged in hand-to-hand ... An officer and three soldiers ... Oblate bullets - in the chest, in the pelvic bones ... They died scary, hard ...

That is why we will sacredly remember them - all, even the nameless ones. It's hard to die after the Victory. And they had to ... And the songs about them have not yet been laid down.
In the meantime, only the inscription on the memorial plaque: "50 parallel. 11 August 1945, part of the Soviet Army from this line began the liberation of South Sakhalin - the originally Russian land from the Japanese invaders."
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Alexander 3 8 September 2015 13: 01 New
    • 10
    • 0
    +10
    Glory to our grandfathers liberators, eternal glory.
  2. azbukin77 8 September 2015 13: 04 New
    • 6
    • 0
    +6
    Yes, the victory was hard! The Kuril Islands are truly RUSSIAN land! ! !
    1. Mitek 8 September 2015 13: 54 New
      • 2
      • 0
      +2
      X ... r Japs in the liver, not the Kuril Islands!
  3. 341712 8 September 2015 13: 04 New
    • 2
    • 0
    +2
    Rest in peace....
  4. Mikhail m 8 September 2015 13: 16 New
    • 1
    • 0
    +1
    What is taken is holy! Let not even remember about the islands. Bloody debt for the Japanese is not only for us. This country brought a lot of grief.
  5. Aibolit64 8 September 2015 13: 19 New
    • 2
    • 0
    +2
    Let the enemies remember themselves and give them to their children, do not touch Russia, you will live longer. soldier
  6. perm23 8 September 2015 13: 45 New
    • 2
    • 0
    +2
    Thanks to the soldiers of RUSI. Everlasting memory.
  7. guznorodov 8 September 2015 13: 51 New
    • 1
    • 0
    +1
    the memory of the Japs is too short; some have none at all.
    1. Alexander 3 8 September 2015 15: 45 New
      • 0
      • 0
      0
      FUKUSIMA. HOWEVER.
  8. am808s 8 September 2015 13: 54 New
    • 1
    • 0
    +1
    The Japanese are our cunning-eyed enemies for a long time. So they now caress and cling with requests that they shouldn’t deceive us if their power would have chopped all Russia into cabbage. Still bloodsuckers for nothing that are small.
  9. voronbel53 8 September 2015 15: 00 New
    • 1
    • 0
    +1
    For 40 years, the Japanese hastily exported anything of any value from Yuzhno-Sakhalinsk - forest, furs, minerals, and instead they built bunkers, casemates, gun nests, wire fences with minefields and anti-tank ditches. They did not feel like masters on these lands, but acted like invaders, predatory temporary workers. The Kiev authorities also acted with the Crimea - during their management for more than 20 years they did nothing to develop infrastructure on the peninsula, only used to receive profit without investing anything. They were, in fact, the same temporary workers as the Japs, who were given temporary use for free and after which, even there, the grass did not grow ...
  10. ingenera 8 September 2015 15: 20 New
    • 1
    • 0
    +1
    He served in those places in the early 70's. It’s good that they began to recall those battles. And the "2nd Victory Day" in our unit and then celebrated, unlike the rest of the USSR. They laid wreaths at the monuments and gave a salute from machine guns and the local "parade" was. (A tank company of the 157 Order of the Red Star SME of the 79th Separate Sakhalin Red Banner Division.) They lived, by the way, in the barracks built by the Japanese
  11. Mountain shooter 9 September 2015 04: 42 New
    • 0
    • 0
    0
    We must remember all the battles in which the blood of the soldiers of Russia poured. But Sakhalin and the Kuril Islands - well, you can’t give the Japanese in any way. From the word never.
  12. ovod84 9 September 2015 09: 24 New
    • 0
    • 0
    0
    no one is forgotten, nothing is forgotten

Там, где ржавеют цепи смертников…

Там, где ржавеют цепи смертников…До сих пор пересекает Сахалин просека длиной в 130 километров. Она тянется ровно по 50-й параллели. Это бывшая граница между СССР и Японией, между Россией и Страной восходящего солнца, которую по завершении русско-японской войны 1904-1905 годов провели здесь военные геодезисты, согласно Портсмутскому мирному договору.

После сентября 1945 года граница, разделявшая остров Сахалин пополам – исчезла. Пограничная просека, бывшая контрольно-следовая полоса, заросла березняком, но сверху хорошо виден этот зеленый рубец, идущий от побережья к побережью. Японцы пришли сюда в 1905 году, чтобы сорок лет подряд в спешном порядке вывозить с Южного Сахалина лес, пушнину, уголь, рыбу, золото. Они не чувствовали себя хозяевами этой земли. Они торопились, предугадывая недолгий свой сахалинский век.

…Помнится давняя уже поездка на Сахалин. Мы едем в машине с бывшим начальником штаба 3-го батальона того самого 165-го стрелкового полка, который в 1945 году прорывал первую полосу японской обороны – Борисом Сергеевичем Захаровом. За нами - автобус с сахалинскими призывниками. Захаров снова превращается в начальника штаба – он чертит схемы, перебирает номера подразделений, называет фамилии командиров. И вот таежный проселок уже не проселок, а рокадная дорога, сопка справа – Харамитогский укрепленный район, а безобидная речушка Орловка – почти непреодолимый водный рубеж.


Здесь вдоль берега залег батальон капитана Светецкого. Огонь из японского дзота не давал поднять головы. А потом пулемет захлебнулся… Старший сержант Антон Буюклы закрыл амбразуру телом.
Дзот и теперь еще стоит. Заросшие амбразуры, будто капельками крови, обметаны темно-красной брусникой. Все это было на подступах к главному бою – битве за Харамитогские высоты.

Десятилетиями строили японцы на этих сопках доты, казематы, орудийные гнезда, многоэтажные подземные ходы. Строили добротно и прочно, по последнему слову фортификации, с японским старанием налаживая глубоко эшелонированную оборону.

«Все узлы сопротивления и огневые точки укрепленного района были подготовлены для ведения круговой обороны, - пишет историк Игорь Вишневский. - Укрепрайон был защищен противотанковыми рвами, проволочными заграждениями, минными полями, обеспечен годичным запасом продовольствия и оборонялся 125-м пехотным полком 88-й пехотной дивизии 5-го фронта императорской Японии, разведотрядом 88-й пехотной дивизии и артиллерийским дивизионом 88-го артполка. Всего 5400 солдат и офицеров, 28 орудий и минометов, 27 гранатометов, 42 тяжелых пулемета, 94 легких пулемета».

Зная все это, наши войска основательно готовились к штурму. Спустя полтора месяца после победных залпов по случаю поверженного Берлина, здесь, на Сахалине, на Палевских высотах, столь похожих на перевал Харами-Тогэ, были вырыты траншеи, поставлены макеты дотов и дзотов, натянуты проволочные заграждения, выставлены условные минные поля. Тренировались до кровавого пота. Зато потом со знанием дела обрушились на Харамитогский укрепленный район.

11 августа 1945 года в 9 часов 35 минут войска 56-го стрелкового корпуса под командованием гвардии генерал-майора А.А. Дьяконова атаковали цепь японских передовых опорных пунктов.

Но на бетонных стенах не видно пулевых отметин, не выщерблены стены и снарядами.

Бой шел вовсе не с той стороны, куда смотрели дула японских пушек. Батальон Героя Советского Союза капитана Л. Смирных обошел укрепрайон с тыла, и это во многом решило судьбу харамитогской крепости.
Потом работали саперы, поднимая на воздух то одну, то другую железобетонную нору. И сейчас еще в заросших развалинах ржавеют цепи смертников…

Несмотря на мощные артиллерийские и авиационные удары, нанесенные в день прорыва, их эффективность оказалась недостаточной. Далеко не все огневые точки были уничтожены. Позиции японцев прикрывал многолетний лес, в котором были прорублены только сектора обстрела. Кроны деревьев весьма затрудняли корректировку артогня. К тому же почти нелетная низкооблачная погода мешала штурмовой авиации вести прицельное бомбометание. Да и надо отдать должное японским военным строителям, которые бетонировали доты на совесть, обеспечивая им весьма высокую живучесть.

По лесам были рассеяны снайперы-"кукушки", которые выцеливали командиров, связных, водителей машин, били по орудийным расчетам… В густых зарослях пехота шла впереди танков, уничтожая смертников.

Захаров с обнаженной головой медленно поднимался по склону. Он пересекал трассы давным-давно пролетевших пуль и снарядов... Тогда, в августе 45-го, все они пронеслись мимо него. А вот возле этого моста его друг, комбат капитан Леонид Смирных, был убит наповал. Теперь Захаров жил в поселке, названном в честь геройского комбата – в поселке Смирных. Десятки имен погибших героев значится на картах Сахалина и Курильских островов: Леонидово, Буюклы, Савушкино, Тельновский… Приезжал на места былых боев и Герой Советского Союза полковник в отставке Г. Светецкий. Он разыскал дзот, у которого погиб старший сержант Буюклы, положил в амбразуру полевые цветы.

Захаров смотрит на юг. Тогда, в сорок пятом, слово «вперед» как раз и означало – на юг. И звучало оно так же, как для бойцов Белорусских, Прибалтийских, Украинских фронтов клич «на запад!».

- У нас в полку, - вспоминал Борис Сергеевич, - почти все были сахалинцы. Мы не могли не прийти сюда. Война не могла окончиться, пока хоть пядь русской земли была под врагом. Нам выпала честь вернуть эти последние пяди…
Активно работают на Сахалине поисковые отряды, которые пополняют городские музеи своими уникальными находками – от фарфоровых чашечек японских офицеров до медальонов-смертников советских солдат. Иногда удается найти в них точный адрес владельца и тогда летят в далекие сибирские, уральские села и города извещения о том, что останки чьих-то дедов и прадедов найдены в руинах Харамитогского укрепрайона. Имя найденного в 2004 году советского бойца, погребенного затем на мемориальном комплексе в поселке Победино, было установлено и вовсе по надписи на черенке алюминиевой ложки, заткнутой за голенище сапога: "Мл. сержант Буньков А.К. Свердловская область, г. Ирбит".

Вот что рассказывают сахалинские поисковики Геннадий Лошкарев и Михаил Новиков:

- Блиндаж откопали. В глубине на топчане останки японского военнослужащего. Видимо, попал под артобстрел… Костяк разбит осколками. На входе смятые котелки вразброс. Котелки разные, ремешком пристегивались. На дне одного из котелков, вставленных один в один, две абрикосовых косточки желтовато-коричневого цвета.

Бои здесь шли яростные… Костяки лежат рядом вперемешку с разбитым оружием, патронами. Большой костяк - наш боец - крупный, рослый, лежит на спине, приняв смерть лицом к лицу, широко распахнув руки. Другой боец то ли прятался, то ли умирал в лесной ложбине после смертельных ран, подтянув колени и закрыв лицо руками… Идем дальше, багульник топчем. Японец в замахе опрокинутый навзничь. Под затылком рука с гранатой: то ли бросал, то ли хотел бросить, не успел. Граната деревянная, круглая, будто кружка с толом, а на ручке лак сохранился. В одном захоронении два японских солдата, под ними два наших. Всюду стреляные гильзы. Стреляли в упор, примкнув штыки, сходились в рукопашной… Офицер и три бойца… пули сплющенные - в груди, в тазовых костях… Умирали страшно, тяжело…

Вот поэтому и будем свято помнить их – всех, даже безымянных. Тяжело погибать после Победы. А им пришлось… И песен о них еще не сложили.
А пока только надпись на мемориальной доске: "50 параллель. 11 августа 1945 г. части Советской Армии с этого рубежа начали освобождение Южного Сахалина - исконно русской земли от японских захватчиков".
Автор: Николай Черкашин
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/tam_gde_rzhavejut_cepi_smertnikov_846.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 14
  1. Александр 3 8 сентября 2015 13:01
    Слава нашим ДЕДАМ освободителям,вечная слава.
  2. azbukin77 8 сентября 2015 13:04
    Да ,тяжело далась ПОБЕДА !Курилы- истинно РУССКАЯ земля ! ! !
    1. Mitek 8 сентября 2015 13:54
      Х...р япошкам в печень, а не Курилы!
  3. 341712 8 сентября 2015 13:04
    Земля пухом....
  4. Михаил м 8 сентября 2015 13:16
    Что взято, то свято! Про острова пусть даже не вспоминают. Кровавый долг за японцами не только нам. Много горя принесла эта страна.
  5. Айболит64 8 сентября 2015 13:19
    Пусть враги помнят сами и детям своим передадут ,не тронь Россию-дольше проживешь. soldier
  6. perm23 8 сентября 2015 13:45
    Спасибо воинам РУСИ. Вечная память.
  7. guznorodov 8 сентября 2015 13:51
    память у япошек слишком короткая у некоторых её вообще нет.
    1. Александр 3 8 сентября 2015 15:45
      фУКУСИМА.ОДНАКО.
  8. am808s 8 сентября 2015 13:54
    Японцы хитроглазые враги наши с давних пор.То что они сейчас ласкаются и льнут с просьбами недолжно нас обманывать была бы их власть всю Россию порубили бы в капусту.Те еще кровопивцы даром что мелкие.
  9. voronbel53 8 сентября 2015 15:00
    Японцы 40лет спешно вывозили с Южно-Сахалинска всё, что представляло какую-то ценность,- лес,пушнину,полезные ископаемые.А взамен строили доты,казематы, орудийные гнёзда, проволочные заграждения с минными полями и противотанковыми рвами. Они не чувствовали себя на этих землях хозяевами, а действовали, как оккупанты, хищные временщики.Так же и киевские власти поступали с Крымом,- за время их хозяйствования в течении более 20лет они ничего не делали для развития инфраструктуры на полуострове, только пользовались, получая прибыль, ничего не вкладывая. Были, по сути, такими же временщиками,как и япошки, которым дали на время попользоваться на халяву и после которых, там хоть трава не расти...
  10. ingenera 8 сентября 2015 15:20
    Служил в тех местах в начале 70-х. Хорошо, что стали вспоминать о тех боях. А "2-й День Победы" у нас в части и тогда праздновали, в отличии от остальной территории СССР. Возлагали венки к памятникам и салют из автоматов давали и местный "парад" был. (Танковая рота 157 ордена Красной Звезды МСП 79-й Отдельной Сахалинской Краснознамённой дивизии.) Жили, кстати в казармах построенных ещё японцами
  11. Горный стрелок 9 сентября 2015 04:42
    Надо помнить все сражения, в которых лилась кровь воинов России. А уж Сахалин и Курилы - ну никак японцам отдавать нельзя. От слова никогда.
  12. ovod84 9 сентября 2015 09:24
    никто не забыт,ничто не забыто

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня