Military Review

Portrait of Count Alexander Langeron

5
Portrait of Count Alexander Langeron



The Hermitage and the Rodina magazine continue a joint project, in which we acquaint readers with little-known rarities from the vaults of the main Russian museum.

In the Military Gallery of the Winter Palace, the legendary General Alexander Langeron is captured in a spectacular portrait by J. Dow, written in 1820 in Petersburg. However, we preferred this modest canvas to a modest engraving made from a drawing by the not very famous French miniaturist Marie Theres de Noarter: she captured Langeron at the height of his military glory - in the first days after the storming of the fortifications of Montmartre, the capture of which predetermined the surrender of Paris.

HERO OF AMERICA

Louis Alexander Andro, Comte de Lanzheron, belonged to an ancient and noble Burgundian family; He was born in Paris, January 13 1763. At sixteen, he joined the corps as a second lieutenant to the landing on the British Isles. However, the landing did not materialize, and in July 1782, the young Langeron went into the army of Count J.-B. Rochembo: she acted against the British in North America with the troops of the United States.

Off the Atlantic coast of America, the French were attacked by an English squadron. The frigate, on which sailed Langeron, ran aground in the mouth of the river. Delaware and was captured by the British, but the count escaped from captivity on the boat. In Boston, Langeron joined the forces heading for South America. There he had the opportunity to fight at Puerto Cabello, Caracas, on the islands of Curaçao and Santo Domingo. At the conclusion of the Versailles Peace (1783), which ensured independence for the United States, Langeron returned to his homeland. His chest was decorated with the insignia of Cincinnat, handed to him as a participant in the War of Independence.


Y. Kreutzinger. Count A. de Langeron. 1791 (4?). H., M. The portrait of the Austrian artist Count A. de Langeron is depicted with the Order of St.. George 4 degree, personally handed over to him by Catherine the Great for naval battles with the Swedes 21-22 on June 1790, with the insignia of Cincinnatus for participating in the American Revolutionary War in 1782-1783. and with a gold sword with the inscription Photo: courtesy of the Hermann historica Auction House (Munich).


HERO OF RUSSIA

The 1789 revolution forced Langeron to leave France. In May, 1790 g. He entered the Russian service, and a month later for the difference in the battles with the Swedes was granted the Order of St. George 4 degree. After making peace with Sweden, Lanzheron set off for the Danube and, during the storming of Ishmael, showed, according to Suvorov, "excellent fearlessness in attacking the enemy." After the victory over Turkey, he took part in the First Coalition war against Republican France, but in 1794 he returned to Russia. Under Paul I, Langeron took Russian citizenship, and the emperor elevated him to the dignity of the Russian Empire.

Alexander also favored him, but after the battle of Austerlitz, the count fell into disgrace. On the eve of the battle on the war council, Langeron challenged the disposition of General C. Pfoul, pointing out the disastrous consequences that her execution was fraught with. The graph’s fears were justified: the enemy almost completely destroyed his column. Langeron was ordered to resign.

However, after a few months the sovereign returned him to the line, and the general gained new laurels in the long and bloody Russian-Turkish war, victoriously completed on the eve of the invasion of Napoleon in Russia.

Patriotic War Lanzheron met with the rank of General of Infantry; his corps consisted of Chichagov’s army and did not participate in the main events of this epic before the battle of Berezina. But in foreign campaigns 1813 and 1814. Langeron distinguished himself during the capture of Thorn, in the battles of Bautzen, Leipzig, Soissons, Laone, and Fere-Champenoise.

The capture of Montmartre was his last feat in the Napoleonic wars, and this feat was appreciated. At the meeting, the emperor asked him if he had lost anything - the count was known for his absent-mindedness. "That's what I found yours in Montmartre!" - Alexander announced, smiling, and handed the envelope to the graph. In the envelope was the Order of St.. Andrew the First Called ...


J. Doe. Count A.F. Langeron, General of Infantry. 1820. H., m. Military Gallery of the Winter Palace. Photo: State Hermitage Museum

HERO OF ODESSA


At the end of 1815, the town of Langeron was appointed Kherson military governor, Odessa mayor, civilian manager in Kherson, Tauride and Yekaterinoslav governorates, as well as the commander-in-chief of the Bug and Black Sea Cossacks.

He fell in love with Odessa and left grateful memories with the citizens of Odessa who had forever connected the seaside part of the city with his name. Perhaps its main merit was the introduction in Odessa of the free port regime, which ensured rapid growth and prosperity for the city.

In the autumn of 1820, the city of Langeron met in Simferopol with his colleague N.N. Raevsky, traveling with his family to the Caucasus. Rajevsky presented his companion to Lanzheron, a budding poet exiled from St. Petersburg to Chisinau. The poet's name was Alexander Pushkin.

Three years later, the earl met him again in Odessa, and here they unexpectedly became very close: Langeron was a living embodiment for Pushkin Stories; in the young poet, the general, not alien to the writing, found a listener of his poetic and dramatic experiences ... Their conversations were frank and trusting: the count told Pushkin details of the 11 march of March 1801 of the year and allowed him to read the personal letters of Alexander I written to him by Lansheron before accession.

By this time, from the "days of Alexander the Beautiful Beginning" there were only memories; triumphed arakcheevschina. The draft abolition of the table of ranks and the introduction of new principles in administrative management, submitted by Langeron to the sovereign, caused only irritation; he was given to understand that he must submit his resignation. 15 May 1823, Langeron was dismissed from all posts.

He went to France and returned to Russia only with the accession of Nicholas I. When declaring war on Turkey, Langeron again stood under the battle flags; however, in March 1829, he left the service forever and settled in Odessa.

At the end of 1829, the general returned to the capital. Pushkin hurried to send his business card to the earl, and their meetings resumed. However, the general did not have long to live: one and a half years later, July 4 1831, Langeron died of cholera in St. Petersburg. He was buried in Odessa ...


Carefree Odessa is true to itself, keeping the memory of its mayor, but losing a letter in the name of his park. A photo:


GIFT GOVERNOR


Langeron was a brave warrior and a charming man. He possessed a highly acute Gallic meaning; his notes serve as invaluable material for historians, and bon mots, breaking from his mouth, can make laugh even in two centuries ...

The engraving from the original M. T. de Noarter entered the Hermitage from the great-great-great-grandson of our hero, Dmitry Nikolaevich Lanzheron. He lives in the US state of New Jersey, in the small town of Liberty Corner - "a corner of freedom." This town is located less than a hundred miles from where 233 a year ago its ancestor landed on the coast of America to fight for its independence. Dmitry Nikolaevich 87 years. "We pray for Russia," he writes from the United States.
Author:
Originator:
http://www.rg.ru/2015/09/04/rodina-portret.html
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 12 September 2015 09: 45 New
    0
    Frenchman with a Russian soul ...
  2. BNVSurgut
    BNVSurgut 12 September 2015 10: 06 New
    0
    Very informative, thanks.
  3. moskowit
    moskowit 12 September 2015 16: 08 New
    0
    Yes, he was awarded fairly. "Andrew the First-Called", "George" "2 degree," Vladimir "2 degree," Anna "1 degree, Grand Commander Cross of the Order of St. John of Jerusalem (rewarding during the reign of Paul the First).

    "" That's what I found yours in Montmartre! "- Alexander announced, smiling, and handed the count an envelope. The order of St. Andrew the First-Called was in the envelope ..."
    I don’t know how to put the order of St. Andrew the First-Called, which included; The sign of the oblique cross, a silver embroidered or forged star, a chain of symbols of the order and a blue shoulder ribbon. All these signs were ordered from jewelers. The envelope most likely had a resscript about the award ...
  4. moskowit
    moskowit 12 September 2015 16: 15 New
    0
    The order chain was worn only in special cases. In solemn occasions, a ribbon, an order on the ribbon at the hip and a star were worn. With a vice uniform a star ...
  5. Jääkorppi
    Jääkorppi 15 September 2015 10: 39 New
    0
    So he is Russified !! Mother Russia!

Портрет графа Александра Ланжерона

Портрет графа Александра Ланжерона


Эрмитаж и журнал "Родина" продолжают совместный проект, в рамках которого мы знакомим читателей с малоизвестными раритетами из запасников главного российского музея.

В Военной галерее Зимнего дворца легендарный генерал Александр Ланжерон запечатлен на эффектном портрете кисти Дж. Доу, написанном в 1820 году в Петербурге. Однако мы предпочли этому парадному полотну скромную гравюру, исполненную по рисунку не слишком известной французской миниатюристки Мари Терез де Нуартер: она запечатлела Ланжерона в зените его военной славы - в первые дни после штурма укреплений Монмартра, взятие которых предопределило капитуляцию Парижа.


ГЕРОЙ АМЕРИКИ

Луи Александр Андро, граф де Ланжерон, принадлежал к древнему и знатному бургундскому роду; он родился в Париже, 13 января 1763 года. В шестнадцать лет он вступил подпоручиком в корпус, предназначенный к десанту на Британские острова. Однако высадка эта не осуществилась, и в июле 1782 года юный Ланжерон отправился в армию графа Ж.-Б. Рошамбо: она действовала против англичан в Северной Америке вместе с войсками Соединенных Штатов.

У атлантического побережья Америки французов атаковала английская эскадра. Фрегат, на котором плыл Ланжерон, сел на мель в устье р. Делавер и был захвачен англичанами, но граф спасся от плена на шлюпке. В Бостоне Ланжерон присоединился к войскам, отправлявшимся в Южную Америку. Там ему довелось сражаться при Пуэрто-Кабельо, Каракасе, на островах Кюрасао и Санто-Доминго. По заключении Версальского мира (1783), обеспечившего Соединенным Штатам независимость, Ланжерон вернулся на родину. Грудь его украшал знак отличия Цинцинната, врученный ему как участнику Войны за независимость.

Портрет графа Александра Ланжерона

Й. Крейцингер. Граф А. де Ланжерон. 1791 (4?). Х., м. На портрете австрийского художника граф А. де Ланжерон изображен с орденом св. Георгия 4й степени, лично врученным ему Екатериной Великой за морские сражения со шведами 21-22 июня 1790 г., со знаком отличия Цинцинната за участие в Войне за независимость Соединенных Штатов в 1782-1783 гг. и с золотой шпагой с надписью Фото: любезно предоставлено Аукционным домом Hermann historica (Мюнхен).


ГЕРОЙ РОССИИ

Революция 1789 г. вынудила Ланжерона покинуть Францию. В мае 1790 г. он поступил на русскую службу, и уже через месяц за отличие в сражениях со шведами был пожалован орденом св. Георгия 4й степени. По заключении мира со Швецией Ланжерон отправился на Дунай и при штурме Измаила показал, по словам Суворова, "отличную неустрашимость в атаке неприятеля". После победы над Турцией он принял участие в войне Первой коалиции против республиканской Франции, но в 1794 г. возвратился в Россию. При Павле I Ланжерон принял российское гражданство, и император возвел его в графское Российской империи достоинство.

Благоволил к нему и Александр, но после битвы при Аустерлице граф подвергся опале. Накануне сражения на военном совете Ланжерон оспорил диспозицию генерала К. Пфуля, указывая на гибельные последствия, которыми было чревато ее исполнение. Опасения графа оправдались: противник почти полностью истребил его колонну. Ланжерону повелено было подать в отставку.

Впрочем, через несколько месяцев государь возвратил его в строй, и генерал стяжал новые лавры в затяжной и кровопролитной русско-турецкой войне, победоносно завершенной накануне вторжения в Россию Наполеона.

Отечественную войну Ланжерон встретил в чине генерала от инфантерии; его корпус состоял в армии Чичагова и в главных событиях этой эпопеи до сражения при Березине участия не принимал. Зато в заграничных походах 1813 и 1814 гг. Ланжерон отличился при взятии Торна, в сражениях при Бауцене, Лейпциге, Суассоне, Лаоне и Фер-Шампенуазе.

Взятие Монмартра было последним его подвигом в наполеоновских войнах, и этот подвиг был оценен по достоинству. При встрече император спросил у него, не терял ли он чего-либо - граф был известен своей рассеянностью. "Вот что нашел я ваше на Монмартре!" - объявил Александр, улыбаясь, и вручил графу конверт. В конверте оказался орден св. Андрея Первозванного...

Портрет графа Александра Ланжерона

Дж. Доу. Граф А.Ф.Ланжерон, генерал от инфантерии. 1820. Х., м. Военная галерея Зимнего дворца. Фото: Государственный Эрмитаж

ГЕРОЙ ОДЕССЫ


В конце 1815 г. Ланжерон был назначен херсонским военным губернатором, одесским градоначальником, управляющим гражданской частью в Херсонской, Таврической и Екатеринославской губерниях, а также главнокомандующим Бугскими и Черноморскими казаками.

Он полюбил Одессу и оставил благодарные воспоминания у одесситов, навсегда связавших приморскую часть города с его именем. Едва ли не главной его заслугой стало введение в Одессе режима порто-франко, обеспечившего городу бурный рост и процветание.

Осенью 1820 г. Ланжерон встретился в Симферополе со своим соратником Н.Н. Раевским, направляющимся с семьей на Кавказ. Раевский представил Ланжерону своего спутника - подающего надежды поэта, высланного из Петербурга в Кишинев. Поэта звали Александр Пушкин.

Три года спустя граф вновь встретился с ним в Одессе, и здесь они неожиданно тесно сблизились: Ланжерон был для Пушкина живым воплощением Истории; в молодом стихотворце генерал, не чуждый сочинительства, нашел слушателя своих поэтических и драматических опытов... Их разговоры были откровенны и доверительны: граф сообщил Пушкину подробности цареубийства 11 марта 1801 года и позволил ему прочесть личные письма Александра I, написанные им Ланжерону до воцарения.

К этому времени от "дней александровых прекрасного начала" остались лишь воспоминания; торжествовала аракчеевщина. Проект отмены табели о рангах и введения новых начал в административном управлении, представленный Ланжероном государю, вызвал лишь раздражение; графу дали понять, что он должен подать прошение об отставке. 15 мая 1823 года Ланжерон был уволен от всех должностей.

Он уехал во Францию и возвратился в Россию лишь по воцарении Николая I. При объявлении войны с Турцией Ланжерон вновь встал под боевые знамена; однако в марте 1829 г. он навсегда покинул службу и поселился в Одессе.

В конце 1829 г. генерал вновь приехал в столицу. Пушкин поспешил прислать графу свою визитную карточку, и их встречи возобновились. Однако жить генералу оставалось недолго: полтора года спустя, 4 июля 1831 г., Ланжерон скончался в Петербурге от холеры. Похоронили его в Одессе...

Портрет графа Александра Ланжерона

Беззаботная Одесса верна себе, храня память о своем градоначальнике, но потеряв букву в названии его парка. Фото:


ДАР ПРАПРАПРАВНУКА


Ланжерон был храбрым воином и обаятельным человеком. Ему в высшей степени был свойствен "острый галльский смысл"; его записки служат бесценным материалом для историков, а bon mots, срывавшиеся с его уст, способны рассмешить и через два столетия...

Гравюра с оригинала М. Т. де Нуартер поступила в Эрмитаж от прапраправнука нашего героя - Дмитрия Николаевича Ланжерона. Он живет США, в штате Нью-Джерси, в маленьком городке Liberty Corner - "уголке свободы". Этот городок расположен менее чем в ста милях от того места, где 233 года назад его предок высадился на берег Америки, чтобы сражаться за ее независимость. Дмитрию Николаевичу 87 лет. "Молимся за Россию", - пишет он из Соединенных Штатов.
Автор: Виктор Файбисович
Первоисточник: http://www.rg.ru/2015/09/04/rodina-portret.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. parusnik 12 сентября 2015 09:45
    Француз с русской душой...
  2. BNVSurgut 12 сентября 2015 10:06
    Очень познавательно, спасибо.
  3. moskowit 12 сентября 2015 16:08
    Да, награждён изрядно. "Андрей Первозванный", "Георгий" " 2-й степени, "Владимир" 2-й степени, "Анна" 1 степени, Большой Командорский крест ордена Святого Иоанна Иерусалимского(награждения в царствование Павла Первого).

    " "Вот что нашел я ваше на Монмартре!" - объявил Александр, улыбаясь, и вручил графу конверт. В конверте оказался орден св. Андрея Первозванного..."
    Не знаю, как можно положить в конверт орден Андрея Первозванного, который в себя включал; Знак косого Креста, Серебряную шитую или кованную звезду, цепь из символов ордена и голубую плечевую ленту. Все эти знаки заказывались у ювилиров. В конверте скорей всего был рескрипт о награждении...
  4. moskowit 12 сентября 2015 16:15
    Орденская цепь одевалась только в особо оговоренных случаях. При торжественных случаях носились лента, орден на ленте у бедра и звезда. При виц мундире звезда...
  5. JääKorppi 15 сентября 2015 10:39
    Вот и он оруссился!! Россия матушка!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня