Летающая платформа «De Lackner HZ-1»

31
Летающая платформа De Lackner HZ-1 по праву может занять место среди самых необычных летательных аппаратов в истории человечества. При взгляде на этот гибрид газонокосилки и вертолета невольно начинаешь думать об адекватности авторов творения, однако в 1950-1960-е годы в США на полном серьезе работали над созданием подобных летательных аппаратов. Все они представляли собой летающую платформу, предназначенную для перевозки одного (максимум двоих) военнослужащих. Предполагалось, что при помощи подобных летательных аппаратов солдаты смогут быстро перемещаться по полю боя, вести разведку и охоту на вражеских лазутчиков. Летающая платформа De Lackner HZ-1 стала лишь одним образцом, который был создан в рамках данной концепции, при этом ни один из летательных аппаратов в итоге так и не был принят на вооружение.

Для армейских летательных аппаратов разведка всегда была одной из главных задач, однако применение для этих целей отдельных самолетов не всегда представлялось рациональной тратой ресурсов, а эффективных беспилотных летательных аппаратов в те годы просто еще не существовало. По крайней мере, примерно так считали создатели воздушной одноместной летающей платформы De Lackner HZ-1, которая управлялась пилотом с помощью наклонов в разные стороны. Армия даже приобрела несколько опытных образцов для проведения испытаний, но, как выяснилось, управлять ими оказалось гораздо труднее, чем считалось первоначально. Плюс к этому расположенные под днищем аппарата роторы могли поднимать грязь и камни с поверхности, направляя их прямо в лицо пилоту, если полет осуществлялся на небольшой высоте над землей. В целом летательный аппарат оказался довольно спорным, если не сказать больше.



Первым исследователем, который предложил концепцию индивидуальных летательных аппаратов вертолетного типа, был американский инженер Чарльз Циммерман из Национального консультативного комитета по аэронавтике. Рассматривая разнообразные варианты таких аппаратов, он пришел к заключению, что винт и ротор в них необходимо располагать не сверху, а снизу: такая компоновка позволяет добиться большей устойчивости во время полета. Помимо этого, Чарльз Циммерман предположил, что для удержания летательного аппарата в вертикальном положении достаточно будет лишь чувства равновесия, которым обладает любой взрослый человек. Он подразумевал тот набор рефлексов, который позволяет человеку не падать при езде на мотоцикле или двухколесном велосипеде. По его мнению, основой управляемости предлагаемых им воздушных транспортных средств должен был стать ручной «кинестетический» контроль.

Аэроцикл описанного типа в середине 1950-х годов был построен компанией De Lackner. Данный аппарат, который первоначально назывался DH-4 Helivector, позднее был переименован в HZ-1 Aerocycle и напоминал гибрид вертолета, мотоцикла и бортового мотора. Летательный аппарат был оснащен двигателем мощностью 40 л.с., который был сопряжен с двумя соосно расположенными винтами. Винты диаметром 4,6 метра вращались в противоположных направлениях, что позволяло избежать вращения самой платформы, на которой стоял пилот. При этом пилот располагался вертикально непосредственно над крутящимися лопастями винтов (представляющими, между прочим, смертельную опасность), будучи защищенным от падения только ремнями безопасности. Для управления аппаратом был предусмотрен руль, похожий на мотоциклетный. С его помощью пилот должен был изменять скорость, направление и высоту полета HZ-1. Для того чтобы осуществить поворот, нужно было наклонить весь летательный аппарат в нужную сторону — так же, как это осуществляется на мотоцикле.

Летающая платформа «De Lackner HZ-1»


Первый образец необычного летательного аппарата поднялся в небо в январе 1955 года, после чего армия сразу заказала дюжину образцов. По утверждению специалистов компании De Lackner, их летательный аппарат мог развивать скорость до 105 км/ч и нести 55 кг полезного груза помимо пилота. Аппарат мог находиться в воздухе в течение часа. При этом De Lackner HZ-1 был весьма опасным механизмом. Помимо того, что летчик стоял прямо над вращающимися винтами, они располагались еще и в нижней части корпуса аппарата. При приземлении или при полетах на малой высоте они могли легко затянуть какой-либо мусор или куски породы, что могло стать причиной аварии аппарата.

Предполагалось, что американские военные смогут эффективно использовать данную летающую платформу всего лишь после инструктажа продолжительностью 20 минут. Но летчик-испытатель Селмер Сандбай, который и испытывал HZ-1, был другого мнения. В частности, он отмечал: «Мне хватило всего лишь одного полета, для того чтобы понять: обычному человеку будет чертовски трудно справиться с этой конструкцией». Да и надежность летающей платформы на тот момент времени оставляла желать лучшего. Во время проведения испытаний лопасти разных винтов дважды сталкивались друг с другом, что каждый раз приводило к падению аппарата. Один из подобных воздушных инцидентов едва не закончился гибелью самого Селмера Сандбая. В конце концов все выявленные недостатки повлекли за собой закрытие данной программы. До наших дней сохранилась как минимум одна такая летающая платформа, которая выставлена как музейный экспонат.



Похожий летательный аппарат, известный как VZ-1 Pawnee, позднее был создан инженерами компании Hiller Aviation. Разработка также относится к 50-м годам прошлого века. Разработчики данного аппарата также считали, что военным будет достаточно, если уж не 20-минутного, то хотя бы двухчасового вводного курса, который поможет им научиться летать на их детище. Отличием этой разработки было то, что винты, имевшие всего 3 метра в диаметре, были скрыты внутри круглого корпуса. По сути, они были вентиляторами туннельного типа. Более того, проведенные испытания продемонстрировали, что аппарат VZ-1 Pawnee сам стремится принять вертикальное положение во время полета: накренившийся край летающей платформы развивал большую подъемную силу, чем задранный край, по этой причине он выравнивался самостоятельно. Чтобы изменить направление движения платформы, летчику было достаточно слегка переместить свое тело в нужном направлении, сдвинув общий центр масс системы. Опрокинуть платформу в полете было почти невозможно.

Первоначально американское военное руководство восприняло разработку с энтузиазмом и было довольно результатами проведенных испытаний. Поэтому в скором времени компании Hiller Aviation был выдан заказ на создание двух более крупных аппаратов данного типа. Однако в итоге и эта разработка не была доведена до серийной стадии. Программа была закрыта после того, как военные решили, что сама идея передвижения бойцов по воздуху в условиях передовой представляется слишком фантастической и непрактичной. Действительно, такой аэроцикл представлял собой слишком удобную цель для поражения из обычного стрелкового оружия.



Источники информации:
http://www.arms-expo.ru/articles/129/61778/
http://www.popmech.ru/weapon/5939-eskadron-letuchikh-pekhotintsev-rozhdennye-letat-tak-i-ne-poleteli/#full
http://www.softmixer.com/2013/11/blog-post_4724.html
http://gearmix.ru/archives/1480
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    11 сентября 2015 07:05
    На землю падать будут дольки солдатиков. laughing
    1. +5
      11 сентября 2015 07:25
      Цитата: Tumyr
      На землю падать будут дольки солдатиков.

      А выпавшая из кармана зажигалка-поубивает зевак!
      1. 0
        11 сентября 2015 13:41
        Цитата: Tumyr
        На землю падать будут дольки солдатиков. laughing

        споткнулся и смерть. случайно приземлился на неровную поверхность и снова смерть. в лопасти попало что то и снова смерть.
      2. +1
        11 сентября 2015 20:56
        Цитата: serega.fedotov
        А выпавшая из кармана зажигалка-поубивает зевак!

        А вот работа советских студентов:
        Экспериментальная одноместная летающая платформа МАИ Х-3 была разработана в студенческом КБ МАИ в 1971 г. под руководством Всеволода Пятова. Силовая установка состоит из восьми моторов от бензопилы "Дружба" в двух блоках, общая мощность силовой установки - 35.3кВт. Диаметр несущих винтов, заключенных в кожухи - 1.1м. Вес без пилота - 68кг. Максимальная расчетная скорость - 50км/ч. Продолжительность полета - 30мин.
        Оригинально решена проблема управления созданного студентами аппарата. Отклоняя ручку управления, пилот приоткрывал жалюзи, укрепленные ниже несущих винтов на кожухах и поток воздуха, отбрасымемый ими, менял направление. Словом, на МАИ Х-3 пропеллеры выполняли и роль аэродинамических рулей.
        1. +1
          11 сентября 2015 21:01
          Цитата: негодяй
          А вот работа советских студентов:

          И ещё "баловство" студентов СССР:
          Сверхлегкий, двухместный вертолет ХАИ-27 «Харьковчанин» (СССР, 1970 год). Двигатель двухцилиндровый, мотоциклетный, М-63. Полетная масса — 300 кг. Расчетный потолок — 2000 м. Максимальная скорость — 90 км/ч. Дальность — 200 км.
          Опубликовано в "Техника-молодёжи" №5 1983 г. и №4 1984 г.
  2. +1
    11 сентября 2015 07:08
    Спасибо автор,вот интересно почему только передовая ,а ближний тыл,да еще управление дистанционное,если доработать ,примирение найдется,вопрос цены этого аппарата
  3. +1
    11 сентября 2015 07:47
    Да, все таки интересный аппарат, имеет много достоинств. С бортовым компом и автоматихзацией некоторых процессов он станет достоточно безопасным для массового применения.
  4. 0
    11 сентября 2015 07:59
    ИМХО: Квадрокоптеры вдохнут новую жизнь в эту идею.
    1. +1
      11 сентября 2015 09:26
      ИМХО: Квадрокоптеры вдохнут новую жизнь в эту идею.


      Может да, и может нет. Все подобные проекты: винтовые индивидуальные ЛА в 1950-е, реактивные ранцы в 1960-е - сталкивались с двумя проблемами: во-первых, они слишком заметны и их слишком легко сбить, а во-вторых - слишком высокие цена и сложность при малых дальности и полезной нагрузке.
      Вот что новозеландцы продают сейчас:
  5. +2
    11 сентября 2015 08:49
    Оступился и в фарш!
  6. +1
    11 сентября 2015 08:59
    Нифигасе мясорубка laughing
  7. +3
    11 сентября 2015 10:04
    Первым исследователем, который предложил концепцию индивидуальных летательных аппаратов вертолетного типа, был американский инженер Чарльз Циммерман из Национального консультативного комитета по аэронавтике...


    Брутальная мясорубка. Изначально видно же, "невооружённым глазом", что - "лажа".

    Но деньги "на разработку" - "освоены". Похоже, в данном "комитете" сидели одни "циммерманы". А_мерзский вариант "Сколково".
  8. +5
    11 сентября 2015 10:18
    Ка-56 интересней
    1. 0
      11 сентября 2015 13:43
      вот от этой малютки я и сам бы не отказался
  9. 0
    11 сентября 2015 10:20
    Десантно- транспортный контейнер
  10. +2
    11 сентября 2015 10:31
    Один вопрос возникает - что курил разработчик этого чуда? Логика конструкторская отсутствует начисто или точнее всё вывернуто наизнанку.
    1. 0
      11 сентября 2015 10:58
      Он не курил- он читал Р. Хайнлайна, в романе "Звездный десант"(ЕМНИП) появился термин "мобильная пехота" (матрасы до сиих пор от идеи отцепиться не могут) и реализовал на дгступных технологиях! smile
      1. +2
        11 сентября 2015 12:05
        В "звёздной пехоте" бронескафандр с прыжковым реактивным ранцем... ранцевые движки бы и делали...(кстати и делали в реале) А тут перевернуть вертолёт вверх ногами возникает вопрос "нафига"? Что бы потом бодро воевать со стабилизацией этого чуда?
        1. 0
          11 сентября 2015 13:01
          Тех. задание бы полистать на это чудо... Они же любят вкладывать деньги не в реальное изделие, а в "программу" или "проект", который в будущем приведет к созданию очередного Wunderwaffe, или не приведет. smile
    2. -1
      11 сентября 2015 19:21
      Один вопрос возникает - что курил разработчик этого чуда? Логика конструкторская отсутствует начисто или точнее всё вывернуто наизнанку.


      Научный поиск путём эксперимента. Вертолёты, придуманные ещё в 1910-х - 1920-х, пошли в серийные модели только в 1940-х, всего за 10 лет до конструирования описываемой модели. Конструкторы подумали: а вдруг, поставив схему с ног на голову, получится реализовать то, чего ещё никому не удалось добиться. Результат, в принципе, логичен: не взлетел. Ну, по крайней мере, наработали фактический материал.
  11. 0
    11 сентября 2015 11:44
    Мечта экстримала.
  12. -1
    11 сентября 2015 14:35
    Классная машинка может получится, при современных технологиях. а испытатель на ней летал, хотя он ни разу не летал на этом аппарате. Любая машина смертельно опасна, даже мясорубка или стиральная машинка. Не надо ерничать.
    1. 0
      11 сентября 2015 17:10
      А теперь объясните мне "наивному" что "классного" в нижнем расположении несущего ротора? И зачем надо "чесать правое ухо левой ногой"? Полететь то при наличии достаточной мощности можно даже на утюге... вопрос нахрена?
      1. -1
        12 сентября 2015 01:03
        а верхний винт??? И пилота может засосать.
        1. 0
          12 сентября 2015 08:05
          Куда засосать? В вакуум вместо мозга? Что такое центровка ЛА аппарата вы знаете? Чем "центр масс" отличается от "центра давления"? И какие силы действуют на несущий винт?
  13. +1
    11 сентября 2015 20:32
    это такой прикол, специальный, что бы выплат по ранениям не платить. Падает боец раненный с такой платформы, а там лопасти......
  14. 0
    11 сентября 2015 21:20
    Школота, хватит блистать глупостью! Посмотрите на первые в истории вертолеты. Что вы скажете? Методом проб и ошибок возник облик нынешнего вертолета.

    Вы ведете себя так, как жители Лондона, они падали со смеху видя как Д. Хенвей во время дождя носит над собой странную штуку, которая сейчас известна как зонт.

    На фото прототип. Этим все сказано. Если возлагаемые надежды на нем подтвердятся, его будут выпускать, если нет, не будут. Обнаруженные недостатки, недоработки, неисправности, трудности, могут быть устранены. Например опасность винта под ногами, разве сеткой не можно защитить пилота?

    Сколько в СССР экспериментальных ЛА было построено, но не произведено серийно?
    1. +1
      12 сентября 2015 08:08
      Ну во времена "первых этажерок" аэродинамики как науки не существовало - потому и строили "по наитию". В описываемый же в данной статье период всё вполне уже просчитывалось. А посему даже мне имеющему вполне себе авиационное образование абсолютно непонятно какие такие выгоды пытался получить конструктор этой каракатицы размещая несущий винт снизу.

      Так что эта "каракатица" не более чем технический курьёз и таковым и должна рассматриваться. А время гениальных самоучек боюсь прошло...
    2. +1
      12 сентября 2015 21:46
      Цитата: lilian
      На фото прототип. Этим все сказано.

      На фото - "неуловимый Джо" который не совсем понятно кому и зачем нужен.
  15. +1
    12 сентября 2015 08:00
    В журналах того времени,Юный техник, Моделист конструктор, Техника молодежи, было много разных идей на разработки интересного.
    Интересная была и тема мотоцикл на воздушной подушке,т.е название аппарат было как мотоцикл агронома, два мотора от иж,один создавал подьемную тягу другой толкал,рама как на картинге,и нечего летал прикольная была тема и реальная модель,
    На сегодняшний день умом Россию не понять,очень много разработок это кулибины местного значения,жаль что у нас не заинтересованы помогать таким кулибиным которые на коленях создают интересные модели,в америке это как то по другому,потому и бежали раньше туда для реализации своих идей,теперь всё меняется в корне,то же оружие созданное в России или бывшем СССР, лучшее что бы не говорили американцы,сама америка это сплошной пазл, Доллар придумал Белорус, Харди Дэвидссон два Русских инженера Харламов и Давыдов,а список изобретений принесший америке бабки за счет иммигрантов бесконечен,тот же Комп и процессор пентиум это вывезенные инженером Пентковским идеи и с СССР.
    Вот так и живем,свое продаем и свое же и покупаем.
  16. 0
    12 сентября 2015 18:50
    Пепелацы - они существуют!!!111
  17. +2
    13 сентября 2015 00:26
    HZ-1 этож блендер для солдат!!!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»