Бронеавтомобили «Руссо-Балт Тип I» Некрасова-Братолюбова

0
С августа 1914 года к созданию перспективных бронеавтомобилей были привлечены гвардии штабс-капитан Некрасов, генерал-лейтенант Р.А. Дурляхер и инженер А.А. Братолюбов. Они должны были разработать и построить несколько новых броневиков, которые планировалось передать армии. К началу следующего года специалисты разработали два проекта и начали строительство новых машин. Результатом их работы стало появление одного броневика на шасси «Рено» и шести боевых машин на базе автомобилей «Руссо-Балт».

Для реализации планов по строительству бронеавтомобилей специалистам-подрядчикам передали семь машин, имевшихся в наличии. Новые броневики предлагалось строить на базе одной машины «Рено» французского производства и шести отечественных «Руссо-Балтов» моделей C 24/40 и D (по три каждого типа). Изучив характеристики переданных шасси, авторы новых проектов смогли приступить к формированию облика перспективной техники.

Техническое задание заказчика подразумевало создание бронеавтомобилей с комбинированным пулеметно-пушечным вооружением. Предполагалось, что такая техника будет бороться не только с пехотой, но и с бронемашинами противника. Для эффективного поражения вражеской бронетехники и укреплений требовалось соответствующее оружие, что и сказалось на составе вооружения. Для борьбы с пехотой броневики должны были нести несколько пулеметов, а уничтожение техники и укреплений возлагалось на пушки малого калибра.


Броневик "Руссо-Балт Тип I". Фото Wikimedia Commons


Проект броневика на базе шасси «Руссо-Балт» традиционно обозначили по названию шасси, из-за чего машины этого типа часто называют «Руссо-Балт Тип C» и «Руссо-Балт Тип D». При этом, однако, возможна некоторая путаница. Дело в том, что такие же названия носили некоторые другие отечественные броневики времен Первой мировой войны. По этой причине со временем появился «нейтральный» вариант названий, не вносящих путаницу. В таком случае название «Руссо-Балт Тип C» остается за проектом полковника Добржанского, а разработка Некрасова и Братолюбова именуется «Руссо-Балт Тип I». Кроме того, это позволяет ввести дополнительное обозначение «Руссо-Балт Тип II» для более поздних броневиков Некрасова-Братолюбова на шасси Русско-Балтийского завода, оснащенных корпусом иной конструкции.

В распоряжении специалистов, ответственных за строительство новых броневиков, было по три автомобиля «Тип D» и «Тип C 24/40». С них предлагалось удалить все ненужные детали, вместо которых следовало установить новый бронекорпус. В ходе сборки на шасси монтировался металлический каркас, служивший основой для корпуса. Бронелисты закреплялись на каркасе при помощи заклепок и болтов.

Сборка броневиков «Руссо-Балт» и «Рено» осуществлялась в собственных мастерских Братолюбова. Производственные мощности этого небольшого предприятия не позволяли осуществлять все необходимые работы, из-за чего к проекту привлекли Обуховский сталелитейный завод. Некрасов и Братолюбов сделали комплект шаблонов, по которым рабочие завода изготавливали бронелисты нужной конфигурации. Проект «Руссо-Балт Тип I» подразумевал сборку корпуса из листов толщиной 5 мм.

Все шесть базовых шасси имели схожую конструкцию. На базовой раме устанавливался бензиновый двигатель мощностью до 40 л.с. и механическая трансмиссия с цепной передачей на ведущую заднюю ось. Машины с колесной формулой 4х2 имели зависимую подвеску на листовых рессорах. Поскольку шасси изначально предназначались для легковых автомобилей, Некрасову и Братолюбову пришлось доработать их. Были усилены рамы и рессоры и переделаны механизмы рулевого управления. Кроме того, колеса оснастили литыми шинами.

Броневики «Тип I» получили бронекорпус необычной конструкции. Вероятно, авторы проекта желали уменьшить вес корпуса и броневика, не жертвуя огневой мощью. В результате этого появился корпус достаточно сложной формы, образованной прямыми и изогнутыми поверхностями. Поворотная башня не предусматривалась. Все вооружение должно было устанавливаться в амбразурах корпуса, обеспечивающих наведение в широких горизонтальных секторах.

Бронекорпус машины на базе шасси «Руссо-Балт» был разделен на два основных объема: моторный отсек и боевое отделение, совмещенное с отделением управления. Двигатель защищался вертикальными бортами и лобовым листом с качающимися створками жалюзи, выполненными в виде отдельных панелей. В бортах предусматривались распашные люки для обслуживания двигателя. Верхняя крышка располагалась под заметным углом к горизонтали. Позади двигателя бортовые панели корпуса плавно расходились в сторону, что позволило увеличить размеры обитаемого отделения.

Бронеавтомобили «Руссо-Балт Тип I» Некрасова-Братолюбова
Схема броневика. Рисунок Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг.


Обитаемая часть бронекорпуса имела оригинальную форму с необычной архитектурой лобовой части. Непосредственно за моторным отсеком располагался бронекороб с вертикальными бортами и горизонтальной крышей. Сверху на нем установили полукруглый изогнутый лист с люком для установки вооружения и наблюдения за дорогой. Позади переднего короба борта расходились на максимальное расстояние и после этого ширина корпуса не менялась. Боевое отделение имело вертикальные борта и изогнутый кормовой лист. При этом высота бортов не была одинаковой по всей их длине. Сверху экипаж защищался изогнутой крышей с поднятой средней частью. На бортах предусматривались полукруглые щитки, закрывавшие задние колеса.

Боевое отделение имело интересную особенность. Для повышения уровня защиты экипажа корпус получил некоторое подобие противоосколочного подбоя. Изнутри на броневых листах закрепили слой войлока и закрыли его линолеумом. Предполагалось, что такое покрытие брони позволит задержать пулю, сумевшую пробить броню.

В бронекорпусе предусмотрели набор люков для входа в машину, наблюдения за обстановкой и установки оружия. На левом борту имелся узкий вытянутый люк для доступа в боевое отделение. Две амбразуры располагались в лобовом и кормовом листах, причем кормовая была выполнена в виде широкого люка с внутренним подвижным щитком. Кроме того, имеются сведения о нескольких других люках для использования пулеметов.

Экипаж броневиков «Руссо-Балт Тип I» должен был состоять из шести человек: водителя, командира и четырех артиллеристов. При этом конкретный состав экипажа мог зависеть от типа броневика и установленного на нем вооружения.

По ряду причин было решено оснащать новые бронеавтомобили разным оружием. Так, броневики на базе шасси «Руссо-Балт C» предложили вооружать двумя пушками Гочкиса калибра 37 мм. Одно орудие монтировалось в амбразуре лобового листа, второе – в корме. Броневики на шасси D, в свою очередь, должны были нести одну кормовую пушку Максима-Норденфельда калибра 37 мм. Дополнительное вооружение броневиков должно было состоять из трех пулеметов «Максим». Их планировалось устанавливать в различных люках корпуса.

Сборка всех броневиков Некрасова-Братолюбова первых проектов столкнулась с серьезными проблемами. Из-за большого количества брака Обуховский завод в течение нескольких месяцев не мог поставить все необходимые комплекты броневых деталей. Сборку семи бронемашин удалось закончить только в конце зимы 1915 года. Шесть броневиков «Руссо-Балт» и один «Рено» были представлены комиссии Главного военно-технического управления 23 февраля 15-го.


Броневик, вид справа. Фото Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг.


Комиссия во главе с генерал-лейтенантом Мгебровым осмотрела новую технику и одобрила начало испытаний. Сперва машины отправили на полигон Офицерской стрелковой школы (г. Ораниенбаум), где прошла проверка вооружения и защиты. Один из броневиков подвергся обстрелу из пулемета с расстояния не менее 50 шагов. Борт машины успешно выдержал такое испытание. На бронелисте остались вмятины разных размеров, но сквозные отверстия отсутствовали. Проверки оружия также завершились успехом. Пушки и пулеметы броневиков эффективно поражали цели и вели обстрел в пределах достаточно широких секторов. К примеру, конструкция лобовой амбразуры позволяла наводить пушку в пределах сектора шириной 90°.

Боевые качества новых машин устроили военных, но ходовые характеристики оставляли желать лучшего. Для проведения полигонных испытаний броневики Некрасова-Братолюбова пришлось перегнать из Петрограда в Ораниенбаум. Эта дорога позволила выявить реальные характеристики подвижности. Во время перегона машины, двигаясь по хорошему шоссе, развивали скорость до 30-35 верст в час, но на грунтовых дорогах максимальная скорость значительно падала. Незначительная грязь на дороге затрудняла движение техники, а на уплотненном песке она могла даже завязнуть.

Приемлемые характеристики подвижности на шоссе были связаны с повышенной нагрузкой на двигатель. Броневики «Руссо-Балт» и «Рено» несколько раз сталкивались с перегревом двигателей и кипением воды в радиаторе. Таким образом, даже в щадящих условиях шоссе машинам приходилось работать на пределе.

По результатам испытаний на полигоне и проверки на дорогах комиссия Главного военно-технического управления постановила, что новые броневики Некрасова и Братолюбова не могут использоваться по прямому назначению. Из-за значительной нагрузки на шасси эксплуатация машин на фронте не представлялась возможной. Дальнейшая судьба семи бронеавтомобилей стала предметом споров.

От разборки броневики спас генерал А.А. Брусилов, командовавший 8-й армией. В марте 1915 года он предложил переделать все имеющиеся машины в бронедрезины. Так можно было сохранить уже построенную технику, а также избавиться от проблем, связанных с движением по разбитым дорогам и пересеченной местности. По предложению генерала Брусилова, машины следовало оснастить железнодорожными колесами, рассчитанными под европейскую колею. Это позволяло использовать их в боях в Галиции.

Вскоре три броневика на шасси «Руссо-Балт C» и единственный «Рено» отправились в Москву, где должны были пройти ремонт и модернизацию. Остальные броневики Некрасова-Братолюбова передали одному из армейских подразделений для использования в качестве учебных. В мастерских Казанской железной дороги на машины установили новые колеса и некоторое другое оборудование. Для проведения испытаний этой техники подготовили специальный перегон длиной три версты. Проект модернизации броневиков осуществлялся под руководством штабс-капитана Мещеренинова.

12 июня 1915 года комиссия генерала Мгеброва вновь осмотрела модернизированные броневики и пришла к выводу об успешном выполнении поставленной задачи. Тем не менее, машины и в этот раз не добрались до фронта. К лету 15-го русская армия начала отступление в Галиции, где должны были работать новые броневики. Пригодные для эксплуатации обновленной техники железнодорожные пути оставались на территории противника. Чтобы не отказываться от интересного проекта, было решено оснастить технику колесными парами с широкой российской колеей. На этом этапе из проекта выбыл броневик «Рено», доработку которого сочли сложной и нецелесообразной.


Броневики в железнодорожной конфигурации. Фото Aviarmor.net


В июле Русско-Балтийский вагонный завод (г. Рига) поставил мастерским Московской железной дороги несколько колесных пар с нужными параметрами. На их установку ушло несколько дней, и 9 августа «Руссо-Балты Тип I» впервые проехали по рельсам с колеей 1524 мм.

23 сентября три броневика испытали в условиях, приближенных к реальным. В рамках испытаний эти машины преодолели более 80 верст, проехав от Москвы до ст. Раменское и обратно. Средняя скорость во время этой поездки составляла 35-37 верст в час, максимальная – порядка 56 верст в час (60 км/ч). Переоснащение броневиков оправдало себя. Можно было начинать их эксплуатацию.

Вскоре после поездки в Раменское и обратно три броневика «Руссо-Балт» отправили в Петроград. Там военнослужащие Запасной броневой роты провели полный цикл испытаний с передвижением по железнодорожным и автомобильным дорогам, стрельбой на полигоне и т.д. Испытатели отмечали достаточно высокие характеристики машин. Они развивали хорошую скорость, могли брать на борт груз, а также использоваться в качестве буксировщика железнодорожных вагонов. Так, в ходе испытаний броневики успешно буксировали четыре платформы общим весом 2700 пудов (43,2 т).

В январе 1916 года по предложению Мещеренинова был сформирован Броневой автомобильно-железнодорожный взвод, в состав которого вошли три броневика «Руссо-Балт» и несколько других машин, приспособленных для движения по железной дороге. Через несколько недель после формирования соединение отправили на Западный фронт. Подробности эксплуатации этой техники на фронте неизвестны. По имеющимся данным, взвод несколько раз перебрасывали на разные участки фронта. Точный состав подразделения на момент передислокаций неизвестен.

Броневой автомобильно-железнодорожный взвод продолжал боевую работу до конца войны. В дальнейшем техника этого соединения досталась участникам Гражданской войны и с переменным успехом использовалась обеими сторонами конфликта. Согласно некоторым источникам, броневики «Руссо-Балт Тип I» Некрасова-Братолюбова пополнили парк техники Красной Армии, тем не менее, точные данные о количестве этих машин и особенностях их применения отсутствуют.

Как и множество других бронеавтомобилей, построенных в годы Первой мировой войны, машины «Руссо-Балт» Некрасова и Братолюбова первой версии были разобраны и утилизированы не позже начала двадцатых годов. К этому времени машины выработали свой ресурс, а их характеристики уже не устраивали военных. Броневики решили разобрать.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://simvolika.org/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000