Military Review

Bad game with a good mine

10
What crewless boat do we need? the fleet?


If we evaluate the current state of the mine defense of the Navy, then it can be safely called a crisis. One of the ways out is the adoption in the shortest possible time for the arming of unmanned boats (BEC) of mine defense (CMP).

Currently, the number of independent BEC developments for the Russian Navy is approaching the top ten, however there are good reasons to assume that there are significant errors in the concept and design of these R & D projects.

Defective "Inspector"


Of all the proposals on the subject of BEC, the BEC Inspector Mk2 and Typhoon were most publicly identified (including in the competition for a place on the deck of the new minesweeper of the 12700 project). The BEC Inspector Mk2 was created by one of the world's leading developers of mine risk control products - ECA in 2008. However, it is difficult to attribute it to the successful products of the company - it was never adopted by the French Navy, did not have commercial success on the market (except for proposals to supply BEC Inspector Mk2 for the Russian Navy a few years ago).

In assessing the BEC CMP (Inspector Mk2), it is necessary to clarify the position of the BEC in modern and prospective PMP systems of the West.

PMO - a comprehensive system that provides counteraction to the mine threat at all levels of confrontation, starting with reconnaissance and preventing the laying of mines by forces aviation and special forces. Moreover, taking into account the low sonar visibility of new mines and the critical problem of their detection on soils with a large number of false sonar marks, it is important to conduct mine reconnaissance with advance mapping and inspection of all mine-like objects. An ideal tool for such operational monitoring is BEC PMO equipped with a side-scan sonar (HBO). The use of autonomous uninhabited PAs for these purposes has a number of drawbacks - reliability problems (seizure by the DPRK Navy of the U.S. Navy’s reconnaissance anti-mine ASA PLA in the mid-2000s), lack of operational data transfer to command, and so on, and tactically justified primarily in enemy waters.

Bad game with a good mineThe emergence of programmable non-contact mine fuses, which provide an analysis of the “fine structure” of target fields, became another serious problem with the possibility of their adjustment to undermine a remote-controlled anti-mine NPA (such as PAP-104 or others). This factor has led to the widespread in the West, compact disposable APA-destroyers. However, this solution is far from optimal. NPA-destroyer - first of all, “cheaper mine-controlled, remote-controlled NPA”, but it costs many times more than the mine to be destroyed.

In fact, today, APA destroyers are “a means of breaking through the fairways” to ensure the passage of forces through the mine hazardous area, and systematic anti-mine actions are carried out by classical modern means — specialized remote-controlled anti-mine anti-nuclear weapons and mine-divers.

Conducting systematic anti-mine action BEC Inspector Mk2 can only be carried out in the form of intelligence. Due to the high cost of the NLA-destroyers, the solution of the problem of eliminating the detected threat in case of any significant mine setting by means of the BEC Inspector Mk2 is impractical and impossible.

The following disadvantages are obvious:

-high cost and low productivity eliminate the threat of mines;
-the expediency of application on the BEC GBO with the synthetic aperture mode is questionable and leads to a significant increase in the cost of the BEC (HBO and BEC control system) without a real increase in efficiency;
-efficiency of the magnetometer and profilograph for dealing with silted mines is obviously insufficient;
- non-optimal selection of the frequency range of GAS BEC (high frequency) reduces the effectiveness of mine action (although it provides the best “pictures” for “advertising”).


Nevertheless, in conditions where there is practically nothing, any options are of interest to the Navy, ensuring the immediate delivery of modern MIP systems to the fleet. However, it is necessary to be aware of the following fundamental points: the vehicles received by import are not able to solve the most acute problem of the naval fleet's PMO - primarily for financial reasons, the fleet needs massive and efficient domestic systems. In addition, if overseas supplies are paid, funds for domestic development are automatically reduced, as happened at the end of the 2000-s with the STIUM “Mayevka”. Again, the issues of service and repair during the period of sanctions also do not look easily solved - for example, Atlas Electronic, previously actively cooperating with the Ministry of Defense of the Russian Federation, banned the delivery of similar equipment in February 2014, that is, before the official imposition of sanctions.

Accordingly, an error is the desire to register the Inspector Mk2 for the promising PMK of the Navy of the 12700 project. For the reasons stated above, this BEC does not in any way provide solutions to the tasks assigned to this ship. Western BEC and NPA destroyers are needed by the Navy only for the modernization of the old minesweepers and the PMO of naval bases.

Inexpensive "Typhoon"


The most detailed information about the Russian competitor Inspector Mk2 - BEC "Typhoon" was contained in the advertising brochure of PKF Mnev and K LLC on MVMS-2015.

A prototype of an unmanned boat based on the speedboat BL-680 adopted by the RF Ministry of Defense was presented to the Minister of Defense at the Rzhevsky testing ground in 2013 during the demonstration of robotic technology and received a positive rating.

In September, 2014-th at the test site of the Russian Defense Ministry on Lake Ladoga, with the participation of representatives of the Navy's main command, tested a prototype of an unmanned boat equipped with a crypto and jam-proof control system (STTs, St. Petersburg) and HBO-500, adopted. Neman "(JSC" NIIP them. Tikhomirov ", Zhukovsky). The BEC was controlled from a surface ship, and then transferred to the Orlan-10 UAV and carried out at a given BEC range.

For mine action BEC it is planned to equip the TNMA RTM-500М (FSUE Yuzhmorgeologiya, Gelendzhik).

Comparison of BEC "Typhoon" and Inspector Mk2 is complicated by the fact that, on the one hand, the anti-mine complex of the well-known company ESA, existing from 2008, is on the other hand, a promising development with significantly expanded functionality. For this reason, it is advisable to compare the BEC Inspector Mk2 with the “minimum configuration” of the BEC “Typhoon” (PMO tasks).

The first thing to note is that the BEC Inspector Mk2 search tools were optimized not so much for solving the full range of software tasks (up to the depths of 300 – 400 meters), but for conditions of small and very small depths (for this, onboard GUS). The depth range to 40 meters is dangerous for surface ships (land mines) and is essentially the main area of ​​modern mine action. Moreover, the most complex depths in the MIP are very small - less than 10 – 20 meters. Under these conditions, a good onboard HBO is significantly superior to the towed both in the width of the field of view (and therefore the search performance) and in reliability.

The specific conditions for the maintenance of MIP at shallow depths raise the question not so much of the nomenclature and formal performance characteristics of the search tools used as of their suitability for the conditions. Experience shows that the off-road performance of onboard HBO "Neman" is quite sufficient to solve the problems of the software at shallow depths. The most appropriate use of low-frequency modification of HBO (HBO-100, and in the future and below), providing the best "signal depth in the ground" and sufficient resolution.

A parametric profilograph can be used to detect silt mines (similar to the BEC Inspector Mk2 PPF), however, the viewing band of such tools is extremely small, and a low-frequency HBO is a much more reasonable solution.

The cost of HBO "Neman" and the BL-680 boat turns out to be an order of magnitude less than the Inspector Mk2, which provides multiple exceedances of the capabilities of the BEC "Typhoon" group over the Inspector Mk2 by the "cost-effectiveness" criterion.

It is also necessary to emphasize the possibility of data transmission from the BEC "Typhoon" over the domestic broadband noise protection communication channel. The probability of delivery of the Inspector Mk2 with a secure communication channel is very small (and, all the more so, we cannot talk about the delivery of the original protocols and algorithms).

Thus, in solving the problem of searching for mines, the BEC “Typhoon” complex significantly exceeds the Inspector Mk2 due to the sufficient for solving the TTX problem of the HBO “Neman” and a lot of lower cost (corresponding to high serial size and the possibility of group solving the problem with high performance).

At the same time, when solving the problem of the destruction of the mines found, the Inspector Mk2 has spent K-Ster NPA destroyers. The ability to solve similar problems BEC "Typhoon" is stated, but requires separate R & D. However, in the zone of shallow and ultra-low depths, this task can be effectively solved by divers-miners, and the high accuracy of mapping min-like objects ensures a short time to solve such a problem (at a much lower cost).

With the destruction of mines BEC Inspector Mk2 today has no competitors, but it solves this problem with very high costs. In the range of depths up to 20 meters, divers-miners can be used as an alternative, but at greater depths, NPA is needed.

The task of creating a small-sized domestic anti-mine NPA exclusively relevant, but today there are no reliable and effective solutions. When carrying out prospective works, the main criterion of a small NLA MIP should be put at the forefront - minimum cost with a sufficient level of efficiency.

Unmanaged feeder


Among the developers of BEC Typhoon, a wide range of organizations are declared: KMPO Gidropribor, OOO STTS, ZAO NII STT, OOO PKF Mnev and Co, OAO NIIP them. Tikhomirova ", FSUE" Yuzhmorgeologiya ", OJSC" KMPO Gidropribor ", CJSC Scientific Instruments, OJSC Concern Elekropribor, LLC Kontur-NIIRS, Tula KBP ... On the one hand, this indicates a wide range of tasks solved by BEC "Typhoon". But on the other - why so many additional features? Why beskatazhnuyu boat UAV and even taking off from the BEC? As a result, the declared value of BEC "Typhoon" has already reached (prospect LLC PKF Mnev and K) 350 million rubles, which is clearly beyond common sense.

The BEC "Typhoon" is an extremely necessary for the Navy and a promising model of the VVST, but its prospects seem vague because of the frankly strange concept. It seems that the main problem here in the Navy.

The organization of the development and delivery of BEC Typhoon should optimally provide for the phasing of work with the creation of a minimal basic modification in the shortest possible time, with the subsequent building up of the BEC capabilities by separate modules, with their independent testing and obtaining tolerances for mass production.

In order to quickly implement modern robotic systems (BEC) in the Russian Navy and to address these several issues of the Navy, the development of BEC PMOs should be carried out as the creation of an integrated modular system in several stages.

The first one is the “zero version” design and development work, to complete the development of a minimum configuration (the mine search tools only) and to ensure their delivery to the Navy as soon as possible.

The second stage is NIER BEK, with the development of the concept of application and prospective BEC systems and tasks in natural conditions (including in conjunction with the Navy ships) to create the necessary scientific and technical groundwork and the justified TTK OKR BEK, upgrading previously issued BEC-PMO "zero version.

The third stage - OCD BEC Navy, with the introduction of means for the destruction of mines and modular target loads (intelligence, weapon, EW).

Work on the further development of the BEC of the Navy should be carried out with the obligatory implementation of the stage of research and experimental work, with the obligatory requirement of a reasonable and real TTK ROC on their results.

The main idea of ​​creating a “zero version” BEC CMP should be to ensure high search performance for bottom mines (including at shallow depths) due to the group use of BEC CMP with HBO with mapping (during the initial search) or matching (with repeated) previously stored sonar pictures of the ground, followed by a survey of minimized objects by divers or a TNPA.

The facilities of the BEC PMO complex must ensure its placement without constructive modifications on all surface ships of the Navy (including anti-mine ships).

Due to the provision of group BEC, a high search performance is achieved (many times superior to the BEC Inspector Mk2) and a significant reduction in the requirements for search tools is possible (since at a sufficiently high level further increase in TTX cannot be implemented in practice due to the geometric limitations of the search conditions shallow depths) to reduce the cost of BEC and to ensure mass serial shipments of the Navy.

In this case, it is advisable to place BEC facilities on standard BL-680 and BL-540 boats in the form of modernization kits, as well as to develop a specialized lightweight compact BEC PMO. Taking into account the need for group-based deployment and the provision of descent by regular means of ships, it is advisable to limit the mass to 600 – 700 kilograms.

The problem of seaworthiness in the use of search tools should be noted especially - the first tests on the subject of BEC PMO in the Navy were carried out in 2010 year (HBO "Neman" on BL-680) and interrupted by the onset of stormy weather. The boundaries of efficiency and the sharp decline in the capabilities of HBOs of small boats in conditions of intense excitement are very obvious. It seems that the experience of testing 2010-th was not fully realized by all the developers of the BEC. The sea is not a test pool, and taking into account this factor, the choice of the optimal BEC CMP scheme that is optimal for the best seaworthiness is very important.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/26912
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. GRAY
    GRAY 12 September 2015 07: 41 New
    +2
    Even a non-contact trawl will not be able to drag this shit, it’s better to use a helicopter.
    1. chunga-changa
      chunga-changa 12 September 2015 12: 30 New
      0
      Trawl is to fight the DPRK, Somali pirates and possibly Iran. Modern mines are laid on a non-contact trawl, now they must first be found, visually or with a locator, then carefully destroyed, individually.
      1. GRAY
        GRAY 12 September 2015 18: 35 New
        0
        Quote: chunga-changa
        Modern mines are laid on a non-contact trawl,

        And then what do they react to at all?
        For your information:
        Combined trawl - a ship's mine trawl, which includes devices that simulate several physical fields of a ship at the same time in order to cause the operation of multi-channel (combined) mine fuses.
        Combined trawl:
        - usually creates both acoustic and electromagnetic fields;
        - It can be towed by a surface vessel, helicopter and boat.
  2. shonsu
    shonsu 12 September 2015 11: 06 New
    +1
    uninterestingly written article. it feels like they wrote for narrow specialists and not for the masses of the reader.
  3. MATROSKIN-53
    MATROSKIN-53 12 September 2015 11: 18 New
    -2
    I completely agree that there is no article. And it’s not at all interesting to discuss this topic.
  4. Fotoceva62
    Fotoceva62 12 September 2015 11: 21 New
    +3
    Is such a boat really needed, because it is very limited in seaworthiness, and a carrier ship of considerable size is still required (ideally a full-fledged minesweeper). There are minesweepers pr. 12660, the Rubin code armed with the Gyurza submarine mine destruction system, the Ketmen self-propelled mine-seeker-destroyer and the Halibut mine-seeker-destroyer. He repeatedly visited this ship during its repair in the head of 91 g. Sevastopol. A very balanced unit. The release of MI_14 is resumed, that is, no one bothers to use a minesweeper helicopter. You need productivity and mobility they are.
    Unmanned boats, minesweepers may have a future, but this requires clear requirements developed by the customer and well-developed options for using this equipment (for example, in inaccessible places delivered by road or plane. Still, in my future, the underwater finders are located on minesweepers (by the way, dolphins are also nobody canceled and while it’s better not looking for mines.)
    1. GRAY
      GRAY 12 September 2015 11: 49 New
      +1
      Quote: Fotoceva62
      no one bothers to use a minesweeper helicopter

      Mi-14 is healthy, you can’t put it into the ship’s hangar. There was such a carrier-based Ka-25BT helicopter in the USSR; in the 70s, it also participated in the clearance of the Suez Canal.
      Do not invent a bicycle FIG - everything has already been invented before us.
    2. gladcu2
      gladcu2 13 September 2015 16: 58 New
      0
      There will be no unmanned minesweepers, there will be no experience in using them. And that means there will be no custom specifications.

      And the fact that these minesweepers are needed is unconditional. Even to me a land rat, it’s clear that carrying a dozen pops over potential danger (mines), the minnow will ask diapers for help.
  5. chunga-changa
    chunga-changa 12 September 2015 12: 27 New
    -4
    There used to be two troubles - fools and roads. They started sorting out roads, but there are still two troubles - fools and embezzlers.
  6. Fotoceva62
    Fotoceva62 12 September 2015 14: 46 New
    0
    MATROSKIN-53 RU Today, 11:18
    I completely agree that there is no article. And it’s not at all interesting to discuss this topic. ”
    You know, there are quite a few topics on the forum that are not interesting to me, so I don’t discuss them. Something so dear.

    GRAY (3) SU
    Regarding the minesweepers' helicopters, the appropriate equipment can be used even with MI_26, I meant the helicopter significantly superior in performance characteristics to KA_25.
  7. ivanovbg
    ivanovbg 12 September 2015 15: 14 New
    +1
    But I liked the article and the topic for Russia is very relevant, especially in the light of sanctions and the refusal to supply the Mistrals.
  8. gladcu2
    gladcu2 13 September 2015 17: 07 New
    0
    How is the difference interesting for you or not if the article is relevant.
    There is a campaign of specialists, and so abound. The truth is, in my opinion, even any noob is able to raise the question in such a way that experts will shout “Eureka”.

    For example, I do not understand why a minesweeper helicopter will be effective. The cost of maintaining and using such a helicopter should be disproportionately higher.

    And given the fact, the National Bank of Russia does not belong to Russia. So at least claims NOD (YouTube to help). That is the cost of armament of the army is of paramount importance.
  9. Whowhy
    Whowhy 14 September 2015 09: 01 New
    0
    To destroy mines, you can use the Yutkin effect ...

Плохая игра при хорошей мине

Какой безэкипажный катер нужен нашему флоту?

Если оценивать нынешнее состояние противоминной обороны ВМФ, то его смело можно назвать кризисным. Одним из путей выхода является принятие в кратчайшие сроки на вооружение безэкипажных катеров (БЭК) противоминной обороны (ПМО).

В настоящее время количество самостоятельных разработок БЭК для ВМФ РФ приближается к десятку, однако есть серьезные основания предполагать наличие существенных ошибок в концепции и замысле этих НИОКР.


Неполноценный «Инспектор»


Из всех предложений по тематике БЭК наиболее явно публично обозначились БЭК Inspector Mk2 и «Тайфун» (в том числе в конкуренции за место «на палубе» нового тральщика проекта 12700). БЭК Inspector Mk2 создан одним из ведущих разработчиков в мире средств борьбы с минной угрозой – фирмой ECA в 2008 году. Однако его сложно отнести к успешным изделиям фирмы – на вооружение ВМС Франции он так и не был принят, не имел коммерческого успеха на рынке (кроме возникших несколько лет назад предложений по поставке БЭК Inspector Mk2 для ВМФ РФ).

При оценке БЭК ПМО (Inspector Mk2) необходимо уточнить место БЭК в современных и перспективных системах ПМО Запада.

ПМО – комплексная система, обеспечивающая противодействие минной угрозе на всех уровнях противостояния, начиная с разведки и предотвращения постановки мин силами авиации и спецназа. При этом с учетом малой гидролокационной заметности новых мин и критической проблемой их обнаружения на грунтах с большим количеством ложных гидролокационных отметок важным является постоянное ведение минной разведки с заблаговременным картографированием и обследованием всех миноподобных объектов. Идеальным средством для такого оперативного мониторинга является БЭК ПМО, оснащенный гидролокатором бокового обзора (ГБО). Использование для этих целей автономных необитаемых ПА имеет ряд недостатков – проблемы с надежностью (захват ВМФ КНДР разведывательного противоминного АНПА ПЛА ВМС США в середине 2000-х), отсутствие оперативной передачи данных командованию и так далее, и тактически обоснованно в первую очередь в водах противника.

Плохая игра при хорошей минеЕще одной серьезной проблемой современной ПМО стало появление программируемых неконтактных взрывателей мин, обеспечивающих анализ «тонкой структуры» полей цели, – с возможностью их настройки на подрыв противоминного телеуправляемого НПА (типа РАР-104 или иных). Данный фактор привел к широкому распространению на Западе малогабаритных одноразовых НПА-уничтожителей. Однако данное решение далеко от оптимального. НПА-уничтожитель – в первую очередь «более дешевый противоминный телеуправляемый НПА», однако он стоит многократно дороже уничтожаемой мины.

Фактически сегодня НПА-уничтожители являются «средством пробития фарватеров» для обеспечения прохода сил через миноопасный район, а ведение планомерных противоминных действий осуществляется классическими современными средствами – специализированными телеуправляемыми противоминными НПА и водолазами-минерами.

Ведение планомерных противоминных действий БЭК Inspector Mk2 может осуществляться только в виде разведки. Ввиду высокой стоимости НПА-уничтожителей решение задачи по ликвидации обнаруженной угрозы при сколько-нибудь значительных постановках мин средствами БЭК Inspector Mk2 нецелесообразно и невозможно.

Очевидны следующие его недостатки:

-высокая стоимость и малая производительность устранения минной угрозы;
-целесообразность применения на БЭК ГБО с режимом синтезированной апертуры сомнительна и приводит к значительному увеличению стоимости БЭК (ГБО и системы управления БЭК) без реального повышения эффективности;
-эффективность магнитометра и профилографа для борьбы с заиленными минами заведомо недостаточна;
-неоптимальный выбор частотного диапазона ГАС БЭК (высокочастотные) снижает эффективность противоминных действий (хотя и обеспечивает лучшие «картинки» для «рекламы»).


Тем не менее в условиях, когда нет практически ничего, для ВМФ интерес представляют любые варианты, обеспечивающие немедленную поставку современных систем ПМО на флот. Однако при этом необходимо сознавать следующие принципиальные моменты: получаемые по импорту аппараты не в состоянии решить острейшую проблему ПМО ВМФ – в первую очередь по финансовым причинам, флоту нужны массовые и эффективные отечественные системы. Кроме того, если оплачиваются зарубежные поставки, автоматически сокращаются средства на отечественные разработки, как это случилось в конце 2000-х со СТИУМ «Маевка». Опять же вопросы сервиса и ремонта в период санкций тоже не выглядят легко решаемыми – например, фирма Atlas Electronic, ранее активно сотрудничавшая с МО РФ, запретила поставки аналогичного оборудования уже в феврале 2014 года, то есть еще до официального введения санкций.

Соответственно ошибкой является стремление прописать Inspector Mk2 на перспективный ПМК ВМФ проекта 12700. По указанным выше причинам данный БЭК ни в коей мере не обеспечивает решения задач, возлагаемых на этот корабль. Западные БЭК и НПА-уничтожители нужны ВМФ только для модернизации старых тральщиков и ПМО военно-морских баз.

Недорогой «Тайфун»


Наиболее подробная информация о российском конкуренте Inspector Mk2 – БЭК «Тайфун» содержалась в рекламном проспекте ООО «ПКФ Мнев и К» на МВМС-2015.

Плохая игра при хорошей минеОпытный образец безэкипажного катера на основе принятой на вооружение МО РФ быстроходной лодки БЛ-680 был представлен министру обороны на Ржевском испытательном полигоне в 2013 году при демонстрации роботизированной техники и получил положительную оценку.

В сентябре 2014-го на полигоне Минобороны РФ на Ладожском озере при участии представителей главного командования ВМФ проведены испытания опытного образца безэкипажного катера, оснащенного принятой на вооружение крипто- и помехозащищенной системой управления (ООО «СТЦ», Санкт-Петербург) и ГБО-500 «Неман» (ОАО «НИИП им. Тихомирова», Жуковский). Управление БЭК осуществлялось с надводного корабля, а затем было передано на БЛА «Орлан-10» и осуществлялось на заданной дальности действия БЭК.

Для противоминных операций БЭК планируется оснастить ТНПА РТМ-500М (ФГУП «Южморгеология», Геленджик).

Сравнение БЭК «Тайфун» и Inspector Mk2 затруднено тем, что с одной стороны – существующий с 2008 года противоминный комплекс известной фирмы ЕСА, с другой – перспективная разработка со значительно расширенным функционалом. По этой причине целесообразно сопоставлять БЭК Inspector Mk2 с «минимальной конфигурацией» БЭК «Тайфун» (задачи ПМО).

Первое, что необходимо отметить, – поисковые средства БЭК Inspector Mk2 оптимизировались не столько для решения всего спектра задач ПМО (до глубин 300–400 метров), сколько для условий малых и очень малых глубин (для этого – набортные ГАС). Диапазон глубин до 40 метров – опасный для надводных кораблей (донные мины) и является по сути главной зоной современных противоминных действий. Более того, наиболее сложные в ПМО очень малые глубины – менее 10–20 метров. В этих условиях хороший набортный ГБО значительно превосходит буксируемый как по ширине полосы обзора (и соответственно поисковой производительности), так и по надежности.

Плохая игра при хорошей минеСпецифические условия ведения ПМО на малых глубинах ставят вопрос не столько номенклатуры и формальных ТТХ применяемых средств поиска, сколько их соответствия условиям обстановки. Опыт работ показывает, что ТТХ набортных ГБО «Неман» вполне достаточны для решения задач ПМО на малых глубинах. При этом наиболее целесообразно применение низкочастотной модификации ГБО (ГБО-100, а в перспективе и ниже), обеспечивающей наилучшее «заглубление сигнала в грунт» и достаточную разрешающую способность.

Для обнаружения заиленных мин может быть применен параметрический профилограф (аналогично ППФ БЭК Inspector Mk2), однако полоса обзора таких средств крайне мала, и гораздо более разумным решением будет низкочастотный ГБО.

Стоимость ГБО «Неман» и лодки БЛ-680 оказывается на порядок меньше, чем Inspector Mk2, что обеспечивает многократное превышение возможностей группы БЭК «Тайфун» над Inspector Mk2 по критерию «эффективность-стоимость».

Здесь же необходимо подчеркнуть возможность передачи данных с БЭК «Тайфун» по отечественному широкополосному помехозащитному каналу связи. Вероятность поставки Inspector Mk2 с защищенным каналом связи весьма мала (и тем более речь не может идти о поставке исходных протоколов и алгоритмов).

Таким образом при решении задачи поиска мин комплекс БЭК «Тайфун» заметно превосходит Inspector Mk2 за счет достаточных для решения задачи ТТХ ГБО «Неман» и много меньшей стоимости (соответственно большой серийности и возможности группового решения задачи с высокой производительностью).

Вместе с тем при решении задачи уничтожения обнаруженных мин Inspector Mk2 имеет отработанные НПА-уничтожители K-Ster. Возможность решения аналогичных задач БЭК «Тайфун» заявляется, но требует отдельных НИОКР. Впрочем, в зоне малых и сверхмалых глубин данная задача может быть эффективно решена водолазами-минерами, а высокая точность картографирования миноподобных объектов обеспечивает малое время решения такой задачи (при много меньшей стоимости).

При уничтожении мин БЭК Inspector Mk2 на сегодня конкурентов не имеет, однако решает данную задачу с очень высокими затратами. В диапазоне глубин до 20 метров в качестве альтернативы могут быть применены водолазы-минеры, однако на больших глубинах нужен НПА.

Задача создания малогабаритного отечественного противоминного НПА исключительно актуальна, однако на сегодня надежные и эффективные решения отсутствуют. При проведении перспективных работ во главу угла должен быть поставлен главный критерий малого НПА ПМО – минимальная стоимость при достаточном уровне эффективности.

Безэкипажная кормушка


В числе разработчиков БЭК «Тайфун» заявлен широкий круг организаций: КМПО «Гидроприбор», ООО «СТЦ», ЗАО «НИИ СТТ», ООО «ПКФ Мнев и К», ОАО «НИИП им. Тихомирова», ФГУП «Южморгеология», ОАО «КМПО «Гидроприбор», ЗАО «Научные приборы», ОАО «Концерн «Элекроприбор», ООО «Контур-НИИРС», Тульское КБП... С одной стороны, это свидетельствует о широком круге задач, решаемых БЭК «Тайфун». Но с другой – зачем такое количество дополнительных возможностей? Зачем безэкипажному катеру беспилотник да еще взлетающий с самого БЭК? В результате заявленная стоимость БЭК «Тайфун» уже достигла (проспект ООО «ПКФ Мнев и К») 350 миллионов рублей, что явно находится за пределами здравого смысла.

БЭК «Тайфун» представляет собой крайне нужный для ВМФ и перспективный образец ВВСТ, однако его перспективы представляются туманными из-за откровенно странной концепции. Думается, что главная проблема здесь в ВМФ.

Организация разработки и поставки БЭК «Тайфун» оптимально должна предусматривать этапность работ с созданием в кратчайший срок минимальной базовой модификации, с последующим наращиванием возможностей БЭК отдельными модулями, с самостоятельным прохождением ими испытаний и получением допусков для серийного производства.

С целью скорейшего внедрения современных робототехнических комплексов (БЭК) в ВМФ РФ и решения этим ряда проблемных вопросов ВМФ разработку БЭК ПМО необходимо вести как создание комплексной модульной системы в несколько этапов.

Первый – ОКР БЭК-ПМО «нулевой версии», для завершения разработки БЭК ПМО в минимальной комплектации (только средства поиска мин) и обеспечения их поставки ВМФ в кратчайшие сроки.

Второй этап – НИЭР БЭК, с отработкой концепции применения и перспективных систем и задач БЭК в натурных условиях (в том числе в комплексе с кораблями ВМФ) для создания необходимого научно-технического задела и обоснованного ТТЗ ОКР БЭК, модернизации ранее выпущенных БЭК-ПМО «нулевой версии».

Третий этап – ОКР БЭК ВМФ, с внедрением средств уничтожения мин и модульных целевых нагрузок (разведка, оружие, РЭБ).

Работы по дальнейшему развитию БЭК ВМФ необходимо проводить с обязательным выполнением стадии научно-исследовательских и экспериментальных работ, с обязательным требованием обоснованного и реального ТТЗ ОКР по их результатам.

Основной идеей создания БЭК ПМО «нулевой версии» должно быть обеспечение высокой поисковой производительности по донным минам (в том числе на малых глубинах) за счет группового применения БЭК ПМО с ГБО с картографированием (при первичном поиске) или сопоставления (при повторном) ранее сохраненной гидролокационной картины грунта с последующим обследованием миноподобных объектов водолазами или ТНПА.

Средства комплекса БЭК ПМО должны обеспечивать его размещение без конструктивных доработок на всех надводных кораблях ВМФ (в том числе противоминных кораблях).

За счет обеспечения группового применения БЭК достигается высокая поисковая производительность (многократно превосходящая БЭК Inspector Mk2) и возможно значительное снижение требований к средствам поиска (так как при достаточно высоком их уровне дальнейшее повышение ТТХ не может быть реализовано на практике из-за геометрических ограничений условий поиска на малых глубинах) для уменьшения стоимости БЭК и обеспечения массовых серийных поставок ВМФ.

При этом целесообразно как размещение средств БЭК на штатных лодках БЛ-680 и БЛ-540 в виде модернизационных комплектов, так и разработка специализированного легкого малогабаритного БЭК ПМО. С учетом необходимости группового базирования и обеспечения спуска-постановки штатными средствами кораблей целесообразно ограничение массы до 600–700 килограммов.

Проблему мореходности по применению средств поиска необходимо отметить особо – первые испытания по тематике БЭК ПМО в ВМФ были проведены в 2010 году (ГБО «Неман» на БЛ-680) и прерваны по наступлению штормовой погоды. Границы эффективности и резкое снижение возможностей ГБО малого плавсредства в условиях интенсивного волнения очень наглядны. Думается, опыт испытаний 2010-го не был в полной мере осознан всеми разработчиками БЭК. Море – не испытательный бассейн, и с учетом этого фактора выбор оптимальной для наилучшей мореходности схемы специализированного БЭК ПМО очень важен.
Автор: Максим Климов
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/26912


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. GRAY 12 сентября 2015 07:41
    Эта хреновина даже неконтактный трал тащить не сможет, уж лучше вертолёт использовать.
    1. chunga-changa 12 сентября 2015 12:30
      Тралы это для борьбы с КНДР, сомалийскими пиратами и возможно Ираном. Современные мины на неконтактный трал кладут, теперь их сначала найти надо, визуально или локатором, потом аккуратно уничтожить, поштучно.
      1. GRAY 12 сентября 2015 18:35
        Цитата: chunga-changa
        Современные мины на неконтактный трал кладут,

        А на что они тогда реагируют вообще?
        Для справки:
        Комбинированный трал - корабельный минный трал, который имеет в своем составе устройства, имитирующие одновременно несколько физических полей корабля с целью вызвать срабатывание многоканальных (комбинированных) взрывателей мин.
        Комбинированный трал:
        - обычно создает одновременно акустическое и электромагнитное поля;
        - может буксироваться надводным судном, вертолетом и катером.
  2. shonsu 12 сентября 2015 11:06
    неинтересно написанная статья. такое чувство что писали для узких спецов а не для масс читателя.
  3. МАТРОСКИН-53 12 сентября 2015 11:18
    Полностью согласен, что статья никакая. И совсем неинтересно обсуждать данную тему.
  4. Fotoceva62 12 сентября 2015 11:21
    Так ли нужен такой катер ,ведь он очень ограничен по мореходности, а судно носитель с немалых размеров всё равно требуется( в идеале полноценный тральщик). Есть тральщики пр. 12660, шифр «Рубин» вооружённый подводным комплексом уничтожения мин «Гюрза», самоходным искателем—уничтожителем мин «Кетмень» и искателем—уничтожителем мин «Палтус».Неоднократно бывал на этом корабле во время его ремонта в зав.91 г. Севастополь. Очень сбалансированная единица. Возобновляется выпуск МИ_14,то есть никто не мешает использовать вертолёт тральщик .Вам нужны производительность и мобильность они есть.
    Безпилотные катера тральщики возможно имеют будущее, но для этого необходимы чёткие требования выработанные заказчиком и проработаные варианты использования данной техники(например в недоступных местах с доставкой автотранспортом или самолётом. Всё таки по моему будущее за подводными искателями размещёнными на тральных кораблях( кстати дельфинов тоже никто не отменял и пока лучше них мин не искал.)
    1. GRAY 12 сентября 2015 11:49
      Цитата: Fotoceva62
      никто не мешает использовать вертолёт тральщик

      Ми-14 здоровый, его в корабельный ангар не засунешь. Был в СССР такой палубный вертолёт Ка-25БТ, он ещё в 70-х годах в разминировании Суэцкого канала участвовал.
      Не фиг велосипед изобретать - всё уже придумано до нас.
    2. gladcu2 13 сентября 2015 16:58
      Не будет беспилотных тральщиков, не будет опыта их использования. А значит не будет заказных ттх.

      А то что эти тральщики нужны, это безусловно. Даже мне сухопутной крысе, понятно, что возить с десяток поп над потенциальной опасностью ( минами), гольюны попросят памперсы в помощь.
  5. chunga-changa 12 сентября 2015 12:27
    Раньше было две беды - дураки и дороги. С дорогами вроде начали разбираться, но беды по прежнему две - дураки и казнокрады.
  6. Fotoceva62 12 сентября 2015 14:46
    «МАТРОСКИН-53 RU Сегодня, 11:18
    Полностью согласен, что статья никакая. И совсем неинтересно обсуждать данную тему.»
    Вы знаете,на форуме довольно много тем которые мне неинтересны ,так я их и не обсуждаю. Как то так уважаемый.

    «GRAY (3) SU »
    По поводу вертолётов тральщиков, соответствующее оборудование можно использовать хоть «МИ_26», я имел в виду вертолёт значительно превосходящий по ТТХ «КА_25».
  7. ivanovbg 12 сентября 2015 15:14
    А мне статия понравилась и тема для России весьма актуальная, особено в свете санкций и отказ от поставки Мистралей.
  8. gladcu2 13 сентября 2015 17:07
    Как разница интересна для вас статья или нет, если она актуальна.
    Тут походу специалистов и так предостаточно. Правда на мой взгляд даже любой нуб в состоянии вопрос так поставить, что специалисты закричат "Эврика".

    На пример я не врубаюсь, почему вертолёт тральщик будет эффективен. Стоимость содержания и использования такого вертолёта должна быть несоизмеримо выше.

    А учитывая тот факт, Национальный Банк России, России не принадлежит. Так по крайней мере утверждает НОД (ютуб в помощь). То стоимость вооружения армии имеет первостепенное значение.
  9. WhoWhy 14 сентября 2015 09:01
    Для уничтожения мин можно применять эффект Юткина...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня