Military Review

"Half a milli" and the whole life of Pavel Shubin

4
The lucky man grew up a rural boy Pasha Shubin. He was the smallest in the class in terms of height, and boy friends, constructing a lively pyramid at holidays and sports competitions, sometimes up to the ceiling, always assigned Pashka "top". He never fell. It seemed that luck always went after the boy. Once he fell from the roof of his house - and did not get a single bruise. There was a case, I fell into a well, and here I was lucky, I got off with light bruises.


"Half a milli" and the whole life of Pavel Shubin


The Shubins family was large - eleven children, Pasha - the youngest, but the most nimble. He and the school, like the hero of the famous story of Leo Tolstoy, left the little one, sneak in from his parents. The teachers, of course, did not want to take a six-year-old. But Pasha boldly began to tell them that he had read and read now. And so struck by the richness of speech of teachers, that he was enrolled immediately in the second class. True, the new student had to be planted at the first desk — he was very small, the head was barely visible above the table.

Shubin studied well in all subjects, but especially he was given literature. I read voraciously everything that came to hand, with the book I spent all my free time.

At the age of fifteen, Pavel moved from his native village of Chernava to Leningrad. He started working as a mechanic, entered the design college. And somehow by themselves, without tension, the verses began to be born to Paul. He realized that his life would now be tied to literature. He became a student of the philological department of the Leningrad Pedagogical Institute named after Herzen.

And then - the Great Patriotic War. Pavel Shubin went to the front in her first days. He became a correspondent of the newspaper "Front Truth" of the Volkhov Front. And although he was prohibited from participating in the fighting, Shubin constantly neglected this prohibition. He participated in all operations of the front: in the winter of the year 1942 with the cavalry corps of General Gusev went through the Germans ’rear to Lyuban, in the spring of 1943 he fought at Meat Bohr, fought for Kirishi and Mgu. He joined the advanced division of General Ovchinnikov, broke through the blockade of Leningrad. In February, 1944 liberated Novgorod, and after the liquidation of the Volkhov Front, participated in all operations of the Karelian Front. And, as in childhood, good luck did not leave Pavel Nikolaevich. One day, wanting to please and treat tortured nurses, Shubin gathered raspberries in a minefield. His horse followed and blew up. In the winter of 1943, Pavel Nikolaevich carried two wounded fellow soldiers on him, taking with them weapon. Moreover, on the way he took the machine guns from several dead Germans and brought in a very good combat reserve.

I must say, for recklessness Shubin often got about the editor of "Front Truth" Alexander Chakovsky.

You were assigned here to write poems, to inspire people with lines, and you play roulette! - Chakovsky was reprimanding the poet. But the state of affairs from these suggestions did not change. Moreover, Shubin decided once and for all to get permission to participate in the battles.

In January 1943, the troops of the Volkhov and Leningrad fronts moved towards each other to begin the operation to break through the blockade ring around Leningrad. These two fronts shared a total of twelve kilometers. However, it was very difficult to pass them. The fascists created powerful defensive structures here: numerous bunkers, trenches, minefields, and bunkers. And all this was covered by artillery and aviation.

However, in spite of all the tricks of the Germans, in the area of ​​the workers' settlement No. XXUMX, at Sinyavino our troops broke through the defenses and finally joined. It was a happy moment, after the attack the fighters rested. And Pavel Shubin went to give an explanation to General Shtykov.

- Who gave you the order to go on the attack? - thundered the general. - I have you under the tribunal! There are no correspondents in the newspaper, everyone is torn into battle!
But Shubin was not embarrassed:
- Comrade General, how could I go back alone when everyone went forward! - he said.
And no one reprimanded Pavel Nikolayevich for unauthorized participation in battles.

And poems, meanwhile, were born almost every day. In the trenches, on stumps, on his knees. In the evenings, he read them to his fellow soldiers. The “Volkhovskaya drinking table” fighters (now considered by many to be folk) and “Half-Hatch” especially liked.

No, not to gray hair, not to glory
I would like to extend my age.
I would only get to that ditch
Half a half, half a step to live.
Snuggle to the ground and in the azure
July clear day
See grin embrasures
And sharp flashes of fire.
I would only have this grenade
Malevolently putting on a platoon
Push it in, cut it right
Four damn bunker.
So that it becomes empty and quiet,
So that the dust he settled in the grass ...
Would I live this half a hm
And there I will live a hundred years!

These lines were born in the autumn of 1943, under the Mga station. Here the Nazis created a defense of numerous bunkers. And Pavel Nikolaevich at this time was in the 165 th infantry division of Lieutenant Sivak and witnessed the feat of three of our fighters: senior sergeants Lyutikov and Smirny and private Zubkov. The three soldiers destroyed several bunkers at once, without spending a single extra grenade.

After the fight, Shubin sat down with him and asked:
- Guys, what did you feel at that time?
The fighters told. And in the morning of the next day a new poem was already written in the notebook of Pavel Nikolaevich. It instantly became a favorite. The fighters memorized the lines by heart, quoted them in their letters.

And Pavel Nikolaevich wrote a lot of letters home. But one история with the letter stands apart in his biography.
In the village of Izmalkovo (not far from this village is located Chernava, where Shubin was born) lived postman Yakov Nikolayevich - unfortunately, his name is now unknown. His fellow villagers called him simply Uncle Jacob.

Uncle Jacob’s postman’s bag was often overloaded. And once in the winter of 1942, the mail had to be delivered almost at night. It was dark around - even if the eye if! That pleased Yakov Nikolaevich in the polynya. And when I got ashore, I found that my bag was wet. I had to go back home and dry the letters.

“Almost everyone has already dried up,” Yakov Nikolayevich recalled, “and here I see: you cannot disassemble one address.” I read: from Shubin. I thought: "Where now to send the letter?" I decided to open and read. Maybe, according to, I guess who it is addressed to? I take the letter and see - poems! I couldn’t make out the words, only a few: "Sleep, far away, there on Kama, I was disturbing you in vain. Sleep!" “Wow! - I thought. - A letter was sent to the wrong address! And there is Kama, there is no such river in our area!” And then I looked carefully at the letters on the envelope ... And there are two whole addresses: Chernava and Leningrad. And nothing more…

In the morning I showed a letter to my friend. Then they read these verses all over the village, they already understood that it was our Pavel who composed it. And then they sent to Leningrad without specifying the street and the house so that all of Leningrad could read too ...

There is a poem in the collection of Shubin with such lines. It is called "This Midnight". But why he did not specify the exact address, now it will remain unknown ...

The war is over. Frontman Shubin, awarded the Order of the Patriotic War 2-th degree and the Red Star and numerous medals, returned home. He would "live another hundred years," but his heart could not stand it. Stopped overnight when 37-year-old Pavel Nikolaevich sat down on a bench ...
Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 9 September 2015 08: 03 New
    +4
    He would have “lived another hundred years,” but his heart could not stand it.... He wrote poetry with his heart ..
  2. Vadim2013
    Vadim2013 9 September 2015 11: 50 New
    +2
    Participation in many military operations was heavily deposited on the poet's heart. Good memory to the poet-soldier.
  3. Russian Patriot
    Russian Patriot 9 September 2015 14: 46 New
    +4
    I study at a school named after him. Previously, he constantly participated in excursions in the school museum, they talked about him small.
  4. Crimson cloud
    Crimson cloud 9 September 2015 17: 24 New
    +3
    Yes, such people pass everything through themselves, they take and experience it close to their hearts - that’s how poetry is born ...
    Everlasting memory...

"Полмига" и вся жизнь Павла Шубина

Везучим человеком рос сельский парнишка Пашка Шубин. Он был самым маленьким в классе по росту, и друзья-мальчишки, сооружая на праздниках и спортивных состязаниях живую пирамиду подчас до потолка, всегда назначали Пашку «верховым». Он ни разу не упал. Казалось, удача всегда ходила вслед за пареньком. Однажды он бухнулся с крыши своего дома — и не получил ни одного синяка. Был случай, провалился в колодец — и тут повезло, отделался легкими ушибами.

"Полмига" и вся жизнь Павла Шубина


Семья Шубиных была большой — одиннадцать детей, Паша - младший, но самый шустрый. Он и в школу-то, как герой знаменитого рассказа Льва Толстого, ушёл маленьким, украдкой от родителей. Учителя, конечно, не хотели принимать шестилетнего. Но Паша бойко начал говорить им о том, что прочитал и читает сейчас. И так поразил богатством речи педагогов, что его зачислили сразу во второй класс. Правда, посадить новоиспечённого ученика пришлось за первую парту — уж очень он мал ростом оказался, голова едва-едва виднелась над столом.


Учился Шубин хорошо по всем предметам, но особенно ему давалась литература. Читал запоем всё, что попадалось под руку, с книгой проводил всё свободное время.

В пятнадцать лет Павел переехал из родного села Чернава в Ленинград. Начал работать слесарем, поступил в конструкторский техникум. И как-то сами собой, без напряжения, стали рождаться у Павла стихи. Он понял, что свою жизнь отныне свяжет с литературой. Стал студентом филологического факультета Ленинградского педагогического института имени Герцена.

И тут — Великая Отечественная война. Павел Шубин ушёл на фронт в первые её дни. Стал корреспондентом газеты «Фронтовая правда» Волховского фронта. И хотя ему по должности было запрещено участвовать в боевых действиях, Шубин постоянно пренебрегал этим запретом. Участвовал во всех операциях фронта: зимой 1942 года с конным корпусом генерала Гусева прошёл по тылам немцев до Любани, весной 1943-го бился у Мясного Бора, сражался за Кириши и Мгу. Примкнул к передовой дивизии генерала Овчинникова, прорывал блокаду Ленинграда. В феврале 1944 освобождал Новгород, а после ликвидации Волховского фронта участвовал во всех операциях Карельского фронта. И, как в детстве, удача не оставляла Павла Николаевича. Однажды, желая порадовать и угостить измученных медсестёр, Шубин собрал на минном поле малину. Следом прошёл его конь — и подорвался. Зимой 1943-го Павел Николаевич вынес на себе двух раненных однополчан, прихватив с собой их оружие. Более того, по пути он забрал автоматы у нескольких мёртвых немцев и принёс в часть очень неплохой боевой запас.

Надо сказать, за лихачество Шубину частенько попадало о редактора «Фронтовой правды» Александра Чаковского.

Вас сюда назначили стихи писать, людей вдохновлять строками, а вы в рулетку играете! - отчитывал Чаковский поэта. Но положение дел от этих внушений не менялось. Более того, Шубин решил раз и навсегда получить разрешение на участие в боях.

В январе 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов двигались навстречу друг другу, чтобы начать операцию по прорыву блокадного кольца вокруг Ленинграда. Два этих фронта разделяли всего двенадцать километров. Однако пройти их было очень сложно. Фашисты создали здесь мощные оборонительные сооружения: многочисленные дзоты, траншеи, минные поля, доты. И всё это прикрывали артиллерия и авиация.

Однако, несмотря на все ухищрения немцев, в районе рабочего посёлка №1 у Синявино наши войска прорвали оборону и наконец-то соединились. Это был счастливый момент, после атаки бойцы отдыхали. А Павел Шубин отправился давать объяснение генералу Штыкову.

- Кто дал вам приказ идти в атаку? - гремел генерал. - Я вас под трибунал! В газете корреспондентов нет, все в бой рвутся!
Но Шубин не смутился:
- Товарищ генерал, как же я мог один пойти назад, когда все пошли вперёд! - сказал он.
И больше Пава Николаевича за самовольное участие в боях никто не отчитывал.

А стихи, между тем, рождались почти каждый день. В окопах, на пеньках, на коленках. По вечерам он читал их однополчанам. Особенно полюбились бойцам «Волховская застольная» ( теперь многие считают её народной) и «Полмига».

Нет, не до седин, не до славы
Я век свой хотел бы продлить.
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить.
Прижаться к земле и в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить её, врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот.
Чтоб стало в нём пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву...
Прожить бы мне эти полмига,
А там я сто лет проживу!

Эти строки родились осенью 1943 года под станцией Мга. Здесь фашисты создали оборону из многочисленных дзотов. А Павел Николаевич в это время находился в 165-й стрелковой дивизии лейтенанта Сивака и стал свидетелем подвига трёх наших бойцов: старших сержантов Лютикова и Смирного и рядового Зубкова. Солдаты втроём уничтожили сразу несколько дзотов, не потратив ни одной лишней гранаты.

После боя Шубин подсел к ним и спросил:
- Ребята, что вы чувствовали в это время?
Бойцы рассказали. А утром следующего дня в тетрадке Павла Николаевича уже было записано новое стихотворение. Оно мгновенно стало любимым. Бойцы заучивали строки наизусть, цитировали их в своих письмах.

А Павел Николаевич писем домой писал много. Но одна история с письмом стоит особняком в его биографии.
В селе Измалково (неподалёку от этого села расположена Чернава, где родился Шубин) жил почтальон Яков Николаевич — к сожалению, фамилия его теперь неизвестна. Односельчане звали его просто дядей Яковом.

Почтальонская сумка дяди Якова часто была перегружена. А однажды зимой 1942-ого года почту пришлось разносить почти ночью. Темно было вокруг – хоть глаз коли! Вот и угодил Яков Николаевич в полынью. А когда выбрался на берег, обнаружил, что сумка промокла. Пришлось возвращаться домой и сушить письма.

– Почти все уже высохли, - вспоминал Яков Николаевич, – и тут вижу: на одном адреса уже не разобрать. Читаю: от Шубина. Подумал: "Куда же теперь письмо-то отдавать?" Решил открыть да прочитать. Может, по словам догадаюсь, кому именно оно адресовано? Беру письмо и вижу – стихи! Слов-то точно не разобрал, только некоторые: "Спи, далёкая, там на Каме, зря тебя я тревожил. Спи!" "Вот это да! – подумал. – Письмо-то совсем не по адресу отправлено было! Причём тут Кама, в наших краях такой реки нет!" И тут вгляделся я хорошенько в буквы на конверте… А там целых два адреса: Чернава и Ленинград. И больше ничего…

Утром я письмо приятелю показал. Потом всем селом читали эти стихи, поняли уже, что это наш Павел сочинил. А затем отправили в Ленинград без указания улицы и дома, чтобы все ленинградцы тоже читали…

Есть в сборнике Шубина стихотворение с такими строками. Называется оно "В эту полночь". Но почему он не указал точного адреса, теперь так и останется неизвестным...

Отгремела война. Фронтовик Шубин, награждённый Орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды и многочисленными медалями, вернулся домой. Ему бы «ещё сто лет прожить», да сердце не выдержало. В одночасье остановилось, когда 37-летний Павел Николаевич присел на скамейку...
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. parusnik 9 сентября 2015 08:03
    Ему бы «ещё сто лет прожить», да сердце не выдержало....Сердцем стихи писал..
  2. Вадим2013 9 сентября 2015 11:50
    Участие во многих военных операциях тяжело отложилось на сердце поэта. Светлая память поэту-солдату.
  3. РусскийПатриот 9 сентября 2015 14:46
    Учусь в школе, названной его именем. Раньше постоянно участвовал в экскурсиях в школьном музейчике, рассказывали о нём мелким.
  4. Багряное облако 9 сентября 2015 17:24
    Да, такие люди все через себя пропускают, близко к сердцу принимают и переживают - так стихи и рождаются...
    Вечная память...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня