МиГ-21. Смерть «Фантомам»!



В крупнейшем в мире авиакосмическом музее — Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне — есть примечательный уголок экспозиции. Бок о бок, чуть повернувшись носовыми воздухозаборниками друг к другу, стоят два непримиримых противника: американский «Фантом» F-4 и советский МиГ-21. Вечные соперники, давние враги, впервые столкнувшиеся друг с другом на войне во Вьетнаме — и продолжавшие противостояние два с лишним десятилетия.

Здесь и далее — цитаты из статьи “Крылатая легенда: «летающий Калашников»”, опубликованной на прошлой неделе в Интернете.


В Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне нет ни “Фантома”, ни МиГ-21.

И далее — по списку. В Вашингтоне нет “крупнейшего в мире авиакосмического музея”. И никаких “вечных соперников и давних врагов” тоже нет. Советский МиГ-21 и американский “Фантом” практически никогда не встречались друг с другом.

Категорическое “никогда” — вполне уместное в данном контексте. Несколько десятков эпизодов за два с лишним десятилетий непрерывных войн. Теперь любят поспорить о результатах тех воздушных битв. Мы их, или они нас? Да, какая разница, итог наверняка был с равным счетом, при том не имел никакого значения на фоне общей ситуации в небе. Все эти бои “МиГ-21 vs Фантом” — статистическая погрешность, обусловленная теорией вероятностей и случайным совпадением событий.

Во Вьетнаме причиной 3/4 боевых потерь самолетов была ствольная артиллерия. В районе Ханоя была организована беспрецедентная по плотности система ПВО за всю историю мировых войн: свыше 7000 зенитных орудий калибром свыше 37 мм! На эту стену огня и нарывались американцы, неся колоссальные потери.

На малых высотах — огненный шторм. На больших — ад и погибель. Союз поставил Вьетнаму 60 дивизионов ЗРК С-75 “Двина” и к ним 7500 могучих зенитных ракет.

Что же тогда осталось на долю МиГов?

Отвечал мне тот раскосый, что командовал допросом:
«Сбил тебя зенитчик Ли Си Цын».




Стоит отметить, что официальные потери американской авиатехники (ВВС, флот, морпехи) за все годы войны составили 3374 самолета. Три тысячи триста! Из которых лишь четверть пришлась на знаменитые “Фантомы”. А остальные три четверти? “Скайхоки”, “Скайредеры”, “СуперСейбры”, “Тандерчифы”... Практически всегда подбитые огнем с земли.

Ввиду своей малочисленности и слабого оснащения, ВВС ДРВ не значили ничего. Как правило, вьетнамцы действовали из засад, с замаскированных аэродромов подскока, изредка нападая на ударные группы противника.

Вместо стремительного МиГ-21 основным типом истребителя ВВС Северного Вьетнама был устаревший МиГ-17. Именно эта верткая дозвуковая машина, с мощнейшим пушечным вооружением и минимальной нагрузкой на крыло была главной (хотя и очень редкой) неприятностью в воздухе. Вторым по численности в ВВС ДРА был J-6 (китайская копия МиГ-19).

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!


Нечто подобное наблюдалось у противника. “Фантом” стал основным типом боевого самолета лишь к концу войны. В первые годы, главной силой ВВС США считались истребители-бомбардировщики F-105 “Тандерчиф” (382 не вернувшихся борта).

Возможность встречи с вьетнамской авиацией, несомненно, добавляла адреналина пилотам “Фантомов”. Но, если говорить честно, шанс встречи “Фантома” с МиГом, да еще и редкой модели “21”, был на два порядка ниже, чем шанс получить в гидросистему осколок 85 мм снаряда.

Все эти разговоры “Фантом vs МиГ” не стоят свеч. Первые, груженые бомбами, метались между небом и землей, выбирая из двух зол (зенитки или ЗРК). Вторые — зачастую не имели возможности оторваться от земли.

Ближний Восток

Я бегу ко взлетке по песку,
Гермошлем застегнут на ходу,
Мой Мираж с звездой Давида —
Мощь и гордость Хель Авира,
С ревом набирает высоту...


Непримиримым соперником МиГ-21 на Ближнем Востоке традиционно был французский “Мираж”.


Мираж IIIS военно-воздушных сил Швейцарии


Он сочетал в себе лучшее от истребителей своего поколения. Высочайшая маневренность. Отличная РЛС Томпсон Сирано с инструментальной дальностью 50 км, способная оповещать пилота о препятствиях, превышающих заданную высоту, и находить радиоконтрастные объекты на земле. Индикатор на лобовом стекле (первый в мире ИЛС CSF97), позволивший уменьшить информационную нагрузку на пилота и упростить прицеливание в воздушном бою. Две “обычные” ракеты с ИК ГСН и одна дальнобойная Matra R.530 с радиолокационной головкой наведения и боевой частью массой 30 кг. Впрочем, пилоты Хэль Аавир больше полагались на проверенные пушки “Миражей”, способные за долю секунды “раскромсать” противника (две DEFA калибра 30 мм). Еще был дополнительный ЖРД — 80 секунд сплошного огня — с помощью него “Мираж” мог стрелой выйти из боя и взмыть ввысь на 29 километров.

В общем, у Dassault Mirage III имелось слишком много преимуществ, заставлявших считаться с этой машиной. К “Фантому” советские и арабские летчики относились с некоторым пренебрежением, считая его менее опасным чем, французская “бесхвостка”.



Да и слишком поздно появился этот “Фантом”! Шестидневная война прошла без него. Первые F-4 появились на Ближнем Востоке лишь в сентябре 1969 г.

До сих пор остается тайной, зачем израильтяне купили эти машины. С “Миражам” возникли проблемы, в связи с французским оружейным эмбарго (1967 год). В условиях ближневосточного ТВД, лучшей заменой мог стать F-5 “Тайгер”. Близость аэродромов к линии фронта и маневренные пушечные бои — именно те условия, под которые создавался этот истребитель.

Выбор в пользу тяжелого “Фантома” был обусловлен двумя обстоятельствами.

Его боевым радиусом, в результате чего F-4 приобретал свойства регионального “стратегического” бомбардировщика, способного достать цели в глубине Египта.

И наличием этих машин в составе ВВС США, благодаря чему упрощалось восполнение боевых потерь, без привлечения лишнего внимания со стороны европейских стран.

В целом, “Фантомас” был полным бревном, чьи характеристики с трудом компенсировались высокой подготовкой летчиков Хэль Аавир. В воздушных боях F-4 предпочитали держаться поодаль, пуская ракеты по зазевавшимся МиГам. Всю основную работу продолжали выполнять “Миражи”.

Экипаж — 2 человека. Нормальная взлетная масса — 18 тонн. Тяжелый перехватчик с ракетным оружием (4 “Сайдуиндера” с тепловым наведением + 4 дальнобойных “Сперроу” с РЛГСН) и “современным” БРЭО, собранным из чудовищных микросхем 1960-х годов.

Как показала практика, янки излишне поторопились. Эра ракет “воздух-воздух” наступит чуть позднее, с развитием электроники.

А “Фантом” так и остался бренчать своими бесполезными ракетами.

Ничем не лучше был его “вечный соперник” МиГ-21. Только вместо многофункциональной РЛС “Вестингауз”, способной наводить УРы, и инфракрасной прицельной системы для наземных целей, у МиГа был лишь радиоприцел РП-21.

А вместо восьми ракет — две (К-13, копия “Сайдуиндера” с тепловым наведением).

Слабое вооружение отчасти компенсировалось резвостью самолета — по воспоминаниям летчиков, “21-й” на скорости под 900 км/ч мог выполнить бочку за секунду.

Будучи пустым, МиГ-21 был в 2,5 раза легче “Фантома”. Нормальная взлетная масса — 8 тонн.

Как и на “Фантоме”, пушка на МиГе поначалу напрочь отсутствовала. Возможность подвески контейнера с ГШ-23 появилась только в 1964 г. Встроенные пушки начали ставить, начиная с модификации МиГ-21М (1968 год).

Возможно у кого-то вызовет шок, но у “Фантома” встроенная пушка появилась гораздо раньше (F-4E, самая многочисленная серия, 1965 год). Да и сама пушка была поприличнее — шестиствольный Вулкан с боезапасом 640 снарядов (против 200 у ГШ-23Л).

Так что еще надо посмотреть, как “МиГи гоняли из пушек вооруженные ракетами Фантомы”. Если бы, конечно, они вообще встречались в воздухе...

Что касается Ближнего Востока, то Шестидневную войну, как и большую часть войны на истощение, МиГ-21 провел в небе без «Фантома».

Единственная возможность встречи — война Судного дня (1973 год). Потери авиации Израиля разнятся от 109 (Хэль Аавир) до 262 (данные советской стороны) самолетов и вертолетов всех типов. Как всегда, абсолютное большинство авиатехники было сбито огнем с земли.

Тогда сколько ЛА было потеряно в воздушных боях? И сколько среди них было именно “Фантомов”?

Ответ слишком очевиден. Весьма немного. Настолько немного, что этого никто не заметил.

МиГ-21 исключительно редко встречался со своим “заклятым врагом”, а от результатов этих встреч не зависело ничего.

Время шло. К концу 70-х основным противником МиГов в небе Палестины стали F-15 и F-16. А сам МиГ-21 уже ушел на второй план, уступив место более современному МиГ-23.

Как часто воевали МиГ-21 и “Фантом”?

Друг с другом — почти никогда.

Против других — сколько угодно. Вьетнам — “Фантом” жжет напалмом джунгли. Индо-пакистанский конфликт — МиГи громят пакистанские “Старфайтеры”. Вьетнам — “Фантом” продолжает жечь напалмом; Египетско-ливийское побоище (1977) — “МиГи” дерутся с “Миражами” Эфиопо-сомалийская война (1978) — “МиГи” дерутся с себе подобными, а также с F-5 “Тайгер”. Афганская война — “МиГи” громят моджахедов. Ирано-иракская война — зафиксировано несколько встреч “21-ых” с “Фантомами”. Тем не менее, основным противником МиГов в этой войне был F-5 “Тайгер”, что подтверждено статистикой побед и поражений.

Все это лишний раз указывает на то, что, даже будучи ровесниками, оба супергероя не успевали попасть на один и тот же театр военных действий. Помимо стрельбы друг в друга, они имели множество других, гораздо более серьезных противников. А быстрый прогресс в авиации окончательно исключил возможность появления какой-либо “давней вражды”.

Эволюция

Как и большинство образцов боевой техники, МиГ и “Фантом” прошли несколько циклов модернизации. Последний представитель семейства (МиГ-21-93) полностью изменил концепции МиГ-21. Оснащенный нашлемной системой целеуказания и РЛС “Копье”, он приобрел возможность применения УР средней дальности. Иными словами, вышел за рамки легкого фронтового истребителя, предназначенного для маневренных боев на малой дистанции.

Тем не менее, к началу 90-х модернизационный потенциал конструкции был полностью исчерпан. К началу нового века МиГ-21 безнадежно устарел. Также, как устарел и его “вечный соперник” — “Фантом.”

Миниатюрные размеры и компоновка МиГ-21 препятствовали увеличению боевой нагрузки и установке нового БРЭО (каков макс. диаметр антенны РЛС, установленный в носовом конусе этой “летающей трубы”?). Ничем не лучше “Фантом”: с его удельной тягой и высокой нагрузкой на крыло нечего даже мечтать о сражениях с современным истребителям.

Его главный соперник — «Фантом» — дослуживает сейчас только в авиации Ирана, где в строю остается 225 машин.

Помимо Ирана, около 70 “Фантомов” все еще находятся на вооружении ВВС Японии.

47 “Фантомов” на вооружении ВВС Турции. 40 у Южной Кореи. 50 у Греции. Германия списала свой последний F-4F в июне 2013 года.


“Фантом” Люфтваффе взлетает с а/б Шауляй (Литва, 2011 г.)


Нельзя сказать, что кому-то нравится летать на устаревшем хламе. Особенно, когда в небе парят истребители поколения “5”. Но делать нечего — деньги на покупку новой авиатехники выделяются долго и неохотно. “Какие летние ботинки? Ты коньки не сносил”.

За плечами фронтового истребителя МиГ-21 — служба в военно-воздушных силах 48 стран мира, что представляет собой абсолютный рекорд для боевых реактивных самолетов.


Нет предела широте русской души. Как и F-5 “Фридом Файтер”, МиГ отдавали в каждые добрые (и недобрые) руки. Отдавали всегда бесплатно, путем всевозможных программ “военной помощи” — в обмен на лояльность стран-сателлитов к своему сюзерену.

В результате “Фридом Файтер” (Тайгер) лишь немногим отстал от МиГа, поступив на вооружение 35 стран мира. По состоянию на 2015 год в мире все еще летает около 500 истребителей этого типа.

А вот “Фантом” раздавался плохо. Все-таки машина дорогая, специфическая. Отдавать задаром всем подряд было бы неразумно. В результате, американцам удалось пристроить “Фантом” лишь в ВВС 11 стран.

Любопытно, что наиболее удачный истребитель той эпохи, несмотря на оглушительно успешное боевое применение, особого распространения не получил. Французы не верили в дружбу и требовали платить валютой, в результате “Мираж III” поступил на вооружение менее чем 10 стран. Зато каких! Израиль, Австралия, Швейцария...

Французы проявили трогательную заботу и о “братьях наших меньших”. Для самых неадекватных покупателей была построена упрощенная версия (“Мираж 5”) — вообще без радара, с трудоемкостью обслуживания 15 чел.-ч. на 1 час полета. Под стать были и покупатели — Заир, Колумбия, Габон... Впрочем, простой истребитель-бомбардировщик для действий в светлое время суток пришелся по душе тому же Израилю (нелицензионная копия, “Нешер”).

В настоящее время “Миражи” продолжают оставаться на вооружении. В военно-воздушных силах Египта “Мираж 5” служит бок о бок со своим старым знакомым, МиГ-21.

Эпилог

Цель этой сатирической статьи — разоблачение мифов холодной войны. Реальное применение авиации выглядело иначе, чем на постановочных картинках “летчики подняты по тревоге”, “МиГ атакует Фантом”.

По факту это были жуткие боевые машины, пролившие реки человеческой крови.

...А в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне МиГ-21 оказался не случайно.




В некоторых авиакосмических музеях США действительно присутствует экспозиция “МиГ vs Фантом”. Данное фото скорее всего из Вирджинии.

Зачем американцы поставили рядом с Фантомом МиГ? Иначе как они объяснят детям, с кем сражались их отцы. Не ставить же рядом макет хижины и фигурки вьетнамских партизан...

Правильная экспозиция выглядела бы следующим образом: F-4E Phantom II с восемью 500 фунтовыми бомбами упирается носом в ствол ржавой зенитки КС-18 (калибр 85 мм).

МиГ-21 тоже молодец, не подвел.

9 января прикрывали очередную колонну из Термеза на Файзабад. Шел мотострелковый полк, с грузовиками и техникой, с головы и хвоста прикрытый "броней". Колонна прошла Талукан и направлялись в сторону Кишима. Растянувшись, колонна образовала зазор в километр, где не было ни "брони", ни огневых средств. Туда и ударили мятежники.

Из нашего чирчикского полка первыми подняли пару командира звена капитана Александра Мухина, находившегося в готовности № 1 у своего самолета. За ним вылетела группа руководства. Азарт был велик, всем хотелось повоевать, отметиться в деле. Возвратившись, командиры сразу меняли самолет, пересаживаясь в ожидавшие подготовленные истребители. Остальным приходилось довольствоваться тем, что сидели в кабинах в готовности, ожидая очереди. Летчики прилетали возбужденные, рассказывали прямо как в кино про Чапаева: стреляли НУРСами из блоков УБ-32 по толпе кавалерии и пеших душманов, практически на открытой местности. Нарубили они тогда порядочно...


Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

70 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти