МиГ-21. Смерть «Фантомам»!

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!


В крупнейшем в мире авиакосмическом музее — Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне — есть примечательный уголок экспозиции. Бок о бок, чуть повернувшись носовыми воздухозаборниками друг к другу, стоят два непримиримых противника: американский «Фантом» F-4 и советский МиГ-21. Вечные соперники, давние враги, впервые столкнувшиеся друг с другом на войне во Вьетнаме — и продолжавшие противостояние два с лишним десятилетия.

Здесь и далее — цитаты из статьи “Крылатая легенда: «летающий Калашников»”, опубликованной на прошлой неделе в Интернете.

В Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне нет ни “Фантома”, ни МиГ-21.


И далее — по списку. В Вашингтоне нет “крупнейшего в мире авиакосмического музея”. И никаких “вечных соперников и давних врагов” тоже нет. Советский МиГ-21 и американский “Фантом” практически никогда не встречались друг с другом.

Категорическое “никогда” — вполне уместное в данном контексте. Несколько десятков эпизодов за два с лишним десятилетий непрерывных войн. Теперь любят поспорить о результатах тех воздушных битв. Мы их, или они нас? Да, какая разница, итог наверняка был с равным счетом, при том не имел никакого значения на фоне общей ситуации в небе. Все эти бои “МиГ-21 vs Фантом” — статистическая погрешность, обусловленная теорией вероятностей и случайным совпадением событий.

Во Вьетнаме причиной 3/4 боевых потерь самолетов была ствольная артиллерия. В районе Ханоя была организована беспрецедентная по плотности система ПВО за всю историю мировых войн: свыше 7000 зенитных орудий калибром свыше 37 мм! На эту стену огня и нарывались американцы, неся колоссальные потери.

На малых высотах — огненный шторм. На больших — ад и погибель. Союз поставил Вьетнаму 60 дивизионов ЗРК С-75 “Двина” и к ним 7500 могучих зенитных ракет.

Что же тогда осталось на долю МиГов?

Отвечал мне тот раскосый, что командовал допросом:
«Сбил тебя зенитчик Ли Си Цын».


МиГ-21. Смерть «Фантомам»!


Стоит отметить, что официальные потери американской авиатехники (ВВС, флот, морпехи) за все годы войны составили 3374 самолета. Три тысячи триста! Из которых лишь четверть пришлась на знаменитые “Фантомы”. А остальные три четверти? “Скайхоки”, “Скайредеры”, “СуперСейбры”, “Тандерчифы”... Практически всегда подбитые огнем с земли.

Ввиду своей малочисленности и слабого оснащения, ВВС ДРВ не значили ничего. Как правило, вьетнамцы действовали из засад, с замаскированных аэродромов подскока, изредка нападая на ударные группы противника.

Вместо стремительного МиГ-21 основным типом истребителя ВВС Северного Вьетнама был устаревший МиГ-17. Именно эта верткая дозвуковая машина, с мощнейшим пушечным вооружением и минимальной нагрузкой на крыло была главной (хотя и очень редкой) неприятностью в воздухе. Вторым по численности в ВВС ДРА был J-6 (китайская копия МиГ-19).

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!


Нечто подобное наблюдалось у противника. “Фантом” стал основным типом боевого самолета лишь к концу войны. В первые годы, главной силой ВВС США считались истребители-бомбардировщики F-105 “Тандерчиф” (382 не вернувшихся борта).

Возможность встречи с вьетнамской авиацией, несомненно, добавляла адреналина пилотам “Фантомов”. Но, если говорить честно, шанс встречи “Фантома” с МиГом, да еще и редкой модели “21”, был на два порядка ниже, чем шанс получить в гидросистему осколок 85 мм снаряда.

Все эти разговоры “Фантом vs МиГ” не стоят свеч. Первые, груженые бомбами, метались между небом и землей, выбирая из двух зол (зенитки или ЗРК). Вторые — зачастую не имели возможности оторваться от земли.

Ближний Восток

Я бегу ко взлетке по песку,
Гермошлем застегнут на ходу,
Мой Мираж с звездой Давида —
Мощь и гордость Хель Авира,
С ревом набирает высоту...


Непримиримым соперником МиГ-21 на Ближнем Востоке традиционно был французский “Мираж”.

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!

Мираж IIIS военно-воздушных сил Швейцарии


Он сочетал в себе лучшее от истребителей своего поколения. Высочайшая маневренность. Отличная РЛС Томпсон Сирано с инструментальной дальностью 50 км, способная оповещать пилота о препятствиях, превышающих заданную высоту, и находить радиоконтрастные объекты на земле. Индикатор на лобовом стекле (первый в мире ИЛС CSF97), позволивший уменьшить информационную нагрузку на пилота и упростить прицеливание в воздушном бою. Две “обычные” ракеты с ИК ГСН и одна дальнобойная Matra R.530 с радиолокационной головкой наведения и боевой частью массой 30 кг. Впрочем, пилоты Хэль Аавир больше полагались на проверенные пушки “Миражей”, способные за долю секунды “раскромсать” противника (две DEFA калибра 30 мм). Еще был дополнительный ЖРД — 80 секунд сплошного огня — с помощью него “Мираж” мог стрелой выйти из боя и взмыть ввысь на 29 километров.

В общем, у Dassault Mirage III имелось слишком много преимуществ, заставлявших считаться с этой машиной. К “Фантому” советские и арабские летчики относились с некоторым пренебрежением, считая его менее опасным чем, французская “бесхвостка”.

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!


Да и слишком поздно появился этот “Фантом”! Шестидневная война прошла без него. Первые F-4 появились на Ближнем Востоке лишь в сентябре 1969 г.

До сих пор остается тайной, зачем израильтяне купили эти машины. С “Миражам” возникли проблемы, в связи с французским оружейным эмбарго (1967 год). В условиях ближневосточного ТВД, лучшей заменой мог стать F-5 “Тайгер”. Близость аэродромов к линии фронта и маневренные пушечные бои — именно те условия, под которые создавался этот истребитель.

Выбор в пользу тяжелого “Фантома” был обусловлен двумя обстоятельствами.

Его боевым радиусом, в результате чего F-4 приобретал свойства регионального “стратегического” бомбардировщика, способного достать цели в глубине Египта.

И наличием этих машин в составе ВВС США, благодаря чему упрощалось восполнение боевых потерь, без привлечения лишнего внимания со стороны европейских стран.

В целом, “Фантомас” был полным бревном, чьи характеристики с трудом компенсировались высокой подготовкой летчиков Хэль Аавир. В воздушных боях F-4 предпочитали держаться поодаль, пуская ракеты по зазевавшимся МиГам. Всю основную работу продолжали выполнять “Миражи”.

Экипаж — 2 человека. Нормальная взлетная масса — 18 тонн. Тяжелый перехватчик с ракетным оружием (4 “Сайдуиндера” с тепловым наведением + 4 дальнобойных “Сперроу” с РЛГСН) и “современным” БРЭО, собранным из чудовищных микросхем 1960-х годов.

Как показала практика, янки излишне поторопились. Эра ракет “воздух-воздух” наступит чуть позднее, с развитием электроники.

А “Фантом” так и остался бренчать своими бесполезными ракетами.

Ничем не лучше был его “вечный соперник” МиГ-21. Только вместо многофункциональной РЛС “Вестингауз”, способной наводить УРы, и инфракрасной прицельной системы для наземных целей, у МиГа был лишь радиоприцел РП-21.

А вместо восьми ракет — две (К-13, копия “Сайдуиндера” с тепловым наведением).

Слабое вооружение отчасти компенсировалось резвостью самолета — по воспоминаниям летчиков, “21-й” на скорости под 900 км/ч мог выполнить бочку за секунду.

Будучи пустым, МиГ-21 был в 2,5 раза легче “Фантома”. Нормальная взлетная масса — 8 тонн.

Как и на “Фантоме”, пушка на МиГе поначалу напрочь отсутствовала. Возможность подвески контейнера с ГШ-23 появилась только в 1964 г. Встроенные пушки начали ставить, начиная с модификации МиГ-21М (1968 год).

Возможно у кого-то вызовет шок, но у “Фантома” встроенная пушка появилась гораздо раньше (F-4E, самая многочисленная серия, 1965 год). Да и сама пушка была поприличнее — шестиствольный Вулкан с боезапасом 640 снарядов (против 200 у ГШ-23Л).

Так что еще надо посмотреть, как “МиГи гоняли из пушек вооруженные ракетами Фантомы”. Если бы, конечно, они вообще встречались в воздухе...

Что касается Ближнего Востока, то Шестидневную войну, как и большую часть войны на истощение, МиГ-21 провел в небе без «Фантома».

Единственная возможность встречи — война Судного дня (1973 год). Потери авиации Израиля разнятся от 109 (Хэль Аавир) до 262 (данные советской стороны) самолетов и вертолетов всех типов. Как всегда, абсолютное большинство авиатехники было сбито огнем с земли.

Тогда сколько ЛА было потеряно в воздушных боях? И сколько среди них было именно “Фантомов”?

Ответ слишком очевиден. Весьма немного. Настолько немного, что этого никто не заметил.

МиГ-21 исключительно редко встречался со своим “заклятым врагом”, а от результатов этих встреч не зависело ничего.

Время шло. К концу 70-х основным противником МиГов в небе Палестины стали F-15 и F-16. А сам МиГ-21 уже ушел на второй план, уступив место более современному МиГ-23.

Как часто воевали МиГ-21 и “Фантом”?

Друг с другом — почти никогда.

Против других — сколько угодно. Вьетнам — “Фантом” жжет напалмом джунгли. Индо-пакистанский конфликт — МиГи громят пакистанские “Старфайтеры”. Вьетнам — “Фантом” продолжает жечь напалмом; Египетско-ливийское побоище (1977) — “МиГи” дерутся с “Миражами” Эфиопо-сомалийская война (1978) — “МиГи” дерутся с себе подобными, а также с F-5 “Тайгер”. Афганская война — “МиГи” громят моджахедов. Ирано-иракская война — зафиксировано несколько встреч “21-ых” с “Фантомами”. Тем не менее, основным противником МиГов в этой войне был F-5 “Тайгер”, что подтверждено статистикой побед и поражений.

Все это лишний раз указывает на то, что, даже будучи ровесниками, оба супергероя не успевали попасть на один и тот же театр военных действий. Помимо стрельбы друг в друга, они имели множество других, гораздо более серьезных противников. А быстрый прогресс в авиации окончательно исключил возможность появления какой-либо “давней вражды”.

Эволюция

Как и большинство образцов боевой техники, МиГ и “Фантом” прошли несколько циклов модернизации. Последний представитель семейства (МиГ-21-93) полностью изменил концепции МиГ-21. Оснащенный нашлемной системой целеуказания и РЛС “Копье”, он приобрел возможность применения УР средней дальности. Иными словами, вышел за рамки легкого фронтового истребителя, предназначенного для маневренных боев на малой дистанции.

Тем не менее, к началу 90-х модернизационный потенциал конструкции был полностью исчерпан. К началу нового века МиГ-21 безнадежно устарел. Также, как устарел и его “вечный соперник” — “Фантом.”

Миниатюрные размеры и компоновка МиГ-21 препятствовали увеличению боевой нагрузки и установке нового БРЭО (каков макс. диаметр антенны РЛС, установленный в носовом конусе этой “летающей трубы”?). Ничем не лучше “Фантом”: с его удельной тягой и высокой нагрузкой на крыло нечего даже мечтать о сражениях с современным истребителям.

Его главный соперник — «Фантом» — дослуживает сейчас только в авиации Ирана, где в строю остается 225 машин.

Помимо Ирана, около 70 “Фантомов” все еще находятся на вооружении ВВС Японии.

47 “Фантомов” на вооружении ВВС Турции. 40 у Южной Кореи. 50 у Греции. Германия списала свой последний F-4F в июне 2013 года.

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!

“Фантом” Люфтваффе взлетает с а/б Шауляй (Литва, 2011 г.)


Нельзя сказать, что кому-то нравится летать на устаревшем хламе. Особенно, когда в небе парят истребители поколения “5”. Но делать нечего — деньги на покупку новой авиатехники выделяются долго и неохотно. “Какие летние ботинки? Ты коньки не сносил”.

За плечами фронтового истребителя МиГ-21 — служба в военно-воздушных силах 48 стран мира, что представляет собой абсолютный рекорд для боевых реактивных самолетов.


Нет предела широте русской души. Как и F-5 “Фридом Файтер”, МиГ отдавали в каждые добрые (и недобрые) руки. Отдавали всегда бесплатно, путем всевозможных программ “военной помощи” — в обмен на лояльность стран-сателлитов к своему сюзерену.

В результате “Фридом Файтер” (Тайгер) лишь немногим отстал от МиГа, поступив на вооружение 35 стран мира. По состоянию на 2015 год в мире все еще летает около 500 истребителей этого типа.

А вот “Фантом” раздавался плохо. Все-таки машина дорогая, специфическая. Отдавать задаром всем подряд было бы неразумно. В результате, американцам удалось пристроить “Фантом” лишь в ВВС 11 стран.

Любопытно, что наиболее удачный истребитель той эпохи, несмотря на оглушительно успешное боевое применение, особого распространения не получил. Французы не верили в дружбу и требовали платить валютой, в результате “Мираж III” поступил на вооружение менее чем 10 стран. Зато каких! Израиль, Австралия, Швейцария...

Французы проявили трогательную заботу и о “братьях наших меньших”. Для самых неадекватных покупателей была построена упрощенная версия (“Мираж 5”) — вообще без радара, с трудоемкостью обслуживания 15 чел.-ч. на 1 час полета. Под стать были и покупатели — Заир, Колумбия, Габон... Впрочем, простой истребитель-бомбардировщик для действий в светлое время суток пришелся по душе тому же Израилю (нелицензионная копия, “Нешер”).

В настоящее время “Миражи” продолжают оставаться на вооружении. В военно-воздушных силах Египта “Мираж 5” служит бок о бок со своим старым знакомым, МиГ-21.

Эпилог

Цель этой сатирической статьи — разоблачение мифов холодной войны. Реальное применение авиации выглядело иначе, чем на постановочных картинках “летчики подняты по тревоге”, “МиГ атакует Фантом”.

По факту это были жуткие боевые машины, пролившие реки человеческой крови.

...А в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне МиГ-21 оказался не случайно.


МиГ-21. Смерть «Фантомам»!


В некоторых авиакосмических музеях США действительно присутствует экспозиция “МиГ vs Фантом”. Данное фото скорее всего из Вирджинии.

Зачем американцы поставили рядом с Фантомом МиГ? Иначе как они объяснят детям, с кем сражались их отцы. Не ставить же рядом макет хижины и фигурки вьетнамских партизан...

Правильная экспозиция выглядела бы следующим образом: F-4E Phantom II с восемью 500 фунтовыми бомбами упирается носом в ствол ржавой зенитки КС-18 (калибр 85 мм).

МиГ-21 тоже молодец, не подвел.

9 января прикрывали очередную колонну из Термеза на Файзабад. Шел мотострелковый полк, с грузовиками и техникой, с головы и хвоста прикрытый "броней". Колонна прошла Талукан и направлялись в сторону Кишима. Растянувшись, колонна образовала зазор в километр, где не было ни "брони", ни огневых средств. Туда и ударили мятежники.

Из нашего чирчикского полка первыми подняли пару командира звена капитана Александра Мухина, находившегося в готовности № 1 у своего самолета. За ним вылетела группа руководства. Азарт был велик, всем хотелось повоевать, отметиться в деле. Возвратившись, командиры сразу меняли самолет, пересаживаясь в ожидавшие подготовленные истребители. Остальным приходилось довольствоваться тем, что сидели в кабинах в готовности, ожидая очереди. Летчики прилетали возбужденные, рассказывали прямо как в кино про Чапаева: стреляли НУРСами из блоков УБ-32 по толпе кавалерии и пеших душманов, практически на открытой местности. Нарубили они тогда порядочно...


МиГ-21. Смерть «Фантомам»!
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 70
  1. профессор 9 сентября 2015 07:09
    К концу 70-х основным противником МиГов в небе Палестины...

    Хорошая статья, тебе минус за "Палестину". negative
    1. insafufa 9 сентября 2015 07:28
      Опять канал Нешнл географик наврал
      1. voyaka uh 10 сентября 2015 14:40
        for insafufa:
        Спасибо, интересное видео.
    2. Sirocco 9 сентября 2015 08:00
      Цитата: профессор
      Хорошая статья, тебе минус за "Палестину".

      Пан профессор вы в своем репертуаре. Баба Яга против)))) Вы просто выглядите станочником широкого профиля, хотя нам известны вы как министр кораблестроения бывшего СССР)))) и все что связано с мореходством.
      Вопрос вам на засыпку, откуда такие глубокие у вас познания в области авиастроения, вы я смотрю любитель авиации, или профессионал? Откуда такие глубокие познания в станочном деле, какую бы тему не поднимали, вы все знаете? Какая то божественная у вас осведомленность, ночей наверное не спите, все учите, читаете, и нас просвещаете. laughing
      1. профессор 9 сентября 2015 08:13
        Цитата: Sirocco
        Пан профессор вы в своем репертуаре. Баба Яга против))))

        Я требователен к себе и к окружающим.

        Цитата: Sirocco
        Вопрос вам на засыпку, откуда такие глубокие у вас познания в области авиастроения, вы я смотрю любитель авиации, или профессионал?

        Любитель я. Хоть и прожил все детство в военном городке, летал в ДОСААФе и с парашютом прыгал и прослужил совсем не много в авиации к профессионалам себя не отношу.

        Цитата: Sirocco
        Откуда такие глубокие познания в станочном деле, какую бы тему не поднимали, вы все знаете?

        По работе нынешней пришлось выучить.

        Цитата: Sirocco
        Какая то божественная у вас осведомленность, ночей наверное не спите, все учите, читаете, и нас просвещаете.

        Читаю и учусь много, но только днем.
        1. Sirocco 9 сентября 2015 08:54
          Цитата: профессор
          По работе нынешней пришлось выучить.

          Если не секрет, где и кем работаете. Праздное любопытство, можно в личку))))
          1. профессор 9 сентября 2015 09:03
            Цитата: Sirocco
            Если не секрет, где и кем работаете. Праздное любопытство, можно в личку))))

            Известное дело в ЦРУ. wink
            1. Тикси-3 9 сентября 2015 17:21
              Цитата: профессор
              Известное дело в ЦРУ.

              врете.....скорее в ми-6....
              1. ImperialKolorad 9 сентября 2015 18:50
                Цитата: Тикси-3
                врете.....скорее в ми-6....

                Скорее Массад-торг. (Кто смотрел тот поймёт).
              2. saturn.mmm 9 сентября 2015 23:43
                Цитата: Тикси-3
                врете.....скорее в ми-6....

                Одно другому не мешает, главное не переметнуться во враждебный лагерь.
                1. виктоор 10 сентября 2015 16:45
                  Скорее в СМД(средствах массового дебелирования) - сколько отзывов - столько и денег.
          2. gladcu2 10 сентября 2015 19:56
            Sirco.

            Я бы вам посоветовал по внимательный и с долей уважения относится к эмигрантам. Особенно к тем, кто печатает свою точку зрения на этом сайте.

            Многие из нас минимум знают 3 языка. А часто 4. Ну и понимают ещё немного.

            По количеству профессий около 4 у каждого. Магическое число 4 это как раз то число с каким реально сталкиваются до 50 лет жизни.

            Жизненный опыт тоже не слабый. Плюс широкий кругозор.

            Это в защиту профессора и других. Хоть если честно, точку зрения профессора не всегда разделяю. Но как человек который много знает, всегда виню себя, так как понимаю, что все знать нельзя.
        2. TIT 9 сентября 2015 18:13
          Цитата: профессор
          не много в авиации


          странно .... belay , а я вроде был уверен , что на флоте
          TIT
          1. профессор 9 сентября 2015 19:07
            Цитата: TIT
            странно .... , а я вроде был уверен , что на флоте

            Так и есть. На Краснознаменном ЧФ, год в авиации (хватило) и резервистом в зеленых. soldier
            1. TIT 9 сентября 2015 20:13
              Цитата: профессор
              год в авиации (хватило) и резервистом в зеленых.

              what ,а... ну это типа на земле обетованной ?
              TIT
              1. виктоор 10 сентября 2015 16:49
                Это типа в интернет отделе какой нибудь структуры, связанной со знанием русского языка и умением набирать побольше г... в рот и плевать в сторону русских и бывшего союза.Дочь еврейского офицера однако.
        3. Vadivak 9 сентября 2015 18:45
          Цитата: ///
          Непримиримым соперником МиГ-21 на Ближнем Востоке традиционно был французский “Мираж”.Он сочетал в себе лучшее от истребителей своего поколения. Высочайшая маневренность.

          Олег я не согласен, ты на снимке привел не лучший вариант
          Mirage IIIS — версия для ВВС Швейцарии. Было закуплено 35 изделий, при этом был дальнейший контракт на поставку дополнительно ещё 100 изделий. После публикаций в прессе о низком качестве и ненадежности, было отказано в поставке 100 изделий.

        4. виктоор 10 сентября 2015 16:42
          Откуда такие глубокие познания в станочном деле, какую бы тему не поднимали, вы все знаете?

          По работе нынешней пришлось выучить.
          Сильно!Мистер...Рабэ - всезнайка, однако.Кстати, в 90 лет учиться легко ли, молодой сверхсупер...
          1. gladcu2 10 сентября 2015 20:05
            Виктор.

            В Израиле около миллиона "русских" эмигрантов. Выходцы из бывшего СССР привезли с собой обширные технологические знания. В частности ЧПУ. Наряду с этим в Израиле воссоздалась серьёзная школа программного управления. И в целом индустрия. Лидер в мире по производсу режущего металлообрабатывающего инструмента предприятие "Искар".

            И ещё добавлю, что в севере ЧПУ помимо русских израильтян, лидируют индусы. По крайней мере ещё лет 10 назад так и было.
      2. Alget87 9 сентября 2015 12:35
        Работа у них, у "избранных" такая, срач разводить, всплыл, пукнул в прорубь и слился, странно второго бойца "аталеф"а , чего то не слыхать, даже странно.
    3. Malkor 9 сентября 2015 08:45
      Если автору не хватает образования поясняю: практически - означает на практике , то есть фактически. Автор в начале статьи категорически утверждает что миг-21 и ф-4 фантом не встречались практически(фактически). Автор графоман - любимый прием в киеве дядька в огороде бузина, сравнивая ф-4 и миг-21 , не найдя положительных характеристик ф-4 приводит в пример ф-5, еще бы про шатлы написал - зато вот у американцев они крутые. От статьи к статье - ценность содержания снижается - а жаль.
      1. dyksi 9 сентября 2015 13:45
        Согласен, Олег иногда вы несете чушь, а иногда полную чушь. МиГ-21 и "Фантом" ежедневно встречались в небе Вьетнама и МиГи выиграли у них в чистую. Насчет "Тайгеров", что вы сравниваете полноценный МиГ-21 и "Тайгер", разве можно например сравнивать безфорсажный Як-130 и МиГ-29? Равный бой только до первого форсажа на вираже, на мертвой петле, на свече и все, То же самое с "Тайгером", это хорошая машина среди безфорсажных, но против боевых истребителей ему ловить нечего, загрузите его вооружением и он едва от земли оторвется. Вы для кого подобные опусы пишите? Для детей что ли, их здесь не бывает. Так что написав, что МиГ-21 не встречался с "Фантомом", вы написали ложь. Напишите это американским ветеранам и выслушайте то, что они вам скажут. Это история, это признают американские ветераны Вьетнама, а вам что госдеп зарплату платит за подобные опусы. Не позортесь и не опускайтесь. Нельзя сорить своими победами они кровью завоеваны и не для того, чтобы потом подобные мастера слова переписывали историю.
        dyksi
        1. mvg 11 сентября 2015 02:33
          Ничего, что Тайгера привозили в Россию и он "вчистую" выиграл почти ВСЕ воздушные бои не только у МИГ-21, но и новейшего МИГ-23на тот момент? А стоил "копейки"... по сравнению с Ф-4
          mvg
    4. tomket 9 сентября 2015 09:28
      Цитата: профессор
      Хорошая статья, тебе минус за "Палестину"

      Вам тоже минус "за Палестину"))))
    5. saturn.mmm 9 сентября 2015 14:24
      Цитата: профессор
      тебе минус за "Палестину".

      Профессор наверное имел ввиду что такой земли как Палестина нет и следовательно неба над этой землей.
      Слово Палестина произошло от слова Филистия место вдоль берега Средиземного моря где жили греческие баньдюки, впоследствии римляне так обозвали всю землю обетованную когда евреев разгоняли, точнее Иудею римляне прозвали Сирия Палестинская.
      Минусы желательно как то обосновывать а то не интересно становится на сайте.
  2. мих-ай 9 сентября 2015 07:38
    как я понимаю, экспозиция “МиГ vs Фантом” представленная здесь на фото, находится внутри авианосца. А есть в шт. Вирджиния авианосец - в виде музея?
  3. Комментарий был удален.
  4. СерегаБосс 9 сентября 2015 07:41
    А мне статья понравилась, всё ясно по полочкам разложил.
    1. Талгат 9 сентября 2015 22:52
      в статье говорится , что (цитирую):Помимо Ирана, около 70 “Фантомов” все еще находятся на вооружении ВВС Японии.

      47 “Фантомов” на вооружении ВВС Турции. 40 у Южной Кореи. 50 у Греции.

      Но забыли упомянуть, что Миг 21 до сих пор модернизируется в ВВС Индии - недавно здесь же на топвор была статья
      1. Пупырчатый 10 сентября 2015 11:02
        Цитата: Талгат
        Но забыли упомянуть, что Миг 21 до сих пор модернизируется в ВВС Индии - недавно здесь же на топвор была статья

        И не только ими
  5. inkass_98 9 сентября 2015 08:42
    Что-то Олег в небо потянулся laughing от морских просторов. А насчет того, что "Фантом" был летающим бревном/утюгом с грацией слона, так этого никто и не скрывал, летал он только за счет прекрасных двигателей J-79, с которыми бы и наковальня полетела.
    1. Волосатый сибиряк 9 сентября 2015 19:19
      Нормальный был, для своего времени, самолёт - первый в мире действительно многоцелевой истребитель.
      Первый в мире серийный истребитель, несущий ракеты среднего радиуса действия.Он первым среди американских машин был способен без помощи наземной станции наведения находить и уничтожать цели, находящиеся за пределами визуального контакта.
  6. Azzi 9 сентября 2015 09:27
    Прагматический взгляд на вещи - еще ни кому не мешал. Статье плюс.
  7. tomket 9 сентября 2015 09:29
    Олег Капцов на этот раз в роли разоблачителя и ниспровергателя "мифов Холодной войны". Получилось не убедительно и предвзято. Заслуженный минус.
  8. Пупырчатый 9 сентября 2015 09:55
    Для начала - это таки да Национальный музей авиации и космонавтики, который обладает самой большой в мире коллекцией исторических самолетов и космических кораблей. Вот фото с другого ракурса.

    [img]https://travelforaircraft.files.wordpress.com/2009/09/blog-sublime_mg_9530.


    jpg?w=1200&h=486[/img]


    А композиция, о которой ты пишешь - таки есть. 8) На заднем плане Ф-105 и С-75

    [img]https://travelforaircraft.files.wordpress.com/2009/09/blog-sublime_mg_9608.
    jpg?w=1200&h=624[/img]


    Олег, в очередной раз увлекаешься идеей и не перепроверяешь факты. А-та-та.
    1. SWEET_SIXTEEN 9 сентября 2015 22:56
      Цитата: Пупырчатый
      это таки да Национальный музей авиации и космонавтики, который обладает самой большой в мире коллекцией исторических самолетов и космических кораблей

      Но он находится НЕ В Вашингтоне

      фактически - сеть музеев, самый крупный филиал в виргинии. Именно там эта инсталляция
      Цитата: Пупырчатый
      лег, в очередной раз увлекаешься идеей и не перепроверяешь факты. А-та-та.

      Атата

      UDVAR-HAZY CENTER IN CHANTILLY, VA
      Today's Hours: 10:00 am to 5:30 pm
      14390 Air and Space Museum Parkway Chantilly, Virginia 20151
      Phone: 703-572-411
      1. Пупырчатый 10 сентября 2015 02:23
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        UDVAR-HAZY CENTER IN CHANTILLY, VA
        Today's Hours: 10:00 am to 5:30 pm
        14390 Air and Space Museum Parkway Chantilly, Virginia 20151
        Phone: 703-572-411

        Ну короче он расположен в нескольких милях от основного комплекса неподалеку от Washington Dulles International Airport. Находятся в 32,6 миль, в 40 минутах езды друг от друга. Чтобы путаницы не возникало - не на другом конце страны, а очень близко от основного комплекса.
        Короче, мне тоже атата. Но тебе атата не снимается, потому как везде рекламируется это место как единый комплекс, который можно посетить за один день, находится в аэропорту, который имеет прямое отношение к Вашингтону, а вторая композиция не менее прямое отношение имеет к музею. И музей таки да - с крупнейшей коллекцией.
        1. SWEET_SIXTEEN 10 сентября 2015 03:57
          Цитата: Пупырчатый
          везде рекламируется это место как единый комплекс,

          везде указывается адрес. он разный для каждого из мест

          самый знаменитый М. авиации и космонавтики в вашингтоне, т.к. в самом центре

          Цитата: Пупырчатый
          И музей таки да - с крупнейшей коллекцией.

          а вот черта с два
          крупнейший - National Museum of the United States Air Force на а/б Райт-Паттерсон в Огайо, экспозиция 400 ЛА
          1. Пупырчатый 10 сентября 2015 11:00
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            везде указывается адрес. он разный для каждого из мест

            самый знаменитый М. авиации и космонавтики в вашингтоне, т.к. в самом центре

            http://airandspace.si.edu/about/&usg=ALkJrhg_Da-lxdUNM3EYFi8g_NLRT58hMQ

            Для начала, собственное позиционирование. Позиционируют себя как "один музей в двух местах".

            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            а вот черта с два
            крупнейший - National Museum of the United States Air Force на а/б Райт-Паттерсон в Огайо, экспозиция 400 ЛА

            Мы говорим об эскпозиции, или о коллекции в целом? Смитсоновский институт официально вполне признан крупнейшим с 60000+ экспонатами, из которых треть - уникальна. Основная экспозиция - это малая часть, там идет постоянная ротация выставок. Не, может поговорить о количестве аппаратов в постоянной экспозиции. Но это будет уже другой разговор.
  9. RPG_ 9 сентября 2015 11:10
    Как всегда, жестокая правда. Автору заслуженный плюс за старания и истину.
  10. Ярик 9 сентября 2015 11:12
    Скорее всего это Правда. Мой отец пару раз был в то время там в командировках. Что то подобное и он рассказывал. Мясорубка была конкретная.
  11. Radimir 9 сентября 2015 11:39
    тоже самое но с другого ракурса
    1. SWEET_SIXTEEN 9 сентября 2015 23:02
      Лучший экспонат:
  12. Берег 9 сентября 2015 11:42
    У Миража III нет ПГО. На фотографии швейцарского самолета явно "швед".
  13. Radimir 9 сентября 2015 11:42
    и фантом в профиль от туда же...
  14. Radimir 9 сентября 2015 11:46
    а вообще абрикосы любят там басни травить о всяких противостояниях, в том же музее авиации (Смитсоновский, Вашингтон) стоит Миг-15 против их Сэйбра
  15. Комментарий был удален.
  16. Radimir 9 сентября 2015 11:55
    и абрискосовское корыто-Сэйбр в профиль...

    приходилось бывать в трех музеях аэро-космических музеях США - два в Ваше, один в калифорнии LA, а вот мечту побывать в российском музее пока не реализовал, была на ВДНХ в алматы в сов. время отдельная экспозиция и павильон - и нету... все собаки-дерьмократы-экс.коммунисты-нуворишы капиталисты недобитые буржуины поразвалили и пораспродали, своим чадам не знаю даже что показывать, кстати всех с наступившим 7523г, до сих пор не пойму зачем "Петруччио-1" перешел на гейропейское летосчиление...
  17. iouris 9 сентября 2015 12:03
    Строго говоря, МиГ-21 - специализированный самолёт (лёгкий манёвренный истребитель-перехватчик) поколения 2++, F-4 - "тактический истребитель" поколения 3. Потому он тяжёлый и "продвинутый" (на уровне технологий своего времени). Сравнивать эти самолёты, как минимум, некорректно. Американским аналогом МиГ-21 был F-104 (или наоборот).
    Гораздо интереснее посмотреть, что было потом. Потом у нас появился МиГ-23 (любимый самолёт П.С.Кутахова), а в США F-16 и F-15. Так что влияние и обратное влияние просматривается. Однако американский ответ был высокотехнологичным, поэтому оба самолёта - тактические истребители. В СССР же ввиду отсталости элементной базы бортовых комплексов концепция F-4 была разбита на две линии: истребитель-перехватчик с ракетами "дальнего" боя Р-23 (основное оружие) и ударный самолёт МиГ-27 (по земле). Параллельно развивались Су-15 и Су-17. При этом некоторые авторы считают, что МиГ-23 уступает F-4.
    Что касается Израиля, то он не покупал F-4, а получил его. Альтернативы на тот момент не было.
  18. iaf-man 9 сентября 2015 14:15
    Цитата: dyksi
    Насчет "Тайгеров", что вы сравниваете полноценный МиГ-21 и "Тайгер", разве можно например сравнивать безфорсажный Як-130 и МиГ-29? Равный бой только до первого форсажа на вираже, на мертвой петле, на свече и все, То же самое с "Тайгером", это хорошая машина среди безфорсажных, но против боевых истребителей ему ловить нечего, загрузите его вооружением и он едва от земли оторвется.


    Уважаемый-вы хоть бы прочитали и сравнили данные обоих самолетов,даже в Википедии всё неплохо выложено.
    У F-5 были 2 форсажных двигателя J-85.Причем взлетная масса у этих самолетов похожа,около 11000 кг.И это при том что у МИГ-21 мощность мотора почти в 1.5 раза больше.А насчет веса вооружения-F-5 брал максимальную нагрузку около 3 т а МИГ-21 вроде только половину(хотя может последние варианты чуть больше)
    Вот про Ф-5:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5
    1. 79057330785 9 сентября 2015 15:16
      Ф-5 неплохо проявил себя во всех войнах, Советские специалисты высоко оценивали его удобство обслуживания (можно было обслуживать самолёт не используя стремянки), удобную кабину (хороший обзор вниз) и конечно большая полезная нагрузка
  19. voyaka uh 9 сентября 2015 14:37
    "До сих пор остается тайной, зачем израильтяне купили эти машины."///

    В 60-е годы Израиль еще не дружил с Америкой. Покупали все, что
    продадут, у европейцев. Только после Кеннеди началось сотрудничество
    с американцами.

    А Мираж-3 просто скопировали, усовершенствовали и сделали Кфир. Израильский шпион
    неделю сидел в Dassault и копировал по ночам чертежи на микропленки.

    Фантом использовали в Израиле только в качестве бомбера. У него была огромная
    тяга движков - брал бомб больше собственного веса. Гораздо больше, чем было прописано
    нагружать в американских спецификациях.
    1. Александр72 9 сентября 2015 17:48
      Увважаемый voyaka uh. Насколько мне известно, Фантомы в Израиле применялись не только как бомбардировщики, но и по своему прямому назначению - в качестве истребителя. Именно в этом амплуа истребители F-4 наряду с "Миражами" принимали участие в единственном воздушном бою (во всяком случае известном мне) с истребителями МиГ-21, пилотируемыми советскими летчиками. Собственно сам бой над Суэцким каналом 30.07.1970 года:
      Израильтяне, зная об участии советских пилотов на МиГ-21 в боевых действиях на стороне Египта, решило преподать им урок. Операция получила кодовое название "Ветка" (как на иврите не знаю). Для этой операции выделили звено "Фантомов" F-4E (4 машины) и два звена "Миражей" IIICJ (8 самолетов), пилотировали их 12 лучших асов израильских ВВС, имевших в сумме 59 побед над арабскими ВВС. Сначала пара "Фантомов" под прикрытием 4 "Миражей" после полудня атаковала станцию РЛС на западном (египетском) берегу Суэцкого канала - это была приманка для советских летчиков. После атаки "Фантомы" ушли домой, а "Миражи" направились вглубь египетской территории. На их перехват через 12 мин поднялись 8 советских МиГ-21МФ - командир капитан Каменев. В 14 час 20 мин состоялся первый контакт, в спину советским пилотам зашли еще 4 "Миража". С земли было поднято подкрепление из 12 советских МиГов. В это время израильские средства РЭБ и противодействия полностью "заглушили" советские и египетские радары, забили радиоэфир помехами. В результате советские летчики, приученные в учебных (повторяю - учебных боях) к скоростным перехватам в своем радиолокационном поле, полностью "ослепли и оглохли". К израильтянам также подошло подкрепление в виде 4 "Фантомов" под командой Авиху-бен-Нуна (командир первой израильской эскадрильи, вооруженной "Фантомами" ). В результате завязавшегося боя (в котором "Миражи" вели маневренный бой, а "Фантомы" производили ракетные атаки со средних дистанций) было сбито 4 советских самолета без потерь со стороны ВВС Израиля. Первый МиГ был сбит пушечной очередью с "Миража", второй Миг был сбит ракетой "Спарроу", выпущенной Авиху-бен-Нуном. Израиль утверждает, что советские ВВС потеряли 5 МиГ-21, якобы пятый разбился при заходе на посадку, будучи поврежденным в бою, из них - 3 сбиты "Миражами", 2 - "Фантомами". Отличились пилоты F-4E Авиху-бен-Нун и Авие Селла и "Миражей" - Ашер Смир и Абрахам Шалмон. По советским данным сбито 4 самолета: погибли капитаны Журавлев, Юрченко и Яковлев, четвертый пилот сумел катапультироваться. Самолеты были сбитыми (по одному) ракетами "Спарроу", "Шафрир" и "Сайдуиндер", а также 30-мм пушкой. Я полагаю необходимым отметить, что в этом бою встретились израильские асы, имеющие богатый боевой опыт современной воздушной войны и советские летчики, хотя и первоклассно подготовленные, но до этого "воевавшие" только на полигонах, где отрабатывался высотный перехват воздушных целей при помощи ракет в полностью контролируемом своими радиолокационными средствами небе.
      Поправьте меня, если неправильно транскрибировал имена и фамилии израильских пилотов.
      Честь имею.
      P.S. Источник не Википедия!
      1. voyaka uh 9 сентября 2015 18:19
        Я читал об этом бое, но без подробностей.
        Пока был СССР об этом в Израиле (по взаимному уговору)
        не публиковали.
        Спасибо за интересную инфу.
        1. профессор 9 сентября 2015 19:10
          Цитата: voyaka uh
          Пока был СССР об этом в Израиле (по взаимному уговору)
          не публиковали.

          Публиковали. Даже видел интервью одного из участников боя по ИТВ.
    2. iouris 11 сентября 2015 13:41
      В написали "Израиль не дружил с Америкой". Это может быть верно только в том смысле, что "хвост, который виляет собакой", имеет право на некоторую автономию.
  20. tolancop 9 сентября 2015 15:08
    Узрил на фото памятник Миг-21 и почему-то сразу воспоминания нахлынули: достойный самолет памятников себе заслуживает. Не знаю где стоит изображенный на фото Миг, но я лично знаю 3 памятника: Новочеркасск (возле 31? завода), Красноярск (Зеленая роща), Старый городок (Кубинка)...
    Наверняка еще немало установлено. Своего рода воздушный Т-34.
    1. Чёрный Полковник 10 сентября 2015 15:57
      В Батайске есть памятник в районе Авиагородка.
  21. Maksud 9 сентября 2015 15:12
    Немного лирики.

    1. Vivan 14 сентября 2015 01:12
      C 2:20 до 2:40 – вьетнамский офицер-переводчик приводит пленного французского герерала-майора Де Кастри (командующего гарнизоном Дьенбьенфу в 1954 г) к командованию Вьетнамской Народной Армии на допрос.
  22. ван-зай 9 сентября 2015 18:54
    Статье плюс. Наконец то грамотно изложенный материал без "ура патриотизма".
    1. Wasiliy1985 9 сентября 2015 20:03
      Еще бы перевод аналогичной статьи из американской прессы, где и у "них" "наконец то грамотно изложенный материал без "ура патриотизма"" - тогда бы плюс я нарисовал автору статьи.
      А то в любом голливудском боевике американский "ура патриотизм" просто через край!
      Русские очень любят реально свои недостатки рассматривать и потом выкладывать это под видом - "ну вот, я же вам все, как на духу!" Короче, пеплом посыпать свою голову мы горазды.
      Перед всякой швалью!
      Англо-саксы про свои скелеты в шкафу предпочитают молчать, а любую соринку в глазу "потенциального противника" умеют раздуть до бревна!
      Короче, мое мнение (сугубо рекламное):
      "Миг" и "Су" - самые крутые истребители в мире по нынешний момент. Все американские "F-XX" - полное г@вно и тупой распил денег американских налогоплательщиков!
      Капитан "Америка" нервно курит в стороне после того, как узнал о подвигах Смирнова Алексея Макаровича ("Макарыч" из "В бой идут одни старики").
      Американские индейцы - настоящие повстанцы! (Кстати, не потребовать ли от ООН введения "безполетной зоны" над СГА, как одной из сторон конфликта?! И не организовать ли поставку индейским повстанцам "нелетального оружия" в виде АК-47&АК-74 с причиндалами..?)
      Калифорния - это исконно русская территория (индейцы подтвердят)!
      А договор о продаже Аляски с Алеутскими островами вообще считается не имеющим силу, как явно коррупционный!

      Пока всё! :):)
      1. doxtop 9 сентября 2015 23:49
        )) Повеселили однако!
        но... соглашусь! hi
  23. Wasiliy1985 9 сентября 2015 19:02
    Автору ссылка - http://www.airforce.ru/staff/fighter/index.htm

    К тому, что бы не писать в будущем похабщину в стиле:

    "МиГ-21 тоже молодец, не подвел.

    9 января прикрывали очередную колонну из Термеза на Файзабад. Шел мотострелковый полк, с грузовиками и техникой, с головы и хвоста прикрытый "броней". Колонна прошла Талукан и направлялись в сторону Кишима. Растянувшись, колонна образовала зазор в километр, где не было ни "брони", ни огневых средств. Туда и ударили мятежники.

    Из нашего чирчикского полка первыми подняли пару командира звена капитана Александра Мухина, находившегося в готовности № 1 у своего самолета. За ним вылетела группа руководства. Азарт был велик, всем хотелось повоевать, отметиться в деле. Возвратившись, командиры сразу меняли самолет, пересаживаясь в ожидавшие подготовленные истребители. Остальным приходилось довольствоваться тем, что сидели в кабинах в готовности, ожидая очереди. Летчики прилетали возбужденные, рассказывали прямо как в кино про Чапаева: стреляли НУРСами из блоков УБ-32 по толпе кавалерии и пеших душманов, практически на открытой местности. Нарубили они тогда порядочно..."

    Надеюсь, автор статьи внимательно прочитает заметки советского пилота МиГ-21 в Афганистане по указанной ссылке, и найдет там необходимые данные для выводов насчет летной подготовки нашего авиасостава.
    1. SWEET_SIXTEEN 10 сентября 2015 04:03
      Цитата: Wasiliy1985
      К тому, что бы не писать в будущем похабщину в стиле:

      что ты увидел похабного

      или просто хотелось что-то пернуть, но что именно не знал.

      115-й гвардейский Оршанский орденов Кутузова и Александра Невского истребительный авиаполк являлся одной из наиболее титулованных авиационных частей советской авиации. Будучи сформированным накануне Великой Отечественной войны под Одессой, полк с честью прошел войну от первого до последнего дня, участвовал в боях в Белоруссии и Прибалтике, завершив боевой путь в мае 1945 года в Чехословакии. В память о боевых заслугах одна из эскадрилий полка несла почетное наименование "Москва", другая именовалась "Советская Литва". Однако привлечение полка к участию в афганской кампании диктовалось отнюдь не прежними боевыми заслугами. Просто выбирать было, по сути, не из чего — 115-й иап на то время был единственным истребительным авиаполком фронтовой авиации во всем ТуркВО. Прочие силы здесь были представлены перехватчиками войск ПВО, однако их привлечение в состав авиагруппировки не предусматривалось.
  24. Комментарий был удален.
  25. kig 10 сентября 2015 03:08
    Эти самолеты создавались для совершенно разных целей (http://www.airwar.ru/history/locwar/vietnam/mig21/mig21.html) и поэтому сравнивать - занятие пустое. Они разные. Упоминают их вместе лишь потому, что родились они в одно время и участвовали во множестве конфликтов тех времен.

    Вот фото из авиационного музея в Сиэтле, американцы любезно расписали все ТТД:
    kig
    1. SWEET_SIXTEEN 10 сентября 2015 04:04
      Цитата: kig
      американцы любезно расписали все ТТД:

      100 воздушных боев на 5 миллионов вылетов

      И это Миги всех типов!
  26. фехтовальщик 10 сентября 2015 15:11
    Есть еще памятник в Краснодаре
  27. Termit1309 13 сентября 2015 03:41
    Ничем не лучше был его “вечный соперник” МиГ-21. Только вместо многофункциональной РЛС “Вестингауз”, способной наводить УРы, и инфракрасной прицельной системы для наземных целей, у МиГа был лишь радиоприцел РП-21.
    Как и на “Фантоме”, пушка на МиГе поначалу напрочь отсутствовала. Возможность подвески контейнера с ГШ-23 появилась только в 1964 г. Встроенные пушки начали ставить, начиная с модификации МиГ-21М (1968 год).

    Возможно у кого-то вызовет шок, но у “Фантома” встроенная пушка появилась гораздо раньше (F-4E, самая многочисленная серия, 1965 год). Да и сама пушка была поприличнее — шестиствольный Вулкан с боезапасом 640 снарядов (против 200 у ГШ-23

    Ув. Капцов , возможно для вас этто будет шоком , но на Миг-21 были пушки. С 1959 года. Модификация Миг-21ф-13, две 30мм пушки. МиГ-21Ф-13 широко поставлялся на экспорт.
    Пушек не было на модификации Миг-21П . Выпускались с 1962по 1968.
    И на сколько я помню на экспорт в 60е эта модификация поставлялась только Индии.В 1966г. И именно Индийским лётчикам не понравилось отсутствие пушки. Кстати её довольно таки быстро присобачили в подвесном контейнере.
  28. iouris 13 сентября 2015 15:21
    Серьёзный недостаток МиГ-21 - небольшой радиус действия. Подвеска любого вооружения отрицательно сказывалась на дальности полёта. Так, помнится, дальность полёта Су-15 при подвеске пушки в контейнере, сокращалась на 500 км. В этом отношении настоящую революцию произвёл Су-27. Но это достигнуто, в частности, за счёт статической неустойчивости. Так что эволюция, которая известна (не совсем заслуженно), как "кобра Пугачёва", это лишь побочный эффект, который нещадно эксплуатируется на всяких шоу. Но главное, все же, - дальность полёта (кажется 4000 км - феноменальный результат для нашего истребителя).
    1. TT62 13 сентября 2015 19:43
      Обо всем и ни о чем. Мы все учились по немногу, чему-нибуть и как-нибуть.
  29. sivuch 15 сентября 2015 15:10
    Статья на удивление неграмотная.Всех ошибок перечислить невозможно,попробую только основные.
    . Советский МиГ-21 и американский “Фантом” практически никогда не встречались друг с другом.Категорическое “никогда” — вполне уместное в данном контексте. Несколько десятков эпизодов за два с лишним десятилетий непрерывных войн-----------------
    Несколько десятков?А не несколько сот?Кстати,была еще одна война,о которой автор помянул в двух словах - И-И .Длилась она достаточно долго и воздушных боев,особенно в первый ее период было предостаточно.Кстати,Миг-21 там не очень себя проявил по многим причинам.Просто судить о ней надо не по Хирохову и,тем более,не по табличкам Тома Купера
    .На малых высотах — огненный шторм. На больших — ад и погибель. Союз поставил Вьетнаму 60 дивизионов ЗРК С-75 “Двина” и к ним 7500 могучих зенитных ракет
    ------------------------------
    Лучше бы поменьше патетики и побольше фактов.Да,ЗА времен царя гороха поставили очень много,а вот РЛС и ,особенно , АСУ -не было.Т.е.,ПУАЗО времен Великой Отечественной -да,были наверняка.Но что были хотя бы Вазы -сильно сомневаюсь.А вот АСУРКов до 82 года не было.Т.е., вообще не было.Вот и возникали ситуации,когда несколько дивизионов СА-75(это,кстати,не тоже самое,что С-75) лупили по одному несчастному Файрби.А вот С-125 появились только в 72 году к шапочному разбору.О Кубах и Кругах вьетнамцы могли только мечтать(хотя Давидов писал,что дивизион Круг-А во Вьетнаме был.Даже если и так -то в качестве войсковых испытаний)
    .Он сочетал в себе лучшее от истребителей своего поколения. Высочайшая маневренность. Отличная РЛС Томпсон Сирано с инструментальной дальностью 50 км, способная оповещать пилота о препятствиях, превышающих заданную высоту, и находить радиоконтрастные объекты на земле--------------
    Это о третьем Мираже.Да.машина эпохальная.Но и недостатков было предостаточно.Маневренность высочайшая -ага,в горизонтальной плоскости благодаря малой нагрузке на крыло.А вот тяговооруженность -как бы сказать помягче..Да и способность двигателей Атар ловить помпажи тоже добавляла адреналину.Отличная РЛС? -помнится,на вор онлайн о ее надежности отзывались достаточно скептически.Не случайно же в Израиле их снимали.Да,и можно поподробнее - о каких препятствиях,превышающих заданную высоту идет речь?Может,просто имеется в видах,что РЛС видела цели только на фоне свободного пространства?
    .Еще был дополнительный ЖРД — 80 секунд сплошного огня — с помощью него “Мираж” мог стрелой выйти из боя и взмыть ввысь на 29 километров---------------------
    А вот тут просьба меня просветить -лично я нигде не читал,что ЖРД стоял хоть где-то на серийных машинах.
    .В целом, “Фантомас” был полным бревном, чьи характеристики с трудом компенсировались высокой подготовкой летчиков Хэль Аавир.-----------------------
    Да,это F-4E с автоматическими предкрылками был летающим бревном?Посмотрите таблицы с гор.маневренностью,разгонными х-ми(на сайте forums.eagle.ru ,например).Возможно,удивитесь
    Все пока

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня