Памятник ИС-3М в Таганроге

Памятник ИС-3М в Таганроге


ИС-3 иногда называют «последним танком Второй Мировой», хотя как раз на войну он не успел. Его самое главное сражение - идеологическое: участие в Параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года (сегодня ровно 70 лет с момента этого события!). Тогда, пройдя стройными рядами по берлинской
площади, 52 новейших тяжелых танка «Иосиф Сталин 3» буквально потрясли военных специалистов всего мира.

Танк ИС-3 являлся переходной машиной, как и большинство техники первых послевоенных лет (в том числе и самолеты). Сам он прослужил весьма недолго, но заложенные в нем конструктивные решения легли в основу всего отечественного, да впрочем и мирового, танкостроения на десятки лет вперед.


Памятник ИС-3М в Таганроге


Причиной появления нового советского тяжелого танка являлось то обстоятельство, что стоявшие на вооружении Красной Армии ИС-2, хоть и могли успешно бороться с немецкими «Тиграми» и «Пантерами», но сами служили довольно легкой мишенью для них. Все дело было в бронезащите - лобовая и бортовая броня ИСа прошивались немецкими пушками без особых усилий. Кроме того, у нашего «тяжа» были большие проблемы с надежностью - многочисленные рекламации с фронта свидетельствуют о том, что в танке ломалось все, что только могло ломаться. Измученные женщины и дети, стоящие у станков в военное время, не могли обеспечить качество производства.

Впрочем, и к вооружению ИС-2 были претензии: в первую очередь это малый боекомплект 122-мм пушки - всего-то 28 снарядов. Скорострельность в 2-3 выстрела в минуту тоже не устраивала военных - в сочетании со слабой броней это буквально обрекало «отстрелявшийся» танк на гибель.

В феврале 1944 года началось проектирование нового тяжелого танка на замену ИС-2, причем - параллельно с работами по модернизации и улучшению серийного ИСа. На опытном танке, получившем название «Кировец-1», была применена башня совершенно новой в тогдашнем танкостроении формы, а лобовые бронелисты (как верхний, так и нижний) имели сильный наклон - 60 градусов. Это делало танк неузявимым для всех танковых и противотанковых орудий Вермахта при обстреле в лоб корпуса с дистанции более 1 000 метров. Башня же, хоть и пробивалась 88-мм немецкими орудиями, но имела свойство очень часто отправлять снаряды в рикошет.

Танк собрались было уже запускать в серию, на замену производящемуся ИС—2, но тут «конкурирующий» Опытный завод предложил свой вариант модернизации танка - «объект 703». У него сразу бросалась в глаза необычная форма носовой части корпуса - получивший у конструкторов название «нос с горбинкой», а в последствии - «щучий нос». Такое конструктивное решение не только очень сильно увеличивало бронестойкость, но и снижало массу бронекорпуса.

Памятник ИС-3М в Таганроге


В результате, было принято решение о создании конструкции, сочетавшей в себе сильные решения обоих проектов.

К 20 марта 1945 года для проведения Государственных испытаний было изготовлено 5 опытных образцов танка. В докладе Сталину о новом танке, Берия обозначил название машины как «Маршал Сталин». Впрочем, это название танку так и не было присвоено - он получил обозначение ИС-3.

По результатам гос.испытаний, тяжелый танк ИС-3 был принят в серию. К окончанию войны танк не успел - к 21 мая 1945 года были изготовлены только 29 единиц, из которых лишь 17 машин прошли заводскую обкатку.

Производственная «жизнь» у ИС-3 также была короткой - последний экземпляр покинул заводской цех спустя всего лишь год с начала производства, в середине 1946 года. Всего было изготовлено 2305 серийных ИС-3.

Как только танк начал поступать в строевые части - обратно на завод пошел вал рекламаций. Претензий у военных было так много, и они были столь серьезными, что эксплуатацию машины пришлось прекратить в мае 1946 года. В военное время вопрос выработки моторесурса не стоял - танк на войне долго не жил. В мирный же период к боевым машинам предъявлялись совершенно другие требования по надежности. А кроме того, вылезли конструктивные недостатки ИС-3, которые также требовали устранения. В результате, начались масштабные работы по доработке танка. Причем, объем этих работ был таким, что Челябинский Кировский Завод был загружен работой вплоть до 1953 года! В конце пятидесятых годов ИС подвергся очередной модернизации, с целью подтянуть его уровень до современных боевых танков. Модернизированные машины получили индекс ИС-3М.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Единственным фактом боевого применения ИС-3 в войсках Советского Союза являются события в Будапеште в 1956 году. А кроме этого, ИСы смогли повоевать в «шестидневной войне» - арабо-израильском конфликте 1967 года. По его итогам, египетская армия потеряла 73 танка ИС-3 и ИС-3М, причем больше половины из них были брошены своими экипажами.

Также интересен факт «боевого применения» ИС-3 в текущем конфликте на Украине. В ходе вооружённого конфликта на востоке Украины в 2014 году танк ИС-3, стоявший в виде памятника в городе Константиновка, был приведён повстанцами ДНР в рабочее состояние и сведён с постамента. По сообщениям самих повстанцев, 30 июня 2014 года танк впервые был применён в бою под Ульяновкой. По некоторым сообщениям, снятый с постамента ИС-3 был «модернизирован» повстанцами: на него были установлены два пулемёта, НСВ и ДШК. В июле оставленный повстанцами танк был обнаружен украинской армией после установления контроля над Константиновкой. Планируется демилитаризовать его и вернуть на постамент. Сейчас находится в Киеве возле Национального военно-исторического музея.

В СССР танки ИС-3М официально стояли на вооружении до середины восьмидесятых годов. После списания, немало машин по всей стране заняли места памятников. И один из них - ИС-3М в Таганроге, который мне удалось изучить.

Давайте взглянем на этот экземпляр в деталях.

Танк ИС-3 во всей своей красе. Боевая масса 46 тонн, экипаж 4 человека, длина с пушкой - без малого 10 метров!

Памятник ИС-3М в Таганроге


Носовая часть корпуса. В ней располагается отделение управления. В крыше корпуса виден люк механика-водителя.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


На лобовых бронелистах устанавливались буксирные крюки с пружинными защелками (на памятнике защелок нет, только кронштейны под них), а также укладка запасных траков.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Кольцо турельной установки 12.7-мм зенитного пулемета ДШК образца 1938 года. На памятнике его нет, к сожалению.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Вооружение танка - 122-мм пушка. Там же, в маске орудия, располагается спаренный с ней пулемет ДТМ калибра 7.62 мм.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Кормовой бронелист выполнен откидывающимся и имеет два круглых люка для осмотра трансмиссионного отделения.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Между люками должен быть кронштейн для фиксации ствола пушки в походном положении (когда башня разворачивалась стволом назад), но на этом памятнике его тоже нет.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Видны кронштейны крепления двухсотлитровых кормовых топливных бочек. Эти бочки не подключались к топливной системе танка.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Монолитная башня с многочисленными поручнями.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Передний съемный лист башни. Является еще и крышкой люка установки пушки.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Кормовая часть башни и крыша моторного отделения танка.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Люк наблюдения командира танка. Смотровые приборы сняты.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Дульный тормоз 122-мм пушки Д-25Т. Наибольшая дальность стрельбы орудия - 5 000 метров!

Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Крышка моторного отсека. На танк устанавливался 12-цилиндровый дизельный двигатель В-11 мощностью 520 л.с.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Дополнительные наружные топливные баки. Могли быть сброшены без выхода экипажа из танка, с помощью механических приспособлений.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Ходовая часть танка. В целом - идентична ходовой ИС-2.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Опорный каток. Сдвоенный, диаметром 550 мм.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Ведущее колесо заднего расположения, со съемными зубчатыми венцами.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Ну и по традиции - несколько общих видов напоследок.

Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


Памятник ИС-3М в Таганроге


На этом все, спасибо что смотрели, пишите свои впечатления в комментариях!

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 51
  1. Siberia 9444 12 сентября 2015 06:27
    Спасибо за хороший обзор фото good это не танк это монстр и если бы он успел на войну то наделал бы много шума тем более с названием Иосиф Сталин
    1. ДэнСабака 12 сентября 2015 08:06
      статья, конечно, хорошая, но.....
      ИС-2, хоть и могли успешно бороться с немецкими «Тиграми» и «Пантерами», но сами служили довольно легкой мишенью для них. Все дело было в бронезащите - лобовая и бортовая броня ИСа прошивались немецкими пушками без особых усилий.

      не всё было так печально. В фашистской армии за уничтожение танка ИС-2 вручалась особая награда.
      1. Александр72 12 сентября 2015 12:58
        Позвольте дополнить по поводу ИС-2 - мне довольно часто встречались упоминания о том, что немецким танкистам, в том числе и воевавшим на непобедимых "Тиграх", предписывалось не вступать в прямое боестолкновение с ИС-2 во избежание тяжелых потерь - только бой из засады, а лучше всего - применение против ИС противотанковой артиллерии, минных полей и штурмовой авиации (к которой в Люфтваффе относили и одномоторные пикирующие бомбардировщики - "штуки" Ю-87 и бомбардировочные версии ФВ-190).
        Что касается ИС-3 - машина конечно впечатляющая и грозная. Недаром произвела фурор (если не сказать больше) среди западных союзников на параде победы в Берлине в 1945 году. Однако ИС-3 был принят на вооружение в весьма сыром виде, с очень многочисленными недоработками. После войны практически все произведенные ИС-3 пришлось дорабатывать по программе УКН (устранение конструктивных недоработок).
        Этот танк в своем первоначальном виде военных не устраивал, поэтому летом 1946 года его производство было остановлено. Всего было произведено 2310 единиц ИС-3 при средней стоимости 267 000 рублей за единицу.
        Танки ИС-3 прошли несколько модернизаций. В 1948 году конструкторы усилили крепление двигателя, изменили крепление КПП и конструкцию главного фрикциона, вместо радиостанции 10-РК установили радиостанцию 10-РТ, а ручной маслоподкачивающий насос заменили электрическим. Стоимость работ по модернизации одного танка в среднем составила от 190 до 260 тыс. рублей, но надёжность ИС-3 так и не была доведена до уровня, необходимого заказчику.
        В начале 50-х годов над конструкцией ИС-3 снова провели работы по её усовершенствованию – жёсткость корпуса увеличили путём добавления рёбер жёсткости на кормовой лист и раскосов в днище. Главные изменения коснулись двигателя, который заменили на модернизированный вариант В-54К-ИС мощностью 520 л.с., снабжённый воздухоочистителем ВТИ-2 с двойной степенью очистки воздуха и эжекционным способом удаления пыли. Для более глубокой посадки КПП в днище под ней вырезали технологическое отверстие, которое снаружи внахлёст заварили латкой – таким образом, получилась ниша, позволившая улучшить крепление коробки. Произошли некоторые изменения и в вооружении танка – пулемёты ДШК и ДТ были заменены на модернизированные модели ДШКМ и ДТМ.
        Четыре 90-литровых навесных бака заменили на два 200-литровых, механик-водитель получил новый прибор ночного видения ТВН-2, было изменено уплотнение вращающегося колпака командирского люка. В систему электрооборудования ввели двухпроводную цепь дежурного освещения, а на корме смонтировали штепсельную розетку внешнего запуска. Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия (т.е. мехнические) заменили электрическими, на машины были установлены радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120. Модифицированные танки получили обозначение «ИС-3М». Именно этот танк изображен на фотографиях.
        Честь имею
    2. Наган 12 сентября 2015 09:49
      пишите свои впечатления в комментариях!
      Машина впечатляет, даже сегодня.
    3. vodolaz 12 сентября 2015 13:08
      Спасибо, интересная статья) Если не ошибаюсь, то ИС-3 стоит на постаменте у танкового музея в Кубинке.
    4. Homo 12 сентября 2015 13:38
      Цитата: Siberia 9444
      это не танк это монстр и если бы он успел на войну то наделал бы много шума тем более с названием Иосиф Сталин

      Это ответ на вопрос "могла ли Советская армия быстро дойти до Португалии без второго фронта".
      1. Logos 12 сентября 2015 21:59
        Угу, доморощенным стратегам нынешнего дня куда виднее бесполезность второго фронта, чем лично И.Сталину, всю войну упрашивавшего союзников огткрыть второй фронт и даже просившего Черчилля об отправке английских дивизий в СССР в особо критические для него моменты
        1. xan 13 сентября 2015 03:41
          Цитата: Logos
          Угу, доморощенным стратегам нынешнего дня куда виднее бесполезность второго фронта, чем лично И.Сталину, всю войну упрашивавшего союзников открыть второй фронт

          Сталин не такой туп.ой, чтобы кровью своих солдат оплатить общую победу. И союзники прекрасно понимали, что если Германию победит только СССР, то и дивиденты от победы получит только СССР. А с другой стороны Сталин понимал, что с поражения Германии все только начинается, и что нужно поберечь свои силы.
          А второй фронт надо было открывать тогда, когда просил Сталин, и тогда американцы с англами были бы героями, а не тогда, когда вопрос в победе был уже решен. Еще раз для особо тормознутых - вопрос в победе был решен армией СССР до открытия второго фронта. Вся полезность второго фронта - сохраненные жизни наших солдат, и не потому что союзники такие добрые, а потому что иначе вся Европа кроме Англии была бы под СССР.
          xan
          1. Logos 13 сентября 2015 18:06
            До открытия второго фронта был еще североафриканский фронт, война на Тихом океане и помощь СССР ленд-лизом. К слову о ленд-лизе, хотя доля ленд-лиза в общем военном производстве СССР не превышала нескольких процентов, но это были особо ценные "проценты", ибо ленд-лизом поставлялось в СССР то, что он сам в первые разгромные годы ВОВ после потери производств на оккупированных территориях производить уже не мог. (станки для заводов, редкие металлы, каучук для резины и т.д.)

            и не потому что союзники такие добрые, а потому что иначе вся Европа кроме Англии была бы под СССР

            У каждой стороны в той войне был свой интерес, а расставлять маркеры сторонам, типа "добрые" или "недобрые" или "моральные"/"аморальные" довольно глупо.

            И особенно нелепо выставлять претензии по этому поводу к союзникам СССР. Не забывайте, что до ВОВ официальной идеологией СССР была идеология мировой пролетарской революции, которую СССР готовил посредством Коминтерна и для помощи которой наращивал вооруженные силы. Ну так с чего бы буржуазным правящим кругам Англии и США питать добрые чувства к тем, кто объявил их своими классовыми врагами? Так что никаких чувств и не было, был лишь сугубо практичный интерес - руками и кровью русских солдат усмирить Гитлера и такая политика не может не вызывать зависти и уважения, ведь правительство, стравливающее своих врагов и выезжающее на этом куда лучше и честнее по отношению к своим избирателям, чем то, которое все проблемы решает кровью лишь своих солдат.
            Потому и помогали союзники СССР ленд-лизом, чтобы не допустить его полного разгрома - а вероятность этого разгрома была очень высокой в 41-42. Было бы не так - смысл помогать вообще СССР, пусть выматывают с Германией друг друга до полного опустошения обеих стран, разве нет?
  2. zp35 12 сентября 2015 07:31
    Цитата: Aspeed
    Ис–2 со спрямленным носом не пробивался 88–мм пушками в лоб вообще. Даже 88ммL71.
    По данным полигонных испытаний скорострельность 122–мм Ис–2 доходила до 4–6 выстрелов в минуту.

    Полигонная скорострельность это не тоже самое что боевая. Боевая скорострельность Ис-2 реально была 2-3 выстрела в минуту.
    Но самое интересное когда пытаются сравнивать Ис-2 и Тигр I и т.д. для нашего указывают боевую , а для немцев полигонную скорострельность.
    Вот и получается у нас 2-3 у немцев от 7 до 10.
    Изначально Ис создавался под 85 мм орудие. Неуравновешенность башни достигала приемлемого уровня и позволяла усилить бронирование если будет необходимость.
    Но в последствии в эту башню установили 122 мм орудие.
    Неуравновешенность башни достигла такого уровня что усилить броню уже не представлялось возможным. Иначе вращение башни на углах крена более 15 градусов
    было бы не возможно.
    Лобовая броня Иса не пробивалась 88 мм снарядом даже в упор.
    Затык был как раз в невозможности усиления бронирования башни.
    Если бы эту проблему решили то Ис-2 мог бы с 400 м расстреливать немецкие позиции без ущерба для себя.
  3. lilian 12 сентября 2015 08:04
    Хочу задать вопрос знающим. Я считаю, что часто создаются т.н. штампы (или как их еще там), которые все так часто повторяют, что они в глазах людей становятся непреложной истиной.
    Вот и про малую скорострельность ИСов все прожжужали уши. Но в какой то статье прочел, что разницы с той же скорострельностью Тигра практически не было. В одном случае экипаж совал в казенник снаряд и картуз, в другом унитарный выстрелл длиной более метра в несильно просторной башне качающегося на кочках танка. Вроде на Тигр потому и не стали ставить 100мм пушку, так как ее унитарный выстрел еще трудней было бы заряжать. Так ли это?
    1. perepilka 12 сентября 2015 09:50
      Цитата: lilian
      Вроде на Тигр потому и не стали ставить 100мм пушку, так как ее унитарный выстрел еще трудней было бы заряжать. Так ли это?

      Был проект поставить 10,5см на Тигр-2, но раздельное заряжание. Здесь: http://topwar.ru/37451-modernizaciya-korolevskogo-tigra-1945-god.html
      100м с унитаром ставили на ИС-2, Д-10. Здесь: http://topwar.ru/29130-d-25-alternativ-ne-bylo.html
    2. shasherin.pavel 12 сентября 2015 12:53
      Цитата: lilian
      Так ли это?

      И наши конструкторы пытались на Т-34 установить 100 мм орудие, но из 5 попыток зарядить орудие, заряжающий три раза бился "взрывателем" о казённик орудия. Хотя есть Т-34 со 122 мм пушкой.
    3. gladcu2 12 сентября 2015 14:22
      Если вспомнить последний бой Витмана, то там тигр расстрелял колону бронетехники особо и не перемещаясь по местности. Его орудие позволяло вести бой с расстояний, когда ответный огонь не причинял вреда. Кстати последний бой Витмана был против Шерманов. Я к тому, что стрельба сходу танкистами не использовалась, соответственно эффективность работы экипажа зависела от общей усталости и внутреннего комфорта. Так же надо отметить. Что заброневой объём Тигра для экипажа был комфортным. И боеприпасов они возили много.
      1. ShadowCat 12 сентября 2015 21:21
        Помойму при ручном заряжании заряжать на ходу очень и очень сыкотное дело. Это если судить по воспоминаниям танкиста-заряжающего Абрамса, а тогда это было посложнее
  4. казак волгский 12 сентября 2015 08:12
    Красивая машина. Всех Танкистов - С Праздником! ТАНКИСТ - это не ВУС- это Души СОСТОЯНИЕ!
  5. провинциал 12 сентября 2015 08:13
    служил в Забво 1986-89гг,так вот вдоль границы с КНР стояли ОБТОТ на вооружении которых были башни этих танков.
  6. Комментарий был удален.
  7. ekebastus 12 сентября 2015 08:52
    7 СЕНТЯБРЯ 1945 ГОДА
    1. jjj 12 сентября 2015 10:59
      Впечатляет советская военная мощь
      jjj
  8. Чёрный Полковник 12 сентября 2015 09:14
    Наибольшая дальность стрельбы орудия - 5 000 метров!
    Автор, видимо, имел ввиду прицельную дальность.
    Когда в РИСИ учился на военной кафедре на Змиёвке такой же в капонире стоял. Фотки где-то есть.
    1. shasherin.pavel 12 сентября 2015 13:04
      Танковые орудия не имели максимального возвышения орудия свыше 45 градусов, оттого и такая дальность.
  9. провинциал 12 сентября 2015 09:21
    Тактико-технические характеристики танка ИС-2

    Экипаж: 4 человека
    Масса: 46,0 тонн
    Вооружение: 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года, 28 выстрелов; 3 7,62-мм пулемета ДТ, 2330 патронов; 12,7-мм пулемет ДШК 38, 250 патронов
    Броня (корпус)
    Лоб, борта, корма: 120-160 мм, 90 мм, 60-90 мм
    Крыша: 20-30 мм
    Днище: 20-30 мм
    Броня (башня)
    Лоб, борта и корма: 100 мм, 90 мм, 60-90 мм
    Крыша: 30 мм
    Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В-2-ИС
    Мощность: 600 л.с. при 2000 об./мин
    Запас топлива: 800 л
    Удельная мощность: 11,3 л.с/т
    Длина: 9830/6770 мм
    Ширина: 3070 мм
    Высота: 2730 мм
    Дорожный просвет: 460 мм
    Максимальная скорость: 37 км/ч
    Запас хода: 150 км
    Склон: 30-36 градусов
    Ров: 2500 мм
    Стена: 1000 мм
    Брод: 1300 мм
    Удельное давление на грунт: 0,80 кг/ см2

    Дальнейшее совершенствование танка ИС-2 привело к появлению множества специализированных машин. В январе 1945 года на вооружение вместо танка ИС-2 был принят ИС-3. Немцы услышали об этом танке 12 января 1945 года. Танк ИС-3 имел приплюснутую башню овальной формы. По боевым характеристикам ИС-3 заметно превосходил «Тигр». Танки ИС-3 не принимали участия в боевых действия, но участвовали в параде победы среди берлинских руин.

    Тактико-технические характеристики танка ИС-3 образца 1945 года

    Экипаж: 4 человека
    Масса: 45,8 тонн
    Вооружение: 122-мм пушка Д-25Т образца 1944 года; 7,62-мм пулемета ДТ; 12,7-мм пулемет ДШК 38/43
    Броня (корпус)
    Лоб, борта, корма: 90-120 мм, 90 мм, нет данных
    Крыша: нет данных
    Днище: нет данных
    Броня (башня)
    Лоб, борта и корма: 200-230 мм, 75-115 мм
    Крыша: 30 мм
    Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В-2-ИС
    Мощность: 600 л.с. при 2000 об./мин
    Запас топлива: 780 л
    Удельная мощность: 11,3 л.с/т
    Длина: 10000/6670 мм
    Ширина: 3200 мм
    Высота: 2440 мм
    Дорожный просвет: 430 мм
    Максимальная скорость: 40 км/ч
    Запас хода: 190 км
    Склон: 30-36 градусов
    Ров: 2700 мм
    Стена: 1000 мм
    Брод: 1300 мм
    Удельное давление на грунт: 0,79 кг/ см2
  10. Grif 12 сентября 2015 09:22
    У Вермахта для уничтожения ИС-2 была лишь одна рекомендация-облить танк ведром бензина и поджечь. За это полагался двухнедельный отпуск. Но ни одного такого случая не было. Еще можно вспомнить, что советские танкисты иногда надевали ведро на стволы своих тридцатьчетверок. Издалека смахивало на ИС. Немцы впадали в панику.
    1. Logos 12 сентября 2015 22:07
      Конечно не было, да и сама рекомендация схожа больше на шутку. Ис-2 неплохо пробивался в борт ( в лоб - плохо) 88 и 75мм длинноствольными орудиями, в лоб - 105мм, сильно страдал от мин (низкий клиренс+тонкая броня днища).
      В целом же был весьма хороший танк и боролись с ним поначалу немцы теми же методами, что и наши с первыми "тиграми", и никакой экзотики с погоней за танком с полными ведрами бензина в руках
  11. ALEA IACTA EST 12 сентября 2015 09:27
    Выглядит очень внушительно!
  12. sergant89 12 сентября 2015 09:29
    А вот Он в Кубинке.
  13. dmit-52 12 сентября 2015 09:36
    Мощь и изящество одновременно! Впечатляет!
  14. Жека40 12 сентября 2015 10:00
    А катки то смазываются smile
    1. Пеший 12 сентября 2015 11:21
      На всякий случай. Как говорится наш бронепоезд стоит на запасном пути. wink
  15. LMaksim 12 сентября 2015 10:06
    Причиной появления нового советского тяжелого танка являлось то обстоятельство, что стоявшие на вооружении Красной Армии ИС-2, хоть и могли успешно бороться с немецкими «Тиграми» и «Пантерами», но сами служили довольно легкой мишенью для них. Все дело было в бронезащите - лобовая и бортовая броня ИСа прошивались немецкими пушками без особых усилий.

    Лобовая броня ИС-2 составляла: лоб корпуса, верхняя бронеплита-120мм, нижняя-100мм. На ИС-2 не смогли нарастить толщину нижней лобовой детали до 120мм, поэтому она была слабовата. С другой стороны в неё ещё надо было удачно попасть. В целом бронезащита была вполне на уровне. Толстая и рекошетная.
    Пушка ИС-2 имела низкую скорострельность, но при одном и единственном попадании во вражеский танк, этого вполне хватало. Немецким танкистам при встрече с ИС-2 приходилось расчитывать только на то, что экипаж промажет и тогда у них будет несколько секунд чтобы обойти танк и поразить ИС в уязвимые места. Например корма всего 60мм, но под углом в 49 градусов.
    По поводу надёжности ИС-2. В первое время действительно было много рекламаций. Однако в процессе устранения неисправностей и улучшения конструкции танка, его надёжность выросла и в войсках он считался надёжной и нетребовательной машиной.
    Обидно, что этот ИС-3 находится в плачевном стостоянии. Прибор наблюдения командира отсутствует, а отверстие ничем не прикрыто. А ведь возможно когда-то и нам придётся его снять и использовать по прямому назначению.
    LMaksim
  16. 16112014nk 12 сентября 2015 11:08
    Мощная машина! В Парке Победы на Поклонной горе такой же ИС стоит!
  17. kot stepan 12 сентября 2015 11:40
    Как то ещё пацаном полазил в ИС-3.Снаружи,конечно,впечатлил размерами. Но,когда внутрь залез...Если бы страдал клаустофобией - умер бы сразу.
  18. polkovnik manuch 12 сентября 2015 14:57
    Броня крепка и танки наши быстры !
  19. k_ply 12 сентября 2015 15:15
    Цитата: zp35
    Вот и получается у нас 2-3 у немцев от 7 до 10.

    Стрелять из тесной башни танка 122-мм боеприпасами с раздельным заряжанием, не то же самое, что из 88-мм пушки Pak 43 унитарными боеприпасами (считай, стендовая стрельба).
    Цитата: shasherin.pavel
    А если учесть что ИС-3 имел впервые в мире автоматический досылатель снаряда, то тогда как?

    ИС-3 оснащался пушкой Д-25Т, электромеханический досылатель снарядов и гильз имелся у модификации Д-25ТА (тяж. танк Т-10).
  20. Комментарий был удален.
    1. perepilka 12 сентября 2015 17:34
      Цитата: puchkov57
      СЛАВА ВС СССР И РФ!

      Где то году в 82-м, иль в 83-м, на первомайской демонстрации, на Набержной, инструктор с обкома, в микрофон вякнул, мол да зравствует Советский Народ, вечно строящий коммунизм what
      Блин, я готов этим Славам, по личику настучать, нзависимо от фамилии.
      1. gladcu2 13 сентября 2015 17:19
        perepilka.

        Вернутся бы в те времена и сказать тому инструктора. Ты это, сторй свой коммунизма ещё лет сто. Чтобы на несколько поколений хватило. А потом может это войдёт в перманентной состояние. По крайней мере столько судеб сохранится да и спокойствия и взвешенности в мире.
  21. ingenera 12 сентября 2015 17:17
    Вот сам я танкист. Служил давно, далеко от центра. Самое "современное", из чего мне приходилось стрелять, это Т-55.В учебке. Служил(на всякий случай) на Т-34-85. 1971-1973 г. Никто мне за все прошедшие годы так и не сумел объяснить, почему заряжающий в наших танках находился справа от пушки и поднимать и досылать снаряд ему приходилось левой рукой. Историки, ау! Кстати, не такая уж тесная башня у ИС-3, - бывал и в нём. Конечно, это не "сарай", как у ИСУ-152, но всё же... И ещё, вот "Рейнметалл" калибром 120мм, негры заряжать могут, а нашу 122мм ну никак наши мужики снаряд не поднимут. Всегда интересовали "извивы" конструкторской мысли. Не знаю, как до модернизации, но в учебке у нас ИС-3 ни разу не привозили со стрельб или вождения на буксире. Машина вполне себе надёжная. А вот Т-34, хоть я за него всех порву (люблю очень), частенько, после "прыжков", которые любят показывать в кино, приходили, хоть и сами, но либо со сломанным балансиром первого катка, либо без подшипников того же катка. А ещё обрывы дюритовых шлангов и в результате 90 литров масла не в двигателе, а на полу силового отделения. Поэтому их берегли, и будущие командиры и наводчики водили Т-55. А на тридцатьчетвёрках учились водить только их будущие мех-воды. Вот как-то так, по жизни а не по книжкам и Интернету.
    1. Александр72 12 сентября 2015 19:06
      Я не танкист, а пограничник (а до этого курсант авиационного инженерного училища). Но у нас в Учаральском погранотряде в составе ММГ были танки Т-72 (модификацию назвать не могу, т.к. служил срочную давно и по давности лет не помню), но когда я (не иначе как сдуру) попытался лихо запрыгнуть в башенный люк танка, то нехило приложился бестолковкой о край башенного проема (не знаю как точно называется, танкисты - прошу прощения!), хорошо на ней (в смысле голове) был шлемофон. Позже уже отслужив в армии, мне посчастливилось залезть в музейный ИС-3М (такой же как на фото) и тогда меня поразило, что башня (точнее боевое отделение) внутри этого старого танка по внутреннему объему была значительно больше, чем в Т-72. И при этом подбоя не было и на броне башни внутри был заметен облой и нехилого размера каверны в металле - вероятнее всего танк был первых выпусков, т.е. военного производства, когда на качество отделки особого внимания не обращали. Зато высота танка внутри была такая, что я при росте 168 см, встав на пол танка с трудом достал до верхнего люка (по-моему даже встав на цыпочки). Так что башня ИС-3 совсем не тесная. Если что-то напутал, не судите строго, я не танкист, и прошло довольно много времени с тех пор.
      Честь имею.
  22. Falcon5555 12 сентября 2015 17:42
    ИС-3 стоит также на постаменте около музея в г. Приозерске ленинградкой обл. - бывшем городом и крепостью Корела, одним из бывших центров древней Карелии и местом давних войн карелов и новгородцев со шведами.
  23. B- 3ACADE 13 сентября 2015 05:16
    Ааааа раз пошла такая пьянка то режь последний огурец...
    -У нас в 299 полку "Пьяной" дивизии было всего два танка и один танкист.
    Использовали их как тягачи ну бмдэшка в Курсулаке застрянет или
    старые румынские конюшни валить...Однажды приехал какойто чайник с
    лампасами ну и после товарищеского завтрака-- все пошли проверять.
    А ентот офицер раньше в танках гдето служил.Ну и докопался до кэпа;Дай проехать.дай проехать.Ну На рули.Короче запрягли Кольку танкиста типа
    сопровождай сами хто на танк хто в уаз--попылили прям "Освобождение"эпизод
    не вошедший в киноэпопею.Долго ли коротко добры молодцы горцювалы.
    Но загнали танчик У дрыгву по самые гогелы.Танк-заглох и не вкакую не
    хотел оживать.Походили"драгуны"хреновы вокруг да и сели в уаз.оставив
    Кольке автомат остаток патронов-типа охроняй боец.счас помощь пришлём.
    -Их счас як мое зараз.
    Обед для гостей проверяющих был плотным и продуктивным проверка сбоя
    не нашла-боеспособность на высоте.....
    --Через шесть дней на кпп полка пришел пастух.Старик гагауз не говорил по русски.Он что-то лепетал без зубым ртом и сильно при этом жестикулмровал..(продолжение следует.)
  24. B- 3ACADE 13 сентября 2015 05:48
    _часть вторая-
    Наконец то с помощью местного комсомольского актива удалось понять.что какой то боец одиноко охраняет одинокую боевую единицу.То что случается в таких случаях в штабе;не описать ни каким пером .Только голливуд может отснять.Крик.крик десятка военных слился как один выстрел-ТАНКИСТ!!!
    Ну и тут конечно толпа спасение называется .Метнулись как лоси по кукурузе
    Нашли.Пригнали второй танк.дедка-репку и второй засел..ААА..пригнали с
    арт.дивизиона БАТ вытянули второй.Затем двумя вытянули первый...
    кукараччу с буксировкой опускаю.
    За проявленный героизм при охране военного имущества и отстрел сусликов
    пытавшихся данным имуществам овладеть.Колька танкист был награждён лично начальником гарнизона гв.полковником Цимбалару=10 суток отпуска
    Командиром 98ВДД гв.полковником Чиндаровым-10суток отпуска и медаль.
    Слава ВДВ.
  25. m262 13 сентября 2015 13:38
    Спасибо за интересный обзор, у нас на Кургане славы такой стоит, в днище люк отсутствует, и мы вчера с дочкой туда залазили! Жаль фотика не было, но общее впечатление МОЩА!!! Основной объём башни занимает орудие, хотя в принципе повернуться можно. Комфортно только на месте мехвода, но броня впечатляет!
  26. perevozthikov 15 сентября 2015 22:10
    Вот если-бы автор ещё научился нормально фотографировать. Смотреть на фотографии, где пушка длиннее корпуса раза в два, удовольствия не доставляет. А всего-то надо было отойти подальше, тем более, что спереди полно свободного места.
  27. kravch67k 17 сентября 2015 19:58
    Хороший танк наверное был-бы,но история сложилась по другому,чуть-чуть на успел. У нас в Марьиной Горке (Минская обл ) такой стоит на постаменте,ГРАНДИОЗЕН и КРАСИВ!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня