Armored cars "Russo-Balt Type II" Nekrasov-Bratolyubova

In 1914 and 1915 Guards, Staff Captain Nekrasov, Lieutenant General Durlyakher (Durlyakhov) and inventor A.A. Bratolyubov developed three projects of promising armored cars. By order of the military department, they were engaged in the creation of new armored vehicles with cannon armament, which were to fight the infantry and combat vehicles of the enemy. To implement the project, the specialists were transferred several cars of three types, which were planned to be used as a basis for armored cars.


The first projects appeared armored cars, known under the names "Renault" Nekrasov-Bratolyubova and "Russo-Balt Type I". These machines were built on the basis of French and Russian chassis, were equipped with cannons and machine guns, and had different tasks. So, Russo-Balty was offered as armored cars for work on the front line, and the only Renault was planned to be used as a vehicle for escorting transport convoys. After the assembly of the first seven armored cars, Nekrasov, Durlyakher and Bratolyubov did not stop the design work, and in the autumn of 14, they completed the development of a new armored vehicle on the chassis of the Russian-Baltic car factory.

Back in August, the War Minister ordered the transfer of several cars to the designers, which should be used as the basis for a new armored vehicle. In total, until the end of the year, four Russo-Balt C 24 / 40 vehicles, six Russo-Balts type D and one Renault chassis were handed over. It should be noted that the Russo-Balt chassis of two types were used in the construction of armored cars of two different projects, which can lead to confusion. Some sources later armored cars Nekrasov-Bratolyubova on domestic chassis are designated as “Russo-Balt Type D”, but this name is not quite correct, since one of these machines was built on the basis of the machine type C. Thus, by analogy with the first project , newer armored vehicles should be called "Russo-Balt Type II". In this case, these armored vehicles can no longer be confused with other developments of Nekrasov and Bratolyubov or machines of other designers.


Armored "Victorious" on the chassis "Russo-Balt Type C"


When creating a new project, engineers used the experience gained in the development of two previous armored vehicles. The result was several serious innovations that could significantly increase the combat effectiveness of the new machine. The most notable innovation of the project was a swivel tower with weapons, which made it possible to provide both sufficient firepower and fast retargeting. In addition, some other interesting ideas were proposed that could have a positive effect on the characteristics of the armored car.

The assembly of four Type II armored cars began in the autumn of 1914. As before, the final assembly of the machines and the installation of all the necessary units were carried out by the workshop workers A.A. Bratolyubova. Due to the lack of necessary production capacity, armor was ordered to the Obukhov Steel Foundry. The company was given a set of templates for the production of armor plates. The finished booking was brought to the Bratolyubov workshop, where it was mounted on machines.

As before, the armored hull was proposed to be assembled on the basis of a metal frame to which ready-made sheets of the desired configuration were fastened with bolts and rivets. Protection of the crew and the internal units of the machine was to consist of armor plates with a thickness from 3 to 5 mm. The vertical parts were thicker. Curved and oblique, in turn, were 3-4 mm thick. According to the calculations of the authors of the project, such armor allowed to protect people from rifle bullets when firing from a distance of at least 200-250 meters.

Apparently, in developing the Russo-Balt Type II project, the designers took into account their own and other people's experience, which resulted in the emergence of a completely new design of the armored hull formed by several main units. The authors of the project rethought the classic bonnet layout of the armored hull with a separate engine compartment and habitable compartment, which led to curious consequences.



The Russo-Balt chassis types C and D were used as the basis for the Type II armored cars. These vehicles had a similar architecture, but differed in some characteristics. In front of the rectangular frame, there was a petrol engine rated at 40 hp. and gearbox. The undercarriage with a wheel formula 4х2 had a dependent suspension on leaf springs. The gearbox and rear driving axle were linked by a chain drive. Chassis types C and D differed in some features. In fact, the Type D machine was an upgraded version of the Type C and differed from it in a set of reinforced parts. Due to some design improvements, the improved version of the chassis had a load capacity of 1,6 T - about half a ton more than the C car.

The armored car Russo-Balt Type II received an armored hull, divided into three main volumes. In front of it there was a engine compartment, closed by an armored hood, behind which there was a control compartment. The combat compartment was not separated from the driver’s and commander’s workplaces, but was not fully integrated with the command post.

The armored hood of a new car had a simple design and was a metal box with vertical sides and a front wall. To ensure ventilation in the front sheet of the case there was a large window covered with inclined doors. Engine maintenance was proposed to produce with the help of hatches in the upper hood.

Behind the armored battleship, the body of the combat vehicle expanded slightly, forming a control compartment. Front driver and commander defended the sloping armor plate with a large hatch to observe the road. In a combat situation, the hatch was closed with a lid that left a small viewing slot. Behind the sloping frontal sheet a horizontal roof was installed. From the side of the fire, the machine was protected by vertical pentagonal sides, assembled from several separate panels. In front of the sides, on the same level with the frontal hatch, there were small hatches with covers. In the middle of the sides provided the door for landing the driver and the commander.


Armored car and its creators. Right - A.A. Brotherly lovers


The fighting compartment, located behind the jobs of the driver and commander, received a cylindrical body. On the sides of this cylinder there were bevelled straight panels, which made it possible to do without wheel arches or other relatively complex parts. A small box was installed on the aft of the cylinder, in the back of which there was a door for access to the inside of the combat vehicle.

In the center of the fighting compartment was a pivot bearing for the tower, installed directly on the cylindrical part of the hull. The outer diameter of the tower was slightly larger than the diameter of the hull below it. The tower received a cylindrical side, as well as inclined frontal and stern sheets with embrasures for weapons. There was also a horizontal roof of a small size, located between the sloping sheets.

The crew of the armored vehicle "Russo-Balt Type II" consisted of 4-5 people: the driver, the commander and three shooters. The commander and the driver were located in the department of management, and the workplaces of the shooters were in a fairly spacious cylindrical fighting compartment. Office management had three hatches to monitor the surrounding space. Arrows for observation should use the sights of their weapons.

The armament of the built Type II armored cars consisted of three Maxim machine guns. Two of them were installed in the embrasures of the front sheet of the tower, another one - in the stern. The design of fasteners for machine guns allowed firing within wide sectors. In addition, using the mechanisms of rotation of the tower was provided by the rapid transfer of fire to another target. The presence of three machine guns, in turn, made it possible to control broad sectors in the front and rear hemispheres.

According to some reports, there was a version of the project, implying the use of cannon weapons. In this case, it was planned to mount two Maxim-Nordenfeld automatic guns of the 37 mm caliber in the front of the turret, and a machine gun in the stern gun. Information on the implementation of these plans is not available. All built Type II armored vehicles were armed only with machine guns.

Armored cars "Russo-Balt Type II" Nekrasov-Bratolyubova
Interior armored car. In the foreground a turntable of the tower


The development and construction of armored vehicles Nekrasov-Bratolyubov second model dragged on. Their assembly began only in the fall of 1915. There were only four Russo-Balt chassis of two types, on the basis of which new armored cars were built. Four cars got their own names. Thus, an armored vehicle based on the Russo-Balt Type C chassis was given the name "Victorious", and the rest were called "Oleg", "Svyatoslav" and "Yaroslav". The assembly of four cars continued until mid-February 1916.

February 12 Major General Sokolov arrived at the Bratolyubov workshop with a check. In his report, he noted that the four armored vehicles under construction need some modifications. So, the machines need to strengthen machine-gun installations, as well as to make some other improvements.

At the end of February, the Commission on armored cars got acquainted with the completed armored cars and made some conclusions. On March 11, the first tests of the victorious armored car took place, during which the experts revealed a whole range of serious flaws. Like the previous armored cars of Nekrasov-Bratolyubov, the Type II had a lot of problems.

It turned out that even on a good road, the maximum speed of the new machine does not exceed 23-28 miles per hour (24,5-29 km / h). When reversing, the maximum speed reached 12 versts per hour (12,7 km / h). The low ground clearance of the chassis (total 110 mm) degraded the mobility characteristics on dirt roads and rough terrain. Springs and the steering mechanism of the machine needed to be strengthened, and the lack of a starter made it difficult to start the engine.

The Commission also noted the problems of protecting and arming an armored car. The front hull sheet covering the driver was only 3 mm thick, which left the level of protection much to be desired. In addition, the windshield inspection slit was located too low, so that the driver had to keep the hatch open for normal observation of the road. March 17 launched ground test, during which the armor of the machine was fired from a Mosin rifle. Some sheets of the case could be pierced from a distance of about 150 m, which fully confirmed the preliminary conclusions about the insufficient level of protection.


Assembling armored "Victorious". The board has not yet been installed, the driver’s workplace is visible.


According to the results of tests of the “Victorious” and other machines of the project, the commission made disappointing conclusions. The armored cars were considered unsuitable for combat work at the front. Thus, all 11 armored vehicles built on the projects of Nekrasov and Bratolyubov, had various drawbacks and were unsuitable for use on the front edge. It took some time to decide the future fate of this technique.

At the end of 1916, the armored cars of the Type II were sent to Petrograd and transferred to the Strengthened rear automobile workshop. The workshop workers had to carry out the refinement of this technique, replacing defective armor plates and correcting other shortcomings. Work on improving the armored cars continued over the next few months. After repair and modernization of armored cars were supposed to be training.

According to some data, it was originally planned that the workshop of A.A. Bratolyubova. However, by the middle of 1916, this company ceased to exist, which was why the repair of the machines had to be entrusted to the army workshop.

The February Revolution 1917 was attended by various units of the army, including the Strengthened rear automobile workshop. All four Russo-Balt cars of the second type took to the streets of Petrograd and were used for various purposes. After the February Revolution, the machines came under the authority of the Council of Workers 'and Soldiers' Deputies of the Petrograd Side. Soon the armored car “Victorious” got a new name and began to be called “Rurik”. In October, the 17-th vehicle was transferred to a squad of armored vehicles guarding the Smolny.

In the future, armored vehicles "Type II" were used sparingly and almost never left Petrograd. However, just once leaving the city, the armored cars were able to take part in the battles for the first time. In 1919, this vehicle arrived in the area of ​​Pulkovo, where it was used in battles with the troops of General Yudenich. After completion of the fighting armored cars returned to base.


Cars (from left to right) "Oleg", "Yaroslav" and "Svyatoslav" with crews


At the end of the tenth year, all Russo-Balt Type II armored cars were dismantled as superfluous. Even after repairing and upgrading the 17 of the year, this technique was not distinguished by high performance, which made its operation impractical. By 1920, all four cars lost their reservations and, apparently, were used as vehicles for the transportation of passengers and goods for some time, until they had a longer life.

Russo-Balt Type II was the last project created by staff captain Nekrasov, Lieutenant General Durlyakhov and inventor Bratolyubov. In 1915-16 their triumvirate fell apart. Nekrasov transferred to the military Aviation, where he became the artillery officer of the Ilya Muromets airplane No. 4. Durlyakhov continued to work in the field of artillery and auxiliary equipment, and Bratolyubov took up other projects of weapons and military equipment.

***

From 1914 to 1916 years, Nekrasov, Durlecher and Bratolyubov developed three projects and built 11 armored cars for them, none of which was received by the customer and sent to the front. Some information has been preserved that may to some extent reveal the reasons for such a failure. These data can present projects of armored cars in an interesting light, as well as cast a shadow on the main participants in their creation.

According to some reports, the guard headquarters Nekrasov did not involve Lieutenant General Durlecher in the project. On the contrary, the general, using his connections in the military department, himself joined the project, and also “dragged” inventor Bratolyubov into it. By coincidence (or by malicious intent), the latter was the son-in-law of the general. Moreover, the general and the inventor already had experience of working together, but their first draft did not relate to military affairs in any way - it was a campaign ship that was planned to be used in the anti-alcohol campaign.

Kinship with a senior military official allowed A.A. Bratolyubov receive funding for the construction of its own private workshop, in which it was proposed to build new armored cars. Relatives-engineers had no experience with armored vehicles, but they took the lead in the project, pushing Nekrasov back. The result was the emergence of three not very successful projects.

Since the end of the summer of 1915, when it became clear that the program for the construction of armored vehicles had failed, the inventor-enthusiast Bratolyubov decided to start work in other areas. Until the very end of the war, he tried to offer the military department unique toxic substances, flammable liquids, etc. doubtful spotlights. The responsible persons checked the proposals of the inventor and, as expected, refused him. Nevertheless, in search of support and, as a result, funding, Bratolyubov continued his attempts to establish contacts with high-ranking officials.

In search of support for the project of a universal flammable liquid, Bratolyubov managed to reach Grand Duke Mikhail Alexandrovich, who in turn interested Nicholas II. The inventor was able to obtain permission to finance the project, but in the spring of 1916, military officials were able to recognize the fraud and ceased support of a deliberately impossible project.

In the future, Bratolyubov, using the support of the test and other contacts, unsuccessfully tried to promote the projects of seaplanes and other equipment. Probably, remembering the experience of building armored cars and making incendiary liquids, the military department did not pay attention to the new proposals of the inventor. The fate of the search-adventurer adventurer unknown. Lieutenant-General Durlyakhov, in turn, in the 1917 year, went over to the side of the Bolsheviks and, after the revolution, continued to work on projects of artillery systems, gun carriages, etc.


Based on:
http://aviarmor.net/
http://simvolika.org/
http://wyradhe.livejournal.com/
Solyankin A. G., Pavlov M. V., Pavlov I. V., Zheltov I. G. Domestic armored vehicles. XX century. - M .: Exprint, 2002. - T. 1. 1905 – 1941
Baryatinsky MB, Kolomiets M.V. Armored cars of the Russian army 1906 – 1917 - M .: Technics-youth, 2000
Author:
Photos used:
Baryatinsky MB, Kolomiets M.V. Armored cars of the Russian army 1906 – 1917, Aviarmor.net
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. perevozthikov 2 October 2015 12: 53 New
    • 1
    • 0
    +1
    At the beginning of the article it is written: "... The assembly of four Type II armored cars began in the autumn of the 1914 of the year.", And below: "... The development and construction of the second model Nekrasov-Bratolyubov armored cars were delayed. Their assembly began only in the autumn of the 1915 of the year." What does it mean?
  2. Sergey-8848 2 October 2015 23: 03 New
    • 0
    • 0
    0
    Somehow, after the failure with the armored car of Mr. Bratolyubov, the idea that in one fell swoop of all the beatings. Looks like he tore his engineering potential on an armored car.

Бронеавтомобили «Руссо-Балт Тип II» Некрасова-Братолюбова

В 1914 и 1915 годах гвардии штабс-капитан Некрасов, генерал-лейтенант Дурляхер (Дурляхов) и изобретатель А.А. Братолюбов разработали три проекта перспективных бронеавтомобилей. По заказу военного ведомства они занимались созданием новой бронетехники с пушечным вооружением, которой предстояло бороться с пехотой и боевыми машинами противника. Для реализации проекта специалистам передали несколько легковых автомобилей трех типов, которые планировалось использовать в качестве основы для броневиков.

Первыми появились проекты броневиков, известные под названиями «Рено» Некрасова-Братолюбова и «Руссо-Балт Тип I». Эти машины строились на базе шасси французского и российского производства, были оснащены пушками и пулеметами, и имели разные задачи. Так, «Руссо-Балты» предлагались в качестве броневиков для работы на переднем крае, а единственный «Рено» планировалось использовать в качестве машины для сопровождения транспортных колонн. После начала сборки первых семи броневиков Некрасов, Дурляхер и Братолюбов не прекратили проектные работы, и осенью 14-го завершили разработку нового броневика на шасси Русско-Балтийского вагонного завода.

Еще в августе военный министр распорядился передать конструкторам несколько легковых автомобилей, которые следовало использовать в качестве основы для новой бронетехники. В общей сложности до конца года были переданы четыре машины «Руссо-Балт» C 24/40, шесть «Руссо-Балтов» типа D и одно шасси «Рено». Необходимо отметить, что шасси «Руссо-Балт» двух типов использовались при строительстве броневиков двух разных проектов, что может приводить к путанице. В некоторых источниках более поздние броневики Некрасова-Братолюбова на отечественных шасси обозначаются как «Руссо-Балт Тип D», однако такое название не вполне корректно, поскольку одна из этих машин была построена на базе машины типа C. Таким образом, по аналогии с первым проектом, более новые броневики следует именовать «Руссо-Балт Тип II». В таком случае эти бронеавтомобили уже нельзя спутать с другими разработками Некрасова и Братолюбова или машинами других конструкторов.


Бронеавтомобили «Руссо-Балт Тип II» Некрасова-Братолюбова
Броневик "Победоносец" на шасси "Руссо-Балт Тип C"


При создании нового проекта инженеры использовали опыт, полученный в ходе разработки двух предыдущих броневиков. Результатом этого стали несколько серьезных нововведений, которые могли значительно повысить боевую эффективность новой машины. Наиболее заметным нововведением проекта стала поворотная башня с вооружением, которая позволяла обеспечить как достаточную огневую мощь, так и быстрое перенацеливание. Кроме того, были предложены некоторые другие интересные идеи, которые могли положительным образом сказаться на характеристиках броневика.

Сборка четырех броневиков «Тип II» началась осенью 1914 года. Как и ранее, окончательную сборку машин и установку всех необходимых агрегатов осуществляли рабочие мастерской А.А. Братолюбова. Ввиду отсутствия необходимых производственных мощностей броню заказали Обуховскому сталелитейному заводу. Предприятию передали набор шаблонов, по которым изготавливались броневые листы. Готовое бронирование привозили в мастерскую Братолюбова, где выполнялся его монтаж на машины.

Как и ранее, бронекорпус предлагалось собирать на основе металлического каркаса, к которому на болтах и заклепках крепились готовые листы нужной конфигурации. Защита экипажа и внутренних агрегатов машины должна была состоять из бронелистов толщиной от 3 до 5 мм. Большую толщину имели вертикальные детали. Изогнутые и наклонные, в свою очередь, имели толщину 3-4 мм. По расчетам авторов проекта, такая броня позволяла защитить людей от винтовочных пуль при стрельбе с расстояния не менее 200-250 метров.

По-видимому, при разработке проекта «Руссо-Балт Тип II» конструкторы учли свой и чужой опыт, результатом чего стало появление совершенно новой конструкции бронекорпуса, образованной несколькими основными агрегатами. Авторы проекта переосмыслили классическую капотную компоновку бронекорпуса с отдельными моторным отсеком и обитаемым отделением, что привело к любопытным последствиям.

Бронеавтомобили «Руссо-Балт Тип II» Некрасова-Братолюбова


В качестве основы для броневиков «Тип II» использовались шасси «Руссо-Балт» типов C и D. Эти машины имели схожую архитектуру, но отличались некоторыми характеристиками. В передней части прямоугольной рамы крепились бензиновый двигатель мощностью 40 л.с. и коробка передач. Ходовая часть с колесной формулой 4х2 имела зависимую подвеску на листовых рессорах. Коробка передач и задняя ведущая ось были связаны цепной передачей. Шасси типов C и D отличались некоторыми особенностями. Фактически машина «Тип D» являлась модернизированным вариантом «Типа C» и отличалась от него набором усиленных деталей. За счет некоторых доработок конструкции улучшенный вариант шасси имел грузоподъемность на уровне 1,6 т – примерно на полтонны больше, чем у машины C.

Броневик «Руссо-Балт Тип II» получил бронекорпус, разделенный на три основных объема. В передней его части имелся моторный отсек, закрытый броневым капотом, позади которого располагалось отделение управления. Боевое отделение не отделялось от рабочих мест водителя и командира, но и не было в полной мере объединено с отделением управления.

Броневой капот новой машины имел простую конструкцию и представлял собой металлический короб с вертикальными бортами и передней стенкой. Для обеспечения вентиляции в лобовом листе корпуса имелось крупное окно, прикрытое наклонными створками. Обслуживание двигателя предлагалось производить при помощи люков в верхней крышке капота.

Позади бронекапота корпус боевой машины немного расширялся, образовывая отделение управления. Спереди водитель и командир защищались наклонным бронелистом с крупным люком для наблюдения за дорогой. В боевой обстановке люк закрывался крышкой, которая оставляла небольшую смотровую щель. Позади наклонного лобового листа устанавливалась горизонтальная крыша. От обстрела сбоку машина защищалась вертикальными бортами пятиугольной формы, собиравшимися из нескольких отдельных панелей. В передней части бортов, на одном уровне с лобовым люком, имелись небольшие лючки с крышками. В середине бортов предусмотрели двери для посадки водителя и командира.

Бронеавтомобили «Руссо-Балт Тип II» Некрасова-Братолюбова
Броневик и его создатели. Справа - А.А. Братолюбов


Боевое отделение, расположенное позади рабочих мест водителя и командира, получило корпус цилиндрической формы. По бортам этого цилиндра имелись скошенные прямые панели, позволившие обойтись без колесных арок или других сравнительно сложных деталей. На кормовой части цилиндра устанавливался небольшой короб, в задней стенке которого имелась дверь для доступа внутрь боевой машины.

В центре боевого отделения находилась поворотная опора для башни, установленной непосредственно на цилиндрической части корпуса. Внешний диаметр башни был немного больше диаметра корпуса под ней. Башня получила цилиндрический борт, а также наклонные лобовой и кормовой листы с амбразурами для оружия. Также имелась горизонтальная крыша небольшого размера, располагавшаяся между наклонными листами.

Экипаж бронеавтомобиля «Руссо-Балт Тип II» состоял из 4-5 человек: водителя, командира и трех стрелков. Командир и водитель располагались в отделении управления, а рабочие места стрелков находились в достаточно просторном цилиндрическом боевом отделении. Отделение управления имело три люка для слежения за окружающим пространством. Стрелкам для наблюдения следовало использовать прицельные приспособления своего оружия.

Вооружение построенных броневиков «Тип II» состояло из трех пулеметов «Максим». Два из них устанавливались в амбразурах лобового листа башни, еще один – в кормовом. Конструкция креплений для пулеметов позволяла вести огонь в пределах широких секторов. Кроме того, при помощи механизмов поворота башни обеспечивался быстрый перенос огня на другую цель. Наличие трех пулеметов, в свою очередь, позволяло контролировать широкие сектора в передней и задней полусферах.

По некоторым данным, существовал вариант проекта, подразумевавший использование пушечного вооружения. В таком случае в лобовом листе башни планировалось монтировать две автоматические пушки Максима-Норденфельда калибра 37 мм, а в кормовом сохранялся пулемет. Информация о реализации этих планов отсутствует. Все построенные бронеавтомобили «Тип II» вооружались только пулеметами.

Бронеавтомобили «Руссо-Балт Тип II» Некрасова-Братолюбова
Интерьер броневика. На переднем плане опорно-поворотное устройство башни


Разработка и строительство броневиков Некрасова-Братолюбова второй модели затянулись. Их сборка началась только осенью 1915 года. В наличии имелось лишь четыре шасси «Руссо-Балт» двух типов, на базе которых и были построены новые бронеавтомобили. Четыре машины получили собственные имена. Так, броневик на базе шасси «Руссо-Балт Тип C» получил имя «Победоносец», а остальные назвали «Олегом», «Святославом» и «Ярославом». Сборка четырех машин продолжалась до середины февраля 1916 года.

12 февраля в мастерскую Братолюбова с проверкой прибыл генерал-майор Соколов. В своем отчете он отмечал, что четыре строящихся броневика нуждаются в некоторых доработках. Так, машинам необходимо усилить пулеметные установки, а также провести некоторые другие доработки.

В конце февраля Комиссия по броневым автомобилям ознакомилась с достроенными броневиками и сделала некоторые выводы. 11 марта состоялись первые испытания броневика «Победоносец», в ходе которых специалисты выявили целый набор серьезных недостатков. Как и предыдущие броневики Некрасова-Братолюбова, «Тип II» имел массу проблем.

Выяснилось, что даже на хорошей дороге максимальная скорость новой машины не превышает 23-28 верст в час (24,5-29 км/ч). При движении задним ходом максимальная скорость достигала 12 верст в час (12,7 км/ч). Малый клиренс шасси (всего 110 мм) ухудшал характеристики подвижности на грунтовых дорогах и пересеченной местности. Рессоры и рулевой механизм машины нуждались в усилении, а отсутствие стартера затрудняло запуск двигателя.

Комиссия также отметила проблемы защиты и вооружения броневика. Лобовой лист корпуса, закрывавший водителя, имел толщину всего 3 мм, из-за чего уровень защиты оставлял желать лучшего. Кроме того, смотровая щель лобового люка располагалась слишком низко, вследствие чего для нормального наблюдения за дорогой водителю приходилось держать люк открытым. 17 марта стартовали полигонные испытания, в ходе которых броня машины обстреливалась из винтовки Мосина. Некоторые листы корпуса удавалось пробить с расстояния порядка 150 м, что полностью подтверждало предварительные выводы о недостаточном уровне защиты.

Бронеавтомобили «Руссо-Балт Тип II» Некрасова-Братолюбова
Сборка броневика "Победоносец". Борт еще не установлен, видно рабочее место водителя


По результатам испытаний «Победоносца» и других машин проекта комиссия сделала неутешительные выводы. Броневики сочли непригодными для боевой работы на фронте. Таким образом, все 11 бронеавтомобилей, построенных по проектам Некрасова и Братолюбова, имели различные недостатки и были непригодны для использования на переднем крае. На решение дальнейшей судьбы этой техники понадобилось некоторое время.

В конце 1916 года броневики «Тип II» отправили в Петроград и передали Усиленной тыловой автомобильной мастерской. Рабочие мастерской должны были провести доработку этой техники, заменив бракованные бронелисты и исправив иные недостатки. Работы по совершенствованию броневиков продолжались в течение нескольких следующих месяцев. После ремонта и модернизации броневики должны были стать учебными.

По некоторым данным, изначально планировалось, что улучшением броневиков займется мастерская А.А. Братолюбова. Тем не менее, к середине 1916 года это предприятие прекратило свое существование, из-за чего ремонт машин пришлось поручить армейской мастерской.

В Февральской революции 1917 года участвовали различные подразделения армии, в том числе и Усиленная тыловая автомобильная мастерская. Все четыре машины «Руссо-Балт» второго типа вышли на улицы Петрограда и использовались в различных целях. После Февральской революции машины перешли в ведение Совета рабочих и солдатских депутатов Петроградской стороны. Вскоре бронеавтомобиль «Победоносец» получил новое имя и стал называться «Рюриком». В октябре 17-го технику перевели в отряд броневиков, осуществлявших охрану Смольного.

В дальнейшем броневики «Тип II» использовались ограниченно и почти не покидали Петроград. Тем не менее, всего единожды выехав из города, броневики смогли впервые принять участие в боях. В 1919 году эта техника прибыла в район Пулково, где использовалась в боях с войсками генерала Юденича. После завершения боев броневики вернулись на базу.

Бронеавтомобили «Руссо-Балт Тип II» Некрасова-Братолюбова
Машины (слева направо) "Олег", "Ярослав" и "Святослав" с экипажами


В конце десятых годов все броневики «Руссо-Балт Тип II» были разобраны за ненадобностью. Даже после ремонта и модернизации 17-го года эта техника не отличалась высокими характеристиками, из-за чего ее эксплуатация выглядела нецелесообразной. К 1920 году все четыре машины лишились бронирования и, по-видимому, в течение некоторого времени использовались в качестве автомобильной техники для перевозки пассажиров и грузов, пока не выработали ресурс.

«Руссо-Балт Тип II» оказался последним проектом, созданным штабс-капитаном Некрасовым, генерал-лейтенантом Дурляховым и изобретателем Братолюбовым. В 1915-16 годах их «триумвират» распался. Некрасова перевели в военную авиацию, где он стал артиллерийским офицером аэроплана «Илья Муромец» №4. Дурляхов продолжил работу в области артиллерии и вспомогательных средств, а Братолюбов занялся иными проектами вооружений и военной техники.

***

С 1914 по 1916 годы Некрасов, Дурляхер и Братолюбов разработали три проекта и построили по ним 11 броневиков, ни один из которых не был принят заказчиком и отправлен на фронт. Сохранились некоторые сведения, которые могут в определенной мере раскрыть причины подобной неудачи. Эти данные могут представить проекты броневиков в интересном свете, а также бросить тень на основных участников их создания.

По некоторым данным, гвардии штабс-капитан Некрасов не привлекал к проекту генерал-лейтенанта Дурляхера. Наоборот, генерал, пользуясь своими связями в военном ведомстве, сам присоединился к проекту, а также «протащил» в него изобретателя Братолюбова. По совпадению (или по злому умыслу), последний был зятем генерала. Более того, генерал и изобретатель уже имели опыт совместной работы, однако их первый проект никак не относился к военному делу – это был агитационный пароход, который планировалось использовать в антиалкогольной кампании.

Родство с высокопоставленным чиновником военного ведомства позволило А.А. Братолюбову получить финансирование для постройки собственной частной мастерской, в которой предлагалось строить новые броневики. Родственники-инженеры не имели опыта работы с бронетехникой, однако взяли на себя ведущую роль в проекте, оттеснив Некрасова. Результатом этого стало появление трех не слишком удачных проектов.

С конца лета 1915 года, когда стало ясно, что программа строительства бронеавтомобилей провалилась, изобретатель-энтузиаст Братолюбов решил начать работу в иных сферах. До самого конца войны он пытался предлагать военному ведомству уникальные отравляющие вещества, горючие жидкости и т.п. сомнительные прожекты. Ответственные лица проверяли предложения изобретателя и ожидаемо отказывали ему. Тем не менее, в поисках поддержки и, как следствие, финансирования Братолюбов продолжил попытки наладить контакты с высокопоставленными чиновниками.

В поисках поддержки для прожекта универсальной горючей жидкости Братолюбов сумел выйти на великого князя Михаила Александровича, а тот, в свою очередь, заинтересовал Николая II. Изобретателю удалось получить разрешение на финансирование проекта, однако весной 1916 года чиновники военного ведомства сумели распознать обман и прекратили поддержку заведомо неисполнимого проекта.

В дальнейшем Братолюбов, пользуясь поддержкой тестя и другими контактами, безуспешно пытался продвигать прожекты гидросамолетов и другой техники. Вероятно, помня опыт строительства броневиков и изготовления зажигательной жидкости, военное ведомство не стало обращать внимания на новые предложения изобретателя. Дальнейшая судьба прожектера-авантюриста неизвестна. Генерал-лейтенант Дурляхов, в свою очередь, в 1917 году перешел на сторону большевиков и после революции продолжил работу над проектами артиллерийских систем, лафетов и т.д.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://simvolika.org/
http://wyradhe.livejournal.com/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг., Aviarmor.net

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. perevozthikov 2 октября 2015 12:53
    В начале статьи написано: "...Сборка четырех броневиков «Тип II» началась осенью 1914 года.", а ниже: "...Разработка и строительство броневиков Некрасова-Братолюбова второй модели затянулись. Их сборка началась только осенью 1915 года." Как это понимать?
  2. Сергей-8848 2 октября 2015 23:03
    Как-то понеслась после неудачи с броневиком у г-на Братолюбова идея об том, чтобы единым махом всех побивахом. Видать, надорвал он свой инженерный потенциал на броневике.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня