Пулеметные бронеавтомобили Ижорского завода

0
Осенью 1914 года была сформирована 1-я автомобильная пулеметная рота, командиром которой назначили полковника А.Н. Добржанского. Вскоре завершилось строительство нескольких броневиков, и новое соединение отправилось на фронт. Разработкой и строительством машин для роты руководил ее будущий командир, поэтому после отправки соединения на войну промышленность осталась без одного из самых опытных конструкторов бронетехники. Тем не менее, специалисты Ижорского завода, участвовавшие в проекте, смогли продолжить работы самостоятельно. Результатом этого стало строительство двух новых бронеавтомобилей с пулеметным вооружением.

В начале 1915 года инженеры Ижорского завода по заказу военного ведомства начали разработку нового проекта броневика. Предполагалось, что эта техника в скором будущем начнет службу в 1-й пулеметной роте (не следует путать с 1-й автомобильной пулеметной ротой Добржанского). Используя имеющийся опыт и наработки, конструкторы предприятия достаточно быстро разработали проект и начали строительство готовой техники.

На уровне общей концепции новый броневик ничем не отличался от других машин своего класса. Было предложено взять готовое шасси существующего серийного автомобиля и установить на него бронекорпус с рабочими местами экипажа и вооружением. Подобная методика активно использовалась во всех странах и зарекомендовала себя самым лучшим образом. Поэтому, выполняя заказ военных, специалисты Ижорского завода не стали искать новые нестандартные пути и пошли по проторенной дороге.

Пулеметные бронеавтомобили Ижорского завода
Второй броневик проекта. Хороши видны трапециевидные листы капота


В силу определенных причин проект нового бронеавтомобиля не получил собственного имени. В документах того времени он фигурировал под названием «легковые автомобили под пулемет». В современных источниках чаще всего используется обозначение «бронеавтомобили Ижорского завода». Нередко к этому названию добавляется небольшое уточнение: «1-й пулеметной роты». Последнее позволяет отличить пулеметные броневики от пушечных, создававшихся на том же предприятии почти одновременно с ними.

В качестве основы для «автомобиля под пулемет» было выбрано имевшееся в наличии шасси, точный тип которого неизвестен. По одним данным, завод перестроил две легковые машины «Руссо-Балт Тип C», по другим – переделке подверглись американские автомобили фирмы Pierce-Arrow. Кроме того, нельзя исключать, что два построенных броневика использовали разные шасси, чем, среди прочего, можно объяснить некоторые незначительные отличия их конструкции.

Шасси обеих моделей имели схожую конструкцию и почти не отличались по своим характеристикам. Они имели рамную конструкцию с передним расположением бензинового двигателя мощностью около 40 л.с. Колесная ходовая часть с формулой 4х2 имела подвеску на основе листовых рессор. Механическая трансмиссия передавала крутящий момент на ведущие задние колеса. Колеса сохранили старую конструкцию со спицами.

На шасси планировалось установить корпус, собранный из 6-мм броневых листов. Для упрощения конструкции корпус собирался из большого количества листов разных форм и размеров, которые крепились на металлическом каркасе. Характерной чертой броневика стало почти полное отсутствие изогнутых деталей. Корпус, за исключением двух башен, изготавливался исключительно из ровных неизогнутых деталей.


Поврежденная первая машина


Конструкция корпуса разделялась на три основных объема: моторный отсек, отделение управления и боевое отделение. Последние два не разделялись какими-либо перегородками, но сама конструкция корпуса подразумевала использование отдельных объемов для экипажа.

Бензиновый мотор располагался в передней части шасси, под броневым капотом. Кожух двигателя имел наклонный лобовой лист с двустворчатой дверкой для вентиляции в походном положении. Лобовой лист имел шестиугольную форму и представлял собой прямоугольник со срезанными верхними углами. Сбоку двигатель защищался двухсекционными бортами с вертикальной нижней и наклонной верхней частями. В обеих бортовых деталях предусматривались люки для доступа к двигателю. Сверху над двигателем располагалась горизонтальная крышка.

Следует отметить, корпуса двух построенных броневиков Ижорского завода имели некоторые отличия. После строительства первого образца было решено внести в проект некоторые изменения, вследствие чего две бронемашины можно легко отличить друг от друга. Главное отличие заключается в форме вертикальных и наклонных листов капота, а также скуловых листов обитаемого отделения. Наклонные листы первого броневика были прямоугольными, скуловые – трапециевидными с небольшим углом между длинными сторонами. Второй броневик проекта получил трапециевидные наклонные листы, сужающиеся в задней части. Скулы, в свою очередь, расширялись по мере приближения в бортовому листу. Кроме того, присутствовали некоторые другие малозаметные отличия.

Позади капота корпус немного расширялся, после чего его ширина не менялась. За капотом находилось защищенное отделение управления с рабочими местами водителя и командира. Спереди водитель и командир защищались лобовым листом с крупным смотровым люком. В боевой обстановке следовало опускать крышку люка, в которой предусматривались смотровые щели. Борта отделения управления имели вертикальную нижнюю часть и наклоненную внутрь верхнюю. В нижней части бортов имелись две квадратные двери, через которые экипаж должен был попадать в свои места.

Командир и водитель могли наблюдать за дорогой и обстановкой на поле боя через передний смотровой люк с крышкой, через щели в бортах, закрываемые подвижными заслонками, а также при помощи командирской башенки. На крыше отделения управления, у правого борта, предусмотрели небольшую поворотную башенку со смотровым люком. При необходимости командир мог осматривать окружающее пространство, поворачивая башенку в нужном направлении. Таким образом, броневики Ижорского завода имели одну из самых лучших систем наблюдения.


Первый броневик на выставке трофеев


Обитаемая часть корпуса «легковых автомобилей под пулемет» была разделена на две части. В передней «рубке» располагались водитель и командир, в задней находилось боевое отделение. Позади отделения управления высота корпуса уменьшалась и крыша крепилась непосредственно к нижней части бортов. В этой части крыши имелось крупное отверстие с механизмами для установки башни. Кормовая проекция защищалась вертикальным бронелистом. В бортах корпуса имелись небольшие вырезы, обеспечивавшие свободный вертикальный ход заднего моста.

На крыше боевого отделения предлагалось устанавливать цилиндрическую башню с вооружением. За счет своего расположения башня позволяла вести огонь в любом направлении, за исключением сектора, ограниченного «надстройкой» отделения управления. Таким образом, бронеавтомобиль полностью соответствовал идеям того времени, когда считалось, что подобная техника должна выдвигаться на поле боя задним ходом.

Экипаж обоих броневиков Ижорского завода должен был состоять из трех человек. Двое, командир и водитель, располагались в отделении управления. В корме корпуса находилось место стрелка, отвечавшего за использование башенного вооружения.

Новый проект бронеавтомобиля подразумевал использование всего одного пулемета «Максим». Единственный пулемет предлагалось установить в кормовой амбразуре поворотной башни. Такое оружие позволяло бороться с пехотой и незащищенной техникой противника. Использование машины в качестве средства борьбы с бронетехникой или укреплениями не предусматривалось.

Строительство двух новых бронеавтомобилей завершилось весной 1915 года. Их испытали на полигоне и передали армии. Тем не менее, эту технику не стали отправлять на фронт. По имеющимся данным, оба пулеметных броневика передали 1-й пулеметной роте, где она использовалась для обучения личного состава, а также применялась в качестве машин для сопровождения колонн.


Трофейная бронетехника немцев. В центре - машина Ижорского завода


Согласно иным источникам, броневики все же использовались в бою. При этом в 1916 году в боях под Вильно одна из машин стала трофеем противника. Предположительно, это был первый броневик проекта. Немецкие специалисты изучили захваченный бронеавтомобиль и дали ему невысокую оценку. По мнению немецких военных, эта машина имела недостаточную огневую мощь и не отличалась высокой подвижностью. Как следствие, она не представляла интереса для армии.

После изучения специалистами бронемашину передали выставке трофейного вооружения и техники, работавшей в Берлинском зоопарке. Следующие несколько лет броневик служил музейным экспонатом и простаивал без дела, нуждаясь в ремонте.

Второй броневик Ижорского завода до весны 1918 года оставался в распоряжении русских войск, но вскоре тоже сменил хозяина. 1-я пулеметная и 1-я автомобильная роты оказались похожи не только названиями, но и судьбой техники. В конце 1917 и начале 18-го годов, в связи с ухудшением ситуации на фронте, обе роты были переброшены в Прибалтику. Из-за фактического развала армии соединения несколько месяцев простаивали без дела. В итоге большая часть бронетехники двух рот была захвачена противником.

В связи с поражениями на Западном фронте в Германии начались волнения. Для подавления массовых протестов власти были вынуждены отозвать с фронта некоторые армейские подразделения, в том числе оснащенные бронетехникой. Кроме того, было принято решение отремонтировать и ввести в строй часть трофейных боевых машин. Несколько броневиков, отбитых у русской армии, были сведены в одно соединение, получившее название Kokampf (Kommando der Kampfwagen). В его состав вошли броневики нескольких моделей, в том числе и одна из машин Ижорского завода.

Один из «автомобилей под пулемет» (предположительно, вторая машина) был отремонтирован и получил оружие немецкого образца. Как и другие машины подразделения Kokampf, броневик перекрасили в темные цвета, а на лобовом листе, бортах и корме нарисовали белые черепа и кости. Кроме того, на переднем листе капота появилось собственное имя – Lotta.


Броневик в новой окраске и с новым именем


Бронетехника соединения Kommando der Kampfwagen активно использовалась для подавления народных волнений, начиная с осени 1918 года. По прямому назначению эти машины применялись до окончательного подавления Ноябрьской революции в январе 1919-го (Восстание спартакистов). После этих событий броневики использовались для подготовки личного состава, патрулирования различных территорий и т.д.

К началу Ноябрьской революции немецкие специалисты успели восстановить и ввести в строй только один пулеметный броневик Ижорского завода. Второй так и остался экспонатом выставки трофеев. Эксплуатация «Лотты» продолжалась до конца десятилетия. Трофейный броневик достался немцам с частично выработанным ресурсом и после длительной эксплуатации в составе Kokampf требовал ремонта. Тем не менее, ремонт был невозможен, поскольку у новых хозяев машин отсутствовали необходимые запчасти. Эти факторы, а также невысокие оценки военных специалистов привели к тому, что после выработки ресурса единственный сохранившийся в строю броневик списали. В 1920-21 годах оба «легковых автомобиля под пулеметы» лишились брони и вооружения, после чего отправились на разборку.

Проект броневиков Ижорского завода разрабатывался в условиях отсутствия необходимого опыта, что негативным образом сказалось на характеристиках готовой техники. Тем не менее, специалисты предприятия смогли создать оригинальный проект пулеметного броневика и довести его до строительства готовых машин с последующей их передачей войскам. История эксплуатации двух броневиков русской армией и одного немецкой не позволяет считать эту технику образцом совершенства, однако создание и применение таких машин позволило российским специалистам получить важный опыт, который пригодился при разработке новых проектов.


По материалам:
http://aviarmor.net/
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941