Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Российский Як-130: «ужастик», которого надо бояться НАТО ("The National Interest", США)

Российский Як-130: «ужастик», которого надо бояться НАТО ("The National Interest", США)


В мире российских боевых самолетов наибольшее внимание привлекают самые лучшие машины, созданные Москвой, такие, как Су-35 и Т-50 компании «Сухой».

Но Як-130, разработанный в КБ имени Яковлева, являясь менее эффектным двухместным учебным самолетом, все равно притягивает к себе взоры людей. Потому что это не просто учебный самолет. «Рукавица», как прозвали эту двухмоторную машину западные разведки, сегодня оправдывает свою репутацию настоящего многоцелевого истребителя.


Когда ВВС хотят довести до максимума свой боевой потенциал, учебный самолет, пусть и оснащенный реактивными двигателями, вряд ли может претендовать на звание кандидата номер один.

Но сегодняшние многоцелевые учебно-боевые самолеты представляют собой весьма жизнеспособную и довольно экономичную альтернативу обычным истребителям — даже тем, которые появились по ту сторону железного занавеса.

Как и со множеством других постсоветских военных проектов, прошло много времени, прежде чем летчики смогли сесть в кабину Як-130. Однако сегодня этот самолет все чаще используется в самых современных летных училищах и центрах российских ВВС.

Кроме того, Кремль начал поставлять эту машину в Белоруссию, являющуюся близким военным союзником Москвы. Ранее Россия поставила партию этих машин в Алжир, который издавна покупает военные самолеты российского производства.

У Як-130 под каждым крылом имеется три точки подвески. Это значит, что его боевая нагрузка достигает трех тонн, и он может нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», высокоточные управляемые авиабомбы, бомбы свободного падения, неуправляемые ракеты, пушечные контейнеры и подвесные топливные баки.

На концевой части крыльев есть еще две точки крепления для ракет класса «воздух-воздух» и устройств выброса пассивных помех, которые сбивают с боевого курса ракеты противника с тепловой системой самонаведения. Но и это еще не все. Под фюзеляжем Як-130 можно закрепить мощную 23-миллиметровую пушку.

Последние фотографии показывают очередной этап усовершенствования этого самолета до уровня настоящей боевой машины. На «Яках» с российскими опознавательными знаками видна характерная «шишка» в носовой части кабины. Это может быть лазерный дальномер ЛД-130 с телекамерой, предназначенный для опознавания целей и увеличения точности бортового вооружения.

Еще один вариант в совершенствовании Як-130 – штанга для дозаправки в воздухе, что позволит увеличить боевой радиус действий при выполнении наступательных задач.

Полностью вооруженный и заправленный Як-130 весит 10 300 килограммов. Это чуть больше половины максимальной взлетной массы F-16, который является основным многоцелевым истребителем ВВС США и многих американских союзников.

Если на Як-130 подвесить две двухсоткилограммовые бомбы, пушку и пару топливных баков, его максимальный боевой радиус составит почти 700 километров. Это весьма солидный показатель по сравнению с F-16, который с двумя 900-килограммовыми бомбами, двумя ракетами AIM-9 Sidewinder и парой подвесных топливных баков будет иметь радиус 1 350 километров.

Дозвуковой Як-130 принадлежит к семейству самолетов, которые называют учебно-боевыми. Такие машины дают возможность обучаемым ознакомиться с передовой техникой и технологиями до того, как они сядут за штурвал настоящего боевого истребителя.

ВВС США, со своей стороны, хотят закупить 350 новых учебных самолетов взамен безнадежно устаревших T-38 Talon. В военно-воздушных силах эта многомиллиардная программа получила название T-X.

Но Як-130, в отличие от обычного учебного самолета, является также боевым и может совершать реальные боевые вылеты.

Для ВВС небольших стран, таких, как Белоруссия, Як-130 является малобюджетной боевой машиной, в отсутствие которой им бы пришлось закупать дорогостоящие многоцелевые истребители. Отказавшись по причине дороговизны от истребителей Су-27 и избавившись от штурмовиков Су-24, Белоруссия попала в такое положение, когда ей срочно понадобилось укрепить свой парк боевой авиации.

Маленький и проворный, однако способный наносить болезненные удары Як-130 также весьма полезен в противопартизанской и асимметричной войнах.

После войны во Вьетнаме учебные самолеты нашли свою нишу, выполняя боевые задачи в противоповстанческих и противопартизанских операциях. В этом весьма заинтересован Алжир, который давно уже ведет военную кампанию против исламских экстремистов.

Находящиеся в составе алжирских ВВС Як-130 дополняют более тяжелые машины Сухого и взаимодействуют с модернизированными ударными вертолетами Ми-24.

Як-130 был разработан в ОКБ имени Яковлева, которое когда-то занимало ведущие позиции в создании истребителей. В 2008 году это конструкторское бюро купила корпорация «Иркут», в связи с чем производство самолета было перенесено на восток России.

Работа по созданию нового учебного самолета для российских ВВС (тогда это были советские военно-воздушные силы) началась в 1990 году, и к середине 90-х Як-130 начал конкурировать с МиГ-АТ ОКБ Микояна. В апреле 1996 года опытный образец Як-130 начал летные испытания, но Кремль лишь в 2002 году отдал предпочтение этой машине, отказавшись от МиГ-АТ.

За первое десятилетие нового века Россия построила четыре прототипа Як-130.

Российские ВВС в 2005 году разместили первый заказ на 12 таких самолетов. На вооружение они стали поступать в начале 2010 года. На следующий год ВВС России заказали еще 55 Як-130.

Производители к настоящему времени поставили все заказанные машины, и сейчас они используются на аэродромах двух учебных авиационных центров. Конструкторское бюро им. Яковлева создает еще дюжину самолетов в упрощенной версии для демонстрационных полетов.

Следующим заказчиком может стать российский военно-морской флот, намеревающийся использовать Як-130 для подготовки летчиков палубной авиации на созданной недавно береговой тренировочной базе. Будущее у Як-130 в России кажется многообещающим, ибо Министерство обороны до 2020 года хочет получить еще как минимум 150 таких машин.

Турбореактивный двигатель АИ-222-25 производится в России, но является результатом сотрудничества с украинской компанией «Прогресс». Когда Россия в феврале 2014 года вторглась в Крым, Украина прекратила военное сотрудничество с Кремлем.

Непонятно, отразится ли это решение на производстве двигателя.

«Иркут» деятельно обхаживает потенциальных иностранных заказчиков. Первым оказался Алжир. В 2000-х годах сотрудничество между двумя странами пережило непростой период большой турбулентности, так как Москва пообещала Алжиру более новые самолеты, чем реально поставила. Однако «Яки» оказались весьма успешным приобретением.

Первые самолеты из партии в 16 машин поступили в Алжир в конце 2011 года. Подобно алжирским истребителям Су-30MKA, маленькие Як-130 оснащены изготовленными на заказ западными приборами для кабины.

Попытка продать Як-130 Ливии потерпела неудачу, когда эта страна погрязла в пучине гражданской войны. А другая война — в Сирии — свела на нет планы поставок «Яков» Дамаску. Но поскольку отношения между Москвой и Западом продолжают ухудшаться, Кремль заявляет, что поставки Як-130 в Сирию могут возобновиться.

Белоруссия купила четыре Як-130 в конце 2012 года, а поставки начались в апреле 2015 года. «Иркут» надеется, что следующим покупателем «Рукавицы» станет Бангладеш. Плановые поставки 16 самолетов должны начаться в будущем году.

Бангладеш не испытывает недостатка в учебных самолетах, и вполне возможно, что Як-130 будет предназначен для противоповстанческой борьбы — либо же будет выполнять и учебные, и боевые функции.

Большинство стран, рассматривающих вопрос о приобретении Як-130, хотят видеть в нем не только учебный самолет, но и легкую боевую машину, предназначенную, среди прочего, для противоповстанческих действий. Среди таких стран Армения, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Мьянма, Никарагуа, Уругвай и Вьетнам.

Як-130 хорошо зарекомендовал себя в качестве учебно-боевой машины, обладающей полезными качествами для ведения противопартизанских войн типа тех, которые ВВС США вели в Афганистане, Ираке и Сирии.

США ни в коем случае не будут покупать Як-130 для своей программы T-X. Но ВВС могут воспользоваться другой возможностью.

Итальянский M-346 Master это тот же Як-130, но под другим названием. Он очень похож на российскую учебно-боевую машину благодаря сотрудничеству между ОКБ им. Яковлева и итальянской фирмой Aermacchi, которое они осуществляли в начале 1990-х.

Aermacchi немного уменьшила Як-130, поставила на нем новую цифровую электродистационную систему управления и современную кабину с дисплеями. К концу 1990-х годов российские и итальянские партнеры расстались, но получившийся в результате M-346 многим обязан продукту бюро Яковлева.

Российская компания получила много миллионов долларов за чертежи самолета, которые она передала Aermacchi. Сегодня M-346 участвует в конкурсе и является одним из претендентов на заполнение ниши учебных самолетов ВВС США.

В лучшем случае, у него шансы аутсайдера, особенно сейчас, когда бывший американский партнер Aermacchi компания General Dynamics отказалась от итальянского планера. Однако M-346, предложенный Америке под названием Т-100, нашел покупателей в Сингапуре, Польше и Израиле.

Самый показательный момент заключается, наверное, в том, что Израиль решил отдать предпочтение M-346, чтобы готовить летчиков на F-35 Lightning II. Италия также будет обучать будущих пилотов F-35 Lightning II на M-346. По сути дела, у них те же самые требования, которые ВВС США изложили в своей программе Т-Х.

В этом есть определенная доля иронии. Не исключено, что российские и американские летчики, которым суждено летать на самолетах пятого поколения Т-50 и F-35, будут учиться почти на одинаковой машине.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 68
  1. КАРЛСОН 11 сентября 2015 14:48
    Если нас (Россия) в темном месте (санкции), прислонить к теплой стенке(ВВП, импортозамещение), то мы еще ого-го (весь мир трясется, почему - то)
    1. Darkmor 11 сентября 2015 15:06
      Ну, Як-130 это продукт, разработанный еще до санкций.
      Скорее, падение курса рубля сделало этот самолет более дешевым в долларовом эквиваленте, что привлекло к нему внимание.

      Ну и как правильно замечено в статье, у самолета есть своя уникальная ниша - легкий штурмовик для противопартизанской борьбы. Насколько я знаю, машин подобного класса в мире нет, или они все сильно устарели.
      Он есть меньше топлива, чем полноценный штурмовик. Он дешевле в обслуживании. Он, конечно, не настолько эффективен как настоящий штурмовик, ни по живучести, ни по вооружению - но против партизанских отрядов этого достаточно.
      Его можно использовать и как разведчик, и даже для контроля прибрежной зоны от пиратов. И это все идет бонусом к учебному самолету.
      1. zyablik.olga 12 сентября 2015 14:11
        Цитата: Darkmor

        Ну и как правильно замечено в статье, у самолета есть своя уникальная ниша - легкий штурмовик для противопартизанской борьбы. Насколько я знаю, машин подобного класса в мире нет, или они все сильно устарели.

        Неужели? no Почитайте пожалуйста: "Современные противопартизанские самолёты."
        http://topwar.ru/51864-sovremennye-protivopartizanskie-samolety-chast-1-ya.html
    2. vodolaz 12 сентября 2015 01:34
      Хороший самолёт для своих целей и нужд: можно обучать, а можно и повоевать, причём делать это попеременно и не особо накладно. Не думаю, что он сравнится именно с боевыми самолётами, но свою нишу точно займёт.
  2. МИХАН 11 сентября 2015 14:49
    Мне почему то сразу понравилась эта "птичка" красивая , учебная и в то же время может превратиться в грозный штурмовик незаметный,живучий !
    1. dyksi 11 сентября 2015 14:55
      Какой штурмовик и какой живучий? Легкий ударник, это одно, а для штурмовки он не пригоден, слишком незащищен и очень дорог.
      dyksi
      1. МИХАН 11 сентября 2015 15:54
        Цитата: dyksi
        Какой штурмовик и какой живучий? Легкий ударник, это одно, а для штурмовки он не пригоден, слишком незащищен и очень дорог.

        Спорить не буду, но он мне нравится и перспектива у него большая это точно.... hi
  3. dyksi 11 сентября 2015 14:50
    Интересно, 150 самолетов, это какую нишу они займут, так как для учебных самолетов это слишком большая цифра. Можно наверное было заказать МО 150 МиГ-35, они намного нужнее нашим ВВС. У нас зажимают самый сильный истребитель и заказывают машины, для которых даже нет ниши применения. Бардак какой-то
    dyksi
    1. Мареман Василич 11 сентября 2015 15:17
      Да, МиГ-35 просто красавец.
    2. Darkmor 11 сентября 2015 15:18
      Цитата: dyksi
      так как для учебных самолетов это слишком большая цифра.

      У нас сколько военных округов? Сколько авиационных групп в каждом? Сколько на каждое соединение нужно учебных самолетов, чтобы обеспечить полетный график тренировок? А если учесть, что пилотам требуется отработка действий в составе звена?

      Цитата: dyksi
      Можно наверное было заказать МО 150 МиГ-35

      Нет. Можно было бы заказать примерно 30 миг-35. У этих самолетов слишком разный ценник.
      1. dyksi 11 сентября 2015 17:33
        Вообще то, по большому счету МиГ-35 нужно заказывать три четыре сотни, а не десятка, потому что именно такой истребитель должен быть основным, которому в критерии стоимость-эффективность нет равных, ни за рубежом, ни у нас. Он в два три раза дешевле Сушек, а как истребитель сильнее.
        dyksi
        1. Darkmor 11 сентября 2015 23:47
          Так никто не спорит, что миг-35 отличный истребитель.
          Но Яки покупались как учебные самолеты. У мига, вроде бы, тоже есть учебная модификация, но он дороже, как по цене машины, так и по цене полетного часа. Притом значительно дороже.

          Нету выбора, как такового - купить миги или купить яки.
          В любом случае придется покупать парк учебных самолетов, и в любом случае придется покупать новые истребители.
          МО решило, что во первых надо озаботиться учебкой, а во вторых на парк учебных самолетов экономичнее и дешевле взять ЯКи. И, как минимум, по цифрам они правы.
          На этих же ЯКах можно будет готовить летчиков под МИГи, которые всегда можно докупить позже.
          Смысла в покупке боевых самолетов, без учебной базы к ним не вижу вообще никакого. Летать они может и будут, но реальная польза в бою будет уменьшена в 2-3 раза из-за плохой подготовки пилотов.
    3. S-17 11 сентября 2015 15:38
      В МО забыли спросить специалиста. Срочно исправьте ситуацию, напишите жалобу!
      1. dyksi 11 сентября 2015 17:29
        Об этом говорят специалисты и летчики, а также главком ВВС, это вас устраивает? Вы для начала почитайте, какие новшества внесли в этот самолет, он способен выполнять функции тяжелых истребителей и практически на тех же дальностях, готовятся к испытаниям РВВ ДБ и подвесные контейнеры целеуказания, а этого даже у Су-35 нет. При всем при этом, он в два, три раза дешевле, даже с АФАР. Прежде чем ехидничать, почитайте информацию для начала. Кстати, на пост генконструктора ОАК 18-19 сентября, будет предложена кандидатура Сергея Короткова, который продвигал последние МиГовские разработки и это государству практически ничего не стоило, в отличие от Сушек и Яков, на которые ушли десятки млрд. зеленых. Даже пятое поколение разрабатывает на свои деньги, вот и учитесь тому, как надо создавать лучшие истребители , не снимая последние штаны со страны.
        dyksi
        1. Svetoch 12 сентября 2015 07:23
          Да что вы так упёрлись в то что миг лучше сушки и вообще прекрасен? В этом кажется с вами ни кто не спорит. Вам пытаются донести что Як-130 как учебный самолёт превосходит и Миги и Сушки. Именно как учебный. То есть курсанты смогут выполнить на этих самолётах, при любых раскладах и экономиках, больше вылетов, больше часов в полёте. hi Или вы отрицаете очевидную истину, что Миг как бы он не был хорош, без подготовленного лётчика это мишень и опасность для людей на земле? hi
    4. ArikKhab 12 сентября 2015 12:36
      может планируется увеличить количество летных училищ ?
  4. Сергей К. 11 сентября 2015 14:53
    Когда Россия в феврале 2014 года вторглась в Крым, Украина прекратила военное сотрудничество с Кремлем.

    Сразу видно, что автор из-за бугра, так как правильней сказать не вторглась а воссоединилась
    1. afdjhbn67 11 сентября 2015 14:56
      Ну это смотря с какой стороны бугра смотреть.. laughing
      1. Даун Хаус 11 сентября 2015 15:53
        Ну это смотря сколько выпил сегодня один всем известный президент!
    2. kartalovkolya 11 сентября 2015 16:02
      Да он не из-за , а с бугра и из трех букв!
    3. Чёрный Полковник 11 сентября 2015 17:35
      С языка сорвал. Минус автору за это поставил. К...л звёздно-полосатый. am
  5. Александр1959 11 сентября 2015 14:55
    Когда-то во времена СССР проводились испытания по бомбометанию двух "соток"с Л-39.
    Китайцы тоже сделали клон Як-130 с украинским двигателем. L-15
    Собираются сделать его сверхзвуковым.
    1. dyksi 11 сентября 2015 15:00
      Чтобы сделать машину сверхзвуковой, нужны форсированные движки для не, а это возвращение к НИОКРу , усиление планера (его прочностных характеристик), что влечет увеличение массы самолета, резкое возрастание цены, теряется всякий смысл.
      dyksi
      1. Александр1959 11 сентября 2015 15:53
        А китайцы и собирались поставить двигатель с форсажной камерой.
        Китайский сверхзвуковой учебно-боевый самолет Hongdu L-15 оснащается двумя двигателями АИ-222-25Ф, разработанными Запорожским МКБ «Прогресс» им. А. Г. Ивченко и производимыми в Украине на заводе «Мотор Сич». Всего до 2015 года Китай получит из Украины 250 таких двигателей

        Но самое интересное в другом. Украина рассматривает возможность оснащения воздушных сил страны данными самолетами, которые будут производиться по лицензии в Украине

        Предполагается, что из Китая будут поставляться планеры к самолетам, а уже в самой Украине будут устанавливаться двигатели и часть авионики, в том числе бортовой радар.

        http://prof-eug.livejournal.com/414812.html
        Очередная украинская мечта. wassat
      2. Чёрный Полковник 11 сентября 2015 17:38
        Аэродинамику тоже нужно переделать под сверхзвук - толщина крыла, углы передние-задние и т.п. А это уже другой самолёт. А оно надо?
        1. Александр1959 11 сентября 2015 18:15
          А оно надо?

          Китайцам по-видимому надо.
          ...эксперты отмечают тот факт, что корейский T-50 и китайский LJ-10 обладают максимальной скоростью более 1,4 Маха, в то время как создатели Як-130 намеренно отказались от использования силовой установки с форсажными камерами: российский самолет может преодолеть скорость звука, но он не предназначен для совершения длительных полетов на сверхзвуковой скорости. В свое время в интервью журналу «Авиация и Время» Аркадий Гуртовой, являющийся заместителем гендиректора ОКБ «Яковлева» отмечал, что «в процессе подготовки новых летчиков и боевой работы легкого учебно-боевого самолета сверхзвуковая скорость играет очень несущественную роль», поэтому для удешевления самолета было принято решение ограничить его максимальную скорость в 1050 км/ч.

          По мнению Аркадия Гуртового, Пекин намеренно «ускорил» свой LJ-10 по требованию военных, которые хотели видеть в нем полноценный боевой самолет, но такой подход достаточно сложно считать обоснованным. В любом случае, на основе российского Як-130, в случае возникновения необходимости, также можно создать сверхзвуковой самолет. Об этом заявлял не только представитель ОКБ Яковлева, но и представители авиастроительная корпорация «Иркут».

          http://dokwar.ru/publ/voenny_vestnik/armii_mira/l_15_ehto_kitajskij_uchebno_boev
          oj_samolet_konkurent_jak_130/3-1-0-815
  6. павлентий 11 сентября 2015 14:55
    150 - это не много, сейчас в МО РФ поставлено, что-то в районе 50 шт., а летчиков надо учить, больше и хороших, Еще сотка Як-130 на разных аэродромах почему бы и нет
  7. vkl-47 11 сентября 2015 14:55
    Красивый самолёт
  8. katalonec2014 11 сентября 2015 14:59
    Красивый самолёт,а если прижмёт то может и повоевать.
    1. Даун Хаус 11 сентября 2015 15:30
      Если прижмет то можно и гвозди под танки подкладывать, главное в этом деле эффективность прижимания.
  9. Комментарий был удален.
  10. инженер74 11 сентября 2015 15:07
    Непонятно, отразится ли это решение на производстве двигателя
    - Не дождётесь!!!
    (Ещё после первого майдана локализация производства в России началась, теперь сами делаем)
  11. Даун Хаус 11 сентября 2015 15:20
    Попрошу патриотов особо не радоваться, самолет учебный, а НАТО напугав граждан "свободного" мира быстро ему в "конкуренты" докупить-доработает боевых!
    1. Наблюдатель 33 11 сентября 2015 18:06
      США, я слышал взялись за разработку подобной машины, именно УЧЕБНОЙ, с несколькими узлами подвески...
      1. Даун Хаус 11 сентября 2015 18:15
        Пусть разрабатывают, обычно по итогам их "разработок" у них лишь очередные пара десятков-сотен лярдов пропадает.
  12. Инжeнeр 11 сентября 2015 15:23
    Писать, что M-346 "это тот же Як-130, но под другим названием" - показывать свое дилетантство. Планер да (хотя и планер наши потом изменяли), но разные двигатели и абсолютная разная авионика. А именно она дает возможность Як-130 имитировать полеты на разных машинах. Сравнения с F-16 вообще не идет ни в какие ворота. Як-130 дозвуковой и потому как истребитель с F-16 тягаться не может. Вообще, НАТО пугать учебным самолетом смешно. Если только не прибалтов, но для них и И-16 хватит. Рассматривать его как самолет для партизанских войн тоже не стоит: он дорог, это высококлассный современных учебный комплекс. Использовать его как штурмовик против папуасов не рационально, да и не эффективно. Он не бронирован, у него слабые для штурмовика двигатели, и зачем штурмовику такая маневренность? Обрастание самолета боевыми системами ведет в увеличению массы или приходится снимать другое оборудование. Тут модульность помогает. Но бронекапсулу на него не поставишь. Боевые возможности учебного самолета - это хорошо, но он будет всегда хуже специализированной машины.
    1. Darkmor 11 сентября 2015 15:58
      Цитата: Инжeнeр
      он дорог, это высококлассный современных учебный комплекс.

      Дорог, относительно чего?
      Скажем, на як-130, исходя из цены контракта с Бангладешем, стоимость примерно 14млн долларов за штуку (а может и меньшет.к. там в комплекте идет еще куча наземных тренажеров)
      А стоимость штурмовика су-25т примерно равна 16млн долларов (правда опять же, исходя из общей цены контрактов)
      Стоимость миг-35 примерно 45-55млн долларов.
    2. Tusv 11 сентября 2015 21:53
      Цитата: Инжeнeр
      Вообще, НАТО пугать учебным самолетом смешно.

      Со всеми тезизами согласен, кроме этого. Одна из лучших учебных парт в мире, готовит одних из лучших асов в мире.
      Вспомним, как элита ВВС ПВО мочила в Корее и Вьетнаме полосатиков как школьников, причем во Вьетнаме до до летающего зубила (миг-21) мочили фантомы на поколение ниже
      Так что ЯК пугало для нато и очень серьезное
    3. Александр1959 11 сентября 2015 23:43
      Но бронекапсулу на него не поставишь. Боевые возможности учебного самолета - это хорошо, но он будет всегда хуже специализированной машины.

      И здесь Вы абсолютно правы. Боевая живучесть. а тем более выживаемость летчика в условиях противодействия хотя бы ПЗРК будет по меньшей мере на порядок хуже чем у Су-25. Смысла нет городить огород.В свое время была идея поставить на вооружение легковоспроизводимый штурмовик(ЛВШ). Толкать его за бугор для борьбы со всякими партизанами и прочими незаконными вооруженными формированиями. Какой только экзотики не насмотрелись в технических предложениях. Но СССР распался...денег не стало, и скорее всего опыт боевых действий в Чечне поставил окончательный крест на этой идее.
      Где-то в статьях ВО было об этом. По-моему статья называлась "Штурмовик Судного дня".
      Единственное возможное применение помимо "парты", на мой взгляд- это борьба с вертолетами противника.
  13. afrikanez 11 сентября 2015 15:23
    Когда Россия в феврале 2014 года вторглась в Крым
    Мне вот интересно, автор статьи ни чего не попутал. По моему Крым сам попросил Россию и провел референдум по этому вопросу. Так, что автору не гоже так выражаться!
    1. А-Сим 11 сентября 2015 16:00
      источник: http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/russias-lethal-yak-130-fighter-the-tin
      y-terror-nato-should-13782
      Автор Томас Ньюдик (Thomas Newdick)

      Они так видят ...
      1. Наган 11 сентября 2015 17:55
        Цитата: А-Сим
        Автор Томас Ньюдик (Thomas Newdick)

        Они так видят ...

        А если Вы попробуете перевести эту фамилию New dick на русский, то получится Новый... ой, щас меня забанят, так что не стану приводить точный перевод, Google в помощь. laughing
  14. Zaurbek 11 сентября 2015 15:52
    Самолет современный, БРЕО с открытой архитектурой. Добавить современные ПТУР на 10-15км и всесуточную систему прицеливания. Вот вам и современный штурмовик , сможет и с вертолетами бороться. У него высокая боеготовность и низкая стоимость летного часа. Для разных небогатых стран можно версию с радаром и двигателями с форсажем выпустить.
  15. iouris 11 сентября 2015 15:54
    Эта публикация выглядит как продолжение публикаций о МиГ-21. Общая методика: какое-то "комплиментарное" высказывание выдёргивается из контекста и на эту "ось" нанизываются иногда спорные факты. Неискушённый читатель сразу забывает о F-16 -15, -22, и -35.
    Кроме того, мой вопрос насчёт импортозамещения "сняли". SSJ и Як-130 - практически "иномарки".
    В "параллельном мире" есть аналоги Як-130.
    1. Даун Хаус 11 сентября 2015 16:10
      SSJ гражданский самолет и должен быть "иномаркой" потому что он изначально создавался для экспорта и полетов за границу, потому что Российскому рынку внутренних перелетов столько подобных самолетов не надо сколько нужно чтобы окупить производство.
      А то, что что многие отечественные поставщики отказались работать по зарубежным стандартам и сертификатам это их проблемы, а не Сухого.
      1. iouris 12 сентября 2015 16:49
        Сертификация - это суть технологический барьер, который преодолеть можно, только купив в США технологию или разработав свою. Что бывает с промышленностью менее развитой страны после перехода на "международные (США) стандарты" видно по "отечественной экономике" и на примере бывшей Украины. "Отечественных поставщиков" такими благоглупостями без надлежащего финансирования уничтожили.
  16. ia-ai00 11 сентября 2015 16:05
    Ах, какой КРАСАВЕЦ, этот Як-130, прямо "игрушечка"!, и пусть для врагов он будет «ужастиком»! yes
  17. павлентий 11 сентября 2015 16:07
    Цитата: Александр1959
    Собираются сделать его сверхзвуковым.

    Уже сделали у него двигатели с форсажной камерой, в отличии от тех, что стоят на Яке.
    Скорость максимальная 1,6М
  18. Alex Nick 11 сентября 2015 16:11
    Учебный может и хороший. Но т-50 из него не получится. Наркокортели гонять, самое то, а на войне я его не вижу.И не надо приклеивать ему имя истребитель. Чего? Лётчиков разве?
  19. К-50 11 сентября 2015 16:28
    Когда Россия в феврале 2014 года вторглась в Крым, Украина прекратила военное сотрудничество с Кремлем.
    -----------------------
    Не ВТОРГЛАСЬ!!!, а вернулась!!! am
    Совершенно разные понятия. Но господам иноземцам сие не понять, тупые-ссс! laughing
  20. Макаров 11 сентября 2015 17:28
    очень, очень хороший аппарат, но работать может только с хорошей поддержкой и только в составе групп...современная война к таким действиям пока не предрасполагает...хотя все возможно
    1. МИХАН 11 сентября 2015 17:48
      Цитата: Макаров
      очень, очень хороший аппарат, но работать может только с хорошей поддержкой и только в составе групп...современная война к таким действиям пока не предрасполагает...хотя все возможно

      В том то и дело что все возможно... hi
  21. Маугли 11 сентября 2015 17:40
    Цитата: iouris
    Во время войны А.С.Яковлев был наркомом.


    Не совсем так.
    С 11 января 1940 года по 1946 год являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике

    А вот не из "Записок конструктора":
    Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. За 70 лет построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

    Так что как бы то ни было, вклад в развитие советской авиации Яковлев сделал огромный.
    1. iouris 12 сентября 2015 18:22
      Возникает вопрос, как А.С.Яковлев, который смог выжить в той обстановке доносительства и склок.
      И другой связанный с этим вопрос: а почему никто не вспоминает "красного графа" Рудольфо Бартини, который в 1943 году докладывал Лаврентию Берия проект своего самолёта с максимальной скоростью 2500 км/ч (!!). И его не расстреляли, а ведь шла война. Кстати, КБ имени Бериева вполне могло быть имени Бартини, который все свои записки завещал вскрыть через 300 лет после своей смерти, и которого наши "отечественные авиаконструкторы" во главе с министром пытались "уесть" по отечественной традиции... Вот кто внёс действительно серьёзный вклад в развитие авиации, в том числе отечественной.
      Кстати, именно Бартини сформулировал важный сегодня принцип: не догонять, а бежать наперерез.
  22. MainBeam 11 сентября 2015 17:51
    Автор Томас Ньюдик

    Иностранное происхождение автора объясняет, почему столько неточностей в статье. Тупо собрали инфу с гугла.

    .
  23. зокняй82 11 сентября 2015 18:06
    Цитата: Aspeed
    Э-хе-хе... в этой стране лучшие истребители делал Як. Очень жаль что в 60-е, расчищая поле для Микояна, фактически убрали от дел КБ Яковлева а Лавочкина вообще задвинули в ракетчики. Счастье, что хотя бы Сухой сумел выжить.

    Не поймите мене превратно, МиГи очень хороши - но утопленные в их пользу Яки все же были лучше. Як-30 был лучше чем МиГ-15, Як-140 лучше чем МиГ-21. И к работ енад новым, легким истребителем я бы обязательно привлек КБ Як.

    Очень просю первоисточник (если такой имеется) :-)
  24. remont2207 11 сентября 2015 18:15
    "Когда Россия в феврале 2014 года вторглась в Крым" - парни кто видел или мож участвовал в этом мероприятии , просветите было ли?
  25. skifd 11 сентября 2015 18:34
    Тут о красавце "МИГ-35" речь велась :

    Технические характеристики МиГ-35 следующие:

    Экипаж составляет 1 или 2 человека исходя из модификации МиГ-35/МиГ-35Д.
    Длина — 17,3 м.
    Высота — 4,73 м.
    Размах крыла составляет 11,99 м.
    Площадь крыла — 42 м².
    Нормальная взлетная масса — 17500 кг, пустого — 11000 кг.
    Максимальная взлетная масса составляет 23500 кг.
    2 двигателя ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ».
    Максимальная тяга — 2×5400 кгс.
    Максимальная тяга на форсаже — 2×9000 кгс.
    Углы отклонения вектора тяги: ±8° в любом направлении, ±15° в вертикальной плоскости.
    Скорость отклонения вектора тяги составляет 60 °/с.
    Масса двигателя составляет 1055 кг.


    Летные ттх:

    Максимальная скорость у земли составляет 1400 км/ч.
    Максимальная скорость на высоте составляет 2400 км/ч.
    Практическая дальность самолета с ПТБ составляет 3000 км.
    Практическая дальность без ПТБ составляет 2000 км.
    Продолжительность полета составляет 2,2 ч.
    Практический потолок составляет 17500 м.
    Тяговооруженность при максимальной взлетной массе равняется 0,77.
    Тяговооруженность при нормальной взлетной массе равняется 1,03.
    Нагрузка на крыло при максимальной массе составляет 618 кг/м².
    Нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе составляет 468 кг/м².
    Максимальная эксплуатационная перегрузка составляет 9 g.


    Вооружение:

    Встроенная 30 мм пушка ГШ-30-1 с боекомплектом на 150 патронов.
    Точки подвески: 10.
    Боевая нагрузка составляет 6500 кг.
    УРВВ малой дальности Р-73.
    УРВВ средней дальности РВВ-АЕ и Р-27.
    Противокорабельные ракеты Х-35 и Х-31А.
    Противорадиолокационные ракеты Х-31П.
    УРВП: НАР, Х-29, Х-25.
    Ракеты класса воздух Х-29Л, Х-29Т, Х-25МЛ, РВВ-АЕ, Р-27.
    Корректируемые и свободнопадающие бомбы, авиационные мины.


    Авионика:

    Радиолокационная станция с АФАР Жук-А.
    Максимальная дальность обнаружения наземной цели составляет до 60 км.
    Максимальная дальность обнаружения по аэродинамической цели до 200 км (на экспортных до 148 км).


    Основные задачи МиГ-35:

    перехват воздушных целей;
    завоевание превосходства в воздухе;
    изоляция поля боя;
    подавление средств ПВО;
    непосредственная авиационная поддержка;
    нанесение ударов по морским целям.
    1. Комментарий был удален.
    2. exalex2 18 октября 2015 08:46
      Ф-16 рядом стоит? Опыта у Ф-16 намного больше чем у любого Российского Самолёта (к сожалению) Ну вот и измерим приложения..Нас всегда е ..т время.
  26. СомневаюсьЯ 11 сентября 2015 19:12
    Такие машины должны строится "не вместо" Сушек, МИГов и Т-50, а в дополнение к ним. Восторги по поводу использования в качестве боевого, схожи с восторгами от боевых качеств По-2. Да, в трудное для страны время можно, для определенных задач. И очень хорошо, что конструкторы это предусмотрели. Но никак не замена ни штурмовикам ни истребителям. Каждому свое. Как не будут равны по боевым возможностям пикап с пулеметом и БТР, Газ-66 с ЗУ 23-2 и БМП. Хотя первые и дешевле, и обладают большой огневой мощью, но это эрзац техника, не более.
    А для малых стран, тлеющих либо гражданских конфликтов - это действительно вариант. И учебный, и боевой, и три штуки по цене одного.
  27. perepilka 11 сентября 2015 19:15
    Если на Як-130 подвесить две двухсоткилограммовые бомбы, пушку и пару топливных баков, его максимальный боевой радиус составит почти 700 километров. Это весьма солидный показатель по сравнению с F-16, который с двумя 900-килограммовыми бомбами, двумя ракетами AIM-9 Sidewinder и парой подвесных топливных баков будет иметь радиус 1 350 километров.
    belay Эт чо? Особенности аглицкого языка, или показатель качества перевода? what Хотя, сравнивать дозвуковой учебно-боевой со сверхзвуковым многофункциональным, задача не из стандартных, без литры, навряд ли drinks
    1. aviator65 11 сентября 2015 22:04
      Кто-то сам себя перемудрил. fellow
    2. Гомель 12 сентября 2015 01:04
      у страха глаза велики....
  28. Tusv 11 сентября 2015 22:17
    Мне понравилось сравнение пакфа с раптором одного американца. Типа Абсолютно одинаковые машины - не известно, кто победит. Но тут же америкос отмечает преимущество нашей машины -динозавр ограничен в скорости в 2-М в силу конструктивных особенностей и маневренности, да и вооружение на т-50 безприцельное (разворачивать самолет на супостата не нужно), которого американцы ждут только в 2017.
    Кто победит? И какие шансы у пары птеродактелей супротив еще пока птенца? Ни каких шансов у стаи доисторических. А если за нормальной "школьной парте" полетяют - сразу четыре динозавра вымрут
  29. Старый26 11 сентября 2015 23:19
    Цитата: МИХАН
    Спорить не буду, но он мне нравится и перспектива у него большая это точно....

    Наши ВВС уже отказались от боевого самолета-легкого штурмовика на базе ЯК-130, то есть от ЯК-131. При удовлетворительной боевой нагрузке ВВС не удовлетворяет защищенность пилота
  30. Гомель 12 сентября 2015 01:03
    В статье неточность:
    Aermacchi немного уменьшила Як-130, поставила на нем новую цифровую электродистационную систему управления и современную кабину с дисплеями


    немного уменьшила ВЕС самолета ( за счет более широкого применения углепластика и других композитов)

    поставила не новую, а ДРУГУЮ ЭДСУ и цифровую кабину...

    "усе робяць шоб занявжыць..."
  31. Abakan 12 сентября 2015 04:28
    Когда Россия в феврале 2014 года вторглась в Крым (слова автора) кто куда вторгался федя!!!!
  32. exalex2 12 сентября 2015 07:54
    Сама по себе статья ни о чём. Но то что самолёт хорош в любом виде , это радует.
  33. sergerz 12 сентября 2015 08:15
    Наверное совсем забыт СУ-39, а он несмотря на менее эстетичный вид, лучше и защищен и вооружен относительно ЯК-130.
  34. ALEA IACTA EST 12 сентября 2015 08:54
    Даже учебный самолет вызывает диарею у запада. belay
    1. iouris 12 сентября 2015 17:12
      Впечатление создаётся, что мы всегда хотим себя убедить в том, что мы самые-самые. Добиться этого легко при полном игнорировании статистических данных. Разумеется, любые сведения, которые можно расценить, как успех, почти ставшей бензоколонией Запада, страны, вызывает полярные эмоции с разных сторон баррикады, но надо основываться на фактах. Русский медведь слишком долго был в спячке и сильно отощал.
  35. ВЕЧЕСЛАВЯН 12 сентября 2015 13:25
    Да простят меня глубокоуважаемые соратники ВО, но я не могу не высказаться: автор статьи - Ч.М.О недоразвитое, одной фразой - "...Россия в феврале 2014 года вторглась в Крым..." охарактеризовал себя и свою писанину, как очередную страшилку для п.и.н.д.о.с.о.в.с.к.о.й биомассы, что-бы побольше денег распилить из военного бюджета С.Ш.П на фейковое вооружение банды НАТО. Хочется задать встречный вопрос этому валенку: какого хрена янки делают в Техасе, на Гавайях, Филиппинах и т.д.?..
  36. Kaiten 12 сентября 2015 16:43
    Немного знаком с этой машиной в его израильской версии. Вопрос: позволяют ли двигатели его российского собрата переходить в режим форсажа?
    1. Комментарий был удален.
    2. exalex2 18 октября 2015 08:28
      Экспортные никогда..Ну а что имеем то храним.. Война ведь не закончилась..
  37. antikilller55 12 сентября 2015 18:28
    Когда Россия в феврале 2014 года вторглась в Крым
    Путаешь ты что то Томас честное слово путаешь. stop
  38. code54 13 сентября 2015 11:48
    "Когда Россия в феврале 2014 года вторглась в Крым, Украина прекратила военное сотрудничество с Кремлем." ??????? тож заметил.
  39. polkovnik manuch 13 сентября 2015 14:10
    Учебный самолет может быть еще учебно-боевым и не более !
  40. Волька 14 сентября 2015 05:57
    каждый решает свои проблемы по-своему, и этот "воробышек" становится весьма востребованной птахой и это радует...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня