«Самогонный» Panzerkampfwagen

Вторая мировая была "войной моторов". Всем известно, что Германия в развитии своих моторизованных сил преуспела. И это с учетом того, что с топливом для моторов в ней было проблематично. Не имела она больших запасов нефти, а её противники, в первую очередь, конечно, Великобритания, а в последствии и США, отрезали её от поставок из мест основной добычи. Но гений немецких ученых позволил создать производство синтетического топлива (газолина) из бурого угля, запасы которого на территории Германии были значительны. Вот почему всю войну её танки приводились в движение двигателями, работающими на легком топливе, так как немногочисленные поставки нефти из Румынии после переработки в дизтопливо шли на "прокорм" Кригсмарине, особенно в "желудки" многочисленных подводных лодок.

Производство синтетического топлива — довольно сложный и дорогостоящий процесс, а так как тратить его на обучение новых экипажей танков приходилось много, то для экономии немецкие ученые, основываясь на процессе Фишера — Тропша, известном с 1923 года, предложили иной вариант — газогенераторную установку, работающую все на том же буром угле.
«Самогонный» Panzerkampfwagen


Что, в принципе, было логичным шагом, так как к тому времени подобные установки уже нашли свое место на колесных автомобилях.


«Самогонный» Panzerkampfwagen

Буквы RW на номере этого грузовика означают, что он принадлежит Рейхсверу. Т.е сделан до 1933 года. По всей видимости некоторое количество автомобилей с газогенераторами уже имелось в немецкой армии еще и до 1933 года. Военный засыпает в генератор топливо, что он там засыпает — понять сложно. Возможно, что дрова или....шишки.


Первые упоминания о попытках установки газогенераторов на танки, относятся к 1938 году, но особого размаха они достигли уже после начала Второй мировой. Основные работы по разработке этой тематики были организованы в Освенциме, где были развернуты лаборатории и мощности немецкого химпроизводства.

В результате на свет появились Panzerkampfwagen, которые сами немцы в шутку называли "самоходными самогонными аппаратами". Это учебный танк на базе Pz I.

«Самогонный» Panzerkampfwagen«Самогонный» Panzerkampfwagen


«Самогонный» Panzerkampfwagen


Более "внушительно" смотрелся учебный танк на базе Pz II.

«Самогонный» Panzerkampfwagen
«Самогонный» Panzerkampfwagen
«Самогонный» Panzerkampfwagen


И чешский легкий танк LT vz.38, он же Pz.38(t). Которые во множестве служили в вермахте

«Самогонный» Panzerkampfwagen

«Самогонный» Panzerkampfwagen


Несколько Pz I c газогенераторами были "превращены" в американские М-4 "Шерман" и использовались для тренировок расчетов ПТО, а в 1945 году начали привлекаться для тренировок "фольксштурма" в проведении боев в городе.

«Самогонный» Panzerkampfwagen
«Самогонный» Panzerkampfwagen


Особняком стоят танки переделанные под работу на сжиженном газе, как средние Pz IV…

«Самогонный» Panzerkampfwagen

«Самогонный» Panzerkampfwagen


…так и более тяжелые Pz VI "Тигр".

«Самогонный» Panzerkampfwagen

«Самогонный» Panzerkampfwagen


и вот такой "безбашенный" "Тигр" работающий на смеси пропан-бутан . Эти танки были в тренировочном лагере Падерборн (Panzer Ersatz-und Ausbildungsbataillon 500) Там существовало пять единиц Тигр I

«Самогонный» Panzerkampfwagen
«Самогонный» Panzerkampfwagen


Pz V "Пантера", переоборудованный под работу на сжиженном метане.

«Самогонный» Panzerkampfwagen

«Самогонный» Panzerkampfwagen

«Самогонный» Panzerkampfwagen
«Самогонный» Panzerkampfwagen

«Самогонный» Panzerkampfwagen


Самоходка "Мардер".

«Самогонный» Panzerkampfwagen


Также для тыловых частей был разработан тягач на базе Pz II. Один из которых был захвачен партизанами в Дании у Sturmgeschutz-Ersatz und Ausbildungs-Abteilung 400.

«Самогонный» Panzerkampfwagen

«Самогонный» Panzerkampfwagen


БТР "Ханомаг" с газогенераторной установкой. Так же использовались в учебных подразделениях, с целью - экономия бензина. Судя по надписям снимки сделаны где-то в Голландии.

«Самогонный» Panzerkampfwagen
«Самогонный» Panzerkampfwagen


А что же о боевом применении газогенераторных танков? Есть упоминание об использовании в боях учебного Pz I с башней от Pz III и в боях за Берлин псевдо-"Шерманов" . Также есть неподтвержденные сведения, что около 50 танков Pz VIB "Тигр-2" (или "Королевский Тигр") было оборудовано газогенераторными установками весной 1945 года и что все они были уничтожены в боестолкновениях.

«Самогонный» Panzerkampfwagen


После окончания Второй мировой эти немецкие разработки попали в США и там были успешно "забыты", но, возможно, новый топливный кризис заставит вспомнить о них и применить вновь… на учебных боевых машинах.

Использованы материалы:
1. Промышленный регион Освенцима // http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all_05_2011/A/Промышленный%20регион%20Освенцима.html.
2. Шушпанцеры атакуют! // http://shushpanzer-ru.livejournal.com/1478568.html.
3. Fahrschulepanzerwagen V "Panther" (školné vozidlo) // http://en.valka.cz/topic/view/31275.
4. Panzerkampfwagen I Ausf B ohne Aufbau // http://forum.valka.cz/topic/view/77572.
5. Стимпанк Третьего рейха // http://warspot.ru/321-stimpank-tretiego-reyha.
6. Нефть и её заменители: необходимое послесловие // http://kpfu.ru/studentu/neft-i-ee-zameniteli-neobhodimoe-posleslovie_109063.html.
7.Состояние с топливом в нацисткой Германии в период 1933 - 1945.(часть 3) http://nnm.me/blogs/teufel65/sostoyanie_s_toplivom_v_nacistkoy_germanii_v_period_1933_-_1945_chast_3/
Автор: svp67


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. bulat 14 сентября 2015 06:32
    Да и у нас газгольдеры были.
  2. Вольный ветер 14 сентября 2015 07:07
    Газгольдер это резервуар для хранения газа. В статье речь о газогенераторах, которые у нас естественно были. Тигров газогенераторных конечно не было, у движка сил просто не хватит, на дровяном газе сдвинуть эту бандуру. Учебные могли быть, но учебные танки это не только снятые башни, но и корпуса варились из тонкого железа, учебные тигры в круговую варились из 20мм железа. хорошо готовили вояк заразы и весьма экономично, например из пушек учились стрелять через винтовочные вкладыши.
  3. TIT 14 сентября 2015 07:39
    Цитата: bulat
    Да и у нас


    про танки и тяжёлую технику не слышал , а вот грузовики были
    TIT
  4. inkass_98 14 сентября 2015 08:05
    У нас не было необходимости переводить тяжелую технику на альтернативное топливо (хотя потеря нефтяных районов Каспия и Кавказа заставили бы задуматься об этом), поэтому только грузовики переводили на дровяную тягу.
  5. LMaksim 14 сентября 2015 08:18
    А что бы с ними стало при попадании в балоны шальных пуль, осколков или целого снаряда?
    LMaksim
    1. zadorin1974 14 сентября 2015 08:56
      Да в принципе кроме контузии экипажа и порванных газ.баллонов ничего.Баллоны находились вне бронированного корпуса.
  6. нивасандер 14 сентября 2015 09:02
    Во время войны в НСК моя бабушка водила ГАЗ-АА с газогенераторной колонкой.По ее словам летом все было прекрасно ,а зимой установка работала намного хуже и всем водителям дополнительно выдавался бензин для запуска кстати ,дрова были специальные с какими-то добавками их выпускала Мебельная Фабрика и в обычно печке они горели очень жарко
  7. bionik 14 сентября 2015 09:09
    Французские гражданские автомобили на угле и газе в Париже.
  8. Alex_on 14 сентября 2015 09:22
    "Pz V "Пантера", переоборудованный под работу на сжиженном метане"

    Наверное на сжатом метане. На криогенные емкости эти баллоны не похожи.
    1. netslave 14 сентября 2015 12:03
      Действительно, с виду - обыкновенные газовые баллоны.
      1. инженер74 14 сентября 2015 12:21
        Зажигалка "Cricket" тоже на сосуд Дьюара не очень похожа, а газ там, тем не менее, сжиженный! smile
        1. Tommygun 14 сентября 2015 17:48
          В зажигалке пропан-бутан, а не метан.
    2. Комментарий был удален.
  9. vomag 14 сентября 2015 10:33
    Да фоткии ваще зачет про тигрилы и пантэры слышал а мардер мя просто убил... вот про такое я не знал!
  10. Siberia 9444 14 сентября 2015 15:22
    Пусть укропы на заметку возьмут feel
    1. igordok 14 сентября 2015 17:15
      Цитата: Siberia 9444
      Пусть укропы на заметку возьмут

      Сомневаюсь. Газ - российский. Дров - мало самим, на отопительный сезон может не хватить. Вот если бы из навоза - другое дело.
      1. pilot8878 30 сентября 2015 19:52
        Можно и на кизяке, но у того теплотворная способность ниже.
  11. Aleks тв 14 сентября 2015 16:04
    Прочитал с большим интересом.
    Узнал много нового...)))
    Афигеть.

    Спасибо за статью, Сергей.
    good
  12. flSergius 14 сентября 2015 17:12
    Почему танки на газу в боях не учавствовали? Галицаи-бандеровцы весь газ украли. Мы думали это началось в 2012, а традиция старая.
  13. moskowit 14 сентября 2015 20:37
    "В СССР в 1936 г. было принято постановление СНК СССР о производстве газогенераторных автомобилей и тракторов.
    В 1936 году выпущена первая партия газогенераторных грузовиков ЗИС-13, а затем — ЗИС-21 и на Горьковском заводе — ГАЗ-42. В начале 1941 года выпускались работавшие на древесных чурках газогенераторные установки для автомобилей ЗИС, тракторов ЧТЗ и ХТЗ. Они имели существенные недостатки: небольшую мощность, быстрый износ металла, заводские дефекты, приводившие к большим простоям. Однако газогенераторные автомобили и трактора стали большим плюсом во время Великой Отечественной войны — они активно использовались в тылу." (Википедия)
  14. timyr 14 сентября 2015 21:22
    А где капитан морган. Он нам счас обьснит,что в рейхе исскуственного бензина на всех хватало,поэтому эти фотографии подделка. А вообщето дейстаительно свмрачный тевтонский гений.
  15. Линда 15 сентября 2015 00:02
    Про грузовики с газогенераторами знала и раньше.А вот про танки с подобными двигателями прочитала впервые.
    Автору большое спасибо за статью!
  16. Миротворец 15 сентября 2015 04:01
    Особо порадовали танки с газовыми баллонами. Это такая бомаба на гусеницах...
  17. Сергей-8848 15 сентября 2015 08:13
    Очень интересные сведения! Спасибо!
    Вполне можно применить в качестве эпиграфа к статье фразу "Жить захочешь - не так раскорячишься!" (из к/ф "Особенности национальной рыбалки").
  18. Serg Koma 17 сентября 2015 16:05
    Цитата: moskowit
    "В СССР в 1936 г. было принято постановление СНК СССР о производстве газогенераторных автомобилей и тракторов.....
    во время Великой Отечественной войны — они активно использовались в тылу." (Википедия)

    Отец после войны на ЗиСу газогенераторном работал, а это примерно середина пятидесятых, так что и после войны "активно использовались в тылу" )))
    1956 г. Прекращение серийного выпуска газогенераторных автомобилей Урал-ЗиС354 в СССР. belay
    Как то так получается.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня