Колесный БТР «Страйкер»

БТР «Страйкер» – это семейство колесных бронированных машин, созданное американской компанией «General Dynamics Land Systems» и состоящее на вооружении американской армии. Данные бронетранспортеры создавались для оснащения механизированных бригад «Страйкер», созданных в начале 2000-х годов и предназначенных для применения в конфликтах с низкой боевой интенсивностью. Данные бригады должны были занять промежуточное положение между «тяжелыми» механизированными соединениями, имеющими на вооружении танки М1 «Абрамс» и БМП М2 «Брэдли», и легкими пехотными бригадами армии США. Всего по данным на 2010 год армия США использует 2774 подобных бронетранспортера.

БТР «Страйкер» был разработан совместно американской компанией «General Dynamics Land Systems» и канадским отделением компании GMC «General Motors Defence» на базе канадского же бронетранспортера LAV III «Кодиак» с колесной формулой 8х8, которая, в свою очередь, имеет швейцарские корни. Созданный БТР должен был соответствовать новой концепции «Армии нового типа».

Управление перспективных разработок Минобороны США при поддержке сухопутных войск разработали и приняли в 2000 году решение о создании специализированных мехбригад, оснащенных колесными бронетранспортерами «Страйкер». Выбор в пользу 19-тонной восьмиколесной бронированной машины, созданной на базе LAV III, обеспечивался ее аэромобильностью. Данный БТР можно перебросить в любой проблемный регион с помощью транспортного самолета С-130 (1 единица на борту), С-17 (2 единицы на борту) и С-5 (4 единицы на борту). В то же время более тяжелые танки «Абрамс» и БМП «Брэдли» невозможно транспортировать при помощи транспортника С-130. Таким образом, стратегическая подвижность у бригад, вооруженных БТР «Страйкер», более высокая. Уже в ноябре 2000 года армия США заключила четырехмиллиардный контракт сроком на 6 лет, который предусматривал приобретение 2131 машины различных модификаций для вооружения ими первых 6 механизированных бригад.


Колесный БТР «Страйкер»


Машина была названа «Страйкером» в честь двух военнослужащих армии США, Стюарта и Роберта Страйкеров, отличившихся и погибших во время Второй мировой войны и войны во Вьетнаме соответственно. На вооружении механизированных бригад находятся «Страйкеры» двух основных типов – БТР и БМТВ (боевая машина с тяжелым вооружением), последняя вооружается 105-мм орудием. Помимо этого были созданы БРМ, инженерные и командно-штабные машины, машины передовых артиллерийских наблюдателей, санитарно-эвакуационные машины, самоходные минометы и машины, оснащенные ПТРК ТОУ-2. Американские специалисты полагали, что по своим боевым возможностям вновь созданные механизированные бригады не будут уступать уже имеющимся в составе армии США «тяжелым» подразделениям.

БТР «Страйкер» имеет характерную для данных машин компоновку: двигатель располагается спереди справа, механик-водитель находится слева от него, а вся середина и кормовая часть отводятся под боевое отделение для десанта. БТР имеет экипаж из 2 человек (командир и водитель) и способен перевозить 9 человек десанта. Относительно мощное бронирование позволяет защитить экипаж и десант от огня из стрелкового оружия калибром до 14,5 мм с бортов и кормы, а также от 30-мм снарядов со лба корпуса на дистанциях свыше 500 метров. Пулестойкие шины имеют систему централизованной подкачки.

Основное вооружение БТРа расположено в дистанционно управляемой установке, смонтированной над командирской башенкой. Установка имеет унифицированный держатель, позволяющий довольно быстро устанавливать необходимое оружие. Оно может состоять из 12,7-мм пулемета М2 (боекомплект 2 000 выстрелов), 40-мм гранатомета Мк19 (боекомплект 448 гранат) или 7,62-мм пулемета М240 (боекомплект 4 500 выстрелов). На этой же установке находится 4 блока четырехствольных дымовых гранатометов. БМТВ имеет отдельную башню со 105-мм пушкой (боекомплект 32 выстрела) и экипаж, увеличенный до 3 человек.

Колесный БТР «Страйкер»


Командир «Страйкера» использует специализированную систему цифровой передачи данных Force XXI Battle Command Brigade and Below (FBCB2), которая позволяет обмениваться графической и текстовой информацией между отдельными батальонами и машинами. Устройство отображения тактической обстановки позволяет командиру машины на фоне цифровой карты местности наносить месторасположение собственных сил и сил противника, при этом все данные автоматически передаются всем машинам подразделения. Для точного позиционирования на местности БТРы оборудованы навигационной системой «Raytheon» AN/TSQ-158. В распоряжении водителя находятся три перископических прибора М17, а также прибор ночного видения AN/VAS-5. В свою очередь командир машины наблюдает за боевой обстановкой через семь перископов М45 и отдельные дисплеи видеокамеры и тепловизора.

В движение БТР приводится при помощи дизельного двигателя производства фирмы «Катерпиллер» мощностью в 350 л.с. Данный двигатель разгоняет 19-тонную машину до максимальной скорости по шоссе в 97 км/ч. В связке с двигателем работает 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия производства компании «Аллисон». Плавать БТР не может.

В 2003-2005 годах данные бронемашины прошли боевое крещение в Ираке. Их боевой дебют вышел не самым удачным, у военных накопилось к ним множество претензий. Военных не устраивают большие размеры БТРа при относительно небольшом заброневом объеме, низкая живучесть ходовой части и слабое бронирование, бесполезное против современных средств противотанковой борьбы. По имеющейся информации, военные армии США склоняются к мысли о том, что «Страйкеры», да и другие колесные бронетранспортеры, будут не в состоянии полностью заменить более тяжелые гусеничные машины в ближайшем будущем.

Колесный БТР «Страйкер»


Оценка эффективности машины по результатам боевых действий в Ираке

По оценкам боевого применения БТРа «Страйкер» в Ираке американскими военными был составлен специальный доклад, который посвящался эффективности использования машины. По мнению военных экспертов, данная машина настолько не соответствует задачам, которые перед ней ставились, что ее дальнейшие модификации для применения в войсках представляются маловероятными.

По мнению солдат, которым приходилось иметь дело с данной машиной в Ираке, она проявила себя очень ненадежной, плохо защищенной от противотанкового и стрелкового оружия, обладающей невысокой огневой мощью, а также имеющей существенные конструкционные недостатки. Среди достоинств бронетранспортера была отмечена лишь плавность хода и комфорт при езде по пересеченной местности, который является визитной карточкой всех колесных бронеавтомобилей в сравнении с гусеничными машинами.

По словам солдат, которым довелось повоевать на «Страйкере», БТР может быть уничтожен при одном удачном попадании из обычного гранатомета РПГ-7. Для того чтобы хоть как-то защитить БТР от данного весьма распространенного оружия, все машины, находящиеся в Ираке, были оборудованы специальными противокумулятивными решетками. Данные решетки призваны подрывать кумулятивные боеприпасы еще до достижения ими брони. При этом такие решетки, которые в реальности останавливают лишь около половины гранат, достаточно серьезно перегружают БТР. Из-за чего механики-водители вынуждены проверять давление в шинах по 3 раза за день.

При активном использовании такого усиленного БТРа в течение одного дня возникала реальная необходимость замены всех покрышек, что усугублялось серьезными проблемами со снабжением, так как американские конвои часто страдали от атак иракских партизан. Увеличивавшийся вес машины становился серьезной проблемой и во время сильных дождей. В таких условиях «Страйкеры» вообще стараются не использовать, так как они не только не в состоянии передвигаться по пересеченной местности, но и вязнут на раскисших грунтовых дорогах, а относительно слабый двигатель машины в таких условиях достаточно быстро выходит из строя.

Колесный БТР «Страйкер»


Были у военных претензии и к вооружению. В частности, их не устраивает вариант вооружения с гранатометом Мк19. Помимо того, что из него практически невозможно поражать цели ночью, в условиях плохой видимости и в движении, он представляет опасность и для самих военнослужащих. Все дело в том, что место командира расположено как раз напротив гранатомета, и в случае самопроизвольного выстрела офицер может погибнуть. Вызвала нарекания и система управления огнем «Страйкера». В частности, используемый черно-белый экран, по которому осуществляется наведение гранатомета. Данный экран не позволяет различать цвета автотранспорта, что в условиях проведения полицейской операции является достаточно важным фактором.

Помимо этого машине свойственны и другие мелкие недостатки, среди которых военные подметили неудобную конструкцию ремней безопасности. Данный мелкий на первый взгляд недостаток стал причиной гибели 3 военнослужащих в результате ряда ДТП с переворачиванием БТРов.

В целом же потери среди экипажей «Страйкров» были достаточно невелики – всего 17 человек. Однако стоит иметь в виду, что машины начали применяться в Ираке после окончания активной боевой фазы в конце весны 2003 года. Все нападения на них осуществлялись лишь при помощи дорожных мин и устаревших гранатометов. Помимо этого, после того как стало ясно, что данные бронетранспортеры опасны в первую очередь для своих экипажей, их использование было максимально ограничено.

Несмотря на столь нелестные отзывы, военные от «Страйкеров» не отказались. В августе 2008 года армия США заключила новый контракт на поставку 615 машин до конца 2011 года на общую сумму в 1,2 млрд долларов. Все новые бронетранспортеры, по всей видимости, получат систему динамической защиты, которая будет призвана заменить решетчатую защиту, применяемую в зонах боевых действий. Поставка ее комплектов в войска была запланирована на 2010 год, а стоимость контракта составила 150 млн долларов. Система динамической защиты представляет из себя специальные плиты, закрепляющиеся на броне «Страйкеров» с внешней стороны. Установка такой защиты существенно повышает сопротивляемость БТРа к использованию различного вида вооружений, в первую очередь РПГ.
Автор: Сергей Юферев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 30
  1. erix-06 8 ноября 2011 08:32
    "Увеличивавшийся вес машины становился серьезной проблемой и во время сильных дождей. В таких условиях «Страйкеры» вообще стараются не использовать, так как они не только не в состоянии передвигаться по пересеченной местности, но и вязнут на раскисших грунтовых дорогах, а относительно слабый двигатель машины в таких условиях достаточно быстро выходит из строя"- вот и все понты на бездорожье.
  2. Varnaga 8 ноября 2011 09:59
    Лично меня радует то, что амеры зарубили FCS, в которой немалая роль отводилась развитию БТР в новых, прорывных направлениях.
    1. Mr. Truth 8 ноября 2011 13:08
      Там ничего прорывного не было, амеры сами не знали чего хотели, даже с весом не могли определится хотели и 20 тонн и 70 тонн в разное время.
      Mr. Truth
      1. Varnaga 8 ноября 2011 14:49
        То есть как это не было? Были у них работы по гибридной энергосиловой установке и электромеханической трасмиссии и именно на Страйкере.
  3. Joker 8 ноября 2011 10:17
    А почему автор не написал про новое поколение БТР Cтрайкер? Там сейчас новый двигатель, броню поменяли, добавили противоминную защиту.
  4. Ion Coaelung 8 ноября 2011 10:58
    А кто может подсказать, вот эта решетка вокруг БТРа это защита от палок и камней или несет другую функцию? Погуглил бы, но не знаю как называется. Спасибо заранее!
    Ion Coaelung
    1. erix-06 8 ноября 2011 11:05
      Эта решётка призвана быть преградой для кумулятивных, малоскоростных противотанковых реактивных гранат и ракет, с мягкой головной частью.
      1. Ion Coaelung 8 ноября 2011 12:49
        Спасибо! Я подозревал что для чего то посерьезнее, но боялся вслух предположить winked а ведь все равно заминусовали за незнание...
        Ion Coaelung
      2. Свой 8 ноября 2011 13:02
        С трудом верится что есть толк от этой решетки, обмоченные штаны если только сушить
        1. Alexej 8 ноября 2011 19:35
          Конечно есть! Они же в основном с племенами воюют--от стрел и копий помогает) Можно сидеть на броне и корчить рожи воинственно настроеным африканским племенам)
  5. MKALEKSEY 8 ноября 2011 12:16
    Это решетка чтобы пиндосы подштанники сушили после боя )))) Мало того что она увеличивает вес машины на 3 тонны,так и еще на сравнительных испытаниях поймала только 2 из 10 выстрелов из РПГ (выстрелы кстати были не новые с тандемной боевой частью, а еще советских времен)
    MKALEKSEY
  6. Mr. Truth 8 ноября 2011 13:10
    Американцы как всегда в своем репертуаре, 17 тонная машина размером со школьный автобус держит 30 мм в лоб и 14.5 мм в круговую, ну ну и это с броней в 15 мм максимум.
    Mr. Truth
  7. dred 8 ноября 2011 13:23
    одним словом шлак.
    dred
    1. Artemka 28 ноября 2011 19:52
      А зачем кстати эти решетки?
      Artemka
  8. kotmster 8 ноября 2011 15:34
    как будто ДЗ будет весить меньше решёток))))
    kotmster
    1. datur 8 ноября 2011 16:35
      да не меньше но и защищает во много раз лучше
  9. Алексей Приказчиков 8 ноября 2011 16:47
    Когда учился в акш нам сказали что создать идеальный самолет невозможно всегда нужно чем то жертвовать во имя чего томожно лишь попробовать создать универсальную платформу но к ней нужно много модулей так вот о чем я да возможно у страйкера не очень проходимсоть но намного лучше защита скорость иманвриность на относительно ровной местности и это его неоспоримые плюсы. Что касаемо экранов они намного дешевле и легче активной брони повышают защиту бтр аж на 40 процентов на бтр 80 тоже делают такие нии стали так вот у нас в части было несколько таких откровенно говоря мы их просто обожали чувствовали себя намного защащеней в них работая.
    Алексей Приказчиков
  10. starley77 8 ноября 2011 18:00
    А как они на броне ездят с этими решетками? Только внутри что ли?
    starley77
    1. Алексей Приказчиков 8 ноября 2011 18:21
      Мы под броней ездили так как реально не так страшно но этоя со своих ощющений говрю единственноч то сказать могу на 80 ещеб дно снаружи хотяб слегка изогнутое сделали а внтри каим нибудь гасителем наполнили было бы просто шикарно единственно че боялись так это фугасов а так реально здорово помогало.
      Алексей Приказчиков
  11. тюменец 8 ноября 2011 19:21
    Из-за старых добрых РПГ - 7 вся бронетехника мира изуродована нелепыми решётками. smile
    тюменец
    1. Алексей Приказчиков 8 ноября 2011 19:34
      Эти древние рпг хуярят супер пупер соврнеменные абрамсы и меркавы а бтрн подавно так что не вижу ничего смешного в этом.
      Алексей Приказчиков
      1. тюменец 8 ноября 2011 19:53
        Я прошу тебя, неадекват, не суйся ко мне с ответами. Твой поток несознания мне неинтересен.
        тюменец
        1. Алексей Приказчиков 8 ноября 2011 20:04
          С чего этоя неадекват,???!!!!!
          Алексей Приказчиков
  12. kagorta 8 ноября 2011 19:58
    Не помню в каком калл оф дьюти у стракера даже каз есть. Типа он себя тоже может сам защитить, но ты его все равно охраняй, он слишком много рпг не собъет. И если ты гордо впереди бежишь и этих проклятых русских стреляешь, то страйкер просто чудо какое-то и поддержку по требованию оказывает и просто всех не своих валит кого заметит. Так и рождаются мифы, что это супер-пупер техника.
    1. Алексей Приказчиков 8 ноября 2011 20:26
      Это модерн варфаре 2 та из за которой скандал быр запретили сцену в домодедово как там людейц убивали кстати интерстно в 2009 вышла игра взрыв был в 2011 наводит на некоторые размышления.
      Алексей Приказчиков
  13. KGB161rus 8 ноября 2011 22:40
    Рухлять этот страйкер , машина даже с БТР-70 в некотором роде и рядом не стоит , тк не плавает , хотя по возрасту если их сравнить , то наш дедушка , и бредли у них не плавает , в общем годится для операций в пустынях и желательно чтоб местность более менее ровная была . . . Другое дело это EFV созданное для морской пехоты США , что то есть в этой машине , и которая чем то напоминает нашу старую добрую БМП1-2 60 годов . . .
    KGB161rus
    1. kesa1111 9 ноября 2011 21:48
      Видимо расчет на привычный сценарий: авиация + КР. Проверка с беспилотников: уцелело только стрелковое оружие. Противник деморализован, боится покинуть окопы. Привезут что нибудь новое - кролики для опытов в достаточном количестве. Неделю без снабжения и можно рекламировать какие нибудь Хай Тек зомбо излучатели. На самом деле артелерия с безопасного расстояния (но это за кадром). Потом недлю ликующее население крупным планом, и чистые стайкеры засыпанные цветами. Для этого вполне годится.
      kesa1111
  14. KGB161rus 9 ноября 2011 21:48
    Да вы поглядите на его конструкцию , не каждый ров переползет , и на склон не каждый заберется




    а вот наше






    KGB161rus
    1. kesa1111 10 ноября 2011 02:01
      По 5 снимку: oптимальное расстояние от корпуса до решетки 50 см, задниe колеса лучше закрыть.
      kesa1111
  15. Рожденный в СССР 13 февраля 2012 23:22
    По грунтовке не ездит, движок слабый, плавать не может, оружие слабое, бронирование тоже, зато стоит 2 млн долларов! Как наш танк почти! Вот это чемпионы по роспилу! Наши на их фоне просто дети...
    Рожденный в СССР
  16. krechet-1978 30 марта 2014 17:07
    Вы размышляете как воины, попробуйте посмотреть на эту машину по американски...Страйкер - нормальная оккупационная машина, вмещает до 12 карателей, по городскому и шоссейному асфальту ездит быстро, из ружья и пм не пробивается, позволяет из штатного пулемета пробивать местные мазанки насквозь и отделение карателей- пассажиров легко способно из личного стрелкового оружия уничтожить отряд местных подозрительных безоружных террористов. А если попали под обстрел - нужно вызывать авиацию и в панике эвакуироваться из района где работа сопряжена с опасностью получения ранения. А войсковыми операциями пусть занимается штурмовая авиация, крылатые ракеты и подкуп-шантаж местных властей-генералитета.
  17. Mefodi5124 28 сентября 2014 12:32
    Цитата: тюменец
    down

    вот это правильно!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня