Внимание, черепаха!

12


Согласно общепринятой на сегодняшний день версии военно-морской истории, в ночь с 6 на 7 сентября 1776 года состоялась первая в мире атака подводной лодкой надводного боевого корабля. Мужественный подводник, сержант повстанческой армии Вашингтона Эзра Ли на маленькой одноместной субмарине под названием "Черепаха" (Turtle), разработанной и построенной учителем из Коннектикута Дэвидом Башнеллом, атаковал в Нью-Йоркской бухте британский 64-пушечный линкор "Игл".
Подойдя вплотную к днищу линкора, Ли начал сверлить его ручным буравчиком, чтобы закрепить подрывной заряд с часовым механизмом, однако медная обшивка днища не позволила это сделать. Пока Ли занимался сверлильными работами, его заметили британские моряки и спустили шлюпку, чтобы посмотреть, что за странный предмет маячит у борта. Не желая оказаться в плену, Эзра пустился наутек, но шлюпка шла быстрее и уже почти настигла его, когда он, для отвлечения внимания отцепил подрывной заряд с взведенным таймером. Через несколько секунд перед носом у лодки раздался мощный взрыв, так напугавший англичан, что они тут же повернули обратно.
Через месяц американцы решили повторить нападение, но англичане утопили гребную баржу, на которой "Черепаху" перевозили в район атаки. После этого Башнелл, проживший еще 48 лет, почему-то начисто забыл о субмаринах и более не пытался их строить.

Эта история, растиражированная в сотнях книг, статей и интернет-сайтов, воспринимается многими как нечто очевидное и общеизвестное. Однако, если чуть вдуматься, она вызывает немало вопросов. Во-первых, самые ранние описания и изображения "Черепахи" появились только во второй половине XIX века, то есть, спустя примерно 100 лет после того как она якобы была построена и отправлена в бой. Причем эти изображения и описания столь противоречивы, что сразу становится ясно - делали их явно "от балды". На одних рисунках "Черепаха" приводится в движение веслами, на других - винтами самых разных форм, при этом в одних случаях винт вращается педалями, а в других - ручным воротом. Также широко варьируется форма корпуса, руля и т.д.
Никаких описаний, чертежей или рисунков субмарины, сделанных самим Башнеллом или его современниками, не существует. Также нет никаких документов XVIII века с упоминаниями о ее постройке. Уже одного этого было бы достаточно, чтобы усомниться в правдивости истории о первой американской подводной лодке, однако есть и другой веский контрдовод. Атака "Игла" и последующие за ней события с погоней и взрывом никак не отражены в документации этого линкора и других кораблей английской эскадры. Судя по их судовым журналам, ни 7 сентября, ни в предыдущие и последующие дни и ночи ничего подобного в Нью-Йоркской бухте не случалось.
Все это дало повод современному английскому морскому историку Ричарду Комптон-Холлу сделать вывод, что "Черепаха" Башнелла является всего лишь одной из многочисленных исторических мистификаций, на которые был весьма богат романтичный девятнадцатый век. Таким образом, ее надо поставить в один раз с "велосипедом Артамонова", "паровым трактором Блинова" и "воздушным шаром подьячего Крякутного".



Современные реплики подводной лодки Башнелла стоят во многих американских музеях, но среди их авторов по-прежнему нет единого мнения о том, как должно было выглядеть это легендарное устройство.



Один из ранних рисунков "Черепахи", на котором она изображена с веслами.



А это - чуть более поздний чертеж, уже с винтами. Обратите внимание, что автор нарядил Эзру Ли в костюм, вошедший в обиход только в середине XIX века.



Два еще более поздних варианта, уже ХХ века, причем левый явно основан на верхнем рисунке, а правый - вообще непонятно на чем. Его автор почему-то датировал "Черепаху" 1777 годом.



Наконец, современная компьютерная фантазия, выглядящая, на мой взгляд, наиболее привлекательно.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    20 сентября 2015 06:49
    это как американцы на луне...
    1. +4
      20 сентября 2015 07:37
      Правильно, Черепаха МИФ, ведь украинские учёные уже "доказали" laughing , что первая подводная атака была проведена казаками на подводном челне. lol
    2. +2
      20 сентября 2015 10:55
      Цитата: лис
      это как американцы на луне...

      За триста лет ничего не изменилось...
  2. +6
    20 сентября 2015 07:16
    Фантазёры! laughing
    Вот с винтом всё ещё как-то укладывается в сознание,а вот как ПОД ВОДОЙ можно грести вёслами?!Они же,получается,в обе стороны грести будут!!!
  3. +1
    20 сентября 2015 07:23
    А вот что выдал тырнет по поводу "трактора Блинова".
    http://voenternet.ru/brainexpo/2013/07/24/паровой-трактор-федора-блинова/
  4. +3
    20 сентября 2015 07:57
    Lexa-149 RU Сегодня, 07:16 Новый
    Фантазёры! laughing
    Вот с винтом всё ещё как-то укладывается в сознание,а вот как ПОД ВОДОЙ можно грести вёслами?!Они же,получается,в обе стороны грести будут!!!

    Если только поворачивать лопасть вдоль оси при движении весла вперед, но больно напряжно так извращаться wassat
    1. +1
      20 сентября 2015 13:50
      Абсолютно в дырочку!)))))
  5. +1
    20 сентября 2015 10:58
    мне кажется, что вода слишком плотная среда и мускульной силы человека не хватит, чтобы двигать в ней такой агрегат. из области "летать, махая руками".
  6. +5
    20 сентября 2015 11:19
    "паровым трактором Блинова" Печальный вывод из истории изобретателя первого российского трактора сделала газета «Волгарь» в 1896 году в репортаже с промышленной выставки, где демонстрировался самоход Блинова: «Вся беда в том, что русские изобретатели — русские. У нас нет доверия к собственным творческим силам и способностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело, и не мудрено, если русские изобретения попадают в руки англичан, американцев и французов». Автором первой построенной русской подводной лодки «Потаённого судна»,был Ефим Прокопьевич Никонов.Современный исследователь, инженер-кораблестроитель Е. Е. Колосов полагает, что судно Никонова по техническим решениям, заложенным в нем, являлось прообразом современной ПЛ и что сам Никонов, несмотря на неудачи, в действии доказал возможность подводного плавания: летом 1721 года Ефим на своем "судне-модели" все же совершил два успешных погружения и всплытия на Неве."велосипедом Артамонова""воздушным шаром подьячего Крякутного"..Велосипед Артомонова,легенда,но у нее есть зерно..правда с велосипедом никак не связанная..А шар Крякутного мистификация..19 века...
  7. +4
    20 сентября 2015 20:53
    Запас воздуха пригодного для дыхания в констркции яйцевидной формы общей высотой 1,8 м и диаметром 1,3м позволял находиться там усердно вращающему винт подводнику не больше одного часа .Весь описваемый сценарий атаки должен был занимать время (спуска с баржи-подхода-сверления-отхода) ,исчисляемое промежутком не менее 7-10 часов.Реальность осуществления описываемого действия-ничтожная.
  8. +2
    21 сентября 2015 16:20
    Я думаю, история невыдуманная. У выдуманных
    обычно стройный сюжет и героический и финал, а тут: полная неудача,
    целая серия провалов. Зачем такое выдумывать? - только себя позорить...
  9. 0
    21 сентября 2015 21:15
    Подойдя вплотную к днищу линкора, Ли начал сверлить его ручным буравчиком, чтобы закрепить подрывной заряд с часовым механизмом, однако медная обшивка днища не позволила это


    Странно как то звучит, НО надо построить модель и попытаться на ней поплавать..
    Может что и было..а может и нет..

    Короче к разрушителям легендов..