Герои Танкограда

13
Героями танкостроители названы неслучайно, ведь они совершили поистине титанический трудовой подвиг. Так, за время войны советский танкопром выпустил 95 252 единицы бронетанковой техники, в то время как немецкая промышленность выпустила всего 21 625 единиц.

Михаил Щукин


Лауреат двух Госпремий за выдающиеся изобретения и усовершенствование технологий промышленного производства. С 1941 года он работал главным конструктором завода № 38 в Кирове. Под руководством Щукина была спроектирована легкая самоходная артиллерийская установка СУ-76, а также литая башня танка Т-60. Интересно, что забирать в качестве трофеев фашисты предпочитали именно Т-60, который прозвали "неистребимой саранчой", а часть трофейных Т-60 передавали Румынии, где их шасси использовались для создания самоходных установок TACAM.

Лев Горлицкий


С 1941 года и вплоть до 1950-го работал главным конструктором по самоходной артиллерии Уралмашзавода. Он руководил созданием 13 типов боевых машин, из которых четыре - ­СУ-122, СУ-85, СУ-85М и СУ-100 - были приняты на вооружение Советской Армии. Надо сказать, что СУ-85 - это первая САУ, которая могла на равных сражаться с немецкими танками. С расстояния более километра экипаж СУ-85 мог вывести из строя любой танк противника, например, "пантера" легко пробивалась в маску орудия подкалиберными снарядами. Также САУ сохранила маневренность и скорость своего близкого "родственника" Т-34, и эта подвижность много раз спасала экипажам СУ-85 жизнь. А СУ-100 и спустя 70 лет все еще находится на вооружении либо на хранении в добром десятке стран мира, лишний раз доказывая свою простоту и надежность.

Федор Петров


С 1943 по 1958 годы был главным конструктором Артиллерийского завода № 9 и начальником ОКБ-9, а затем стал главным конструктором ОКБ-9 Уралмашзавода. В годы войны под его руководством разработали 50 проектов пушек и гаубиц. Конструкторское бюро Федора Петрова, несмотря на малочисленность, разработало восемь принятых на вооружение артиллерийских систем, среди которых 152-миллиметровая гаубица Д-1, 85-, 100- и 122-миллиметровые орудия для самоходных пушек,
85-миллиметровая пушка Д-5Т для танков Т-34.

В конце 1942 года он вместе с конструктором танков Жозефом Котиным создал самоходно-артиллерийскую установку СУ-122. В 1943 году разработал 152-миллиметровую гаубицу, затем мощные 85-, 100- и 122-миллиметровые пушки для перевооружения танков "Иосиф Сталин" и Т-34. Также Петров стал одним из создателей боевых тактических ракет. Он был главным конструктором созданной в 1958 году ракеты "Онега" с пороховым двигателем. Ракета содержала много технических новинок, в частности оригинальную систему управления, которая впервые в мире использовала цифровую технику.

Александр Морозов


Один из создателей легендарной тридцатьчетверки провел годы войны в Нижнем Тагиле, где занимал пост главного конструктора по танкостроению Уральского танкового завода. Участвовал в проектировании танков БТ-2, БТ-5, БТ-7, А-20, А-32. После Т-34 под его руководством создавались также Т-54, Т-64 и их модификации.

Самый массовый танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Он и сейчас остается самым известным советским танком и безусловным символом Великой Отечественной. Профессор Оксфордского университета Норман Дейвис считает, что достоинства Т-34 - не в его массе или мощности, а в эффективности. "Маневренные советские Т-34 "охотились стаями", как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким "тиграм", - писал он.

Жозеф Котин


В 1943 году стал руководителем и главным конструктором опытного завода №100, оставаясь заместителем наркома танкопрома. Возглавлял работы по созданию тяжелых танков КВ-2, КВ-1, КВ-85, КВ-8, ИС-1, ИС-2. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 годов под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на ЧТЗ выпустили 18 тысяч танков и самоходных установок. ИС-2 был самым мощным советским танком, участвовавшим в Великой Отечественной войне.

Михаил Балжи


С 1940 года был заместителем главного конструктора в танковом СКБ-3 ЧТЗ. Во время войны стал старшим инженером по новым танкам, а также замом главного конструктора Кировского завода в Челябинске. Участвовал в разработке и запуске в производство всех видов танков и самоходных артиллерийских установок. Балжи стал автором идеи и конструктивного оформления "Щуки" - тяжелого танка ИС-3, который получил свое прозвище за характерную форму верхней лобовой части корпуса. Он был запущен в производство в последние дни войны и потому повоевать не успел. Однако именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь Победы во Второй мировой войне в составе частей Советской Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.

Герои Танкограда
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    19 сентября 2015 08:44
    Мало фото героев.
  2. +1
    19 сентября 2015 09:50
    Великие люди-великой страны.
  3. +1
    19 сентября 2015 09:53
    Спасибо..В журнале Техника-Молодежи,о "Танкограде" и "танкоградцах" в 80-х годах был очень хороший материал,номер не назову не помню..Но автору,рекомендовал бы порыться в этом журнале..
    1. +1
      19 сентября 2015 14:12
      помню эту статью- еще ребенком зачитывался ТМ - И МК - особенно рубриками музей ТМ И бронеколлекция МК- других материалов просто не достать было - все библтоьеки перерыл. ну и чуток батиных ДСП брошурок - книжек))))
    2. Комментарий был удален.
    3. +2
      19 сентября 2015 14:38
      Это была статья "Танкоград - фронту" в журнале "Техника молодежи" №5 за 1986 год.
      Кому интересно - вот ссылка на эту статью в электронном формате (у меня сохранился этот номер журнала и поэтому подтверждаю, статья электронная полностью идентична той что была издана на бумаге): http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1986-05--num27.
      Честь имею.
  4. +3
    19 сентября 2015 10:41
    Танкоградом в годы войны назывался город Челябинск.
    Уже в начале войны Челябинск обрёл второе, неофициальное имя — Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным, огромное производство переключилось на выпуск танков. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня. Впервые в мировой практике танкостроения сборка среднего танка была поставлена на конвейер. За период Великой Отечественной Войны в Челябинске было выпущено 60 тыс. танковых дизелей. С 1943 года на ЧТЗ выпускались самоходно-артиллерийские установки СУ-152, а затем и ИСУ-152. Всего за годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране.
    1. 0
      20 сентября 2015 17:15
      Цитата: pv1005
      Танкоградом в годы войны назывался город Челябинск.

      Нижний Тагил не отставал. У меня дед ночевал на заводе, бабушка пожрать туда ему носила. hi
  5. 0
    19 сентября 2015 14:14
    слава Труженикам Нашего Тыла!
  6. 0
    19 сентября 2015 17:29
    Вообще, количество произведенных танков просто поражает, особенно если учитывать что Танкоград разворачивался в военных условиях эвакуации и неразберихи
    А если мы посмотрим и на другие показатели советской военной экономики - выпуск боеприпасов, стрелкового оружия, самолетов и прочей техники, то и там мы увидим решающее превосходство СССР над Германией. Даже тяжелейшие поражения 1941 не помешали СССР эвакуировать и развернуть новые производства за Уралом - это говорит о высочайшей эффективности и гибкости тогдашней сталинской системы власти, способной даже в условиях фактического разгрома страны организовать заново промышленность и вооружить новые армии заместо уничтоженных в котлах 1941.
    Помню те места из мемуаров гитлеровских полководцев, когда они в 1941 уже вот окружили и уничтожили советские армии и вот путь на Москву уже открыт и война фактически выйграна, но тут как из под земли перед усталым и измотанным наступлением Вермахтом как будто из ниоткуда восстают целые армии, укомплектованные новеньким вооружением
  7. +1
    20 сентября 2015 03:27
    Странно.Очень хорошая статья.А коментариев мало.?
    Интересно было бы узнать мнение танко-строителей а возможен ли был
    дальнейший тюнинг-модернизация Т-34???В условиях войны.
    Как пример;броня лоб-100мм.
    борт-65мм
    башня-85мм-фронт-100мм
    пушку оставить 85мм.А движок разогнать до 600 лошадей.
    что думаете коллеги?
    1. wk
      0
      20 сентября 2015 05:11
      Цитата: B- 3ACADE
      Как пример;броня лоб-100мм.

      в одном док фильме говорили, что нет.... развес и возможности шасси не позволяли....по пытки были.... частично реализовали на т 44 поменяв компоновку с поперечным двигателем
    2. Комментарий был удален.
    3. -2
      20 сентября 2015 13:50
      Читал недавно статью, что Т-28 можно было модернизировать до лучших показателей, чем Т-34, Т28 был технологичнее и......
      1. 0
        23 сентября 2015 15:35
        Цитата: shishkin7676
        Читал недавно статью, что Т-28 можно было модернизировать до лучших показателей, чем Т-34, Т28 был технологичнее и.....

        Ссылкой поделитесь? wink
        1. wk
          0
          7 октября 2015 16:02
          Цитата: Cat Man Null
          Ссылкой поделитесь?

          ну возможно "коллега не так уж и не прав.... башня у т 28 была не маленькая и забронированное пространство тоже.... остальное дело мастерства конструкторов и технологов!
          1. 0
            7 октября 2015 16:37
            Цитата: wk
            ну возможно "коллега не так уж и не прав

            Так я и не спорю.. пока wink

            Там ведь вот что было :

            Цитата: shishkin7676
            Читал недавно статью

            Отсюда и просьба о ссылке на статью.. ничего более request
        2. wk
          0
          7 октября 2015 16:02
          Цитата: Cat Man Null
          Ссылкой поделитесь?

          ну возможно "коллега не так уж и не прав.... башня у т 28 была не маленькая и забронированное пространство тоже.... остальное дело мастерства конструкторов и технологов!
  8. +1
    20 сентября 2015 11:36
    Я, конечно, дико извиняюсь, но что за бред про 21к единиц немецких танчиков, когда только Pz-IV и STuG-III выпущено было 19к? А ведь еще было свыше 11к Pz-III и "Пантер", порядка 1800 "тигров" и куча железа поменьше, причем некоторые модели вроде "хетцера" выпускались тоже тысячами.
    1. -1
      20 сентября 2015 13:52
      Раньше я встречал цифру 46 тыс немцы выпустили с 1939г.
    2. 0
      22 сентября 2015 17:29
      Это без учета самоходной артиллерии. Союзники такими не очень баловались, а вот немцы очеень даже любили клепать самоходки