Military Review

Armored cars "Pierce-Arrow" Izhora plant

1
By the fall of 1915, the Russian maritime department, having studied the experience of the ground forces, began to show interest in armored vehicles. It was planned to use similar equipment to strengthen the garrisons of bases, escort transport columns, etc. September 2, 15th command fleet ordered the first armored cars. Until the end of next year, the marine department replenished its equipment fleet with two dozen new armored cars.


The first order of the naval command was received by the Putilov factory. The contract from 2 September 1915 of the year negotiated the construction and supply of 18 armored cars of the type “Harford Putilov”. Several dozen such vehicles were already built for the army, so that the production of a modified version of this equipment for the fleet was deployed by the end of the year. In the spring of 1916, the military department attracted the Izhora plant to the armored vehicles construction program. He was commissioned to create and build two cannon armored vehicles on the chassis of a commercial truck.

Two American-made Pierce-Arrow trucks were handed over to the Izhora plant for the construction of armored cars. Five-ton trucks should be equipped with armored hulls and weapons, after which they could perform new tasks. Plant engineers have already had experience in developing armored vehicles based on similar chassis. For this reason, creating a project did not take long. In addition, the use of existing experience was manifested in some features of the design of new armored vehicles. The armored cars on the base of the Pier-Arrow chassis turned out to be similar in appearance to the earlier Mannesmann-Mulag, Packard and "cars under a machine gun."

Armored cars "Pierce-Arrow" Izhora plant
General view of the armored car "Pierce-Arrow"


As before, the new project did not receive its original name. New armored cars decided to call for the name of the manufacturer of the base chassis - "Pierce-Arrow." Under this name, two built cars and remained in stories domestic armored vehicles.

As the basis for the naval department’s armored vehicles, American-made chassis were selected with a payload of 5 T order. A solid reserve of carrying capacity allowed the use of some new ideas aimed at increasing the level of protection and firepower. The chassis itself had a typical design with a rectangular frame, a gasoline engine in the front, and a mechanical transmission. The wheeled chassis with the formula 4х2 was equipped with two axles with suspension on leaf springs.

The general approach to the creation of armored vehicles "Pierce-Arrow" was standard for its time. All extra parts were removed from the trucks, leaving only the chassis, powerplant, etc. Instead, it was proposed to mount a new armored hull. The latter was assembled on the basis of a metal frame and equipped with armor sheets 4,5 mm thick. According to other data, thicker 9-mm sheets were used in the design of the case.

The Pier-Arrow armored vehicle hull was designed using already mastered ideas and layout solutions. The front engine compartment received a forward-inclined front leaf with a large hatch for ventilation. The hatch cover could rise and be fixed in this position. Before the battle, it should be closed. The engine compartment received vertical sides and a roof consisting of two side and one central sheet. In the sides and sides of the roof were provided four hatches for maintenance of the power plant.


Armored car and fighters of one of the naval formations


Behind the engine compartment there was a fully protected control compartment, made in the form of a closed cabin. The design of this unit was attended by some of the features that gave it a resemblance to the armored vehicles "Mannesmann-Mulag" and "Packard". A vertical frontal leaf contacted the engine compartment, the upper corners of which rose above the bonnet roof. Above it was a sloping frontal sheet. On the right side of the inclined sheet there was a relatively large driver's viewing hatch with a lowered lid in which a gap was made. Another slot with a movable cover was on the left, in front of the workplace of the vehicle commander.

To increase the usable area and volume inside the armored hull, the cabin sides were positioned at an angle to the machine axis and diverged towards the stern. In the side plates were the doors for the driver and the commander, which opened back along the movement. A curious feature of the doors was their shape: rectangular at the bottom and semicircular at the top. From above, the control compartment was protected by a horizontal roof.

Following the pattern of previous cannon armored cars, the new Pirs-Arrow received a combat compartment, made in the form of an armored body. Instead of the original cargo area on the trucks offered to install a wooden "deck" with armored sides. Given the operating experience of the previous equipment of a similar design, the engineers of the Izhora plant decided to use high sides, reaching almost the level of the roof of the control compartment. In addition, the lower part of the sides covered the chassis units.

In addition to the overall design of the fighting compartment, the Packard armored car borrowed from the armored car. Their front plates diverged to the sides, and the back of the case was narrowed. Due to this, the central part of the “deck” was wider than the front and aft platforms, which simplified the operation of weapons. In addition, the extended part of the body allowed to close the rear wheels from the bullets and fragments. The front, however, had to be protected with metal discs. At the rear of the starboard, a hatch was provided for access to the fighting compartment.



The stern of the fighting compartment was made in the form of a curved sheet with two convex sponsons at the corners. The latter were proposed to be used for the installation of additional weapons.

A characteristic feature of the gun armored cars of the Izhora plant was the installation of artillery pieces on the pedestal in the center of the open fighting compartment. Two cars "Pierce-Arrow" are no exception. In the center of the "deck" provided a rotary installation for the gun turret. In order to increase the level of defense of the gunners, the tower had a full reservation at the top. Access to it, apparently, was provided through a large hatch at the bottom of the feeding sheet.

The crew of the new armored car was supposed to consist of five to seven people. The commander and driver were located in a closed cabin, two or three gunners - in the tower. In addition, in the stern of the open area provided for space for two rifle-machine gunners.

The main weapon of the armored vehicles for the fleet was to be the 76-mm mountain gun of the 1904 model. This gun was mounted on a pedestal inside the swing turret. In the front sheet of the tower was provided with a hatch for the use of sighting devices. Ammunition of various types of shells was located in the layouts on the platform of the crew compartment. The design of the tower provided horizontal guidance within a fairly wide sector. Shooting forward through the cockpit was impossible.


Armored car, inherited by German troops. Berlin, 1918


As an additional weapon, the armored cars received two Maxim machine guns each. This weapon was located in the stern sponsons and could fire at two relatively narrow and partially overlapping sectors. It was assumed that on the battlefield, new armored vehicles would go in reverse. The specific location of the weapon was connected with this particular application.

Two armored vehicles "Pierce-Arrow" with gun-machine guns were built in the fall of 1916. By the beginning of winter they were tested and handed over to the customer. It is noteworthy that the armored cars of the Izhora plant were completed and handed over to the naval department just before the Garford Putilovsky. Thus, it is the "Pierce-Arrow" can be considered the first domestic naval armored vehicles.

A faster completion of construction turned out to be the only noticeable success of the Izhora plant in the program of equipping the fleet with armored vehicles. After comparing the new fleet models, the fleet command decided to use two Pears-Arrow as a training vehicle. To take part in various operations were 18 armored cars "Harford Putilov." At the very end of 1916, two dozen armored cars were sent to the Baltic States to serve in the bases of the Navy.

The armored cars of the Putilov factory were transferred to the Armored Artillery Division of the land front of the Peter the Great Naval Fortress. As part of this unit, they later participated in battles with the enemy. Two "Pierce-Arrow", in turn, went to serve in the Marine reserve armored division. There it was planned to use them for the training of personnel.

The armored cars of the Izhora plant on the American chassis were used for training purposes before the start of the 1918 year. After that, taking advantage of the tense situation in Russia, the German troops launched an offensive and received a lot of trophies. Among other vehicles, one of the Pierce Arrow armored cars fell into the hands of the Germans. For one and a half years of operation, the machine developed a part of the resource and needed repair. Having studied the trophy, German specialists decided to restore it and use it in their troops.


Armored car, got to the Latvian formations


Subsequently, the renovated Pierce-Arrow was incorporated into the Kokampf junction (Kommando der Kampfwagen), equipped with trophy equipment, including Russian-made. In Germany, the armored car received a new color and its own name - Titanic. Under this name it was exploited until the end of the decade. During the November Revolution, the 1918 of the year and the subsequent riots of the Titanic, along with other captured techniques of connecting Kokampf, were used to quell riots, patrol streets, etc.

The second armored car Pierce-Arrow during the offensive of the German troops was captured by Latvian armed forces. In addition, the Latvians managed to repel one "Harford Putilov" of the maritime version. Subsequently, "Pierce-Arrow" received camouflage coloring. In addition, the car gave their own name - Viesturs. Subsequently, the armored car was used by the newly formed Latvian army during the Civil War.

At the end of 1918, the German authorities began using captured armored vehicles, including the only Pierce Arrow called Titanic, to combat popular unrest. After the final suppression of the Spartacist Uprising in January of 19, this technique was used for some time as police cars. In the future, armored vehicles with a developed resource were written off. By the beginning of the twenties, they had developed their resource, and the repair was considered impossible or impractical. At the beginning of the new decade, all the trophies, including the only "Pierce-Arrow", were written off and dismantled.

The service of the Latvian armored car lasted a little longer. Due to the lack of the required number of armored vehicles, the army of the young state was forced to carefully monitor the available vehicles and continue their operation until the resource is fully developed and it is completely impossible to recover. Because of this, the Pier-Arrow armored car with the name Viesturs continued to serve until the mid-twenties. After that, due to the impossibility of further operation, the machine was also disposed of.


Based on:
http://aviarmor.net/
Solyankin A. G., Pavlov M. V., Pavlov I. V., Zheltov I. G. Domestic armored vehicles. XX century. - M .: Exprint, 2002. - T. 1. 1905 – 1941
Baryatinsky MB, Kolomiets M.V. Armored cars of the Russian army 1906 – 1917 - M .: Technics-youth, 2000
Author:
Photos used:
Wikimedia Commons, Aviarmor.net
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. moskowit
    moskowit 23 September 2015 19: 19 New
    0
    In the first photo, German sailors and soldiers ...

Бронеавтомобили «Пирс-Арроу» Ижорского завода

К осени 1915 года российское морское ведомство, изучив опыт сухопутных войск, начало проявлять интерес к бронеавтомобилям. Подобную технику планировалось использовать для усиления гарнизонов баз, сопровождения транспортных колонн и т.д. 2 сентября 15-го командование флота заказало первые броневики. До конца следующего года морское ведомство пополнило парк своей техники двумя десятками новых броневиков.

Первый заказ флотского командования получил Путиловский завод. Контракт от 2 сентября 1915 года оговаривал строительство и поставку 18 броневиков типа «Гарфорд-Путилов». Несколько десятков таких машин уже были построены для армии, благодаря чему производство доработанного варианта этой техники для флота было развернуто к концу года. Весной 1916-го военное ведомство привлекло к программе строительства броневиков Ижорский завод. Ему поручили создать и построить два пушечных бронеавтомобиля на шасси коммерческого грузовика.

Для строительства броневиков Ижорскому заводу передали два грузовых автомобиля Pierce-Arrow американского производства. Пятитонные грузовики следовало оснастить бронекорпусами и оружием, после чего они могли бы выполнять новые задачи. Инженеры завода уже имели опыт разработки бронеавтомобилей на базе схожих шасси. По этой причине создание проекта не заняло много времени. Кроме того, использование имеющегося опыта проявилось в некоторых особенностях конструкции новых бронемашин. Броневики на базе шасси «Пирс-Арроу» получились похожими внешне на более ранние «Маннесманн-Мулаг», «Паккард» и «легковые автомобили под пулемет».


Бронеавтомобили «Пирс-Арроу» Ижорского завода
Общий вид броневика "Пирс-Арроу"


Как и ранее, новый проект не получил своего оригинального имени. Новые бронеавтомобили решили именовать по названию производителя базового шасси – «Пирс-Арроу». Под этим названием две построенные машины и остались в истории отечественной бронетехники.

В качестве основы для новых броневиков морского ведомства были выбраны шасси американского производства с грузоподъемностью порядка 5 т. Солидный запас грузоподъемности позволил использовать некоторые новые идеи, направленные на повышение уровня защиты и огневой мощи. Само шасси имело типичную конструкцию с прямоугольной рамой, бензиновым двигателем в передней части и механической трансмиссией. Колесное шасси с формулой 4х2 оснащалось двумя мостами с подвеской на листовых рессорах.

Общий подход к созданию броневиков «Пирс-Арроу» был стандартным для своего времени. С грузовиков сняли все лишние детали, оставив только шасси, силовую установку и т.д. Вместо них предлагалось монтировать новый бронекорпус. Последний собирался на основе металлического каркаса и оснащался бронелистами толщиной 4,5 мм. По другим данным, в конструкции корпуса использовалась более толстые 9-мм листы.

Корпус броневика «Пирс-Арроу» был разработан с использованием уже освоенных идей и компоновочных решений. Передний моторный отсек получил наклоненный назад лобовой лист с крупным люком для вентиляции. Крышка люка могла подниматься и фиксироваться в таком положении. Перед боем ее следовало закрывать. Моторный отсек получил вертикальные борта и крышу, состоявшую из двух боковых и одного центрального листа. В бортах и боках крыши предусматривались четыре лючка для обслуживания силовой установки.

Бронеавтомобили «Пирс-Арроу» Ижорского завода
Броневик и бойцы одного из флотских соединений


Позади моторного отсека располагалось полностью защищенное отделение управления, выполненное в виде закрытой кабины. В конструкции этого агрегата присутствовали некоторые черты, придававшие ему сходство с броневиками «Маннесманн-Мулаг» и «Паккард». С моторным отсеком контактировал вертикальный лобовой лист, верхние углы которого поднимались над крышей капота. Сверху над ним находился наклонный лобовой лист. В правой части наклонного листа имелся сравнительно крупный смотровой люк водителя с опускаемой крышкой, в которой проделывалась щель. Еще одна щель с подвижной крышкой находилась слева, перед рабочим местом командира машины.

Для увеличения полезной площади и объема внутри бронекорпуса борта кабины располагались под углом к оси машины и расходились по направлению к корме. В бортовых листах находились двери для водителя и командира, открывавшиеся назад по движению. Любопытной особенностью дверей была их форма: прямоугольная снизу и полукруглая сверху. Сверху отделение управления защищалось горизонтальной крышей.

По образцу предыдущих пушечных броневиков новые «Пирс-Арроу» получили боевое отделение, выполненное в виде бронированного кузова. Вместо исходной грузовой площадки на грузовиках предложили устанавливать деревянную «палубу» с броневыми бортами. Учитывая опыт эксплуатации предыдущей техники аналогичной конструкции, инженеры Ижорского завода решили использовать высокие борта, доходящие почти до уровня крыши отделения управления. Кроме того, нижняя часть бортов прикрывала агрегаты ходовой части.

Помимо общей конструкции боевого отделения у броневика «Паккард» заимствовали конструкцию бортов. Их передние листы расходились в стороны, а задняя часть корпуса сужалась. За счет этого центральная часть «палубы» была шире передней и кормовой площадок, что упрощало эксплуатацию оружия. Кроме того, расширенная часть корпуса позволила закрыть от пуль и осколков задние колеса. Передние, однако, пришлось защитить металлическими дисками. В задней части правого борта предусматривался люк для доступа в боевое отделение.

Бронеавтомобили «Пирс-Арроу» Ижорского завода


Корма боевого отделения был выполнена в виде изогнутого листа с двумя выпуклыми спонсонами на углах. Последние предлагалось использовать для установки дополнительного вооружения.

Характерной особенностью пушечных броневиков Ижорского завода была установка артиллерийских орудий на тумбе в центре открытого боевого отделения. Две машины «Пирс-Арроу» не стали исключением. В центре «палубы» предусмотрели поворотную установку для орудийной башни. С целью повышения уровня защиты артиллеристов башня имела полное бронирование в верхней части. Доступ в нее, по-видимому, обеспечивался через крупный люк внизу кормового листа.

Экипаж нового бронеавтомобиля должен был состоять из пяти-семи человек. Командир и водитель располагались в закрытой кабине, двое или трое артиллеристов – в башне. Кроме того, в кормовой части открытой площадки предусматривались места для двух стрелков-пулеметчиков.

Основным оружием броневиков для флота должна была стать 76-мм горная пушка образца 1904 г. Это орудие устанавливалось на тумбе внутри поворотной башни. В лобовом листе башни предусматривался люк для использования прицельных приспособлений. Боекомплект из снарядов различных типов располагался в укладках на площадке боевого отделения. Конструкция башни обеспечивала горизонтальную наводку в пределах достаточно широкого сектора. Стрельба вперед, через кабину, была невозможна.

Бронеавтомобили «Пирс-Арроу» Ижорского завода
Броневик, доставшийся немецким войскам. Берлин, 1918 г.


В качестве дополнительного вооружения броневики получили по два пулемета «Максим». Это оружие располагалось в кормовых спонсонах и могло обстреливать два сравнительно узких и частично перекрывающихся сектора. Предполагалось, что на поле боя новые броневики будут выходить задним ходом. Именно с этой особенностью применения было связано специфическое расположение вооружения.

Два бронеавтомобиля «Пирс-Арроу» с пушечно-пулеметным вооружением были построены осенью 1916 года. К началу зимы их испытали и передали заказчику. Примечательно, что броневики Ижорского завода были достроены и переданы морскому ведомству чуть ранее «Гарфордов» Путиловского. Таким образом, именно «Пирс-Арроу» могут считаться первыми отечественными флотскими бронеавтомобилями.

Более быстрое завершение строительства оказалось единственным заметным успехом Ижорского завода в программе оснащения флота бронетехникой. После сравнения машин новых моделей командование флота решило использовать два «Пирс-Арроу» в качестве учебной техники. Принимать участие в различных операциях должны были 18 броневиков «Гарфорд-Путилов». В самом конце 1916 года два десятка броневиков отправили в Прибалтику для службы на базах военно-морского флота.

Бронеавтомобили Путиловского завода передали Броневому артиллерийскому дивизиону сухопутного фронта Морской крепости Петра Великого. В составе этого подразделения они позже участвовали в боях с противником. Два «Пирс-Арроу», в свою очередь, отправились служить в Морской запасной броневой дивизион. Там их планировалось использовать для подготовки личного состава.

Броневики Ижорского завода на американском шасси использовались в учебных целях до начала 1918 года. После этого, пользуясь напряженной обстановкой в России, немецкие войска предприняли наступление и получили массу трофеев. Среди прочей техники в руки немцев попал один из броневиков «Пирс-Арроу». За полтора года эксплуатации машина выработала часть ресурса и нуждалась в ремонте. Немецкие специалисты, изучив трофей, решили восстановить его и использовать в своих войсках.

Бронеавтомобили «Пирс-Арроу» Ижорского завода
Броневик, доставшийся латвийским формированиям


Впоследствии отремонтированный «Пирс-Арроу» был включен в состав соединения Kokampf (Kommando der Kampfwagen), укомплектованного трофейной техникой, в том числе и российского производства. В Германии броневик получил новую окраску и собственное имя – Titanic. Под этим названием он эксплуатировался до конца десятилетия. Во время Ноябрьской революции 1918 года и последующих народных волнений «Титаник» вместе с другой трофейной техникой соединения Kokampf использовался для подавления беспорядков, патрулирования улиц и т.д.

Второй броневик Pierce-Arrow в ходе наступления немецких войск оказался захвачен латвийскими вооруженными формированиями. Кроме того, латышам удалось отбить один «Гарфорд-Путилов» морской версии. Впоследствии «Пирс-Арроу» получил камуфляжную окраску. Кроме того, машине дали собственное имя – Viesturs. В дальнейшем бронеавтомобиль использовался вновь образованной латвийской армией в ходе Гражданской войны.

В конце 1918 года немецкие власти начали использовать трофейные бронемашины, в том числе и единственный «Пирс-Арроу» по имени «Титаник», для борьбы с народными волнениями. После окончательного подавления Восстания спартакистов в январе 19-го эта техника в течение некоторого времени использовалась в качестве полицейских машин. В дальнейшем броневики с выработанным ресурсом были списаны. К началу двадцатых они выработали свой ресурс, а ремонт посчитали невозможным или нецелесообразным. В начале нового десятилетия все трофеи, в том числе и единственный «Пирс-Арроу», списали и разобрали.

Служба латвийского броневика продолжалась немного дольше. Ввиду отсутствия требуемого количества бронетехники армия молодого государства была вынуждена тщательно следить за имеющимися машинами и продолжать их эксплуатацию до полной выработки ресурса и полной невозможности восстановления. Из-за этого броневик «Пирс-Арроу» с именем Viesturs продолжал службу до середины двадцатых годов. После этого, ввиду невозможности дальнейшей эксплуатации, машину тоже утилизировали.


По материалам:
http://aviarmor.net/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Wikimedia Commons, Aviarmor.net

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. moskowit 23 сентября 2015 19:19
    На первом фото немецкие матросы и солдаты...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня