Турция модернизирует саудовские БТР M113

7
Турция модернизирует саудовские БТР M113

M113A4 в стандартной конфигурации БТР с установленной защищенной башенкой стрелка. Также можно отметить дополнительную броневую защиту и группу из восьми пусковых установок гранат в передней части корпуса справа

Турецкая компания FNSS Savunma Sistemleri находится в процессе модернизации 2000 гусеничных бронетранспортеров серии М113, поставленных в свое время компанией BAE Systems и состоящих на вооружении Саудовской Аравии.

Эту работу выполняет завод Al Kharj в Саудовской Аравии, а машинокомплекты поступают с основного завода компании FNSS Savunma Sistemleri в Турции. После начала программы в 2004 году более 1000 машин уже вернулись в строй.

Первый контракт с королевством предусматривал модернизацию 64 машин в двух партиях, далее последовал контракт на третью партию в количестве 300 машин, он также включал переделку в 11 специализированных вариантов. Четвертая партия состояла из 312 машин, пятая партия из 320 машин, все работы по ним в настоящее время завершены. По контракту стоимостью 360 миллионов долларов идет модернизация машин шестой партии; в долгосрочной перспективе предусматривается модернизация до 2000 машин.

При модернизации машин и доведения их до стандарта M113A4 был использован опыт, полученный компанией при проведении работ по ББМ Adnan, изготовленным для Малайзии, в программе турецкой БМП TIFV и при модернизации машин Dhabyan для ОАЭ.

При модернизации саудовских машин с БТР M113 снимается всё, снимаются силовой блок, подвеска и внутренние подсистемы, остается только оригинальный корпус из алюминиевой брони.

Машина затем доводится до стандарта M113A4, который включает повышение уровней живучести и мобильности. Новый комплект пассивной брони устанавливается в передней части корпуса и по бортам с целью повышения уровня баллистической защиты от крупнокалиберных пулеметов и снарядных осколков. Этот комплект аналогичен комплекту, который устанавливался на TIFV и варианты ACV -15, которые были поставлены в Малайзию и ОАЭ.

Внутри M113A4 устанавливается противоосколочный подбой, дополнительная защита также устанавливается под корпусом и под надгусеничными полками для защиты от мин и самодельных взрывных устройств (СВУ). Также в обитаемом отделении устанавливается автоматическая система пожаротушения.

Стандартно в варианте M113A4 устанавливается система подогрева и кондиционирования, комплект химической разведки и встроенная система обнаружения неисправностей.

Силовой блок заменяется дизельным двигателем 6V53-T мощностью 350 л.с., смонтированным в едином блоке с автоматической трансмиссией Allison X-200-4B. Гидрообъемная трансмиссия обеспечивает точное соответствие угла поворота рулевой колонки углу поворота машины. Также устанавливается более эффективная система охлаждения двигателя.



Модернизированный вариант, оборудованный установленной на крыше сдвоенной пусковой установкой ПТУР TOW (на фото в сложенном положении)


M113A4 в варианте минометного комплекса с установленным 120-мм нарезным минометом 120R 2RM (на фото в положении для стрельбы, направлен назад)

При общей массе 13,5 тонн вариант M113A4 имеет удельную мощность 25,92 л.с./т, которая может быть еще увеличена при повышении мощности двигателя до 400 л.с. Мобильность улучшена за счет установки более прочных торсионных валов, новых амортизаторов с большим ходом и нового заднего направляющего колеса.

Оригинальные рычаги водителя были заменены более удобным рулевым штурвалом, также установлен навигационный дисплей.

На рабочем месте водителя установлены четыре дневных перископа, тепловизионная камера Thales, встроенная в люк водителя, позволяет ему управлять машиной в ночных условиях.

Топливный бак на оригинальной машине M113 был установлен внутри обитаемого отделения, но на M113A4 сварные баки из алюминиевой брони устанавливаются с каждой стороны кормовой аппарели. Такая компоновка безопаснее и освобождает место в десантном отделении.

Несмотря на дополнительное бронирование, машина сохранила плавучесть, в воде приводится в движение за счет вращения гусениц, достигая скорости почти 6 км/ч. В режиме плава включаются водооткачивающие насосы и в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток.

В базовой конфигурации БТР вариант M113A4 имеет экипаж, состоящий из командира, стрелка и водителя, плюс 10 человек десанта.

Как правило, на машине в передней части корпуса над волноотражательным щитком устанавливается группа из восьми пусковых дымовых гранат с электроспуском, прикрывающих передний сектор.

На серийных БТР M113 установлен 12,7-мм пулемет M2 HB на вертикальной цапфе без какой-либо защиты стрелка. Впрочем, в варианте M113A4 стрелок размещается в бронированной башенке, обеспечивающей защиту почти на 360° кроме прорези впереди для 12,7-мм пулемета M2 HB.

Эта бронированная башенка изначально устанавливалась на продвинутый бронетранспортер Advanced Armoured Personnel Carrier (AAPC), входящий в семейство TIFV; 830 таких машин было поставлено турецким вооруженным силам.

Другой вариант повышения огневого могущества заключается в установке одноместной башни Sharpshooter от FNSS Savunma Sistemleri, которая имеет электроприводы башни и вооружения и резервную ручную ветвь. Башня устанавливалась на некоторые малазийские машины ACV- 15, а совсем недавно на машины Pars 8x8, поставленные Малайзии по программе AV8.

Башня вращается на 360°, углы вертикального наведения составляют от -8° до +48°; при необходимости устанавливается автоматическая и программируемая система избежания препятствий.

Основное вооружение машины состоит из стабилизированной 25-мм пушки M242 с селективным питанием от ATK Armament Systems с 180 готовыми выстрелами и 7,62-мм пулемета с 600 патронами. Вооружение наводится стрелком посредством дневного/ночного прицела со встроенным лазерным дальномером.

Стандартно башня имеет баллистическую защиту в соответствии со 4-м уровнем по стандарту НАТО STANAG 4569, с каждой стороны башни установлена группа из четырех установок дымовых гранат калибра 76 мм/80 мм.

Для башни Sharpshooter существуют еще два варианта вооружения. Первый вооружен 40-мм автоматическим гранатометом и спаренным 7,62-мм пулеметом, второй 12,7-мм пулеметом M2 HB и спаренным 7,62-мм пулеметом.

Еще один вариант – это дистанционно управляемая башня Claw (или Pence по-турецки), которую компания разработала на свои средства в тесном сотрудничестве с Aselsan. Башня Claw весит около 1700 кг и оборудована компьютеризированной системой управления огнем и автоматической станцией сопровождения целей.

Башня сварена из алюминиевой брони, сверху которой установлены дополнительные стальные листы, что обеспечивает защиту, соответствующую 2-му уровню STANAG 4569, хотя есть возможность повысить ее до 3-го уровня. Башня может быть вооружена стабилизированной по двум осям пушкой калибра 25 мм или 30 мм и спаренным 7,62-мм пулеметом; наведение стрелок осуществляет с помощью дисплея и двух рукояток управления, находясь под полной защитой брони.

Стабилизированный прицельный блок включает дневную камеру, тепловизор и безопасный для глаз лазерный дальномер и отличается независимым наведением по азимуту и углу места.

При установке 25-мм пушки KBA с селективным питанием боевая укладка составляет 210 готовых выстрелов и 600 патронов для 7,62-мм пулемета. Это вооружение перезаряжается изнутри машины. На башню могут устанавливаться группы дымовых гранатометов калибра 76 мм и или альтернативного.

В боевой модуль можно устанавливать и другие пушки, например 25-мм M242 от ATK Armament Systems, 30-мм MK44 с селективным питанием и Mauser 30 мм серии MK30.

Для дистанционно управляемой башни Claw RCT имеется значительный потенциал роста, например можно установить независимый панорамный дневной/ночной прицел командира. На плоскопанельный дисплей стрелка могут выводиться изображения с камер, установленных по периметру платформы с целью обеспечения всеракурсной ситуационной осведомленности, а также информация от системы управления боем.

Кроме модернизации машин до стандарта M113A4 компания переделывала эти БТРы в более специализированные варианты. Эти варианты следующие: пункт управления M577 с поднятой крышей для увеличения внутреннего объема; противотанковая конфигурация с установленной на крыше пусковой установкой двух ПТУР TOW; санитарный вариант; вариант БРЭМ; два разных транспортера минометов – один с 120-мм нарезным минометом французской компании TDA и второй с 81-мм минометом; и, наконец, небронированный гусеничный транспортер M548.


Небронированный транспортер M548 был модернизирован до стандарта M548A4 за счет установки такого же дизельного силового блока как у других модернизированных машин M113A4

Комментарий

Бывшей компанией FMC Corporation (в настоящее время BAE Systems) было изготовлено более 74000 машин серии M113, к ним надо прибавить еще машины с итальянской производственной линии.

Компанией FNSS Savunma Sistemleri владеют BAE Systems (49%) и Nurol (51%), что позволило упростить процесс модернизации машин, так как BAE Systems является головным предприятием.

В то время как другие подрядчики предлагают модернизационные пакеты для этой машины, саудовская модернизация на сегодняшний день является самой амбициозной, поскольку не только улучшает характеристики машины, но и увеличивает срок ее службы за приемлемую стоимость.

Использованы материалы:
www.janes.com
www.baesystems.com
www.fnss.com.tr
www.wikipedia.org
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    15 сентября 2015 09:14
    Все готовятся к глобальному шухеру.
  2. +1
    15 сентября 2015 09:33
    Посмотрим как модернизированные машины покажут себя в Йемене.
    1. +1
      15 сентября 2015 12:23
      Вместе с БМП-3 будет интересен их опыт эксплуатации
      1. +1
        15 сентября 2015 12:56
        российским БМП-1,2 просто необходима,подобная модернизация+установка нового ДУБМ...

        модернизация M113

  3. +5
    15 сентября 2015 13:37
    Ну что, молодцы турки.Дали вторую жизнь неплохому БТР. А из некоторых так вообще БМП сделали.
    А ведь этой платформе уже 55 лет!!!
  4. +3
    15 сентября 2015 18:36
    Культура производства тоже на высоте!
    В цехах чисто, светло. Турки молодцы!
  5. 0
    11 октября 2015 21:38
    Модернизация правильная, но машина все равно устарела