Краткий обзор истории сербских ВВС

Впервые сербская авиация упоминается в 1893 году, когда военное руководство страны запланировало организацию отряда из аэростатов. Но практические шаги в этом направлении были предприняты только спустя 8 лет — в 1901 году, когда капитан Коста Милетич был послан в Россию на прохождение курсов для пилотов аэростатов. После этого развитие авиации в Сербии шло медленно. В значительной степени его ускорила 1-я Балканская война, начавшаяся в 1912 году. После первых боев между армиями Сербии и других балканских стран с армией Османской империи из Белграда во Францию на обучение отправились шесть будущих пилотов, а затем по инициативе выдающегося военачальника Радомира Путника страна приобрела и несколько самолетов Blériot XI. Это позволило Сербии стать одной из первых пятнадцати стран, принявших на вооружение самолеты и одной из первых пяти, которые задействовали их в боях. Тогда сербская авиация развивалась в рамках инженерных войск, но уже 24 декабря 1912 года был создан Штаб Военно-воздушных сил.

Первый сербский самолет в Нише, 1912 годПервый сербский самолет в Нише, 1912 год


В 1914 году началась Первая мировая война. К этому моменту в распоряжении Сербии было всего 6 пилотов, 4 самолета и 2 аэростата. После эвакуации сербской армии на Корфу и ее переброски на Солунский фронт личный состав сербской авиации попал под патронат английских и французских коллег. Множество добровольцев было отправлено на обучение во Францию. Парк был пополнен самолетами стран Антанты, была упорядочена структура ВВС, впервые были оформлены боевые эскадрильи. С 1916 по 1918 гг., вплоть до окончания войны, сербские пилоты на фронте сделали более 3000 вылетов и внесли существенный вклад в освобождение Родины.


Первый сербский вооруженный самолет, 1915 годПервый сербский вооруженный самолет, 1915 год


30 сентября 1915 года сербская артиллерия сбила австро-венгерский самолет над Крагуевацем. После этого король Александр I Карагеоргиевич объявил эту дату днем противовоздушной обороны.

После освобождения Сербии от австро-немецкой оккупации ее авиация начала динамично развиваться. Строились аэродромы и казармы, постепенно начали выделятся средства на подготовку пилотов и теоретические изыскания. В состав ВВС, именуемых теперь ВВС Королевства сербов, хорватов и словенцев, влилось множество пилотов бывшей австро-венгерской армии, которые были из числа южнославянских народов. С 1918 по 1921 гг. сербские самолеты участвовали в боях на границе с Албанией. Однако как правило они вели разведывательные полеты, не принимая непосредственного участия в боевых действиях.

В 1923 году морская авиация была выведена из состава ВВС и переподчинена флоту. В 1927 году началось формирование авиационных полков, включающих в себя по 2-3 группы самолетов. В 1930 году произошло укрупнение имеющихся подразделений — полки были объединены в авиационные бригады. В этот период парк самолетов начал пополняться благодаря приобретению новых экземпляров за границей, а спустя некоторое время на вооружение начали поступать самолеты отечественного производства. Они выпускались небольшими партиями, однако составили значительный процент среди самолетов, использовавшихся армией.

Перед Второй мировой войной ВВС Королевства Югославии использовали такие самолеты отечественного производства как Икарус ИК-2, Рогожарски ИК-3, Рогожарски-ПВТ, Рогожарски Р-100, самолеты заводом "СИМ" и "Змај". Помимо них были в большом количестве были французские Breguet Bre 19 и Potez 25, немецкие Dornier Do 17 K и Messerschmitt Bf 109E, английские Hawker Hurricane, Hawker Fury Mk.II и Bristol Blenheim Mk.I, итальянский Savoia-Marchetti S.M.79 и т.д.

Пилоты ВВС Королевства Югославии у истребителя ИК-3, 1940 годПилоты ВВС Королевства Югославии у истребителя ИК-3, 1940 год


6 апреля 1941 года около 05:00 утра по местному времени Германия и ее союзники начали вторжение в Югославию. Уже через полтора часа Люфтваффе совершило первый налет на Белград. В небе над югославской столицей завязались воздушные бои. Несмотря на качественное и количественное превосходство немецкой авиации пилоты Королевских ВВС продолжали сражаться вплоть до капитуляции страны 17 апреля. Им удалось провести несколько бомбардировок аэродромов противника на территории Австрии, Венгрии и Болгарии, а также совершить множество вылетов на штурмовку немецких колонн, двигавшихся из Болгарии. От действий югославских ВВС и ПВО Германия и Италия потеряли более 50 самолетов. Необходимо отметить, что активность ВВС Югославии осложнялась массовым дезертирством пилотов, бывших родом из Словении и Хорватии. Некоторые из них вели корректировку действий немецкой авиации и саботаж.

На территории Югославии, разделенной между странами Оси и марионеточной нацистской Хорватией, зародилось мощное партизанское движение, основу которого составляли сербские роялисты-четники и партизаны-коммунисты под руководством Броз Тито. 21 мая 1942 года из формирований нацистской Хорватии дезертировали два экипажа, приземлившиеся на своих самолетах на подконтрольной партизанам территории. В этот день партизанами были созданы свои ВВС. В ходе войны они пополнялись дезертирами из армий Хорватии, Италии и Германии, а с 1944 года парк авиации расширился благодаря самолетам, оставленным немецкими и хорватскими войсками при отступлениях. Тогда же СССР начал передачу партизанам нескольких самолетов, а 21 сентября 1944 года было начато формирование двух авиационных дивизий. До окончания Второй мировой войны Советский Союз передал югославским силам большое количество самолетов и запчастей к ним.

Югославские Спитфайры, 1945 год


После войны вооруженные силы Югославии были преобразованы в Югославскую Народную Армию. Из-за конфликта между Тито и Сталиным Югославия перестала получать технику советского производства и поэтому начала развитие собственной авиастроительной индустрии. В этот период проводились закупки британской и американской техники, однако вскоре ее начали заменять самолеты, произведенные в Югославии. Активно развивалась и совершенствовалась подготовка пилотов и техников.

Нормализация отношений с Советским Союзом, начавшаяся спустя несколько лет после смерти Сталина, позволила Белграду пополнить авиапарк советскими изделиями. В 1957 году были приобретены Ил-14, в 1960 — Ми-4, в 1962 — МиГ-21, в 1968 — Ми-8 и т.д. Однако основой военной авиации страны стали самолеты отечественного производства. Фабрики "СОКО" в Мостаре, "Утва" в Панчеве, "Икарус" в Земуне поставляли значительное количество истребителей, штурмовиков, транспортных самолетов. К моменту распада Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1991-1992 гг. основу парка авиации составляли истребители МиГ-21 и МиГ-29, учебно-боевые Утва-75, СОКО Г-2 Галеб, СОКО Г-4 Супер Галеб, штурмовики Ј-21 Јастреб и Ј-22 Орао. Основными вертолетами были выпускаемые по французской лицензии СОКО Газела и советские Ми-8. Все они были организованы в 3 корпуса ВВС и ПВО, состоящих из бригад и крыльев.

Ј-21 Јастреб ВВС ЮгославииЈ-21 Јастреб ВВС Югославии


В 1991 году Югославия начала распадаться. Словения и Хорватия, входившие в ее состав в качестве союзных республик, провозгласили независимость. Вслед за ними отделились Македония и Босния и Герцеговина. И если Македония отделилась совсем мирно, а в Словении бои с подразделениями федеральной армии длились всего около недели, то в Хорватии и Боснии начались полномасштабные межнациональные конфликты. В 1991 году Хорватия начала процесс создания собственной армии. Как и за 50 лет до этого, в 1941 году, хорватские военнослужащие массово дезертировали из рядов югославской армии. Ими были угнаны и несколько самолетов МиГ-21. Хорватское правительство, взяв курс на отделение, вело дискриминационную политику по отношению к сербам, которые компактно проживали в приграничных с Боснией районах. На их защиту встала югославская армия. Бои между сербами и югославской армией с одной стороны и хорватскими формированиями с другой шли вплоть до перемирия в 1992 году. За это время югославская авиация провела значительное количество вылетов, в основном на штурмовку хорватских позиций. При этом силами хорватской ПВО были сбиты несколько самолетов и вертолетов. Когда весной 1992 года началась и война в Боснии и Герцеговине, югославская армия покинула республику, оставив часть самолетов и вертолетов силам боснийских сербов.

После распада страны в рамках Югославии остались только Сербия и Черногория. У них уже не было прежних финансовых и производственных мощностей, а потому ВВС страны начали стремительно деградировать. Подготовка пилотов свелась к минимуму, для самолетов и вертолетов не хватало запасных частей. Многие боевые подразделения были сокращены. В такой ситуации югославская авиация встретила нападение со стороны НАТО.

В 1999 году агрессия стран НАТО нанесла огромный ущерб как Югославии, так и ее ВВС. Югославские пилоты продолжали выполнение боевых задач несмотря на тотальное превосходство авиации Североатлантического альянса. В воздушных схватках было потеряно множество самолетов, часть была уничтожена на аэродромах и в укрытиях. Из 16 наиболее современных МиГ-29 ВВС Югославии лишились 11. Однако даже в таких условиях югославы продолжали вылеты на штурмовку позиций албанских боевиков в Косове и Метохии, в основном на самолетах Ј-22 Орао. В той войне ВВС и ПВО Югославии одержали несколько побед, из которых НАТО признало две — сбитие 27 марта "невидимки" F-117 Night Hawk и 2 мая F-16 Fighting Falcon. Необходимо отметить, что сбиты они были не в бою в воздухе, а подразделениями 250-й бригады ПВО.

СОКО Газела современных ВВС СербииСОКО Газела современных ВВС Сербии


После окончания боевых действий командование ВВС и ПВО провело сокращение боевых подразделений и приступило к ремонту уцелевших баз и аэродромов. В 2003 году Армия Югославии была переименована в Армию Сербии и Черногории. А когда в 2006 году Черногория по итогам референдума провозгласила независимость, армия некогда единой страны прекратила свое существование. Из подразделений, расположенных на своей территории Сербия и Черногория сформировали новые вооруженные силы, при этом практически весь парк самолетов и вертолетов оказался у Сербии. У Черногории остались только 15 учебно-боевых СОКО Г-4 Супер Галеб, несколько учебных УТВА-75 и около 20 вертолетов Газела и Ми-8. Все они ранее были в составе 172-й авиационной бригады, дислоцировавшейся на аэродроме Голубовци.

Сербия оказалась в гораздо более выигрышном положении. На ее территории остались не только подавляющее большинство аэродромов и подразделений, но и учебные центры, производственные мощности и т.д. По состоянию на 2014 год ВВС Сербии насчитывали 175 самолетов и 79 вертолетов. Однако значительная часть из них не пригодны к полетам, так как нуждаются в капитальном ремонте. В организационном плане ВВС и ПВО состоят из Штаба, двух авиационных бригад (98-й и 204-й), 250-й бригады ПВО, 126-й бригады воздушного наблюдения и др.

Ј-22 Орао современных сербских ВВС


В настоящее время ВВС и ПВО Сербии проходят стадию модернизации, ремонта авиационного парка и выбора замены истребителям МиГ-21 и МиГ-29. В качестве кандидатов назывались российские МиГ-35 и Су-30МК, шведский JAS-39C, американский F-16C, французский Rafale и т.д. Развитие сербской экономики способствовало увеличению оборонного бюджета страны. Благодаря этому средний налет сербских пилотов вырос с 20 до 30 часов в год, а сами пилоты отныне включены в систему международного обмена и обучения. В 2008 году четыре МиГ-29 прошли модернизацию в России. В 2014 году истек ресурс аккумуляторов, при этом сербское Министерство обороны не нашло средств на их срочное приобретение. Ситуацию исправило личное вмешательство президента России Владимира Путина. По его распоряжению из России была отправлена партия аккумуляторов и запчастей, благодаря чему сербские истребители возобновили полеты.
Автор: Вадим Соколов

Использованы фотографии: Архив Министерства обороны Сербии и фотографии Димитрие Остойича

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. aleks700 19 сентября 2015 10:15
    В 2014 году истек ресурс аккумуляторов, при этом сербское Министерство обороны не нашло средств на их срочное приобретение. Ситуацию исправило личное вмешательство президента России Владимира Путина. По его распоряжению из России была отправлена партия аккумуляторов и запчастей, благодаря чему сербские истребители возобновили полеты
    И теперь Сербия стремится войти в НАТО.
    1. APASUS 19 сентября 2015 21:46
      Цитата: aleks700
      И теперь Сербия стремится войти в НАТО.

      Сербия не забыла трагедию Югославии и кто бомбил её,а в НАТО стремиться местный Горбачев и команда из проводников демократических ценностей.
      Ваши заявления огульны
      1. aleks700 20 сентября 2015 13:05
        Политику государства определяет именно местный Горбачёв. И если, при нём, Сербия вступит в НАТО, Сербы это проглотят. Как, в прочем, мы проглотили развал СССР.
  2. Zaurbek 21 сентября 2015 09:26
    Сербия потянет в лучшем случае Грипен или Як 130, а вообще , зачем маленьким странам в центре Европы Истребители?
    1. SokolfromRussia 1 октября 2015 13:05
      Дань традициям скорее. на мой взгляд, гораздо логичней и дешевле было бы развивать наземную ПВО. Она в 1999 себя показала на порядок лучше, нежели истребительная авиация.
      1. samir 13 марта 2016 00:34
        полностью согласен! гораздо логичней и удобнее в плане инфраструктуры было бы закупить с-300 последних модификаций, как это делает иран

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня