Инженер как редкий кадр...

Импортозамещение… Термин, который в последние месяцы стал одним из самых часто произносимых устами представителей российской власти самых различных уровней. Вот только наладить прямую пропорциональность между количеством произнесений этого слова и объёмами реальных достижений в импортозамещающем процессе пока не получается. В подавляющем большинстве случаев под импортозамещением почему-то понимается отказ от импорта у одной группы государств в пользу импорта у другой группы государств. Замещение – да… Импорто…- нет… И речь отнюдь не только о сфере продовольственного рынка, хотя именно в продовольственном секторе снижение объёмов импорта за счёт увеличения собственного производства и повышения эффективности логистики на внутреннем рынке является в первую очередь достижимой задачей. Однако, как говорится, не хлебом единым…

Одно из направлений, которое является не менее стратегически важным, нежели обеспечение собственными и качественным продовольствием, - это сфера инженерных технологий. В сети целая россыпь объявлений с предложениями услуг от сотен так называемых инжиниринговых компаний, заявляющих о своей готовности создавать проекты, поставлять и устанавливать оборудование, необходимое для их реализации, проводить комплексный технический надзор и даже обслуживать инвестиционные потоки. И инжиниринговые компании в основной своей массе российские, что вроде бы должно говорить о том, что в сфере разработки и доведения до ума проектов различного уровня Россия не нуждается в чьей-либо помощи. Но на деле всё далеко не так просто, как может показаться.


Службы статистики утверждают, что за последнее время число инжиниринговых компаний в Российской Федерации выросло в разы. Если ещё лет 10 назад их количество в общей массе единиц российского бизнеса измерялось долями процента, то теперь инжиниринговых структур (если статистике верить) не менее 2%. Вот только все ли они готовы гарантировать исполнение заявленных функций по проектированию, привлечению инвестиций, техсопровождению и дальнейшей реализации проекта?..

Ответить на этот вопрос достаточно просто, если рассмотреть любой среднестатистический проект, который выходит за рамки «проектирования и инвестирования» сливной ямы на дачном участке. Как только речь заходит о необходимости реализовать нечто достаточно крупное по своим масштабам, компании, объявлявшие о своей «инжиниринговости», вдруг начинают активно искать пути выход из ситуации. О каком выходе речь? Речь о том, что компания старается получить право на создание и реализацию проекта, не имея достаточных потенциалов. И как только такое право ею (вдруг) получено, проявляют себя метания из стороны в сторону как минимум в плане поиска квалифицированных кадров, которые могли бы проектированием заняться. От имени компании «вывешиваются» объявления о привлечении инженерных кадров, способных с проектом, что называется, помочь.
С одной стороны всё это можно назвать веянием рыночной экономики: мол, не было средств – была компания, но у компании не было инженерного потенциала, а как только получили право на проект – можно и квалифицированных специалистов подыскать на биржах труда. Но есть и обратная сторона: есть ли хоть какие-то гарантии того, что в сжатые сроки удастся найти тех инженеров-проектировщиков и других специалистов, который способны компанию де-факто «Рога и копыта» превратить в реально инжиниринговую структуру со всеми возможностями по полноценному обслуживанию крупного проекта? Да не только в сжатые сроки, а и вообще… Таких гарантий, к сожалению, не сможет дать никто, так как квалифицированные инженеры (фактически в любой отраслевой сфере) – сегодня слишком востребованная профессия, чтобы они сидели и ожидали, когда же какая-либо из «инжиниринговых» компаний вдруг даст объявление о вакансии и позовёт их к себе. А уж инженеры, способные реализовать проект внушительных масштабов, это и вовсе штучный «товар».

Инженер как редкий кадр...


Практика «доимпортозаместительных» времён говорила о том, что выход из ситуации находился с помощью привлечения к проекту зарубежных специалистов. То есть российская фирма, которая по всем документам «инжиниринговая», использовала услуги реально инжиниринговой зарубежной компании, устоявшейся на рынке и имеющий богатый опыт, кадровый потенциал и техническое оснащение. Несложно догадаться, что существенная доля финансов, выделяемых на проект, в итоге оказывалась за рубежом, от чего бюджет РФ недополучал внушительные средства, который мог бы получить в виде налогов. Случалось и так, что заказчик, понимая, что инжиниринговость большинства российских структур, к сожалению, липовая, или по «каким-то другим» причинам напрямую искал выход на зарубежные структуры с целью подписания с ними контракта. Однако в ряде случаев приводило это к непрогнозируемым результатам.

Один из примеров – заключение в «досанкционные» времена министерством обороны России контракта с немецкой компанией Rheinmetall на строительство военно-учебного центра (центра боевой подготовки) в Мулино. Немецкие специалисты должны были работать над проектом, что называется от А до Z, а в итоге вышло так, что своё «A» немцы сказать успели, а вот вместо немецкого «Z» и уже не немецким, а российским компаниям пришлось говорить русское «Я». Дело в том, что «откуда-то сверху» Rheinmetall получил указание начатую реализацию проекта прекратить, ибо санкции… А ведь средства-то немецким «товарищам» уже были, как говорится, уплОчены… В итоге пришлось платить ещё, но уже российскому «Гарнизону», который и должен был доводить до ума проект центра боевой подготовки со всеми его специальными стендами, мишенными комплексами и программным обеспечением объекта.

О том, что с собственным инженерным потенциалом мы (Россия) испытываем серьёзные проблемы, говорит информация общероссийской базы вакансий «Работа в России». На странице представлена группа вакансий для инженеров. И это одна из тех групп, которая продолжает активно расширяться. На момент подготовки материала общероссийская база выдавала более 1600 инженерных вакансий по одной только Москве. По всем регионам число вакансий превышала 16,2 тыс. Главный вопрос: где взять стольких специалистов инженерного звена, если практически все постсоветские годы формировалось мировоззрение в стиле «заграница нам поможет» и «три диплома юриста, экономиста и менеджера - лучше, чем диплом какого-то инженера»… И ответ на этот вопрос может быть только один: специалистов необходимо готовить у себя дома, возрождая полноценную инженерную школу, фактически похороненную системой подготовки «дефективных менеджеров». И это само по себе должно стать стратегически важной задачей, чтобы впоследствии не приходилось уповать на «райнметаллы» и прочие «партнёрские» объединения. Главное помнить, что кричать об импортозамещении (и в инжиниринговой сфере тоже) и планомерно идти по пути развития собственных потенциалов – не одно и то же.
Автор:
Володин Алексей
Использованы фотографии:
http://www.rosenergoatom.ru
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

181 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти