Military Review

Sly fox Charles de Gaulle and "oranzhad" in French

7
Is it possible to compare the modern “color revolutions” and the events of 1958 of the year in France?


In September, the new Constitution was approved in France by referendum 1958.

Sly fox Charles de Gaulle and "oranzhad" in French


This moment can be considered the beginning of the Fifth French Republic - a political system that still exists today. Its creator is the legendary General Charles de Gaulle.

And we devote today's material to little-known events connected with his coming to power. Strangely enough, but between them and the modern orange revolutions there is much in common.

"The events of 1958 in France in many ways were like a coup," argued Edward Luttvak, adviser to Ronald Reagan. Agree, it sounds unusual. In public consciousness, coups are not associated with the economically developed countries of Europe.

Of course, everyone knows that monarchs were overthrown in France more than once, but that was a long time ago. And so that in the second half of the 20th century, and so that Charles de Gaulle himself suddenly turned out to be a coup, this is perceived with disbelief.

Nevertheless, Luttvak is a professional and will not throw words to the wind. So let's take a closer look at how the symbol of the French Resistance became president of the country. And Arzakanyan’s de Gaulle and gollist on the road to power will help us in this.

So, in 1944, de Gaulle took the post of Chairman of the Council of Ministers of France, but already in 1946, he loses power, but does not sit with folded arms, and soon he creates the party “Union of French People”.

De Gaulle relies on participation in parliamentary elections. But even in the best of times, in 1951, the party loses to the Communists, gaining only 21,6% of the votes. In 1953, a new failure follows - 10% in the municipal elections, and the dissolution of the party. De Gaulle retires to his estate in Champagne, where he spends several years in self-exile, waiting in the wings. And this time has struck in 1958 year.

But in order to deal with the circumstances of de Gaulle's triumphant return to power, one must turn to prehistory.

The French policy of the mid-20th century was firmly tied to the so-called “Algerian question”. Algeria was occupied by France back in the 1830 year, and for many years Paris pursued a policy of “alienating” this country. As a result, by the 50 years of the 20th century, a huge French community lived in Algeria. Of the 9,5 million population of Algeria, 1 million are from Europe and their descendants.

The status of Algeria was also special, it was not considered a colony, but rather was viewed as a continuation of continental France. Therefore, when, in 1954, the Front for the National Liberation of Algeria (TNF) launched a war of independence, the French considered this to be a separatist rebellion and decided to suppress it by all means. At the same time, a number of politicians in France believed that it was necessary not only to crack down on the rebels, but also to stimulate the further integration of Algeria within France.

However, neither the negotiations nor the repressive measures could not solve the "Algerian question" in the sense that Paris dreamed of. The independence movement was growing stronger, and the French leadership was increasingly confused. Short-lived offices replaced each other, the war dragged on, devouring huge funds and human lives, and there was no “positive” result.

The actions of the authorities increasingly irritated the army, in which they began to believe that with such leadership and with such a political system, victory was completely unattainable. Not an endless parliamentary talk room, not weak ministers, but only a strong personality, vested with considerable powers, can lead to success. This idea was getting more and more supporters.

The Gaullists, among whom was the former resident minister (governor-general) of Algeria, Jacques Soustel, launched an extensive propaganda campaign for de Gaulle’s return to power.

It is believed that de Gaulle himself treated all this with a great deal of indifference. Yes, almost all the time he lived far from Paris, wrote memoirs, treated shaky health. Nevertheless, he did not forget to visit the capital and there he continued to communicate with his supporters. It is hard to believe that such an ambitious politician, who, at the first opportunity, took the post of head of state, suddenly fell into apathy. Rather, his demonstrative indifference was a fine game. He simply waited for "the people to ask him for the kingdom." And then he triumphantly sits in the presidential chair "to fulfill the will of the people."

The true intentions of an elderly general can be judged by a very eloquent phrase, which he said to his colleague Michel Debre in 1958 in the year: “That we will have this contract, we will take it and break it when we return to power”. It was about agreements to create a common market.

We note two important points. The first one: the old comrade de Gaulle, a member of the anti-fascist Resistance of Shaban-Delmas, was the defense minister at the time. It was on his initiative that the official representatives of the Ministry of Defense in Algeria appointed two goalis - Leon Delbeck and Lucien Neivirt.

Second, the main and most combat-ready units of the French army were then in Algeria, and not at all in Europe. Delbeck constantly tossed between Algeria and Paris, reporting to the comrades on the results of their activities, and he spread his activities, frankly speaking, vigorous.

Arriving in Algeria, Delbeck quickly established contact with key organizations that advocated the unity of Algeria and France. He did not disdain to communicate with leaders of radical right-wing radicals who dreamed of a leader at the head of France. And of course, in the sphere of his interests there was also propaganda among the highest military leadership of the French contingent in Algeria. Local generals continued to be consistent supporters of a decisive struggle against the "separatists".

Not only Delbeck, but other gollists also acted very actively. They launched a powerful propaganda, and the wording of their slogans became more radical. Phrases about the “government of salvation,” typical of a revolutionary situation, and even calls for insurrection appeared. De Gaulle himself was aware of all the events. He was especially interested in how the “processing” of the generals was going on, and in a narrow circle of comrades-in-arms he no longer concealed that he was ready to return to power if the people and the army called him back.

In the spring of 1958, a government crisis began in France. The old cabinet resigned, but the new one could not be formed. The parties each took upon themselves the blanket, the coalition government did not develop, and under these conditions, Delbeck met with Army High Commander Paul Eli. The conversation turned to de Gaulle’s return to power, and it became clear that Eli had nothing against it.

Pay attention: de Gaulle does not occupy any official post at that moment, does not have any noticeable faction in parliament, lost the elections, and nevertheless his candidacy is discussed at the top as one of the most probable and acceptable. Is there any reason to say that his return to the pinnacle of power is the fulfillment of the will of the people? At least such grounds are very doubtful.

After long approvals, on May 12 of 1958, the list of Cabinet ministers was still formed, and it remained to be approved by the parliament. On the same day, Delbeck rushed by plane to Algeria. He was in a hurry to act - after all, on May 13, the deputies will vote for the new prime minister. The results of Delbek's activity can be judged by what happened next.

On May 13, a crowd of supporters of "French Algeria" rushed to storm the local administration building. The slogan of the protesters: "On the assault, against the rotten regime!". With the help of a truck (do you remember the bulldozer from the “Maidan”?), The rioters knocked out the gates, broke into the building and started smashing anything.

The commander of the parachute division, General Massu, addressed the protesters with the question: “What do you want?”. “The Committee of Public Safety,” answered Lagayard, the leader of the crowd, the head of the Association of French Students of Algeria. “Write the list,” said the general. Agree, somehow very quickly, he agreed with the demands of the protesters.

Massu - a military officer, he was not afraid of bullets and death, and then suddenly frightened by a motley crowd? What kind of threat were the mob? Yes, no. I would have woken up, made some noise and went away empty-handed. But no, they are very quickly joined by the general of the parachute division. The fact that the division is a parachute is a very important stroke. This is a mobile unit that can instantly be in Paris and disembark where necessary.

Massu, having received the list of candidates, entered himself as the leader of the “Rescue Committee”, and moreover, he added three more colonels to his committee, his subordinates. Then, as the head of the rebels, Massu sent a telegram to the President, in which he demanded the creation of a government public salvation, not forgetting to inform the authorities about the creation of a military-civilian committee in Algeria.

When they found out about this in parliament, the factions immediately quarreled. The rightists were noisy and the leftists loudly called them fascists. It is characteristic that the approval of the prime minister’s candidacy and the composition of his Cabinet was just going on in parliament. In an extremely nervous situation, the deputies supported Pflimlin’s candidacy as prime minister.

It would seem that Pflimlin will begin to vigorously oppose the rebels, but it was not there. He went to sleep, and asked not to wake up in any case. That is, withdrew from action. Something like we have already seen somewhere, is not it? To this it is worth adding that the commander-in-chief of the French army, Paul Eli, forbade shooting at those who rallied in Algeria. Meanwhile, Delbeck entered the Rescue Committee on the Rights of the Deputy Massu.

It is believed that upon learning of the appearance of the new prime minister, the members of the Committee were confused and did not know what to do. And it was only at this moment that Delbeck suggested that Massu call de Gaulle to the kingdom.

It is hard to believe. When planning a rebellion, the roles are distributed in advance. One can believe in the spontaneous actions of an unorganized crowd, and even then, only if it concerns a primitive pogrom. But it is impossible to imagine that combat generals, cold-blooded professionals, simply confine themselves to a telegram to Paris and will not lose in advance in their head possible scenarios. I am convinced that the rebels from the very beginning planned to bet on de Gaulle.

Be that as it may, the Committee issued an appeal to de Gaulle to convene a government of public salvation. And the commander-in-chief of all French forces in Algeria, General Salana, sent a telegram to the president stating "the need to appeal to the national arbiter in order to form a government of public salvation."

14 in May in Algeria held a press conference for Mass and Delbeck, at which it was announced that the Committee did not recognize the government in Paris. May 15 - General Salana, in front of the crowd gathered outside the administration building, announced that he fully supported the Committee’s actions, and added “Long live de Gaulle!”.

And what about the hero of the occasion? He hid behind the curtain for a long time, but now it’s time to go on stage. Now that the necessary camouflage has been created, when already “they are asking to save his beloved France,” de Gaulle graciously agrees to take the helm of the state in his hands.

19 May at a press conference de Gaulle gives a positive assessment of the actions of the military in Algeria and announces his desire to receive extraordinary powers to form his cabinet. No more no less! However, the government of Pflimlin is still in power, and de Gaulle, anyway, but just a private person. And once more to help de Gaulle Delbeck and his comrades organize another rebellion, but already in Corsica, capturing 25 in May all the cities on the island. And besides, the Algerian military drew up a plan for the landing of paratroopers from Paris in order to seize power by force.

In the political establishment of France more and more inclined to the idea that the future was for de Gaulle. Representatives of various political movements reached out to him, and 28 May Pfmylen resigned. Francois Mitterrand and a number of other leaders of the left parties tried to resist de Gaulle's coming to power. They went to a rally under the slogan "Fascism will not pass," but late. Soon the President of the Republic, René Coty, declared that he was proposing that de Gaulle form a government.

30 May all key parties in the country, with the exception of the Communist, supported de Gaulle.

2 June in a conversation with Delbeck de Gaulle gave himself out, saying a very important thing: “You played well, but admit that I, too,”. Everything is clear, from the very beginning the old fox tugged at the strings, controlling the process.

And I must pay tribute to de Gaulle. He was able to camouflage a banal coup so brilliantly wrapped up that until now not every political scientist would decide to call de Gaulle a coup leader.
Author:
Originator:
http://www.km.ru/science-tech/2015/09/13/istoriya-khkh-veka/764123-khitryi-lis-sharl-de-goll-i-oranzhad-po-frantsuzsk
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Sergey-8848
    Sergey-8848 20 September 2015 06: 48 New
    +4
    Most of the successful coups in history are called revolutions, but those that are “not fused” are memorable to us: coups, riots, riots.
    1. Rastas
      Rastas 20 September 2015 17: 12 New
      +2
      The coming to power of Elizabeth, Catherine II, Alexander I were called coups, not revolutions. A revolution is a larger phenomenon, meaning a radical change in the form of government.
  2. strelets
    strelets 20 September 2015 07: 58 New
    +3
    Does the people support you or not - what's the difference? You can arrange everything like that. And all this is called democracy.
  3. parusnik
    parusnik 20 September 2015 09: 34 New
    +2
    And we must pay tribute to de Gaulle. He was able to camouflage the banal coup with such a brilliant wrapper..Let's say, made a velvet coup ... and quite skillfully ..
  4. dudinets
    dudinets 20 September 2015 10: 23 New
    +3
    it so happened that in Europe in the second half of the twentieth century a politician who consistently seeks the full sovereignty of his country cannot legally gain power, so in this case the goal really justified (quite, for the scale and situation, velvet) means.
    after de Gaulle, France no longer gave a chance.
  5. EvgNik
    EvgNik 20 September 2015 13: 07 New
    +2
    Be that as it may, de Gaulle was far from the worst president. The current ones are not suitable for him. Completely helpless.
  6. Reptiloid
    Reptiloid 20 September 2015 15: 27 New
    +1
    Probably, we’ll have to “peer into the depths of centuries”, there the beginning of the arrival of Africans in France, the beginning of the 19th century, probably? As a result, there are many dark-skinned people in France now. I liked the article, thanks.

Хитрый лис Шарль де Голль и «оранжад» по-французски

Можно ли сравнивать современные «цветные революции» и события 1958 года во Франции?

В сентябре 1958 года на референдуме во Франции получила одобрение новая Конституция.

Хитрый лис Шарль де Голль и «оранжад» по-французски



Этот момент можно считать началом Пятой французской республики - политической системы, которая существует по сей день. Ее творец - легендарный генерал Шарль де Голль.

И сегодняшний материал мы посвящаем малоизвестным событиям, связанным с его приходом к власти. Как ни странно, но между ними и современными оранжевыми революциями есть немало общего.

«События 1958 года во Франции во многих отношениях были похожи на переворот», - утверждал советник Рональда Рейгана Эдвард Люттвак. Согласитесь, звучит необычно. В общественном сознании перевороты не ассоциируются с экономически развитыми странами Европы.

Конечно, все знают, что во Франции свергали монархов и не раз, но это было очень давно. А чтобы во второй половине XX века, и чтобы сам Шарль де Голль вдруг оказался путчистом - это воспринимается с недоверием.

Тем не менее Люттвак - профессионал и бросать слов на ветер не станет. Поэтому давайте присмотримся внимательнее к тому, как символ французского Сопротивления стал президентом страны. А поможет нам в этом классчиеская работа Арзаканяна «Де Голль и голлисты на пути к власти».

Итак, в 1944 году де Голль занимает пост председателя Совета Министров Франции, но уже в 1946 году теряет власть, но не сидит сложа руки, а вскоре создает партию «Объединение французского народа».

Де Голль делает ставку на участие в парламентских выборах. Но даже в лучшие времена, в 1951 году, партия проигрывает коммунистам, набрав лишь 21,6% голосов. В 1953 году следует новая неудача - 10% на муниципальных выборах, и роспуск партии. Де Голль удаляется в свое поместье в Шампани, где и проводит несколько лет в самоизгнании, дожидаясь своего часа. И этот час пробил в 1958 году.

Но чтобы разобраться с обстоятельствами триумфального возвращения де Голля к власти, надо обратиться к предыстории.

Французская политика середины XX века была прочно завязана на так называемом «алжирском вопросе». Алжир был оккупирован Францией еще в 1830 году, и в течение многих лет Париж проводил политику «офранцуживания» этой страны. В результате к 50-м годам XX века в Алжире проживала огромная французская община. Из 9,5 миллионов населения Алжира 1 млн - это выходцы из Европы и их потомки.

Статус Алжира тоже был особым, он не считался колонией, а рассматривался скорее как продолжение континентальной Франции. Поэтому когда в 1954 году Фронт национального освобождения Алжира (ФНО) начал войну за независимость, французы это посчитали сепаратистским мятежом и решили во что бы то ни стало его подавить. При этом целый ряд политиков во Франции считали, что нужно не просто расправиться с повстанцами, но и стимулировать дальнейшую интеграцию Алжира в составе Франции.

Однако ни переговоры, ни репрессивные меры никак не могли решить «алжирский вопрос» в том смысле, о котором мечтал Париж. Движение за независимость усиливалось, а французское руководство все больше впадало в растерянность. Недолговечные кабинеты министров сменяли друг друга, война затягивалась, пожирая огромные средства и человеческие жизни, а «положительного» результата все не было.

Действия власти все больше раздражали армию, в которой стали считать, что с таким руководством и при такой политической системе, победа и вовсе недостижима. Не бесконечная парламентская говорильня, не слабые министры, а только сильная личность, облеченная значительными полномочиями, может привести к успеху. Такая идея получала все больше сторонников.

Голлисты, в числе которых находился бывший министр-резидент (генерал-губернатор) Алжира Жак Сустель развернули широкую пропагандистскую кампанию за возвращение де Голля к власти.

Считается, что сам де Голль относился ко всему это с большой долей равнодушия. Да, почти все время он проживал вдали от Парижа, писал мемуары, лечил пошатнувшееся здоровье. Тем не менее, он не забывал наведываться в столицу и там продолжал общаться со своими сторонниками. Трудно поверить, что столь амбициозный политик, при первой же возможности занявший пост главы государства, вдруг впал в апатию. Скорее его демонстративная безучастность была тонкой игрой. Он просто ждал, когда «народ попросит его на царство». И вот тогда он триумфально сядет в президентское кресло «выполнять волю народа».

Об истинных намерениях пожилого генерала можно судить по очень красноречивой фразе, которую он сказал в 1958 году своего соратнику Мишелю Дебре: «Что нам этот договор, мы его возьмем и разорвем, когда вернемся к власти». Речь шла о соглашениях по созданию Общего рынка.

Отметим два важных момента. Первый: министром обороны в то время был старый товарищ де Голля, участник антифашистского Сопротивления Шабан-Дельмас. Именно по его инициативе официальными представителями министерства обороны в Алжире были назначены два голлиста - Леон Дельбек и Люсьен Нейвирт.

Второй: главные и наиболее боеспособные части французской армии находились тогда в Алжире, а вовсе не в Европе. Дельбек постоянно метался между Алжиром и Парижем, докладывая соратникам о результатах своей деятельности, а деятельность он развел, прямо скажем, кипучую.

Прибыв в Алжир, Дельбек быстро наладил контакт с ключевыми организациями, выступавшими за единство Алжира и Франции. Не гнушался он общением и с лидерами радикалов ультраправого толка, грезивших о вожде во главе Франции. И разумеется, в сфере его интересов была и пропаганда среди высшего военного руководства французского контингента в Алжире. Местные генералы продолжали оставаться последовательными сторонниками решительной борьбы с «сепаратистами».

Не только Дельбек, но и другие голлисты действовали очень активно. Они развернули мощнейшую пропаганду, а формулировки их лозунгов становилась все радикальнее. Появились типичные для революционной ситуации фразы о «правительстве спасения», и даже призывы к восстанию. Сам де Голль был в курсе всех событий. Особенно его интересовало, как идет «обработка» генералов, и в узком кругу соратников он уже не скрывал, что готов вернуться к власти, в случае если народ и армия его призовут.

Весной 1958 года во Франции начался правительственный кризис. Старый кабинет министров ушел в отставку, а нового никак не удавалось сформировать. Партии тянули одеяло каждая на себя, коалиционное правительство не складывалось, и в этих условиях Дельбек встретился с Верховным главнокомандующим армии Полем Эли. Разговор зашел о возвращении к власти де Голля, и стало ясно, что Эли против этого ничего не имеет.

Обратите внимание: де Голль никакого официального поста в тот момент не занимает, не располагает и сколько-нибудь заметной фракцией в парламенте, выборы проиграл, а тем не менее именно его кандидатура обсуждается в верхах как одна из наиболее вероятных и приемлемых. Есть ли основания утверждать, что его возвращение на вершину власти есть исполнение воли народа? По меньшей мере такие основания очень сомнительны.

После долгих согласований, 12 мая 1958 года список министров Кабинета был все-таки сформирован, и его оставалось утвердить в парламенте. В тот же день Дельбек рванул на самолете в Алжир. Он спешил действовать - ведь 13 мая депутаты будут голосовать за нового премьера. О результатах активности Дельбека можно судить по тому, что произошло дальше.

13 мая толпа сторонников «французского Алжира» бросилась на штурм здания местной администрации. Лозунг митингующих: «На штурм, против прогнившего режима!». С помощью грузовика (помните бульдозер с «Майдана»?) погромщики выбили ворота, ворвались в здание и начали крушить что ни попадя.

Командующий парашютной дивизией генерал Массю обратился к протестующим с вопросом: «Чего вы хотите?». «Комитета общественного спасения», - ответил Лагайярд - лидер толпы, глава Ассоциации французских студентов Алжира. «Пишите список», - сказал генерал. Согласитесь, как-то уж очень быстро он согласился с требованиями митинговавших.

Массю - боевой офицер, он не боялся пуль и смерти, а тут вдруг испугался разношерстной толпы? Какую же угрозу представляли собой погромщики? Да никакую. Побузили бы, пошумели и разошлись несолоно хлебавши. Но нет, к ним очень быстро присоединяется генерал парашютной дивизии. То, что дивизия именно парашютная - очень важный штрих. Это же мобильное подразделение, способное мгновенно оказаться в Париже и высадиться, где нужно.

Массю, получив список кандидатов, вписал себя в качестве лидера «Комитета спасения», и более того, внес в число руководителей Комитета еще трех полковников, своих подчиненных. Затем Массю уже в качестве главы мятежников отправил на имя президента телеграмму, в которой потребовал создания правительства общественного спасения, не забыв проинформировать власти о создании в Алжире военно-гражданского комитета.

Когда об этом узнали в парламенте, фракции тут же переругались. Правые шумно радовались, а левые громко называли их фашистами. Характерно, что в парламенте как раз шло утверждение кандидатуры премьера и состава его Кабинета. В крайне нервозной обстановке депутаты поддержали кандидатуру Пфлимлена на посту премьера.

Казалось бы, Пфлимлен начнет энергично противодействовать мятежникам, но не тут то было. Он отправился спать, и просил не будить ни в коем случае. То есть самоустранился от активных действий. Что-то подобное мы уже где то видели, не правда ли? К этому стоит добавить, что и главнокомандующий французской армии Поль Эли запретил стрелять по митинговавшим в Алжире. А тем временем Дельбек вошел в Комитет спасения на правах заместителя Массю.

Считается, что узнав о появлении нового премьера, члены Комитета растерялись и не знали, что делать. И только в этот момент Дельбек предложил Массю призвать де Голля на царство.

В это трудно поверить. Когда планируют мятеж, роли распределяют заранее. Можно поверить в спонтанные действия неорганизованной толпы, да и то, только в том случае, если речь идет о примитивном погроме. Но невозможно себе представить, что боевые генералы, хладнокровные профессионалы, просто ограничатся телеграммой в Париж и заранее не проиграют в голове возможные варианты развития событий. Я убежден, что мятежники с самого начала планировали сделать ставку на де Голля.

Как бы то ни было, Комитет издал воззвание к де Голлю созвать правительство общественного спасения. А главнокомандующий всеми французскими силами Алжира - генерал Салана направил президенту страну телеграмму, где говорилось о «необходимости обратиться к национальному арбитру, чтобы сформировать правительство общественного спасения».

14 мая в Алжире состоялась пресс-конференция Массю и Дельбека, на которой было объявлено, что Комитет не признает правительство в Париже. 15 мая - генерал Салана перед толпой, собравшейся у здания администрации объявил, что полностью поддерживает действия Комитета, и добавил «Да здравствует, де Голль!».

А что же сам виновник торжества? Он долго прятался за кулисами, но теперь пришло время выходить на сцену. Теперь когда создан необходимый камуфляж, когда уже «просят спасти любимую Францию» де Голль милостиво соглашается взять руль государства в свои руки.

19 мая на пресс-конференции де Голль дает положительную оценку действиям военных в Алжире и объявляет о своем желании получить чрезвычайные полномочия на формирование своего кабинета. Не больше не меньше! Однако правительство Пфлимлена еще пока остается у власти, а де Голль, как ни крути, а всего лишь частное лицо. И чтобы еще раз помочь де Голлю Дельбек со товарищи устраивают еще один мятеж, но уже на Корсике, захватив 25 мая все города на острове. А кроме того, алжирские военные составили план высадки парашютистов у Парижа с целью силового захвата власти.

В политическом истеблишменте Франции все больше склонялись к мысли, что будущее за де Голлем. К нему потянулись представители различных политических движений, а 28 мая Пфлимлен подал в отставку. Франсуа Миттеран и ряд других лидеров левых партий пытались сопротивляться приходу де Голля к власти. Они вышли на митинг под лозунгом «Фашизм не пройдет», но поздно. Вскоре президент Республики Рене Коти заявил, что предлагает де Голлю сформировать правительство.

30 мая все ключевые партии страны, за исключением коммунистической, поддержали де Голля.

2 июня в разговоре с Дельбеком де Голль выдал себя с головой, сказав очень важную вещь: «Вы прекрасно сыграли, но признайтесь, что и я также». Все ясно, старый лис с самого начала дергал за ниточки, управляя процессом.

И надо отдать должное де Голлю. Он смог закамуфлировать банальный переворот столь блестящей оберткой, что до сих пор не всякий политолог решится назвать де Голля путчистом.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Сергей-8848 20 сентября 2015 06:48
    Большинство удавшихся переворотов в истории называются революциями, ну а те, которые "не срослись" - памятны нам кам путчи, бунты, мятежи.
    1. Rastas 20 сентября 2015 17:12
      Приход к власти Елизаветы, Екатерины II, Александра I назывались переворотами, а не революциями. Революция - это более масштабное явление, означающее коренное изменение формы государственного устройства.
  2. strelets 20 сентября 2015 07:58
    Поддерживает тебя народ или нет - какая разница? Можно и так все устроить. И все это называется демократией.
  3. parusnik 20 сентября 2015 09:34
    И надо отдать должное де Голлю. Он смог закамуфлировать банальный переворот столь блестящей оберткой..Скажем так, произвел бархатный переворот...и довольно умело..
  4. дудинец 20 сентября 2015 10:23
    так уж сложилось, что в европе во второй половине двадцатого века политик, последовательно добивающийся полного суверенитета своей страны, законным путём власть получить не сможет.так что в данном случае цель действительно оправдывала (довольно-таки, для масштабов и обстановки, бархатные) средства.
    после де Голля франции больше не давали шанса.
  5. EvgNik 20 сентября 2015 13:07
    Как бы то ни было - де Голль был далеко не худшим президентом. Нынешние ему и в подмётки не годятся. Абсолютно беспомощные.
  6. Reptiloid 20 сентября 2015 15:27
    Придётся, видимо,"заглядывать в глубь веков",там начало приезда во Францию африканцев,начало 19 в,наверно?В результате ---множество темнокожих во Франции сейчас. Статья понравилась,спасибо.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня