Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»

Любая современная армия нуждается не только в боевых машинах, но и в различной вспомогательной технике. Для успешного выполнения боевых задач вооруженные силы должны располагать вспомогательными машинами различного назначения, которые будут решать транспортные, строительные и другие задачи, не связанные с непосредственным участием в боях. К примеру, бронетанковым подразделениям нужны бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ). Такая техника должна использоваться для эвакуации поврежденных бронемашин с поля боя и проведения последующего ремонта в полевых условиях. В обозримом будущем российские вооруженные силы должны получить новую технику этого класса.

Еще несколько лет назад появились первые сведения о перспективной унифицированной тяжелой гусеничной платформе «Армата», на базе которой предлагалось строить основные танки, боевые машины пехоты и другую технику, в том числе вспомогательного назначения. В частности, корпорация «Уралвагонзавод» должна была создать новую БРЭМ, которую предлагалось использовать для технического обслуживания перспективных танков.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
Общий вид БРЭМ Т-16



До недавнего времени какие-либо точные сведения о проекте БРЭМ на базе платформы «Армата» отсутствовали. Буквально несколько дней назад ситуация кардинальным образом изменилась. Телеканал «Звезда» показал новый выпуск программы «Военная приемка», посвященный платформе «Армата» и бронетехнике на ее базе. В передаче «Армата – «терра инкогнита» были показаны основной танк Т-14, боевая машина пехоты тяжелого класса Т-15 и бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16. Примечательно, что до программы канала «Звезда» широкая общественность ни разу не видела новую БРЭМ.

Не секрет, что наибольший интерес специалистов и любителей техники вызывают боевые машины, тогда как вспомогательные системы редко удостаиваются большого внимания. Вероятно, это одна из тех причин, по которым БРЭМ Т-16 до недавнего времени не фигурировала в новостях и упоминалась лишь в контексте общих возможностей и перспектив проекта «Армата». Таким образом, все внимание общественности получили перспективные танк и БМП, а ремонтно-эвакуационная машина осталась в тени.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
БРЭМ Т-16 на трассе полигона


Из-за всего этого до недавнего времени имеющиеся сведения о проекте Т-16 носили отрывочный характер. Более того, само название Т-16 стало известно совсем недавно. Перспективной БРЭМ не уделялось достаточно внимания, а основная информация о ней в той или иной мере являлась следствием анализа новостей о всей программе в целом. В итоге почти все сведения о машине Т-16 представляли собой результат размышлений над опубликованными данными.

После оглашения информации о возможности строительства БРЭМ на базе унифицированной платформы «Армата» появились первые оценки облика такой техники. Предполагалось, что новая машина будет построена на том же шасси, что и перспективный танк, а также получит ряд специального оборудования: подъемный кран, лебедку для буксировки поврежденной техники и т.д. При этом подробности проекта официально не раскрывались.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
Т-16, вид спереди-слева. Хорошо видна динамическая защита рубки экипажа


К сожалению, авторы программы «Военная приемка» не стали заострять внимание на перспективной БРЭМ Т-16, ограничившись только коротким рассказом о ее возможностях и перейдя к другой технике семейства. Тем не менее, были оглашены весьма интересные факты об имеющихся характеристиках, а также показана сама машина. Несмотря на короткий рассказ ведущего и специалистов, видеоряд телепрограммы позволяет внимательно рассмотреть новую БРЭМ и сделать некоторые выводы.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16 является очередным представителем семейства техники на базе унифицированной гусеничной платформы «Армата», что сказывается на основных ее чертах. Новая БРЭМ построена на базе унифицированного шасси, также используемого в качестве основы для танка и тяжелой БМП. При этом машина получает доработанный корпус и набор специального оборудования, позволяющий экипажу производить различные операции по обслуживанию поврежденной техники.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
"Герои" телепрограммы "Военная приемка": БМП Т-15 (слева), танк Т-14 (справа сзади) и БРЭМ Т-16 (справа впереди)


В качестве базы для Т-16 используется вариант платформы «Армата» с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Это в первую очередь связано с примененной компоновкой и размещением специального оборудования. Передняя часть корпуса машины отдана под обитаемый отсек с рабочими местами экипажа и сиденьями для перевозки экипажа эвакуируемого танка. По некоторым данным, в корпусе расположено три места экипажа и три сиденья для танкистов.

Броневая рубка экипажа располагается в передней части корпуса и имеет асимметричную конструкцию, выполненную со сдвигом к левому борту. Такое расположение рубки связано с необходимостью установки специального оборудования. Позади обитаемого отсека располагается кормовое моторно-трансмиссионное отделение с силовым блоком.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
Совместное маневрирование танка (слева) и БРЭМ (справа). Хорошо видна корма машины Т-16


Характерной чертой платформы «Армата», отличающей ее от предыдущей отечественной бронетехники, является использование интегрального силового блока. Ранее на танках и другой технике использовались двигатель и трансмиссия, выполненные в виде отдельных агрегатов. В проекте новой унифицированной платформы подразумевается соединение двигателя и коробки передач в единый блок. Такая конструкция силовой установки обеспечивает большее удобство сборки техники на заводе и обслуживания в войсках. В частности, значительно сокращается время, необходимое для замены поврежденных агрегатов.

Как и другие машины семейства, БРЭМ Т-16 оснащается Х-образным многотопливным двигателем мощностью более 1500 л.с. Точное значение максимальной мощности этого двигателя пока засекречено, но отмечается, что он мощнее всех других силовых установок, используемых на отечественных танках. С двигателем сблокирована реверсивная автоматическая коробка передач, имеющая по восемь передач переднего и заднего хода. Последняя особенность, как ожидается, должна повысить подвижность перспективной бронетехники.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
Силовой блок платформы "Армата"


Новая БРЭМ имеет унифицированную с другой техникой ходовую часть. В ее составе присутствует по семь опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. По-видимому, часть катков также оснащается дополнительными амортизаторами, улучшающими характеристики машины. Как и в случае с танком Т-14, конструкция ходовой части рассчитана под неравномерную нагрузку на катки. По этой причине зазоры между первыми тремя парами опорных катков немного больше остальных.

По имеющимся данным, экипаж БРЭМ Т-16 состоит из трех человек: механика-водителя, командира и оператора специальных систем. Они располагаются в передней части корпуса и должны попадать на свои места через люки в крыше. Рядом с люками предусматриваются смотровые приборы для работы в боевой обстановке. Состав оборудования рабочих мест экипажа пока неизвестен. Можно предположить, что пост управления водителя унифицирован с приборами другой техники семейства. В таком случае управление машиной осуществляется при помощи штурвала, рычага коробки передач и двух педалей. Также есть основания полагать, что управление некоторыми специальными системами может осуществляться при помощи встроенных и выносных пультов.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
Монтаж силового блока в корпусе


Главной задачей бронированной ремонтно-эвакуационной машины является выход на поле боя и эвакуация поврежденной бронетехники, что предъявляет особые требования к уровню защиты. С целью обеспечения максимально возможной живучести новая машина Т-16 получила набор мощного бронирования и дополнительных систем, от динамической защиты до специальной электроники.

В программе «Военная приемка» упоминается, что БРЭМ Т-16 оснащается специальной радиоэлектронной системой, позволяющей отражать атаки с использованием управляемого вооружения. Кроме того, эта система способна обезвреживать противотанковые мины с электромагнитными взрывателями. Вероятно, речь идет о системе радиоэлектронной борьбы, унифицированной с оборудованием танка Т-14 и БМП Т-15.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
Специальный стенд для испытаний коробки передач


Защита экипажа и внутренних агрегатов при попадании вражеского снаряда или ракеты обеспечиваются собственной броней машины и набором дополнительного оборудования. Так, лобовая часть корпуса прикрыта блоками динамической защиты и решетчатыми экранами. Из-за некоторых особенностей компоновки специального оборудования динамической защитой оснащена только рубка экипажа. Правая часть лба, в свою очередь, прикрывается решеткой. Левый борт обитаемого отсека полностью прикрыт динамической защитой. На правом бортовом экране располагаются еще несколько таких блоков, над которыми устанавливается решетчатый экран.

Средняя и кормовая часть бортов оснащается набором противокумулятивных решеток. Такое оборудование позволяет защитить машину от противотанкового вооружения, но при этом не мешает охлаждению моторного отсека. Кормовая проекция защищена только собственной броней корпуса и усиленными деталями специального оборудования.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
Установка опорного катка. Сзади видны механизмы дополнительного амортизатора


При необходимости БРЭМ Т-16 может ответить противнику пулеметным огнем. Для этого на крыше рубки экипажа устанавливается дистанционно управляемый модуль с крупнокалиберным пулеметом. С помощью этого оружия экипаж машины может защищаться от пехоты или легкой техники противника.

Для выполнения основных задач, как то эвакуация поврежденной бронетехники с поля боя и выполнение некоторых ремонтных работ, БРЭМ Т-16 получила набор специального оборудования. На нижнем лобовом листе корпуса устанавливается бульдозерный отвал с гидравлическим приводом. Он может использоваться для выполнения некоторых земляных работ, а также служит аутригером при работе с основным подъемным краном. Кроме того, отвал обеспечивает дополнительную защиту лобовой проекции.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
БРЭМ при помощи основного крана поднимает 2-тонный груз. Хорошо видны бульдозерный отвал и лебедка крана


Наиболее заметным элементом специального оборудования является основной подъемный кран. В передней части корпуса, справа от рубки экипажа, располагается небольшая поворотная платформа крана, на которой шарнирно закреплена стрела. С учетом использования на переднем крае стрела изготавливается из броневой стали. Стрела оснащается гидроцилиндром для подъема. Кроме того, в ее средней части предусматривается лебедка с тросом, используемым для подъема грузов. Для выигрыша в силе кран оснащен полиспастом, на подвижном блоке которого закреплен крюк. В походном положении стрела укладывается вдоль корпуса машины, крюк крана закрепляется на кормовом листе. При этом справа стрела прикрывается решетчатыми экранами и фактически является дополнительной защитой рубки от обстрела сбоку.

Для подъема и перемещения грузов стрела поднимается в рабочее положение и при помощи подвижного основания разворачивается вперед. При этом верхний элемент лобового решетчатого экрана откидывается вперед-вниз, не мешая перемещениям стрелы. Максимальная грузоподъемность основного крана пока не уточнялась. В ходе съемок телепрограммы БРЭМ поднимала груз весом около 2 т. По словам представителя Уральского КБ транспортного машиностроения Ильи Онегова, машина Т-16 может поднять и более тяжелые грузы, в том числе силовой блок или башню танка.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
Подъем груза с другого ракурса. Позади боевого модуля стоит оператор с выносным пультом управления


Основной кран предназначен для выполнения различных работ по подъему и перемещению тяжелых грузов, к примеру для замены силового блока техники или ремонта боевых модулей.

Не во всех ситуациях целесообразно использовать основной кран, поскольку его характеристики могут быть избыточны. Для решения таких задач машина Т-16 несет дополнительный манипулятор, установленный в кормовой части корпуса, на левом борту. Это устройство с меньшей грузоподъемностью может использоваться при ремонтных работах или для перемещения сравнительно легких грузов.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
Процесс управления краном с использованием выносного пульта


Известный специалист в области бронетехники Алексей Хлопотов не так давно рассказал в своем блоге курьезную историю, связанную с дополнительным краном. Это устройство отсутствовало в первоначальном техническом задании военного ведомства, однако авторы проекта решили добавить его в инициативном порядке. Военные не одобрили такую инициативу и потребовали убрать второй кран. Инженеры, в свою очередь, проигнорировали это требование и в результате нынешние машины Т-16 несут два крана с разными характеристиками.

Важнейшим нововведением проекта, касающимся эффективности в реальных условиях, является специальное буксировочное устройство. Уральское КБ транспортного машиностроения разработало и запатентовало механизированное сцепное устройство, предназначенное для буксировки поврежденных танков. Такая сцепка выполняет все необходимые операции при помощи собственных приводов по командам с пульта дистанционного управления и не нуждается в непосредственной помощи человека. Благодаря этому экипаж БРЭМ при подготовке к буксировке не должен покидать пределы бронекорпуса и рисковать жизнью. Подобное буксировочное устройство используется впервые в отечественной практике.

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»
Левый борт машины Т-16. Видны защита борта, дополнительный кран и крюк основного


Экипаж ремонтно-эвакуационной машины может выполнять некоторые ремонтные работы. Для этого в составе оборудования Т-16 имеется сварочная аппаратура, инструменты и т.п. оснащение. Таким образом, новая БРЭМ может не только вывозить поврежденную технику с поля боя, но и, при небольших повреждениях, ремонтировать ее самостоятельно и без участия полноценных армейских мастерских.

Перспективная БРЭМ Т-16 в скором будущем должна пройти весь комплекс испытаний и поступить в серийное производство. Для эффективной эксплуатации всей техники на базе унифицированной платформы «Армата» войскам требуются вспомогательные машины, в том числе и ремонтно-эвакуационные. В соответствии с существующими планами до 2020 года армия должна получить 2300 бронемашин на базе платформы «Армата». Точное количество танков, БМП или БРЭМ, входящих в это число, пока не оглашалось. Тем не менее, уже сейчас можно с достаточной уверенностью говорить, что армейским ремонтникам в обозримом будущем придется осваивать новую технику, построенную на базе перспективной унифицированной платформы.
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Кадры из т/п "Военная приемка"

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Программа "Военная приемка", выпуск "Армата - "терра инкогнита"
Читайте также
Комментарии 19
  1. svp67 16 сентября 2015 06:45
    Направление правильное. Вся тяжелая гусеничная техника должна быть МАКСИМАЛЬНО унифицирована.
    1. Darkmor 19 сентября 2015 09:00
      Интересно - когда догадаются унифицировать не только технику, но и вооружение?
      И не только с техникой, но и с мотопехотой?
      Например - снять боевой модуль с поврежденной БМП и вмонтировать его в землю, обеспечив фортификационную точку.
      Или демонтировать 30мм автопушку и установить ее на станок для стрельбы из окопа.
      Часть дополнительного бронепокрытия машин могла бы разбираться, и использоваться для защиты построек или окопов.
      Скажем, сиденья десантного отделения могли бы быть усилены 1-2 керамическими пластинами, совместимыми по размеру с карманом бронежилета.
      Можно сделать так, что выведенный из строя БТР мог бы разбираться буквально по винтику.
  2. казак волгский 16 сентября 2015 07:38
    очень нужная машина и Унификация - ГЛАВНОЕ! Солидарен!
  3. Zaurbek 16 сентября 2015 09:24
    Силовой блок на кадре от Т-90. он V образный. Автор между строк читает наверное медленно. На машину еще бур поставить и можно столбы на шабашке монтировать.
  4. SarS 16 сентября 2015 09:43
    Унификация ради унификации? На деньги от одного БРЭМа можно изготовить два Т-90. А БРЭМы можно делать на базе Т-72, коих на хранении достаточно. А запасные части на Арматы лучше возить не в виде Т-16, а автомобильным транспортом.
    1. Лесной 16 сентября 2015 10:22
      И держать 3 производственные линии, вместо одной, несколько направлений подготовки экипажей и техников? Да и про цену - загнули. Т-90 в самой лучшей модификации со всем обвесом в затылок Т-14 дышит.
      1. SarS 16 сентября 2015 11:31
        А у нас сколько самолетов (а вертолетов)? Давайте все ВВС на Ту-160 переведем! Экономисты,
        1. Cat Man Null 16 сентября 2015 18:05
          Цитата: SarS
          А у нас сколько самолетов (а вертолетов)?

          Гм.. и правда ведь - много winked

          Цитата: SarS
          Давайте все ВВС на Ту-160 переведем!

          Не-а.. не выйдет.. потому как МИГ-31 из ТУ-160 не получится, при всем желании. Не говоря уж о Т-50, например.

          А вот для танка, БМПТ, БРЭМ и прочая - возможно было сделать общую платформу. Что и сделали yes

          И это - правильно.
        2. Лесной 16 сентября 2015 19:43
          У нас в авиации не поставляются самолёты с абсолютно идентичными целями. Разве что машины, которые заменяют на более новые.
      2. SarS 16 сентября 2015 11:31
        А у нас сколько самолетов (а вертолетов)? Давайте все ВВС на Ту-160 переведем! Экономисты,
    2. pv1005 16 сентября 2015 17:51
      Цитата: SarS
      Унификация ради унификации? На деньги от одного БРЭМа можно изготовить два Т-90. А БРЭМы можно делать на базе Т-72, коих на хранении достаточно. А запасные части на Арматы лучше возить не в виде Т-16, а автомобильным транспортом.

      Тоесть вы предлагаете в обозе иметь запчасти и для платформы Арматы и для БРЭМ на базе Т-72? Не жирно будет?
    3. neri73-r 17 сентября 2015 00:24
      Унификация ради унификации? На деньги от одного БРЭМа можно изготовить два Т-90. А БРЭМы можно делать на базе Т-72, коих на хранении достаточно. А запасные части на Арматы лучше возить не в виде Т-16, а автомобильным транспортом.


      Вы наверно забыли, что БРЭМов нужно в разы меньше, экономии не получится!
  5. Russ_Dry 16 сентября 2015 10:00
    я думал 2300 это количество танков, а получается это всего "армат": и т-14, и т-15, и т-16 и т.д.
    сколько ж тогда танков на самом деле то?
    1. Белгород 16 сентября 2015 18:04
      до 2020 года, а дальшее...
  6. 31rus 16 сентября 2015 13:38
    Все правильно,если танк идет в серию ,все должно соответствовать,тзм,Брэм,машина поддержки,командный пункт,разведчик,заправщик,короче вся техника,хорошо что делают побольше бы новых образцов в войска,еще по моим сведениям и Брэм на базе т-72,90могут производить эвакуацию поврежденных машин без выхода экипажа,так что автор чуть перегнул с "первые в России"
  7. Zaurbek 16 сентября 2015 14:33
    серия Т-14-15-16 в обозримом будущем вряд ли станет массовой. Большим достижением будет , если Т-90МС станет "Хребтом" наших войск. Т-14 стит в 2 раза дороже и им, скороее всего, будут оснащены элитные дивизии. Как у немцев с Тиграми.
  8. Гюнтер 16 сентября 2015 17:21
    На мой взгляд(дилетанта) нехватает ковша - окопы рыть.
    Но по любому радует.
    1. pv1005 16 сентября 2015 17:53
      Очки оденьте и увидете соответствующее оборудование. Если вы чегото невидите это не значит что его там нет. hi
  9. kolkulon 18 сентября 2015 05:24
    Окопы рыть? А солдата чем занять?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня