Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»

Любая современная армия нуждается не только в боевых машинах, но и в различной вспомогательной технике. Для успешного выполнения боевых задач вооруженные силы должны располагать вспомогательными машинами различного назначения, которые будут решать транспортные, строительные и другие задачи, не связанные с непосредственным участием в боях. К примеру, бронетанковым подразделениям нужны бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ). Такая техника должна использоваться для эвакуации поврежденных бронемашин с поля боя и проведения последующего ремонта в полевых условиях. В обозримом будущем российские вооруженные силы должны получить новую технику этого класса.

Еще несколько лет назад появились первые сведения о перспективной унифицированной тяжелой гусеничной платформе «Армата», на базе которой предлагалось строить основные танки, боевые машины пехоты и другую технику, в том числе вспомогательного назначения. В частности, корпорация «Уралвагонзавод» должна была создать новую БРЭМ, которую предлагалось использовать для технического обслуживания перспективных танков.



Общий вид БРЭМ Т-16


До недавнего времени какие-либо точные сведения о проекте БРЭМ на базе платформы «Армата» отсутствовали. Буквально несколько дней назад ситуация кардинальным образом изменилась. Телеканал «Звезда» показал новый выпуск программы «Военная приемка», посвященный платформе «Армата» и бронетехнике на ее базе. В передаче «Армата – «терра инкогнита» были показаны основной танк Т-14, боевая машина пехоты тяжелого класса Т-15 и бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16. Примечательно, что до программы канала «Звезда» широкая общественность ни разу не видела новую БРЭМ.

Не секрет, что наибольший интерес специалистов и любителей техники вызывают боевые машины, тогда как вспомогательные системы редко удостаиваются большого внимания. Вероятно, это одна из тех причин, по которым БРЭМ Т-16 до недавнего времени не фигурировала в новостях и упоминалась лишь в контексте общих возможностей и перспектив проекта «Армата». Таким образом, все внимание общественности получили перспективные танк и БМП, а ремонтно-эвакуационная машина осталась в тени.


БРЭМ Т-16 на трассе полигона


Из-за всего этого до недавнего времени имеющиеся сведения о проекте Т-16 носили отрывочный характер. Более того, само название Т-16 стало известно совсем недавно. Перспективной БРЭМ не уделялось достаточно внимания, а основная информация о ней в той или иной мере являлась следствием анализа новостей о всей программе в целом. В итоге почти все сведения о машине Т-16 представляли собой результат размышлений над опубликованными данными.

После оглашения информации о возможности строительства БРЭМ на базе унифицированной платформы «Армата» появились первые оценки облика такой техники. Предполагалось, что новая машина будет построена на том же шасси, что и перспективный танк, а также получит ряд специального оборудования: подъемный кран, лебедку для буксировки поврежденной техники и т.д. При этом подробности проекта официально не раскрывались.


Т-16, вид спереди-слева. Хорошо видна динамическая защита рубки экипажа


К сожалению, авторы программы «Военная приемка» не стали заострять внимание на перспективной БРЭМ Т-16, ограничившись только коротким рассказом о ее возможностях и перейдя к другой технике семейства. Тем не менее, были оглашены весьма интересные факты об имеющихся характеристиках, а также показана сама машина. Несмотря на короткий рассказ ведущего и специалистов, видеоряд телепрограммы позволяет внимательно рассмотреть новую БРЭМ и сделать некоторые выводы.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16 является очередным представителем семейства техники на базе унифицированной гусеничной платформы «Армата», что сказывается на основных ее чертах. Новая БРЭМ построена на базе унифицированного шасси, также используемого в качестве основы для танка и тяжелой БМП. При этом машина получает доработанный корпус и набор специального оборудования, позволяющий экипажу производить различные операции по обслуживанию поврежденной техники.


"Герои" телепрограммы "Военная приемка": БМП Т-15 (слева), танк Т-14 (справа сзади) и БРЭМ Т-16 (справа впереди)


В качестве базы для Т-16 используется вариант платформы «Армата» с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Это в первую очередь связано с примененной компоновкой и размещением специального оборудования. Передняя часть корпуса машины отдана под обитаемый отсек с рабочими местами экипажа и сиденьями для перевозки экипажа эвакуируемого танка. По некоторым данным, в корпусе расположено три места экипажа и три сиденья для танкистов.

Броневая рубка экипажа располагается в передней части корпуса и имеет асимметричную конструкцию, выполненную со сдвигом к левому борту. Такое расположение рубки связано с необходимостью установки специального оборудования. Позади обитаемого отсека располагается кормовое моторно-трансмиссионное отделение с силовым блоком.


Совместное маневрирование танка (слева) и БРЭМ (справа). Хорошо видна корма машины Т-16


Характерной чертой платформы «Армата», отличающей ее от предыдущей отечественной бронетехники, является использование интегрального силового блока. Ранее на танках и другой технике использовались двигатель и трансмиссия, выполненные в виде отдельных агрегатов. В проекте новой унифицированной платформы подразумевается соединение двигателя и коробки передач в единый блок. Такая конструкция силовой установки обеспечивает большее удобство сборки техники на заводе и обслуживания в войсках. В частности, значительно сокращается время, необходимое для замены поврежденных агрегатов.

Как и другие машины семейства, БРЭМ Т-16 оснащается Х-образным многотопливным двигателем мощностью более 1500 л.с. Точное значение максимальной мощности этого двигателя пока засекречено, но отмечается, что он мощнее всех других силовых установок, используемых на отечественных танках. С двигателем сблокирована реверсивная автоматическая коробка передач, имеющая по восемь передач переднего и заднего хода. Последняя особенность, как ожидается, должна повысить подвижность перспективной бронетехники.


Силовой блок платформы "Армата"


Новая БРЭМ имеет унифицированную с другой техникой ходовую часть. В ее составе присутствует по семь опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. По-видимому, часть катков также оснащается дополнительными амортизаторами, улучшающими характеристики машины. Как и в случае с танком Т-14, конструкция ходовой части рассчитана под неравномерную нагрузку на катки. По этой причине зазоры между первыми тремя парами опорных катков немного больше остальных.

По имеющимся данным, экипаж БРЭМ Т-16 состоит из трех человек: механика-водителя, командира и оператора специальных систем. Они располагаются в передней части корпуса и должны попадать на свои места через люки в крыше. Рядом с люками предусматриваются смотровые приборы для работы в боевой обстановке. Состав оборудования рабочих мест экипажа пока неизвестен. Можно предположить, что пост управления водителя унифицирован с приборами другой техники семейства. В таком случае управление машиной осуществляется при помощи штурвала, рычага коробки передач и двух педалей. Также есть основания полагать, что управление некоторыми специальными системами может осуществляться при помощи встроенных и выносных пультов.


Монтаж силового блока в корпусе


Главной задачей бронированной ремонтно-эвакуационной машины является выход на поле боя и эвакуация поврежденной бронетехники, что предъявляет особые требования к уровню защиты. С целью обеспечения максимально возможной живучести новая машина Т-16 получила набор мощного бронирования и дополнительных систем, от динамической защиты до специальной электроники.

В программе «Военная приемка» упоминается, что БРЭМ Т-16 оснащается специальной радиоэлектронной системой, позволяющей отражать атаки с использованием управляемого вооружения. Кроме того, эта система способна обезвреживать противотанковые мины с электромагнитными взрывателями. Вероятно, речь идет о системе радиоэлектронной борьбы, унифицированной с оборудованием танка Т-14 и БМП Т-15.


Специальный стенд для испытаний коробки передач


Защита экипажа и внутренних агрегатов при попадании вражеского снаряда или ракеты обеспечиваются собственной броней машины и набором дополнительного оборудования. Так, лобовая часть корпуса прикрыта блоками динамической защиты и решетчатыми экранами. Из-за некоторых особенностей компоновки специального оборудования динамической защитой оснащена только рубка экипажа. Правая часть лба, в свою очередь, прикрывается решеткой. Левый борт обитаемого отсека полностью прикрыт динамической защитой. На правом бортовом экране располагаются еще несколько таких блоков, над которыми устанавливается решетчатый экран.

Средняя и кормовая часть бортов оснащается набором противокумулятивных решеток. Такое оборудование позволяет защитить машину от противотанкового вооружения, но при этом не мешает охлаждению моторного отсека. Кормовая проекция защищена только собственной броней корпуса и усиленными деталями специального оборудования.


Установка опорного катка. Сзади видны механизмы дополнительного амортизатора


При необходимости БРЭМ Т-16 может ответить противнику пулеметным огнем. Для этого на крыше рубки экипажа устанавливается дистанционно управляемый модуль с крупнокалиберным пулеметом. С помощью этого оружия экипаж машины может защищаться от пехоты или легкой техники противника.

Для выполнения основных задач, как то эвакуация поврежденной бронетехники с поля боя и выполнение некоторых ремонтных работ, БРЭМ Т-16 получила набор специального оборудования. На нижнем лобовом листе корпуса устанавливается бульдозерный отвал с гидравлическим приводом. Он может использоваться для выполнения некоторых земляных работ, а также служит аутригером при работе с основным подъемным краном. Кроме того, отвал обеспечивает дополнительную защиту лобовой проекции.


БРЭМ при помощи основного крана поднимает 2-тонный груз. Хорошо видны бульдозерный отвал и лебедка крана


Наиболее заметным элементом специального оборудования является основной подъемный кран. В передней части корпуса, справа от рубки экипажа, располагается небольшая поворотная платформа крана, на которой шарнирно закреплена стрела. С учетом использования на переднем крае стрела изготавливается из броневой стали. Стрела оснащается гидроцилиндром для подъема. Кроме того, в ее средней части предусматривается лебедка с тросом, используемым для подъема грузов. Для выигрыша в силе кран оснащен полиспастом, на подвижном блоке которого закреплен крюк. В походном положении стрела укладывается вдоль корпуса машины, крюк крана закрепляется на кормовом листе. При этом справа стрела прикрывается решетчатыми экранами и фактически является дополнительной защитой рубки от обстрела сбоку.

Для подъема и перемещения грузов стрела поднимается в рабочее положение и при помощи подвижного основания разворачивается вперед. При этом верхний элемент лобового решетчатого экрана откидывается вперед-вниз, не мешая перемещениям стрелы. Максимальная грузоподъемность основного крана пока не уточнялась. В ходе съемок телепрограммы БРЭМ поднимала груз весом около 2 т. По словам представителя Уральского КБ транспортного машиностроения Ильи Онегова, машина Т-16 может поднять и более тяжелые грузы, в том числе силовой блок или башню танка.


Подъем груза с другого ракурса. Позади боевого модуля стоит оператор с выносным пультом управления


Основной кран предназначен для выполнения различных работ по подъему и перемещению тяжелых грузов, к примеру для замены силового блока техники или ремонта боевых модулей.

Не во всех ситуациях целесообразно использовать основной кран, поскольку его характеристики могут быть избыточны. Для решения таких задач машина Т-16 несет дополнительный манипулятор, установленный в кормовой части корпуса, на левом борту. Это устройство с меньшей грузоподъемностью может использоваться при ремонтных работах или для перемещения сравнительно легких грузов.


Процесс управления краном с использованием выносного пульта


Известный специалист в области бронетехники Алексей Хлопотов не так давно рассказал в своем блоге курьезную историю, связанную с дополнительным краном. Это устройство отсутствовало в первоначальном техническом задании военного ведомства, однако авторы проекта решили добавить его в инициативном порядке. Военные не одобрили такую инициативу и потребовали убрать второй кран. Инженеры, в свою очередь, проигнорировали это требование и в результате нынешние машины Т-16 несут два крана с разными характеристиками.

Важнейшим нововведением проекта, касающимся эффективности в реальных условиях, является специальное буксировочное устройство. Уральское КБ транспортного машиностроения разработало и запатентовало механизированное сцепное устройство, предназначенное для буксировки поврежденных танков. Такая сцепка выполняет все необходимые операции при помощи собственных приводов по командам с пульта дистанционного управления и не нуждается в непосредственной помощи человека. Благодаря этому экипаж БРЭМ при подготовке к буксировке не должен покидать пределы бронекорпуса и рисковать жизнью. Подобное буксировочное устройство используется впервые в отечественной практике.


Левый борт машины Т-16. Видны защита борта, дополнительный кран и крюк основного


Экипаж ремонтно-эвакуационной машины может выполнять некоторые ремонтные работы. Для этого в составе оборудования Т-16 имеется сварочная аппаратура, инструменты и т.п. оснащение. Таким образом, новая БРЭМ может не только вывозить поврежденную технику с поля боя, но и, при небольших повреждениях, ремонтировать ее самостоятельно и без участия полноценных армейских мастерских.

Перспективная БРЭМ Т-16 в скором будущем должна пройти весь комплекс испытаний и поступить в серийное производство. Для эффективной эксплуатации всей техники на базе унифицированной платформы «Армата» войскам требуются вспомогательные машины, в том числе и ремонтно-эвакуационные. В соответствии с существующими планами до 2020 года армия должна получить 2300 бронемашин на базе платформы «Армата». Точное количество танков, БМП или БРЭМ, входящих в это число, пока не оглашалось. Тем не менее, уже сейчас можно с достаточной уверенностью говорить, что армейским ремонтникам в обозримом будущем придется осваивать новую технику, построенную на базе перспективной унифицированной платформы.
Программа "Военная приемка", выпуск "Армата - "терра инкогнита"
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Кадры из т/п "Военная приемка"
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

19 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти