Неравенство в образовании. Только доступное образование сделает Россию сильным государством

59
В современном мире доступность качественного образования становится все более важным компонентом общего социально-экономического и культурного развития государства. Развитие науки и технологий, информатизация и компьютеризация общества обусловливают запрос на квалифицированных специалистов, обладающих качественным и, главное, отвечающим современным реалиям, профессиональным образованием. В то же время во многих странах высшее образование продолжает оставаться практически полностью элитарным, недоступным широким слоям населения. Глобальные тенденции в развитии образования, такие как его коммерциализация, лишь усугубляют существующее неравенство людей в плане доступности высшего образования. Однако и в случае отсутствия установленной оплаты за получение высшего образования, последнее может оставаться недоступным для многих семей, в особенности, если речь идет о качественном и конкурентоспособном на рынке труда образовании. Стоит ли говорить о том, что недоступность образования наносит огромный вред стране, поскольку препятствует получению образования выходцами из семей невысокого достатка. Сколько потенциальных инженеров и врачей, управленцев и преподавателей не получила Россия из-за недоступности качественного образования? И сколько их не получит в будущем, по мере дальнейшей коммерциализации высших учебных заведений?

Система образования и социальное неравенство

Согласно распространенной точке зрения, образование может рассматриваться как инструмент установления равенства людей. Ведь получая высшее образование, даже выходец из низших социальных классов может существенно изменить свое социальное положение. Эта точка зрения была бы справедлива по отношению к советскому периоду отечественной истории, когда ребенок колхозников или рабочих из деревни или провинциального городка мог сделать карьеру в любой сфере деятельности и подняться на самые высокие этажи государственной или партийной иерархии. Однако в современной ситуации не все столь однозначно, поэтому многие философы и социологи, работающие в рамках марксистского направления в общественных науках, рассматривают институт образования как инструмент утверждения социального неравенства. По их мнению, образование лишь усугубляет существующее неравенство и закрепляет разделение общества на «элиту» и базовые слои. Ведь сама возможность получить образование в капиталистическом обществе существует далеко не у всех представителей молодежи. Некоторые не могут позволить себе получение образования по причине необходимости трудоустройства — родители просто не в состоянии финансово обеспечивать повзрослевших детей, другим не хватает культурного уровня и социальных связей, чтобы поступить в университет. В результате, социальное неравенство лишь закрепляется — с большей вероятностью в вузы, особенно предоставляющие качественное образование, поступают люди, которые сами росли в семьях родителей с высшим образованием.

Неравенство в образовании. Только доступное образование сделает Россию сильным государством
— учащиеся элитной английской школы. Фото: london-life.ru

На то, что образование, в том виде, в котором оно существует в современном мире, способствует закреплению социального неравенства, обращали внимание многие видные социологи. Так, Энтони Гидденс утверждает, что переход к практике всеобщего школьного образования в ХХ веке был вызван исключительно объективными процессами — потребностями развивающейся экономики в квалифицированных рабочих и инженерно-технических специалистах. Научно-техническая революция и последовавшая за ней информатизация и автоматизация производства потребовала от предприятий повышенного внимания к уровню подготовки работников, в том числе и на «рабочей сетке». Естественно, что у государства и компаний не оставалось иного выхода, как облегчить доступность образования для выходцев из самых разных слоев населения. Но на социальном неравенстве в западных обществах повышение доступности образования практически не отразилось. Более того — произошло разделение самого института высшего образования на элитный и массовый сегменты. Что такое элитное высшее образование сегодня? Это сотня «топовых» мировых вузов, а на национальном уровне — десятки университетов и институтов, пользующихся особой известностью и престижностью внутри страны. Дипломы данных учебных заведений априори подразумевают наличие качественного образования у их выпускников, но даже они сами по себе не гарантируют трудоустройство на престижную и высокооплачиваемую работу. Неравенство в сфере образования, по мнению Гидденса, закладывается уже со школьной скамьи — разделением учащихся по социальным признакам. Не секрет, что и в России есть частные привилегированные школы, «хорошие» муниципальные школы и «обычные» школы. До того, как было разрешено создание негосударственных образовательных учреждений, школы разделялись на «хорошие», то есть «элитные» и «почти элитные», и «плохие». Главными критериями такого разделения были, во-первых, качество предоставляемых знаний, а во-вторых — социальная принадлежность большинства учащихся. Специализированные языковые, физико-математические, естественнонаучные школы всегда считались более качественными по сравнению с обычными районными школами. В них в лучшую сторону по уровню знаний и навыков отличался преподавательский состав, был более внушителен набор изучаемых предметов. Как правило, еще в начальной школе начиналось изучение первого иностранного языка, в средних классах школы — второго иностранного языка. Полученное в «элитной» школе образование фактически рассматривалось как гарантия поступления в высшее учебное заведение, причем — на престижные факультеты и специальности. В современной России ситуация с разделением школьного образования усугубилась. Кто-то может оплатить частную школу, в которой преподают не просто учителя-предметники, а признанные профессионалы с кандидатскими и докторскими степенями и опытом работы в высших учебных заведениях. Однако большая часть российских семей вынуждена отправлять своих детей в обычные районные школы, качество образования в которых не только оставляет желать лучшего, но и имеет тенденцию к ухудшению. Ведь старые учительские кадры уходят — на пенсию или из жизни, а молодые выпускники педагогических вузов не желают устраиваться работать за мизерную учительскую зарплату. Тем более, что реформы образования значительно усложнили и «бумажную» сторону работы учителя, увеличили его ответственность, а контингент учащихся по дисциплине и уровню знаний намного проблемнее, чем поколение родителей или дедушек-бабушек современных школьников.

Культурный и социальный капиталы как ресурсы образования

Однако на самом деле неравенство в доступе к качественному образованию закладывается еще в детстве и связано с социальным происхождением конкретных учащихся. Французский социолог Пьер Бурдье говорил о том, что капитал может быть трех видов — экономическим, социальным и культурным. Социальный и культурный капиталы являются производными экономического капитала, но именно они в первую очередь определяют социальное неравенство в сфере образования. Социальные позиции в современном обществе передаются по наследству, прежде всего, с помощью культурного и социального капитала. Это связано с тем, что передача экономического капитала в современных условиях усложнилась по сравнению с прошлыми эпохами. Поэтому передача культурного капитала осуществляется с помощью системы образования, которая и распределяет культурный капитал в современном обществе. Социальное неравенство является продуктом воспроизводства культурного капитала. Именно обладание культурным и социальным капиталами оказывают решающее влияние на продвижение по каналам вертикальной мобильности в современном мире. Россия — не исключение. После перекрытия комсомольских и партийных социальных лифтов, с помощью которых любой выходец из далекого села или рабочего поселка мог достичь вершин советской власти, общество в России становится все более иерархичным и поляризованным. Люди, проживающие в одном и том же городе, возможно даже в соседних домах или квартирах (пережиток советского распределения жилья), могут принадлежать к совершенно разным социальным категориям даже не в плане дохода, а в плане обладания социальным и культурным капиталом. По сути дела, эти люди живут в «разных измерениях», хотя и в одном пространстве. Качественное образование способствует трудоустройству в престижные сферы деятельности и быстрому продвижению по карьерной лестнице, в том числе на руководящие должности. Но если прежде возможность получения качественного образования определялась, прежде всего, доходами семьи (а еще раньше — сословной принадлежностью), то сейчас на первостепенные позиции выходят социальные и культурные факторы. Качественное образование с большей уверенностью получают выходцы из обеспеченных семей с высшим образованием, проживающих в столице или крупных городах — региональных центрах. Социальные связи, профессиональная деятельность и образование родителей, место проживания — все эти факторы оказывают непосредственное влияние на получение качественного образования. Пьер Бурдье называет эти факторы объективными ресурсами индивидов. Кроме объективных ресурсов, важную роль в процессе получения образования играют и субъективные факторы. Это — личностные качества каждого конкретного человека, включая его индивидуальные способности, амбиции, самооценку, формируемые жизненные цели и ценности.

По мнению Базила Бернстайна, в непосредственной зависимости от социального происхождения находятся «языковые коды» — формы вербального общения, которые различаются у представителей высших, средних и низших социальных групп. При этом главные различия заключаются не в словарном запасе или речевых навыках, а в способах употребления языка детьми из разных социальных слоев. Для детей из низших социальных классов характерен ограниченный языковой код. В процессе общения они многое не договаривают, поскольку уверены в том, что собеседник владеет данной информацией. Это связано с тем, что многие семьи низших социальных слоев являются носителями определенной субкультуры, которая задает ценности и модели поведения, считающиеся естественными и всем понятными. Представители этих социальных групп могут и не подозревать о том, что другие люди не обязательно осведомлены о каких-либо явлениях, моделях и нормах поведения. Ограниченный языковой код позволяет эффективно передавать практический опыт, но очень затрудняет общение на абстрактные темы. В среднем социальном слое языковой код более развит — здесь дети в меньшей степени акцентируют внимание на частном контексте и способны выражать свое мнение, рассуждая об абстрактных процессах или понятиях. Соответственно, дети, обладающие более развитым речевым кодом, проявляют больший интерес и способности к учебе, легче адаптируются в образовательном учреждении и, впоследствии, поступают в высшее учебное заведение без тех проблем, с которыми сталкиваются представители низших социальных классов.

Социальная поляризация закрепляется в школе

Американские исследователи Самюэль Боулз и Герберт Гинтис рассматривали систему образования в современном мире исключительно как институт, обслуживающий экономические потребности капиталистического общества. В процессе школьного обучения формируются социальные и технические навыки, которые затем позволяют выпускникам работать на предприятиях или продолжать дальнейшее образование. Еще один важнейший компонент школьного образования — дисциплина. В школе ученики получают представление о дисциплине и иерархии, с которой они будут сталкиваться на всем протяжении своей жизни. Фактически, школа является отражением современного общества и позволяет детям постепенно усвоить те модели поведения, которым им придется соответствовать. В школе же происходит и постепенная дифференциация детского коллектива — выделяются более способные, которые после завершения учебы могут поступать в высшие учебные заведения, и менее способные, для которых образование завершается после окончания школы или среднего профессионального учебного заведения. Есть и категория «бунтовщиков», которая бросает учебу в школе и пополняет маргинальные слои (конечно, есть исключения и в этой категории, добивающиеся более высокого положения, чем люди с образованием, но мы сейчас говорим о массовом явлении). По мнению социолога Т. Парсонса, современное школьное образование основано на «двух китах» — мотивационной лояльности и когнитивных способностях личности. Когнитивные способности личности являются врожденными и они же способствуют формированию определенного интеллектуального уровня. Мотивационная лояльность определяется воспитанием школьников, их социальным окружением и именно она задает наличие или отсутствие ориентации на достижение высоких результатов в процессе получения образования, прилежность, отношение к учебному процессу и образовательному учреждению, взаимодействие с учителями и соучениками. В различных социальных слоях отличается и само отношение к высшему образованию. Для представителей образованных слоев населения, формирующих высший и средний классы, получение высшего образования рассматривается как обязательный атрибут подготовки к трудовой деятельности и просто жизни в современном обществе, тогда как низшие социальные классы, которым не требуется высшее образование в их профессиональной деятельности, могут относиться к идее его получения весьма скептически. Немецкий социолог Ральф Дарендорф, рассматривавший, в том числе, и вопрос о неравенстве в сфере образования в Германии, выделял четыре потенциально дискриминируемые в сфере образования категории — дети из сельской местности, дети рабочих семей, девочки и дети семей католиков. Таким образом, класс и пол являются, по мнению Дарендорфа, основными критериями доступности / недоступности качественного школьного и, тем более, высшего образования. Некоторые исследователи включают в число критериев и фактор этнической принадлежности (расовой принадлежности), который также имеет немаловажное значение в обеспечении доступности образования в современном мире.

— средняя школа в Кении. фото: globuslife.ru

Социальная принадлежность учащихся оказывает непосредственное влияние на два ключевых момента в процессе школьного образования — на оценки и на принятие решение о дальнейшем продолжении образования или отказе от поступления в высшее учебное заведение. «Как решение о продолжении обучения, принимаемое в семье, так и оценки, выставляемые учителями в школе, зависят, при равной успеваемости детей, от их принадлежности к тому или иному социальному слою», — пишет немецкий социолог Райнер Гасслер (Гасслер Р. Неравенство шансов на образование: причины и следствие // http://www.cisr.ru/). Как было установлено в результате социологических опросов, желание продолжить учебу, в целом, зависит не от успеваемости, а от социального положения семей школьников. Так, почти все родители «хорошистов» из высшего социального слоя и лишь 38% родителей «хорошистов» из низшего социального слоя собирались отправить ребенка продолжать образование в гимназии. Что касается самих учеников, то среди детей из высшего слоя в гимназию собиралось поступать около 75% школьников, а среди детей низшего слоя — 11% школьников. Различия, как мы видим, крайне существенны. На получение высшего образования нацелены 43% отличников из рабочих семей и не менее 50% посредственных учеников из семей чиновников. Таким образом, неравенство шансов в получении качественного образования в школе не только не сглаживается, но и усиливается. К детям из семей с низким социальным статусом предъявляются завышенные требования, от них ожидают гораздо больших знаний в случае, если они претендуют на дальнейшее продолжение образования. Обратным результатом этого подхода становится выявленный факт слабой успеваемости в гимназиях и высших учебных заведениях именно учащихся и студентов из семей высшего и среднего социальных слоев. Ведь они оказываются в гимназиях и вузах вне зависимости и от собственных мотивационных установок, и от своего реального уровня знаний и восприимчивости к обучению. Райнер Гасслер делает вывод, что равенство шансов на образование и успеваемость не противоречат друг другу, а повышение доступности образования повлекло бы за собой и улучшение успеваемости учащихся. Многие талантливые ребята, которые из-за социального и материального положения своих семей не стали поступать в вузы, могли бы добиться многого и, возможно, стать «светилами» науки, видными государственными деятелями, инженерами — изобретателями. Неравенство шансов на получение образования не оставило им такой возможности.

В результате «массовизации» образования, в ХХ веке удалось практически ликвидировать неграмотность в развитых странах, обеспечить более-менее сносный уровень начальных знаний по основным предметам у большей части населения. Однако современная система образования встречает все более решительную критику, особенно в русле тенденций, получивших распространение в последние два десятилетия. По мнению Боулза и Гинтиса, в школах происходит консервация социального неравенства и ограничение развития личности. Но менять суть школьного и постшкольного образования в условиях сохранения капиталистической парадигмы не представляется возможным, так как образование оказывается лишь одним из институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование сложившейся социальной системы. Пьер Бурдье не случайно рассматривал в качестве основной функции системы образования в современном мире установление и сохранение социальной иерархии.

Социальные факторы российской системы образования

Отечественная традиция высшей школы на протяжении всего советского периода рассматривала равенство возможностей при поступлении в высшие учебные заведения в качестве основного принципа системы образования. Но рыночные реформы внесли свои коррективы и в сферу образования. Появилось большое количество негосударственных высших учебных заведений и коммерческих отделений в государственных вузах, которые предоставляли возможность получения высшего образования за деньги. Естественно, что качество образования в процессе его коммерциализации резко снизилось, поскольку вузам стало невыгодно исключать за неуспеваемость «коммерческих» студентов, от которых прямо зависела значительная часть финансовых поступлений, в том числе и на зарплаты преподавательскому составу. Поэтому любой «коммерческий» студент, который имеет возможность оплачивать обучение и не бросает учебу по собственной инициативе, гарантированно получит высшее образование вне зависимости от реальных знаний и способностей. Как уже говорилось выше, возможность получения высшего образования в современной России зависит как от экономических и социальных, так и от географических факторов. В частности, проживание в отдаленных регионах или в сельской местности, вдали от крупных университетских центров, автоматически снижает возможность получения качественного высшего образования. Далеко не все семьи в состоянии оплатить проезд и проживание в другом городе для своего ребенка, тем более, что нести финансовое бремя по содержанию студента, в большинстве случаев, придется на протяжении пяти лет. Американские и британские социологи, анализируя ситуацию в своих странах в сфере образования, останавливались также на этнических и расовых различиях. Афроамериканцы, индейцы и выходцы из Латинской Америки в США имеют меньшие возможности в получении высшего образования, чем «белые» американцы, иммигранты из Европы и даже из Восточной Азии. Это объясняется, в первую очередь, социальными факторами — условия жизни в «негритянских гетто» и индейских резервациях отнюдь не благоприятствуют хорошей учебе в школе, не мотивируют подростка на формирование жизненной стратегии, направленной на получение высшего образования. В России вряд ли можно считать этнический фактор препятствием к получению высшего образования. В вузах страны учатся представители самых разных национальностей, причем часто даже языковые барьеры не становятся препятствием к получению образования. С другой стороны, последний фактор опасен тем, что снижает «стоимость» диплома на международном рынке труда. Возможность получения образования без приложения реальных усилий действует разлагающе на студенческую массу, а работодатель, видя, что из конкретного вуза выходят некомпетентные специалисты, получившие диплом по итогам коммерческого обучения или в качестве «целевиков», теряет доверие к данному учебному заведению. Можно с уверенностью утверждать, что именно социально-географический фактор в современной России является одним из определяющих доступность высшего профессионального образования, «перекрывая» по своей значимости факт этнической принадлежности.

— общежитие ПТУ в г. Тара Омской области РФ. Фото: http://nnm.me/blogs/girlfriendHudo/ptu_v_glubinke/

Негативные последствия для современного российского общества имеет тенденция смещения приоритетов отечественной образовательной системы в сторону высшего образования, сформировавшаяся еще в 1990-е гг., когда промышленные предприятия стремительно закрывались, а более-менее стоящую работу можно было найти лишь в коммерческом секторе экономики. В результате, в сознании многих российских семей была заложена установка на обязательность высшего образования для детей. При этом большинство абитуриентов и родителей и не скрывали тот факт, что поступление в вуз осуществляется исключительно с целью «получения корочки», без которой не возьмут на приличную работу. Результатом такой «массовизации» высшего образования стало колоссальное перепроизводство дипломированных специалистов, которые, однако, не обладали необходимыми навыками для трудоустройства по специальности. «Трендом» России 1990-х — 2000-х гг. стало появление огромного количества молодых юристов, экономистов, менеджеров, психологов, которые, разумеется, не могли найти себе работу по специальности и занимали те вакансии, для которых, по хорошему, вообще не требуется никакое профессиональное образование — ни высшее, ни среднее, поскольку с выполняемыми функциями позволяет успешно справляться и наличие среднего школьного образования.

Параллельно появлению новых негосударственных и государственных учебных заведений, в которых выпускались специалисты по востребованным абитуриентами специальностям — юриспруденции, экономике, финансам, психологии, менеджменту, происходила деградация системы среднего профессионального образования. Одна из мощнейших в мире систем среднего профессионального образования, созданная в Советском Союзе, была ориентирована на производство квалифицированных рабочих для всех отраслей отечественной промышленности и сельского хозяйства. В условиях краха промышленности и сельского хозяйства в 1990-е гг., большинство рабочих профессий оказались невостребованными. Стали закрываться профессионально-технические училища, резко упало качество обучения в оставшихся средних профессиональных учебных заведениях. Между тем, сегодня, когда промышленность страны стала постепенно оправляться от двадцатилетнего кризиса, многие предприятия не в состоянии укомплектовать свои штаты рабочими специалистами. Квалифицированных рабочих просто нет. Хорошему токарю или фрезеровщику многие предприятия сегодня готовы платить гораздо больше, чем большинству юристов, экономистов или психологов, однако людей, обладающих высокой квалификацией по рабочим специальностям, катастрофически не хватает. Свою роль здесь сыграло и общее падение престижа рабочих профессий, которые были умело дискредитированы в средствах массовой информации и массовой культуре. Процесс дискредитации рабочих профессий и самого статуса «рабочий» начался еще в 1980-е гг. и достиг своего апогея в 1990-е — 2000-е гг., когда рабочая профессия стала синонимом жизненной неудачи. Хорошо, что в последние годы эти наивные представления постепенно развеиваются, но ни работодателям, ни потенциальным рабочим от этого не легче — традиция среднего профессионального образования нарушена, многие учебные заведения прекратили свое существование или утратили преподавательский состав, способный передать действительно полезные навыки. Восстановление полноценной системы среднего профессионального образования сегодня должно стать одной из насущных задач государственной политики России в сфере образования. Причем, возрождение среднего профессионального образования позволит найти работу и многим сокращенным преподавателям высших учебных заведений, не заставляя их менять профессию и род занятий, переучиваться в немолодом возрасте.

Дисбаланс между высшим и средним образованием в пользу высшего, по Гидденсу, характерен для стран «третьего мира» — бывших колоний, в которых промышленность и сельское хозяйство находились на низком уровне развития и не требовали значительного количества специалистов, зато требовалось ограниченное количество административных работников, юристов, экономистов, которых и выпускали в университетах и институтах, причем в количестве, превосходящем реальные потребности стран в специалистах данных профессий. В развитых странах в конце ХХ — начале XXI вв. окончательно утвердилась двухуровневая организация системы образования. Бакалавриат и магистратура стали двумя основными ступенями высшего образования, фактически легитимизировав «раскол» образовательного пространства на элитарное и массовое. Магистратура представляет сегодня элитарный сегмент высшего образования. Поступить в магистратуру в современной России могут далеко не все желающие из числа бакалавров, большая часть мест в магистратурах, особенно по востребованным специальностям, — платная. По большому счету, магистратура задумывалась как институт подготовки управленцев и научно-педагогических работников, а бакалавриат — как институт подготовки специалистов массовых профессий — учителей, инженерно-технических работников, служащих. В европейских странах потребность в бакалавриате мотивировалась социально-демографическими особенностями: в результате «старения» населения Европы и массовых миграционных потоков из стран «третьего мира», возникла необходимость в ускоренной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием из числа мигрантов. То есть, экономические потребности европейских стран продолжают определять их политику в сфере образования. В России потребность в бакалаврах изначально отсутствовала, поскольку, во-первых, далеко не каждый работодатель готов взять бакалавра, рассматриваемого как «недоспециалист», «недоучка», а во-вторых — просто нет потребности в ускоренной подготовке специалистов, особенно в ущерб качеству самой подготовки.

Доступность и качество образования — залог успеха страны

Многие российские ученые и преподаватели очень настороженно, а порой и резко негативно относятся к проводимым в стране реформам в сфере образования. В последние несколько лет опубликовано большое количество статей, посвященных критическому анализу российской системы образования и проводимых в ней реформ. Среди них можно выделить исследования Е.В. Балацкого, который считает, что реформы в сфере образования в современной России сопровождались большим количеством ошибок, которые теперь препятствуют исправлению ситуации ( Балацкий Е. В. Синдром аритмии реформ в системе высшего образования // Журнал Новой экономической ассоциации — № 4(24) — 2015).

— фото: http://fedpress.ru/news/

В современной России количество студентов растет, что вроде как свидетельствует о повышении доступности российского образования. Но, с другой стороны, рост числа студентов происходит на фоне продолжающейся коммерциализации образования. Уже в 2001 г. численность бюджетных мест в российских вузах составляла всего 46%, спустя полтора десятилетия она сократилась до 40%. Между тем, в руководстве Министерства образования и науки поговаривают и о том, не сократить ли количество бюджетных мест до 30% и даже 20% от общего количества мест в вузах. В связи с этим возникает вопрос, о какой доступности высшего образования в таком случае может идти речь, если абсолютное большинство мест в российских университетах и институтах станет платными? Понятно, что данное нововведение может и улучшит финансирование вузов, которые государство все пытается «сбросить» со своего баланса, но сомнительно, что от этого выиграет Россия в целом — и как страна, и как культура и цивилизация. Платное и низкокачественное образование нанесет колоссальный вред российской экономике, будет способствовать дальнейшему подрыву позиций отечественных вузов на международном рынке образовательных услуг. Иностранные студенты не поедут получать некачественное образование, пусть даже и дешевое с их точки зрения. Соответственно, снизится доход вузов от обучения иностранных студентов. Про привлечение иностранных преподавателей в отечественные вузы можно и не говорить — в подавляющем большинстве российских вузов зарплаты профессорско-преподавательского состава находятся на таком уровне, что несравнимы даже с зарплатой неквалифицированных рабочих в европейских странах.

Очень настораживает идея о выделении неких «топовых» российских вузов, которые должны быть ориентированы на вхождение в состав 100 лучших вузов мира, и основной массы вузов, которые получаются, вроде как, второсортными. Этот концепт способствует дальнейшей внутренней дифференциации российского высшего образования, усугублению существующего социального неравенства при поступлении в вузы. Ведь именно «топовые» вузы будут получать основной объем государственного финансирования в виде грантов, субсидий, пособий, стипендий. Соответственно, учеба в «престижных» вузах станет более привлекательной, чем получение образования в обычных университетах и институтах. Но привлечение детей высших социальных слоев в «топовые» вузы вряд ли скажется на качестве образования в последних, скорее — в худшую сторону, поскольку социальное положение родителей или оплата за обучение будут препятствовать исключению неуспевающих студентов и, соответственно, произойдет общее снижение уровня подготовки выпускников. Безусловно, что Россия нуждается в дальнейшем реформировании системы образования, однако задачи модернизации образования следует основывать на реальных потребностях российского общества, учитывая его специфику и тщательно продумывая все позитивные и негативные последствия. В числе мер, которые можно предложить для повышения доступности высшего образования в современной России, следует назвать, во-первых, общее повышение качества среднего образования в стране в сочетании с установлением единообразных стандартов, которые бы уравняли шансы выпускников «элитных» и обычных школ. Как мы видим, единый государственный экзамен все равно не означает подлинного равенства шансов выпускников школ при поступлении в вузы и, тем более, при учебе в вузах после поступления. Во-вторых, талантливые и интеллектуально развитые представители низших социальных групп населения должны получить гарантированную возможность обучения в высших учебных заведениях — не только в смысле бесплатности предоставляемого образования, но и в плане организации материальной помощи на время очной учебы в вузе. Должны быть организованы механизмы выплаты прожиточной стипендии для подобных учащихся, которые лишены возможности пользоваться ощутимой материальной поддержкой родителей.

В-третьих, государство должно оплачивать обучение одаренных студентов из малообеспеченных семей в коммерческих вузах, при условии, что студенты после окончания вуза некоторое время отработают по полученной специальности. Разумеется, должны быть созданы условия нормальной оплаты труда для профессорско-преподавательского состава, причем ставки профессоров, доцентов, преподавателей в вузах должны быть приведены примерно к сходному знаменателю. Недопустимы кардинальные отличия в оплате труда между столичными и провинциальными вузами, способствующие оттоку преподавателей из регионов в столицу и, соответственно, ухудшению качества образования в провинциальных вузах. Возрождение среднего профессионального образования также должно стать важнейшей задачей в общем контексте повышения доступности образования, причем должна быть проработана система переподготовки и повышения квалификации, в том числе получения высшего образования на базе среднего профессионального образования без отрыва от места работы. Кстати, непрерывное образование также следует сделать максимально доступным, поскольку этот шаг позволит достаточно обширным категориям граждан — от домохозяек, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, до бывших военнослужащих и сотрудников полиции, переобучаться, получать новые профессии или восстанавливать старые профессиональные навыки. Учитывая широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, развитие системы непрерывного образования, а также дистанционного образования, вполне осуществимо — разумеется, при необходимом уровне финансовой, организационной, информационной и идеологической поддержки со стороны государства.

От обеспечения доступности образования прямо зависит настоящее и будущее России как сильного и экономически развитого государства. Следует понять, что политика коммерциализации образования приведет лишь к его последующему упадку, что неизбежно отразится и на экономике, и на науке, и на культуре российского государства. Поэтому задачи по обеспечению доступности качественного образования можно считать одними из приоритетных в рамках общей стратегии обеспечения национальной безопасности России.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    17 сентября 2015 06:32
    Длиннопост ниочем.
    Что бы давать образование, нужно понимать, а будет ли возможность им воспользоваться в будущем?
    Сейчас достаточно знать английский (иной иностранный язык), основы работы в 1С и пройти курсы учебные. И все, больше для работы и нормальной зарплаты ничего не нужно. В смысле там уже добрать курсами, заочкой за деньги и нормуль.
    Технари, естественники, гуманитарии в основном нафиг не нужны, либо предлагаемая зарплата не предполагает нормальный уровень жизни.
    Элитарность сейчас определяется сословием и связями, мозги и образование здесь не причем.
    1. +6
      17 сентября 2015 07:21
      Длиннопост ниочем.
      Что бы давать образование, нужно понимать, а будет ли возможность им воспользоваться в будущем?
      Сейчас достаточно знать английский (иной иностранный язык), основы работы в 1С и пройти курсы учебные. И все, больше для работы и нормальной зарплаты ничего не нужно. В смысле там уже добрать курсами, заочкой за деньги и нормуль.
      Технари, естественники, гуманитарии в основном нафиг не нужны, либо предлагаемая зарплата не предполагает нормальный уровень жизни.
      Элитарность сейчас определяется сословием и связями, мозги и образование здесь не причем.


      Ну не скажите.
      Одного знания языка и 1С ( это вовсе ерунда ) недостаточно что-бы иметь возможность нормально зарабатывать. Хотя, смотря что есть понятие - нормально. Кому и 20 000 нормально, а кому - 200 000, маловато. ))
      Но в целом нет. Образование необходимо, хотя-бы просто наличие корочек что у тебя имеется вышка. Иногда и так.
      Насчёт "наличия мозгов" и связей, это верно. В хорошее место попасть сложно.
      И ещё такой фактор, чем меньше образованных людей, тем проще управлять народом в целом.
      1. +9
        17 сентября 2015 08:12
        Цитата: Glot
        И ещё такой фактор, чем меньше образованных людей, тем проще управлять народом в целом.


        С такими руководством Минобразования как у нас, боюсь что в сельской местности школы превратятся в подобие кенийской, что на фото в середине статьи, а в целом наверно верно. Не нужны нашему правительству большое количество образованных людей
        1. -1
          17 сентября 2015 22:59
          А вы в советское время бывали где-нибудь в сельской глубинке, где до областного центра километров 250 и это в Европе? С качеством образования в сельских школах, что тогда, что сейчас, поступить в Вуз на порядок сложнее, чем жителю города, тем более столицы. Кстати, как бы не ругали ЕГЭ, который действительно отупляет детей, он дает больше шансов на поступление жителям провинции.
      2. +6
        17 сентября 2015 10:42
        Цитата: Glot
        Образование необходимо, хотя-бы просто наличие корочек что у тебя имеется вышка.

        Вот к этому сегодня во многом "процесс образования" и скатился. К продаже бумажек с печатями.
        1. +2
          17 сентября 2015 10:54
          Вот к этому сегодня во многом "процесс образования" и скатился. К продаже бумажек с печатями.


          Продажа да, купить можно и диплом, и права, и паспорт если нужно.
          Но не всё продаётся всё таки, и не все идут по этому пути.
          Лично знаю примеры, когда люди в 38, 40 лет шли и поступали в ВУЗы, не покупая дипломы а именно отучившись получали свои вожделенные корочки. Хотя могли пойти более простым путём - купить. Но шли и учились.
      3. +4
        17 сентября 2015 15:50
        Цитата: Glot
        И ещё такой фактор, чем меньше образованных людей, тем проще управлять народом в целом.

        Согласен. Дополню.
        Еще в Древнем Риме прекрасно знали, что «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ИМЕТЬ РАБОВ, ГЛУПО ВОСПИТЫВАТЬ И ОБУЧАТЬ ИХ КАК ХОЗЯЕВ».
        «Образование опасно. Достаточно, если они (славяне) будут уметь считать до ста... Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Любое знание, данное им (славянам), в лучшем случае превращается у них в полузнание, которое делает их недовольными и анархичными. Вот почему идея создания университета в Киеве должна быть отброшена(Адольф Гитлер).
        «Необходимо поддерживать низкий образовательный уровень славян. Следовательно, надо применять соответствующую школьную политику. Трёхклассные школы уже дают слишком высокое образование». (Эрих Кох).
        «Высокий уровень образования опасен для страны и приводит к революциям. В любом законе об образовании заложена революция. Чем больше высокообразованной молодежи, тем она опаснее для нас. Они будут свергать власть каждые 10 лет. Надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности… Если мы раскрутим образование, мы сами обречем нашу власть на уничтожение».
        И чье же это последнее высказывание? Может это Адольф Гитлер или его подручные: Мартин Борман, Эрих Кох, Генрих Гиммлер, Йозеф Геббельс?
        Нет. Это выступление в Государственной Думе РФ вице-спикера российской Госдумы, лидера ЛДПР Владимира Жириновского в 2012 году при обсуждении закона «Об образовании в РФ».
    2. Комментарий был удален.
      1. -1
        17 сентября 2015 18:39
        Цитата: поляр
        Вот лично вас мозги и образование действительно будут только обременять. Так что вперед к успеху! Без мозгов и образования. Ждем результатов

        Хоть один нормальный ответ на "долбоклюйский" комент.Плюс поляр.
    3. Комментарий был удален.
    4. +3
      17 сентября 2015 09:35
      Доступное образование и равенство при капиталистическом способе производства невозможно априори. Статья - даже не научная фантастика. Систему менять надо.
      1. +2
        17 сентября 2015 09:41
        Нынешняя система не предусматривает качественного образования. Баранами не только легче управлять, но стричь их проще.
      2. +2
        17 сентября 2015 10:45
        Цитата: сибиралт
        Доступное образование и равенство при капиталистическом способе производства невозможно априори.

        Здесь, чуть ниже по ветке, писал человек из Греции (Штык). Там образование, включая высшее, бесплатное. В Греции не капитализм? Капитализм.
        А на Украине (и в окрестностях), в основном платное. И капитализмом там нигде не пахнет.
        Какие-то противоречий фактов со своими словами заметили?
      3. 0
        17 сентября 2015 11:00
        Цитата: сибиралт
        Доступное образование ... при капиталистическом способе производства невозможно априори

        Да ну? belay

        Высшее образование, как начальное и среднее, является бесплатным для всех граждан ОАЭ. Основные высшие учебные заведения: Университет Объединенных Арабских Эмиратов в Аль-Айне (осн. в 1977; св. 15 тыс. студентов); Высшие технологические колледжи в Абу-Даби (осн. в 1988), в Аль-Айне (осн. в 1988), Дубае (осн. в 1989) и Рас-эль-Хайме (осн. в 1989); Инженерный колледж Этисалата в Шардже; Университет науки и технологий Аджмана (осн. в 1988); Университет Шарджа (осн. в 1997); Американский университет Шарджа (осн. в 1997); Университет Аль-Байян (осн. в 1997; первый частный университет в Абу-Даби); Дубайский авиационный колледж (осн. в 1991–1992). Многие граждане ОАЭ получают высшее образование в США, Великобритании, других арабских странах

        Цитата: сибиралт
        Систему менять надо

        Дык.. меняйте, кому стоИм? wink
      4. 0
        17 сентября 2015 23:19
        Могу рассказать реальную историю про поступление в Высшую школу экономики, которую считают оплотом нынешних либеральных экономистов, а значит, капиталистов. Для тех, кто не добрал 5 баллов по ЕГЭ на бюджетный набор, ВУЗ предлагает за свой счет 90% скидку при обучении на платной форме на первый семестр. Далее, если по итогам рейтинга студент оказывается среди лучших, ему представляют скидку от 50 до 100% на обучение или переводят на бюджетную форму. Лучшим студентам институт платит за свой счет стипендию.
    5. +1
      17 сентября 2015 11:34
      Может и так. Но в беседе с человеком даже на самые обыденные темы уже через 10 минут понимаешь "классическое" у него образование или "взлет-посадка". Узкий специалист "подобен флюсу" laughing То что образование должно быть практически востребованно в будущем человека это бесспорно, для этого нужно просто отвественней подходить к выбору специальности, а не ломиться бездумно в экономисты и юристы. Многие организации в настоящее время в связи с кадровым голодом готовят и обучают работников под себя, оплачивая им учебу, что для начинающих прекрасная возможность. В общем было "что-то" здравое в системе советского госплана и принудительного распределения выпускников ВУЗов.
  2. +14
    17 сентября 2015 06:47
    К сожалению нынешнему поколению сравнивать не с чем, только с забугрённым образованием. А мы, старшее поколение, долго, долго будем вспоминать советскую среднюю и высшую школу, и то качество образование которое они давали...
    1. -16
      17 сентября 2015 07:00
      Которое они давали... очень однобокое. Математика, физика - где были интересы обороны страны - да, а история,и прочие науки? Социологии вообще не было. Был "научный коммунизм!" Или Вы тащились от лекций по истории КПСС? Я - нет, хотя сам их и читал.
      1. +13
        17 сентября 2015 07:10
        Цитата: kalibr
        К сожалению нынешнему поколению сравнивать не с чем, только с забугрённым образованием.

        Я сейчас в Греции, так образование здесь, в том числе и высшее - бесплатное! Это в стране которой экономический сердце предрекали. Страна живет и думает о будущем. А вы тут - "Г е й р о п а" понимаешь. hi
        1. +4
          17 сентября 2015 07:15
          Цитата: Штык
          Я сейчас в Греции, так образование здесь, в том числе и высшее - бесплатное! Это в стране которой экономический сердце предрекали.

          Может это одна из причин, почему ее так гнобят?
          Белая ворона?
          1. +1
            17 сентября 2015 10:36
            Цитата: Бабр
            Может это одна из причин, почему ее так гнобят?

            Никто ее не гнобит. Долги просто надо отдавать. Чужое, взятое на время. Так принято в приличном обществе.
            1. 0
              17 сентября 2015 13:31
              Никто ее не гнобит. Долги просто надо отдавать.,,
              конечно ,, не гнобят ,, просто усадили страну на чужие финансы,обрубив промышленность,с/х-во.теперь все на продажу.по-сути превратив в колонию.
              1. +2
                17 сентября 2015 13:37
                Цитата: kotvov
                просто усадили страну на чужие финансы,обрубив промышленность,с/х-во.теперь все на продажу.

                Т.е. деньги их заставляли брать в долг под страхом смерти?
                Цитата: kotvov
                по-сути превратив в колонию.

                Вы большой фантазер. Особенно если учесть, что сегодня в мире и 5 государств, которые более или менее независимы, найти не получится.
              2. +2
                20 сентября 2015 01:03
                Цитата: kotvov
                конечно ,, не гнобят ,, просто усадили страну на чужие финансы,обрубив промышленность,с/х-во.теперь все на продажу.по-сути превратив в колонию.

                А сами греки ну так сильно сопротивлялись, так сопротивлялись... Да они всю жизнь захребетниками были, только на долгах и жили. Редкие моменты всплеска ни в счёт. А так, на халяву, и образование бесплатное можно для всех желающих. Вот только не надо забывать, что платить всё-таки надо за всё.
      2. +7
        17 сентября 2015 07:14
        Цитата: kalibr
        Которое они давали... очень однобокое. Математика, физика - где были интересы обороны страны - да, а история,и прочие науки?

        - химию забыли
        - литература (очень неплохая), история какая-никакая - но была
        - труд, блин! У нас с пятого класса день в неделю был - слесарка, столярка.. потом станки - токарный, фрезерный.. и не просто так - для завода всякую мелочь шаманили..

        И много всякого всего еще..

        Цитата: kalibr
        Социологии вообще не было

        Как по мне, так и хорошо, что не было

        Цитата: kalibr
        Был "научный коммунизм!" Или Вы тащились от лекций по истории КПСС? Я - нет, хотя сам их и читал

        ЫЫЫЫЫ !!! У нас так самый прикольный урок был.. группа была неглупая и зубастая..

        - Юнович! Вы мне мешаете!!
        - Как, УЖЕ??
        - Юнович, выйдите вон!!

        laughing
        1. -1
          17 сентября 2015 08:08
          Мы тут о личном говорим или "вооще"? Вам может быть и не надо, а обществу надо!Или вот это - "история какая-никакая". Вот она нам "какая-никакая" и аукается!
          1. +5
            17 сентября 2015 08:40
            Цитата: kalibr
            Мы тут о личном говорим или "вооще"? Вам может быть и не надо, а обществу надо!Или вот это - "история какая-никакая". Вот она нам "какая-никакая" и аукается!


            Вы с вашей социологией сможете ядерный реактор спроектировать, конструкцию моста просчитать, новые материалы найти для для той или иной техники, вывести новые сорта пшеницы? Таки нет. Поэтому нечего тут плакать о социологии.
            1. -1
              17 сентября 2015 16:23
              А Вы с Вашим реактором можете организовать выборы так, чтобы победил нужный Вам человек?
              1. +2
                17 сентября 2015 18:57
                Цитата: kalibr
                А Вы с Вашим реактором можете организовать выборы так, чтобы победил нужный Вам человек?

                Не знаю, не пробовал. А у вас есть положительный опыт организации выборов с реактором? smile
                1. 0
                  17 сентября 2015 20:51
                  С реактором нет, а вот с выборами есть. Я с 1995 года преподаю ПР и рекламу и наши студенты и выпускники кем только и где не работают и очень успешно!
          2. +2
            17 сентября 2015 09:02
            Цитата: kalibr
            Мы тут о личном говорим или "вооще"? Вам может быть и не надо, а обществу надо!

            Гм.. мое ИМХО, что слишком много сейчас развелось всеразличных соци-олухов, полит-олухов и прочих политтехн-олухов.

            Так что грузить этим детей в средней школе, ИМХО, глуповато.

            Цитата: kalibr
            "история какая-никакая". Вот она нам "какая-никакая" и аукается!

            "Какая-никакая" - относилось к "наполнению" курса. Вы же знаете, наверное, что курс истории - он переписывается с ренулярностью, достойной лучшего применения yes

            Так вот, у меня этот курс был 70-х годов образца. И все.

            А преподавали - очень качественно. Мне вообще повезло со школой.

            PS : Ааааа!!! Я там русский язык забыл!!!

            А то сейчас "новое поколение" такое порой пишет, что не знаешь - смеяться или плакать уже.. так вот - тоже очень качественно учили..
      3. 0
        17 сентября 2015 09:44
        Честно, такую хеpню ты написал, ую, что даже объяснять неохота недальновидность вашего мышления.
      4. +6
        17 сентября 2015 15:40
        А может быть Вы так их читали? Так это не предмет виноват, а педагог. В моем гуманитарном ВВУЗе один преподаватель так талантливо рассказывал о бронетехнике, что на его лекциях не спали даже откровенные примитивы. Другой, давал такой доказательный расклад общественно-политической обстановки, что никаким лекторам ЦК КПСС не снилось. Любовь к истории мне привили в школе,(далеко не московской), где наряду с родителями научили мыслить самостоятельно и отличать исторические факты от бреда о "славянах, построивших Великую китайскую стену).
  3. +12
    17 сентября 2015 06:49
    Да, мы пустил под нож систему социальных лифтов. А ведь она неплохо оживляла и оздоравливала элиту. Теперь расслоение общества неуклонно растет. В городах уже появляются районы (а значит и школы) с плохой репутацией, будущие гетто. Надо возвращать старое доброе качественное образование.
    1. -8
      17 сентября 2015 06:58
      Это когда у нас были лифты? Геронтократия - да была! А лифты... они и сейчас есть! Номер бюста у девушки открывает любую дверь!
      1. +8
        17 сентября 2015 08:54
        Цитата: kalibr
        Это когда у нас были лифты? Геронтократия - да была! А лифты... они и сейчас есть! Номер бюста у девушки открывает любую дверь!

        А вам до какого этажа? Вам прямо сразу в президенты и генеральные секретари ЦК? А собственно это почему? Потому что вам так хочется? Лифты были и работали не всегда хорошо, но работали. А теперь они не нужны ибо куда я всю свою родню дену если эти самые таланты все места теплые займут не на завод же слесарями их посылать?
        1. -1
          17 сентября 2015 16:26
          А почему такой снобизм? Не на завод... А может быть они большего-то и не стоят? Или у Вас есть заверенная печатью уверенность в обратном? Массажисты сейчас хорошо получают...
          1. +1
            17 сентября 2015 19:12
            Цитата: kalibr
            А почему такой снобизм? Не на завод... А может быть они большего-то и не стоят? Или у Вас есть заверенная печатью уверенность в обратном? Массажисты сейчас хорошо получают...

            Ну какой снобизм, о чем вы? Просто мне ваши интересы не интересны, ничего личного, таки бизнес. Если ради того чтобы я и мои родственники жили в роскоши надо чтобы вы и все остальные работали за еду, почему нет, если есть такая возможность. Увы, дворцов и яхт на всех не хватает. smile
            1. +1
              17 сентября 2015 20:53
              Их никогда и ни кому не хватает и не хватит. Это понятно. Но Вы же иронизируете над моими словами. А я над Вашими!
    2. +2
      17 сентября 2015 23:25
      В советские времена важным социальным лифтом было не образование, а членство в КПСС. Была тут у нас одна комсомолка, которая выполняла любые пожелания старших товарищей по партии. Так она потом до Зам губернатора доросла.
  4. +1
    17 сентября 2015 06:57
    Цитата: moskowit
    К сожалению нынешнему поколению сравнивать не с чем, только с забугрённым образованием. А мы, старшее поколение, долго, долго будем вспоминать советскую среднюю и высшую школу, и то качество образование которое они давали...

    Это точно yes

    Цитата: strelets
    Да, мы пустил под нож систему социальных лифтов. А ведь она неплохо оживляла и оздоравливала элиту

    А что за "система лифтов" такая была? В 80-х и дальше была одна, на моей памяти - через КПСС. А КПСС уже в то время была гадюшник тот еще (начиная от горкома - так точно.. серпентарий натуральный).

    ИМХО, да..
    1. 0
      17 сентября 2015 08:13
      Вот я тоже об этом написал и тут же получил минус. Значит для кого-то была система... И вот вспомнил стишок моей молодости: "Один депутат с довоенной поры на съезды все ездил упорно, глаза покраснели от красной икры, душа почернела от черной!" Не я придумал, а "новая историческая общность людей советский народ".
      1. +1
        17 сентября 2015 08:59
        Цитата: kalibr
        "Один депутат с довоенной поры на съезды все ездил упорно, глаза покраснели от красной икры, душа почернела от черной!"

        Надо же, года идут ничего не меняется. Меняем "новая историческая общность людей советский народ" на "новая историческая общность людей российский народ" и лыко ложится ровно в строку.
      2. +2
        17 сентября 2015 14:55
        "Один депутат с довоенной поры на съезды все ездил упорно, глаза покраснели от красной икры, душа почернела от черной!" Не я придумал, а "новая историческая общность людей советский народ".


        Ну-у-у, давайте уж утрировать то не будем.
        Папанька мой на заводе всю жизнь, то плавильщиком то слесарем. Мать, обычным бухгалтером. Но икру ели и красную и чёрную. Было доступно.
        А сейчас, кто может себе позволить чёрной то ? Депутат/банкир/топманагер и тд.. ? Да, и то, не всегда. Хотя кто-то и всегда . )))
        Так что насчёт икры то не нужно. Помним ещё ТЕ времена то.

        И про историю тут речь зашла. Типа раньше "кое какую" преподавали. Зато сейчас раздолье. Выбирай любую, какую хочешь. ))) Такого блин порасскажут да понапишут, ой, фантасты нервно курят в сторонке. ))))) И всё - "правда". )))
        1. 0
          17 сентября 2015 20:55
          Вы читаете здесь мои статьи? И где в них ложь или "все, что хочешь"? Где фантасты нервно курят? Хотя бы один пример найдите!
          1. 0
            17 сентября 2015 21:55
            Вы читаете здесь мои статьи? И где в них ложь или "все, что хочешь"? Где фантасты нервно курят? Хотя бы один пример найдите!


            Нет, не читал. А они есть ? ))
            И про проблемы с историей, это я не о Вас, это общая тенденция нашего времени.
            Каждый сам себе "академик" и учить истории может и бывший автослесарь или музыкант, и журналист или вообще не весть кто.
            Но если Вы пишите что-то по истории, дайте ссылочку, прочту.
      3. Комментарий был удален.
      4. +2
        17 сентября 2015 15:58
        Цитата: kalibr
        Вот я тоже об этом написал и тут же получил минус. Значит для кого-то была система...


        Коллеги. НЕ КОРМИТЕ ТРОЛЛЕЙ, типа kalibr!
        Не ввязывайтесь. Троллей, как и тараканов, до конца извести нельзя. Избавься от одного, на его место всегда придёт новый – идиотов и социопатов очень много.
        Самое страшное для тролля - когда на него не обращают внимания. Тролль просто заскучает и уйдёт на новые "пастбища". Но перед этим он вылезет из кожи, чтобы всё-таки привлечь к себе внимание - в ход пойдут личные оскорбления, флуд, и тд, и тп.
        С уважением
        1. -1
          17 сентября 2015 16:28
          А разве я кого-то лично оскорблял? Просто общение...
  5. +7
    17 сентября 2015 07:53
    От обеспечения доступности образования прямо зависит настоящее и будущее России как сильного и экономически развитого государства....Как-то вот плохо понимают ещё...Спасибо,Илья ,за представленный материал...
  6. +10
    17 сентября 2015 08:01
    Как ни крути, но советская система образования действительно давала шанс любому, кто учился и в любой школе! Я имею в виду базовые знания, а не "научный коммунизм". Сейчас, тупого и ленивого дитя пихают в "элитную" школу. Из нее он выйдет в лучшем случае натасканным "середнячком" и будет пропихан дальше, а действительно способный - просто не сможет получить необходимые знания, потому, что родители не "элитные".
    Я не ностальгирую, но посмотрите, в советское время сколько великих ученых, деятелей культуры, просто великих людей пришли из самых дальних "медвежьих углов". А сейчас? "Необразованное стадо легче гнать - куда надо!" Причем пробелы нашего образования, заполняют "нужными знаниями" "учителя" которым Россия поперек горла!
    1. -7
      17 сентября 2015 08:10
      Вы видели встречу Путина с современными талантливыми детьми из самых медвежьих углов? У многих лица именно... такие! Так что это не блат. Такие таланты всегда были и будут, это от строя не зависит!
      1. +7
        17 сентября 2015 09:10
        Цитата: kalibr
        Такие таланты всегда были и будут, это от строя не зависит!

        Зато от строя зависит сколько из них реально смогут реализовать свой талант и принести пользу Родине.
        1. +10
          17 сентября 2015 10:01
          Цитата: IS-80
          Зато от строя зависит сколько из них реально смогут реализовать свой талант и принести пользу Родине.

          В прежние времена по пальцам пересчитать: Ломоносов, Кулибин.... В советские времена - масса генеральных конструкторов, артистов и т.д. Ныне - вообще никого, одни эффективные...
          1. 0
            18 сентября 2015 00:08
            Цитата: ССИ
            В прежние времена по пальцам пересчитать: Ломоносов, Кулибин.... В советские времена - масса генеральных конструкторов, артистов и т.д. Ныне - вообще никого, одни эффективные...

            Сергей Иванович позволю себе с Вами не согласиться, до революции было много выдающихся ученых в России, научная школа была довольно сильная, на высоком мировом уровне.
            Это сейчас в России что то непонятное творится, верхушка о будущем не беспокоится.
  7. +4
    17 сентября 2015 08:06
    Автор смотрит на проблему не с той стороны. Если взять в качестве примера мои две "вышки", то первое было получено до развала Союза, а второе уже в двухтысячных. Так вот: подход был совершенно разный. Во второй раз меня учили решать задачи, а в первый - искать способы решения задач. И сейчас тоже приходится сталкиваться с молодыми специалистами, которые, встречая незнакомую проблему, просто тупо щелкают клювом. А ведь если производство новое, то любую проблему приходится решать заново. Чему удивляться, если у нас самому молодому из технологов 35 лет и он один, кому меньше сорока?

    Школа (в том числе высшая) больше не учит включать мозги - вот в этом проблема, а не в плате за образование.
    1. +2
      17 сентября 2015 10:03
      Цитата: RiverVV
      Школа (в том числе высшая) больше не учит включать мозги - вот в этом проблема, а не в плате за образование.

      Полностью согласен. Любая нестандартная ситуация вводит молодёжь в ступор. А уж когда начинаешь говорить что способов решения конкретной задачи может быть много, так это вообще вызывает разрыв мозга. Вот подайте пошаговую инструкцию(или как сейчас модно говорить - дорожную карту), тогда другое дело. Правда встречаются исключения, что очень радует.
    2. +1
      17 сентября 2015 11:42
      Высшее образование в Израиле постепенно становится
      проектальным.
      Т.е. вся учеба - непрерывная цепочка курсовых проектов.
      Каждый проект дается на группу из 3-4 человек.
      Составляют темы проектов, как правило, частные фирмы по "горячим темам".
      Они участвуют и в проверке результатов. Лучших студентов
      сразу берут работать в лабораториях фирм параллельно с учебой.
      На часть ставки, и платят хорошо. Такой студент со стажем сразу после получения
      диплома может стать руководителем среднего звена в фирме.
      Лекций меньше, больше само-обучение по учебникам, материалам из
      сети и научным статьям.
      И, конечно, непрерывные контрольные и промежуточные экзамены.
      Но одно списывание, одна шпаргалка - ты вылетаешь из универа
      или колледжа "с волчьим билетом" (запрет на два года учиться в любом
      ВУЗе).
      1. 0
        17 сентября 2015 12:13
        Цитата: voyaka uh
        Высшее образование в Израиле постепенно становится
        проектальным.
        Т.е. вся учеба - непрерывная цепочка курсовых проектов.

        Это не в Израиле, это в мире так. В мире и лечат по-другому. И учат. И вообще, живут.
        Мир, он вообще немного в другом измерении живет. Современном. Мир смотрит и движется вперед, а не "отстаивает исторические завоевания". Кто успеет перестроится, выживет. Кто не успеет, исчезнет. Растворится в глубине веков. Так было всегда, и так будет всегда. Эволюция человеческого общества называется.
        1. 0
          17 сентября 2015 13:29
          Интересно, почему тогда Израиль все время воюет? Умные там все, начитанные... а вот не любят их почему-то. Странно. Наверное он скоро тоже растворится в какой-нибудь глубине веков, как это уже было когда-то...
          1. 0
            17 сентября 2015 13:34
            Цитата: RiverVV
            Наверное он скоро тоже растворится в какой-нибудь глубине веков, как это уже было когда-то...

            Все может быть. Но это вопрос не ко мне.
          2. Комментарий был удален.
          3. -1
            17 сентября 2015 14:45
            " Умные там все, начитанные... а вот не любят их почему-то"///

            Сами же и ответили на свой вопрос: потому и не любят... fellow
            1. +3
              17 сентября 2015 15:11
              Наверное все-таки за что то другое. Отсюда мораль: начитанность не означает, что человек способен уживаться с соседями.
  8. +4
    17 сентября 2015 09:11
    Любую систему разрушить легко,
    а создать, не у каждого получается.
  9. 0
    17 сентября 2015 09:37
    Статью бы Президенту переправить... Чтобы взбодрил Минобр, и те перестали ней маяться.
    1. +7
      17 сентября 2015 10:05
      А Вы уверены, что он захочет ее прочитать?
  10. +4
    17 сентября 2015 09:59
    А пока мы как ...... ждем заседание Федеральной резервной системы США (ФРС),которое состоится сегодня вечером, на котором определяется ближайшее будущее цен на нефть, курса доллара и в конечном счете курс рубля.
  11. +2
    17 сентября 2015 10:05
    Можно в чём-то не соглашаться с автором, но проблема Российского образования им поднята грамотно и аргументированно.
    Статья интересная и нужная.

    Вот только-бы, неплохо было-бы, если-бы

    Многие российские ученые и преподаватели очень настороженно, а порой и резко негативно относятся к проводимым в стране реформам в сфере образования.


    указанная во фразе категория, начала-бы проводить какие-либо действия, а не просто констатировать "коматозное" состояние Российского образования, навязанное нам гайдарами и иже подобными уродами "made in USA"

    Вот типа так. Орфография умышленна.
  12. +2
    17 сентября 2015 10:31
    Слишком много букав. wink В целом всё верно, но некоторые существенные аспекты лишь слегка затронуты. Например в одном вузе (в названии которого есть слово "Государственный"), в котором я работал до пенсии, средний возраст профессорско-преподавательского состава 65 лет. То есть еще каких-то 5 лет и этот вуз сам собой прекратит свое существование...
  13. 0
    17 сентября 2015 11:02
    Доступность качественного образования как среднего так и высшего заметно снизилась и к сожалению продолжает снижаться.
    Что с этим делать, какие принять меры, какие возможны рычаги воздействия - вопрос. Использовать образец советского образования или разрабатывать новый стандарт, под современные требования и реалии, но ситуацию нужно менять и по возможности быстрее.
    А современные требования таковы, что уже надо учить учиться.
  14. +2
    17 сентября 2015 11:17
    Требования к высшему образованию необходимо поднимать в разы в России. Высшее образование не должно означать обычную корочку которую можно приобрести в любом переходе. Это должен быть документ удостоверяющий высокий уровень профессионального знания, наличие хороших навыков и высокий интеллектуальный уровень его носителя.

    Половина или больше учащихся наших вузов ходят туда лишь для тусовки, не занимаясь углубленным изучением их предметов, не уважая труд преподавателей которые они вкладывают в их пустые головы. Многие учатся только на основе взяток, которые в провинциальных вузах так малы, что сил их платить хватает практически у всех желающих.

    Уровень знаний, программа из-за таких нерадивых учеников очень низок. Когда я учился в строительном университете, я выступал за усиление предметов и более тщательный отбор абитуриентов. По моим прикидкам только 25-30% достойны того что бы получить высшее образования. Это люди которые действительно учатся и двигают науку. Они не относятся к образованию как к обычной корочке. Всех остальных, будь моя воля я бы с удовольствием отчислил, перенаправив средства на их обучение тем 25-30% населения которые справятся с программой.

    По этой же логике, я бы оставил только 25-30% университетов России, остальные переквалифицировав в профессиональные училища или же закрыть за ненадобностью и отсутствием спроса из-за понизившегося статуса учебного заведения.
    Только так высшее образование в России сможет перейти на качественно больший уровень, даст хороший старт специалистам своего дела и укрепит авторитет и силу нашего государства.
    1. +1
      17 сентября 2015 11:27
      Цитата: aviator1913
      я бы оставил только 25-30% университетов России, остальные переквалифицировав в профессиональные училища

      Вот. Очень правильный подход. По факту они сегодня как раз чем-то типа техникума и являются. Но "корочки" выдают, как нормальные. На этом и навариваются. А общий уровень образования от этого падает.
      1. -3
        17 сентября 2015 11:52
        Вот. Очень правильный подход. По факту они сегодня как раз чем-то типа техникума и являются. Но "корочки" выдают, как нормальные. На этом и навариваются. А общий уровень образования от этого падает.


        Падает не только уровень образования, но и его престиж. Получить высшее образование не составляет большого труда, даже для не далекого человека. Поэтому поступление в институт должно быть очень сложным, получение грантов на обучение, победа в олимпиадах которая дает входной билет в престижный университет должно стать нормой. Также необходимо сильно увеличить стоимость обучения в "настоящем университете", особенно для специальностей которые не так актуальны для жизнеспособности страны, так например получение образования юриста или экономиста должно стать поистине дорогим, попутно развивать кредитные программы на образование, которые будут датироваться государством под низкий процент.
        1. 0
          17 сентября 2015 13:43
          , так например получение образования юриста или экономиста должно стать поистине дорогим, попутно развивать кредитные программы на образование, которые будут датироваться государство,,
          и что вы этим решите.папа-мама богатеньких смогут оплатить и потом пристроить на хлебную должность.а бедный сколько лет будет оплачивать эти кредиты?при том, что он не сможет найти достойной должности.если бы были конкурсы по образованию,было бы все по-другому.
          1. +1
            17 сентября 2015 15:43
            и что вы этим решите.папа-мама богатеньких смогут оплатить и потом пристроить на хлебную должность.а бедный сколько лет будет оплачивать эти кредиты?при том, что он не сможет найти достойной должности.если бы были конкурсы по образованию,было бы все по-другому.


            Папы мамы богатых итак это делают. Вопрос зачем человеку которому вообще не нужно высшее образование 5 лет говно пинать по кабинетам, вместо того что бы работать там где ему хочется. Если человек действительно знает чего хочет, то пусть рискует, берет кредит, участвует в олимпиадах, улучшает свои показатели и проходит по конкурсу в университет, где учится в поте лица. Если нет особого желания, лучше пусть идет в ПТУ или сразу на работу менеджером в магазин или куда он там хотел.

            Просто основная масса студентов просто теряют время в стенах университета, проедают деньги родителей или же работают на пол ставки и не хотят работать по специальности по которой их 5 лет учат, а лишь лелеют себя мечтами о вожделенной корочке с высшим образованием.
  15. +2
    17 сентября 2015 18:28
    Образованным народом трудно управлять. Больно уж все умные получаются, себе на уме, тупых руководятлов ни в грош не ставят. Потому делается всё, что бы только научить читать и считать до 100. Учителя уже не хотят учить, в школе уже не хотят учится во 2м классе. У студентов в аудиториях, по словам очевидцев, в глазах пустота. Но нашу антинародную власть это устраивает более чем. Себя то власти не забудут, образуются где-нибудь в европах-америках. А для электората уже хотят ЦПШ строить! ВВП благославляет!
  16. LCA
    +1
    17 сентября 2015 20:32
    Нам нужна иная школа.

    Необходима школа не фактологии, а школа методологии освоения фактологии !

    Осознанность проблематики познавательно - творческого потенциала и ориентация культуры как информационно – алгоритмической системы на освоение его всеми означает, что в обществе неизбежно должна возникнуть и развиваться метрологически состоятельная теория познания и творчества, соотнося которую с Жизнью, каждый бы мог осваивать свой личностный познавательно – творческий потенциал, помогать в этом деле другим и воспитывать детей так, чтобы их познавательно - творческий потенциал безпрепятственно раскрывался и осваивался.

    Познание и творчество взаимосвязаны:

    - познание включает в себя познание существующего и познание возможностей существования того, что ещё не существует, по крайней мере, в пределах восприятия субъекта;
    - а творчество включает в себя воплощение в жизнь выявленных в процессе познания возможностей осуществления чего-либо.

    Освоение навыков требует от индивида выработки в нём самом соответствующей личностной культуры психической деятельности - алгоритмики получения и переработки информации и управления на её основе своим организмом (прежде всего) и обстоятельствами в жизни.

    Эффективные познавательно - творческие навыки – их совокупность можно назвать «методологией познания и творчества».

    Первым результатом познания является совершенствование мировоззрения и миропонимания.
  17. LCA
    0
    17 сентября 2015 20:33
    Будущая школа должна стать качественно иной - школой обучения людей:
    - освоению их личностного творческого потенциала – это необходимо для самостоятельной выработки новых знаний и навыков в темпе возникновения в них потребностей по жизни;
    - навыкам самообразования – это необходимо для самостоятельного освоения новых знаний и навыков, выработанных другими.

    Всё это обстоятельно изложено в работе ВП СССР «Нам нужна иная школа». Аналитический сборник по вопросам педагогики. Рабочие материалы к выработке Стратегии реформы системы образования. Февраль 2004 г. — Май 2005 г.

    А для этого зайти на сайт www.vodaspb.ru

    В настоящее время система (государственность) направлена на дебилизацию общества через воздействие на школу, и не только.
  18. LCA
    0
    17 сентября 2015 20:35
    Человек обязан знать, как «производится истина», и уметь её «производить». А если по существу, - то производить субъективное приближение к объективной Правде - Истине, достаточно хорошее для осуществления деятельности на её основе.

    Это умение называется методология познания и творчества.

    Обстоятельно это изложено в работе ВП СССР «Диалектика и атеизм: две сути несовместны» на сайте www.vodaspb.ru
    Сегодня образование – это будущее, битва за которое уже началась и проигрыш в которой означает стирание из Истории.

    Знание – единственная в мире «вещь», которая не продаётся, не покупается и не отчуждается, даже по желанию владельца, но доступ к которой даётся Богом по нравственности.

    Поэтому знание может быть освоено лишь собственным трудом, но при этом результаты его реализации всегда будут связаны с определённым строем психики (животный, зомби, демон, человечный). Отсюда знание – лишь приданное к строю психики.
  19. LCA
    0
    17 сентября 2015 20:40
    Если же власть доверить некому, то, чтобы не быть невольником обстоятельств, вызванных к жизни мерзавцами и дураками при попустительстве беззаботно бездумного большинства, бразды правления следует взять в свои руки так, чтобы потомки не причислили к лику мерзавцев и дураков, допущенных до власти.

    А последнее условие требует определённых знаний, понимания, навыков.

    В обоих смыслах слова «курс»:
    • и как рекомендуемое направление движения,
    • и как изложение некоего знания с целью передачи его тем, кто испытывает недостаток в знании.

    Управлять это — на основе знания возможных состояний приводить систему (в данном случае, — общество) к избранному определённому варианту из множества возможных.

    Естественно, что избрание варианта обусловлено истинной нравственностью и произволом тех, кто поднялся до предвидения и управления на его основе.

    Знахари заняты своекорыстной эксплуатацией общества на основе освоенного ими знания, с какой целью умышленно культивируют в обществе невежество и извращённые знания.
  20. Комментарий был удален.
  21. LCA
    +1
    17 сентября 2015 21:25
    Вузы России по-прежнему извращают миропонимание студентов псевдонаучным социально-философским и финансово-экономическим вздором, назначение которого воспроизводить в преемственности поколений корпус не способных думать зомби — чиновников и депутатов колониальной администрации, набранной из аборигенов, которые будут управлять страной в полном соответствии с целями хозяев формально юридически суверенной криптоколонии.
  22. +3
    17 сентября 2015 23:35
    Как то по ссылке вышел на сайт по поиску работы. Идиотизм просто зашкаливает!
    Например: организация примет на работу водителей. Категории "В" и "С" обязательны, остальные желательны. В/О обязательно.
    Я не против водителей с высшим образованием, но зачем его включать в обязаловку в данном случае. И подобные перлы на каждом шагу. И каких специалистов будет готовить наша образовательная система, исходя вот из таких требований?
  23. +1
    18 сентября 2015 14:31
    Согласен со всеми фактами и выводами автора.
    Единственное уточнение: мы должны давать достойную зарплату именно специалистам, т.к. они, а не экономисты, юристы или директора, являются производящей силой. Каков бы ни был бухгалтер, или юрист, они не создадут Айфон или ВКонтакте. Фактически административный персонал, кроме производственного менеджмента должен в условиях современного рынка, быть обслуживающим - для людей, создающих продукт и технологии. У нас все поставлено с ног на голову. Если спеца можно вообще не найти, т.к. очень много факторов должно сложиться, чтобы он достиг достаточного уровня, то бухгалтера можно найти в любой помойке, в очередь выстраиваются. Однако зарплатная стимуляция совершенно разная. Это говорит о финансовой кастовости общества, которая была свойственна периоду раннего капитализма. Теперь капитал стал хитрее и борется за рынка сбыта, где решающим инструментом является техническое, эстетическое и др. совершенство, которые являются плодом интеллектуального и технического гения. Соответственно, стимул пошел туда, но в минимальном достаточном объеме, чтобы на какую-то долю % опередить конкурента. Систематического стимулирования производящего слоя нет. Финансовая каста жестко держит дистанцию в доходах, и терпит такую ситуацию лишь вынужденно. До появления других инструментов захвата рынка.
  24. 0
    18 сентября 2015 19:36
    Цитата: kalibr
    Которое они давали... очень однобокое. Математика, физика - где были интересы обороны страны - да, а история,и прочие науки? Социологии вообще не было. Был "научный коммунизм!" Или Вы тащились от лекций по истории КПСС? Я - нет, хотя сам их и читал.

    МНЕ интересна эта тема----ИСТОРИЯ КПСС.Интересна,как преподавание предмета, так и сама история. Интересно,насколько мифологизирована?
    Наверно,многие представители 5 колонны имеют 2 высших.И каких!А для страны вред!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»