Как потеряли оружие, боекомплект и броню

Как потеряли оружие, боекомплект и броню


Две башни главного калибра “Кливленда” весили больше, чем все 80 ракетных шахт эсминца “Замволт”. Однако это еще не все. Для полноты картины стоит учесть, что вооружение современного корабля размещается ПОД палубой, в то время как башни “Кливленда” располагались НАД. С учетом разницы высоты расположения ЦТ, это должно создавать лишнюю тысячу тонн*м опрокидывающего момента (без учета барбетов с шестидюймовыми стенками).


Не менее ужасающи результаты даст сравнение ТАРКр “Петр Великий” и тяжелого крейсера “Де Мойн”. Основное оружие “Петра” — двадцать ракет “Гранит” — весят в три раза меньше, чем одна башня “Де Мойна” (450 тонн).

А таких башен у ветерана было три. Плюс другое, не менее мощное и громоздкое вооружение — броневой панцирь (пояс — 152 мм, палуба — 90 мм сплошного металла), экипаж из 1800 человек и ход 33 узла. В итоге “Де Мойн” оказался на 6000 тонн легче атомного суперкрейсера, при том что был построен на 50 лет раньше...


Модуль установки вертикального пуска Mk.57 (один из двадцати на борту "Замволта"). Масса 4-ячеечной ПУ с противоосколочным бронированием составляет 15 тонн


Но раз уж выбрали для сравнения “Кливленд” и “Замволт”, то продолжим анализ на этих более простых примерах:

Экипаж “Замволта” — 140 человек (при необходимости до 200).
“Кливленд” — 1235 человек.

Современный стелс-эсминец непрост. Помимо ракет, он несет пару автоматических 155 мм пушек AGS массой в 100 тонн (каждая). Но тягаться по артиллерии с “Кливлендом” ему бесполезно. Двенадцать 127-мм орудий в шести башнях Mk.32, итого — еще 300 тонн.


Пушка "Замволта"



Универсальная артиллерийская установка 5"/38


Легкое оборонительное вооружение. У “Замволта” — пара 30-мм автоматов.

У “Кливленда” — 12 “Бофорсов” и 20 “Эрликонов”. Такая ерунда, лишняя сотня тонн на верхней палубе и площадках надстройки.


Кажется, мы что-то забыли?

Внутри крейсеров той эпохи имелся один интересный элемент, внешне напоминавший ящик без дна. Размеры ящика 120 x 20 х 4,2 метра. Толщина стенок ящика: в передней части — 51 мм броневой стали класса “А”, район машинных отделений — дифференцированно 83-127 мм, “крышка” ящика — 51 мм. Бронеплиты устанавливалась на шестнадцатимиллиметровой подкладке из конструкционной стали STS.

Все это — броневая цитадель массой 1468 тонн (почти 13% стандартного водоизмещения крейсера). В эту цифру влючены броневые траверзы, барбеты башен ГК, защита погребов (93-120 мм) и боевая рубка со 130 мм стенками.

Короче, создателям “Замволта” такое не снилось.

Силовая установка.

“Замволт” — гламур высоких технологий. Две супертурбины “Роллс-Ройс MT30”, приводящие в действие генераторы RR4500. Газовые турбины, полное электродвижение, все управляется нажатием кнопок.

“Кливленд” — силовая установка похожа на ад. Восемь водотрубных котлов “Бабкок&Уилксос”, четыре турбозубчатых агрегата. Свист перегретого пара, копоть, скрежет, ржавчина...

И какова же у них мощность? — спросит читатель.

Мощность у них одинакова ~ около 100 тыс. л. с. При том современный “Замволт” даже отстает в скорости от крейсера эпохи ВМВ (30 против 32 уз.)

Может быть, все дело в современных газотурбинных установках, для работы которых требуется огромное количество воздуха? Расширенные газоходы, занимающие лишние объемы корпуса — куда уже не поставить ракеты или компьютеры...

Что ж, восемь котлов “Бабкок и Уилксос” коптили не меньше. О чем свидетельствуют две трубы, высотой с пятиэтажный дом, и чертеж “Кливленда”, где всю среднюю часть корпуса занимали дымоходы.



А вот другая интересная ремарка:

При полном запасе топлива (2498 тонн нефти), “Кливленд” мог пройти 10000 морских миль (половину земного шара!) на экономической скорости 15 уз.

Данные по “Замволту” отсутствуют. Тем не менее, как показывает практика, ни один из современных крейсеров и эсминцев не смог превзойти по дальности плавания “Кливленд”.

Авиационная группа

“Замволт” — 2 многоцелевых вертолета.
“Кливленд” — 2 гидроплана OS2U “Кингфишер”.

Конечно, вертолет в два раза тяжелее старого гидроплана. Но для обеспечения работы гидропланов требовались две пневматические катапульты и кран для их подъема из воды.



Радары

«Конечно! — воскликнет читатель. — Электроника на борту военного корабля — в защищённом исполнении, в упрочненных корпусах, многократно дублированная и соединенная защищенными кабелями со стальными штекерами, намертво вкрученными в гнезда приборов. Генераторы, громоздкие антенны радаров, мачтовые конструкции, а еще система кондиционирования помещений с установленными в них компьютерами...»

Спокойствие!

Перечисленные проблемы имеют место быть, но не они виновники “беспричинного” роста водоизмещения современных кораблей.

И, кроме того, старый “Кливленд” был не меньше насыщен высокотехнологичным оборудованием.



Что тяжелее — “зеркало” активной ФАР или бронированный директор системы управления огнем Mk.37 с парой радаров (16 тонн)? У “Кливленда” таких директоров было два. А еще пятиметровая антенна радиолокатора общего обзора типа SC/SK, способного обнаружить бомбардировщик на расстоянии 180 км и РЛС обзора поверхности типа SG, не считая директоров управления огнем главного калибра типа Mk.34.

Все это было выполнено на чудовищной радиоэлектронной базе 40-х годов. Только один аналоговый компьютер СУО Mk.37 весил свыше тонны.

“Кубок конструкторов”

Какой же ответ у этой задачи?
“Замволт”, полное водоизмещение — 14 500 тонн.
“Кливленд” — 14 100 тонн.

Нет, мы не сравниваем боевой потенциал “Замволта” и крейсера эпохи ВМВ.

Но с точки зрения статей нагрузки построенный на 75 лет позже “Замволт” должен быть оснащен каким-то невероятным количеством оружия — которое весит гораздо меньше, чем пушки кораблей Второй мировой. И это несмотря за почти вековой прогресс в технологиях! На современном корабле каждый плафон, рубильник, генератор и распределительный щит весят меньше в несколько раз.

Увы, ничего подобного не происходит.

И оружие, и боекомплект — сплошной анекдот. 80 ракет “Замволта” против 200 снарядов на каждый ствол ГК крейсера “Кливленд” (итого 2400), а еще универсальный калибр — по 500 на каждое орудие (6000). Массу легко посчитать самостоятельно. И все остальное в том же духе...

Крепкий ветеран — один из лучших крейсеров Второй мировой, построенный в количестве 29 единиц. Оставивший за кормой сотни тысяч огненных миль и способный делать по сто выстрелов в минуту главным калибром!

На другой чаше весов — плавающая с извращенными статьями нагрузки, при которых на оружие приходится лишь мизерная часть водоизмещения, а на конструктивную защиту не осталось вообще ничего.

Понятно, что основная проблема “Замволта” — единая пирамида надстройки, объединившая в себе все трубы, мачты, выдвижные антенны и газоходы. Пирамида позволила разместить радары на значительной высоте (с 9-этажный дом), не нарушая целостности облика стелс-эсминца. Для компенсации ветровых нагрузок и опрокидывающего момента от такого “сооружения”, иными словами, сохранения метацентрической высоты в нормальных пределах, создатели “Замволта” вынужденно потратили львиную долю водоизмещения на балласт.



Плюс менее плотная компоновка, при которой насыщенные высокотехнологичным оборудованием отсеки (боевые посты, командный центр и т.п.) “распухают” в размерах и выдавливаются внутрь пирамиды надстройки.

Наконец, новые тенденции в области кораблестроения:

— автоматизация и механизация большинства процессов (ленточные транспортеры вдоль и поперек всего корпуса);

— полностью герметичный корпус с поддерживаемым внутри него повышенным давлением;

— автоматические системы локализации боевых повреждений (датчики дыма и воды, дистанционные приводы люков и дверей, автоматическая система пожаротушения) и т.п. мелкие, но полезные вещи. Хорошо сочетающиеся с комфортабельными условиями для экипажа на борту (спортзалы, фитнес, ресторанное питание).

И т.д., и т.п.

Возможно, это правильно. Но все же... Из дыма морских сражений проступают силуэты сверхвооруженных и защищенных кораблей прошлого. И может быть, при постройке следующего “Замволта” стоит пересмотреть некоторые приоритеты в сторону конструктивной защиты, вооружения и боекомплекта?


"Литтл-рок" — модернизированный ракетно-артиллерийских крейсер типа "Кливленд" конца 1950-х гг.
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

163 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти