Military Review

Failure "Typhoon"

3

PU OTR increased range Temp-C



In the second half of the 1950s. with the beginning of hard work on the accelerated creation in the USA of a strategic submarine nuclear missile system "Polaris" anti-submarine defense (PLO) from a particular problem of the Naval fleet turned into the most important national task of the USSR. By the end of the decade, the party and the government adopted a series of decrees prescribing the creation of new ships and weapons PLO.
Along with the work on traditional types of anti-submarine weapons, a decree of 20 in June 1958 of the Scientific Research Institute-1 (State Committee for Defense Equipment, or CCFU) asked for experimental design work on the creation of a “vortex” depth charge bomb with a special charge. It was intended to defeat submarines, reaching at depths up to 400 m at a distance from 4 to 24 km from a shooting ship. This work was successfully completed on 12 on June 1968 by adopting the anti-submarine complex Vikhr (chief designer - NP Mazurov), which equipped anti-submarine cruisers of 1123 avenue (Moscow, Leningrad) and the first three ships of the ave. 1143 ("Kiev", "Minsk", "Novorossiysk").

Anti-submarine missile complex RPK-1 "Whirlwind

In addition, the resolution of GKOT 1958 was charged with working out the issue of creating a coastal anti-submarine system with a depth charge with a special charge to protect against the penetration of enemy submarines into naval bases using the Ukhta hydroacoustic line. The studies were to be carried out in relation to the distance from 50 to 150 km.

The results of the research work under the name "Typhoon", entrusted to the Scientific Research Institute-1 (chief designer - NP Mazurov), confirmed the fundamental possibility of creating missiles for such a system. When equipped with powerful special charges, the rocket could also be used against enemy surface ships, for example, in order to disrupt the enemy assault. Considering that at that time the production of the 130-mm coastal gun CM-4 and the chief designer GI were going on at the Barricades plant. Sergeyev was well aware of the specifics of its operation, ordering the management of the Navy recommended SKB-221 to create a starting device for the new coastal complex.

SKB-221 was entrusted with the R & D of KM-3-340-58 "Creating a coastal jet system with depth charges with special charge." The designers had to work out at the engineering note level of land-based stationary equipment to ensure the launch of the Typhoon missile. In terms of technical characteristics, the missile and ground equipment were supposed to surpass all coastal complexes in service.


BR-219-1 Fixed Launcher

Despite the fact that the stationary basing scheme had to be designed by the barricades for the first time (earlier projects concerned drilling complexes and artillery systems), the task was completed in just two months.

This topic was dealt with in department No. XXUMX under the direction of V.I. Heifetz, specifically - a group of BCRomanenko-va. The report on the implementation of the thematic card emphasized the possibility of creating a mine variant of the ground complex for the Typhoon rocket (weighing 6 tons) with the aim of concealing an atomic strike against enemy targets. But NII-9 experts rejected mine options on the seashore due to the high cost of building hermetic structures for such a huge rocket.

Already in July, 1958 was launched by the barricades of the BR-219-1 launcher, based on the experience of the Central Research Institute-34 (MAKKB, now KBSM), which created the launch facilities for the Navy: CM-59 , CM-59-1, CM-59-1 for launching cruise missiles of the KSSCh type; CM-64 to run ZUR B-750.

The new version of the stationary ground-based launcher (the author is Yu.N. Matsapura1) was the base of the thumb type, which housed the swinging part and rooms for personnel. At the height of more than 5 m, there was an axle of axles for supporting a rail with a length of 12 m. The length of the starting path was 8 m. The weight of the entire structure reached 48 t.

When reviewing this project, the most complaints were about loading the launcher, since
the object became even more thundering and noticeable with the presence of missile overloading facilities.

Then rocket engineers, already with A.D. Nadiradze (he joined XI NUMX 1 in May 16 as head of the Special Design Bureau and Assistant Deputy Director for Research and Development), it was decided to expand the missile options with a decrease in their weight characteristics. The SRI-1958 designers proposed a Typhoon-1 rocket weighing 1-5,5 t, while SKB-6 specialists continued their activities in relation to this option, while continuing to work on the PU for a heavy rocket. G.I. Sergeyev immediately proposed a mobile version of the launcher, and in the stationary complex the mine should not be run vertically, but horizontally. We agreed to this, but with the observance of the sequence of development: first, the mobile version of the PuDl for the Typhoon-221 rocket, and then the spare version, the stationary one, according to the horizontal mine scheme.

At the end of 1958, 111 was issued, which did not provide for linking the future complex to a specific location of the coastline. G.I. Sergeyev and the project implementers, including the head of the missile development department from NII-1, V.I. Eliseev, visited many military units that were supposed to equip the new complex. We studied maps, terrain, coordinates of some of the bays of the conditional enemy, which should in case of conflict be locked up with minefields using the new Typhoon-1 missiles.

At 1959, an agreement was signed between SRI-1 and the Barricades plant, which determined the completion of work in May. 13 January 1959, Deputy Head of Department No.6 OKB-221 G.M. Belyaev registered the following development indices:
- BR-219 - stationary PU for the "Typhoon" system;
- BR-221 - transport and charging machine (TZM) for fixed installation of the "Typhoon" system;
- BR-222 - mobile PU of the "Typhoon-1" system;
- BR-223 - TZM for PU Typhoon-1.

An unheard of complex issues has fallen on developers. And if you take in attention
Since the circumstance that only 6-8 people could identify on this topic, it is clear what load lay on each of them.

I must say that already at that time with the filing of G.I. Sergeev OKB-221 began to specialize in the development of mobile launchers. And this time, efforts were first focused on the BR-222 project. As a result, two schemes appeared: PU based on the original wheeled trailer behind the MAZ-537B tractor (developed by VP Tsarev) and PU on the same trailer behind the AT-T tracked tractor (developed by Yu.N. Matsapura).



The PU on a three-axle wheeled trailer included the following main elements: the swinging part (developed by IS Efimov) weighing 4800 kg (guide length 10 m and with a longitudinal groove of the length to ensure the passage of the rocket yoke); balancing mechanism (author - F.Ya. Larin) and automatic rammer (author - VG Sorokin).



Paired with PU BR-222, designed TZM BR-223 (author - OP Medvedev). The undercarriage was a trailer MAZ-5202, on which was placed a platform for one rocket. The platform could be deployed and raised to a height of 800 mm with an effort on the 27 kg handle. TZM as well as PU, transported wheeled or tracked tractors.

The loading scheme was interesting. TZM could be installed relative to PU, not only at an angle of 90 °. The combination of the rocket axes lying on the TZM and the PU guide was achieved by turning the platform. 5 minutes were allocated for this operation. Then the platform was raised with a rocket (1 min). Next, the rocket fell on the guide and was sent to the fixing (15 min was assigned to the loading).

PU, TZM and loading scheme suited many. But there were suggestions to exclude the trailer from the complex. The development in OKB-221 of the deployment of the Typhoon rocket weighing more than 6 tons on one chassis was one of the first such attempts in the country. In 1955, the joint venture. The Queen managed to place his 8K missile weighing 11 tons on the chassis tank IS-2 (PU 2P19). Now, the weight of the rocket was almost 2 tons more.

Having received a positive assessment of the research institute-1, the barricades began to solve this problem. Several variants of PU were proposed.

BR-222-I

Option self-propelled launcher, designed by N.K. Smolyakov meant the placement of the SPU artillery unit on the basis of the Kharkiv 408 Object chassis.

BR-222-II

Option self-propelled launcher, also proposed N.K. Sm-l'yakov, provided for the placement of the artillery unit at the 273 Object, which was developed at KB-2 of the Leningrad plant to them. Kirov and was intended as a conveyor 2Т1 for self-propelled 420-mm mortar 2B1 "Oka".

However, the chassis capabilities “Object 408” and “Object 273” clearly did not correspond to the placement of such a heavy load (this was especially true for the version of the BR-222-P). I had to return to the rocket of a smaller weight.

BR-222-III

On the conveyor "Object 408" N.K. Smol'yakov placed an art unit for the rocket under the “Typhoon-IV” index (the weight of this rocket was reduced almost by half). This PU allowed launch in all directions.

BR-222-IV

N.K. Smolyakov placed a rocket under the name Typhoon III on the wheeled chassis of the MAZ-537B, i.e. now this chassis was used not as a tractor, but as a carrier.

BR-222-V

The unit for the Typhoon-III missile was located by Yu.N. Matsapura on MAZ-529В chassis.
However, elementary calculations showed that all conceived versions of self-propelled launchers do not withstand enormous loads. I had to re-work the PU layout on the trailer.

BR-222-VI

Trailer version with PU for MAZ-537B, only the trailer was used not four-axle, but four-axle, of the original design. The implication was two rocket positions. The rocket in the stowed position was placed slightly ahead, and at the launch position it had to be shifted back almost 2 m. All this was dictated by the “struggle” with weight and ensuring the stability of the launcher during launch.

12 May 1959 was held NTS at OKB-221, which were considered all options PU complex "Tafun". The BR-222-VI and TZM BR-223 projects developed by Yu.N. Matsapura and O.P. Medvedev. Also in the report of the technical council the following was recorded:

“... The preliminary design was reviewed and compiled by 2-sided act from 15.5.59 on the implementation of the topic. The preliminary design is to put pressure on the conclusion of the GNOT 1 and the NS-1 GKOT 3.

In Moscow, consideration of options for the Typhoon complex continued. And it is interesting that the designers, SRI-1 defended the pre-sketch. 'Design of the scheme and completeness of the rocket, and the designers of the OKB-221 - only the advance design.




Therefore, in the conclusion it was said:

“The results of the development of the issue of creating a coastal anti-submarine anti-submarine jet bombs and using the Ukhta hydroacoustic line as detection tools should be referred to the Navy organizations and developers of the special charge KB-25 ...

OKB-221 to submit for approval proposals for the further implementation of these works on the launcher. "

It was recommended to further develop the mine option, but with the placement of the mine is not vertical, but, as already mentioned, horizontally. The circuit design of the BR-219-1 was performed by the designer O.P. Medvedev. The result was a horizontal shaft with a minimum length of 75 m, the width in some places reached 18 m. All elements of the new version could be accommodated at the sites.



These elements worked out:
- gm Belyaev - TZM BR-221 on ZIL-131;
- N.K. Smol'yakov - trolley for transporting the product (lifting speed 0,02 m / s, traveling speed 0,33 m / s);
- V.P. Tsarev, Yu.N. Matsapura, F.Ya. Larin, N.I. Yelansky, V.G. Sorokin, I.S. Efimov - PU;
- V.K. Soloshenko - roofs movement mechanism (weight 40000 kg, opening time 25 s).

Thus, the entire composition of the BC Romanenko group participated in the design of the horizontal shaft and elements of the Typhoon start-up complex.

This project was also sent for expertise to specialists of the Scientific Research Institute-1. As N.P. later recalled. Mazurov, the project's defense was transferred to 1 -th SCFOT Department. It took place on 9 on June 1959. N.L. was invited to the meeting. Dukhov, head of KB-25 (now - All-Russian Scientific Research Institute of Automatics named after NL Dukhov). His conclusion on the developments of the atomic mine was awaited. Nikolai Leonidovich said something like the following: “... The lack of warranty accuracy characteristics and especially short ranges are not acceptable for the use of a nuclear warhead, especially in the fight against the landing force. Do not forget that the landing place is not only the coast. This is, above all, the cradle of the origin of life on Earth. To spoil him is to ruin oneself ... ”

Further discussion of the analysis showed that the use of a special charge using PU and a Typhoon rocket is not safe for both warring parties.

Underwater explosions could cause significant radioactive contamination of the area. In addition, nuclear explosions in the waters adjacent to the naval base could damage the sonar facilities placed on the seabed and on the coast (including stationary), as well as lead to the death of their ships and ships in the danger zone. Based on this, after reviewing the results of preliminary studies of several missile variants with different maximum launch ranges in 1959, work on this topic has practically ceased.



Released in 2003, the book AV We-Selovsky "Nuclear Center (notes of a nuclear weapon tester)" lifts the veil over the reasons for such a decision. In particular, it says: “... Since we, the developers of products with special charges, presented the effects of using products with nuclear warheads better than the military, security issues were very serious among us. From this, we were taught by the scientific director and the first chief designer, academician Yu.B. Khariton He demanded scrupulous study of virtually all safety issues throughout the entire life cycle of a nuclear weapon, starting from manufacturing at a production plant, operating in the military and beyond. Our operational documentation (ED) has always been a guarantee that the products are safe, subject to the requirements of the ED ... "

In addition, the creation of the system as a whole, including the solution of problems of detecting and classifying targets,
the issuance of target designation to the combat vehicles of the complex with temporary delays that did not lead to unacceptable aging of information could only be carried out at a higher level of technological development.

Thus, the Typhoon coastal missile system for the delivery of depth charges with a special charge did not receive a start in life.

What ended up with these studies for SRI-1 and OKB-221?

In 1961, naval bombs with mechanical loading of the Smerch-2 and Smerch-3 for salvo and single firing were adopted by the Navy. The designers NII-1 and TsNII-34 worked on them. As for the OKB-221 designers, they did not have to rest. On the day of the closing of the "Typhoon" theme, it was announced the start of work on the Temp missile system. The experience obtained with this was very helpful.
Mine launcher BR-219.
Author:
Originator:
Equipment and weapons
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Civil
    Civil 20 July 2013 08: 53
    +4
    Yeah, they didn’t officially want to flood the coastal area with nuclear mines
    1. sergey32
      sergey32 20 July 2013 19: 14
      +3
      That's right, you’ll spoil yourself more than the enemy.
  2. nikis129
    nikis129 21 July 2013 17: 33
    +3
    "Typhoon", unfortunately, did not survive, and RK Temp-S, fortunately, was adopted in the shortest possible time. I was lucky to serve on it in the USSR and Czechoslovakia. The 30th anniversary of the commissioning will be celebrated this year, and the 100th anniversary of Nadiradze A.D. in 2014.

Несостоявшийся «Тайфун»

Несостоявшийся «Тайфун»

ПУ ОТР повышенной дальности Темп-С


Во второй половине 1950-х гг. с началом напряженных работ по ускоренному созданию в США стратегической подводной ракетно-ядерной системы «Поларис» противолодочная оборона (ПЛО) из частной проблемы Военно-морского флота превратилась в важнейшую национальную задачу СССР. К концу десятилетия партией и правительством был принят ряд постановлений, предписывающих создание новых кораблей и оружия ПЛО.
Наряду с работами по традиционным видам противолодочного оружия постановлением от 20 июня 1958 г. НИИ-1 (Госкомитета по оборонной технике, или ГКОТ) задавалась опытно-конструкторская работа по созданию «глубинной бомбы со специальным зарядом» «Вихрь». Она предназначалась для поражения подводных лодок, идущих на глубинах до 400 м на удалении от 4 до 24 км от стреляющего корабля. Эта работа успешно завершилась 12 июня 1968 г. принятием на вооружение противолодочного комплекса «Вихрь» (главный конструктор - Н.П. Мазуров), которым оснащались противолодочные крейсера пр. 1123 («Москва», «Ленинград») и первые три корабля пр. 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск»).


Несостоявшийся «Тайфун»
Противолодочный ракетный комплекс РПК-1 "Вихрь

Помимо этого, постановлением 1958 г. ГКОТ поручалось проработать вопрос о создании береговой противолодочной системы с глубинной бомбой со специальным зарядом для защиты от проникновения подводных лодок противника на военно-морские базы с использованием гидроакустической линии «Ухта». Проработки должны были проводиться применительно к дальностям от 50 до 150 км.

Результаты научно-исследовательской работы под наименованием «Тайфун», порученной НИИ-1 (главный конструктор - Н.П. Мазуров), подтвердили принципиальную возможность создания ракет для такой системы. При оснащении мощными специальными зарядами ракеты могли применяться и против неприятельских надводных кораблей, например, в целях срыва вражеского десанта. Учитывая, что в это время на заводе «Баррикады» шло изготовление 130-мм береговой пушки СМ-4 и главный конструктор Г.И. Сергеев прекрасно знал специфику ее эксплуатации, заказывающее управление ВМФ рекомендовало именно СКБ-221 для создания пускового устройства нового берегового комплекса.

СКБ-221 была поручена НИР КМ-3-340-58 «Создание береговой реактивной системы с глубинными бомбами со спецзарядом». Конструкторам предстояла проработка на уровне инженерной записки наземного оборудования стационарного базирования для обеспечения запуска ракеты комплекса «Тайфун». По уровню технических характеристик ракета и наземное оборудование должны были превзойти все имеющиеся на вооружении береговые комплексы.

Несостоявшийся «Тайфун»

Стационарная пусковая установка БР-219-1

Несмотря на то что схему стационарного базирования баррикадцам пришлось проектировать впервые (раннее проекты касались буровых комплексов и артиллерийских систем), задание было выполнено буквально за два месяца.

Этой темой занимались в отделе №6 под руководством В.И. Хейфеца, конкретно - группа B.C.Романенко-ва. В отчете о выполнении тематической карточки подчеркивалась возможность создания шахтного варианта наземного комплекса для ракеты «Тайфун» (весом 9 т) с целью скрытого нанесения атомного удара по объектам противника. Но специалисты НИИ-1 забраковали шахтные варианты на берегу моря из-за дороговизны строительства герметичных сооружений для такой огромной ракеты.

Уже в июле 1958 г. баррикадцами был предложен вариант пусковой установки (ПУ) БР-219-1, подготовленный на основе изучения опыта ЦНИИ-34 (МАЦКБ, в настоящее время - КБСМ), в котором создавали стартовые установки для ВМФ: СМ-59, СМ-59-1, СМ-59-1Адля запуска крылатых ракет типа КСЩ; СМ-64 для запуска ЗУР В-750.

Новый вариант стационарной наземной ПУ (автор - Ю.Н. Мацапура1) представлял собой основание тумбового типа, на котором размещалась качающаяся часть и помещения для личного состава. На высоте более 5 м находилась ось цапф для опоры направляющей длиной 12 м. Длина стартового пути составляла 8 м. Вес всего сооружения достиг 48 т.

При рассмотрении этого проекта больше всего нареканий было к заряжанию пусковой установки, так как
объект становился еще более громоз-дким и заметным при наличии средств перегрузки ракет.

Тогда ракетчиками, уже с участием А.Д. Надирадзе (поступил на работу в НИИ-1 16 мая 1958 г. на должность начальника СКБ и помощника заместителя директора по НИР и ОКР), было принято решение о расширении вариантов ракет с уменьшением их весовых характеристик. Конструкторы НИИ-1 предложили ракету «Тайфун-1» весом 5,5-6 т, а специалисты СКБ-221 продолжили свою деятельность применительно к этому варианту, не прекращая в то же время работы над ПУ для тяжелой ракеты. Г.И. Сергеев сразу предложил подвижной вариант ПУ, а в стационарном комплексе шахту выполнить не вертикально, а горизонтально. На это согласились, но с соблюдением последовательности разработок: сначала подвижной вариант ПУдля ракеты «Тайфун-1», а потом запасной - стационарный, по горизонтально-шахтной схеме.

В конце 1958 г. было выдано 111, которое не предусматривало привязку будущего комплекса к конкретному месту береговой линии. Г.И. Сергеев и исполнители проекта, в том числе начальник отдела разработки ракеты из НИИ-1 В.И. Елисеев, побывали во многих войсковых частях, которые предполагалось вооружить новым комплексом. Изучались карты, рельеф местности, координаты некоторых бухт условного противника, которые следовало в случае конфликта запереть минными полями с применением новых ракет «Тайфун-1».

На 1959 г. между НИИ-1 и заводом «Баррикады» был заключен договор, определивший завершение работ в мае. 13 января 1959 г. заместитель начальника отдела №6 ОКБ-221 Г.М. Беляев зарегистрировал следующие индексы на разработку:
- БР-219 - стационарная ПУ для системы «Тайфун»;
- БР-221 - транспортно-заряжаю-щая машина (ТЗМ) для стационарной установки системы «Тайфун»;
- БР-222 - подвижная ПУ системы «Тайфун-1»;
- БР-223 - ТЗМ для ПУ системы «Тайфун-1».

Неслыханное до этого количество сложных вопросов обрушилось на разработчиков. А если брать во вни-
мание то обстоятельство, что на эту тему могли выделить только 6-8 человек, то понятно, какая нагрузка легла на каждого из них.

Надо сказать, что уже в то время с подачи Г.И. Сергеева ОКБ-221 стало специализироваться на разработках подвижных пусковых установок. И на этот раз усилия сначала были направлены на проект БР-222. В результате появились две схемы: ПУ на базе оригинального колесного прицепа за тягачом МАЗ-537Б (разработчик В.П. Царев) и ПУ на том же прицепе за гусеничным тягачом АТ-Т (разработчик - Ю.Н. Мацапура).

Несостоявшийся «Тайфун»


ПУ на трехосном колесном прицепе включала следующие основные элементы: качающуюся часть (разработчик - И.С. Ефимов) весом 4800 кг (направляющая длиной 10 м и с продольным пазом навею длину для обеспечиванния прохождения бугеля ракеты); уравновешивающий механизм (автор - Ф.Я. Ларин) и автоматический досылатель (автор - В.Г. Сорокин).

Несостоявшийся «Тайфун»


В паре с ПУ БР-222 проектирЬва-лась ТЗМ БР-223 (автор - О.П. Медведев) . Ходовая часть представляла собой прицеп МАЗ-5202, на котором разместили платформу для одной ракеты. Платформу можно было разворачивать и поднимать на высоту 800 мм с усилием на рукоятку 27 кг. ТЗМ так же, как и ПУ, транспортировали колесные или гусеничные тягачи.

Интересна была схема заряжания. ТЗМ могла устанавливаться относительно ПУ не только под углом 90°. Совмещение осей ракеты, лежащей на ТЗМ, и направляющей ПУ достигалось разворотом платформы. На эту операцию отводилось 5 мин. Затем производился подъем платформы с ракетой (1 мин). Далее ракета опускалась на направляющую и досылалась до закрепления (всего на заряжание отводилось 15 мин).

ПУ, ТЗМ и схема заряжания устраивала многих. Но высказывались предложения исключить из состава комплекса прицеп. Отработка в ОКБ-221 размещения ракеты «Тайфун» весом более 6 т на одном шасси явилась одной из первых подобных попыток в стране. В 1955 г. СП. Королеву удалось разместить свою ракету 8К11 весом 4,5 т на шасси танка ИС-2 (ПУ 2П19). Теперь же вес ракеты был почти на 2 т больше.

Получив положительную оценку НИИ-1, баррикадцы приступили к решению этой задачи. Были предложены несколько вариантов ПУ.

БР-222-I

Вариант самоходной пусковой установки, спроектированный Н.К. Смольяковым, подразумевал размещение артчасти СПУ на базе харьковского шасси «Объект 408».

БР-222-II

Вариант самоходной пусковой установки, предложенный также Н.К. Смо-льяковым, предусматривал размещение артчасти на «Объекте 273», который был разработан в КБ-2 Ленинградского завода им. Кирова и предназначался в качестве транспортера 2Т1 для самодвижущего 420-мм миномета 2Б1 «Ока».

Однако возможности шасси «Объект 408» и «Объект 273» явно не соответствовали размещению столь тяжелого груза (особенно это касалось варианта БР-222-П). Пришлось вновь вернуться к ракете меньшего веса.

БР-222-III

На транспортере «Объект 408» Н.К. Смольяков разместил артчасть для ракеты под индексом «Тайфун-IV» (вес этой ракеты был уменьшен почти вдвое). Эта ПУ позволяла производить пуск во всех направлениях.

БР-222-IV

Н.К. Смольяков разместил ракету под наименованием «Тайфун-III» на колесном шасси МАЗ-537Б, т.е. теперь это шасси использовалось не так тягач, а как носитель.

БР-222-V

Артчасть для ракеты «Тайфун-III» была размещена Ю.Н. Мацапурой на шасси МАЗ-529В.
Однако элементарные расчеты показывали, что все задуманные варианты самоходных пусковых установок не выдерживают колоссальных нагрузок. Пришлось вновь отрабатывать компоновку ПУ на прицепе.

БР-222-VI

Вариант прицепа с ПУ за МАЗ-537Б, только прицеп использовался не трехосный, а четырехосный, оригинальной конструкции. Подразумевалось два положения ракеты. Ракета в походном положении размещалась чуть вперед, а на стартовой позиции ее должны были сдвигать назад почти на 2 м. Все это диктовалось «борьбой» с весом и обеспечением устойчивости ПУ при пуске.

12 мая 1959 г. состоялся НТС при ОКБ-221, на котором были рассмотрены все варианты ПУ комплекса «Тафун». Одобрение получили проекты БР-222-VI и ТЗМ БР-223, разработанные, соответственно, Ю.Н. Мацапурой и О.П. Медведевым. Также в отчете техсовета было записано следующее:

«...Аванпроект рассмотрен и составлен 2-сторонний акт от 15.5.59 г. о выполнении темы. Аванпроект отщ давить на заключение 1-му Управлению ГКОТ и НШ-1ГКОТ»3.

В Москве продолжилось рассмотрение вариантов комплекса «Тайфун». Причем интересно, что конструкторы, НИИ-1 защищали предэскизный .'проект схемы и комплектности ракеты, а конструкторы ОКБ-221 - только аванпроект.


Несостоявшийся «Тайфун»


Поэтому в заключении было сказано:

«Результаты проработки вопроса о создании береговой реактивной противолодочной системы с глубинными бомбами и с использованием в качестве средств обнаружения гидроакустической линии «Ухта» передать на рассмотрение в организации ВМФ и разработчикам спецзаряда КБ-25...

ОКБ-221 представить на согласование предложения о дальнейшем проведении этих работ по пусковой установке».

Было рекомендовано дополнительно проработать шахтный вариант, но с размещением шахты не вертикально, а, как уже говорилось, горизонтально. Обитую схему БР-219-1 выполнил конструктор О.П. Медведев. В результате получилась горизонтальная шахта с минимальной длиной 75 м, ширина в отдельных местах достигала 18 м. На площадках могли бы разместиться все элементы нового варианта.

Несостоявшийся «Тайфун»


Эти элементы прорабатывали:
- Г.М. Беляев - ТЗМ БР-221 на ЗИЛ-131;
- Н.К. Смольяков - тележка для транспортировки изделия (скорость подъема 0,02 м/с, скорость передвижения 0,33 м/с);
- В.П. Царев, Ю.Н. Мацапура, Ф.Я. Ларин, Н.И Еланский, В.Г. Сорокин, И.С. Ефимов - ПУ;
- В.К Солошенко - механизм передвижения крыш (вес 40000 кг, время открывания 25 с).

Таким образом, весь состав группы B.C. Романенко участвовал в проектировании горизонтальной шахты и элементов пускового комплекса «Тайфун».

Этот проект также был направлен на экспертизу специалистам НИИ-1. Как вспоминал впоследствии Н.П. Мазуров, защиту проекта перенесли в 1 -е Управление ГКОТ. Она состоялась 9 июня 1959 г. На заседание был приглашен Н.Л. Духов -руководитель КБ-25 (ныне - Всероссиискии научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова). Ожидалось его заключение по наработкам атомной мины. Николай Леонидович сказал примерно следующее: «...Отсутствие гарантийных точностных характеристик и особенно малые дальности не приемлемы для применения ядерной боевой части, тем более в борьбе с морским десантом. Не забывайте, что место десантирования не только побережье. Это, прежде всего, колыбель возникновения жизни на Земле. Изгадить его, значит погубить себя...».

Дальнейший дискуссионный анализ показал, что применение спецзаряда с использованием ПУ и ракеты «Тайфун» небезопасно для обеих воюющих сторон.

Подводные взрывы могли бы вызвать значительное радиоактивное заражение местности. Кроме того, ядерные взрывы на акватории, прилегающей к военно-морской базе, могли повредить размещаемые на дне моря и на побережье гидроакустические средства (включая стационарные), а также привести к гибели своих судов и кораблей, оказавшихся в опасной зоне. Исходя из этого, после рассмотрения в 1959 г. результатов предварительных проработок нескольких вариантов ракет с различной максимальной дальностью пуска, работы по данной теме практически прекратились.

Несостоявшийся «Тайфун»


Вышедшая в 2003 г. книга А.В. Ве-селовского «Ядерный центр (записки испытателя ядерного оружия)» приоткрывает завесу над причинами такого решения. В ней, в частности, сказано: «...Посколькумы, разработчики изделий со спецзарядом, представляли последствия применения изделий с ядерными боезапасами лучше, чем военные, вопросы безопасности стояли у нас очень остро. К этому нас приучил с первых шагов научный руководитель и первый главный конструктор академик Ю.Б. Харитон Он требовал скрупулезной проработки буквально всех вопросов по обеспечению безопасности на всем жизненном цикле ядерного боеприпаса, начиная от изготовления на серийном заводе, эксплуатации в войсках и далее. В нашей эксплуатационной документации (ЭД) всегда были гарантии, что изделия безопасны при условии соблюдения требований ЭД...»

Кроме того, создание системы в целом, включая решение задач обнаружения и классификации целей,
выдачи целеуказания на боевые машины комплекса с временными задержками, не приводящими к недопустимому старению информации, могло быть осуществлено только на более высоком уровне развития техники.

Таким образом, береговой ракетный комплекс «Тайфун» для доставки глубинных бомб со спецзарядом не получил путевку в жизнь.

Чем же закончились эти проработки для НИИ-1 и ОКБ-221?

В 1961 г. на вооружение ВМФ были приняты реактивные бомбо-метные установки с механическим заряжанием «Смерч-2» и «Смерч-3» для залповой и одиночной стрельбы. Над ними потрудились конструкторы НИИ-1 и ЦНИИ-34. Что касается конструкторов ОКБ-221, то им не пришлось отдыхать. В день закрытия темы «Тайфун» было объявлено о начале работ над ракетным комплексом «Темп». Полученный при этом опыт оказался весьма кстати.
Шахтная пусковая установка БР-219.
Автор: А.Ф. Рябец, ведущий инженер ЦКБ «Титан», лауреат премии имени главного конструктора Г. И. Сергеева
Первоисточник: Техника и вооружение


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Гражданский 20 июля 2013 08:53
    Да уж, официально не захотели завалить прибрежную акваторию ядерными фугасами
    1. сергей32 20 июля 2013 19:14
      Правильно, тут себе нагадишь больше, чем противнику.
  2. nikis129 21 июля 2013 17:33
    "Тайфун", к сожаленю несостаялся, а РК Темп-С, к счастью, в кратчайшие сроки был принят на вооружении. Мне посчастливилось служить на нем в СССР и ЧССР. 30 летие ввода будет отмечаться в этом году, а 100 летие Надирадзе А.Д. в 2014 году.
    nikis129

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня