Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД

Одной из главных составляющих победы в воздушном бою с использованием ракетного вооружения является своевременное обнаружение противника и последующий запуск ракет. Таким образом, в арсенале истребителя должны присутствовать управляемые ракеты класса «воздух-воздух» нескольких типов, способные атаковать цель в разных диапазонах дальности. В ближайшем будущем номенклатура вооружения строевых частей российских ВВС должна пополниться новой ракетой средней дальности РВВ-СД, которая позволит атаковать цели с дистанции более 100 км.

Управляемая ракета РВВ-СД («Ракета “воздух-воздух” средней дальности») или «Изделие 170-1» была разработана Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), а именно ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова, входящим в ее состав. Новая ракета представляет собой дальнейшее развитие изделия Р-77 (РВВ-АЕ) и предназначена для уничтожения воздушных целей различных типов в любое время суток и на любых ракурсах, в том числе на фоне поверхности. В проекте реализован принцип «запустил-забыл», облегчающий боевую работу летчика-истребителя. Носителями ракеты РВВ-СД должны стать существующие и перспективные отечественные истребители.

Разработка проекта «Изделие 170-1» стартовала в 2003 году по заданию министерства обороны. К концу 2005 года ГосМКБ «Вымпел» завершило основные проектные работы и изготовило опытные образцы ракет, предназначенные для проведения первых испытательных пусков. В 2006 году планировалось начать государственные совместные испытания, однако этот этап проекта затянулся на несколько лет ввиду некоторых проблем с самолетами-носителями. По некоторым данным, разработчикам проекта ракеты пришлось ждать, когда свою работу завершат создатели одного из перспективных истребителей. Из-за этого финальные этапы проекта были сдвинуты на несколько лет.


Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД
Макет ракеты РВВ-СД. Фото Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru


Ракета РВВ-СД является дальнейшим развитием существующей Р-77/РВВ-АЕ, чем обусловлено их внешнее сходство и применение некоторых общих идей. Так, в новом проекте была сохранена общая конструкция и компоновка внутренних агрегатов корпуса. При этом новое изделие оснащается современным радиоэлектронным оборудованием, построенным на базе новых идей и компонентов. Именно за счет использования новых комплектующих, узлов и агрегатов предлагалось обеспечить более высокие характеристики в сравнении с оружием базовой модели.

«Изделие 170-1» имеет цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем. Общая длина ракеты – 3,71 м, диаметр корпуса – 20 см. В средней части корпуса крепятся трапециевидные Х-образные крылья размахом 0,42 м. В хвосте предусмотрены две пары решетчатых рулей размахом 0,68 м, предназначенные для маневрирования. На нижней поверхности корпуса имеется небольшое утолщение. В остальном корпус ракеты облагорожен с точки зрения аэродинамики и не имеет каких-либо крупных выступающих частей. Стартовый вес ракеты – не более 190 кг.

В головной части корпуса помещается головка самонаведения и аппаратура автопилота. Позади них монтируется неконтактный датчик цели с взрывателем и боевая часть. Хвостовая часть корпуса отдана под сравнительно мощный и крупный твердотопливный двигатель. Также в хвосте размещаются приводы решетчатых рулей.

Ракета РВВ-СД оснащается комбинированной системой наведения, обеспечивающей выход в расчетный район нахождения цели с последующим ее обнаружением и уничтожением. Для полета в указанный район встречи с целью используется инерциальная навигационная система. После выхода в заданную точку ракета начинает поиск цели при помощи активной радиолокационной головки самонаведения типа 9Б-1103М. Это изделие было разработано в МНИИ «Агат» и представляет собой моноимпульсную допплеровскую систему. Первый вариант этой ГСН был разработан еще в середине девяностых годов и впервые представлен в 1998 году. В дальнейшем изделие 9Б-1103М прошло несколько модернизаций, став «прародителем» целого семейства систем наведения. В составе новой ракеты применяется один из последних вариантов ГСН.

Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД
Макет ракеты РВВ-СД на стенде КТРВ, выставка МАКС-2015. Фото Saidpvo.livejournal.com


Головка самонаведения 9Б-1103М отличается от предыдущих изделий своего класса повышенными характеристиками, достигаемыми за счет увеличения мощности передатчика и чувствительности приемника, нового программного обеспечения и повышения устойчивости к помехам. На практике все эти нововведения вылились в увеличение максимальной дальности пуска и повышению максимальной перегрузки цели. Ракета с подобной головкой самонаведения самостоятельно производит обнаружение целей, благодаря чему реализуется принцип «запустил-забыл». После запуска ракеты самолет-носитель не должен подсвечивать цель лучом РЛС или иными способами обеспечивать наведение ракеты.

В 2014 году МНИИ «Агат» представил две новые модификации ГСН 9Б-1103М, предлагаемые для установки на различные ракеты «воздух-воздух», в том числе на РВВ-СД. Головка 9Б-1103М-200ПА получает дополнительный полуактивный канал, а изделие 9Б-1103М-200ПС имеет пассивный канал, дополняющий основной активный. Доработанные ГСН позволяют расширить возможности перспективных ракет за счет использования разных методик поиска цели. Тем не менее, насколько известно, ракеты «170-1» пока не должны получать новые головки самонаведения.

Управление во время полета осуществляется при помощи двух пар решетчатых рулей, установленных в хвостовой части корпуса. Интересной особенностью проекта РВВ-СД стало изменение конструкции этих агрегатов. Рули новой ракеты получили обновленные крепления, стойки и приводы. За счет таких нововведений размах рулей, в сравнении с базовой ракетой Р-77, был уменьшен на 7 см. Кроме того, удалось в определенной мере улучшилить аэродинамические характеристики.

В средней части ракеты РВВ-СД располагается стержневая мультикумулятивная боевая часть. Общий вес боевой части – 22,5 кг. Подрыв боевой части производится при помощи взрывателя, связанного с неконтактным датчиком цели. Это устройство располагается позади автоматики управления. Его местоположение можно определить по набору прозрачных круглых окон на боковой поверхности корпуса. За этим остеклением установлены элементы лазерного датчика цели.

Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД
Хвостовая часть ракеты, хорошо видны сопло двигателя и решетчатые рули. Фото Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru


В хвостовой части корпуса помещается однорежимный твердотопливный двигатель, обеспечивающий полет ракеты на дальность до 110 км. Маршевая скорость полета при работающем двигателе достигает 4000-4500 км/ч. Следует отметить, при таких скоростях даже небольшие доработки конструкции рулей должны серьезно улучшать общие характеристики ракеты.

Управляемая ракета РВВ-СД способна уничтожать цели на высотах от 20 м до 25 км. Максимальная дальность пуска доведена до 110 км. Большая часть этой дистанции ракета пролетает при помощи инерциальной навигационной системы. На конечном участке, в заданной точке, производится включение активной радиолокационной головки самонаведения. Дальность захвата цели и протяженность конечного участка полета под управлением ГСН зависит от ряда параметров, в первую очередь от заметности цели. Так, летательный аппарат противника с ЭПР на уровне 3 кв.м засекается с расстояния около 20 км. Непосредственное наведение на цель производится при помощи ГСН.

По имеющимся данным, «Изделие 170-1» может поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 1500 м/с. Максимальная перегрузка цели, при которой ракета сохраняет наведение и продолжает атаку, достигает 12 единиц. За счет доработки конструкции удалось довести располагаемую перегрузку ракеты до 40 единиц. Благодаря этому РВВ-СД может выполнять разворот со скоростью до 150° в секунду.

Для использования новой управляемой ракеты в составе комплекса вооружения истребителей предлагается авиационное катапультное устройство АКУ-170Е. В составе этой системы используется механика поршневого типа с пирогидравлическим приводом. Источником энергии для сброса ракеты в таком случае является пиропатрон ЭПК-28Т-2. Предлагаемое катапультное устройство имеет ряд важных особенностей, облегчающих эксплуатацию ракет. К примеру, оборудование системы АКУ-170Е способно удерживать ракету в исходном положении до отделения от носителя, предотвращая ее развороты по крену и курсу. Кроме того, допускается перевозка ракеты в течение 30 суток без снятия и дополнительных проверок.

Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД
Активная радиолокационная головка самонаведения 9Б1103М. Фото Rbase.new-factoria.ru


Для поставок зарубежным заказчикам ГосМКБ «Вымпел» разработало комплекс средств по адаптации ракет и катапультных устройств, позволяющий применять их на авиационной технике зарубежного производства.

Носителями ракет РВВ-СД могут быть отечественные самолеты различных типов. Тем не менее, по имеющимся данным, разработка проекта велась с учетом вооружения многофункциональных истребителей Су-35С. Согласно некоторым источникам, государственные совместные испытания нового оружия затянулись именно из-за определенных проблем с этим самолетом. Таким образом, разработка ракет была приостановлена до появления полноценного авиационного комплекса, который должен был стать ее носителем.

К концу 2010 года истребитель Су-35С был готов к испытаниям вооружения. Кроме того, к этому времени завершилась доводка новой ракеты. В дальнейшем были проведены несколько испытательных пусков ракет РВВ-СД с нового самолета. Ряд тестовых запусков подтвердили как возможность использования ракет «170-1» на новой авиационной технике, так и высокие характеристики этого оружия.

К настоящему времени Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» завершила все работы по проекту РВВ-СД и довела новую ракету до серийного производства. При получении соответствующего заказа КТРВ готова начать полномасштабное серийное производство такого оружия и поставлять его в войска. Не так давно появились первые сведения о возможном контракте на поставку новых ракет.

26 августа 2015 года министерство обороны России открыло тендер на поставку «Изделий 170-1». В соответствии с условиями закрытого конкурса подача заявок завершится 28 сентября. Сам аукцион с определением победителя должен состояться 9 октября. Вскоре после этого будет подписан контракт на поставку серийного вооружения. Заказчик в лице военного ведомства намерен заказать некоторое количество ракет РВВ-СД на общую сумму не более 13 175 178 880 рублей 15 копеек. При этом общее число планируемых к заказу изделий пока является закрытой информацией.

Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД
Ракеты РВВ-СД и РВВ-МД на истребителе Су-35С, весна 2012 г. Фото Lysenko Sergey / Russianplanes.net


По открытым данным, поставки готовых изделий должны завершиться 25 ноября 2016 и 25 ноября 2017 года. Заказчик определил и раскрыл лимиты бюджетных обязательств по годам, в течение которых будет вестись выполнение заказа. Так, в 2015 году на новые ракеты планируется потратить 468 млн рублей, в 2016 – 7,241 млрд рублей, а в 2017-м – 5,466 млрд рублей. Иные подробности тендера недоступны широкой общественности.

Количество ракет, которые должны быть поставлены по результатам текущего конкурса, а также стоимость единичного изделия остаются неизвестными. Вероятно, эти сведения пока составляют государственную тайну и не подлежат разглашению. Тем не менее, и без этой информации новый тендер представляет большой интерес. Его появление говорит о скором начале полномасштабного серийного производства и поставки ракет РВВ-СД в строевые части ВВС России. Таким образом, проект дошел до логического конца, а сама ракета в ближайшем будущем «доберется» до вооруженных сил.

Согласно ряду источников, «Изделие 170-1» уже не является последней отечественной ракетой класса «воздух-воздух» средней дальности. В настоящее время специалисты КТРВ ведут работы по проекту с кодовым обозначением «180». Известно, что «Изделие 180» будет оснащено новой системой наведения и некоторыми другими агрегатами, а также получит плоскости обновленной конструкции. Перспективная ракета разрабатывается для истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), что предъявляет некоторые специфические требования к конструкции. «Изделие 180» планируется перевозить на внутренней подвеске и запускать из встроенных грузоотсеков, из-за чего оно должно иметь минимально возможные габариты.

Новейшая управляемая ракета РВВ-СД прошла все необходимые испытания и в скором будущем будет заказано министерством обороны. Кроме того, на ее базе создается новое изделие аналогичного назначения. Таким образом, в течение нескольких следующих месяцев российская военная авиация получит новые ракеты с повышенными характеристиками, а в дальнейшем арсеналы ВВС пополнятся еще одним видом управляемого вооружения для борьбы с летательными аппаратами противника.


По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://zakupki.gov.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Wiruz 23 сентября 2015 08:29
    Где-то была информация, мол ракеты РВВ-МД/СД/БД, с дальностями 40/110/200 км соответственно, это исключительно экспортные ракеты. А варианты "для себя любимых" имеют чуть ли не в 1,5-2 раза большую дальность полёта.

    Кстати, это косвенно подтверждается ещё и тем, что один из руководителей КТРВ в одном из своих интервью обмолвился, мол "во всём мире ракеты В-В с дальностью от 100 км считаются ракетами большой дальности, для нас же сегодня средняя дальность это почти 200 км".

    hi
    1. Комментарий был удален.
      1. gjv 23 сентября 2015 08:56
        Цитата: Wiruz
        один из руководителей КТРВ в одном из своих интервью обмолвился

        — А в классе «воздух—поверхность»?
        — Здесь у американцев основная противорадиолокационная ракета — AGM-88 HARM, которая способна поражать цели на расстоянии до 80 километров, развивая при этом скорость почти 3 Маха (три скорости звука. — «Эксперт»). Если сравнивать с ней нашу новую противорадиолокационную ракету Х-31ПД, то при прочих равных боевых возможностях российская ракета превосходит американский аналог по дальности применения в три раза. Этого удалось достичь благодаря новому прямоточному воздушно-реактивному двигателю. По энергопотреблению он где-то в два с половиной раза экономичнее своего предшественника. Это позволяет не только увеличить дальность стрельбы, но и реализовать более сложные схемы полета. В частности, Х-31ПД должна успешно выдерживать дуэльные бои с системами ПВО Patriot.

        Как победить в ракетной гонке. Алексей Хазбиев, редактор отдела инфраструктурных отраслей журнала «Эксперт»
        http://web.archive.org/web/20100429020204/http://www.expert.ru/printissues/exper
        t/2010/17/interview_kak_pobedit_v_raketnoi_gonke?esr=5
        gjv
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv 23 сентября 2015 09:04
      Цитата: Wiruz
      один из руководителей КТРВ в одном из своих интервью обмолвился

      О том, как идет разработка новых ракет и торпед, чем они отличаются от американских аналогов, почему нам надо опасаться Китая и в каком направлении России необходимо развивать авиационное ракетостроение, в интервью «Эксперту» рассказал генеральный директор КТРВ Борис Обносов.
      — Мы сейчас завершаем целую серию ОКР и в течение ближайших двух лет выйдем на заключительные государственные испытания 14 типов новых ракет и корректируемых авиационных бомб (КАБ). Они охватывают практически всю гамму авиационных средств поражения, вплоть до ракет «воздух—воздух» большой дальности. Некоторые появятся уже в следующем году, некоторые через год. Причем новые ракеты для истребителя 5-го поколения будут унифицированы и с другими носителями — Су-34, Су-35 и МиГ-35. Надо сказать, что это довольно внушительный перечень оружия. Тем не менее, я думаю, мы успешно справимся с задачей.
      — Чем новые ракеты будут отличаться от своих предшественников?
      — Да почти всем. Это принципиально новые образцы высокоточного оружия. Несмотря на то что многие из них сохранили внешние формы своих предшественников, внутри они имеют гораздо более совершенные системы, чем те, что установлены на истребителях четвертого поколения. Это и новые ГСН, обладающие повышенной чувствительностью к обнаружению целей и лучшей помехозащищенностью, и новые комбинированные ракетно-прямоточные двигатели с регулируемыми параметрами (для сверхзвуковых ракет «воздух—поверхность»), новые боевые части, взрыватели, системы интеллектуальной поддержки и многое другое. Благодаря всем этим системам ТТХ нового оружия значительно возрастут. Впервые за всю историю развития авиационного управляемого оружия новая ракета в момент старта не видит цель и должна найти ее в процессе автономного полета.
      Если взять такой критерий, как дальность, то по этому показателю новые ракеты в два раза превзойдут те, что стоят сейчас на вооружении. У нас все оружие класса «воздух—воздух» подразделяется на три типа — малой, средней и большой дальности. Сейчас малая дальность — это 40 километров, а, например, средняя — до 100 километров. Так вот, утрируя, можно сказать, что цели, которые сейчас поражаются ракетами средней дальности, у нас будут поражаться оружием малой дальности.
      — А каков же будет радиус действия новых ракет «воздух—воздух» большой дальности?
      — Цифры называть не буду. Могу сказать только, что очень большой. На текущий момент такой дальности нет ни у одной авиационной ракеты этого класса.
      — Давайте ваши новые ракеты противопоставим американским аналогам, которые стоят на вооружении истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35. В чью пользу будет это сравнение?
      — В целом с США у нас сохраняется паритет. Американские самолеты F-22 и F-35 вооружаются ракетами класса «воздух—воздух» AIM-9X Sidewinder малой дальности и различными модификациями ракет AMRAAM AIM-120 средней дальности. Наши новые ракеты РВВ-МД и РВВ-СД практически ни в чем им не уступают, а по некоторым характеристикам даже превосходят. Например, дальность стрельбы РВВ-МД почти вдвое больше, чем у AIM-9X. Российская ракета оснащается усовершенствованной тепловой ГСН. По чувствительности она идентична американской, по помехозащищенности они соизмеримы. Эта ракета предназначена не только для истребителей и штурмовиков, но и для боевых вертолетов. Что касается оружия средней дальности, то у наших ракет дальность стрельбы примерно на 10% больше. В остальном российские ракеты этого типа имеют практически те же характеристики, что и американские. Поэтому у меня есть полная уверенность, что здесь мы не проиграем.
      gjv
  2. Лт. запаса ВВС 23 сентября 2015 10:41
    Мне вот интересно отстаёт ли наша ракета от AMRAAM-120C в плане головки самонаведения и помехозащищенности? США эту головку самонаведения даже в SM-6 установили.
  3. SPLV 23 сентября 2015 13:40
    Просто интересно, ракета Р-27 была провальной? Я к тому, что не видно новой разработки с её аэродинамической схемой и характерным оперением.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня