Military Review

Air-to-air missile of medium range RVV-SD

8
One of the main components of a victory in an air battle using missiles is the timely detection of the enemy and the subsequent launch of missiles. Thus, the fighter’s arsenal should include several types of air-to-air guided missiles capable of attacking a target in different ranges of range. In the near future, the range of weapons of the Russian Air Force combat units should be replenished with a new medium-range missile RVV-SD, which will allow you to attack targets from a distance of more than 100 km.


The guided missile RVV-SD (“medium-range air-to-air missile”) or “Product 170-1” was developed by Tactical Missile Weapons Corporation (KTRV), namely, Vympel GosMDB I.I. Toropova, included in its composition. The new rocket is a further development of the P-77 product (RVV-AE) and is designed to destroy various types of air targets at any time of the day and at any angle, including against the surface. The project implemented the principle of "launched-forgotten", facilitating the combat work of a fighter pilot. The carriers of the RVV-SD missile should be existing and prospective domestic fighters.

The development of the project “Product 170-1” was launched in 2003 on the instructions of the Ministry of Defense. By the end of 2005, the Vympel GosMCB completed the main design work and produced prototypes of rockets intended for the first test launches. In the 2006 year, it was planned to begin joint state tests, however, this phase of the project was delayed for several years due to some problems with the aircraft carriers. According to some reports, the developers of the rocket project had to wait for the creators of one of the promising fighters to complete their work. Because of this, the final stages of the project have been shifted by several years.


Model missile RVV-SD. Photos of Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru


The RVV-SD rocket is a further development of the existing P-77 / RVV-AE, which accounts for their external similarity and the application of some general ideas. Thus, in the new project, the overall design and layout of the internal hull units was retained. In this new product is equipped with modern electronic equipment, built on the basis of new ideas and components. It was through the use of new components, components and assemblies that it was proposed to provide higher performance in comparison with weapons base model.

"Product 170-1" has a cylindrical body of large elongation with a conical head fairing. The total length of the rocket is 3,71 m, case diameter is 20 cm. Trapezoidal X-shaped wings are attached in the middle of the case with a span of 0,42 m. On the bottom surface of the case there is a slight thickening. The rest of the rocket body is refined from the point of view of aerodynamics and does not have any large protruding parts. Rocket launch weight - no more than 0,68 kg.

In the head part of the body is placed the homing head and the autopilot equipment. Behind them, a proximity sensor with a fuse and a warhead are mounted. The tail part of the body is given under a relatively powerful and large solid-fuel engine. Also located in the tail drives lattice steering wheels.

The RVV-SD missile is equipped with a combined guidance system that provides access to the target area where the target is located, with its subsequent detection and destruction. For the flight to the specified meeting area, an inertial navigation system is used for the purpose. After reaching the given point, the rocket begins searching for a target using an active radar homing head such as 9B-1103М. This product was developed in the Scientific Research Institute "Agat" and is a monopulse Doppler system. The first version of this GOS was developed in the mid-nineties and first introduced in 1998. In the future, the 9B-1103М product underwent several upgrades, becoming the “progenitor” of a whole family of guidance systems. As part of the new rocket used one of the latest versions of the GOS.


Model of the RVV-SD rocket at the KTRV stand, MAKS-2015 exhibition. Photo by Saidpvo.livejournal.com


The homing head 9B-1103М differs from the previous products of its class by increased characteristics achieved by increasing the transmitter power and receiver sensitivity, new software and increasing the resistance to interference. In practice, all these innovations resulted in an increase in the maximum launch range and an increase in the maximum target overload. A rocket with a similar homing head independently detects targets, thereby realizing the principle of “launched-forgotten”. After launching the rocket, the carrier aircraft should not illuminate the target with a radar beam or otherwise provide guidance of the rocket.

In 2014, the Agat Research Institute presented two new versions of the GOS 9B-1103M, proposed for installation on various air-to-air missiles, including the RVV-SD. The 9B-1103M-200PA head receives an additional semi-active channel, and the 9B-1103М-200PS product has a passive channel that complements the main active one. Modified GOS allow you to expand the capabilities of promising missiles through the use of different methods of finding targets. However, as far as is known, the 170-1 missiles should not yet receive new homing heads.

Control during the flight is carried out with the help of two pairs of lattice controls installed in the tail section of the hull. An interesting feature of the RVV-SD project was the change in the design of these units. The rudders of the new rocket received updated mounts, racks and drives. Due to such innovations, the range of the rudders, in comparison with the base rocket P-77, was reduced by 7, see. In addition, it was possible to improve the aerodynamic characteristics to a certain extent.

In the middle part of the RVV-SD rocket there is a core multi-cumulative warhead. The total weight of the warhead is 22,5 kg. Undermining the warhead is made with the help of a fuse connected with a proximity sensor target. This device is located behind the control automation. Its location can be determined by a set of transparent round windows on the side surface of the case. Behind this glazing are installed elements of the laser sensor target.


The tail of the rocket, clearly visible engine nozzle and lattice steering wheels. Photos of Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru


A single-mode solid-fuel engine is placed in the tail section of the hull, providing a rocket to a range of up to 110 km. The cruising flight speed with the engine running reaches 4000-4500 km / h. It should be noted that at such speeds even minor modifications of the rudder design should seriously improve the overall characteristics of the rocket.

The guided missile RVV-SD is capable of destroying targets at altitudes from 20 m to 25 km. The maximum range of start-up brought to 110 km. Most of this distance rocket flies with the help of an inertial navigation system. At the final segment, at a given point, an active radar homing head is switched on. The target acquisition range and the length of the final flight segment under the control of the GOS depends on a number of parameters, primarily on the visibility of the target. Thus, an enemy aircraft with an EPR at the level of 3 sq. M is detected from a distance of about 20 km. Direct targeting is performed using the GOS.

According to reports, the “170-1” can hit air targets flying at speeds up to 1500 m / s. The maximum target overload, at which the rocket keeps pointing and continues the attack, reaches 12 units. Due to the design refinement, it was possible to bring the available rocket overload to 40 units. Thanks to this, RVV-SD can turn at speeds up to 150 ° per second.

To use the new guided missile as part of the fighter armament complex, it is proposed aviation ejection device AKU-170E. As part of this system, piston-type mechanics with a pyrohydraulic drive are used. The source of energy for rocket discharge in this case is the EPK-28T-2 pyro cartridge. The proposed ejection device has a number of important features that facilitate the operation of missiles. For example, the equipment of the AKU-170E system is capable of holding the rocket in its original position until it is separated from the carrier, preventing it from turning in roll and course. In addition, it is allowed to transport missiles for 30 days without removal and additional checks.

Air-to-air missile of medium range RVV-SD
Active radar homing head 9B1103M. Photo Rbase.new-factoria.ru


For deliveries to foreign customers, the Vympel GosMCB has developed a set of tools for the adaptation of missiles and ejection devices, allowing them to be used on foreign-made aircraft.

The carriers of missiles RVV-SD can be domestic aircraft of various types. Nevertheless, according to available data, the development of the project was carried out taking into account the armament of multi-purpose fighters Su-35С. According to some sources, state joint testing of the new weapon was delayed precisely because of certain problems with this aircraft. Thus, the development of missiles was suspended until the advent of a full-fledged aviation complex, which was to be its carrier.

By the end of 2010, the Su-35C fighter was ready for weapon tests. In addition, by this time finished finishing the new rocket. Later, several test launches of RVV-SD missiles from the new aircraft were conducted. A number of test launches confirmed both the possibility of using the 170-1 missiles on the new aircraft technology and the high characteristics of these weapons.

To date, Tactical Missile Weapons Corporation has completed all work on the RVV-SD project and brought the new missile to mass production. Upon receipt of the relevant order, KTRV is ready to begin full-scale mass production of such weapons and deliver them to the troops. Not so long ago, the first information appeared about a possible contract for the supply of new missiles.

26 August 2015, the Russian Ministry of Defense opened a tender for the supply of "170-1 Products". In accordance with the terms of the closed tender, the submission of applications will end on September 28. The auction itself with the definition of the winner to be held October 9. Shortly thereafter, a contract for the supply of serial weapons will be signed. The customer, represented by the military department, intends to order a certain number of missiles RVV-SD for a total amount of no more than 13 175 178 880 rubles 15 kopecks. At the same time, the total number of products planned for the order is still non-public information.


RVV-SD and RVV-MD missiles on the Su-35С fighter, spring 2012. Photo by Lysenko Sergey / Russianplanes.net


According to open data, deliveries of finished products should end on November 25 and November 2016 on November 25. The customer has determined and disclosed the limits of budget commitments for the years during which the order will be executed. So, in 2017, it is planned to spend 2015 million rubles on new rockets, 468 billion rubles in 2016, and 7,241 billion rubles in 2017. Other details of the tender are not available to the general public.

The number of missiles to be delivered based on the results of the current competition, as well as the cost of a single product remain unknown. Probably, this information is still a state secret and is not subject to disclosure. However, even without this information, the new tender is of great interest. Its appearance speaks of the imminent start of full-scale mass production and the supply of missiles RVV-SD to combat units of the Russian Air Force. Thus, the project reached a logical end, and the rocket itself will “reach” the armed forces in the near future.

According to a number of sources, the “Product 170-1” is no longer the last domestic medium-range air-to-air missile. Currently, KTRV specialists are working on a project with the code designation “180”. It is known that the "Product 180" will be equipped with a new guidance system and some other units, as well as receive a plane of the updated design. Prospective rocket is being developed for the fifth generation fighter T-50 (PAK FA), which imposes some specific design requirements. "The product 180" is planned to be transported on the inner suspension and run from the built-in cargo compartments, because of which it must have the smallest possible dimensions.

The newest missile RVV-SD passed all the necessary tests and will be ordered by the Ministry of Defense in the near future. In addition, a new product of a similar purpose is being created at its base. Thus, over the next few months, Russian military aviation will receive new missiles with enhanced characteristics, and in the future the arsenals of the Air Force will be replenished with another type of guided weaponry to fight enemy aircraft.


On the materials of the sites:
http://ktrv.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://zakupki.gov.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Wiruz
    Wiruz 23 September 2015 08: 29
    0
    Somewhere there was information, they say, RVV-MD / SD / BD missiles, with ranges of 40/110/200 km, respectively, these are exclusively export missiles. And the options "for your loved ones" have almost 1,5-2 times greater flight range.

    By the way, this is indirectly confirmed by the fact that one of the leaders of the KTRV said in one of his interviews, they say, "all over the world, B-B missiles with a range of 100 km and over are considered long-range missiles, for us today the average range is almost 200 km".

    hi
    1. The comment was deleted.
      1. gjv
        gjv 23 September 2015 08: 56
        0
        Quote: Wiruz
        one of the leaders of KTRV in one of his interviews mentioned

        “And in the air-to-surface class?”
        - Here the Americans have the main anti-radar missile - AGM-88 HARM, which is capable of hitting targets at a distance of 80 kilometers, while developing a speed of almost 3 Mach (three speeds of sound. - "Expert"). If we compare with it our new anti-radar missile X-31PD, then, ceteris paribus, the Russian missile surpasses the American counterpart in range of use three times. This was achieved thanks to a new ramjet engine. In terms of energy consumption, it is about two and a half times more economical than its predecessor. This allows not only to increase the firing range, but also to implement more complex flight patterns. In particular, the Kh-31PD must successfully withstand duel battles with Patriot air defense systems.

        How to win a rocket race. Alexey Khazbiev, editor of the department of infrastructure industries of the journal "Expert"
        http://web.archive.org/web/20100429020204/http://www.expert.ru/printissues/exper
        t / 2010/17 / interview_kak_pobedit_v_raketnoi_gonke? esr = 5
    2. The comment was deleted.
    3. gjv
      gjv 23 September 2015 09: 04
      +1
      Quote: Wiruz
      one of the leaders of KTRV in one of his interviews mentioned

      How the development of new missiles and torpedoes is going on, how they differ from their American counterparts, why we need to be wary of China and in which direction Russia needs to develop aviation rocket science, Boris Obnosov, general director of KTRV, told the Expert.
      - We are now completing a whole series of OCD and within the next two years we will enter the final state tests of 14 types of new missiles and adjustable bombs (KAB). They cover almost the entire range of aviation weapons, up to long-range air-to-air missiles. Some will appear next year, some in a year. Moreover, new missiles for the 5th generation fighter will be unified with other carriers - Su-34, Su-35 and MiG-35. I must say that this is a pretty impressive list of weapons. Nevertheless, I think we will successfully cope with the task.
      - How will the new missiles differ from their predecessors?
      - Yes, almost everyone. These are fundamentally new examples of precision weapons. Despite the fact that many of them retained the external forms of their predecessors, inside they have much more advanced systems than those installed on fourth-generation fighters. These are new GOS with increased sensitivity to target detection and better noise immunity, and new combined direct-flow rocket engines with adjustable parameters (for supersonic air-to-surface missiles), new warheads, fuses, intelligent support systems and much more. Thanks to all these systems, the performance characteristics of new weapons will increase significantly. For the first time in the history of the development of aviation guided weapons, a new missile at the time of launch does not see the target and must find it in the process of autonomous flight.
      If we take such a criterion as range, then in this indicator new missiles will twice surpass those that are now in service. We have all air-to-air weapons divided into three types - short, medium and long range. Now the short range is 40 kilometers, and, for example, the average is up to 100 kilometers. So, exaggerating, we can say that the targets that are now being hit by medium-range missiles, we will be hit by short-range weapons.
      - And what will be the radius of action of the new long-range air-to-air missiles?
      - I will not name the numbers. I can only say that it is very large. Currently, no such missile has such a range.
      - Let's contrast your new missiles with the American counterparts that are in service with the fifth-generation fighter F-22 Raptor and F-35. Who will benefit from this comparison?
      - In general, we maintain parity with the United States. American F-22 and F-35 aircraft are armed with short-range AIM-9X Sidewinder air-to-air missiles and various modifications of the medium-range AMRAAM AIM-120 missiles. Our new RVV-MD and RVV-SD missiles are practically inferior to nothing, and even surpass them in some characteristics. For example, the firing range of the RVV-MD is almost double that of the AIM-9X. The Russian missile is equipped with an advanced thermal GOS. In terms of sensitivity, it is identical to the American, in terms of noise immunity, they are comparable. This missile is designed not only for fighters and attack aircraft, but also for combat helicopters. As for medium-range weapons, our missiles have a firing range of about 10% more. Otherwise, Russian missiles of this type have almost the same characteristics as American ones. Therefore, I have full confidence that we will not lose here.
  2. Lt. Air Force stock
    Lt. Air Force stock 23 September 2015 10: 41
    0
    I’m wondering if our missile lags behind the AMRAAM-120C in terms of homing and noise immunity? The USA even installed this homing head in the SM-6.
  3. SPLV
    SPLV 23 September 2015 13: 40
    +1
    Just wondering if the P-27 rocket was a failure? I mean, you can’t see the new development with its aerodynamic design and characteristic plumage.

Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД

Одной из главных составляющих победы в воздушном бою с использованием ракетного вооружения является своевременное обнаружение противника и последующий запуск ракет. Таким образом, в арсенале истребителя должны присутствовать управляемые ракеты класса «воздух-воздух» нескольких типов, способные атаковать цель в разных диапазонах дальности. В ближайшем будущем номенклатура вооружения строевых частей российских ВВС должна пополниться новой ракетой средней дальности РВВ-СД, которая позволит атаковать цели с дистанции более 100 км.

Управляемая ракета РВВ-СД («Ракета “воздух-воздух” средней дальности») или «Изделие 170-1» была разработана Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), а именно ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова, входящим в ее состав. Новая ракета представляет собой дальнейшее развитие изделия Р-77 (РВВ-АЕ) и предназначена для уничтожения воздушных целей различных типов в любое время суток и на любых ракурсах, в том числе на фоне поверхности. В проекте реализован принцип «запустил-забыл», облегчающий боевую работу летчика-истребителя. Носителями ракеты РВВ-СД должны стать существующие и перспективные отечественные истребители.

Разработка проекта «Изделие 170-1» стартовала в 2003 году по заданию министерства обороны. К концу 2005 года ГосМКБ «Вымпел» завершило основные проектные работы и изготовило опытные образцы ракет, предназначенные для проведения первых испытательных пусков. В 2006 году планировалось начать государственные совместные испытания, однако этот этап проекта затянулся на несколько лет ввиду некоторых проблем с самолетами-носителями. По некоторым данным, разработчикам проекта ракеты пришлось ждать, когда свою работу завершат создатели одного из перспективных истребителей. Из-за этого финальные этапы проекта были сдвинуты на несколько лет.


Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД
Макет ракеты РВВ-СД. Фото Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru


Ракета РВВ-СД является дальнейшим развитием существующей Р-77/РВВ-АЕ, чем обусловлено их внешнее сходство и применение некоторых общих идей. Так, в новом проекте была сохранена общая конструкция и компоновка внутренних агрегатов корпуса. При этом новое изделие оснащается современным радиоэлектронным оборудованием, построенным на базе новых идей и компонентов. Именно за счет использования новых комплектующих, узлов и агрегатов предлагалось обеспечить более высокие характеристики в сравнении с оружием базовой модели.

«Изделие 170-1» имеет цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем. Общая длина ракеты – 3,71 м, диаметр корпуса – 20 см. В средней части корпуса крепятся трапециевидные Х-образные крылья размахом 0,42 м. В хвосте предусмотрены две пары решетчатых рулей размахом 0,68 м, предназначенные для маневрирования. На нижней поверхности корпуса имеется небольшое утолщение. В остальном корпус ракеты облагорожен с точки зрения аэродинамики и не имеет каких-либо крупных выступающих частей. Стартовый вес ракеты – не более 190 кг.

В головной части корпуса помещается головка самонаведения и аппаратура автопилота. Позади них монтируется неконтактный датчик цели с взрывателем и боевая часть. Хвостовая часть корпуса отдана под сравнительно мощный и крупный твердотопливный двигатель. Также в хвосте размещаются приводы решетчатых рулей.

Ракета РВВ-СД оснащается комбинированной системой наведения, обеспечивающей выход в расчетный район нахождения цели с последующим ее обнаружением и уничтожением. Для полета в указанный район встречи с целью используется инерциальная навигационная система. После выхода в заданную точку ракета начинает поиск цели при помощи активной радиолокационной головки самонаведения типа 9Б-1103М. Это изделие было разработано в МНИИ «Агат» и представляет собой моноимпульсную допплеровскую систему. Первый вариант этой ГСН был разработан еще в середине девяностых годов и впервые представлен в 1998 году. В дальнейшем изделие 9Б-1103М прошло несколько модернизаций, став «прародителем» целого семейства систем наведения. В составе новой ракеты применяется один из последних вариантов ГСН.

Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД
Макет ракеты РВВ-СД на стенде КТРВ, выставка МАКС-2015. Фото Saidpvo.livejournal.com


Головка самонаведения 9Б-1103М отличается от предыдущих изделий своего класса повышенными характеристиками, достигаемыми за счет увеличения мощности передатчика и чувствительности приемника, нового программного обеспечения и повышения устойчивости к помехам. На практике все эти нововведения вылились в увеличение максимальной дальности пуска и повышению максимальной перегрузки цели. Ракета с подобной головкой самонаведения самостоятельно производит обнаружение целей, благодаря чему реализуется принцип «запустил-забыл». После запуска ракеты самолет-носитель не должен подсвечивать цель лучом РЛС или иными способами обеспечивать наведение ракеты.

В 2014 году МНИИ «Агат» представил две новые модификации ГСН 9Б-1103М, предлагаемые для установки на различные ракеты «воздух-воздух», в том числе на РВВ-СД. Головка 9Б-1103М-200ПА получает дополнительный полуактивный канал, а изделие 9Б-1103М-200ПС имеет пассивный канал, дополняющий основной активный. Доработанные ГСН позволяют расширить возможности перспективных ракет за счет использования разных методик поиска цели. Тем не менее, насколько известно, ракеты «170-1» пока не должны получать новые головки самонаведения.

Управление во время полета осуществляется при помощи двух пар решетчатых рулей, установленных в хвостовой части корпуса. Интересной особенностью проекта РВВ-СД стало изменение конструкции этих агрегатов. Рули новой ракеты получили обновленные крепления, стойки и приводы. За счет таких нововведений размах рулей, в сравнении с базовой ракетой Р-77, был уменьшен на 7 см. Кроме того, удалось в определенной мере улучшилить аэродинамические характеристики.

В средней части ракеты РВВ-СД располагается стержневая мультикумулятивная боевая часть. Общий вес боевой части – 22,5 кг. Подрыв боевой части производится при помощи взрывателя, связанного с неконтактным датчиком цели. Это устройство располагается позади автоматики управления. Его местоположение можно определить по набору прозрачных круглых окон на боковой поверхности корпуса. За этим остеклением установлены элементы лазерного датчика цели.

Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД
Хвостовая часть ракеты, хорошо видны сопло двигателя и решетчатые рули. Фото Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru


В хвостовой части корпуса помещается однорежимный твердотопливный двигатель, обеспечивающий полет ракеты на дальность до 110 км. Маршевая скорость полета при работающем двигателе достигает 4000-4500 км/ч. Следует отметить, при таких скоростях даже небольшие доработки конструкции рулей должны серьезно улучшать общие характеристики ракеты.

Управляемая ракета РВВ-СД способна уничтожать цели на высотах от 20 м до 25 км. Максимальная дальность пуска доведена до 110 км. Большая часть этой дистанции ракета пролетает при помощи инерциальной навигационной системы. На конечном участке, в заданной точке, производится включение активной радиолокационной головки самонаведения. Дальность захвата цели и протяженность конечного участка полета под управлением ГСН зависит от ряда параметров, в первую очередь от заметности цели. Так, летательный аппарат противника с ЭПР на уровне 3 кв.м засекается с расстояния около 20 км. Непосредственное наведение на цель производится при помощи ГСН.

По имеющимся данным, «Изделие 170-1» может поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 1500 м/с. Максимальная перегрузка цели, при которой ракета сохраняет наведение и продолжает атаку, достигает 12 единиц. За счет доработки конструкции удалось довести располагаемую перегрузку ракеты до 40 единиц. Благодаря этому РВВ-СД может выполнять разворот со скоростью до 150° в секунду.

Для использования новой управляемой ракеты в составе комплекса вооружения истребителей предлагается авиационное катапультное устройство АКУ-170Е. В составе этой системы используется механика поршневого типа с пирогидравлическим приводом. Источником энергии для сброса ракеты в таком случае является пиропатрон ЭПК-28Т-2. Предлагаемое катапультное устройство имеет ряд важных особенностей, облегчающих эксплуатацию ракет. К примеру, оборудование системы АКУ-170Е способно удерживать ракету в исходном положении до отделения от носителя, предотвращая ее развороты по крену и курсу. Кроме того, допускается перевозка ракеты в течение 30 суток без снятия и дополнительных проверок.

Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД
Активная радиолокационная головка самонаведения 9Б1103М. Фото Rbase.new-factoria.ru


Для поставок зарубежным заказчикам ГосМКБ «Вымпел» разработало комплекс средств по адаптации ракет и катапультных устройств, позволяющий применять их на авиационной технике зарубежного производства.

Носителями ракет РВВ-СД могут быть отечественные самолеты различных типов. Тем не менее, по имеющимся данным, разработка проекта велась с учетом вооружения многофункциональных истребителей Су-35С. Согласно некоторым источникам, государственные совместные испытания нового оружия затянулись именно из-за определенных проблем с этим самолетом. Таким образом, разработка ракет была приостановлена до появления полноценного авиационного комплекса, который должен был стать ее носителем.

К концу 2010 года истребитель Су-35С был готов к испытаниям вооружения. Кроме того, к этому времени завершилась доводка новой ракеты. В дальнейшем были проведены несколько испытательных пусков ракет РВВ-СД с нового самолета. Ряд тестовых запусков подтвердили как возможность использования ракет «170-1» на новой авиационной технике, так и высокие характеристики этого оружия.

К настоящему времени Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» завершила все работы по проекту РВВ-СД и довела новую ракету до серийного производства. При получении соответствующего заказа КТРВ готова начать полномасштабное серийное производство такого оружия и поставлять его в войска. Не так давно появились первые сведения о возможном контракте на поставку новых ракет.

26 августа 2015 года министерство обороны России открыло тендер на поставку «Изделий 170-1». В соответствии с условиями закрытого конкурса подача заявок завершится 28 сентября. Сам аукцион с определением победителя должен состояться 9 октября. Вскоре после этого будет подписан контракт на поставку серийного вооружения. Заказчик в лице военного ведомства намерен заказать некоторое количество ракет РВВ-СД на общую сумму не более 13 175 178 880 рублей 15 копеек. При этом общее число планируемых к заказу изделий пока является закрытой информацией.

Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД
Ракеты РВВ-СД и РВВ-МД на истребителе Су-35С, весна 2012 г. Фото Lysenko Sergey / Russianplanes.net


По открытым данным, поставки готовых изделий должны завершиться 25 ноября 2016 и 25 ноября 2017 года. Заказчик определил и раскрыл лимиты бюджетных обязательств по годам, в течение которых будет вестись выполнение заказа. Так, в 2015 году на новые ракеты планируется потратить 468 млн рублей, в 2016 – 7,241 млрд рублей, а в 2017-м – 5,466 млрд рублей. Иные подробности тендера недоступны широкой общественности.

Количество ракет, которые должны быть поставлены по результатам текущего конкурса, а также стоимость единичного изделия остаются неизвестными. Вероятно, эти сведения пока составляют государственную тайну и не подлежат разглашению. Тем не менее, и без этой информации новый тендер представляет большой интерес. Его появление говорит о скором начале полномасштабного серийного производства и поставки ракет РВВ-СД в строевые части ВВС России. Таким образом, проект дошел до логического конца, а сама ракета в ближайшем будущем «доберется» до вооруженных сил.

Согласно ряду источников, «Изделие 170-1» уже не является последней отечественной ракетой класса «воздух-воздух» средней дальности. В настоящее время специалисты КТРВ ведут работы по проекту с кодовым обозначением «180». Известно, что «Изделие 180» будет оснащено новой системой наведения и некоторыми другими агрегатами, а также получит плоскости обновленной конструкции. Перспективная ракета разрабатывается для истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), что предъявляет некоторые специфические требования к конструкции. «Изделие 180» планируется перевозить на внутренней подвеске и запускать из встроенных грузоотсеков, из-за чего оно должно иметь минимально возможные габариты.

Новейшая управляемая ракета РВВ-СД прошла все необходимые испытания и в скором будущем будет заказано министерством обороны. Кроме того, на ее базе создается новое изделие аналогичного назначения. Таким образом, в течение нескольких следующих месяцев российская военная авиация получит новые ракеты с повышенными характеристиками, а в дальнейшем арсеналы ВВС пополнятся еще одним видом управляемого вооружения для борьбы с летательными аппаратами противника.


По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://zakupki.gov.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Wiruz 23 сентября 2015 08:29
    Где-то была информация, мол ракеты РВВ-МД/СД/БД, с дальностями 40/110/200 км соответственно, это исключительно экспортные ракеты. А варианты "для себя любимых" имеют чуть ли не в 1,5-2 раза большую дальность полёта.

    Кстати, это косвенно подтверждается ещё и тем, что один из руководителей КТРВ в одном из своих интервью обмолвился, мол "во всём мире ракеты В-В с дальностью от 100 км считаются ракетами большой дальности, для нас же сегодня средняя дальность это почти 200 км".

    hi
    1. Комментарий был удален.
      1. gjv 23 сентября 2015 08:56
        Цитата: Wiruz
        один из руководителей КТРВ в одном из своих интервью обмолвился

        — А в классе «воздух—поверхность»?
        — Здесь у американцев основная противорадиолокационная ракета — AGM-88 HARM, которая способна поражать цели на расстоянии до 80 километров, развивая при этом скорость почти 3 Маха (три скорости звука. — «Эксперт»). Если сравнивать с ней нашу новую противорадиолокационную ракету Х-31ПД, то при прочих равных боевых возможностях российская ракета превосходит американский аналог по дальности применения в три раза. Этого удалось достичь благодаря новому прямоточному воздушно-реактивному двигателю. По энергопотреблению он где-то в два с половиной раза экономичнее своего предшественника. Это позволяет не только увеличить дальность стрельбы, но и реализовать более сложные схемы полета. В частности, Х-31ПД должна успешно выдерживать дуэльные бои с системами ПВО Patriot.

        Как победить в ракетной гонке. Алексей Хазбиев, редактор отдела инфраструктурных отраслей журнала «Эксперт»
        http://web.archive.org/web/20100429020204/http://www.expert.ru/printissues/exper
        t/2010/17/interview_kak_pobedit_v_raketnoi_gonke?esr=5
        gjv
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv 23 сентября 2015 09:04
      Цитата: Wiruz
      один из руководителей КТРВ в одном из своих интервью обмолвился

      О том, как идет разработка новых ракет и торпед, чем они отличаются от американских аналогов, почему нам надо опасаться Китая и в каком направлении России необходимо развивать авиационное ракетостроение, в интервью «Эксперту» рассказал генеральный директор КТРВ Борис Обносов.
      — Мы сейчас завершаем целую серию ОКР и в течение ближайших двух лет выйдем на заключительные государственные испытания 14 типов новых ракет и корректируемых авиационных бомб (КАБ). Они охватывают практически всю гамму авиационных средств поражения, вплоть до ракет «воздух—воздух» большой дальности. Некоторые появятся уже в следующем году, некоторые через год. Причем новые ракеты для истребителя 5-го поколения будут унифицированы и с другими носителями — Су-34, Су-35 и МиГ-35. Надо сказать, что это довольно внушительный перечень оружия. Тем не менее, я думаю, мы успешно справимся с задачей.
      — Чем новые ракеты будут отличаться от своих предшественников?
      — Да почти всем. Это принципиально новые образцы высокоточного оружия. Несмотря на то что многие из них сохранили внешние формы своих предшественников, внутри они имеют гораздо более совершенные системы, чем те, что установлены на истребителях четвертого поколения. Это и новые ГСН, обладающие повышенной чувствительностью к обнаружению целей и лучшей помехозащищенностью, и новые комбинированные ракетно-прямоточные двигатели с регулируемыми параметрами (для сверхзвуковых ракет «воздух—поверхность»), новые боевые части, взрыватели, системы интеллектуальной поддержки и многое другое. Благодаря всем этим системам ТТХ нового оружия значительно возрастут. Впервые за всю историю развития авиационного управляемого оружия новая ракета в момент старта не видит цель и должна найти ее в процессе автономного полета.
      Если взять такой критерий, как дальность, то по этому показателю новые ракеты в два раза превзойдут те, что стоят сейчас на вооружении. У нас все оружие класса «воздух—воздух» подразделяется на три типа — малой, средней и большой дальности. Сейчас малая дальность — это 40 километров, а, например, средняя — до 100 километров. Так вот, утрируя, можно сказать, что цели, которые сейчас поражаются ракетами средней дальности, у нас будут поражаться оружием малой дальности.
      — А каков же будет радиус действия новых ракет «воздух—воздух» большой дальности?
      — Цифры называть не буду. Могу сказать только, что очень большой. На текущий момент такой дальности нет ни у одной авиационной ракеты этого класса.
      — Давайте ваши новые ракеты противопоставим американским аналогам, которые стоят на вооружении истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35. В чью пользу будет это сравнение?
      — В целом с США у нас сохраняется паритет. Американские самолеты F-22 и F-35 вооружаются ракетами класса «воздух—воздух» AIM-9X Sidewinder малой дальности и различными модификациями ракет AMRAAM AIM-120 средней дальности. Наши новые ракеты РВВ-МД и РВВ-СД практически ни в чем им не уступают, а по некоторым характеристикам даже превосходят. Например, дальность стрельбы РВВ-МД почти вдвое больше, чем у AIM-9X. Российская ракета оснащается усовершенствованной тепловой ГСН. По чувствительности она идентична американской, по помехозащищенности они соизмеримы. Эта ракета предназначена не только для истребителей и штурмовиков, но и для боевых вертолетов. Что касается оружия средней дальности, то у наших ракет дальность стрельбы примерно на 10% больше. В остальном российские ракеты этого типа имеют практически те же характеристики, что и американские. Поэтому у меня есть полная уверенность, что здесь мы не проиграем.
      gjv
  2. Лт. запаса ВВС 23 сентября 2015 10:41
    Мне вот интересно отстаёт ли наша ракета от AMRAAM-120C в плане головки самонаведения и помехозащищенности? США эту головку самонаведения даже в SM-6 установили.
  3. SPLV 23 сентября 2015 13:40
    Просто интересно, ракета Р-27 была провальной? Я к тому, что не видно новой разработки с её аэродинамической схемой и характерным оперением.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня