In 43, at the “Celina Station”

There is no more evidence than eyewitness accounts. Here I will be based on this data and memories in this article. One of the articles by Dmitry Sanin caused a big question to me. I know him well and respect him - it is always difficult to carry out search work, participate in excavations and establish the truth, it is noble work. But truth is always born in disputes and clarifications.




In Sanin's article, “How and Who Liberated Tselina,” many facts are reported. First, the “terrible battles for Tselina” are mentioned on January 23, 1943 Here are brief excerpts from this article: “... Enemy by force: to the motorized infantry regiment, 8-10 tanks... 3-4 mortar batteries, continued fierce resistance and twice went over to the counterattack ... There was also a fierce battle at the railway station ... "

And then it: “... By order of the commander of the 34 Guards Rifle Division, Guards Major General Gubarevich, part of the division in 18.00, supported by the 84 Guards artillery regiment, went on the attack to destroy the enemy in the village of Tselina ... After a ten-hour battle, which ended in 24.00, our troops fully managed to capture the village of Celina ... "

At the end of the article, a summary of the battles for Tselin is summarized: “... With the release of Tselina, units of the 34 Guards Rifle Division lost the killed 85 people, the wounded 130. At 84-th Guards artillery regiment lined one gun. 6-I Guards Tank Brigade lost 3 people killed, among them a tank driver, 13 people wounded, and one T-70 tank was burned. The enemy had over 40 vehicles destroyed, two 105 mm guns, two tanks were burned and up to two infantry companies were destroyed. As trophies, 2 large warehouses with grain, one wounded Heinkel-126 aircraft, 20 light machine guns, up to 30 rifles, two defective anti-aircraft guns, 50 freight cars, two railway tanks with gasoline ... ”

These fierce battles and big losses for the release of Tselina are described in an article based on archival data.

72 of the year passed after the liberation of Celina from the fascist occupation, many memoirs of the participants, witnesses of those events were published. And they say that already early in the morning of January 23 there was an unusual silence over the village. German units from the village fled before the end of the day on January 22. And in the late evening (from the memoirs of the ordinary soldier MA Habbulin):

“Our unit entered Zeleny without a fight, from the western side, since we were met by machine-gun fire from the eastern outskirts from the elevator.

Several soldiers were killed. In the village, we were quartered home, where we had dried boots, after rain, clothes, and in the morning we moved further west. I was seriously wounded at the Balabanovka farm in the battle. ”

Confirmation of these data - memories of a resident of Tselina Klavdiya Fodotovna Marakhovskaya 92-s: “... In our apartment on the 1 line of hours at 11 on the night of January 22, the Soviet soldier was drying his boots at the stove, and in the morning went to the unit."

This is what the natives of Celina, the then children of 7-8, recall. Now it is Yury Alexandrovich Petrov - the colonel, Victor Fedorovich Nedviga - the local surgeon, Leonid Grigorievich Mironenko - the civil engineer.

“Early in the morning,” writes Yury Alexandrovich Petrov, “the parents said:“ There are no Germans anymore, ”and my cousin Misha and I went from the barracks of the state farm, where we lived, to the elevator and saw several people killed in a small snow nearby, and at the railway crossing the profiled road was a 2 tank. Another was attached to one; three soldiers stood nearby, spoke Russian quietly. We were afraid to go there, the dead were also there. ”

Viktor Nedvig ran into the memory of the following case: “On this day, 22, the German was looking to the east with his binoculars for a long time. When he saw me, he cried out: “Partizan!”, And I ran away. ”

“On January 22, the Germans were driving cars, motorcycles, with whole guns fled from Tselina,” recalls L.G. Mironenko. - Traces of hostilities, battles with the enemy in the village was not observed. In different places, they were just gaping craters from the explosions of bombs and shells of the 42 year. There were many unexploded bombs in the war: on the 1 line, in the Northern Farm, on Frunze Street ... At the 4 line, for example, a huge bomb weighing 250 kilograms deeply crashed into the ground, leaving a half-meter funnel fenced with barbed wire for a long time reminded of bombings until regional sappers removed it and took it away. ”

Many other memories, which are described in the article by Dmitry Sanin to the smallest episodes, did take place during the liberation of the entire Tselinsky district, but not at all in the village of Celina.

The data of the Central archives of the country 42-year-old, used in the preparation of the report on the day of the 30 anniversary of the liberation of the Tselinsky district from the Nazi invaders: “... There was only one grader road from Salsk through Tselina to Rostov along the offensive line. This complicated the actions of the advancing troops. The enemy has created a number of intermediate lines in front of the 28 army. Among them are defensive lines - Maysky, Tselina, Stepnoye, Zhuravlevsky, Olshansky, Mechetinsky, Zernogradsky and others. ”

"... The enemy in the villages of Zhuravlevka, Fertile, Khleborobnoe” stubbornly resisted the troops of the 51 Army.

In the archives of that time, the names of our military units, the names of their commanders, actions in battles on the land of the virgin lands were described in more detail.

The commander of the Southern Front, Army General Eremenko noted: «51 army eventually the day 21 January 1943 years captured the collective farm Military Council SCWO (then Tselinsky district), Melnikova, Fertile, Hleborobnoe, Selim, Kars, Razdolnoe, Golovanovka, Olshanka, Dubovka and others."

It was further reported: “In the battles for Tselina and Tselinsky district, the fighters and the commander of the 28 and 51 armies distinguished themselves. Among them are the Guard Major Kudryavtsev. ”

I emphasize once again: the article by Dmitry Sanin, compiled on archival data, describes the actions that took place on the territory of the Tselinsky district as a whole, and not in the village of Tselina. Then everything falls into place.

I absolutely do not want to blame the author - he told the reader the facts that are preserved in the archives of the Ministry of Defense. All major or minor combat operations, long, short battles, to the smallest possible detail, were transferred to the headquarters of military units, up to army headquarters for awards and subsequent transfer to the archive.

In our case, apparently, the order was given: “Describe the full picture of the battles for the virgin lands”, meaning fairly the vast expanses of the virgin land of the Rostov region. And someone transferred all these battles with a huge amount of manpower on both sides, tanks, guns, mortars, cars and motorcycles to a small village of 7 lines and 7 streets ...

In real life, not everything is so simple. Living witnesses often correct mistakes that were made in wartime due to the rapid change of the situation, dislocation, lack of time.


* * *

Another undisclosed page of the war. One of the most difficult cases is to fix historyand even harder is to look for new facts, evidence. The story - like the flow of a river - is mobile, and sometimes you can’t guess what the next moment will reveal unexplored depths. Many unsolved pages are fraught with the period of the Great Patriotic War. It was possible to find the names of those fighters who died during the liberation of the village of Celina along with a long-time friend of local historian Semyon Kuzmich Debely - Svetlana Borisovna Tonkosurova. Here is one of the recent letters that Semyon Kuzmich received from Chebarkul, where she lives.

“Hello, dear Semyon Kuzmich! Finally, I was going to send you more documents that I found in the family archive in Tolyatti and which came from TsAMO (Central Archive of the Ministry of Defense). I traveled to TsAMO myself, some documents are repeated.

The list of casualties, soldiers who died in Tselina, I send separately in a letter. We undertook the compilation of the Book of Memory of victims of political repression. We worked in the archives, meet with people - the descendants of the repressed. You have to write and drive a lot. How is your health? May God give you strength and inspiration for your good and necessary work. Health and prosperity to you and your family, all Tselinka. I bow to you for the memory! ”

And here is the document itself, which came from the Chebarkulsky ethnographer and confirms that not all the graves of the soldiers who liberated our area from the occupants were killed and buried in our land, found. The names of these liberators are not listed on the memorial in the village of Celina. So, they can be those fighters who died and were buried near the railroad tracks on the outskirts of Celina in January 1943.

These are only assumptions. But what happened in reality. As Semyon Kuzmich himself says: “From 11 (according to TsAMO), the fighters who were killed and buried in Tselina - 4 were buried in a mass grave on the central estate of Tselinsky grain farm.”

According to eyewitnesses, Yulia Vasilyevna Popova, who at that time worked in the dining room of the grain farm, and Darya Naumovna Chebotareva, housewives with three children, the remaining seven of the eleven soldiers killed were most likely buried at the site of the death - behind the eastern railway crossing, just after a railway booth at the profiled road Salsk - Rostov (then the road to Rostov-on-Don went along a different route: through the first line of the Celina, next to the railway tracks).

Soviet soldiers were killed when they suppressed the fascist firing point installed on the elevator. And in the list of 11 dead most of the soldiers are not of Russian nationality.

This is also confirmed by eyewitnesses of the burial of the first four fighters: “Non-Russian Guys”.

The soldiers were dressed in felt boots and coats, one - in the tanker's helmet.

Many years later — in 2007 or 2008 — one old woman from the village of Celina recalled in the museum: “There, behind the railway booth, at the eastern crossing, along the road to Rostov, after the Germans were driven from the village, we saw several , Soviet, fighters ... How so, Semyon Kuzmich? Something must be done to restore the names of these soldiers, to find their graves. These people should not remain unknown ... "

All these facts confirm the memories of other eyewitnesses. The final point in all this can put only search work and excavation.

And now - the names of those who are now far off day - January 23 1943 of the year - freed Tselina from the fascists and laid down their heads.

So, the data of the Central Archive of the Ministry of Defense of the country, which was sent by S. B. Tonkosurova: “We inform you of the partially irretrievable loss of the 34 Guards Rifle Division, the burial of which was carried out at Tselina station in the Rostov region:

Private Kutyshev Babesuzh,
Private Bishunsky Lev Moiseevich,
Private Sitgazhn Zia Asmain,
Private Nurumov Jamabay
Private Tursanov Ruzagul,
Private Hasanov Ativan Merzabayev,
Sergeant Yarkin Ivan Ivanovich,
Sergeant Yerembetov Janin,
Sergeant Kharitonov Pavel Stepanovich,
Private Akmanov Aliabdul,
Lieutenant Vorotnikov Alexey Vasilyevich.

Among the irretrievable losses of the 34 Guards Rifle Division, a large number of military personnel, the fate of which could not be established due to the difficult situation, so they were taken into account without a trace. And the signature is A. Tikhonov, head of the 1 department. ”
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik 23 September 2015 07: 41 New
    • 5
    • 0
    +5
    Blessed memory, to all those who perished, for the liberation of our Motherland from fascism!
  2. fregina1 23 September 2015 10: 44 New
    • 1
    • 0
    +1
    These same soldiers liberated my hometown of Zernograd, which is just in the middle between Tselina and Rostov! Now it is very difficult to restore what was real then, but we must remember for the sake of MEMORY OF THE WARS OF THE SOVIET ARMY OUR RELEASERS! For the sake of the future of our children! And according to my stories Grandmothers, the official version of the liberation of the city does not quite coincide with what people remember!
    1. delta 30 March 2016 13: 36 New
      • 0
      • 0
      0
      Good day, fellow countrymen! Yes, in our newspaper "Tselinsky Vedomosti", from which, incidentally, all these materials were reprinted without the slightest correction (!) A list of hundreds of soldiers who liberated Tselinsky (and, therefore, Salsky district) and who died for our land and for us was printed . And at the end of April 2015, the grandson and great-granddaughter of Serdal Akbergenov, who died for Tselina, came to the front of the Kenesh RVC, the Uzbek SSR of the Bukhara region. So, Polina has one more opportunity to “write” for the “Military Herald”.
  3. north67 23 September 2015 15: 53 New
    • 4
    • 0
    +4
    During the liberation of my small homeland of the village of Yekaterinovka in the Salsky region, 1200–1300 of our soldiers died 98 the separate motorized rifle bricade of the 28th army simply ceased to exist during two battles, the liberation of the village of New Manych and the village of Yekaterinovka. 503 tank battalion The Tiger shot up our soldiers in the steppe, while the forest belts had not yet been planted. Eternal memory to the Kazakhs, Uzbeks and other representatives of the peoples of Central Asia, as well as to our Rusaks who died for our then still common homeland. GLORY TO THE HEROES! EVERLASTING MEMORY!

В 43-м на «станции Целина»

Нет дороже свидетельств, чем рассказы очевидцев. Вот на эти данные и воспоминания я буду основываться в этой статье. Большой вопрос у меня вызвала одна из статей Дмитрия Санина. Я его хорошо знаю и уважаю — вести поисковую работу, участвовать в раскопках и устанавливать истину — это всегда непросто, это благородный труд. Но истина всегда рождается в спорах и уточнениях.

В 43-м на «станции Целина»


В статье Санина «Как и кто освобождал Целину» сообщаются многие факты. Первое — упоминаются «страшные бои за Целину» 23 января 1943 года. Вот краткие выдержки из этой статьи: «…Противник силою: до полка мотопехоты, 8-10 танков... 3-4 минометных батарей, продолжал ожесточенное сопротивление и дважды переходил в контратаку… На железнодорожной станции тоже шел ожесточённый бой…»


А затем это: «… По приказу командира 34-й гвардейской стрелковой дивизии, гвардии генерал-майора Губаревича, в 18.00 части дивизии при поддержке 84-го гвардейского артполка перешли в атаку с целью уничтожения противника в поселке Целина… После десятичасового боя, который завершился в 24.00, нашим войскам полностью удалось овладеть посёлком Целина…»

В конце статьи обобщён итог боев за Целину: «… При освобождении Целины части 34 гвардейской стрелковой дивизии потеряли убитыми 85 человек, ранеными — 130. У 84-го гвардейского артполка подбито одно орудие. 6-я гвардейская танковая бригада потеряла 3 человека убитыми, среди них механик-водитель танка, 13 человек ранеными, и один танк Т-70 был сожжен. У противника было разбито свыше 40 автомашин, два орудия 105 мм, сожжено два танка и уничтожено до двух рот пехоты. В качестве трофеев захвачено 2 крупных склада с зерном, один подбитый самолет «Хейнкель-126», 20 ручных пулеметов, до 30 винтовок, два неисправных зенитных орудия, 50 товарных вагонов, две железнодорожные цистерны с бензином…»

Вот такие жестокие бои и большие потери за освобождение Целины описаны в статье, основанной на архивных данных.

72 года прошло после освобождения Целины от фашистской оккупации, было опубликовано немало воспоминаний участников, свидетелей тех событий. И они говорят, что уже ранним утром 23 января над поселком стояла необычная тишина. Немецкие части из поселка бежали еще до конца дня 22-го января. А поздно вечером (из воспоминаний рядового солдата М.А. Хаббибулина):

«Наша часть зашла в Целину без боя, с западной стороны, так как у восточной окраины нас встретил пулеметный огонь, с элеватора.

Было убито несколько солдат. В поселке нас расквартировали по домам, где мы обсушили валенки после дождя, одежду, и утром двинулись дальше на запад. У хутора Балабановки в бою я был тяжело ранен».

Подтверждение этих данных — воспоминания жительницы Целины Клавдии Фёдотовны Мараховской 92-х лет: «…У нас в квартире на 1-ой линии часов в 11 ночи 22 января советский солдат уже сушил валенки у печки, а утром ушел в часть».

А вот что вспоминают коренные жители Целины, тогдашние дети 7-8 лет. Ныне это Юрий Александрович Петров — полковник, Виктор Федорович Недвига — местный хирург, Леонид Григорьевич Мироненко — инженер-строитель.

«Ранним утром, — пишет Юрий Александрович Петров, — родители сказали: «Немцев уже нет», и мы с двоюродным братом Мишей пошли от бараков совхоза, где жили, к элеватору и увидели невдалеке несколько убитых на небольшом снегу, а за железнодорожным переездом на профилированной дороге стояло 2 танка. К одному был прицеплен другой, рядом стояли трое солдат, негромко говорили по-русски. Мы туда побоялись идти, там тоже были убитые».

Виктору Недвиге врезался в память следующий случай: «В этот день, 22-го, немец долго смотрел в бинокль на восток. Увидев меня, выкрикнул: «Партизан!», и я убежал».

«Еще днем 22 января немцы на машинах, мотоциклах, с целыми пушками бежали из Целины, — вспоминает Л.Г. Мироненко. — Следов боевых действий, сражений с врагом в поселке не наблюдалось. В разных местах лишь зияли воронки от разрывов бомб и снарядов 42-го года. Немало было в войну неразорвавшихся бомб: на 1-ой линии, в хуторе Северный, на улице Фрунзе… У 4-й линии, например, огромная бомба весом 250 килограммов глубоко врезалась в землю, оставив полуметровую воронку, огороженную колючей проволокой, долго напоминала о бомбежках, пока областные саперы ее не извлекли и не увезли».

Немало других воспоминаний, которые описываются в статье Дмитрия Санина до самых мелких эпизодов, действительно имели место при освобождении всего Целинского района, но никак не посёлка Целина.

Данные Центральных архивов страны 42-летней давности, используемых при составлении доклада ко дню 30-летия со дня освобождения Целинского района от немецко-фашистских захватчиков: «…Вдоль полосы наступлений армией была только одна грейдерная дорога, идущая от Сальска через Целину на Ростов. Это осложняло действия наступающих войск. Противник создал перед фронтом 28 армии ряд промежуточных рубежей. Среди них оборонительные рубежи — Майский, Целина, Степное, Журавлевский, Ольшанский, Мечетинский, Зерноградский и др.».

«…Упорное сопротивление войскам 51-й армии оказал противник в районе сел Журавлевка, Плодородное, Хлеборобное».

В тогдашних архивах более подробно описывались названия наших воинских частей, имена их командиров, действия в боях на целинской земле.

Командующий войсками Южного фронта генерал армии Еременко отмечал: «51 армия в итоге дня 21 января 1943 года овладела колхозом Военсовет СКВО (тогда Целинского района), Мельниково, Плодородное, Хлеборобное, Селим, Карс, Раздольное, Головановка, Ольшанка, Дубовка и другими».

Далее сообщалось: «В боях за Целину и Целинский район отличились бойцы и командир 28-й и 51-й армий. Среди них гвардии майор Кудрявцев».

Ещё раз подчеркну: статья Дмитрия Санина, составленная на архивных данных, описывает действия, которые происходили на территории Целинского района в целом, а не в посёлке Целина. Тогда все становится на свои места.

Я абсолютно ничего не хочу ставить автору в вину — он донёс до читателей факты, которые сохранились в архиве Министерства обороны. Все крупные либо мелкие боевые операции, длительные, короткие сражения, до возможных мелочей передавались в штабы воинских подразделений, вплоть до штабов армий для награждений и последующей передачи в архив.

В нашем случае, видимо, был дан приказ: «Описать полную картину сражений за Целину», подразумевая справедливо огромные пространства целинной земли района Ростовской области. А кто-то перенес все эти сражения с огромным количеством живой силы с обеих сторон, танками, орудиями, минометами, машинами и мотоциклами на небольшой тогда поселок из 7 линий и 7 улиц...

В реальной жизни не всё так просто. Живые свидетели нередко исправляют ошибки, которые были допущены в военное время из-за стремительного изменения ситуации, дислокации, нехватки времени.


* * *

Ещё одна нераскрытая страница войны. Одно из самых непростых дел — фиксировать историю, а еще сложнее — искать новые факты, доказательства. История — как течение реки — подвижна, и порой не догадываешься, что обнажат в следующий момент неизведанные глубины. Много нераскрытых страниц таит в себе период Великой Отечественной войны. Удалось найти фамилии тех бойцов, которые погибли при освобождении посёлка Целина вместе с давней знакомой краеведа Семёна Кузьмича Дебёлого — Светланой Борисовной Тонкошуровой. Вот одно из недавних писем, которое получил Семен Кузьмич из Чебаркуля, где она живёт.

«Здравствуйте, дорогой Семён Кузьмич! Наконец-то я собралась отправить Вам еще документы, которые обнаружила в семейном архиве в Тольятти и которые пришли из ЦАМО (Центральный архив Минобороны). В ЦАМО я съездила сама, некоторые документы повторяются.

Список потерь, воинов, погибших в Целине, посылаю отдельно в письме. Мы взялись за составление Книги Памяти жертв политических репрессий. Работали в архивах, встречаемся с людьми — потомками репрессированных. Надо много писать и ездить. Как Ваше здоровье? Дай Вам Бог сил и вдохновения на Ваше доброе и нужное дело. Здоровья и процветания Вам и Вашей семье, всем целинцам. Низкий Вам поклон за Память!»

А вот и сам документ, который пришел от чебаркульского краеведа и подтверждает, что не все могилы солдат, которые освобождали наш район от оккупантов, погибли и захоронены в нашей земле, найдены. Имен этих освободителей нет в списках на мемориале посёлке Целина. А значит, ими могут быть и те бойцы, погибшие и захороненные у железнодорожного полотна на окраине Целины в январе 1943 года.

Это только предположения. А вот что оказалось в действительности. Как рассказывает сам Семён Кузьмич: «Из 11 (по сведениям ЦАМО) погибших и захороненных в Целине — 4 бойца были погребены в братской могиле на центральной усадьбе Целинского зерносовхоза».

По свидетельствам очевидцев, Юлии Васильевны Поповой, которая в то время работала в столовой зерносовхоза, и Дарьи Наумовны Чеботаревой, домохозяйки с трёмя детьми, остальные семь из одиннадцати убитых солдат, вероятнее всего, были захоронены на месте гибели — за восточным железнодорожным переездом, сразу за железнодорожной будкой у профилированной дороги Сальск — Ростов (тогда дорога на Ростов-на-Дону шла по другому маршруту: через первую линию Целины, рядом с железнодорожными путями).

Советские бойцы были убиты, когда подавляли огневую точку фашистов, установленную на элеваторе. Причем в списке 11 погибших большинство солдат не русской национальности.

Это утверждают и очевидцы захоронения первых четверых бойцов: «Ребята нерусские».

Солдаты были одеты в валенки и полушубки, один — в шлеме танкиста.

Спустя много лет — в 2007 или 2008 году — одна женщина-старожил из посёлка Целина вспоминала в музее: «Там, за железнодорожной будкой, на восточном переезде, у дороги на Ростов, после того, как немцев погнали из поселка, видела несколько могилок наших, советских, бойцов... Как же так, Семён Кузьмич? Надо что-то делать, чтобы восстановить имена этих солдатиков, найти их могилки. Эти люди не должны остаться безвестными…»

Все эти факты подтверждают воспоминания и других очевидцев. Окончательную точку во всем этом могут поставить только поисковые работы и раскопки.

А сейчас — имена тех, кто теперь уже далеким днем — 23 января 1943 года — освобождал Целину от фашистов и сложил свои головы.

Итак, данные Центрального архива Министерства обороны страны, которые прислала С.Б. Тонкошурова: «Сообщаем Вам частично безвозвратные потери 34 гвардейской стрелковой дивизии, захоронения которых было проведено на станции Целина Ростовской области:

рядовой Кутышев Бабесужа,
рядовой Бищунский Лев Моисеевич,
рядовой Ситгажн Зию Асмаин,
рядовой Нурумов Джамабай,
рядовой Турсанов Рузагул,
рядовой Хасанов Ативан Мерзабаев,
сержант Яркин Иван Иванович,
сержант Ерембетов Жанин,
сержант Харитонов Павел Степанович,
рядовой Акманов Алиабдул,
младший лейтенант Воротников Алексей Васильевич.

Среди безвозвратных потерь 34 гвардейской стрелковой дивизии большое количество военнослужащих, судьбу которых установить не представлялось возможным из-за сложной обстановки, поэтому они были учтены без вести пропавшими. И подпись — А. Тихонов, начальник 1 отдела».
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. parusnik 23 сентября 2015 07:41
    Светлая память, всем погибшим,за освобождение нашей Родины от фашизма!
  2. fregina1 23 сентября 2015 10:44
    Эти же солдаты освобождали мой родной город Зерноград,который как раз посередине между Целиной и Ростовом!Сейчас очень трудно восстанавливать то что в реалии было тогда, но мы обязаны помнить ради ПАМЯТИ ВОИНОВ СОВЕТСКОЙ АРМИИ НАШИХ ОСВОБОДИТЕЛЕЙ!Ради будущего наших детей!А по рассказам моей бабушки, официальная версия освобождения города не совсем совпадает с тем что помнят люди!
    1. дельта 30 марта 2016 13:36
      День добрый, земляки! Да, в нашей газете "Целинские ведомости", откуда, кстати, и перепечатаны все эти материалы без малейшей правки (!) был напечатан список сотен солдат, освобождавших Целинский (а, значит, и Сальский район)и погибших за нашу землю и за нас. А в конце апреля 2015 года приезжали внук и правнучка погибшего за Целину Сердалы Акбергенова, призванного на фронт Кенешским РВК, Узбекской ССР Бухарской области. Так что, у Полины есть еще одна возможность "написать" для "Военного вестника".
  3. cевер67 23 сентября 2015 15:53
    При освобождении моей малой родины села Екатериновка Сальского района погиблло 1200-1300 наших бойцов 98 отдельная мотострелковая брикада 28-й армии просто прекратила существование за время двух боев, освобождение поселка Новый Маныч и села Екатериновка. 503 батальон танков Тигр растреливал наших бойцов в степи, лесополос тогда еще не посадили. Вечная память казахам, узбеками другим представителям народов Средней азии, а также нашим русакам погибшим за нашу тогда ещё общую родину. СЛАВА ГЕРОЯМ! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня