Military Review

Amtorg - the forge of the Soviet defense industry?

8
Amtorg - the forge of the Soviet defense industry?

Tank W. Christie M. 1940 on tests in the USSR


"Serving that a fly would be a gap, it would crawl everywhere" - Russian proverb


Not without reason from a huge number of sayings, aphorisms and quotes this one is taken as an epigraph. It very accurately reflects the activities of the USSR government in the international arena in the period of the NEP and post-NEP transformations of the Soviet economy. What caused the need for Soviet “trade organizations” to penetrate the West, and how one of them acted - the topic of this article.

Relations between America and Soviet Russia in the 20s of the 20th century can be described as a special, very peculiar period full of contradictions, characterized by the absolute non-recognition of our country by the United States of America at the diplomatic level on the one hand, and the rapid development of trade relations on the other. There were several reasons for that. Having survived two devastating wars, the First World and the Civil and, moreover, foreign military intervention, the Country of the Soviets urgently needed the support of a country that has a well-developed industry. The United States was just such a country. Industrial production in the early 20-s was still far behind the pre-war level. The acute shortage of jobs has led to severe unemployment, especially among young people. There was no question of any developments in the field of machine-building and machine-tool construction; modern technologies that would be used in industry were completely absent ... The national economy was in ruins. And the leadership of that time was faced with the daunting task of raising, developing the economy, and establishing production. With something you need to start ...

SECOND WIND

Despite the huge number of restrictions and prohibitions by the United States in relation to Soviet Russia, such as an embargo on the supply of Soviet goods to their country, a ban on the issuance of long-term commercial loans, the purchase of gold of "Bolshevik origin", and the banal rejection of Soviet power by most American businessmen It could not prevent the Government of the Land of Soviets from seeking ways to open channels for the influx of American capital and technology into Russia. Acting through representatives of the Soviet trading societies and offices in America, our government was able to find a way out of such a difficult situation. The first was the Stock Exchange Corporation (ProdExpo) joint stock company, organized in 1919. And four years later, in 1923, a branch from Arcos, responsible for Soviet-British relations, opened in the States. In addition, at about the same time, a great many representatives of the Tsentrosoyuz began to work, as well as other foreign trade companies, whose main task was to attract the maximum number of representatives of American business to market relations with the USSR.

The results of this policy did not take long to wait, the dynamics of the process of conquering businessmen became positive, and now the task was to unite all small firms scattered across America into a single enterprise that would control and organize all their work. When the merger process was completed, it was up to the small thing: to give the name of the future company. There were lots of options. Among them were three names: TOSSOR (Trade Union of the Union of Soviet Republics), SATOR (Soviet-American Trade Society) and AMTORG (American Trade Society). The status of the official name acquired the latest version and now 1 May 1924 “ship” with the proud name “Amtorg Trading Corporation” set off on a long journey through the waves of international mutually beneficial trade cooperation.

"OUR EXPERIENCE IS YOUR VENUE"

This phrase is reflected in the emblem of the enterprise. What was the meaning of these words? Undoubtedly, the government of the Land of Soviets pinned great hopes on Amtorg. Amtorg was created as an official sales representative, and therefore he was given the authority to represent the interests of the Economic Council in the States. Unfortunately, due to the lack of diplomatic relations between Russia and the United States, Amtorg was forced to work exclusively as a private trading company. US law did not forbid such activity. But who was the true "master" of the organization, it was not recommended to talk about it, and therefore all information was strictly secret and was not subject to disclosure. Otherwise, Russia risked losing the position of American financiers and industrialists.

During the first months, the company experienced certain difficulties (which is natural for the development of any business), then things went "uphill", communications began to be established and positive dynamics emerged in trade and intermediary relations. Note that in the five months of mediation activity (May-September), Russia’s orders were more than 4 million dollars. In addition, for the same months, the company managed to get long-term loans of almost 2,5 million dollars. Further more. Henry Ford, Voklein and Hamilton, Simpson, the giants of American industry “General Motors”, “Unterwood” - all of them were on the list of the main, and in the long term, permanent trading partners of young Russia. Cooperation with 146 firms and banks is undoubtedly a good result in the development of trade relations with America. There was another event in stories Russia, which provided a "breakthrough" in the business community of the North American States. It was a famous rally, which was staged in Soviet Russia at 1925. Following the run, several American cars became winners. At the banquet, organized in honor of the successful completion of the run, the employees of the Soviet trade mission were awarded the winners. The event was immediately covered in the press, received recognition and appreciation in political circles. The consequence of this recognition was the influx of foreign (especially American) capital.

Amtorg’s purchases were very versatile, even had to buy horses abroad, because the Civil War had so reduced the number of horses that the Council of National Economy was forced to purchase elite breeds across the ocean in Canada. It is known that the procurement plan turned out to be frustrated and, as a result, a cash surplus was formed. So that the money does not disappear, they are disposed of, but in a very peculiar way. Due to the fact that the transaction was carried out through Metalloimport, the remaining money was spent on the purchase of 80 parachutes and 55 ignition kits for Liberty engines. The acquisition of the Amtorg model stands apart tank JW Christie, secretly delivered from the USA under the guise of a conventional tractor. In addition, a contract was signed with A. Kahn for the design of the Stalingrad Tractor Plant.

Christie’s suspension was used on all models of our pre-war tanks, which were descended from the Christie’s tank, ranging from BT-2 to T-34. The close cooperation of Amtorg and Albert Kan Incorporation resulted in a multiple extension of contracts. They laid the foundation for great construction projects in Stalingrad, Chelyabinsk, Kharkov: the first tractor plants were built there, and Moscow and Nizhny Novgorod became the first cities where car plants were built. Amtorg, in addition to the above, purchased equipment for the Soviet aviation. We will pay tribute to the employees of the trade mission, who did not forget to receive the documentation, which is so necessary for the production and operation of equipment, for the samples. Amtorg even bought horses for divorce! They were led into the Civil ...

AND ONE IN THE FIELD OF WARRIORS

There are data that speak about the effectiveness of Amtorg. The first year of trading with America brought 66 717,5 thousand dollars in profits. Cotton, agricultural machinery and equipment prevailed among imported goods. Ros and exports of products: grain, wood, fur, and, of course, oil.

In addition, such a fact is indicative: about 70% of Russia's total goods turnover abroad was financed by American banks and firms, which was a very good indicator of the work of the Armtorg. In addition, invaluable experience gained during the "trips" overseas. Domestic engineers compiled detailed reports on what they saw in factories and plants in America, what technologies were used in a particular production, what was the organization of labor. Returning to their homeland, the engineers tried to apply this knowledge as fully as possible. And what about Amtorg? He really was the forge of the Soviet defense industry? Rather, yes, although not the most important, of course. W. Christie’s suspension came to the court so much that our T-34s ’departure’ on it and owe their success to it, and also ... Amtorg, without which no one would know about any suspensions Christie, and who knows how the development of our economy would go at all in the war and post-war period.
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. miv110
    miv110 30 September 2015 06: 39 New
    +3
    Still, to be precise, the first tractor plant in the USSR was the "Red Putilovets" (later "Kirovsky plant, where the famous KV and other heavy tanks were produced), which began to produce the Fordson-Putilovets tractor in 1924. Others the above-mentioned factories were really built from scratch as specialized enterprises, but they started their activity much later, for example, the first tractor was produced at "KhTZ" on October 1, 1931.
  2. parusnik
    parusnik 30 September 2015 08: 12 New
    +4
    Thanks to the author, a very interesting article ... There is very little information about the activities of Amtorg .. at least I haven’t seen a book about his activities .. Can anyone tell me?
  3. maxim1987
    maxim1987 30 September 2015 15: 17 New
    +1
    Yes! Among other things, the following fact is indicative: about 70% of the total goods turnover of Russia abroad was financed by banks and firms of America, there were people and professionals
    1. kalibr
      30 September 2015 15: 55 New
      +1
      I need to write an article about how our Soviet press 20-30's at a loss of harm to Amtorg and the economy of the USSR. Very interesting, right ... This is MAXIM 1987 to the question of professionals ...
  4. Black Colonel
    Black Colonel 30 September 2015 19: 14 New
    0
    Something tells me that many engineers who have been on business trips to the United States in the 30s turned out to be "American, British or Japanese spies."
    1. kalibr
      30 September 2015 21: 24 New
      0
      Yes, and this is very sad. They also shot Khalepsky himself, whom Christie's tank in the USA looked for and bought!
  5. moskowit
    moskowit 30 September 2015 20: 45 New
    0
    In the Encyclopedia of Tanks by G. Kholiavsky, the photo of the Christie chassis during tests in Kubinka is dated 1931.
    By 1940, there were already several modifications of the BT tank and the T-34 was tested ...
    1. kalibr
      30 September 2015 21: 23 New
      0
      It was Christie himself who called it "Tank 1940" - abbreviated as М1940. In fact, it was a tank of 1929, but here the author's ambitions played a role. And his last tank of 1940 had the designation М1950 - that is, "model 50". So it is! There is no mistake here. It's just that Kholiavsky, apparently, did not know this.

Амторг - кузница советской оборонки?

Амторг - кузница советской оборонки?

Танк У. Кристи М. 1940 на испытаниях в СССР

«Служивый, что муха – была бы щель, везде пролезет» - русская народная пословица


Недаром из огромного количества поговорок, афоризмов и цитат именно эта взята в качестве эпиграфа. Она очень точно отражает деятельность правительства СССР на международной арене в период нэповских и постнэповских преобразований советской экономики. Чем была вызвана необходимость проникновения советских «торговых организаций» на Запад, и каким образом действовала одна из них - тема этой статьи.


Отношения между Америкой и Советской Россией в 20-е годы XX века можно охарактеризовать как особый, очень своеобразный период, полный противоречий, отличающийся абсолютным непризнанием нашей страны Соединенными Штатами Америки на дипломатическом уровне с одной стороны и стремительным развитием торговых связей – с другой. Предпосылок к тому было несколько. Пережив две опустошительные войны, Первую мировую и Гражданскую, да еще и иностранную военную интервенцию, Страна Советов крайне нуждалась в поддержке страны, имеющей прекрасно развитую промышленность. Соединенные Штаты как раз такой страной и были. Промышленное производство в начале 20-х еще слишком отставало от довоенного уровня. Острая нехватка рабочих мест привела к тяжелейшей безработице, особенно среди молодежи. Ни о каких разработках в области машино- и станкостроения не могло быть и речи, современные технологии, которые применялись бы в промышленности, отсутствовали напрочь… Народное хозяйство лежало в руинах. И перед тогдашним руководством стояла архисложная задача – поднимать, развивать хозяйство, налаживать производство. С чего-то нужно начинать…

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Несмотря на огромное количество ограничений и запретов со стороны США в отношении Советской России, таких как эмбарго на поставку советских товаров в свою страну, запрет на выдачу на длительный срок коммерческих кредитов, покупку золота «большевистского происхождения», и банальное неприятие советской власти большинством американских бизнесменов не смогло воспрепятствовать правительству Страны Советов искать пути для открытия каналов по притоку американских капиталов и технологий в Россию. Действуя через представителей советских торговых обществ и контор в Америке, наше правительство смогло найти выход из столь затруднительного положения. Первым образовалось акционерное общество «Продактс иксчейндж корпорейшн» («Продэкспо»), организованное в 1919 г. А через четыре года, в 1923 г, в Штатах открывается филиал от «Аркоса», отвечающего за советско-британские отношения. Кроме того, примерно тогда же начало работать великое множество представительств Центросоюза, а также иных внешнеторговых компаний, главной задачей которых было привлечь максимальное количество представителей американского бизнеса к рыночным отношениям с СССР.

Результаты этой политики не заставили себя долго ждать, динамика процесса завоевания бизнесменов стала положительной, и теперь встала задача объединить все мелкие фирмы, разбросанные по территории Америки в единое предприятие, которое бы контролировало и организовывало всю их работу. Когда процесс объединения был завершен, оставалось дело за малым: дать название будущей компании. Вариантов была масса. Среди них особняком стояли три названия: TOSSOR (Торговое общество Союза Советских Республик), SATOR (Советско-Американское Торговое Общество) и AMTORG (Американское Торговое Общество). Статус официального названия приобрел последний вариант и вот 1 мая 1924 г. «корабль» с гордым именем «Амторг Трейдинг Корпорейшн» отправился в длительное путешествие по волнам международного взаимовыгодного торгового сотрудничества.

«НАШ ОПЫТ – ВАШЕ ДОСТОЯНИЕ»

Эта фраза нашла свое отражение на эмблеме предприятия. В чем же состоял смысл этих слов? Несомненно, правительство Страны Советов возлагало на «Амторг» очень большие надежды. «Амторг» создавался как официальный торговый представитель и потому ему давались полномочия представлять в Штатах интересы Совнархоза. К сожалению, из-за отсутствия дипотношений между Россией и США, «Амторг» вынужден был работать исключительно как частное торговое общество. Законами США такая деятельность не возбранялась. Но кто был истинным «хозяином» организации, об этом говорить не рекомендовалось, а потому вся информация была строго секретна и не подлежала разглашению. В противном случае Россия рисковала потерять расположение финансистов и промышленников Америки.

Первые месяцы предприятие переживало определенные трудности (что естественно для становления любого бизнеса), потом дела пошли «в гору», стали налаживаться связи и наметилась положительная динамика в торгово-посреднических отношениях. Заметим, что за пять месяцев посреднической деятельности (май – сентябрь) со стороны России заказов было более чем на 4 млн долларов. Кроме того, за эти же месяцы акционерному обществу удалось получить долгосрочных кредитов почти на 2,5 млн долларов. Дальше – больше. Генри Форд, Воклейн и Гамильтон, Симпсон, гиганты американской промышленности «Дженерал Моторс», «Унтервуд» – все они оказались в списке главных, а в перспективе и постоянных, торговых партнеров молодой России. Сотрудничество со 146 фирмами и банками, бесспорно, неплохой результат в развитии торговых отношений с Америкой. Было и еще одно событие в истории России, которое обеспечило «прорыв» в деловые круги Североамериканских Штатов. Это был знаменитый автопробег, который устроили в Советской России в 1925 г. По итогам пробега несколько американских автомобилей стали призерами. На банкете, устроенном в честь успешного завершения пробега, сотрудники советского торгового представительства вручали победителям награды. Проведенное мероприятие было немедленно освещено в прессе, получило признание и достойную оценку в политических кругах. Следствием такого признания стал приток иностранного (особенно американского) капитала.

Закупки «Амторга» были весьма разносторонними, даже лошадей приходилось покупать за границей, поскольку Гражданская война настолько сократила конское поголовье, что Совнархоз вынужден был закупать лошадей элитных пород за океаном, в Канаде. Известно, что план закупок оказался сорванным и, как итог, образовался денежный излишек. Дабы деньги не пропадали, ими распорядились, но весьма своеобразным способом. По причине того, что сделка осуществлялась через Металлоимпорт, оставшиеся деньги потратили на закупку 80 парашютов и 55 комплектов зажигания для моторов «Либерти». Особняком стоит приобретение «Амторгом» модели танка Дж. У. Кристи, тайно доставленным из США под видом обычного трактора. Кроме того, был заключен контракт с А. Каном на составление проекта Сталинградского тракторного завода.

Подвеска Кристи применялась на всех моделях наших предвоенных танков, имевших происхождение от танка Кристи, начиная от БТ-2 до Т-34. Тесное сотрудничество «Амторга» и «Альберт Кан инкорпорейшн» вылилось в многократное продление контрактов. Они-то и положили начало великим стройкам в Сталинграде, Челябинске, Харькове: первые тракторные заводы были построены именно там, а Москва и Нижний Новгород стали первыми городами, где были построены автозаводы. «Амторг», помимо вышесказанного, закупал приборы для советской авиации. Отдадим должное сотрудникам торгпредства, не забывавшим к образцам получать и столь нужную для производства и эксплуатации техники документацию. Даже лошадей на развод и тех покупал для СССР Амторг! Свои повывелись в Гражданскую...

И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Существуют данные, которые говорят об эффективности «Амторга». Первый год торговли с Америкой принес 66 717,5 тыс. долларов прибыли. Среди импортируемых товаров преобладали хлопок, сельхозмашины и оборудование. Рос и экспорт продукции: зерно, древесина, меха, и, конечно же, нефть.

Помимо всего прочего, показателен такой факт: около 70 % всего товарооборота России за рубежом финансировали банки и фирмы Америки, что являлось весьма неплохим показателем работы «Армторга». Кроме того, бесценным оказался опыт, приобретенный в ходе «командировок» за океан. Отечественные инженеры составляли подробные отчеты о том, что видели на фабриках и заводах Америки, какие технологии применялись в том или ином производстве, какова была организация труда. Возвращаясь на родину, инженеры эти знания старались применить как можно полнее. А что же «Амторг»? Он действительно являлся кузницей советской оборонки? Скорее, да, хотя и не самой главной, конечно. Подвеска У. Кристи настолько пришлась ко двору, что наши Т-34 всю войну «отъездили» на ней и своими успехами обязаны именно ей, а еще… «Амторгу», без которого, скорее всего, никто не узнал бы ни о каких подвесках У. Кристи, и кто знает, как бы вообще пошло развитие нашей экономики в военное и послевоенное время.
Автор: Светлана Денисова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. miv110 30 сентября 2015 06:39
    Всё-таки, если быть точным, первым тракторным заводом стал в СССР "Красный Путиловец" (в последствии "Кировский завод, где выпускались знаменитые КВ и другие тяжёлые танки), на котором в 1924 году стали выпускать трактор "Фордзон-Путиловец". Другие упомянутые заводы были действительно построены с нуля как специализированные предприятия, но свою деятельность они начали значительно позже. Напримимер на "ХТЗ" первый трактор выпустили 1 октября 1931 года.
  2. parusnik 30 сентября 2015 08:12
    Спасибо, автору,весьма интересная статья...О деятельности Амторга,очень мало информации..по крайней мере книги о его деятельности не встречал..Может кто подскажет?
  3. максим1987 30 сентября 2015 15:17
    Да! Помимо всего прочего, показателен такой факт: около 70 % всего товарооборота России за рубежом финансировали банки и фирмы Америки,были люди и профессионалы
    1. kalibr 30 сентября 2015 15:55
      Надо мне написать статью про то, как наша же советская печать 20-30-х по недоумству вредила Амторгу и экономике СССР. Очень интересно, право... Это МАКСИМ 1987 к вопросу о профессионалах...
  4. Чёрный Полковник 30 сентября 2015 19:14
    Что-то мне подсказывает, что очень многие инженеры, побывавшие в командировках в США, в 30-е оказались "американскими, английскими или японскими шпионами".
    1. kalibr 30 сентября 2015 21:24
      Да, и это очень печально. Расстреляли и самого Халепского, которой танк Кристи в США высмотрел и купил!
  5. moskowit 30 сентября 2015 20:45
    В Энциклопедии танков Г.Холявского фото шасси "Кристи" на испытаниях в Кубинке датирована 1931 годом.
    К 1940 году уже было несколько модификаций танка БТ и проходил испытания Т-34...
    1. kalibr 30 сентября 2015 21:23
      Это сам Кристи его назвал "Танк 1940 г." - сокращенно М1940. На самом деле это был танк 1929 года, но тут сыграли свою роль амбиции автора. А последний его танк 1940 года имел обозначение М1950 - то есть "модель 50 года" . Так уж! Тут никакой ошибки нет. Просто Холявский, видимо, этого не знал.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня