Амторг - кузница советской оборонки?

Амторг - кузница советской оборонки?

Танк У. Кристи М. 1940 на испытаниях в СССР

«Служивый, что муха – была бы щель, везде пролезет» - русская народная пословица


Недаром из огромного количества поговорок, афоризмов и цитат именно эта взята в качестве эпиграфа. Она очень точно отражает деятельность правительства СССР на международной арене в период нэповских и постнэповских преобразований советской экономики. Чем была вызвана необходимость проникновения советских «торговых организаций» на Запад, и каким образом действовала одна из них - тема этой статьи.


Отношения между Америкой и Советской Россией в 20-е годы XX века можно охарактеризовать как особый, очень своеобразный период, полный противоречий, отличающийся абсолютным непризнанием нашей страны Соединенными Штатами Америки на дипломатическом уровне с одной стороны и стремительным развитием торговых связей – с другой. Предпосылок к тому было несколько. Пережив две опустошительные войны, Первую мировую и Гражданскую, да еще и иностранную военную интервенцию, Страна Советов крайне нуждалась в поддержке страны, имеющей прекрасно развитую промышленность. Соединенные Штаты как раз такой страной и были. Промышленное производство в начале 20-х еще слишком отставало от довоенного уровня. Острая нехватка рабочих мест привела к тяжелейшей безработице, особенно среди молодежи. Ни о каких разработках в области машино- и станкостроения не могло быть и речи, современные технологии, которые применялись бы в промышленности, отсутствовали напрочь… Народное хозяйство лежало в руинах. И перед тогдашним руководством стояла архисложная задача – поднимать, развивать хозяйство, налаживать производство. С чего-то нужно начинать…

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Несмотря на огромное количество ограничений и запретов со стороны США в отношении Советской России, таких как эмбарго на поставку советских товаров в свою страну, запрет на выдачу на длительный срок коммерческих кредитов, покупку золота «большевистского происхождения», и банальное неприятие советской власти большинством американских бизнесменов не смогло воспрепятствовать правительству Страны Советов искать пути для открытия каналов по притоку американских капиталов и технологий в Россию. Действуя через представителей советских торговых обществ и контор в Америке, наше правительство смогло найти выход из столь затруднительного положения. Первым образовалось акционерное общество «Продактс иксчейндж корпорейшн» («Продэкспо»), организованное в 1919 г. А через четыре года, в 1923 г, в Штатах открывается филиал от «Аркоса», отвечающего за советско-британские отношения. Кроме того, примерно тогда же начало работать великое множество представительств Центросоюза, а также иных внешнеторговых компаний, главной задачей которых было привлечь максимальное количество представителей американского бизнеса к рыночным отношениям с СССР.

Результаты этой политики не заставили себя долго ждать, динамика процесса завоевания бизнесменов стала положительной, и теперь встала задача объединить все мелкие фирмы, разбросанные по территории Америки в единое предприятие, которое бы контролировало и организовывало всю их работу. Когда процесс объединения был завершен, оставалось дело за малым: дать название будущей компании. Вариантов была масса. Среди них особняком стояли три названия: TOSSOR (Торговое общество Союза Советских Республик), SATOR (Советско-Американское Торговое Общество) и AMTORG (Американское Торговое Общество). Статус официального названия приобрел последний вариант и вот 1 мая 1924 г. «корабль» с гордым именем «Амторг Трейдинг Корпорейшн» отправился в длительное путешествие по волнам международного взаимовыгодного торгового сотрудничества.

«НАШ ОПЫТ – ВАШЕ ДОСТОЯНИЕ»

Эта фраза нашла свое отражение на эмблеме предприятия. В чем же состоял смысл этих слов? Несомненно, правительство Страны Советов возлагало на «Амторг» очень большие надежды. «Амторг» создавался как официальный торговый представитель и потому ему давались полномочия представлять в Штатах интересы Совнархоза. К сожалению, из-за отсутствия дипотношений между Россией и США, «Амторг» вынужден был работать исключительно как частное торговое общество. Законами США такая деятельность не возбранялась. Но кто был истинным «хозяином» организации, об этом говорить не рекомендовалось, а потому вся информация была строго секретна и не подлежала разглашению. В противном случае Россия рисковала потерять расположение финансистов и промышленников Америки.

Первые месяцы предприятие переживало определенные трудности (что естественно для становления любого бизнеса), потом дела пошли «в гору», стали налаживаться связи и наметилась положительная динамика в торгово-посреднических отношениях. Заметим, что за пять месяцев посреднической деятельности (май – сентябрь) со стороны России заказов было более чем на 4 млн долларов. Кроме того, за эти же месяцы акционерному обществу удалось получить долгосрочных кредитов почти на 2,5 млн долларов. Дальше – больше. Генри Форд, Воклейн и Гамильтон, Симпсон, гиганты американской промышленности «Дженерал Моторс», «Унтервуд» – все они оказались в списке главных, а в перспективе и постоянных, торговых партнеров молодой России. Сотрудничество со 146 фирмами и банками, бесспорно, неплохой результат в развитии торговых отношений с Америкой. Было и еще одно событие в истории России, которое обеспечило «прорыв» в деловые круги Североамериканских Штатов. Это был знаменитый автопробег, который устроили в Советской России в 1925 г. По итогам пробега несколько американских автомобилей стали призерами. На банкете, устроенном в честь успешного завершения пробега, сотрудники советского торгового представительства вручали победителям награды. Проведенное мероприятие было немедленно освещено в прессе, получило признание и достойную оценку в политических кругах. Следствием такого признания стал приток иностранного (особенно американского) капитала.

Закупки «Амторга» были весьма разносторонними, даже лошадей приходилось покупать за границей, поскольку Гражданская война настолько сократила конское поголовье, что Совнархоз вынужден был закупать лошадей элитных пород за океаном, в Канаде. Известно, что план закупок оказался сорванным и, как итог, образовался денежный излишек. Дабы деньги не пропадали, ими распорядились, но весьма своеобразным способом. По причине того, что сделка осуществлялась через Металлоимпорт, оставшиеся деньги потратили на закупку 80 парашютов и 55 комплектов зажигания для моторов «Либерти». Особняком стоит приобретение «Амторгом» модели танка Дж. У. Кристи, тайно доставленным из США под видом обычного трактора. Кроме того, был заключен контракт с А. Каном на составление проекта Сталинградского тракторного завода.

Подвеска Кристи применялась на всех моделях наших предвоенных танков, имевших происхождение от танка Кристи, начиная от БТ-2 до Т-34. Тесное сотрудничество «Амторга» и «Альберт Кан инкорпорейшн» вылилось в многократное продление контрактов. Они-то и положили начало великим стройкам в Сталинграде, Челябинске, Харькове: первые тракторные заводы были построены именно там, а Москва и Нижний Новгород стали первыми городами, где были построены автозаводы. «Амторг», помимо вышесказанного, закупал приборы для советской авиации. Отдадим должное сотрудникам торгпредства, не забывавшим к образцам получать и столь нужную для производства и эксплуатации техники документацию. Даже лошадей на развод и тех покупал для СССР Амторг! Свои повывелись в Гражданскую...

И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Существуют данные, которые говорят об эффективности «Амторга». Первый год торговли с Америкой принес 66 717,5 тыс. долларов прибыли. Среди импортируемых товаров преобладали хлопок, сельхозмашины и оборудование. Рос и экспорт продукции: зерно, древесина, меха, и, конечно же, нефть.

Помимо всего прочего, показателен такой факт: около 70 % всего товарооборота России за рубежом финансировали банки и фирмы Америки, что являлось весьма неплохим показателем работы «Армторга». Кроме того, бесценным оказался опыт, приобретенный в ходе «командировок» за океан. Отечественные инженеры составляли подробные отчеты о том, что видели на фабриках и заводах Америки, какие технологии применялись в том или ином производстве, какова была организация труда. Возвращаясь на родину, инженеры эти знания старались применить как можно полнее. А что же «Амторг»? Он действительно являлся кузницей советской оборонки? Скорее, да, хотя и не самой главной, конечно. Подвеска У. Кристи настолько пришлась ко двору, что наши Т-34 всю войну «отъездили» на ней и своими успехами обязаны именно ей, а еще… «Амторгу», без которого, скорее всего, никто не узнал бы ни о каких подвесках У. Кристи, и кто знает, как бы вообще пошло развитие нашей экономики в военное и послевоенное время.
Автор: Светлана Денисова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. miv110 30 сентября 2015 06:39
    Всё-таки, если быть точным, первым тракторным заводом стал в СССР "Красный Путиловец" (в последствии "Кировский завод, где выпускались знаменитые КВ и другие тяжёлые танки), на котором в 1924 году стали выпускать трактор "Фордзон-Путиловец". Другие упомянутые заводы были действительно построены с нуля как специализированные предприятия, но свою деятельность они начали значительно позже. Напримимер на "ХТЗ" первый трактор выпустили 1 октября 1931 года.
  2. parusnik 30 сентября 2015 08:12
    Спасибо, автору,весьма интересная статья...О деятельности Амторга,очень мало информации..по крайней мере книги о его деятельности не встречал..Может кто подскажет?
  3. максим1987 30 сентября 2015 15:17
    Да! Помимо всего прочего, показателен такой факт: около 70 % всего товарооборота России за рубежом финансировали банки и фирмы Америки,были люди и профессионалы
    1. kalibr 30 сентября 2015 15:55
      Надо мне написать статью про то, как наша же советская печать 20-30-х по недоумству вредила Амторгу и экономике СССР. Очень интересно, право... Это МАКСИМ 1987 к вопросу о профессионалах...
  4. Чёрный Полковник 30 сентября 2015 19:14
    Что-то мне подсказывает, что очень многие инженеры, побывавшие в командировках в США, в 30-е оказались "американскими, английскими или японскими шпионами".
    1. kalibr 30 сентября 2015 21:24
      Да, и это очень печально. Расстреляли и самого Халепского, которой танк Кристи в США высмотрел и купил!
  5. moskowit 30 сентября 2015 20:45
    В Энциклопедии танков Г.Холявского фото шасси "Кристи" на испытаниях в Кубинке датирована 1931 годом.
    К 1940 году уже было несколько модификаций танка БТ и проходил испытания Т-34...
    1. kalibr 30 сентября 2015 21:23
      Это сам Кристи его назвал "Танк 1940 г." - сокращенно М1940. На самом деле это был танк 1929 года, но тут сыграли свою роль амбиции автора. А последний его танк 1940 года имел обозначение М1950 - то есть "модель 50 года" . Так уж! Тут никакой ошибки нет. Просто Холявский, видимо, этого не знал.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня