Боевой путь ледокола «В. Молотов»

Боевой путь ледокола «В. Молотов»


В 1932 году уже достаточно устаревший ледокольный пароход "А. Сибиряков" сумел пройти трассу будущего Северного морского пути (СМП) за одну навигацию. На следующий год подобный подвиг предстояло повторить "Челюскину", однако его затерли, а затем и раздавили арктические льдины. Одной из причин этого происшествия явилась и нехватка ледокольных судов, которые оказали бы пароходу помощь в преодолении СМП. Поэтому в начале лета 1934 года правительство СССР приняло решение укомплектовать арктический флот новыми мощными ледоколами. Техпроект №51 для новых судов разработал коллектив Судопроекта под руководством К.К. Боханевича, а рабочий проект сделали в КБ судостроительного завода имени С. Орджоникидзе, чертежи будущей силовой установки купили у британской фирмы "Армстронг".

В основу проекта лег прекрасно зарекомендовавший себя в арктических плаваниях "Красин", представлявший собой развитие первого ледокола так называемого русского типа — знаменитого "Ермака".


В октябре 1935 года на Балтийском заводе был заложен головной ледокол "И. Сталин" и однотипный "В. Молотов", а в ноябре, уже на Черноморском заводе имени Марти, однотипные "Л. Каганович" и "О. Шмидт". Вступившие в строй накануне Великой Отечественной войны, все эти ледокольные суда активно участвовали в ней. Переброшенные в Арктику "И. Сталин", "Л. Каганович" и "О. Шмидт" до самого конца войны обеспечивали боевую работу Северного флота. О них написано много статей и книг. Оставшийся же в Ленинграде «В. Молотов» при этом оказался незаслуженно забыт. Именно о нем и пойдет речь далее.

Несмотря на то, что «В. Молотов» был заложен вторым в серии, ввод его в строй затянулся. Зато при постройке были учтены все недостатки, выявленные во время эксплуатации однотипных судов. На этом ледоколе значительно улучшили вентиляцию всех внутренних помещений, особенно машинного отделения. Заново перекомпоновали установку вспомогательных механизмов, усовершенствовали отдельные системы и устройства. Все эти работы замедлили ход строительства, и поэтому вывести ледокол «В. Молотов» на ходовые испытания планировалось только в августе 1941 года.

Боевой путь ледокола «В. Молотов»


К 22 июню 1941 года техническая готовность ледокола составляла 79%. Начавшаяся война вынудила вводить его в строй по сокращенной программе. Восьмого августа ледокол вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота, причем в качестве вспомогательного крейсера. Одновременно с доделочными работами «В. Молотов» вооружался. На палубах устанавливали орудия и пулеметы.

В октябре 1941 года моряки были мобилизованы, за исключением командного состава и лиц, которые не могли быть призваны в армию по возрасту и состоянию здоровья. А незадолго до этого, 20 сентября, его командир Я.П. Легздин получил приказание выйти в море. Старшим механиком назначили М.И. Денисова, длительное время плававшего на ледоколах в северных морях. В обычных условиях корабль, не прошедший ходовых испытаний, вряд ли кто решился бы выпустить в рейс. Но война вносила свои коррективы. Часть механизмов была опробована во время достройки. Работу главных машин проверили при швартовных испытаниях. Общие результаты этих испытаний и показали готовность корабля к выходу в море.

Спешно завершили погрузку угля, снаряжения и продовольствия. Точно в назначенный срок ледокол «В. Молотов» медленно, словно нехотя, отошел от места своей стоянки.

Обычный, в общем-то, ничем не примечательный поход превращался для экипажа в событие большой важности. Ведь именно в море проверялась вся проделанная до этого работа, слаженность, умение управлять кораблем и его механизмами, всех без исключения членов экипажа.

Переход до Кронштадта в мирное время среди моряков не считался даже выходом в море. Сейчас же, когда по берегам залива находился враг, когда навигационное ограждение, обеспечивавшее безопасность плавания, было снято, а маяки погашены, поход действительно становился своеобразным экзаменом на зрелость экипажа и готовность корабля выполнять возложенные на него задачи.

Переход оказался тяжелым. Несмотря на договоренность, створные огни не зажглись в назначенный час. Командир повел мощный корабль почти на ощупь, руководствуясь практическим опытом.

22 сентября, когда ледокол уже подходил к Кронштадту, у борта появился штабной катер. Получили приказ срочно возвращаться в Ленинград. Первый поход показал, что экипаж, и ледокол справились с поставленной задачей. Теперь можно было с уверенностью докладывать о полной готовности «В. Молотова» вступить в состав действующего флота.

Наступила зима. Лёд вначале сковал Неву, а затем и Финский залив. Кораблям Балтийского флота становилось все труднее выходить на боевые задания. Вскоре без помощи ледоколов они уже не могли покинуть места базирования. «В. Молотов» включился в боевое дежурство с 24-часовой готовностью.

К декабрю 1941 года Красная Армия измотала врага в труднейших боях за столицу. А с 5 декабря началось наступление наших войск под Москвой. Но, потерпев поражение в одном месте, немцы попытались добиться успеха под Ленинградом. В эти дни и вышел ледокол «В. Молотов» в свой первый боевой поход. 4 декабря 1941 года, имея на буксире судно «Водолей» и приняв на борт 196 пассажиров, ледокол взял курс на Кронштадт. Пасмурная погода затрудняла продвижение корабля, но в то же время скрывала его от врага. К счастью, ветер не превышал 4-х баллов, не вызывал подвижки льдов и не очень мешал буксировке. 5 декабря пришли в Кронштадт. С этого рейса и началась боевая служба ледокола по проводке отдельных судов и караванов в Кронштадт и Ленинград.

6 декабря «В. Молотов» провел два каравана судов: один — до кромки льдов к западу от Кронштадта, а со вторым возвратился в Кронштадт. Через два дня новая проводка каравана до острова Лавенсаари с «Кингисеппом» на буксире. Сильные морозы с семибалльным ветром пронизывали моряков, несших службу на верхней палубе, у артиллерийских установок и на наблюдательных постах.

11 декабря с очередным караваном судов «В. Молотов» покинул Кронштадт. Видимость не превышала одного кабельтова. Для скрытности перехода лучшей погоды трудно было желать. Чтобы запереть наши корабли на рейде Кронштадта и помешать их активным боевым действиям, немцы разбросали по всей акватории Финского залива огромное количество мин. Ночью, в пургу, при полном отсутствии видимости и сильном морозе осуществлять противоминное наблюдение было невозможно. Приходилось больше полагаться на опыт капитана и просто на удачу.

Ледокол своим могучим корпусом раскалывал ледяные поля, оставляя за кормой широкий, свободный ото льдов канал. Вдруг среди грохота ломающихся льдов раздался оглушительный взрыв. На корабле погас свет. Однако среди команды — никакой паники и растерянности. Буквально через несколько секунд включается освещение во всех внутренних помещениях ледокола, налаживается связь, корабль продолжает движение.

Аварийная команда осматривает корпус. Взрыв произошел в районе 124-125-го шпангоутов. В некоторых местах в носовой части обнаружены трещины в переборках. Но течи не было. Не было потерь и в личном составе. Могучий корпус ледокола выдержал экзамен на прочность.

Через три часа «В. Молотов» с караваном судов был уже в Ленинграде. После короткого отдыха приступили к тщательному осмотру полученных повреждений. Их оказалось немало. Обнаруженные неисправности и повреждения устранили за сутки силами личного состава корабля. 13 декабря Н.М. Николаев, заменивший контуженного взрывом Я.П. Легздина, доложил командованию о готовности корабля к походу, и уже на следующий день «В. Молотов» вышел на проводку в Кронштадт. За три последующих дня он благополучно провел в Ленинград три каравана судов.

Очередной поход мало чем отличался от предыдущих. Мороз доходил до 21º. Порывистый ветер гнал поземку. Под тяжелым корпусом корабля прогибались и ломались ледяные поля. Вдали, на побережье, слышалась орудийная канонада. Относительное спокойствие, однако, не давало экипажу причин для расслабленности. Предельной внимание и готовность отразить налёт вражеских самолетов обуславливались и тем, что за кормой ледокола, по пробитому им каналу, шла на боевое задание подводная лодка. Ночь скрывала движение каравана. Внезапно темноту разрезали лучи четырех вражеских прожекторов со стороны Стрельны и осветили ледокол. Через пять минут фашисты почти в упор начали обстреливать судно. Немедленно последовал ответный залп всей скромной корабельной артиллерии. Но бороться против неприятельских орудий крупного калибра зенитной артиллерией «В. Молотов» не мог. И тогда огонь перенесли на прожекторы. Только ликвидировав их, можно было уйти от прицельного огня.

Боевой путь ледокола «В. Молотов»


Весь огонь фашисты сосредоточили на ледоколе. Видимо, они не заметили низко сидящую в воде подводную лодку. Это сразу понял капитан «В. Молотова». Поскольку враг не заметил лодку, надо отойти от нее и отвлечь огонь на себя. Маневрировать во льдах невозможно. «Нельзя маневрировать курсами — будем маневрировать скоростью», — решает Николаев. Оставив подводную лодку в полынье, ледокол, меняя скорости, постарался уйти от вражеского огня.

Освещенный прожекторами «В. Молотов» представлял хорошую мишень для врага. Огонь со стороны Петергофа становился все более точным. Несколько снарядов взорвались рядом с кораблем, обдавая его градом осколков. Появились первые потери в личном составе. Ранены были шесть человек. Орудия «В. Молотова» не умолкали. Бой длился долгих полтора часа. Только в 8 утра, когда корабль подошел к Кронштадту, фашисты вынуждены были прекратить огонь. Серьезные повреждения, полученные в том бою от прямых попаданий вражеских снарядов, не смогли задержать выход ледокола в обратный рейс.

Поход следовал за походом. Неприятель постоянно вел огонь по судну. Боевые походы подтвердили прекрасные мореходные качества ледокола, прочность его корпуса. Экипаж за опыт в боях заслуженно получил право именоваться боевой единицей Краснознаменной Балтики. 25 января 1942 года решением военного совета КБФ за боевые заслуги на ледоколе был поднят военно-морской флаг.

Боевой путь ледокола «В. Молотов»


Однако повреждения от вражеских снарядов давали о себе знать, и ледокол вскоре поставили в ремонт. Но корабль не только ремонтировался. Он продолжал воевать. Включенный в систему противовоздушной обороны Ленинграда, ледокол не раз помогал срывать прицельное бомбометание немецких бомбардировщиков по кораблям, стоявшим на Неве.

Весной 1942 года экипаж «В. Молотова» призывается на помощь голодному и промерзшему Ленинграду. Большая группа моряков посылается на работы по восстановлению фабрики имени Урицкого, детских садов и яслей, жилых домов. Личный состав ледокола очищает улицы от снега, разводит мосты, грузит уголь, доставляет продовольствие.

Вскоре командование приняло решение за счет личного состава «В. Молотова» укомплектовать экипажи кораблей, понесшие значительные потери. Наиболее подготовленные моряки группами списывались на действующие боевые корабли.

В августе 1942 года ледокол покинула значительная часть экипажа. Они ушли защищать Ленинград на сухопутных фронтах. На корабле остались лишь те, кто должен был сохранить его для будущих плаваний и для обслуживания зенитных орудий в системе противовоздушной обороны города.

Несмотря на непродолжительный срок боевой службы, ледокол «В. Молотов» и его экипаж честно исполнили свой долг, пройдя через горнило самого сложного периода войны. Ни вражеский огонь, ни жестокие условия блокадного Ленинграда и свирепых морозов 1941 года не смогли помешать морякам выполнять свою работу. В этом и был их подвиг и вклад в общую Победу.

Источники:
Боечин И. Великолепная четверка // Техника — молодёжи. 1995. №5. С. 26-27.
Андриенко В. Портовые и рейдовые ледоколы России // Судостроение. 2002. № 2. С. 72-77.
Масленников Б. Из хроники боевых дней ледокола «С. Макаров» // Морской флот. 1980. №5 С.62-63.
Грибовский В. Переоборудование мобилизованных гражданских судов в годы Великой Отечественной войны // Судостроение. 1998. №4. С.71-75.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. казак волгский 25 сентября 2015 07:47
    Очень Хорошая Статья! Спасибо!
  2. parusnik 25 сентября 2015 07:49
    ....До 1957 года судно находилось в подчинении Главного управления Северного морского пути в числе судов Владивостокского Арктического пароходства. Затем, после вхождения Владивостокского Арктического пароходства в состав Дальневосточного морского пароходства, осталось в ДВМП.В 1958 году ледокол переименован в «Адмирал Макаров», в честь вице-адмирала Макарова.Списан в 1966 году.Славный путь..воина и труженика..
  3. Прометей 25 сентября 2015 09:03
    После прочтения осталось смешанное чувство. Некое благоговение,восхищение людьми,для которых каждый выход был подвигом,и гордость за предков.
  4. RPG_ 25 сентября 2015 11:11
    Неплохая статья, но наверно закончить надо было кратким опусом о том до какого срока он находился в строю и коротенько о дальнейшей послевоенной судьбе.
    1. bionik 25 сентября 2015 14:07
      «В. Молотов» заложили в 1940 г. На 22 июня 1941 г. его готовность составляла лишь 79 %, и только благодаря усилиям экипажа ледокол был выведен из акватории завода на Неву, пущена энергетическая установка и поставлено вооружение. 8 августа 1941 г. «В. Молотов» был зачислен в класс вспомогательных крейсеров, а в октябре вошел в состав Отряда особого назначения. До декабря 1941 г. судно проводило караваны до острова Лавенсаари (ныне Мощный) и обратно. В декабре «В. Молотов» получил серьезные повреждения от взрыва на мине и попаданий артиллерийских снарядов. Аварийные работы по устранению повреждений выполнялись на Балтийском заводе до 15 апреля 1942 г.

      В апреле судно включили в Отряд вооруженных ледоколов. Летом практически весь личный состав перевели на берег, в части морской пехоты. После прорыва блокады Ленинграда в феврале 1944 г. «В. Молотов» передали Главному управлению Северного Морского пути, и он начал работать в Восточном секторе Арктики. В 1958 г. ледокол переименовали в «Адмирал Макаров». В 1966 г. его передали в ГДР, где он выполнял ледокольные работы на Балтике. После вступления в строй нового ледокола «Штефан Янцен» надобность в «Адмирале Макарове» отпала, и в 1967 г. он был продан одной из немецких фирм для разборки на металл.
  5. bionik 25 сентября 2015 13:58
    Ледокол «В. Молотов» на стапеле.
  6. Serg65 25 сентября 2015 20:12
    Ледоколы пр.51 типа" И.Сталин" достойно послужили Родине и каждый стал легендой. "И.Сталин" первым за одну навигацию совершил два сквозных рейса по Севморпути. Больше всех отличился "А.Микоян" его турне Севастополь-Батуми-Анадырь в 1941-42 годах вошло в историю небывалым подвигом. Дольше всех прослужил "И. Сталин", аж до 1973 года. Интересная история с названиями ледоколов, ну после ХХ съезда сама судьба Сталину стать "Сибирью", в июне 1957 года после разоблачения антипартийной группировки "В.Молотов" и Лазарь Каганович" находясь в порту Диксон за одну ночь поменяли названия и превратились из членов Политбюро в адмиралов "Молотов" стал адмиралом Макаровым а "ЛАЗАРЬ Каганович" стал адмиралом ЛАЗАРЕВЫМ и только"Микоян"не менял названия, потому как хитрый армянин Анастас ни когда не имел врагов. К стати в августе 1940 года "Сталин" и "Кагонович" участвовали в проводке немецкого рейдера "Komet" по Севморпути на Тихоокеанский ТВД.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня