Военное обозрение

О перспективах многоцелевого истребителя пятого поколения PAK-FA Т-50

47
Российский многоцелевой истребитель пятого поколения PAK-FA Т-50 будет проверен в реальном деле на многочисленных мероприятиях боевой подготовки в 2016 году, когда будет введён в боевой состав Воздушно-космических сил Российской Федерации. Об этом сообщил в пятницу журналистам командующий ВКС России генерал-полковник В. Бондарев.


Самолёт, а точнее перспективный комплекс фронтовой авиации, разрабатывался для замены парка самолётов Су-27.
Испытания этого комплекса идут с конца января 2010 года.

Дабы читатель не обвинял авторов в предвзятых комментариях о достоинствах и недостатках Т-50, ниже приведена сравнительная таблица с подробными характеристиками основных самолётов 5-го поколения разных стран.

О перспективах многоцелевого истребителя пятого поколения PAK-FA Т-50


Человеку грамотному не составит труда разобраться с плюсами и минусами конкретной модели.

Ранее источниками в Министерстве обороны России и газетой «Коммерсант» сообщалось, что по Государственной программе вооружения до 2020 года в состав ВКС России должно было поступить 52 самолёта Т-50 (в 2016-2018 годах — по 08 единиц, в 2019-2020 годах – по 14 единиц). Но в связи с возникшими трудностями в финансировании проекта, пока рассматривается вопрос о поставке партии численностью до 12 единиц.



Заместитель Министра обороны России Юрий Борисов также подтвердил планы по сокращению количества закупаемых самолётов Т-50: «В новых экономических условиях первоначальные планы по закупке Т-50 могут быть скорректированы. Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+ (и 4++ тоже – прим. ред.)», сказал он.

Кризисы и состояние недофинансирования рано или поздно проходят, поэтому эту прекрасную машину войска увидят, и в массовом количестве.
Эволюция создания и развития реактивных истребителей после 1945 года прошлого века приведена на диаграмме ниже.
Первоисточник:
http://operline.ru/content/tekhnologii/o-perspektivakh-mnogotselevogo-istrebitelya-pyatogo-pokoleniya-pak-fa-t-50.html
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. андрей юрьевич
    андрей юрьевич 21 сентября 2015 06:22 Новый
    +13
    Человеку грамотному не составит труда разобраться с плюсами и минусами конкретной модели.
    на шибко грамотного не претендую,а посему,растолкуйте:в таблице у F-22,АФАР-ноль..а это как же вашу мать,извините понимать? request what
    1. Андрей из Челябинска
      Андрей из Челябинска 21 сентября 2015 07:09 Новый
      +14
      Здесь автор таблицы не ошибся - АФАР L-диапазона на Ф-22 нет. У ПАК ФЫ есть два радара этого диапазона в крыльях (с неясным, правда, назначением) но меня другое интересует - кто это такой умный на ПАК ФА "Ирбис" взгромоздил? Н036 - это ни разу не "Ирбис", "Ирбис" это Н035.
      1. ИмПерц
        ИмПерц 21 сентября 2015 07:17 Новый
        +5
        Вроде на ПАК ФА Н050, котрый использует часть технологий Н035?
        "Н050 — российская авиационная малогабаритная радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой, разрабатываемая НИИП для перспективных авиационных комплексов пятого поколения.

        Первый полноразмерный макет новой РЛС впервые был показан на МАКС-2007. Реальная отработка аппаратуры началась в 2008 году, когда был собран первый опытный образец.[1]

        Также в производстве было еще два опытных образца новой РЛС, которые в 2010 году планируется установить на летные образцы истребителя пятого поколения. На Международном авиа-космическом салоне 2009 года был показан прототип РЛС с АФАР. В одном из интервью М.А. Погосян сообщил, что испытания истребителя пятого поколения с новой РЛС должны начаться в середине 2010 года.

        По некоторым данным, Н050 будет состоять более, чем из 1500 приемно-передающих модулей[2], значительная часть технологий, используемых на Н035 Ирбис, будет использоваться в РЛС Н050, остальные характеристики остаются неизвестными"
        http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1390397

        "Две АФАР L-диапазона в носках крыла. Долгое время кипели споры о назначении этих антенн. Выдвигались предположения, что это длинноволновый "антистелс" обнаружитель (хотя расчёты показывали малую дальность такой системы) или антенны используются для синтезирования апертуры. Точку в обсуждениях поставила официальная информация, что эти станции предполагается использовать только в качестве системы госопознавания целей"
        http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=26&t=2326&st=0&sk=t&sd=a
        1. Андрей из Челябинска
          Андрей из Челябинска 21 сентября 2015 07:53 Новый
          +8
          Цитата: ИмПерц
          Вроде на ПАК ФА Н050, котрый использует часть технологий Н035?

          Нет:)) Дело в том, что Ирбис как ни крути, пассивная ФАР, а на ПАК ФА - активная ФАР, и различаются они сильно и принципиально. Я готов допустить, что какие-то элементы сходны, но по моему таковых минимум - принцип действия БРЛС разный.
          Цитата: ИмПерц
          Также в производстве было еще два опытных образца новой РЛС, которые в 2010 году планируется установить на летные образцы

          Статья сильно старая:) Н050 уже превратился в Н036:) ПАК ФА ведь тоже когда-нибудь сменит Т-50 на Су...
          Цитата: ИмПерц
          Точку в обсуждениях поставила официальная информация, что эти станции предполагается использовать только в качестве системы госопознавания целей

          Что есть, ИМХО, откровенная дезинформация, поскольку аж две дополнительные РЛС для этих целей откровенно избыточны.
          1. meriem1
            meriem1 21 сентября 2015 10:47 Новый
            +5
            Андрей из Челябинска....Ну нам всё прямо и рассказали. И пингвинам заокеанским за одно! Это военная тайна. Никто и никогда никому не будет рассказывать о полных ТТХ изделия.
            1. Андрей из Челябинска
              Андрей из Челябинска 21 сентября 2015 15:34 Новый
              +2
              Цитата: meriem1
              ....Ну нам всё прямо и рассказали.

              Так я и не в претензии! drinks
            2. Комментарий был удален.
          2. PENZYAC
            PENZYAC 21 сентября 2015 19:23 Новый
            0
            Цитата: Андрей из Челябинска
            ...
            Цитата: ИмПерц
            Точку в обсуждениях поставила официальная информация, что эти станции предполагается использовать только в качестве системы госопознавания целей

            Что есть, ИМХО, откровенная дезинформация, поскольку аж две дополнительные РЛС для этих целей откровенно избыточны.

            Пусть супостаты помучаются погадают. Чем меньше будут знать и понимать, тем сильнее будут бояться...
      2. ИмПерц
        ИмПерц 21 сентября 2015 07:29 Новый
        +4
        Хотя на форуме, посвящённом ПАК ФА, говорится о БРЛС Н036
        Запутанно всё. Пойдут в серию. станет ясно.
    2. Thronekeeper
      Thronekeeper 21 сентября 2015 07:53 Новый
      +11
      АФАР с эл.сканированием L-диапазона.
      Диапазон "Ирбиса" ващет переменный. За счёт частоты.
      Сантиметровка и даж миллиметровка для ПРО и "стандартных" целей, особливо, для наземных и морских дециметровка для малозаметных целей.
      И дальность наших ракет и американских преувеличена.
      Для AIM-120D 170км это даже не рекламная, а математическая.
      С Ф-15 с его потолком и скоростью, но встречных курсах под 0грд по Ту-22М3 на 12км на скорости М2,3. И то, AIM-120D придётся развивать на пологом пикировании скорость чуть выше М7 (2,5 маха Ф-15, М4,5 Амраама + более одного на пикировании). На такой скорости тупо сгорит обтекатель РЛС laughing Даже для аэробаллистической Х-15А(С) обтекатель радара делали намучились, а в конструкции применён титан и даже вольфрам, хотя там макс скорость М5 на 40км, почти в космосе, а при снижении на АВ в пикировании не больше М4. Плюс ко всему - земля всё-таки круглая, и на 170км амраам значительно раньше войдёт в плотные слои и сварится:-)
      Потолок у Ф-22 меньше + "бросковый" эффект скорости самолёта ограничен М2, поскольку люки воора нельзя на большей скорости открывать. Так реальная дальность AIM-120D - 120км, с Ф-22, наверно, соответственно потолку и скорости - поменьше. Интересно, что предыдущую модифу AIM-120С мирики честно в 105км определили.
      Наши ракеты тоже завысили. Для Р-77МД - 300км, для "средних" прямоточной Р-77ПД - 200, и Р-77М1 с ТТРД как у Амраама - 120. Для "миговской" Р-37 ещё меньше МД - 280, если не тапсикретную МФ Р-37 не сделали с прямоточкой вместо ТТРД и новой РЛС.
      Вообще - в статье косяк на косяке. Даже по "поколениям".
      1. Alexey-74
        Alexey-74 21 сентября 2015 09:59 Новый
        0
        Дождемся испытаний, когда серия пойдет в войска, когда увидим на что способен Т-50, вот тогда будет что обсуждать и сравнивать, но думаю наши конструкторы и наши летчики никогда в грязь лицом не ударят.
      2. silver_roman
        silver_roman 21 сентября 2015 16:50 Новый
        0
        Цитата: Thronekeeper
        Вообще - в статье косяк на косяке. Даже по "поколениям".

        это точно ооочень старая статья. Видимо из тех, когда только появились в открытом доступе о ПАК ФА. Т.к. бесфорсажная(крейсерская)скорость в 2100 - очень маловероятно.
        а 8 точек подвески в закрытом отсеке - правда? и 10 на внешней...18 точек подвески???? это разве что ближнего радиуса действия. короче все спорно!
    3. Свелес
      Свелес 21 сентября 2015 08:52 Новый
      0
      и выпуск самолётов порезали, и двигатели второго этапа будут к 20г,хотя раньше говорили,что идут с опережением по двигателю и первые двигатели 129 будут в 15-16г ,а в 20г скажут ,что будет готов к 25году ,какие то игры подковёрные самолётом...
    4. Su24
      Su24 21 сентября 2015 16:29 Новый
      0
      Сокращение закупок связано не с финансированием, а с недоработанностью самолёта.
      1. Басарев
        Басарев 21 сентября 2015 20:17 Новый
        -2
        Сложилось ощущение, чо завернуть хотят ПАК ФА и слегка шаманить древнючий хлам четвёртого положения его заделом.
    5. Welcome to hell
      Welcome to hell 22 сентября 2015 01:31 Новый
      0
      у ф22 пассивная, он только на прием волн работает, эта технология снижает заметность, но увы она еще сокращает расстояние обнаружения противников
  2. V.P.
    V.P. 21 сентября 2015 06:36 Новый
    +9
    PAK FA
    ---------
    Может быть все же ПАК ФА ?
    1. Чеширский
      Чеширский 21 сентября 2015 06:46 Новый
      +5
      Да, опять наглосаксов в гузно целуем, всё русское английскими буквами пишем. request
      Кстати ничего нового из статьи не почерпнул, так, время потратил на чтение.
    2. w3554152
      w3554152 21 сентября 2015 08:00 Новый
      0
      Цитата: V.P.
      Может быть все же ПАК ФА ?

      Ни то ни другое. Что это за бред ПАК? Т-50 можно понять как заводское сокращение в процессе доводки. Это же продукция знаменитого на весь мир КБ фирмы «Сухой»? Это всё равно, что отказаться от своего имени и заменить набором букв. «Знаки и символы управляют миром, а не слова или закон». Этим словам Конфуция свыше 2000 лет. Перехват в управлении сознанием начинается с перехвата управления символами. Здесь и навязывание иностранных названий в наших СМИ боевым самолётам и ракетам, ПАК ФАК, МАК ДАК, СУПЕР ПУПЕР ДЖЕТ, МС-21, СМС вместо легендарных Туполев, Ильюшин, Яковлев и Сухой. С немецкого Пак означает «сброд, подонки». Немцы смеются и радуются злорадно. С таким названием на мировой рынок не ходят. Во время ВОВ в журналах боевых действий авиаполков сокращение ПАК означало – Погиб в Авиа Катастрофе. Выражение «Как корабль назовёшь – так он и поплывёт» актуально всегда. Такой название продукции легендарного КБ это акт агрессии против русского самосознания. Во что смотришься, в то и превращаешься.
      1. Александр романов
        Александр романов 21 сентября 2015 08:11 Новый
        0
        Цитата: w3554152
        ПАК ФАК,

        Есть такая поговорка-д.урень думкою богатеет.
      2. Андрей из Челябинска
        Андрей из Челябинска 21 сентября 2015 08:45 Новый
        +2
        Цитата: w3554152
        Такой название продукции легендарного КБ это акт агрессии против русского самосознания

        Ну Вы даете - умудрились из ничего такую конспирологию развернуть:)))
        ПАК ФА - Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации. Т - стандартное обозначение досерийных самолетов марки "Су". Пойдет в серию - станет Су-50, или может другим номером, но именно "Су"
        1. DimanC
          DimanC 21 сентября 2015 13:02 Новый
          0
          По логике должно быть что-то нечетное. Как-то такая традиция
          1. Андрей из Челябинска
            Андрей из Челябинска 21 сентября 2015 13:05 Новый
            0
            Цитата: DimanC
            По логике должно быть что-то нечетное. Как-то такая традиция

            Су-30 ? wink
          2. Комментарий был удален.
        2. ленивый
          ленивый 21 сентября 2015 18:08 Новый
          +1
          Т и С это скорее обозначение не "досерийных" самолётов, а технологическое наименование(ну или внутриконструкторское), так су-17 и су-27 строились серийно, но работяги в Комсомольске до перестройки знали что они делают С-32 и Т-10(червонцы если по народному)
      3. Комментарий был удален.
      4. g1v2
        g1v2 21 сентября 2015 13:36 Новый
        0
        ПАК - перспективный авиационный комплекс . Это аббревиатура , а не название. Выйдет серию - получит новое название су и номер. Так же ПАК ДА получит свое ту и номер.
    3. ARS56
      ARS56 21 сентября 2015 12:08 Новый
      +1
      PAK-FA Т-50???
      Может автор расшифрует свою аброкадабру?
      Ведь никакой смысловой нагрузки кроме коверкания русского языка на вражеский манер это буквосочетание не несет.
      Автору незачет.
  3. oberon 1
    oberon 1 21 сентября 2015 06:45 Новый
    +5
    Лишь бы самолет т-50 не только на авиашоу показывали а в серию пошел .
  4. 78bor1973
    78bor1973 21 сентября 2015 06:53 Новый
    +2
    Вот интересно а у Т-50 в каком месте второй АФАР стоит!!?
    1. ИмПерц
      ИмПерц 21 сентября 2015 07:25 Новый
      +7
      Стоит 5 штук
  5. ИмПерц
    ИмПерц 21 сентября 2015 07:21 Новый
    +1
    Форум по Т-50.
    Хороший форум:
    http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=26&t=2326&st=0&sk=t&sd=a
  6. Homo
    Homo 21 сентября 2015 07:25 Новый
    +8
    Прочитал вот это и расхотелось читать дальше - PAK-FA Т-50! Сколько можно не уважать родной язык???
    1. SibSlavRus
      SibSlavRus 21 сентября 2015 08:19 Новый
      +4
      Действительно, что за чушь? ПАК ФА- это аббревиатура от русских слов, а автор зачем-то на латинице написал. Стыдитесь! И как же по замыслу автора эта аббревиатура на латинице должна звучать в оригинале?
    2. w3554152
      w3554152 21 сентября 2015 08:39 Новый
      +1
      Цитата: Homo
      Прочитал вот это и расхотелось читать дальше - PAK-FA Т-50! Сколько можно не уважать родной язык???


      Все эти навязанные названия: "Паки Факи, Супер Пупер Джеты" - это стирание памяти.Здесь уже неуважение своих российских многолетних традиций, труда конструкторов, инженеров, испытателей и мастеров. Это неуважение всего легендарного КБ фирмы Сухой. Перехват в управлении сознанием начинается с перехвата управления символами. Как корабль назовёшь – так он и поплывёт. "Супер Пупер Джет" что-то не хочет активно летать, начиная со своей первой презентации.
      1. Homo
        Homo 21 сентября 2015 21:13 Новый
        0
        Цитата: w3554152
        Все эти навязанные названия: "Паки Факи, Супер Пупер Джеты" - это стирание памяти.

        Перегибать то не стоит. Или Вы не знаете как расшифровывается ПАК ФА? Это как в танкостроении "Объект ххх", а потом появится название!
  7. Zaurbek
    Zaurbek 21 сентября 2015 08:06 Новый
    +1
    Какое название будет у ПАК ФА ? Су...?
    1. Андрей из Челябинска
      Андрей из Челябинска 21 сентября 2015 08:47 Новый
      +1
      Су-50 скорее всего
      1. pilot8878
        pilot8878 21 сентября 2015 13:06 Новый
        +2
        Цитата: Zaurbek
        Какое название будет у ПАК ФА ? Су...?

        Цитата: Андрей из Челябинска
        Су-50 скорее всего

        Почему же? Т-10 не стал Су-10, а стал Су-27.
        1. Андрей из Челябинска
          Андрей из Челябинска 21 сентября 2015 21:25 Новый
          0
          Цитата: pilot8878
          Почему же? Т-10 не стал Су-10, а стал Су-27.

          Не спорю и не настаиваю на Су-50. Просто Су-30 есть, Су-35 есть, Су-47 тоже был, Су-48, Су-49 как-то выглядят некошерно. Отсюда предположение, что Су-50 или больше:)
          Хотя - кто его знает? Возьмут и Су-1 назовут:) А что? Вон, Армату же не стали Т-100 называть:))
  8. V.P.
    V.P. 21 сентября 2015 08:18 Новый
    +2
    Цитата: w3554152
    Что это за бред ПАК? Т-50 можно понять как заводское сокращение в процессе доводки. Это же продукция знаменитого на весь мир КБ фирмы «Сухой»?

    Это ещё не продукция, это ещё самолет который не прошел приемку.
    Продукцией он станет тогда когда после комплекса испытаний приемка примет положительное заключение.
    Тогда же он получит и окончательное наименование. Может быть оставят Т-50, может быть другое, например какой-нибудь СУ-41.
    Но в данный момент это пока ещё не принятый самолет и поэтому проходит везде под аббревиатурой под который был сделан заказ на разработку и под которой эта разработка велась. А именно ПАК ФА, без привязки к конкретному авиабюро.
    1. НЕКСУС
      НЕКСУС 21 сентября 2015 08:54 Новый
      +2
      Цитата: V.P.
      Это ещё не продукция, это ещё самолет который не прошел приемку.

      Скажу больше,двигатель второго этапа разработан,но тоже еще не "продукция",и большая часть арсенала так же...конечно хочется верить,что все случится в 16-ом году,но что-то мне подсказывает,что наши генералы торопят события.Более реальный срок 17-начало 18 года,я думаю.
      Цитата: V.P.
      Тогда же он получит и окончательное наименование.

      Скорее всего СУ-50.Кстати в одной компьютерной игре,на сколько я знаю его так и именуют. yes Но думаю приклеят к нему какое нибудь прозвище...ведь был Беркут,а сейчас взяли за моду всем новым образцам давать клички-Аллигатор, Булава, Баргузин, Ночной охотник и тд...Интересно ,как нарекут эту птицу.
  9. Волька
    Волька 21 сентября 2015 08:28 Новый
    +1
    жаль птичку, медленно однако встает в строй, а что касается недофинансированания проекта, так воровать мене надо...
    1. НЕКСУС
      НЕКСУС 21 сентября 2015 08:59 Новый
      +3
      Цитата: Волька
      жаль птичку, медленно однако встает в строй, а что касается недофинансированания проекта, так воровать мене надо...

      Спешка тут не нужна.Этот истребитель делается по крайней мере лет на 30 последующих,а посему надо по максимуму все рассчитать и довести до ума.Понятно,что и в ходе эксплуатации будут доводки и выплывут какие-то проблемы ,но основные недочеты устраняют именно на стадии испытаний. hi
  10. dchegrinec
    dchegrinec 21 сентября 2015 08:29 Новый
    +4
    Вообще то ПАК ФА это русская аббревиатура, и на английский манер писать это наверно перебор..
    1. Андрей из Челябинска
      Андрей из Челябинска 21 сентября 2015 08:50 Новый
      +3
      Конечно перебор. У нас ПАК ФА - Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации, а на англицком это наверное будет PAC FA - prospective airborne complex of frontline aviation простите мне мой английский
      1. Altona
        Altona 21 сентября 2015 09:59 Новый
        +3
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Конечно перебор. У нас ПАК ФА - Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации, а на англицком это наверное будет PAC FA - prospective airborne complex of frontline aviation простите мне мой английский

        --------------------
        Sukhoi PAK FA- английское название...Без всяких расшифровок, как бренд...А так, будет что-нибудь вроде Advanced Tactical Fighter...
    2. Комментарий был удален.
  11. Velizariy
    Velizariy 21 сентября 2015 10:29 Новый
    +3
    Не сочтите за германолюбителя, но где на той картинке изображен Ме 262 А??? Первый серийный турбореактивный истребитель!
  12. Пупырчатый
    Пупырчатый 21 сентября 2015 13:06 Новый
    +1
    Все конечно здорово, но в таблице сравнивается первая версия Ф-22 (который уже претерпел две модернизации) с двумя прототипами, которые в серию не пошли. И в чем тут тогда цимес?
    1. tomket
      tomket 21 сентября 2015 21:42 Новый
      0
      Цитата: Пупырчатый
      но в таблице сравнивается первая версия Ф-22 (который уже претерпел две модернизации) с двумя прототипами, которые в серию не пошли

      Это какая же версия? Прототип или из первых блоков? Кстати. По поводу "Раптора". С указаной максимальной скоростью он летать не может за отсутствием регулируемых воздухозаборников.
  13. IAlex
    IAlex 21 сентября 2015 13:49 Новый
    +1
    Флуда и картинок везде дофига о халве, а где самолеты то???
  14. de_monSher
    de_monSher 21 сентября 2015 16:45 Новый
    0
    Об этом сообщил в пятницу журналистам командующий ВКС России генерал-полковник В. Бондарев.


    Так сказать, чуточку оффтопик - журналистам то сообщил - генерал-полковник, а что за генерал-лейтенант на фотке то? *)
  15. LINKor55
    LINKor55 21 сентября 2015 18:38 Новый
    0
    Обращает на себя внимание отсутствие многих данных по китайскому самолету: вот это правильно, а то чепуха какая то: новейший боевой комплекс, а сведения о нем и тактико-технические известны любому, кто знаком с интернетом. Непорядок stop !!!
  16. serverny
    serverny 21 сентября 2015 20:34 Новый
    0
    Цитата: LINKor55
    мплекс, а сведения о нем и тактико-технические известны любому, кто знаком с интерне

    так и по ПАК ФА все сведения - это "экспертные оценки диванных аналитиков".
  17. vass
    vass 23 сентября 2015 05:17 Новый
    0
    Непреодолимое желание усилить текст статьи латинским шрифтом на "мериканский" манер говорит, что автор вырос в джинсах в которых до того росла вся америка. И как по его мнению на "аглицком" полностью звучит аббревиатура "PAK"? Глупо. Это сродни ВАУ, которые наши "звездени" лепечут с экранов.