Хороший PR и реальные дела

В России прошел единый день голосования. А через год будут новые выборы. А десять лет назад и двадцать лет назад выборы были тоже… И был PR на выборах, о котором сегодня как раз и хотелось бы рассказать. Ну, а для начала замечу, что еще в 1941 году выборы в муниципалитет штата Нью-Йорк проходили в США, и на них тогда впервые победил коммунист Питер В. Коччиони – американец итальянского происхождения. До этого он участвовал в выборах с 1936 года. Причем по системе РР – «пропорционального представительства».

Хороший PR и реальные дела

Американские забастовщики возле Белого дома 1926 год.

Считается, что это самая демократическая система выборов (именно поэтому она нигде и не применяется – ха-ха!), суть которой в том, что твой голос распределяется пропорционально числу кандидатов, поэтому не теряется. То есть сейчас проголосовал ты не за «того» и все – голос потерял. И голосуют люди «наверняка», да еще и говорят при этом, что «за нас все сосчитали». А при системе РР – первый голос одному, второй другому, третий – последнему, кому-то – 0. А побеждает тот, кто набрал максимум не по всем подсчетам, а подсчетов по числу кандидатов! Но даже по такой системе Коччиони не побеждал. Просто удивительно читать, каким мошенничеством занимались американские кандидаты в депутаты, лишь бы победить. Но и «Комитет за честные выборы» бдил очень серьезно. То есть это был настоящий поединок кто кого! Ну, а решали «кто» в целом все-таки избиратели, хотя у нас и принято считать, что все решали и решают деньги и сила. Не все...


Хороший PR и реальные дела

Первомайская демонстрация американских коммунистов в Нью-Йорке в 1935 г.

Сейчас вот у нас на выборах страсти не бушуют так, как в 90-ые. А ведь тогда даже на региональном уровне на выборах губернатора чего только не было! Например, выбрали у нас в Пензе в начале 90-ых губернатором некоего Кавлягина. Работал он, работал, а в результате Пенза оказалась на четвертом месте в РФ с конца! Среди всех субъектов федерации и люди этим были, понятно, недовольны. На очередных выборах ему противостоял В. Бочкарев, сильный хозяйственник и… чтобы его побороть решился Кавлягин на забавный PR ход – издать «за себя» газету «Клуб губернаторов и мэров». Если ему это кто-то подсказал, то он явно был ему не друг. А если он сам это придумал, то неудивительно, что у нас тогда все развалилось. Дело в том, что газета была за №1 и цветная!!! Это в начале-то 90-ых! Цветная! Без указания места издания в конце, списка членов редколлегии… Адрес какой-то был, но какой-то явно левый. Но зато там его рекламировали ну очень хорошо. Причем, члены Совета Федерации Егор Строев, губернатор Камчатки (граничит с Пензой разве что только во сне!), президент Калмыкии, Дагестана – одним словом люди уважаемые и живущие довольно далеко. Но больше всего меня добила последняя страница: храм, тогдашний наш первосвященник и его реплика, что мол, Ковлягин угоден Господу! Ну кто, кто это придумал? Выбросил кучу денег и только лишь напортил, люди-то не дураки, вернее, не все! « - Почему №1?» - стали спрашивать. Где выходные данные? Почему начали с Ковлягина, почему «хвалители» такие… дальние? И много чего еще!

А вот В.К. Бочкарев арендовал газету «Новая губернская газета» - ч/б, привычную на вид, демократичную, в которой, кстати, про это «цветное чудо» спросили… И кто выиграл выборы? Понятно кто! Люди не простили действующему губернатору этой глупой, цветастой и крикливой газеты!

А затем начались выборы президента, и так уж получилось, что Ельцин и Зюганов пошли в гонке ноздря в ноздрю. В таких случаях лучше, чем PR средства нет! Но важно уметь использовать весь его инструментарий! А один из инструментов - это исследование. Вот и решили у нас в городе провести исследование: с каким цветом, запахом, вкусом, животным, растением, авто ассоциируется тот или иной кандидат. На фоне статей «голосуй, голосуй, голосуй», «голосуешь за коммунистов, купи еды в последний раз», статья о вкусах и предпочтениях избирателей бросалась бы в глаза, не так ли?

И вот результаты были собраны и обработаны. И вышло, что Ельцин у большинства ассоциируется с дубом, цвет черный, автомобиль ЗИЛ, животное – медведь… Зюганов – цвет красный (кровь), запах соответствующий, растение – мак… Генерал Лебедь – цвет белый, животное – лебедь… Жириновский – коричневый, Явлинский – зеленый, яблоко, яблоня, вкус кислый!

Вот он – метод подсознательных сравнительных ассоциаций как работает! Что видим по телевизору, то и пишем прямо из подсознания – черный костюм (черный цвет доминирует над всеми остальными!), солидное дерево, истинно русский зверь и так далее. С коричневым цветом что ассоциируется? Вот то-то! А кислятина разве может идти в президенты? И птица, да еще белая… Только респондент один написал, что «Зюганов пахнет кошачьей мочой, а Жириновский этилированным бензином».

И вот эти-то две фразы и были выведены в заголовок статьи о выборах в одной из популярных пензенских газет! Что можно возразить? Право автора! Честно было написано – один так только написал! А все остальные показатели были расписаны текстом и даны в графиках. Но… кто в газетах рассматривает графики? А как их читают? Поперек, справа налево и в спешке! Но заголовок запоминают все и повторяют! И это лучше всего действует на подсознание – короткие, запоминающиеся «мысли», высказанные другими! Таковы основы информационного манипулирования людьми, азы, можно сказать. Но действует это хорошо. Даже лучше, чем административный ресурс!

Потом уже в 2001 году встретила я в Питере одного руководителя крупного PR-агентства, и он мне в свою очередь рассказал, как его фирма в одной области приводила человека к власти. Там и вовсе был анекдот. На выборы шли трое – независимый, но бедный кандидат, коммунист и «из братков»! И решили они в агентстве, что победит «бедный», мы, мол, можем себе это позволить. Приехали к нему, все рассказали, объяснили… И выяснилось, что денег у него хватит только на то, чтобы… отправить свою жену на отдых в Болгарию! Вот на этом и построили всю его избирательную кампанию! Публично показали по ТВ, как он провожает жену в Болгарию на отдых и… все! А конкуренты-то изгаляются: «Украл только на Болгарию», «Не мог жену на Канары отправить», «Боится провалиться!», ну и так далее. А «фирмачи» ему: на это не отвечай, гни свою линию. А противники не унимаются – ведь писать-то им больше не о чем! «Иванов отправил жену в Болгарию», «Иванов боится проиграть и от стыда отправил жену в Болгарию», «Нельзя голосовать за Иванова. Он бедный! Только и хватило денег, что отправить жену в Болгарию! А вот наш кандидат…»

И вышло так, что вместо трех информационных потоков, бьющих в разные стороны, осталось только два и оба били в одну цель: Иванов, Иванов, Иванов… А что он сделал? «Отправил жену в Болгарию!» И стали люди говорить: смотри, чем попрекают – а он, знать, любит жену! Накрал бы много, отправил бы на Канары. «Я был в Болгарии – курица не птица, Болгария не заграница! Нормальный мужик, блин!» А кто-нибудь запомнил программы кандидатов? Нет, нет такой у наших людей привычки «это» изучать и сравнивать. И когда наступил день голосования и люди взяли в руки бюллетени, они помнили одно: «Это какой Иванов? Тот, который отправил жену в Болгарию!» «Хороший человек, заботливый. А все его ругают – значит и впрямь за народ!» И большинство проголосовали за кого? За Иванова, который… отправил жену в Болгарию!

Хороший PR и реальные дела

Логотип Коммунистической партии США 1919 г.

Впрочем, тот же Питер В. Коччиони в США шел на выборы, подготовившись куда серьезнее. Поскольку за него должны были голосовать малограмотные негры и всякие эмигранты, то были заказаны карандаши с его именем – «Посмотри и напиши без ошибок – Питер В. Коччиони»! Заказали композитору песню с такими словами: «Мы запишем в бюллетене, мы запишем в бюллетене имя Питер Коччиони, в нем для нас для всех работа, нашим детям – молоко!» «Комсомольцы» из американского союза молодых коммунистов бегали по городу и пели эту песню, заучивали ее в кружках в негритянских гетто, раздавали карандаши и учили ими писать! Заказали шляпы канотье с надписью вокруг: Питер В. Коччиони, значки с его портретом… По образцу «бесед у камина» президента Ф. Рузвельта Коччиони выступал по радио в 15-минутной передаче: «Что я хочу сделать для города?» и призывал за себя голосовать!

В итоге было разработано две технологии прихода во власть: американская, базирующаяся на технологии американских выборов и наша российская (более эффективная), учитывающая ментальность россиян и основанная на эффекте ЖАНа – разработке профессора Жмырикова А.Н. Хорошая это технология. Платишь определенную сумму соответствующему профессионалу или агентству и… все! Успех гарантирован на 80-90%. А от самого кандидата зависит, как видите, очень мало.

Впрочем, всегда есть НО! Вот и Коччиони всеми приемами американского PR пользовался и деньги ему компартия давала, а выиграть на выборах не мог даже по системе РР! А выиграл, знаете когда? В 1941 году, зимой, когда все увидели, что СССР не намерен покориться Гитлеру, что СССР сражается и громит фашистов, несмотря на все пессимистические прогнозы в газетах: «Советы продержатся до сентября, октября, ноября… декабря…» А они не только держались, но и били немцев! То есть делали реальные дела! Вот за это-то за Питера В. Коччиони и проголосовали. И наши победы оказались для него лучшим пиаром!

Хороший PR и реальные дела

Логотип Союза Коммунистической Молодежи США.

На этом статью можно было бы и закончить, поскольку вывод из нее очевиден. Но я не могу отказать себе в удовольствии рассказать еще и о том, как Питер В. Коччиони отомстил всем своим врагам и гонителям из других партий, оказавшись избранным. Его первое выступление другие депутаты приготовились освистать: было всем ясно, что он начнет выдвигать свои коммунистические доктрины и вот тогда… Словом, в окрестных магазинах раскупили все игрушки-пищалки «уйди-уйди», надувные языки и дудки.

И вот он на трибуне. «В то время как наши солдаты и моряки отражают агрессию коварного врага, их зарплата невелика и равна примерно 30 долларам в месяц. А проезд на общественном транспорте дорог, около одного доллара, чтобы проехать Нью-Йорк из конца в конец. Я предлагаю для солдат и матросов в форме сделать проезд бесплатным! Прошу поставить предложение на голосование».

Хороший PR и реальные дела

Более поздняя эмблема компартии США.

Очевидцы потом писали, что тишина в зале наступила такая, что было слышно, как о стекло бьется муха. Потом раздался топот башмаков. Это, не дожидаясь результатов, побежал в телефонную комнату какой-то репортер, за ним другой, а зал в это время обрушился громом аплодисментов. Никто не мог даже подумать, чтобы после 7 декабря 1941 года выступить против такого предложения. Это означало бы поставить крест на своей политической карьере навсегда! И все проголосовали «за»!

Хороший PR и реальные дела

Коммунистическая лавка американской рабочей печати. Над изданиями надпись «Второй фронт сейчас!»

А Коччиони уже ждали на улице солдаты и матросы. Они подхватили его на руки и понесли по улице, громко распевая: «В этом имени работа, нашим детям – молоко!» И, кстати, бесплатное молоко (стакан в день!) Коччиони тоже выбил из законодателей уже в своем следующем выступлении. Ну, а тащили его по улице после этого на руках… правильно – американские домохозяйки, чьи мужья воевали с японцами и нацистами. Они колотили в сковородки и кастрюли, парализовали движение, но полицейские словно бы этого и не замечали. Патриотизм, однако!

После победы под Сталинградом членом муниципального совета стал второй коммунист… негр Пол Гендерсон. Вот как! Так что PR - это, конечно, сила. Но и о реальных делах политикам тоже забывать не надо!
Автор: Светлана Шпаковская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. venaya 23 сентября 2015 06:26
    Один раз участвовал в том, что называют выборами в качестве помошника.
    Такое количество грязи !!! До сих пор не могу отойти от жутких воспоминаний, коллега после этого сам попросился в соответствующую больницу для востановления (он просто сам классный психиатр, разбирается в этом). Но что делать, не выбирать? Так ясно, что ещё хуже будет.
  2. Shiva83483 23 сентября 2015 06:44
    Как по мне-имидж, не заменяет сути-а подменяет оную. В этом вся гамэрыка, подмена всего, в угоду своим больным , маниакальным фантазиям нации международных изгоев и парий...
  3. parusnik 23 сентября 2015 07:52
    И наши победы оказались для него лучшим пиаром!...как слышу слово выборы, сразу вспоминается фильм День выборов и одноименная песня..

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня