Military Review

ZSU on the basis of tanks

12
The idea of ​​installing anti-aircraft guns on a self-propelled chassis is quite old. The first anti-aircraft guns on a self-propelled platform appeared in the years of the First World War, and already during the Second World War they became widespread. The Germans achieved special success in creating the ZSU, having created many different anti-aircraft guns on a mobile platform. They started using a mass production chassis. tank Pz4 for installing on it various versions of towers with anti-aircraft guns. So at the end of the war in small series on the front came ZSU "Wirbelwind" (4x20 mm guns) and "Ostwind" (1x37 mm guns). After the war, the idea of ​​installing anti-aircraft guns on the chassis of the tanks was further developed. Further in the article we will consider three ZSU created on the basis of the main battle tanks: the Soviet ZSU-57-2, the German ZSU "Cheetah" and, in some way, the exotic Finnish ZSU T-55 "Shooter".


ZSU-57-2 (USSR)

In the 1947, in the USSR, under the direction of designer V. G. Grabin, they began to develop a twin X-NUMX-mm automatic anti-aircraft cannon C-57, developed on the basis of C-68 and designed to be mounted on a wheeled or tracked chassis. At the same time from the wheel version of the installation refused, leaving only the tracked. The middle tank T-60 was taken as a base, the vehicle was named the 54 product, and in the army classification ZSU-500-57.

The ZSU-57-2 was a light-armored tracked vehicle with a rotating turret, which allowed circular anti-aircraft fire from automatic guns. The armored corps was divided into 3 units: control, combat and power. Office management was located on the left in the bow of the hull. It was located the place of the driver. The fighting compartment was located in the middle part of the hull and in the tower, the power compartment was located in the stern and was separated from the combat by a special armored barrier. The hull was welded from light armor plates 8-13 mm thick. The crew consisted of 6 man: driver, commander, gunner, gunner-installer of sight, two loaders for each of the guns, all of them except the driver were placed in the tower.
ZSU on the basis of tanks
German ZSU "Wirbelwind" of the Second World War

The top-open tower was welded and was placed on a ball support above the notch of the turret roof sheet. To install the guns in the front of the hull were 2 embrasures. The rear wall of the tower had a window for ejection of liners and was made removable, which facilitated the installation of guns. In the stowed position on top, the tower was closed by a folding canvas awning, in which 13 plexiglass viewing windows were mounted.

The automatic twin gun C-68 consisted of two C-60 type guns with the same device. In this case, the details of the right machine gun were a mirror reflection of the details of the left one. The principle of operation of automation was the use of recoil energy with a short recoil of the gun barrel. Their practical rate of fire was 100-120 shots on the barrel. However, in practice, the duration of continuous shooting was 40-50 shots, after which the guns had to be cooled.

The twin gun was equipped with an automatic, anti-aircraft sight of the building type. This sight was designed to solve the problem of determining the meeting point of a target with a projectile during firing. For this, it was first necessary to determine and enter the following data into the sight: target speed (determined by the type of aircraft), course angle (determined by the apparent direction of movement of the target) and slant range (determined by eye or using a rangefinder).

The ammunition of the anti-aircraft guns consisted of 300 cannon unitary shots, which were placed in special combat packs in the hull and turret. Most of the ammunition (248 shots) before loading into the ZSU was loaded into cages and placed in the turret (176 shots) and the nose of the hull (72 shots). The remaining 52 rounds were not loaded into cages and were stored in a special compartment located under the rotating floor of the tower. Shots equipped with clips with armor-piercing shells were placed in the rear of the turret to the right and left of the cannon. Feed clips to the guns was carried out by loaders in manual mode.
ZSU-57-2

ZSU-57-2 was equipped with a 12 cylinder, V-shaped, four-stroke, diesel engine liquid cooling. Diesel developed power in 520 HP. and accelerated the installation on the highway to 50 km / h. The engine was installed perpendicular to the longitudinal axis of the ZSU on a special pedestal, which was welded to the bottom of the case. Engine capacity was equal to 38,88 liters, and its weight was 895 kg.

The car was equipped with 3 fuel tanks with a total capacity of 640 liters, the tanks were located inside the case. Additional external tanks with a capacity of 95 of liters were installed on the right along the course of the ZSU on the track shelf, the power reserve was 400-420 km. on the highway. Manual transmission with a step change in gear ratios was in the rear of the hull. It included a five-speed gearbox, main friction clutch for dry friction, two planetary rotation mechanisms, two final drives, and compressor and fan drives.

External communication ZSU-57-2 was carried out using a radio station 10РТ-26Е, and internal communication using a tank intercom TPU-47. The radio station installed on the self-propelled gun ensured reliable communication when driving at a distance of 7-15 km., And in the stop mode at a distance of 9-20 km.

ZSU "Cheetah" (Germany)

In the early 60s of the last century, the Bundeswehr became interested in the possibility of creating a new ZSU, which would be able to combat aviation the enemy at any time of the day. During the development, the designers and the military opted for a modified chassis of the Leopard-1 main battle tank and a twin 35 mm gun mount. The created 5PZF-B combat vehicle also appealed to the armies of Belgium and the Netherlands. As a result, the Bundeswehr ordered 420 ZSU 5PZF-B Cheetah, the Netherlands 100 5PZF-C, equipped with their own radar, and Belgium 55 cars.
ZSU "Cheetah"

The ZSU “Cheetah”, which has a paired 35-mm anti-aircraft gun, was designed to combat low-flying aerial targets at inclined distances from 100 to 4 000 m. And at altitudes up to 3 000 m. /with. The installation can also be used to combat ground targets at a distance in 350 400. The ZSU is intended to cover the mechanized parts of the Bundeswehr on the march in open areas with difficult terrain. The chassis of the tank "Leopard", which was the basis of the "Cheetah." The ZSU was commissioned in the 4 year.

Corps ZSU "Cheetah" was similar to the case of the main battle tank "Leopard 1", but had a lightweight booking. The main difference was the installation of an additional 71 kW motor, which was used to power the electrical installation. The driver's seat was located in front of the right, to the left of it there was an auxiliary power unit, the tower was located in the center of the hull, and the MTO in the stern. The car had a torsion type suspension, consisting of 7 dual track rollers and 2 supporting, guide and driving wheels in the rear. Search radar mounted in the back of the tower, if necessary, could be folded. The target tracking radar is located in front of the tower.

The “Cheetah” artillery unit consists of two Oerlikon KDA 35-mm guns and a dual-feed power mechanism that allows you to fire various types of projectiles. The guns are mounted in a circular rotation bachet and can be induced vertically in the sector from -5 ° to + 85 °. The drive of the guns is completely electric, but in case of failure, there are also mechanical pickup drives. The overall rate of fire of the installation is 1100 rounds per minute (550 per barrel).

Each gun has a special sensor that measures the initial velocity of the projectile, then transmitting this data to the onboard MSA. The ammunition installation consists of 680 shots, of which 40 are armor-piercing. In order to change the type of ammunition, the gunner needs only a few seconds. Cartridges when firing are removed automatically. The gunner can independently set the required shooting modes and fire single shots, either in bursts of 5 or 15 shots, or in a continuous queue. When firing at air targets, the firing range does not exceed 4 km. Additionally, ZSU "Cheetah" is equipped with two blocks of smoke grenades (4 grenade launcher in each), which are mounted on the sides of the tower.
ZSU T-55 "Shooter"

The Cheetah is equipped with two radar stations — the MPDR-12 target detection station and the Albis target tracking radar. The range of their action is 15 km. In the second half of the 70-s of the last century, a new version of the MPDR-18S radar targeting radar was also developed in Germany, which has a detection range in 18 km. Both radars operate independently of each other, which allows independent tracking of the target selected for the shelling and the search for new air objects. For firing in conditions of strong electronic suppression, the commander and gunner of the vehicle have optical sights with 1,5 and 6 multiple magnification.

After the target appears on the screen, it is identified. In the event that it is a plane, then a radar tracking targets, located on the tower. If necessary, this radar can be deployed on 180 °, thus covering it from the impact of fragments. Targeting guns at the target occurs automatically, at the moment when the target enters the affected area, the ZSU crew receives the appropriate signal and opens fire, this mode allows you to save ammunition. It takes 20 to 30 minutes to fully reload the gun shops.
ZSU "Cheetah" is equipped with navigation equipment, communications, means of anti-chemical and anti-nuclear protection, as well as a mechanism to automatically bring the car from the marching to the combat position. Some of the ball machines are equipped with laser range finders from Siemens.

ZSU T-55 "Shooter" (Finland)

ZSU T-55 "Strelok" was born as a result of close cooperation of several well-known European companies. This system was fully developed by the Italian company Marconi, which in particular supplied its own radar for this ZSU. As the main armament were used Swiss 35-mm automatic guns Oerlikon, the same installed on the German "Cheetah". The base for the ZSU was the Polish-made T-55AM tank. In the Finnish army, this ZSU received the ItPsv 90 index, where 90 is the year when the ZSU was put into service. The machine is considered to be quite effective, the percentage of the destruction of its targets is estimated at 52,44%, which is a very high rate for such machines.

The concept of the combat module used on the ZSU was developed in the UK in the 90 of the last century. This module could be installed on the chassis of the Chieftain, but the British Army did not need such a ZSU. At the same time, the created module could be installed on a vast number of different tank chassis: the new Challenger, the export Vickers Mk3, the old Centurion, the American M48, the German Leopard 1, the Soviet T-55, the Chinese Type 59 and even the South African G6. But only the version with the installation on the chassis of the Polish modification Т55 - Т55АМ turned out to be in demand. Finland has ordered 7 machines for its army.
ZSU T-55 "Shooter"

The main purpose of the ZSU T-55 "Shooter" is to fight low-flying aircraft, helicopters and UAVs of the enemy. The effective firing range is 4 km. At the same time, Marconi's radar is able to detect targets at a distance of 12 km, track them from a distance of 10 km, and from km 8. Include a laser range finder. The rate of firing of guns is 18 shots per second (9 shots per barrel). In addition to the main armament, each ZSU is equipped with 8 smoke grenade launchers.

In addition to the fight against air targets, the installation is able to hit and lightly armored ground targets, for this purpose in its ammunition there are 40 armor-piercing shells. The total ammunition ZSU T-55 "Shooter" consists of 500 shells. The created machine turned out quite difficult. It significantly surpassed its donor - the medium tank T-55. Unlike the T-55AM, which weighs 36 tons, the ZSU – 55 “Strelok” has a mass of 41 tons. The increase in the mass of the machine forced the developers to force the engine to 620 HP. (The rated power of the T-55AM is 581 hp).
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Vadivak
    Vadivak 10 November 2011 11: 34
    +4


    The shooter was not impressed, heavy, tall, what kind of lightly armored targets? Yes, and a combined hodgepodge, cannons from "cheetahs", Soviet chassis, radar italy (although I may be mistaken, and they have branches in England and America, it is expensive to service. We would have bought shells and not suffered.
    1. PSih2097
      PSih2097 10 November 2011 16: 03
      -1
      KV-2 concept in action ...
      1. mox
        mox 11 November 2011 01: 17
        +2
        So you think that our "Tunguska" is less in height?
        Tunguska - 3356 in marching, 4021 in battle.
        ZSU has other goals.
    2. stalker
      stalker 10 November 2011 20: 43
      +2
      Marconi is a British firm.
    3. mox
      mox 11 November 2011 01: 14
      +1
      What do you mean not impressed?
      When this car was created, "Pantsir" was not yet in the project.
      The history of this machine began in the 84th, when the Marksman anti-aircraft system (Marksman) was tested at Vickers.

      The Marksman turret can be adapted to a variety of tank chassis to create self-propelled anti-aircraft mounts. The Finnish army became the sole owner of the system, which in 1990 ordered 7 units. In Finland, the system was called ItPsv 90 (Ilmatorjuntapanssarivaunu 90 - 90 anti-aircraft tank).

      Finnish ItPsv 90 is designed to provide low-altitude air defense tank battalions. First of all, to combat helicopters, low-flying aircraft and unmanned aerial vehicles. In addition, shooting at ground lightly armored targets is possible.

      The ItPsv 90 chassis is a Polish tank T-55AM (T-55AM weighs 36 tons, ItPsv 90 - 41 tons, engine power 620 hp). Crew - 3 people: commander, gunner and driver.

      The fire control system includes a Marconi Series 400 radar with a range of 12 km in search mode and 10 km in tracking mode and a laser rangefinder with a range of up to 8 km. Marksman is considered a very accurate anti-aircraft artillery system with a 52,44% hit rate.

      The armament consists of two 35 mm Swiss Oerlikon anti-aircraft guns. The rate of guns is 18 rounds per second. The velocity of the fragmentation projectile is 1175 m / s. Effective firing range up to 4000 meters. The machine is also equipped with eight 76-mm Wegmann smoke grenades and a flare gun. The guns have a horizontal focus of 360 degrees and a vertical from -10 to +85 degrees. Ammunition consists of 460 fragmentation and 40 armor-piercing shells.

      Marksman is considered a very accurate anti-aircraft artillery system with a 52,44% hit rate.
      Shilka's figure is 33%
      So it’s quite a decent device.
  2. datur
    datur 10 November 2011 12: 45
    -4
    Yes, this whole zoo against -TUNGUS shell and an old shilka-- complete bullshit !! wink
    1. mox
      mox 11 November 2011 01: 24
      +4
      Only a complete amateur and layman can declare this.
      Carapace -
      Designed for close cover of civilian and military installations (including long-range air defense systems) from all modern and promising air attack weapons.
      No longer comparable. Finnish ItPsv 90 and German "Cheetah" are designed to provide low-altitude air defense of tank battalions
      Shilka was created 20 years earlier and loses both on trunks (23mm) and on the PKK which is implemented on lamps. Remember crap like a pentode?
      Here Tunguska wins due to missile weapons, although the missile guidance system in the first machines was very criticized.

      And the 35 mm Swiss Oerlikon anti-aircraft guns are some of the best in the world. Google to help you.
    2. Alexnov2001
      Alexnov2001 13 November 2011 10: 03
      0
      Unfortunately, mox is right - all ZSUs were created to directly cover troops in battle. Our Shilka and Tunguska are already outdated, and there is nothing new to replace them.
  3. Setevik
    Setevik 10 November 2011 12: 58
    -1
    Why NATO - ZSU?
    They only attack territories with "clear skies" ... and this crap is for defense against low-flying targets, i.e. for guard.
    So it just looks like an experiment, to be in line with ....
    1. Civil
      Civil 10 November 2011 13: 55
      0
      Well, you never know, and nobody canceled the cut.
    2. mox
      mox 11 November 2011 01: 26
      +1
      NATO is afraid of our attack aircraft Su-25, Mi-24 and other fire support helicopters.
  4. nikolai.mar
    nikolai.mar 11 November 2011 20: 20
    +1
    And I really like by the way, it looks good

ЗСУ на базе танков

Идея установки зенитных орудий на самоходное шасси довольно стара. Первые зенитные орудия на самоходной платформе появились еще в годы Первой мировой войны, а уже в годы Второй мировой войны они получили широкое распространение. Особых успехов в создании ЗСУ добились немцы, создавшие множество различных зениток на подвижной платформе. Они же начали использовать шасси массового серийного танка Pz4 для установки на него различных вариантов башен с зенитными орудиями. Так в конце войны мелкими сериями на фронт попали ЗСУ«Wirbelwind» (4х20-мм орудия) и «Ostwind» (1х37-мм орудие). После войны идея установки зенитных орудий на шасси танков получила дальнейшее развитие. Далее в статье мы рассмотрим три ЗСУ, созданных на базе основных боевых танков: советскую ЗСУ-57-2, немецкую ЗСУ «Гепард» и в некотором роде экзотичную финскую ЗСУ Т-55 «Стрелок».

ЗСУ-57-2 (СССР)

В 1947 году в СССР под руководством конструктора В. Г. Грабина приступили к разработке спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68, разрабатываемой на базе С-60 и предназначенной для установки на колесное или гусеничное шасси. При этом от колесного варианта установки отказались, оставив лишь гусеничный. В качестве базы был взят средний танк Т-54, машина получила название изделие 500, а в армейской классификации ЗСУ-57-2.


ЗСУ-57-2 представляла из себя легкобронированную гусеничную машину, имеющую вращающуюся башню, которая позволяла вести круговой зенитный огонь из автоматических пушек. Броневой корпус был разделен на 3 отделения: управления, боевое и силовое. Отделение управления размещалось слева в носовой части корпуса. В нем было расположено место механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части корпуса и в башне, силовое отделение располагалось в корме и отделялось от боевого специальной бронеперегородкой. Корпус сваривался из легких броневых листов толщиной в 8-13 мм. Экипаж состоял из 6 человек: механика-водителя, командира, наводчика, наводчика-установщика прицела, двух заряжающих для каждого из орудий, все они кроме водителя размещались в башне.
ЗСУ на базе танков
Немецкая ЗСУ «Wirbelwind» времен Второй мировой войны

Открытая сверху башня была сварной и размещалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки орудий в передней части корпуса были 2 амбразуры. Задняя стенка башни имела окно для выброса гильз и была выполнена съемной, что облегчало монтаж орудий. В походном положении сверху башня закрывалась складным брезентовым тентом, в котором были смонтированы 13 смотровых плексигласовых окон.

Автоматическая спаренная пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, обладающих одинаковым устройством. При этом детали правого автомата были зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики заключался в использовании энергии отдачи при коротком откате ствола орудия. Практическая их скорострельность составляла 100-120 выстрелов на ствол. Однако на практике продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40-50 выстрелов, после чего орудия необходимо было охладить.

Спаренное орудие оснащалось автоматическим, зенитным прицелом построительного типа. Данный прицел был предназначен для решения задачи по определению места встречи цели со снарядом при ведении огня. Для этого предварительно необходимо было определить и внести в прицел следующие данные: скорость цели (определялась по типу самолета), курсовой угол (определялся по видимому направлению движения цели) и наклонная дальность (определялась на глаз или при помощи дальномера).

Боекомплект зенитной установки состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, которые были размещены в специальных боеукладках в корпусе и башне. Большая часть боекомплекта (248 выстрелов) перед погрузкой в ЗСУ снаряжалась в обоймы и укладывалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Оставшиеся 52 выстрела в обоймы не снаряжались и складировались в специальном отсеке, расположенном под вращающимся полом башни. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами укладывались в корме башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм к орудиям осуществлялась заряжающими в ручном режиме.
ЗСУ на базе танков
ЗСУ-57-2

ЗСУ-57-2 оснащалась 12 цилиндровым, V-образным, четырехтактным, дизельным двигателем жидкостного охлаждения. Дизель развивал мощность в 520 л.с. и разгонял установку по шоссе до 50 км/ч. Двигатель устанавливался перпендикулярно продольной оси ЗСУ на специальном постаменте, который был приварен к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя равнялся 38,88 литрам, а его масса составляла 895 кг.

Машина оснащалась 3 топливными баками общей емкостью в 640 литров, баки были расположены внутри корпуса. Дополнительные наружные баки емкостью по 95 литров устанавливались справа по ходу ЗСУ на надгусеничной полке, запас хода составлял 400-420 км. по шоссе. Механическая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел находилась в корме корпуса. Она включала в себя пятискоростную коробку передач, главный фрикцион сухого трения, два планетарных механизма поворота, две бортовых передачи, приводы компрессора и вентилятора.

Внешняя связь ЗСУ-57-2 осуществлялась при помощи радиостанции 10РТ-26Э, а внутренняя при помощи танкового переговорного устройства ТПУ-47. Установленная на самоходке радиостанция обеспечивала надежную связь при движении на дистанции в 7-15 км., а в режиме остановки на дистанции в 9-20 км.

ЗСУ «Гепард» (ФРГ)

В начале 60-х годов прошлого века бундесвер заинтересовался возможностью создания новой ЗСУ, которая бы была в состоянии бороться с авиацией противника в любое время суток. В ходе разработки конструкторы и военные остановили свой выбор на модифицированном шасси основного боевого танка Леопард-1 и спаренной 35-мм орудийной установке. Созданная боевая машины 5PZF-B, приглянулась также армиям Бельгии и Нидерландов. В итоге бундесвер заказал 420 ЗСУ 5PZF-B «Гепард», Нидерланды 100 5PZF-C, оборудованных собственными РЛС, а Бельгия 55 машин.
ЗСУ на базе танков
ЗСУ «Гепард»

ЗСУ «Гепард», имеющая на вооружении спаренную 35-мм зенитную установку, предназначалась для борьбы с низколетящими воздушными целями на наклонных дистанциях от 100 до 4 000 м. и на высотах до 3 000 м., которые летят со скоростями до 350-400 м/с. Также установка может использоваться для борьбы с наземными целями на удалении в 4 500 м. ЗСУ предназначается для прикрытия механизированных частей бундесвера на марше на открытой местности со сложным рельефом. Выполнению данной задачи как нельзя лучше способствовало шасси танка «Леопард», которое было положено в основу «Гепарда». ЗСУ была принята на вооружение в 1973 году.

Корпус ЗСУ «Гепард» имел сходство с корпусом основного боевого танка «Леопард 1», но обладал облегченным бронированием. Основное различие заключалось в установке дополнительного двигателя мощностью в 71 кВт, который использовался для обеспечения энергией электрооборудования установки. Место механика-водителя располагалось впереди справа, слева от него находилась вспомогательная силовая установка, башня располагалась в центре корпуса, а МТО в корме. Машина имела подвеску торсионного типа, состоящую из 7 сдвоенных опорных катков и 2 поддерживающих, направляющие и ведущие колеса заднего расположения. Поисковый радар, смонтированный в задней части башни, в случае необходимости можно было сложить. Радар сопровождения целей расположен в передней части башни.

Артиллерийская часть «Гепарда» состоит из двух 35-мм орудий Oerlikon KDA и механизма двойного ленточного питания, который позволяет вести огонь снарядами различных типов. Пушки смонтированы в баше кругового вращения и могут наводиться в вертикальной плоскости в секторе от -5° до +85°. Привод орудий полностью электрический, но на случай выхода из строя имеются и приводы механической наводки. Общий темп стрельбы установки составляет 1100 выстрелов в минуту (по 550 на ствол).

Каждая пушка имеет специальный датчик, которые измеряет начальную скорость полета снаряда, передавая затем эти данные бортовой СУО. Боекомплект установки состоит из 680 выстрелов, из которых 40 являются бронебойными. Для того чтобы сменить тип боеприпасов, наводчику необходимо лишь несколько секунд. Стреляные гильзы в ходе стрельбы удаляются автоматически. Наводчик может самостоятельно устанавливать требуемые режимы стрельбы и вести огонь одиночными выстрелами, либо очередями по 5 или 15 выстрелов, либо непрерывной очередью. При стрельбе по воздушным целям дальность стрельбы не превышает 4 км. Дополнительно ЗСУ «Гепард» оснащается двумя блоками дымовых гранат (по 4 гранатомета в каждом), которые крепятся на бортах башни.
ЗСУ на базе танков
ЗСУ Т-55 «Стрелок»

«Гепард» оснащается двумя РЛС – станцией обнаружения целей MPDR-12 и РЛС сопровождения целей «Альбис». Дальность их действия составляет 15 км. Во второй половине 70-х годов прошлого века в Германии также была разработана новая версия РЛС целеуказания MPDR-18S, обладающая дальностью обнаружения в 18 км. Обе РЛС работают независимо друг от друга, что позволяет независимо осуществлять сопровождение выбранной для обстрела цели и поиск новых воздушных объектов. Для ведения огня в условиях сильного радиоэлектронного подавления у командира и наводчика машины имеются оптические прицелы с 1,5 и 6 кратным увеличением.

После того как цель появилась на экране, происходит ее идентификация. В том случае, если это самолет, то следить за ним начинает РЛС сопровождения целей, расположенная на башне. При необходимости данную РЛС можно развернуть на 180°, укрыв ее, таким образом, от воздействия осколков. Наведение орудий на цель происходит автоматически, в тот момент, когда цель входит в зону поражения, экипаж ЗСУ получает соответствующий сигнал и открывает огонь, такой режим позволяет экономить боеприпасы. На полную перезарядку магазинов орудий требуется о 20 до 30 минут.
ЗСУ «Гепард» оснащается навигационным оборудованием, средствами связи, средствами противохимической и противоатомной защиты, а также механизмом автоматического приведения машины из походного в боевое положение. Часть машин бала оснащена лазерными дальномерами компании Siemens.

ЗСУ Т-55 «Стрелок» (Финляндия)

ЗСУ Т-55 «Стрелок» появилась на свет в результате тесной кооперации нескольких известных европейских компаний. Данная система была полностью разработана итальянской компанией «Маркони», которая в частности поставила собственный радар для данной ЗСУ. В качестве основного вооружения были использованы швейцарские 35-мм автоматические пушки Эрликон, такие же установлены на немецком «Гепарде». Базой для ЗСУ стал танк Т-55АМ польского производства. В финской армии данная ЗСУ получила индекс ItPsv 90, где 90 это год принятия ЗСУ на вооружение. Машина считается достаточно эффективной, процент поражения ей целей оценивается в 52,44%, что является очень высоким показателям для такого рода машин.

Сама концепция боевого модуля, используемого на ЗСУ, была разработана в Великобритании в 90-х годах пошлого века. Данный модуль мог устанавливаться на шасси танка Chieftain, однако британской армии такая ЗСУ оказалась не нужна. При этом созданный модуль мог устанавливаться на обширное количество шасси различных танков: новый Challenger, экспортный Vickers Mk3, старый Centurion, американский M48, немецкий Leopard 1, советский Т-55, китайский Тип 59 и даже южноафриканский G6. Но востребованным оказался лишь вариант с установкой на шасси польской модификации Т55 – Т55АМ. Финляндия заказала для своей армии 7 таких машин.
ЗСУ на базе танков
ЗСУ Т-55 «Стрелок»

Основное предназначение ЗСУ Т-55 «Стрелок» - это борьба с низколетящими самолетами, вертолетами и БПЛА противника. Эффективная дальность стрельбы составляет 4 км. При этом РЛС компании Маркони в состоянии засекать цели на расстоянии до 12 км, осуществлять слежение за ними с дистанции в 10 км, а с 8 км. включать лазерный дальномер. Темп стрельбы орудий составляет 18 выстрелов в секунду (по 9 выстрелов на ствол). Помимо основного вооружения каждая ЗСУ оснащается 8 дымовыми гранатометами.

Помимо борьбы с воздушными целями, установка в состоянии поражать и легкобронированные наземные цели, для этого в ее боезапасе имеется 40 бронебойных снарядов. Общий боезапас ЗСУ Т-55 «Стрелок» состоит из 500 снарядов. Созданная машина получалась совсем нелегкой. Она существенно превзошла своего донора – средний танк Т-55. В отличие от Т-55АМ, который весит 36 тонн, ЗСУ –55 «Стрелок» обладает массой в 41 тонну. Увеличение массы машины заставило разработчиков форсировать двигатель до 620 л.с. (номинальная мощность двигателя Т-55АМ составляет 581 л.с.).
Автор: Сергей Юферев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Vadivak 10 ноября 2011 11:34


    Стрелок не впечатлил, тяжелый, высокий, какие ему легкобронированные цели? Да и сборная солянка, пушки от" гепардов", шасси советское, рлс италия (хотя может и ошибаюсь и у них отделения и в англии и в америке, обслуживать дороговато. Купили бы панцири и не мучились.
    1. PSih2097 10 ноября 2011 16:03
      Концепция КВ-2 в действии...
      1. mox 11 ноября 2011 01:17
        То есть вы считаете, что наша "Тунгуска" по высоте меньше?
        Тунгуска - 3356 в походном, 4021 в боевом.
        У ЗСУ цели другие.
        mox
    2. stalker 10 ноября 2011 20:43
      Маркони-это британская фирма.
      stalker
    3. mox 11 ноября 2011 01:14
      Что значит не впечатлил?
      Когда создавалась эта машина "Панциря" ещё в проекте не было.
      История этой машины началась в 84-м, когда на фирме Vickers проходила испытания зенитная система Marksman (Меткий стрелок).

      Башня Marksman может быть адаптированы к различным танковым шасси для создания самоходных зенитных установок. Единственным владельцем системы стала финская армия, которая в 1990 году заказала 7 единиц. В Финляндии система получила название ItPsv 90 (Ilmatorjuntapanssarivaunu 90 – зенитный танк 90).

      Финский ItPsv 90 предназначен для обеспечения маловысотной ПВО танковых батальонов. В первую очередь для борьбы с вертолетами, низко летящими самолетами и беспилотными летательными аппаратами. Кроме того, возможна стрельба по наземным легкобронированным целям.

      Шасси ItPsv 90 является польский танк T-55AM (T-55AM весит 36 тонн, ItPsv 90 – 41 тонну, мощность двигателя 620 л.с.). Экипаж – 3 человека: командир, наводчик и водитель.

      Система управления огнем включает РЛС Marconi Series 400 с дальностью 12 км в режиме поиска и 10 км в режиме слежения и лазерный дальномер дальностью до 8 км. Marksman считается очень точной зенитной артиллерийской системой с долей попаданий 52,44%.

      Вооружение состоит из двух 35-мм швейцарских зенитных орудий Oerlikon. Скорострельность пушек – 18 выстрелов в секунду. Скорость осколочного снаряда 1175 м/с. Эффективная дальность стрельбы до 4000 метров. Машина также оснащена восемью 76-мм дымовыми гранатами Wegmann и осветительной установкой (flare gun). Орудия имеют горизонтальную наводку 360 градусов и вертикальную от -10 до +85 градусов. Боекомплект состоит из 460 осколочных и 40 бронебойных снарядов.

      Marksman считается очень точной зенитной артиллерийской системой с долей попаданий 52,44%.
      У Шилки этот показатель 33%
      Так что вполне достойный аппарат.
      mox
  2. datur 10 ноября 2011 12:45
    да весь это зоопарк против -ТУНГУСКИ панциря да и старенькой шилки-- полное фуфло!! wink
    1. mox 11 ноября 2011 01:24
      Такое может заявить только полный дилетант и профан.
      Панцирь -
      Предназначен для ближнего прикрытия гражданских и военных объектов (в том числе комплексов ПВО большой дальности) от всех современных и перспективных средств воздушного нападения.
      Уже не сравнимо. Финский ItPsv 90 и немецкий "Гепард" предназначен для обеспечения маловысотной ПВО танковых батальонов
      Шилка создавалась на 20 лет раньше и проигрывает и по стволам (23мм) и по РПК который реализован на лампах. Такую хрень как пентод помните?
      Вот Тунгуска выигрывает за счет ракетного вооружения, хотя система наведения ракет в первых машинах вызывала сильное нарекание.

      А 35-мм швейцарские зенитные орудия Oerlikon одни из лучших в мире. Гугл вам в помощь.
      mox
    2. Alexnov2001 13 ноября 2011 10:03
      К сожалению, mox прав - все ЗСУ создавались для непосредственного прикрытия войск в бою. Наши Шилки и Тунгуски уже устарели, а на смену им ничего нового нет.
      Alexnov2001
  3. Setevik 10 ноября 2011 12:58
    Зачем НАТО - ЗСУ?
    Они только нападают на територии с "чистым небом"...а эта хрень для обороны от низколетящих целей, т.е. для защиты.
    Так что это смахивает просто на эксперимент, чтоб быть в русле....
    Setevik
    1. Гражданский 10 ноября 2011 13:55
      ну мало ли, да и распил никто не отменял.
    2. mox 11 ноября 2011 01:26
      НАТО боится наших штурмовиков Су-25, Ми-24 и остальных вертолетов огневой поддержки.
      mox
  4. nikolai.mar 11 ноября 2011 20:20
    А мне очень нравится между прочим , выглядит неплохо
    nikolai.mar

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня