Новости проекта А-60 / «Сокол-Эшелон»

Осенью 2013 года в отечественных средствах массовой информации появились сообщения о возобновлении работ по созданию авиационных лазерных комплексов. По данным прессы, в скором будущем отечественная оборонная промышленность должна была возобновить проект летающей лаборатории с лазерной аппаратурой А-60. Реализацией проекта должны были заниматься концерн ПВО «Алмаз-Антей», ТАНТК им Бериева и КБ химавтоматики. Оценивались различные особенности и перспективы проекта, однако до определенного времени официальные сведения о проекте отсутствовали.

Весной 2014 года в газете «Стрела», издаваемой ГСКБ «Алмаз-Антей», появились первые официальные сведения о новом проекте. Сообщалось о завершении некоторых предварительных работ по новому проекту. В частности, к моменту появления публикации была выполнена часть наземных стендовых испытаний новой аппаратуры. В дальнейшем предполагалось установить необходимое оборудование на летающей лаборатории и приступить к испытаниям комплекса в воздухе.


С тех пор новые сведения о перспективном проекте не появлялись. Тем не менее, несколько дней назад появились некоторые данные, прямо или косвенно рассказывающие о текущем ходе проекта лазерного комплекса воздушного базирования. На некоторых открытых ресурсах были опубликованы данные о текущих планах и работах оборонной промышленности.

Новости проекта А-60 / «Сокол-Эшелон»


Блог Alexeyvvo.livejournal.com сообщает, что имеющиеся сведения о производстве перспективных военно-транспортных самолетов позволяют строить некоторые предположения о ряде новых проектов, в том числе о разработке лазерного комплекса. Так, имеющийся парк самолетов типа Ил-76МД дает возможность не отправлять новые Ил-76МД-90А в войска, но использовать их в качестве основы для специальной техники. В частности, первый серийный Ил-76МД-90А с номером 01-03 был передан ТАНТК им. Г.М. Бериева, где его должны сделать первым образцом самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер».

Ранее на некоторых интернет-ресурсах публиковались слухи о возможной дальнейшей судьбе второго серийного Ил-76МД-90А с номером 01-04. Сообщалось, что эта машина могла быть передана не военному ведомству, а таганрогскому предприятию для использования в проекте лазерного комплекса. В середине сентября появились новые данные, в определенной мере подтверждающие эти слухи.

14 сентября ТАНТК им. Бериева опубликовал на сайте госзакупок информацию по своему новому заказу. Закупка получила наименование «Выполнение этапа составной части опытно-конструкторской работы по теме «Эргономическое обеспечение разработки самолета А-60СЭ на этапе ЭТП» и подразумевает заключение контракта с заранее определенным поставщиком.

Само название новой закупки явно указывает на проект, в целях реализации которого ТАНТК им. Бериева разместил заказ. Индекс А-60 применялся для обозначения летающей лаборатории с лазерным оборудованием, а литеры «СЭ», вероятнее всего, расшифровываются как «Сокол-Эшелон». Именно такое название носит проект перспективного лазерного комплекса воздушного базирования.

Имеющиеся данные прямо говорят о намерении промышленности построить еще одну летающую лабораторию со специальным оборудованием. Именно она, вероятно, будет использоваться в будущих испытаниях и прочих работах. Привлечение к испытаниям существующего образца маловероятно. Эта машина, получившая обозначение 1А2, насколько известно, еще несколько лет назад лишилась части специального оборудования. Кроме того, в последние годы ходят слухи о грядущем списании этого самолета ввиду израсходования ресурса.

Таким образом, общее количество самолетов-прототипов, в разное время участвовавших в проекте А-60, увеличится до трех, хотя в испытаниях сможет принять участие только один. Напомним, первый прототип под обозначением 1А1 был построен в 1981 году и прошел часть испытаний. В 1989 году он был утрачен вследствие пожара. Второй самолет 1А2 впервые поднялся в воздух и в дальнейшем активно выполнял поставленные задачи. В обозримом будущем должен появиться и третий опытный самолет со специальным оборудованием нового типа.

По отрывочным данным, не имеющим официального подтверждения, последние полеты самолета 1А2 выполнялись с целью испытаний нового оборудования, созданного в рамках проекта «Сокол-Эшелон». Следующий прототип, по-видимому, получит новое лазерное оборудование. Эта аппаратура ранее упоминалась в некоторых источниках под названием 1ЛК222. Именно эта система фигурировала в сообщениях осени 2013 года. Тогда утверждалось, что часть работ по этому проекту уже завершена и в ближайшее время должны начаться испытания новых систем.

Таким образом, сведения о проекте перспективного лазерного комплекса воздушного базирования выглядят следующим образом. Подтверждено завершение некоторых этапов разработки комплекса. Также достоверно известно о скором появлении совершенно новой или модернизированной летающей лаборатории. Сведения о конкретном составе оборудования этого самолета пока отсутствуют. На данный момент известно только обозначение комплекса – 1ЛК222.

Пока не получила официального подтверждения информация о связи самолета Ил-76МД-90А №01-04 и проекта А-60. Эту машину могут использовать при строительстве нового опытного самолета, однако нельзя исключать и иной вариант развития событий. При этом слухи о скором списании летающей лаборатории 1А2 могут в определенной мере подтверждать предположение о дальнейшей судьбе второго серийного Ил-76МД-90А.

Ввиду общей секретности сведения о перспективном проекте «Сокол-Эшелон» и самолетах А-60 носят отрывочный характер и нередко не имеют официального подтверждения или построены на слухах и предположениях. Тем не менее, даже такие неподтвержденные данные позволяют отслеживать ход работ и делать некоторые выводы. Продолжим следить за перспективным отечественным проектом и ждать, когда оборонная промышленность сможет огласить его подробности, представляющие большой интерес для специалистов и общественности.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://svpressa.ru/
http://alexeyvvo.livejournal.com/
http://zakupki.gov.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-680.html
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Ivan Savickii / Russianplanes.net
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти