Military Review

Underwater special forces

9
Special Forces against the submarine sabotage forces and means of the Black Sea fleet (BPDSS) - a unit demanded at all times. The heroism and professionalism of his soldiers was recalled during the celebration of the 47th anniversary of the formation of the detachment. Fighting swimmers, underwater saboteurs ... We know more about them from movies than from real life. But few people suspect that they really exist.


In far away Africa


This happened on the night of 5 on 6 June 1986 of the year in the port of Namibe in Angola. The fact that the Cuban ship “Havana” and two Soviet ships, “Captain Chirkov” and “Captain Vislobokov”, will go there, was known to Cuban leader Fidel Castro and USSR President Mikhail Gorbachev. When ships loaded weapons and ammunition, entered the port, three small groups of saboteurs were assigned the task of scuttling ships and decommissioning the port. They had to blow up the fuel storage, the bridge (thereby interrupting the port’s communication with the country) and the high-voltage power line. Almost all of the saboteurs conceived fulfilled, having blown up three ships. .Havana. overturned, and the Soviet ships were only sunk, blocking the approach to the port pier. From grenade launchers saboteurs shot the fuel tanks and de-energized the port, having blown up four pylons of the power line. The only thing they did not do, for fear of protection, was not to blow up the bridge.

35 day port did not function. This is what the three groups of six trained saboteurs were able to do each. So there are underwater terrorists not only in the movies.

Mine Clearance Volunteers


Local authorities undertook to restore the fuel storage and power line. But the most difficult thing was to demine the ships that were prudently flooded at the pier with weapons and ammunition. As it turned out, the mines were with the most perfect mechanism of non-removability. Attempting to remove them from the hull of the vessel at any time threatened an explosion, the consequences of which were terrible to think about. Work such a mine, and two Soviet ships, carrying a total of 22 thousands of tons of ammunition, would have blown up and destroyed not only the port, but also the city.

It was then that the specialists of the Black Sea Underwater Detachment of Combating Submarine Saboteurs, forces and means (PDSS), as it was then called, were called to help. They were the most experienced and combat-ready among similar structures of other fleets. The group was headed by squad commander Captain 1 rank Yuri Plyachenko.

“It was on Saturday,” recalls Yuri Ivanovich. - Called the chief of staff of the Black Sea Fleet. After 15 minutes I had to give information about the composition of the group commanded to Africa. Only volunteers could be sent there. Those were all fighters. I have selected recently returned from military service in Ethiopia. These are people who had experience in a hot climate, tropical waters teeming with sharks, who were able to fight these predators. In addition, they did not need to undergo acclimatization.

Not even all members of the military council of the fleet knew about finding such small groups (one midshipman and three sailors of military service) far beyond the borders of their homeland (they were in the crater of an extinct volcano on one of the Red Sea islands).

The detachment was served by people with excellent health, an appropriate form of tolerance of secrecy, three times checked by the competent authorities, morally stable, well prepared both physically and professionally. They solved the tasks of counter-sabotage provision of our forces and equipment located in different parts of the World Ocean.

On alarm


After a thorough inspection of the mines, Yuri Plyachenko concluded that it was possible to work on mined ships. It was necessary to first fill the holes, pump out the water, unload the ammunition, and after that deminate the ships. Giving such recommendations and certain guarantees of success, Plyachenko assumed a great responsibility. It is hard to imagine what awaited him in case of failure.

Plan Plyachenko was adopted. The rescue operation began. The calculation of the detachment commander was correct. Mines did not work. But the time has come to neutralize them.

“They were made of titanium alloy,” Plyachenko recalls, “this is a very high-tech production. All recommendations for the disposal of mines were taken into account by their creators, and at first it seemed to take. mines impossible. I had to look for non-standard ways.

We got in touch with Moscow, they definitely recommended there: you know better where you are. Mina with. Vislobokova. Torn off by a counter-explosion. And neutralize mine with. Chirkov. helped ... the shell which grew up during this time. She blocked a very important pin that activates the explosive mechanism ...

This is just one история from the life of the former commander of the detachment, who was awarded three orders, including two Red Star, but she vividly shows the scale and complexity of the tasks that the division was solving at that time. Had to work in Nicaragua, Angola, the Persian Gulf ...

Well, what about today, you ask?


Today the detachment is in demand and strengthened more than ever. This is understandable: the main base of the Black Sea Fleet is deployed on the originally Russian land, in the hero-city of Sevastopol, and now it is not necessary to coordinate with Ukraine the transfer of necessary forces. In addition to special operations and exercises, special forces detachments are constantly on board the Black Sea Fleet ships, departing both for combat services and for friendly visits. Their main task is to ensure the safety of Russian ships while they are parked in foreign ports.

Help "RG"


The progenitor of the current special purpose unit is the 102 th PDSS squadron. He worked both in the USSR and beyond its borders, primarily guarding the bases of the Navy. In 1977, on the island of Nokra, in the Dohlak archipelago in the Red Sea (Ethiopian territory. - Ed.), Construction began on a Soviet naval base: combat swimmers were on duty throughout its existence. Another detachment guarded the Soviet ships located in the ports of Mozambique, Angola, Cuba and Nicaragua, cleared the bottom sections in the Red Sea and the Persian Gulf. All operations were strictly classified, information about most of them is not available to ordinary people to this day, although there are exceptions, such as, for example, Angolan.

By the way
For the first time in the Soviet Union, in the 102 squad, dolphins were used to search for saboteurs and alien objects, for which a dolphinarium was built in the Cossack Bay, in Sevastopol. Starting from 1975, the detachment of dolphins went on duty into the water area of ​​the bay together with each 102 detachment. On PDSS, torpedoes and shells were also searched after training shots with the help of mammals.

Underwater special forces

Task squad almost always classified. Photo: Vladimir Pasyakin / RG
Author:
Originator:
http://rg.ru/2015/09/17/reg-kfo/spetsnaz.html
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. fleet
    fleet 26 September 2015 07: 08 New
    +8
    Well done! HOMELAND is proud of you! Enemies are afraid!
  2. Volga Cossack
    Volga Cossack 26 September 2015 07: 13 New
    +5
    Elite for all time. Good service to you!
  3. 31rus
    31rus 26 September 2015 09: 07 New
    +7
    A relative served in the PDSS without D in the Pacific Fleet, didn’t tell much, the guys have serious training, it’s interesting that the Arctic, how to carry out the tasks there, the climate is harsh, the conditions are extreme, and the bases need to be protected. Good luck to you guys in yours is not easy service!
  4. Professor
    Professor 26 September 2015 13: 45 New
    0
    Today, the squad is in demand and strengthened as never before. It is understandable: the main base of the Black Sea Fleet is deployed on original Russian soil, in the hero-city of Sevastopol, and now there is no need to coordinate the transfer of necessary forces with Ukraine.

    Somehow, the “author” forgot that the “Underwater Special Forces” of the Black Sea Fleet was based on Maysky Island, which is now in Ukraine.
    1. lukke
      lukke 26 September 2015 14: 23 New
      +3
      In Ukraine, there was no Black Sea Fleet, they have a Navy). The Russian detachment (and it is precisely about him) was based in Kazukh, there is also a marine brigade. The only thing I would not call the progenitor of Detachment 102 — he almost swore allegiance to Ukraine and remained to continue serving on Fr. Maisky. Then the truth began to crumble and get dirty due to poor financing and lack of intelligible use
    2. litus
      litus 26 September 2015 22: 05 New
      0
      Quote: Professor
      Underwater Special Forces Black Sea Fleet based on Maysky Island

      Ochakov? 17th (ObrSpN GRU)? I knew the commander of this unit in the 80s :-) Fortunately, he didn’t pass part of the Khokhlov. Tendrovskaya, Kinburn Spit ... The bream there is incredible!
      though then I didn’t know what they were doing, my father later told me.
  5. Megatron
    Megatron 26 September 2015 18: 10 New
    -1
    And who mined our ships? Seals?
  6. sakmagon
    sakmagon 26 September 2015 19: 47 New
    0
    South African commandos, grenade launchers were on tripods, aimed at tanks in advance and worked automatically in time, in those days the Yuarovites were very strong, especially considering who opposed them, well apart from the Angolans themselves, of course
  7. VP1985
    VP1985 6 November 2015 14: 40 New
    0
    Calling the PDSS detachment underwater saboteurs, the author is mistaken exactly the opposite. With all due respect to PDSS, but underwater saboteurs and eternal opponents of PDSS divers at all kinds of exercises were fighters of the MCI (marine reconnaissance point). Precisely 6 MCI was based on Fr. Maisky (Black Sea Fleet) and was deployed in 17 OBrSpN, and then again collapsed in 1464 MRI SpN. Their tasks are sabotage, and PDSS is, if we do not forget the decoding of the abbreviation, anti-saboteurs.

Подводный спецназ

Отряд специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами Черноморского флота (БПДСС) - подразделение, востребованное во все времена. О героизме и профессионализме его воинов вспоминали во время празднования 47-й годовщины со дня образования отряда. Боевые пловцы, подводные диверсанты... О них мы знаем больше из кинофильмов, чем из реальной жизни. Но мало кто подозревает, что они существуют на самом деле.

В далекой Африке


Это случилось в ночь с 5 на 6 июня 1986 года в порту Намибе в Анголе. О том, что туда зайдут кубинское судно "Гавана" и два советских - "Капитан Чирков" и "Капитан Вислобоков", знали кубинский лидер Фидель Кастро и президент СССР Михаил Горбачев. Когда корабли, груженные оружием и боеприпасами, зашли в порт, три малочисленные группы диверсантов получили задание затопить суда и вывести порт из строя. Им предстояло взорвать хранилище топлива, мост (прервав тем самым сообщение порта со страной) и высоковольтную линию электропередачи. Почти все задуманное диверсанты выполнили, подорвав и три корабля. .Гавана. перевернулась, а советские суда были лишь притоплены, заблокировав подход к портовому причалу. Из гранатометов диверсанты расстреляли топливные цистерны и обесточили порт, взорвав четыре опоры линии электропередачи. Единственное, чего они не сделали, опасаясь охраны, - не взорвали мост.


35 суток порт не функционировал. Вот что смогли сделать три группы из шести подготовленных диверсантов каждая. Так что действуют подводные террористы не только в кино.

Добровольцы на разминирование


Местные власти взялись восстанавливать хранилище топлива и линию электропередачи. Но самое сложное состояло в том, чтобы разминировать расчетливо затопленные у причала корабли с оружием и боеприпасами. Как выяснилось позже, мины были с самым совершенным механизмом неизвлекаемости. Попытка снять их с корпуса судна в любой момент грозила взрывом, о последствиях которого страшно было подумать. Сработай такая мина, и два советских судна, на борту которых находилось в общей сложности 22 тысячи тонн боезапаса, взорвали и уничтожили бы не только порт, но и город.

Вот тогда и призвали на помощь специалистов Черноморского подводного отряда борьбы с подводными диверсантами, силами и средствами (ПДСС), как он тогда назывался. Они были самыми опытными и боеготовыми среди аналогичных структур других флотов. Группу возглавил командир отряда капитан 1-го ранга Юрий Пляченко.

- Это было в субботу, - вспоминает Юрий Иванович. - Позвонил начальник штаба ЧФ. Через 15 минут я должен был дать сведения о составе командируемой в Африку группы. Отправить туда можно было только добровольцев. Таковыми оказались все бойцы. Я отобрал недавно вернувшихся с боевой службы в Эфиопии. Это люди, имевшие опыт работы в жарком климате, тропических водах, кишащих акулами, умевшие бороться с этими хищниками. К тому же им не нужно было проходить акклиматизацию.

О нахождении таких маленьких групп (один мичман и три моряка срочной службы) далеко за пределами родины (они пребывали в кратере потухшего вулкана на одном из островов Красного моря) знали даже не все члены военного совета флота.

В отряде служили люди с отменным здоровьем, соответствующей формой допуска секретности, трижды проверенные компетентными органами, морально устойчивые, прекрасно подготовленные и физически, и профессионально. Они решали задачи противодиверсионного обеспечения наших сил и средств, находящихся в различных частях Мирового океана.

На сигнализации


После тщательного осмотра мин Юрий Пляченко пришел к выводу, что работать на заминированных кораблях можно. Нужно было вначале заделать пробоины, откачать воду, выгрузить боезапас и уже после этого разминировать суда. Давая такие рекомендации и определенные гарантии успеха, Пляченко брал на себя огромную ответственность. Трудно представить, что ждало его в случае неудачи.

План Пляченко был принят. Началась аварийно-спасательная операция. Расчет командира отряда оказался верным. Мины не сработали. Но пришло время их обезвредить.

- Они были сделаны из титанового сплава, - вспоминает Пляченко, - это очень высокотехнологичное производство. Все рекомендации об обезвреживании мин были учтены их создателями, и поначалу казалось, что .взять. мины невозможно. Пришлось искать нестандартные способы.

Связались с Москвой, там однозначно .порекомендовали.: вам на месте виднее. Мину с .Вислобокова. оторвали контрвзрывом. А обезвредить мину с .Чиркова. помогла... выросшая за это время ракушка. Она блокировала очень важный штырек, приводящий в действие взрывной механизм...

Это всего одна история из жизни бывшего командира отряда, награжденного тремя орденами, в том числе двумя Красной Звезды, но она наглядно показывает масштаб и сложность задач, которые решало в то время подразделение. Приходилось работать в Никарагуа, Анголе, Персидском заливе...

Ну а что же сегодня, спросите вы?


Сегодня отряд востребован и усилен как никогда. Оно и понятно: главная база Черноморского флота дислоцируется на исконно русской земле, в городе-герое Севастополе, и теперь не надо согласовывать с Украиной переброску необходимых сил. Кроме проведения спецопераций и учений, отряды особого назначения постоянно находятся на бортах кораблей Черноморского флота, отправляющихся как на боевые службы, так и с дружественными визитами. Их основная задача - обеспечение безопасности российских кораблей во время стоянки в иностранных портах.

Справка "РГ"


Прародитель нынешнего отряда особого назначения - 102-й отряд ПДСС. Он работал как в СССР, так и за его пределами, в первую очередь осуществлял охрану баз военно-морского флота. В 1977 году на острове Нокра, в архипелаге Дохлак в Красном море (территория Эфиопии. - Прим. ред.), началось строительство советской военно-морской базы: на всем протяжении ее существования дежурили там и боевые пловцы. Еще отряд охранял советские суда, находящиеся в портах Мозамбика, Анголы, Кубы и Никарагуа, разминировал участки дна в Красном море и Персидском заливе. Все операции были строго засекречены, информация о большинстве из них недоступна обычным людям по сей день, хотя есть исключения, как, например, ангольская.

Кстати
В 102-м отряде ПДСС впервые в Советском Союзе стали использовать дельфинов для поиска диверсантов и чужеродных объектов, для чего в бухте Казачьей, в Севастополе, был построен дельфинарий. Начиная с 1975 года вместе с каждым отрядом 102 ОБ ПДСС выходил на дежурство в акваторию бухты отряд дельфинов, также при помощи млекопитающих осуществлялся поиск торпед и снарядов после учебных стрельб.

Подводный спецназ

Задания отряда почти всегда засекречены. Фото: Владимир Пасякин/РГ
Автор: Владимир Пасякин
Первоисточник: http://rg.ru/2015/09/17/reg-kfo/spetsnaz.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. флот 26 сентября 2015 07:08
    Молодцы! РОДИНА гордится Вами!Враги боятся!
  2. казак волгский 26 сентября 2015 07:13
    Элита на все времена . Доброй службы Вам!
  3. 31rus 26 сентября 2015 09:07
    Родственник служил в ПДСС без Д на Тихо- окенаском флоте,не много рассказывал,подготовка у ребят серьезная,интересно,что с Арктикой,как там задачи выполнять ,климат суровый,условия экстримальные,а базы охранять надо.Удачи вам мужики в вашей не легкой службе!
  4. профессор 26 сентября 2015 13:45
    Сегодня отряд востребован и усилен как никогда. Оно и понятно: главная база Черноморского флота дислоцируется на исконно русской земле, в городе-герое Севастополе, и теперь не надо согласовывать с Украиной переброску необходимых сил.

    Как-то "автор" забыл, что "Подводный спецназ" ЧФ базировался на острове Майский что сейчас в Украине.
    1. lukke 26 сентября 2015 14:23
      На украине не было ЧФ, у них ВМС). Российский отряд (а речь именно о нем) базировался в Казухе, там же и бригада морской пехоты. Единственное, прародителем 102 отряд я бы не называл - он почти в полном составе присягнул Украине и остался продолжать службу на о. Майский.потом правда начал сыпаться и хереть из-за скудного финансирования и отсутствия вразумительного использования
    2. litus 26 сентября 2015 22:05
      Цитата: профессор
      Подводный спецназ" ЧФ базировался на острове Майский

      Очаков? 17-я (ОбрСпН ГРУ)? Я знал командира этой части в 80-ые :-) К счастью, хохлам часть не он сдал. Тендровская, Кинбурнская коса... Лещ там невероятный!
      правда тогда я не знал, чем они занимаются, отец потом рассказал.
  5. Megatron 26 сентября 2015 18:10
    А кто заминировал то наши корабли? Котики?
  6. sakmagon 26 сентября 2015 19:47
    ЮАРовские спецназовцы, гранатомёты были на треногах, нацелены на цистерны заранее и сработали по времени автоматически, в те времена юаровцы были очень сильны, особенно учитывая кто им противостоял, ну помимо самих ангольцев конечно
  7. ВП1985 6 ноября 2015 14:40
    Называя отряд ПДСС подводными диверсантами автор ошибается с точностью до наоборот. Со всем моим уважением к ПДСС, но подводными диверсантами и вечными противниками водолазов ПДСС на всяческих учениях являлись бойцы МРП (морской разведывательный пункт). Именно 6 МРП базировался на о. Майском (ЧФ) и был развернут в 17 ОБрСпН, а потом опять свернут в 1464 МРП СпН. Именно их задачи - диверсии, а ПДСС это если не забывать расшифровку аббревиатуры - противодиверсанты.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня