Проекты модернизации самолета Як-130: легкий штурмовик и беспилотник

Учебно-боевой самолет Як-130 в течение нескольких последних лет строится серийно и активно используется для обучения летного состава. Отмечается, что бортовое радиоэлектронное оборудование и системы управления этой машины позволяют имитировать «поведение» всех современных отечественных боевых самолетов: такая особенность самым активным образом применяется в процессе подготовки будущих летчиков. Кроме того, специалисты утверждают, что Як-130 имеет большой потенциал для модернизации и может выполнять широкий круг задач, не ограниченный только обучением пилотов.

Достаточно давно стало известно, что Як-130 будет способен выполнять некоторые боевые задачи. Проектом в его базовой конфигурации допускается перевозка ракетного и бомбового вооружения весом до 3 т. Для уничтожения воздушных целей этот самолет может использовать управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности Р-73, а для ударов по наземным целям предлагаются неуправляемые ракеты и бомбы различных типов калибром до 500 кг. Таким образом, при необходимости Як-130 может, с некоторыми ограничениями, применяться в качестве боевого самолета.


Не так давно представители российской оборонной промышленности затрагивали тему модернизации учебно-боевого Як-130 с «превращением» в полноценный легкий штурмовик. Утверждалось, что российские специалисты могут заняться таким проектом в случае появления спроса со стороны потенциальных зарубежных заказчиков. В дальнейшем, в подтверждение этих заявлений, был продемонстрирован модернизированный вариант самолета с расширенными возможностями по атаке наземных целей.


Як-130. Фото Uacrussia.ru


На недавнем аэрокосмическом салоне МАКС-2015 корпорация «Иркут», занимающаяся серийным строительством Як-130, продемонстрировала первый экземпляр модернизированного самолета с обновленным составом оборудования. Главным нововведением этой модернизации, направленным на расширение боевых возможностей самолета, является лазерный дальномер-целеуказатель, установленный в носовой части фюзеляжа. Ожидается, что такое оборудование позволит самолету более эффективно выполнять удары по наземным целям с использованием всех доступных вооружений. При помощи дальномера самолет сможет с большей точностью определять местоположение цели и осуществлять атаку.

Информагентство ТАСС со ссылкой на представителя корпорации «Иркут» сообщало, что такая модернизация стала ответом на соответствующий запрос от одной из зарубежных стран. Неназванный иностранный заказчик проявил интерес к ударной модификации Як-130, вследствие чего российские предприятия провели некоторые доработки самолета. К моменту начала выставки МАКС-2015 специалисты успели провести некоторые испытания обновленного самолета и его новой аппаратуры. В дальнейшем предполагается начать испытания вооружения с применением дальномера.

Введение в состав БРЭО лазерного дальномера, как следует из заявлений специалистов, позволяет заметно повысить ударный потенциал учебно-боевого самолета. Для дальнейшего повышения характеристик существующего Як-130 требуется новое оборудование, предназначенное для поиска целей и обеспечения эффективных атак. В настоящее время отечественные предприятия активно занимаются подобными проектами.

Активным участником проекта модернизации самолета Як-130 являются предприятия, входящие в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Они занимаются разработкой новых бортовых систем для отечественной авиационной техники в целом и для самолета Як-130 в частности. По последним данным, в настоящее время специалисты КРЭТ заняты несколькими проектами, целью которых является расширение боевых возможностей этого самолета.

Сообщается, что в рамках создания перспективного легкого штурмовика КРЭТ разрабатывает несколько новых приборов. Для нового самолета создаются новая радиолокационная станция (РЛС) и оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс (ОЭПНК). Подобное оборудование позволит значительно упростить процесс слежения за обстановкой и поиска цели. Кроме того, планируется улучшить характеристики атаки обнаруженных объектов и расширить номенклатуру пригодных для использования вооружений.

Советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев утверждает, что после планируемой модернизации Як-130 сможет эффективно решать задачи в рамках нескольких сценариев боевого применения, предусматриваемых для истребителей четвертого поколения и штурмовиков. При этом Михеев отмечает, что Як-130 имеет преимущества перед другими самолетами с точки зрения экономичности и особенностей базирования. Модернизированный самолет сможет участвовать не только в борьбе с незаконными вооруженными формированиями и террористами, но и с современным хорошо оснащенным противником. В последнем случае легкий штурмовик сможет наносить удары, не входя в зону действия вражеской ПВО.

Официальный сайт концерна «Радиоэлектронные технологии» сообщает некоторые подробности проекта БРЭО для модернизированной версии Як-130. Перспективная РЛС войдет в комплекс радиоэлектронных средств, который будет функционировать под управлением единой боевой центральной вычислительной машины. Также в этот комплекс войдут ОЭПНК и другие системы.

Радиолокационная станция позволит самолету следить за обстановкой в воздухе и на земле. Кроме того, она сможет вести картографирование подстилающей поверхности и тем самым облегчать выполнение поставленных боевых задач. При помощи РЛС самолет сможет искать цели и выполнять целеуказание при использовании вооружения «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» различных типов, в том числе противокорабельных и противорадиолокационных ракет.

Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс даст возможность применять высокоточное ракетное и бомбовое вооружение. В частности, появится возможность использовать управляемые ракеты Р-73Э, Х-29Л, Х-25МС, Х-29МЛ, «Вихрь-М» и т.д.

В. Михеев утверждает, что подобная модернизация бортовой электроники значительно повысит потенциальные технические характеристики самолета Як-130. По своим возможностям он приблизится к специализированному штурмовику Су-25СМ. Кроме того, в некоторых ситуациях модернизированный Як-130 сможет заменить истребитель Су-30СМ, что, среди прочего, позволит сэкономить ресурс более дорогой техники.

Таким образом, в настоящее время одной из главных задач корпорации «Иркут» и концерна «Радиоэлектронные технологии» является «превращение» учебно-боевого самолета в полноценную ударную машину. Для реализации этих планов требуется разработать несколько новых систем, расширяющих боевые возможности самолетов. Эти работы займут некоторое время и, вероятно, уже через несколько лет будет показан полноценный образец легкого штурмовика на базе Як-130.

В дальнейшем нынешний учебно-боевой самолет Як-130 сможет стать основой для другой боевой машины с рядом новых характерных черт. В. Михеев отмечает, что на базе имеющегося самолета в будущем может быть создан беспилотный летательный аппарат ударного назначения. Такой беспилотный штурмовик будет иметь высокие характеристики, а по некоторым параметрам превзойдет аналогичную технику зарубежного производства. Так, по числу решаемых задач и тяговооруженности беспилотный Як-130 будет превосходить один из самых известных ударных БПЛА – MQ-9 Reaper американской разработки.

Тем не менее, проект беспилотного легкого штурмовика связан с определенными трудностями. КРЭТ уже сейчас располагает рядом технологий, необходимых для создания подобной машины. Однако при разработке полноценного проекта модернизации придется затратить массу времени и сил на серьезнейшую переработку исходной машины. Для установки систем дистанционного управления придется внести существенные изменения в существующий комплекс БРЭО.

Сроки начала работ по проекту беспилотника-штурмовика на базе Як-130 пока не назывались. Более того, пока даже сама возможность начала разработки подобного проекта может быть предметом обсуждений на разных уровнях. Поэтому на данный момент специалисты нескольких предприятий оборонной промышленности занимаются только проектом легкого штурмовика на базе учебно-боевого самолета. Тем не менее, нельзя исключать, что в дальнейшем Як-130 станет основой и для другой техники иных классов. Заложенный в проекте модернизационный потенциал еще не исчерпан и может быть использован в новых проектах.


По материалам сайтов:
http://kret.com/
http://rostec.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://uacrussia.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

22 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти