Оружие и доспехи воинов Троянской войны. Мечи и кинжалы (часть первая)

А было так, что в процессе обмена мнениями по поводу опубликованных в ВО материалов, выяснился интерес довольно значительной части пользователей этого сайта к… оружию бронзового века и, в частности, оружию и доспехам легендарной Троянской войны. Что ж – тема действительно очень интересная. К тому же практически всем знакомая, пусть даже и на уровне школьного учебника истории для пятого класса. «Медноострые копья», «шлемоблещущий Гектор», «знаменитый щит Ахилла» – все это оттуда. И кроме того само по себе это историческое событие уникально. Ведь люди о нем узнали из поэмы, художественного произведения. Но оказалось, что узнав о нем, и проявив соответствующий интерес, они обрели знание о неизвестной им ранее культуре.

Оружие и доспехи воинов Троянской войны. Мечи и кинжалы (часть первая)

Чернофигурный керамический сосуд из Коринфа с изображением персонажей Троянской войны. (Около 590 – 570 гг. до н. э.). (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Ну, а начать нужно будет с самого начала. А именно, что миф о Трое, осажденной греками не подтверждался убедительными фактами вплоть до конца ХIХ века. Но тут на счастье всего человечества романтическая детская мечта Генриха Шлимана получила мощную финансовую поддержку (Шлиман разбогател!) и он тут же отправился в Малую Азию на поиски легендарной Трои. После 355 г. н.э. это название нигде не упоминалось, то Шлиман решил, что имевшееся у Геродота описание один в один подходит под холм Гиссарлык и начал там копать. И копал он там с 1871 года более 20 лет, вплоть до самой смерти. При этом археолог он был никакой! Находки удалял с места раскопок, не описав их, выбрасывал все, что не казалось ему ценным и рыл, рыл, рыл… Пока не нашел «свою» Трою!



Многие ученые того времени сомневались в том, что этой действительно Троя, но ему стал покровительствовать британский премьер-министр Уильям Гладстон, в свою команду он заполучил профессионального археолога Вильгельма Дорнфельда и постепенно тайна древнего города стала открываться! Самым удивительным их открытием стало то, что они обнаружили целых девять культурных слоев, то есть каждый раз новая Троя строилась на обломках предшествующей. Самой древней, понятно, была Троя I, а самой «молодой» Троя IX римского времени. Сегодня таких слоев (и подслоев) нашли еще больше – 46, так что изучать именно Трою оказалось совсем нелегко!




Шлиман считал, что нужная ему Троя - это Троя II, но на самом деле настоящая Троя имеет номер VII. Доказано, что город погиб в пламени пожара, а останки людей, найденных в этом слое, красноречиво говорят о том, что погибли они насильственной смертью. Годом, когда это случилось, принято считать 1250 г. до н.э.


Руины древней Трои.

Интересно, что при раскопках Трои Генрих Шлиман обнаружил клад золотых украшений, серебряных кубков, бронзового оружия и все это он принял за «клад царя Приама». Потом уже выяснилось, что «клад Приама» относится к более ранней эпохе, но дело не в этом, а в том, что Шлиман его просто присвоил. Сделать это незаметно ему помогла его жена София – единомышленник и помощник, которая тайком выносила все эти вещи с раскопок. А ведь официально этот клад должен был принадлежать Турции, но ей он не достался кроме нескольких мелких вещей. Поместили его в Берлинский музей, а в годы Второй мировой войны он пропал, и до 1991 года где он и что с ним никто не знал. Зато в 1991 году стало известно, что с 1945 года клад, взятый в качестве трофея, находится в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина и сегодня его можно увидеть в зале №3.


Большая диадема из «Клада А» 2400 – 2200 гг. до н.э. (ГМИИ им. А.С. Пушкина)

Впрочем, и без находок из этого клада о том времени нам сегодня известно очень много. Дело в том, что археологи-профессионалы восприняли открытие Шлимана как вызов, но учли его опыт и принялись копать во всех местах, упомянутых в гомеровской «Илиаде» – в Микенах, Пилосе, на Крите. Нашли «золотую маску Агамемнона», массу других предметов той эпохи, а уж мечей и кинжалов просто очень большое количество.

Причем хорошо уже то, что они были бронзовыми, а не железными и потому хорошо сохранились! Итак, вот что думают о мечах и кинжалах эпохи Троянской войны ученые историки самых разных стран мира, включая и «мастера мечей» Эварта Окшотта, в, так сказать, концентрированном виде…

По их мнению, ранние мечи Эгейского бронзового века являются одними из самых ярких артефактов той эпохи с точки зрения мастерства и роскоши. Причем это могли быть и ритуальные изделия, и реально использовавшиеся на войне образцы вооружения. Ранние мечи развились из кинжалов. Форма – производная от кинжалов из камня. Камень, однако, очень хрупкий, и, следовательно, длинный меч из него не сделать. С введением меди и бронзы кинжалы, в конечном счете, превратилась в мечи.


Меч-рапира типа CI. Кудония, Крит. Длина 83 см.


Рукоять к этому мечу.

Самые ранние мечи эгейского времени были найдены в Анатолии, в Турции, и датируются примерно 3300 г. до н. э. Эволюция холодного оружия из бронзы такова: от кинжала или ножа в эпоху ранней бронзы, к мечам («рапирам»), оптимизированным для колющего удара (эпоха средняя бронза), и затем к типичным мечам с клинками в форме листа позднего бронзового века.

Одним из самых ранних мечей Эгейского мира является меч из Наксос (около 2800-2300 до н.э.). Длина этого меча 35,6 см, то есть он больше похож на кинжал. Был обнаружен меч из меди на Кикладских островах в Аморгосе. Длина этого меча составляет уже 59 см. Несколько минойских бронзовых коротких мечей обнаружили в Ираклионе и Сиве. Общий дизайн их явно показывает, что они также происходят от ранних листовидных кинжалов.

Но одним из самых интересных изобретений Эгейского бронзового века был большой меч. Оружие это, появившиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры на острове Крит и на территории материковой Греции, отличается от всех ранних образцов.


Знаменитый дворец в Кноссе. Современный вид. Фото А. Пономарева.


Территория, которую занимал дворец, была огромна и чего там только не раскапывают. Фото А. Пономарева.

Анализ некоторых экземпляров показывает, что материал представляет собой сплав меди и олова, или мышьяка. Когда процент меди или олова имеет высокое содержание, клинки можно различить даже по их виду, так как они имеют красноватый или серебряный цвет соответственно. Было ли это сделано намеренно, чтобы подражать изделиям дорогостоящих металлов, таким как золото и серебро, чтобы эти мечи или кинжалы имели красивый внешний вид, или это просто результат неправильного расчета нужного количества присадок к сплаву, неизвестно. Для типологизации бронзовых мечей, найденных в Греции, используется классификация Сандарса, по которой мечи располагаются в восьми основных группах, под буквами от А до Н, плюс многочисленные подтипы, которые в данном случае из-за их обилия не приводятся.


Классификация Сандарса. На ней хорошо видно, что самые древние мечи за 500 лет до падения Трои (а оно, как считают, имело место в 1250 г. до н.э.) были исключительно колющими! За двести лет до нее появились мечи с V-образными перекрестиями и высоким ребром на клинке. Рукоятка теперь также отливалась заодно с клинком. Для 1250 г. характерны мечи с Н-образной рукоятью, которыми в принципе можно и рубить, и колоть. Основа ее отливалась заодно с клинком, после чего на нее на заклепках крепились деревянные либо костяные «щечки».

Связь между минойскими треугольными небольшими мечами или кинжалами и длинными мечами может быть прослежена, например, на образце, найденном в Малии на Крите (около 1700 до н. э.). У него есть характерные отверстия для заклепок на клинке в хвостовой части и четко выраженное ребро. То есть рукояти этот меч, как и ранние кинжалы, не имел. Рукоять была деревянной и крепилась на заклепках с массивными шляпками. Понятно, что рубить таким мечом было нельзя, а вот колоть – сколько угодно! Удивительно роскошной была отделка его рукояти, которая была покрыта золотым гравированным листом, а в качестве навершия использован замечательный кусок горного хрусталя.


Кинжал приблизительно 1500 г до н.э. Длина 24,3 см. Украшен насечкой с золотой проволокой.

Длинные мечи-рапиры находили во дворце на Крите в Маллии, в микенских гробницах, на Кикладских островах, на Ионических островах и в Центральной Европе. Причем, как в Болгарии, так и в Дании, в Швеции и в Англии. Эти мечи достигают иногда метровой длины. Все имеют крепление рукояти на заклепках, высокое ромбовидное ребро, за исключением тех случаев, когда на нем есть сложный декор.

Рукоять этих мечей была сделана из дерева или слоновой кости и иногда украшена золотыми накладками. Мечи датируются 1600 – 1500 гг. до н.э., а самые последние образцы к периоду около 1400 г. до н.э. Длина колеблется от 74 до 111 см. Находят к ним и ножны, вернее их остатки. На основании этих находок можно сделать вывод, что делались они из дерева и часто несли на себе украшения из золота. Более того, сохранность металлических и даже деревянных (!) деталей, которые позволили провести радиоуглеродный анализ этих изделий, позволяет полностью реконструировать мечи и кинжала этого периода, что и было сделано, в частности по заданию археологического музея в Микенах.

Мечи носились на богато украшенных перевязях, декор которых также дошел до нашего времени. Ну, а подтверждением того, что такими мечами наносили колющие удары, являются изображения воинов, которые ими сражаются на перстнях и печатях. В то же время современные датировки показывают, что целый ряд таких мечей был сделан за 200 лет гомеровской Троянской войны!


Реконструкция меча типа F2c выполненная Питером Коннолли.

В этой связи многие историки отмечают, что такие вот длинные колющие мечи находились на вооружении «народов моря» и, в частности, знаменитых шарданов, известных в том же Египте по изображениям на стенах храма в Мединет-Абу 1180 г. до н.э.

Стоит еще раз обратить внимание на тот факт, что существующее мнение о том, что эти мечи пригодны для чего угодно, кроме их непосредственного предназначения, неверны. Были произведены испытания реплик этих мечей, и они продемонстрировали их высокую эффективность именно как колющего оружия, предназначенного чтобы делать смертельные выпады в схватке самых настоящих фехтовальщиков!

То есть на сегодня находки бронзовых мечей и кинжалов в районе Эгейского моря настолько объемны, что дали возможность выработать их типологию и сделать так же ряд интересных выводов. Понятно, что все они просто не могут быть отнесены непосредственно к Троянской войне. Это нонсенс! Но можно говорить о «гомеровском времени», крито-микенской цивилизации, «эгейском регионе» и т.д.


Реконструкция двух мечей Naue II с деревянными рукоятями на заклепках. Этот тип мечей был характерен для Центральной и Северной Европы около 1000 г. до н.э.

Причем распространение подобного оружия в странах Европы говорит нам о том, что возможно торговые связи в то время были значительно более развитыми, чем это принято считать, так что вполне можно говорить «европейской интернационализации» и «интеграции» в эпоху бронзового века. Конкретно это может выражаться в том, что существовал некий народ мореплавателей – те же «народы моря», который осуществлял плавания вокруг всей Европы и распространил микенские и критские виды вооружения, и, в частности, мечи по территории всей Европы.


Изображение воинов «народов моря» (шарданов) на рельефе из Мединет-Абу.

Где-то им нашли применение, ну а там, где тактика войны была другая, это оружие приобреталось в качестве «заморских диковинок» и жертвовалось богам. Кроме того, можно сделать вывод и о тактике: существовал народ, у которого воины являлись кастой, причем достаточно замкнутой. Воины этого народа учились пользоваться своими длинными колющими мечами с детства. А просто так взять этот меч в руки, и рубить им сплеча было нельзя. Но затем каста эта вымерла.


Мечи типа F изображенные на фреске из Пилоса (около 1300 г. до н.э.)

Потребовались «солдаты» для «массовой армии», учить которых не было ни времени, ни сил, и колющие мечи очень быстро сменили рубящие. Ведь рубящий удар носит интуитивный характер и куда более прост в освоении, чем укол. Тем более мечом такой сложной конструкции.


Ахиллес и Агамемнон: римская мозаика из Неаполя и… римский меч на бедре у Ахиллеса!

Схемы А. Шепса
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

97 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти