Проект управляемой бомбы КАБ-500С

Опыт военных конфликтов последних десятилетий прекрасно демонстрирует боевые качества и перспективы управляемых бомб с системами наведения на основе спутниковой навигации. Такое оружие показало себя как удобное и эффективное средство уничтожение стационарных целей, координаты которых известны заранее или могут быть установлены непосредственно в ходе боевого вылета. В силу определенных причин российская оборонная промышленность приступила к созданию подобных управляемых бомб гораздо позже зарубежной. Тем не менее, работы привели к появлению перспективного вооружения, которое представляет большой интерес как для отечественных, так и для зарубежных военных.

О существовании первого отечественного проекта бомбы с наведением по сигналам навигационных спутников стало известно в начале прошлого десятилетия. В 2003 году ГНПП «Регион» (ныне входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» или КТРВ) на выставке МАКС впервые продемонстрировало макет новейшей управляемой бомбы российский разработки. Новый проект в соответствии с существующими правилами получил обозначение КАБ-500С: «корректируемая авиационная бомба калибра 500 кг, спутниковое наведение».


В ходе первой демонстрации сообщалось, что перспективный боеприпас предлагается для нанесения ударов по пунктам управления, складам, промышленным предприятиям, объектам инфраструктуры и т.д. Кроме того, говорилось о возможности применения КАБ-500С для уничтожения подземных сооружений. Также оговаривалась возможность уничтожения кораблей и судов на стоянках. Таким образом, примененная система наведения с коррекцией по сигналам навигационных спутников, по заявлениям организации-разработчика, позволяла атаковать различные стационарные цели с известными координатами.

Проект управляемой бомбы КАБ-500С
Бомба КАБ-500С. Фото Ausairpower.net


Сообщалось, что перспективная авиабомба сможет использоваться существующими и перспективными отечественными самолетами. Допустимая высота сброса задавалась в диапазоне от 500 м до 10 км, скорость самолета-носителя при сбросе – от 550 до 1100 км/ч. При этом обеспечивалось поражение цели с круговым вероятным отклонением не более 5-10 м.

Изделие КАБ-500С получило корпус сложной формы, образованный несколькими цилиндрическими и коническими деталями. Так, головной обтекатель состоит из двух конических поверхностей, а центральная часть корпуса выполнена в виде цилиндра. В хвосте предусматривается небольшое сужение. Общая длина бомбы составляет 3 м, максимальный диаметр корпуса – 400 мм. Для обеспечения требуемых аэродинамических характеристик бомба получила набор плоскостей. На головном обтекателе крепятся Х-образные стабилизаторы, в хвосте – крылья с рулями. Размах крыла – 750 мм.

Большая часть корпуса авиабомбы отдана под размещение фугасно-бетонобойной боевой части. При общей массе изделия на уровне 500 кг (по другим данным, 560 кг) на боевую часть приходится 380 кг. Боевая часть имеет толстостенный корпус, обеспечивающий пробитие средств защиты цели или заглубление в грунт. Вес взрывчатого вещества боевой части – 195 кг. Боевая часть оснащена контактным взрывателем с тремя видами замедления. Таким образом, бомба может взрываться непосредственно при контакте с целью или с некоторой задержкой, после проникновения внутрь объекта.

Бомба КАБ-500С получила новую систему управления, основным элементом которой является приемоиндикатор навигационных систем ПСН-2001, разработанный в МКБ «Компас». Этот прибор предназначен для приема сигналов спутниковых навигационных систем, обработки поступающей информации и выдачи данных о необходимых поправках к траектории полета бомбы. За счет ряда особенностей приемоиндикатора удалось обеспечить достаточно высокие характеристики точности.

Сообщалось, что изделие ПСН-2001 обеспечивает одновременный 24-канальный прием сигналов навигационных спутников. При этом предусмотрены три режима работы: прием сигналов только системы ГЛОНАСС, только системы GPS или параллельный прием сигналов обеих систем. Автоматика приемоиндикатора способна самостоятельно выбирать т.н. рабочее созвездие навигационной системы, обрабатывая все доступные сигналы спутников. При этом сигналы одной заранее выбранной системы имеют больший приоритет и принимаются в первую очередь. Заполнение оставшихся каналов производится за счет сигналов спутников другой системы.

Для повышения характеристик в условиях реального боевого применения приемоиндикатор ПСН-2001 имеет ряд других особенностей. Так, прием сигналов со спутников осуществляется через два независимых антенных входа, что позволяет сохранять уверенный прием при маневрировании самолета-носителя и после сброса. Предусмотрен автоматический контроль целостности сигнала и других параметров. Также автоматика способна самостоятельно обновлять альманахи систем ГЛОНАСС и GPS. Вся необходимая информация записывается в энергонезависимую память.

В дальнейшем ГНПП «Регион» и МКБ «Компас» планировали повысить характеристики новой бомбы за счет некоторых нововведений. В качестве методов повышения боевой эффективности назывались общее совершенствование аппаратуры, обеспечение совместимости с новыми навигационными системами, а также ряд других идей.

Примененная аппаратура наведения, по имеющимся данным, позволила довести круговое вероятное отклонение бомбы до 5-10 м. Таким образом, КАБ-500С может использоваться для уничтожения различных, в том числе и малоразмерных, объектов с постоянными и заранее известными координатами. Кроме того, эффективность применения такого оружия дополнительно увеличивалась за счет реализации принципа «сбросил-забыл»: пилот самолета-носителя не должен совершать какие-либо операции после сброса бомбы и может продолжить выполнение задания, либо вернуться на базу.

К концу прошлого десятилетия проект управляемой бомбы КАБ-500С дошел до стадии испытаний. Несмотря на все усилия разработчиков, на этом этапе новый проект столкнулся с некоторыми трудностями. В сентябре 2012 года в отечественных средствах массовой информации появились сообщения об отказе министерства обороны от бомб с наведением по сигналам навигационных спутников. Со ссылкой на неназванные источники в военном ведомстве указывались сразу несколько причин такого решения.

Одной из главных причин отказа стала высокая стоимость управляемых боеприпасов. Бомба нового типа стоит около 3 млн рублей, тогда как существующие свободнопадающие обходятся военным в несколько раз дешевле. Кроме того, у потенциального заказчика возникли сомнения относительно реальной эффективности подобного оружия и финансовых вложений в него. Анализ показал, что модернизированные бомбардировщики Су-24 или Ту-22М3 с современными прицельно-навигационными комплексами вполне способны обеспечивать приемлемую точность бомбометания даже при использовании неуправляемого оружия.



Макет экспортной бомбы КАБ-500С-Э на выставке МАКС-2015. Фото Saidpvo.livejournal.com


Также неназванные источники в министерстве обороны говорили о некоторых проблемах, выявленных в ходе испытаний. Сообщалось, что Минобороны начало проверку нового вооружения еще в 2009 году, однако за следующие три года организация-разработчик так и не смогла полностью выполнить все требования заказчика. Среди прочего военных не устроила дальность сброса бомбы. Несмотря на новую систему наведения, перспективные бомбы следовало сбрасывать на дальности около 6-8 км от цели. Таким образом, самолету-носителю пришлось бы входить в зону действия ПВО противника.

Вскоре после появления информации о перспективной управляемой бомбе были опубликованы первые сведения о ее экспортном варианте. Зарубежным заказчикам планировалось предложить изделие КАБ-500С-Э, представляющее собой незначительно доработанный вариант базовой конструкции. Переделка в экспортный вариант повлекла за собой некоторое ухудшение ряда характеристик. Несмотря на это, предлагаемый боеприпас по-прежнему представляет определенный интерес для заказчиков.

При сохранении всех основных особенностей базовой конструкции бомба КАБ-500С-Э имеет меньший диапазон высот сброса. В отличие от базовой КАБ-500С, ее можно сбрасывать с высот не более 5 км. Диапазон допустимых скоростей остался прежним – 550-1100 км/ч. Также немного снижены показатели точности. Круговое вероятное отклонение экспортной бомбы находится в пределах 7-12 м. Остальные характеристики и особенности конструкции остались без изменений.

Еще в 2012 году появились первые сведения о будущих зарубежных поставках новой корректируемой бомбы. Стартовым зарубежным заказчиком КАБ-500С-Э стала Индия. Первые бомбы были отправлены индийским военным в 2013 году. Также появлялась неподтвержденная информация о возможных поставках Китаю и другим странам.

В силу некоторых обстоятельств управляемые бомбы КАБ-500С так и не поступили на вооружение военно-воздушных сил России. Тем не менее, экспортный вариант такого оружия заинтересовал некоторые зарубежные страны и стал предметом контрактов на поставку. Из-за этого первый отечественный проект корректируемой бомбы с наведением по сигналам навигационных спутников можно назвать удачным лишь частично. Оборонной промышленности не удалось обеспечить новым оружием свою армию, однако перспективные бомбы все же пополнили арсеналы зарубежных стран.


По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://airwar.ru/
http://warfare.be/
http://ausairpower.net/
http://izvestia.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти