Military Review

The medium-range air-to-surface missile X-59 Gadfly

7
In the seventies of the last century, the Soviet defense industry began to develop several new projects of air-to-surface guided missiles. Over the next years it was planned to create several types of new weapons, differing from each other in guidance systems, characteristics and purpose. Thus, the development of a promising medium-range missile was carried out as part of the X-59 project.


Designing a new medium-range air-to-surface missile with a television homing head was entrusted to Raduga GosMKB. A.Ya. was appointed Chief Designer. Bereznyak. Subsequently, the project management was transferred to I.S. Seleznev. The terms of reference included the development of a guided missile with a range of up to 35-40 km, a television homing head and a high-explosive fragmentation warhead. The prospective ammunition was planned to be used as armament by fighter-bombers and front-line bombers, designed to destroy small-sized targets with known coordinates.

Project X-59 "Gadfly" was launched in 1972 year. Initially it was supposed to use ideas and solutions in the most active way, as well as ready-made components of existing missiles. In fact, it was proposed to make a "hybrid" of X-29T and X-58 missiles. Such a product was supposed to be a X-58 rocket with a television guidance system from X-29T. This approach allowed us to simplify the development of new weapons, as well as to fulfill all customer requirements. However, such an original idea was quickly abandoned. It took time to search for a target using a television homing head, and the X-58 rocket had too high speed to complete all the necessary operations in a timely manner. For this reason, it was decided to create a completely new project.

The medium-range air-to-surface missile X-59 Gadfly


The result of further design work was the emergence of a completely new rocket, in the design of which, however, some existing assemblies and units were used. As a result, in its design, the new X-59 rocket was noticeably different from the other two products that were being created at that time.

Rocket X-59 has a two-stage architecture and is built according to the “tailless” scheme. The product received a cylindrical body with a small protruding gargrot on the bottom surface. The case had a hemispherical head fairing and four X-shaped destabilizers located next to it. To reduce the size of the rocket in the transport position, destabilizers were made foldable. They consisted of two parts: rigidly fixed supports and movable consoles, during the start they were opened by turning forward. In the tail section of the hull, large swept wings with rudders were provided. The total length of the rocket was 5,37 m, case diameter - 380 mm. Wingspan - 1,26 m. Starting weight (taking into account the first stage) - 760 kg.

Product X-59 had a standard layout for such weapons. At the head of the case were placed control systems, including the homing head. Behind them placed the warhead, and the central part of the body was given under the solid-fuel engine. In this case, the hull tail fairing housed antennas for communication with the aircraft carrier and a set of other instrumentation of the control system. The starting engine was placed in a separate cylindrical body and was mounted in the tail section of the rocket.

To control the rocket during the flight used a set of various tools associated with the autopilot. The development of the telecommand control system was carried out by NPO Tekon (Lviv). The control systems consisted of television GOS, radio command equipment, autopilot and other equipment. Provided two main ways of targeting missiles at the target. Depending on the specifics of the combat mission, the crew of the carrier aircraft could use the X-59 rocket in an autonomous or autonomous navigation mode.

Autonomous method of targeting implied the use of known coordinates of the target. Before launching, this information was loaded into the autopilot, after which the missile was dropped. Typing speed and dropping the starting engine, the product X-59 established two-way communication with the carrier, after which it transmitted the image from the television homing head. The flight to the area where the target was located was carried out using an autopilot at a given altitude from 15 to 1000 m. During the flight, the video signal from the rocket's GOS was transmitted to the video command device of the pilot or navigator operator. Having noticed the target, the pilot was to impose an aiming mark on it and turn on automatic tracking. Next, the rocket independently guided the selected object.

Autonomous navigation mode proposed to use in the presence of landmarks, allowing to determine the approximate location of the rocket. In this case, the autopilot and the navigator simultaneously carried out the control of the rocket. The autopilot followed the preservation of the main flight parameters, while the navigator determined the course and independently made guidance to the selected target. Autonomous navigation mode could be applied only during the day and in clear weather with good visibility. In addition, for the effective accomplishment of the combat mission, large and extensive landmarks were required, allowing the navigator to bring the missile to the target. In their absence, the execution of the attack was difficult or impossible.

To equip the aircraft carrier rocket X-59, a special hanging container APK-8 was developed with a set of necessary equipment. The main elements of this system were two antenna units, directed forward and backward. Such a container made it possible to maintain communication with the rocket during sharp evolutions of the aircraft, as well as during a lap back. Directly for the suspension of rockets on a carrier was proposed aviation ejection device AKU-58-1.

Rocket X-59 received a solid fuel engine. Because of the need to use the tail section of the radio command equipment, the engine was placed in the central part of the body and equipped with two nozzles placed on the side of the rocket. Despite this non-standard engine placement, the rocket speed reached 1025 km / h. In addition, the requirement for flight range at the level of 35-40 km was met.

To destroy enemy ground targets, it was proposed to use a high-explosive-cumulative warhead weighing 148 kg. Such combat equipment made it possible with high efficiency to hit various targets, including those with quite serious protection.

Design work on the project “Gadfly” lasted until the mid-seventies. In 1975, the State Committee on Nuclear Safety Raduga and related organizations began testing new weapons. An experimental batch of guided missiles was manufactured, which were later used in tests. Flight tests of the X-59 product were conducted at the Akhtubinsk range. The test carrier was the Su-17М4 fighter-bomber.

The first stage of testing and fine-tuning the construction continued until the 1977 year. In the future, the new missile presented to the military and soon began state tests. The entire range of checks was performed only by 1984 year. The pace of work, among other things, was affected by the complexity of the new direction and the need for careful refinement of various special systems. Nevertheless, by the mid-eighties, the X-59 rocket showed all its positive qualities, and was also recommended for use.

At this point, the choice of the future carrier of promising missiles became relevant. During the tests, this weapon was used by Su-17М4 aircraft, because of which it was first proposed to arm them with fighter-bombers. However, it was soon decided to introduce the X-59 into the Su-24M front bomber armament complex. By this time, the serial construction of Su-17М4 fighter-bomber had reached the finish line, and their re-equipment was inappropriate. In addition, the crew of the new Su-24M bomber was accompanied by a navigator-weapon operator, who could fully carry out the task of missile guidance in all modes.



After all the work was completed, the X-59 “Gadfly” guided missile fully complied with the initial requirements of the customer. Product characteristics allowed to attack targets at ranges up to 40 km from the launch point. Rocket dumping was allowed at speeds from 600 to 1100 km / h and at altitudes from 20 m to 5 km. Television homing head provides high accuracy of hitting the target. The circular deviation was 2-3 m. Moreover, during the tests, it was repeatedly possible to hit the target with a deviation of no more than 1,5-2 m.

Soon after the completion of all tests, the X-59 product was adopted by the USSR Air Force. The authors of the project became laureates of the State Prize. Serial production of new guided missiles was deployed at the Smolensk Aviation Plant.

Exact information about the combat use of missiles "Gadfly" is not available. However, some sources mention the use of such weapons during the first war in Chechnya. According to available data, the specific mountain climate of the Caucasus did not allow to effectively solve the tasks. In conditions of constant fogs and precipitation, visibility left much to be desired, which is why television homing heads could not be used to search for targets. As a result, only four launches of X-59 missiles were carried out, after which they refused to use these weapons. It should be noted that there is some confusion in the information on the use of the Ovod missiles in Chechnya. Different sources speak both about the X-59 products of the basic modification, and about the later X-59M. However, as follows from the available information, these weapons were faced with weather problems and could not fully manifest themselves.

For some reason, the sole carrier of the X-59 guided missiles was the Su-24M bomber. The use of such weapons by aircraft of other types was simply not foreseen. This factor, as well as other features of the project, led to the fact that in the mid-eighties, the development of the new X-59M rocket began. As part of the next project, it was possible to eliminate some of the shortcomings, as well as significantly improve the characteristics and, as a result, the overall effectiveness of the rocket. The appearance of the X-59М rocket led to the cessation of mass production of the basic X-59.

The medium-range X-59 guided air-to-surface missile made it possible to significantly increase the strike power of domestic front-line aviation. Through the use of a number of new components, it was possible to ensure delivery of an 148-kilogram warhead to a distance of up to 40 km and hit the target with a TAC of no more than 2-3 m. that again should have led to an increase in the effectiveness of front-line aviation.


On the materials of the sites:
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://aviaros.narod.ru/
http://ktrv.ru/
Author:
Photos used:
Airwar.ru
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. inkass_98
    inkass_98 1 October 2015 07: 25 New
    0
    The medium-range guided missile "air-to-surface" X-59 significantly increased the striking power of Russian front-line aviation.
    If there was no combat use as such, then it is difficult to talk about increasing the strike power of aviation. Until you test it in business, you will not understand all the possibilities and shortcomings of the product. The landfill is somewhat different from the actual combat situation.
    Thanks to Cyril for continuing to please us with interesting articles.
  2. Mera joota
    Mera joota 1 October 2015 07: 45 New
    -6
    Missiles from GOS TV were not promising even after 1991. almost disappeared. Probably only we still exploit ...
    1. The comment was deleted.
    2. gjv
      gjv 1 October 2015 13: 30 New
      +3
      Quote: Mera Joota
      Probably only we still exploit ...

      AGM-142 - Israel, India, Republic of Korea, Australia, Turkey, USA.
      AJ.168 - France, Egypt, India, Iraq.
      1. GDP
        GDP 1 October 2015 15: 27 New
        +1
        X-59 ... managed to ensure the delivery of the 148-kilogram warhead to a distance of 40 km and


        X-59MK range of destruction to 285 km !!!
        At the same time, low ESR and high accuracy, is capable of gliding at a height of 10-15 m and on approach to the target at a height of up to 4 m ...

        X-59MK2 - modification of the X-59MK for hitting motionless ground targets with known coordinates, equipped with an inertial guidance system (SINS) integrated with an optical-electronic GPS and NAP GPS / GLONASS systems, flight to the target is carried out at an altitude of 50-300 m [9] penetrating and cassette warheads are provided. It was presented at MAX-2009

        If there was no combat use as such, then it is difficult to talk about increasing the strike power of aviation. Until you test it in business, you will not understand all the possibilities and shortcomings of the product. The landfill is somewhat different from the actual combat situation.


        X-59, in addition to Chechnya, was never really used anywhere ... Yes, and there it was incompetent, there were very difficult weather conditions, but the predecessor of X-59 - X-29 was used very widely in a large number of conflicts and it proved itself very well ...
    3. bober1982
      bober1982 2 October 2015 15: 22 New
      -1
      that's right, these missiles disappeared before 1991, there were only bombs.
  3. iouris
    iouris 1 October 2015 12: 22 New
    +3
    In 1988-89, in the low-cloudy Saldus training ground, X-59 rockets with a laser homing head were used. One of the missiles outside the range and hit the barn. Since the Popular Front has already raised its head high in Latvia, the command had to take very quick and effective measures. Alcohol left unmeasured. But, it seems, the farmer was satisfied.
    The main disadvantages of the air-to-surface air defense system of that period were the insufficient launch range, low sensitivity of optoelectronic sensors and the performance of on-board computers, and the high cost. Combat use was considered too difficult for pilots like MiG-27M and -K. Integrated flight simulators did not allow not allowed to work off missile launches on the ground. However, these problems can be solved today, and there is no alternative to high-precision weapons.
  4. svd-xnumx
    svd-xnumx 1 October 2015 20: 08 New
    0
    The body had a hemispherical head fairing and four X-shaped destabilizerlocated next to it. To reduce the dimensions of the rocket in the transport position, the destabilizers were made folding.
    And does anyone know why destabilizers were added to the rocket to overcome missile defense with unpredictable maneuvers? whatAnd the head of the operator guidance does not spin? winked
  5. Zaurbek
    Zaurbek 3 October 2015 10: 41 New
    0
    She herself is induced, without an operator.

Управляемая ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59 «Овод»

В семидесятых годах прошлого века советская оборонная промышленность приступила к разработке сразу нескольких новых проектов управляемых ракет класса «воздух-поверхность». В течение следующих лет планировалось создать несколько типов нового оружия, отличающихся друг от друга системами наведения, характеристиками и предназначением. Так, разработка перспективной ракеты средней дальности велась в рамках проекта Х-59.

Проектирование новой ракеты «воздух-поверхность» средней дальности с телевизионной головкой самонаведения было поручено ГосМКБ «Радуга». Главным конструктором назначили А.Я. Березняка. В дальнейшем руководство проектом перешло к И.С. Селезневу. Техническое задание подразумевало разработку управляемой ракеты с дальностью полета до 35-40 км, телевизионной головкой самонаведения и осколочно-фугасной боевой частью. Перспективный боеприпас планировалось использовать в качестве вооружения истребителей-бомбардировщиков и фронтовых бомбардировщиков, предназначенного для поражения малоразмерных целей с известными координатами.

Проект Х-59 «Овод» стартовал в 1972 году. Изначально предполагалось самым активным образом использовать идеи и решения, а также готовые компоненты уже созданных ракет. Фактически предлагалось сделать «гибрид» ракет Х-29Т и Х-58. Такое изделие должно было представлять собой ракету Х-58 с телевизионной системой наведения от Х-29Т. Подобный подход позволял упростить разработку нового оружия, а также выполнить все требования заказчика. Тем не менее, от такой оригинальной идеи достаточно быстро отказались. Для поиска цели при помощи телевизионной головки самонаведения требовалось определенное время, а ракета Х-58 имела слишком высокую скорость для своевременного и полного выполнения всех необходимых операций. По этой причине было принято решение о создании полностью нового проекта.


Управляемая ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59 «Овод»


Результатом дальнейших конструкторских работ стало появление совершенно новой ракеты, в конструкции которой, тем не менее, использовались некоторые существующие узлы и агрегаты. В результате по своей конструкции новая ракета Х-59 заметно отличалась от двух других изделий, создававшихся в то время.

Ракета Х-59 имеет двухступенчатую архитектуру и построена по схеме «бесхвостка». Изделие получило цилиндрический корпус с небольшим выступающим гаргротом на нижней поверхности. Корпус имело полусферический головной обтекатель и четыре Х-образных дестабилизатора, расположенные рядом с ним. Для сокращения габаритов ракеты в транспортном положении дестабилизаторы были выполнены складными. Они состояли из двух частей: жестко закрепленных опор и подвижных консолей, во время старта раскрываемых поворотом вперед. В хвостовой части корпуса предусматривались крылья большой стреловидности с рулями. Общая длина ракеты составляла 5,37 м, диаметр корпуса – 380 мм. Размах крыла – 1,26 м. Стартовая масса (с учетом первой ступени) – 760 кг.

Изделие Х-59 имело стандартную для такого вооружения компоновку. В головной части корпуса помещались системы управления, в том числе головка самонаведения. Позади них разместили боевую часть, а центральная часть корпуса отдавалась под твердотопливный двигатель. При этом хвостовой обтекатель корпуса вмещал антенны для связи с самолетом-носителем и набор другой аппаратуры системы управления. Стартовый двигатель помещался в отдельном цилиндрическом корпусе и крепился в хвостовой части ракеты.

Для управления ракетой во время полета использовался набор различных средств, связанных с автопилотом. Разработкой телекомандной системы управления занималось НПО «Текон» (г. Львов). В состав систем управления входили телевизионная ГСН, радиокомандное оборудование, автопилот и другая аппаратура. Предусматривались два основных способа наведения ракеты на цель. В зависимости от особенностей боевой задачи экипаж самолета-носителя мог использовать ракету Х-59 в автономном или автономно-штурманском режиме.

Автономный способ наведения подразумевал использование известных координат цели. Перед пуском эти сведения загружались в автопилот, после чего производился сброс ракеты. Набрав скорость и сбросив стартовый двигатель, изделие Х-59 устанавливало двустороннюю связь с носителем, после чего передавало изображение с телевизионной головки самонаведения. Полет в район нахождения цели осуществлялся при помощи автопилота на заданной высоте от 15 до 1000 м. Во время полета видеосигнал с ГСН ракеты передавался на видеокомандное устройство летчика или штурмана-оператора. Заметив цель, летчик должен был наложить на нее прицельную метку и включить автоматическое сопровождение. Далее ракета самостоятельно наводилась на выбранный объект.

Автономно-штурманский режим предлагалось использовать при наличии ориентиров, позволяющих определить примерное местоположение ракеты. В таком случае автопилот и штурман одновременно осуществляли управление ракетой. Автопилот следил за сохранением основных параметров полета, тогда как штурман определял курс и самостоятельно производил наведение на выбранную цель. Автономно-штурманский режим можно было применять только днем и в ясную погоду с хорошей видимостью. Кроме того, для эффективного выполнения боевой задачи требовались крупные и протяженные ориентиры, позволяющие штурману довести ракету до цели. При их отсутствии выполнение атаки было затруднено или невозможно.

Для оснащения самолета-носителя ракет Х-59 был разработан специальный подвесной контейнер АПК-8 с набором необходимой аппаратурой. Главными элементами этой системы были два антенных блока, направленные вперед и назад. Такой контейнер позволял сохранять связь с ракетой при резких эволюциях самолета, а также при отвороте на обратный курс. Непосредственно для подвески ракет на носитель предлагалось авиационное катапультное устройство АКУ-58-1.

Ракета Х-59 получила твердотопливный двигатель. Из-за необходимости использования хвостового отсека радиокомандной аппаратуры двигатель поместили в центральной части корпуса и оснастили двумя соплами, выведенными на боковой поверхности ракеты. Несмотря на такое нестандартное размещение двигателя, скорость ракеты достигала 1025 км/ч. Кроме того, выполнялось требование по дальности полета на уровне 35-40 км.

Для уничтожения наземных целей противника предлагалось использовать фугасно-кумулятивную боевую часть весом 148 кг. Такое боевое оснащение позволяло с высокой эффективностью поражать различные цели, в том числе имеющие достаточно серьезную защиту.

Конструкторские работы по проекту «Овод» продолжались до середины семидесятых годов. В 1975 году ГосМКБ «Радуга» и смежные организации приступили к испытаниям нового оружия. Была изготовлена опытная партия управляемых ракет, которые в дальнейшем использовались в испытаниях. Летно-конструкторские испытания изделия Х-59 проводились на полигоне в Ахтубинске. Тестовым носителем стал истребитель-бомбардировщик Су-17М4.

Первый этап испытаний и доводка конструкции продолжались до 1977 года. В дальнейшем новую ракету представили военным и вскоре начались государственные испытания. Весь комплекс проверок был выполнен только к 1984 году. На темпах работ, среди прочего, сказалась сложность нового направления и необходимость тщательной доводки различных специальных систем. Тем не менее, к середине восьмидесятых ракета Х-59 продемонстрировала все свои положительные качества, а также была рекомендована к принятию на вооружение.

К этому моменту стал актуальным выбор будущего носителя перспективных ракет. В ходе испытаний это оружие применялось самолетами Су-17М4, из-за чего сперва предлагалось вооружить им истребители-бомбардировщики. Тем не менее, вскоре было решено ввести Х-59 в комплекс вооружения фронтовых бомбардировщиков Су-24М. К этому времени серийное строительство истребителей-бомбардировщиков Су-17М4 вышло «на финишную прямую», и их перевооружение было нецелесообразным. Кроме того, в экипаже новых бомбардировщиков Су-24М присутствовал штурман-оператор вооружений, который мог полноценно выполнять задачу наведения ракеты на всех режимах.

Управляемая ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59 «Овод»


После завершения всех работ управляемая ракета Х-59 «Овод» полностью соответствовала изначальным требованиям заказчика. Характеристики изделия позволяли атаковать цели на дальностях до 40 км от точки пуска. Сброс ракеты допускался при скоростях от 600 до 1100 км/ч и на высотах от 20 м до 5 км. Телевизионная головка самонаведения обеспечивала высокую точность попадания в цель. Круговое вероятное отклонение составляло 2-3 м. Более того, в ходе испытаний неоднократно удавалось попасть в мишень с отклонением не более 1,5-2 м.

Вскоре после завершения всех испытаний изделие Х-59 было принято на вооружение ВВС СССР. Авторы проекта стали лауреатами Государственной премии. Серийное производство новых управляемых ракет было развернуто на Смоленском авиационном заводе.

Точные сведения о боевом применении ракет «Овод» отсутствуют. Тем не менее, в некоторых источниках упоминается использование такого оружия во время первой войны в Чечне. По имеющимся данным, специфический горный климат Кавказа не позволил эффективно решать поставленные задачи. В условиях постоянных туманов и осадков видимость оставляла желать лучшего, из-за чего телевизионные головки самонаведения не могли использоваться для поиска целей. В итоге было выполнено всего четыре пуска ракет Х-59, после чего от использования этого оружия отказались. Следует отметить, в сведениях о применении ракет «Овод» в Чечне присутствует некоторая путаница. Разные источники говорят как об изделиях Х-59 базовой модификации, так и о более поздних Х-59М. Тем не менее, как следует из имеющейся информации, это оружие столкнулось с проблемами погодного характера и не смогло проявить себя в полной мере.

По некоторым причинам единственным носителем управляемых ракет Х-59 стал бомбардировщик Су-24М. Использование такого оружия самолетами иных типов просто не предусматривалось. Этот фактор, а также другие особенности проекта привели к тому, что уже в середине восьмидесятых годов началась разработка новой ракеты Х-59М. В рамках следующего проекта удалось ликвидировать некоторые недостатки, а также значительно повысить характеристики и, как следствие, общую эффективность ракеты. Появление ракеты Х-59М привело к прекращению серийного производства базовой Х-59.

Управляемая ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59 позволила заметно повысить ударную мощь отечественной фронтовой авиации. За счет использования ряда новых комплектующих удалось обеспечить доставку 148-килограммовой боевой части на дальность до 40 км и попадание в цель с КВО не более 2-3 м. В дальнейшем наработки по проекту «Овод» позволили создать новый проект Х-59М с повышенными характеристиками, что вновь должно было привести к повышению эффективности фронтовой авиации.


По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://aviaros.narod.ru/
http://ktrv.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Airwar.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. inkass_98 1 октября 2015 07:25
    Управляемая ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59 позволила заметно повысить ударную мощь отечественной фронтовой авиации.
    Если как такового боевого применения не было, то сложно говорить о повышение ударной мощи авиации. Пока в деле не опробуешь, не поймешь всех возможностей и недостатков изделия. Полигон ведь несколько отличается от реальной боевой обстановки.
    Кириллу же спасибо за то, что продолжает радовать нас интересными статьями.
  2. Mera Joota 1 октября 2015 07:45
    Ракеты с ТВ ГСН оказались не перспективными и после 1991г. практически исчезли. Наверно только у нас до сих пор эксплуатируют...
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv 1 октября 2015 13:30
      Цитата: Mera Joota
      Наверно только у нас до сих пор эксплуатируют...

      AGM-142 - Израиль, Индия, Республика Корея, Австралия, Турция, США.
      AJ.168 - Франция, Египет, Индия, Ирак.
      gjv
      1. ВВП 1 октября 2015 15:27
        Х-59 ... удалось обеспечить доставку 148-килограммовой боевой части на дальность до 40 км и


        Х-59МК дальность поражения до 285 км!!!
        При этом низкий ЭПР и высокая точность, способна скользить на высоте 10-15 м а на подходе к цели на высоте до 4 м...

        Х-59МК2 — модификация Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена инерциальной системой наведения (БИНС) комплексированной с оптико-электронной ГСН и НАП систем GPS/ГЛОНАСС, полет к цели осуществляется на высоте 50-300 м[9], предусмотрены проникающая и кассетная БЧ. Была представлена на МАКС-2009

        Если как такового боевого применения не было, то сложно говорить о повышение ударной мощи авиации. Пока в деле не опробуешь, не поймешь всех возможностей и недостатков изделия. Полигон ведь несколько отличается от реальной боевой обстановки.


        Х-59 кроме Чечни действительно нигде не применяли... Да и там бездарно, уж очень сложные погодные условия были, но вот предшественник Х-59 - Х-29 применяли очень широко в большом количестве конфликтов и зарекомендовала она себя очень хорошо...
    3. bober1982 2 октября 2015 15:22
      всё верно,эти ракеты и до 1991г.исчезли,были только бомбы.
  3. iouris 1 октября 2015 12:22
    Году в 1988-89 на полигоне Салдус в условиях низкой облачности применялись ракеты X-59 с лазерной головкой самонаведения. Одна из ракет за пределы полигона и попала разрушила коровник. Поскольку в Латвии "Народный фронт" уже высоко поднял голову, командованию пришлось принять очень быстрые и эффективные меры. Спирту ушло немеряно. Но, кажется, фермер остался доволен.
    Основными недостатками УР "воздух-поверхность" того периода являлись недостаточная дальность пуска, низкая чувствительность оптико-электронных датчиков и производительность бортовых вычислителей, высокая стоимость. Боевое применение считалось слишком сложным для лётчиков самолётов типа МиГ-27М и -К. Комплексные тренажёры лётчиков не позволяли не позволяли отрабатывать пуски УР на земле. Однако эти проблемы сегодня решаемы, и альтернативы высокоточным средствам поражения нет.
  4. svd-73 1 октября 2015 20:08
    Корпус имело полусферический головной обтекатель и четыре Х-образных дестабилизатора, расположенные рядом с ним. Для сокращения габаритов ракеты в транспортном положении дестабилизаторы были выполнены складными.
    А кто нибудь знает для чего к ракете присобачили дестабилизаторы,для преодоления ПРО непредсказуемыми маневрами? whatА голова у оператора наведения не закружиться? winked
  5. Zaurbek 3 октября 2015 10:41
    Она же сама наводится, без оператора.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня