Military Review

The head of the family is six-year-old Vanya

11
We fought as best we could. Simply.
We did our best to help you.

We believed: trouble chase away.
After all, we are soldiers, only of small stature.


Not big at all, but a slender army was heading from the village of Filatovka a half dozen kilometers to Lipetsk, where the military registration and enlistment office was located. In the roadside dust traces of soldiers' boots were clearly imprinted. Traces of bastards were minced next to them - they were wives, sisters, mothers. And the prints of the bare feet of the daughters and sons were scattered a little behind.

The head of the family is six-year-old Vanya


Following the soldier Boris Mikhailovich Goncharov, his whole family was walking - a spouse and six children. More precisely, they themselves were only stamped by five children, and the youngest, eight-month-old Ninochka, was carried on their hands.

However, among the members of the household, the silenok was smaller than that of Boris Mikhailovich. And when the children, tired of, one after another began to fall to the ground, the head of the Goncharov family also stopped. He carefully looked at his wife and children.

“Be courageous, dear ones,” he just said and left.

The case of wolves

That first year of the Great Patriotic War, Vanya, the eldest son of the Goncharovs, was only six years old. But now childhood is over, and all the boys and girls turned into adults of small stature. So Vanya, who would play with toy cars and soldiers, became the mainstay of a large family. Let his legs be left in the dust of the road so far that little footprints, and Vanya’s mom did not even reach the shoulder. But the boy realized that he should help the family to feed. After all, the time was coming very hungry.

True, Vanya's hands were still inept, and no one could help with advice and deed. But in the corner, as before the war, there was an old father's gun, and cartridges were gathering dust in the box. Boris Mikhailovich was known as the best hunter in Filatovka and, it happened, in peacetime he brought home more than a dozen ducks in one day.
When and how Vanya learned to shoot, he was known alone. But he mastered this business so famously that very soon in the Goncharov family almost every day they dined a hare roast for dinner. And the famine, which almost became the master of the house, now went out the door and hid there.

But to get a hare oh so easy. Skewed oblique, often make big discounts. In addition, the fresh trail must be distinguished from the old, otherwise the whole hunt for the cat under the tail. Here, an adult is easily confused, and Roly himself, without any prompting, learned to read a snow book. And when one day in winter I saw fresh sweeping, dog-like, but clawed tracks in deep snow, I immediately realized that these were wolves. The boy carefully walked around them and went out into a large clearing where rabbits sat thickly. But just figured out the tracks, wolves appeared: one, the other, the third - a large flock ....

Though the war turned Vanya into not the age of an adult, but the heart, then he left a child. It shrank from fear, meeting trouble alone, without adult defenders. True, not only for a little scared hunter. He remembered his hungry family, for whom no one would catch a hare tomorrow. I also regretted that his faithful friend, a small dog, with which they always tracked hares and white hares, would die now.

These thoughts gave strength. And with all the urine, Vanka skied to the stacks of straw that rose in the field. He ran awkwardly, slightly kosoboko, because he squeezed his dog in his left hand. But he did!

The pack surrounded a huge stack, snarling and squealing with impatience to devour the prey. It was possible to shoot and scare away wolves, but Vanya felt sorry for the bullets. Yes, and he knew that all the animals still did not shoot, and the smell of blood only infuriates the predators. Therefore, the boy threw the ski stick to the wolves, then another, then the skis, lined with elk skin (so they slide better and do not roll back during the course of the mountain). Under the wolf's teeth it all shattered into pieces. The animals came closer and closer to the boy, the stack-hero was inferior to them, but still held Vanya and the dog high on his shoulders ...

They were saved by old men passing by on a cart. Seeing trouble, they shouted, pounded, who with what could, fired a couple of times into the air. And then they took off frozen, frightened pseudo-hunters from the stack and took them home.

Farther...

In his own, Goncharov way, he got Vanyushka and gophers. Moreover, he taught the case to her older sister Katya and younger brother Misha. The guys tried to eat boiled animals, but their meat was too hard and unpleasant to taste. His stomachs were very painful, nauseous. Then they started cooking soap from this meat, adding caustic to the water. By the way, this soap helped a lot from lice, which became a great misfortune during the war. In addition, homemade gopher soap in the village could be exchanged for small things and even food.

Splitting firewood also became Vanya’s duty, although no one forced him to do it. True, the heavy ax, accustomed to Boris Mikhailovich’s dexterous hands, initially did not obey the boy. I had to chop wood on my knees, so as not to snip my leg.

Vanina's mother, Tatyana Pavlovna, used to bake bread for the entire collective farm. Just imagine: every day there was a very tasty smell in the Goncharovs' house. But none of the guys never allowed himself to break even the crust! Little Nina - and she was not capricious. Everyone knew: bread is a stranger. One can only inhale the aroma and dream. Hunger does not win, but what to do?

In the 1943 year, a notice arrived that Boris Mikhailovich went missing. Only this was indicated in the paper, which means that it was impossible to officially consider the head of the Goncharov family as a hero. What if he surrendered or worse, became a traitor? Nevertheless, all Filatovka knew - Boris Goncharov is not one of them. If he died, then defending his land to the last breath.

Time passed, but the news about the fate of his father still did not come. And then - the long-awaited Victory. She brought great joy, and along with it - hope. But they were not justified: the family remained orphaned. And now Vanya, already ten years old, has become a recognized senior man in his house. He continued to take care of his mother, sisters, and brothers. He turned out to be their real support, courageous little adult man who fulfilled the last testament of his father.

... Ivan Borisovich graduated from a vocational school. He served in the army, worked in his own collective farm, then he was a huntsman in Filatovsky forestry. There was no trace of an animal or bird that he could not read. It did not grow in the Dobrovsky district and in the whole area of ​​a tree or bush with an unknown name to Ivan. He understood the forest well and infinitely loved all of its inhabitants, even the wolves, who had nearly torn to pieces.

However, the life of Ivan Borisovich was short: at forty-five years he died tragically. Having learned the terrible news, his mother, Tatiana Pavlovna, lost her sight.

A few years after that, Nina Borisovna, the very little one, found the “strings” of her father’s fate. Boris Mikhailovich died the death of the brave in the Bryansk region.

It is a pity that Ivan did not have time to find out. But he probably did not need such confirmation. After all, the character of the Goncharovs is inherited.
And now look at the photo, please. On the first day of the war, a photographer walked through Filatovka. Fathers were in a hurry to take pictures with their families. And, probably, looking at the lens, they all thought: what if this is the last shot? But look at the faces of Boris Mikhailovich, Tatiana Pavlovna, Vanya. No one has any fear. Though they do not know what is ahead, but they are not afraid.
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Stiletto
    Stiletto 6 October 2015 08: 58 New
    11
    Oh fascists, damn you forever! So much grief, so much suffering, so many good, strong families, so many fates broke! Europeans, civilized, your mother .... am
    1. THE_SEAL
      THE_SEAL 6 October 2015 11: 13 New
      +4
      Now Germany is again trying to raise its head. Consider themselves first-class people.
      I still think that the Germans are not our friends and partners. And they will never be. Since ancient times, the Russians despised the Germans for their pettiness and meticulousness. Well, they beat me repeatedly.
      The army and navy are still the best friends of Russia. If you are weak, then no UN will help you.
  2. parusnik
    parusnik 6 October 2015 09: 03 New
    +7
    There is a similar photo in our family .. Grandmother, with grandfather .. and 11 children .. still alive .. Two of them died ...
  3. Lenhard
    Lenhard 6 October 2015 09: 11 New
    +5
    Nails would be made from these people:
    Harder would not have been in the world of nails.
  4. tarik13
    tarik13 6 October 2015 11: 30 New
    +3
    Well done lad.
  5. Belousov
    Belousov 6 October 2015 12: 07 New
    +1
    Eh, what kind of people were ... And now all the likes, ki and reposts ...
  6. wswff
    wswff 6 October 2015 14: 27 New
    +3
    Man they are 6 years old man!
  7. Olegmog
    Olegmog 6 October 2015 19: 12 New
    +1
    In the war, my grandmother told me that too
    tried to eat gophers, did not go.
    Also left alone, with three children!
    Last year, thanks to the Memory Watch website,
    Found a missing grandfather!
    He died near Gomel!
  8. Ivan Mokhovikov
    Ivan Mokhovikov 6 October 2015 22: 01 New
    +1
    Handsome, at 5 years old, controlled weapons
  9. Reptiloid
    Reptiloid 7 October 2015 20: 36 New
    0
    Very good, sincere articles. Thank you very much, I regret that I did not read them in my childhood.
    1. Reptiloid
      Reptiloid 8 October 2015 04: 27 New
      0
      Rather, I did not read books like your articles. Here.

Глава семьи - шестилетний Ваня

Мы воевали, как умели. Просто.
Мы как могли, старались вам помочь.
Мы верили: беду прогоним прочь.
Ведь мы солдаты, только маленького роста.


Совсем не большая, однако стройная армия направлялась из села Филатовка за полтора десятка километров в Липецк, где находился военкомат. В придорожной пыли чётко отпечатывались следы солдатских сапог. Рядом семенили следы лаптей — то были жёны, сёстры, матери. И чуть позади рассыпались отпечатки босых ножек дочек и сыновей.


Глава семьи - шестилетний Ваня


Вслед за солдатом Борисом Михайловичем Гончаровым шла вся его семья — супруга и шестеро детей. Точнее, сами-то топали только пятеро детишек, а самую младшую, восьмимесячную Ниночку, несли на руках.

Однако у домочадцев силёнок было поменьше, чем у Бориса Михайловича. И когда дети, устав, один за другим стали опускаться на землю, остановился и глава семейства Гончаровых. Внимательно посмотрел на жену и ребятишек.

- Будьте мужественными, дорогие, - только сказал и ушёл.

Случай с волками

В тот первый год Великой Отечественной войны Ване, старшему сыну Гончаровых, исполнилось всего-то шесть лет. Но теперь детство кончилось, и все мальчишки и девчонки словно превратились во взрослых маленького роста. Вот и Ваня, которому бы в машинки да солдатиков играть, стал опорой большой семьи. Пусть его ножки оставляли в дорожной пыли пока что маленькие следы, а маме Ваня не доходил и до плеча. Но пацанёнок понял, что именно он должен помочь семье прокормиться. Ведь время наступало очень голодное.

Правда, руки Вани были ещё неумелыми, и никто не мог помочь советом и делом. Зато в углу, как и до войны, стояло старое отцовское ружьё, а в ящике пылились патроны. Борис Михайлович слыл лучшим в Филатовке охотником и, бывало, в мирные времена за один день приносил домой больше десятка уток.
Когда и как Ваня научился стрелять, известно было ему одному. Но это дело он освоил так лихо, что очень скоро в семье Гончаровых почти каждый день на ужин уплетали заячье жаркое. И голод, чуть не ставший в доме хозяином, теперь вышел за дверь и притаился там.

А ведь зайца добыть ох как непросто. Петляют косые, часто делают большие скидки. К тому же свежий след надо отличать от старого, иначе вся охота коту под хвост. Здесь и взрослый человек легко запутается, а Ванька сам, без всяких подсказок, научился читать снежную книгу. И когда однажды зимой увидел на глубоком снегу свежие размашистые, похожие на собачьи, но когтистые следы, сразу смекнул, что это волки. Мальчишка аккуратно обошёл их и вышел на большую поляну, где густо натропили зайцы. Но только разобрался в следах, показались волки: один, другой, третий — большая стая....

Хоть и превратила война Ваню в не по возрасту взрослого человека, а сердечко-то у него осталось детское. Сжалось оно от страха, встречая беду в одиночку, без взрослых защитников. Правда, не только за себя испугался маленький охотник. Он вспомнил о своей голодной семье, для которой завтра никто не поймает зайца. А ещё пожалел о том, что сейчас погибнет его верный друг, маленькая собачка, с которой они всегда вместе выслеживали русаков и беляков.

Эти мысли придали сил. И со всей мочи побежал на лыжах Ванька к стогам соломы, которые возвышались в поле. Побежал неловко, немного кособоко, потому как в левой руке он сжимал свою собачку. Но успел!

Стая окружила огромный стог, рыча и повизгивая от нетерпения растерзать добычу. Можно было выстрелить и отпугнуть волков, но Ваня жалел патроны. Да и знал он, что всех зверей всё равно не перестреляет, а запах крови только разъярит хищников. Поэтому мальчик бросил волкам лыжную палку, потом другую, затем лыжи, подбитые лосиной шкурой (так они лучше скользят и не дают отката назад во время хода в гору). Под волчьими зубами всё это разлетелось в щепки. Звери всё ближе подбирались к мальчику, стог-богатырь уступал им в силе, но всё ещё высоко держал на своих плечах Ваню и собачку...

Их спасли проезжавшие мимо на телеге старики. Увидев беду, закричали, застучали, кто чем мог, пару раз пальнули в воздух. А затем сняли со стога промёрзших, испуганных горе-охотников и отвезли домой.

Дальше...

Своим, гончаровским способом добывал Ванюшка и сусликов. Мало того, обучил этому делу старшую сестру Катю и младшего братишку Мишу. Ребята пробовали есть варёных зверьков, но их мясо оказалось слишком жёстким и неприятным на вкус. От него сильно болели животы, тошнило. Тогда начали варить из этого мяса мыло, добавляя в воду каустик. Кстати, это мыло очень помогало от вшей, которые в войну стали большой напастью. Кроме того, самодельное мыло из сусликов в деревне можно было обменять на небольшие вещи и даже еду.

Колоть дрова тоже стало обязанностью Вани, хотя никто не заставлял его это делать. Правда, тяжёлый топор, привыкший к ловким рукам Бориса Михайловича, поначалу не слушался пацанёнка. Приходилось рубить дрова, стоя на коленках, чтоы не отхватить себе ногу.

Ванина мама, Татьяна Павловна, пекла для всего колхоза хлеб. Только представьте: каждый день в доме Гончаровых стоял очень вкусный запах. Но никто из ребят ни разу не позволил себе отломить даже корочку! Маленькая Нина — и та не капризничала. Все знали: хлеб чужой. Можно только вдыхать аромат и мечтать. Голод это не победит, но что поделать?

В 1943 году пришло извещение о том, что Борис Михайлович пропал без вести. В бумаге было указано только это, а значит, считать героем главу семьи Гончаровых официально пока что было нельзя. А вдруг он сдался в плен или того хуже, стал предателем? Тем не менее, вся Филатовка знала — Борис Гончаров не из таких. Если погиб, то защищая свою землю до последнего вздоха.

Шло время, а вести о судьбе отца всё ещё не приходили. А потом - долгожданная Победа. Она принесла огромную радость, а вместе с ней — надежды. Но они не оправдались: семья осталась осиротевшей. И теперь Ваня, уже десятилетний, стал признанным старшим мужчиной в своём доме. Он продолжал заботиться о матери, сёстрах и братьях. Он оказался их настоящей опорой, мужественным маленьким взрослым человеком, выполнившим последний завет отца.

...Иван Борисович окончил ремесленное училище. Служил в армии, работал в родном колхозе, потом был егерем в Филатовском лесничестве. Не было следа животного или птицы, который он не умел прочитать. Не росло в Добровском районе и во всей области дерева или куста с неизвестным Ивану названием. Он хорошо понимал лес и безгранично любил всех его обитателей, даже волков, которые когда-то едва не растерзали его.

Однако жизнь Ивана Борисовича оказалась короткой: в сорок пять лет он трагически погиб. Узнав страшную весть, его мама, Татьяна Павловна, потеряла зрение.

А через несколько лет после этого Нина Борисовна, та самая малышка, разыскала «ниточки» судьбы отца. Борис Михайлович пал смертью храбрых в Брянской области.

Очень жаль, что Иван не успел этого узнать. Но наверное, такое подтверждение ему и не требовалось. Ведь характер у Гончаровых передаётся по наследству.
А теперь посмотрите, пожалуйста, на фотографию. В первый день войны по Филатовке ходил фотограф. Отцы спешили сфотографироваться со своими семьями. И, наверное, глядя в объектив, все они думали: а вдруг этот снимок последний? Но посмотрите на лица Бориса Михайловича, Татьяны Павловны, Вани. Ни у кого нет страха. Хоть и не знают, что впереди, но не боятся.
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. Stiletto 6 октября 2015 08:58
    Эх, фашисты, будь вы навеки прокляты! Столько горя, столько страдания, столько семей хороших, крепких, столько судеб поломали! Эуропейцы, цивилизованные, мать вашу.... am
    1. THE_SEAL 6 октября 2015 11:13
      Сейчас германия опять пытается голову поднять. Считают себя людьми первого сорта.
      Я все-таки считаю что немцы нам не друзья и не партнеры. И никогда ими не будут. Русские издавна немцев презирали за мелочность и дотошность. Ну и били неоднократно.
      Армия и флот - все таки лучшие друзья России как не крути. Если ты слаб, то никакое ООН тебе не поможет.
  2. parusnik 6 октября 2015 09:03
    Подобная фотография есть и в нашей семье..Бабушка, с дедушкой..и 11 детей..еще живыми..Двое из них погибли...
  3. Ленхард 6 октября 2015 09:11
    Гвозди б делать из этих людей:
    Крепче б не было в мире гвоздей.
  4. tarik13 6 октября 2015 11:30
    Молодец хлопец.
  5. Belousov 6 октября 2015 12:07
    Эх, люди-то какие были... А сейчас сплошь лайки, ки да репосты...
  6. wswff 6 октября 2015 14:27
    Мужик они в 6 лет мужик!
  7. Олегмог 6 октября 2015 19:12
    В войну, бабушка моя рассказывала что тоже
    пытались есть сусликов, не пошло.
    Тоже осталась одна, с тремя детьми!
    В прошлом году благодаря сайту Вахта памяти,
    нашёл безвести пропавшего деда!
    Погиб под Гомелем!
  8. Иван моховиков 6 октября 2015 22:01
    Красавчик,в 5 лет с оружием управлялся
  9. Reptiloid 7 октября 2015 20:36
    Очень хорошие,душевные статьи.Большое спасибо,жалею,что я их в детстве не читал.
    1. Reptiloid 8 октября 2015 04:27
      Верней,не читал книг, подобных Вашим статьям. Вот.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня