Город заросших стапелей

Сейчас весьма популярен такой жанр фантастической литературы, как постапокалиптика. Авторы живописуют крах цивилизации по тем или иным причинам, наступление эры всеобщего хаоса и упадка. Финал человечества наступает столь стремительно и безжалостно, что выжившие внутренне не готовы к таким переменам. От старого мира остаются буквально крохи: предметы быта, оружие, инструменты. Кое-какие механизмы. Но все эти и без того мизерные запасы – конечны. Нет производственной базы, утрачены знания и технологии. Нет мастеров и ученых, способных вновь воплотить ту или иную вещь из прошлой жизни в металл.

Современная Украина все больше напоминает страну, пережившую если не апокалипсис, то, во всяком случае, крупное стихийное бедствие. На прошлой неделе должно было произойти некогда рутинное для города Николаева событие – разведение моста. На завод имени 61 коммунара пришли на ремонт два корабля ВМС Украины: ракетный катер «Прилуки» (спущен на воду в Ленинграде в 1979 году) и корабль пограничной охраны «Григорий Куропятников» (Ярославль, 1984 год). И все бы ничего, только Ингульский мост, под которым должны были пройти оба корабля, …не развелся. Для местных жителей разведение моста – редкое по нынешним временам зрелище. К 12 часам дня 16 сентября собралась публика. Но ничего не произошло. Покрутившись у «закрытой двери», катер «Прилуки», в конце концов, развернулся и ушел.

Власти объяснили произошедшее таким образом. За неделю до описываемых событий специально приглашенная киевская фирма с применением, как было сказано, «новых технологий» осуществляла ремонт асфальтного покрытия моста, в ходе которого «очевидно, был поврежден механизм подъема моста». Мэр города Ю. Гранатуров запретил попытки разведения моста до «полного выяснения причин». С точки зрения жителя «вселенной постапокалипсиса», создается впечатление, что вышел из строя технический артефакт «цивилизации великанов» и теперь необходимо призвать жрецов, имеющих крупицы древнего знания.


Воистину, только «цивилизация великанов» могла построить такое мощное инженерное сооружение с разводным пролетом 76,2 метра (крупнейшим в Европе). Строительство началось в 1974 и было успешно закончено в 1981 году. 6 ноября 1981 года Ингульский мост был торжественно официально открыт.

Советский Союз на рубеже 70-80 годов не знал такой досадной нелепости, как производственный кризис. Страна строила корабли. Завод имени 61 коммунара, или «61-й», как его называли в городе, был полностью загружен. Закончена серия БПК проекта 1134Б, начато строительство ракетных крейсеров проекта 1164 (проект «Атлант», нынешняя «Москва» и ее систершипы), параллельно идет строительство спасательного корабля проекта 557, шифр «Осьминог», будущего «Эльбруса». Есть заказы и для гражданского флота Советского Союза. Город полон военными, учеными, инженерами. Мост разводился чуть ли не еженедельно – кроме судостроительной завод осуществлял и судоремонтную деятельность. На реке кипела жизнь, между заводами перемещались плавучие краны, буксиры, другие суда.

Город заросших стапелей

Середина 80-х годов. Мост разводится штатно. Корабль комплексного снабжения «Березина» проходит под Ингульским мостом


И все это время мост исправно работал.

Но завыли над страной «ветра потерь, разлук, обид и зла», недобрые ветра «свободы». Из города ушла целая эпоха, а из акватории завода имени 61 коммунара – корабли. Сначала военные, потом стали исчезать и гражданские. 19 июля 1999 года после затянувшегося ремонта завод покинул ракетный крейсер «Москва», находившийся там почти 10 лет. Его однотипный собрат, «Адмирал Флота Лобов», носящий сейчас название «Украина», ржавеет у достроечной стенки. Участь этого корабля, очевидно, будет печальной.

Судостроительная промышленность незалежной Украины оказалась, подобно печально известному крейсеру, отрезанным ломтем (как метко выразился командующий ВМСУ Гайдук), который медленно, но неуклонно засыхал. Начавшийся в 2008 году экономический кризис и вступление в ВТО оказали губительное воздействие на завод имени 61 коммунара. Он стал заниматься только судоремонтом. Территория предприятия начинает дичать, зарастать кустарником и деревьями. Глазницами пустых окон взирают недостроенные цеха. К слову сказать, завод на рубеже 1980-90-х планировали кардинально модернизировать, расширить производственную базу, построить новые корпуса.

Но, как оказалось, новому государственному образованию, гордящемуся многотысячелетней историей, лучшим в мире салом и золотом Полуботка, которого никто никогда не видел, вовсе ни к чему такая хлопотная и сложная вещь, как судостроительная промышленность. И, как в романах о закате истории, оно стало просто проедать, доламывать, изнашивать то, что получило в наследство.

Новейшая история Украины не может похвастаться техническими успехами и достижениями. Нет списка мостов, заводов, электростанций, возведенных при светлом времени незалежности. Те суда и корабли, которые до недавнего времени уже были достроены и построены, – либо относились еще к советским проектам, либо строились на экспорт.

В последние годы завод окончательно стал напоминать одну из локаций небезызвестной компьютерной игры STALKER. Ржавчина, мусор и грязь. Символично, что в акватории старейшего в Николаеве судостроительного предприятия, давшего жизнь сотням кораблей, 6 августа 2012 года затонул прибывший для разборки на металлолом сухогруз «Василий Шукшин». Инцидент принес убытков на 4 миллиона гривен в тогдашних ценах.

Новейшие времена и вовсе затянули удавку. Долгое время жизнедеятельность завода во многом обеспечивали средства, выделяемые на содержание ракетного крейсера «Украина», который формально уже давно исключен из состава флота, но отдать приказ резать находящийся почти в 90-процентной готовности корабль было не с руки даже потомкам древних укров. Так и стоит «Украина» ни жива ни мертва. Средства на ее содержание помогали выжить сократившемуся до нескольких сот человек коллективу. Для контраста, во времена «тоталитарного» СССР на заводе имени 61 коммунара работало почти 16 тысяч человек. Он был самым «маленьким» из трех судостроительных предприятий Николаева, утратившего титул города корабелов. Теперь это город заросших стапелей. Многочисленные профильные научно-исследовательские институты мутировали в обычные офисные центры. Исчезли профессионально-технические училища. Эпохе менеджеров по продажам и продавцов-консультантов оказались не нужны судосборщики, трубогибщики, разметчики.

С начала 2014 года финансирование превращающегося из корабля в неподвижный водоизмещающий объект крейсера прекратилось.

Осенью 2014 года завод был привлечен к выполнению заказа для нужд Вооруженных Сил Украины. Заключался он в изготовлении… печек-буржуек. Комедия, стремительно миновав стадию фарса, обратилась драмой. Зарождавшийся как колыбель Черноморского флота, спускавший на воду парусные корабли и фрегаты, броненосцы и дредноуты, крейсеры и подводные лодки, завод в финале оказался задействован в производственном процессе, по масштабам сопоставимом с деятельностью небольшой ремесленной артели.

И хотя день города в этом году прошел под девизом «Николаев – парус Украины», вышиванок и веночков было в этот день больше, чем неудобных упоминаний того, что город вырос вокруг верфи, которая строила корабли для Черноморского флота Российской Империи.

Дикарь из постапокалиптического романа устраивает в остове космического корабля загон для скота. Использует артефакт, доставшийся от погибшей цивилизации, в силу своего понимания и нужды. Сидя на обломке, отвалившемся от ракеты, смотрит на звезды. Впереди у него тысячелетия развития, когда человек вновь сможет бороздить океанские и космические просторы. Новые дикари, которые еще помнят, как Николаев провожал корабли из родной гавани, не смотрят ни в океанские дали, ни на звезды. Сомнительно, что они смогут создать на основе высокотехнологического остова хотя бы скотобазу.

Город заросших стапелей

Тоталитарное прошлое. 1987 год. БПК «Толковый» для ВМФ Индии покидает акваторию завода. На заднем плане БПК проекта 1134Б


Город заросших стапелей

Незалежное настоящее. 2015 год. Ржавеющая «Украина» (слева). Катер пограничной охраны «Григорий Куропятников» спрятан за доком (по центру)


…Ингульский мост все-таки развели. На следующий день. С третьего раза. Он нехотя поднял свою могучую 76-метровую стальную «руку». Сейчас украинские корабли стоят в акватории. Они тоже отнюдь не детища незалежной Украины. Это советское наследие, с которым тут, кстати, борются в меру «волелюбных» сил. Хватит ли средств и мощностей, а главное, знания и умения, чтобы привести в приемлемое состояние эти уже немолодые корабли? Не разделят ли они печальное одиночество угрюмо ржавеющей «Украины»?

Николаев уже переживал годы упадка и период судостроительной паузы. Это произошло после поражения в Крымской войне, когда согласно одному из пунктов Парижского мирного договора Россия утрачивала право иметь военно-морские силы в бассейне Черного моря. Верфи пребывали в запустении, заводы остановились. Но спустя четверть века русский флот возродился, сменив дерево на броневые плиты, а паруса – на машины и котлы.

Канет ли в Лету кораблестроительное прошлое Николаева, или вернется флот и вдохнет жизнь в холодную сталь стапелей? Будут ли зеваки ходить мимо облезлых развалин, восклицая: «Вот тут в 56-м жизнь кипела!» – или из заводов вновь будут выходить корабли?
Автор: Денис Бриг


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 65
  1. Dart2027 23 сентября 2015 05:54
    Обидно за труды тысяч и тысяч людей пущенные на ветер, но итог закономерен.
    1. ДэнСабака 23 сентября 2015 14:35
      и за труд 1000 людей обидно. И за самих людей, давно уже не работающих на верфи по специальности, обидно ещё больше....
    2. Starover_Z 23 сентября 2015 19:22
      Дикарь из постапокалиптического романа устраивает в остове космического корабля загон для скота. Использует артефакт, доставшийся от погибшей цивилизации, в силу своего понимания и нужды. Сидя на обломке, отвалившемся от ракеты, смотрит на звезды. Впереди у него тысячелетия развития, когда человек вновь сможет бороздить океанские и космические просторы.

      Ситуация и данная цитата напомнили книгу Роберта Хайнлайна "Пасынки вселенной". Всё почти один в один, не считая что Украина никуда не летала и прошло всего навсего 25 лет. А какой финал !
    3. Семен Пуриков 24 сентября 2015 23:03
      Цитата: Казак

      Океан это самый новый завод полностью построенный при Советах. Он вообще расположен чёрте где за городом.
      1. Комментарий был удален.
      2. Семен Пуриков 24 сентября 2015 23:43
        Вот Вы сказали так: "Он вообще расположен..." А ведь место, где он расположен, овеяно такой историей и славой, от этого места и Николаев родился, и место это так любил Потемкин, что жить без него не мог и ехал туда даже из Херсона - этот город он называл почему-то не иначе как "гроб".
        Не поленитесь, прочитайте, пожалуйста - о этом месте, о котором Вы так выразились -

        http://www.my-nikolaev.pp.ua/2014/06/blog-post.html

        http://nikolaev-moscow.at.ua/publ/statja_o_nikolaeve/istorija_goroda/nikolaev_sh
        ire_moskvy/9-1-0-139

        Вот так - место... где-то за городом. Ан нет, непростое место. smile
    4. Комментарий был удален.
  2. Dimy4 23 сентября 2015 06:00
    ...От старого мира остаются буквально крохи: предметы быта, оружие, инструменты. Кое-какие механизмы...

    Вот такой вот постапокалиптический пейзаж напоминает сейчас наш район - поля зарастают, лес вырублен, от старых советских предприятий остались одни развалины, а те, что умудряются еще как то работать доживают свои последние дни.

    (Прим. Судиславский район Костромской обл.)
    1. Кузякин15 23 сентября 2015 06:46
      Да и у нас немало похожих обьектов,,эффективного менеджмента"
      Да и на многих дейс вующих прелприятиях немало цехов, напоминающих зону боевых действий.
      1. Комментарий был удален.
      2. ranger 23 сентября 2015 11:52
        Цитата: Кузякин15
        Да и у нас немало похожих обьектов,,эффективного менеджмента"


        А может быть автору пора сделать подобный репортаж об одном из регионов о котором говорится в комментариях...
        Не знаю, возможно выскажу непопулярную точку зрения, но по-моему украинская тематика в последнее время в значительной мере начинает заслонять наши проблемы, которых у нас тоже хватает.
        У автора вызывает интерес то что происходит на Украине - и он делать репортаж о Николаеве и сокрушается о ом что там происходит... А может быть стоит сделать такой же материал, напримео, той же Костромской области.
        Неужели положение в украинском регионе актуальней чем ситуация в одном из российских регионов - мы все таки живем в РОссии...
        Судя по комментариям это не так..
        P.S. А может быть все дело в том, что о проблемах соседа писать проще и безопасней чем о своих собственных?
        1. 97110 23 сентября 2015 12:13
          Цитата: ranger
          А может быть автору пора сделать подобный репортаж об одном из регионов о котором говорится в комментариях...

          А может быть и не об одном. Пишут про
          Цитата: Dimy4
          Судиславский район Костромской обл.

          Не был, но сомнению не подвергаю. Взгляд автора, свежий, со стороны, был бы полезен. Можно поискать и другие примеры, про рост и развитие. Если не найдёт автор, пусть так и напишет.
      3. ava09 23 сентября 2015 22:24
        Цитата: Кузякин15
        Да и у нас немало похожих обьектов,,эффективного менеджмента"
        Да и на многих дейс вующих прелприятиях немало цехов, напоминающих зону боевых действий.


        "Эффективный менеджмент" - эффективное воровство или капитализм по русски, несовместим с научно-техническим прогрессом. В руинах обязательно будет что-то лежать, или "эффективный менеджмент", или высокотехнологичные промышленные предприятия. Что, народ выберет...
    2. VEKT 23 сентября 2015 10:37
      У меня в соседних деревнях 25 лет назад были молочные фермы, голов 300 скота, сейчас там не осталось ничего,местные даже бетонные плиты подергали.
      1. insafufa 23 сентября 2015 11:12
        Цитата: VEKT
        У меня в соседних деревнях 25 лет назад были молочные фермы, голов 300 скота, сейчас там не осталось ничего,местные даже бетонные плиты подергали.


        Такое и у нас в Башкирии разваливают сейчас остатки от птицефермы совхозный и следа не осталось ее первую разобрали и такая же судьба постигла и коровники у нас в рай ферм можно пересчитать по пальцам одной руки
        1. амурец 23 сентября 2015 14:36
          Был у нас губернатором Кожемяка.О.Н.вроде дела в сельском хозяйстве двигались, но в основном за счёт сои.На молоко,мясо обращал внимание но цены на рынке высокие.Сейчас пришёл новый,молодой губернатор,что будет увидим,так как старый губернатор забрал вою команду на Сахалин.Чтобы о Кожемяке не говорили он больше хозяйственник, а не политик
        2. Altona 24 сентября 2015 21:37
          Цитата: insafufa
          Такое и у нас в Башкирии разваливают сейчас остатки от птицефермы совхозный и следа не осталось ее первую разобрали и такая же судьба постигла и коровники у нас в рай ферм можно пересчитать по пальцам одной руки

          ------------------
          В Челябинской области зато много новых птицеферм построили...Насчёт коров не знаю..
      2. 97110 23 сентября 2015 12:18
        Цитата: VEKT
        У меня в соседних деревнях 25 лет назад были молочные фермы, голов 300 скота, сейчас там не осталось ничего,местные даже бетонные плиты подергали.

        В 1989-1990 жил в Котласе. Был с курсантами на с/х работах на правом берегу Вычегды, напротив Коряжмы. Уже тогда деревни превращались в дачные посёлки, без скотины и ферм, естественно. Процесс не прерывался с начала развития капитализма в России. Иногда ослабевал, иногда усиливался, но народ уходил в города.
    3. Serg65 23 сентября 2015 17:03
      Николаевское адмиралтейство (завод имени 61-го коммунара) уже как 215 лет строит корабли, это завод мирового уровня и сравнивать его с колхозом "Червоно Дышло" Судиславского района Костромской губернии по крайней мере не этично!! Если уж сравнивать, то уж с Балтийским заводом или Северной верфью. Dimy4 если вы хотите сравнить что то с чем то, так сравните свой Судиславль с Шувалова, тем более это в 50-ти км от вас!!!
      1. профессор 23 сентября 2015 19:47
        Цитата: Serg65
        Если уж сравнивать, то уж с Балтийским заводом или Северной верфью.

        Вы о чем? 61-й древний как у мамонта яйца и сравнивать его с нормальными заводами нельзя.
        1. Serg65 23 сентября 2015 20:31
          Цитата: профессор
          Вы о чем? 61-й древний как у мамонта яйца и сравнивать его с нормальными заводами нельзя.

          Ох Олег, я вас умоляю! А ССЗ Северные верфи у нас младенец??? Ну да, таки на 68 годков помладше будет. Я уже не упоминаю Адмиралтейские верфи lol . Да дело то не в том кто старше,а в том что курочке несущей золотые яйца жлобы отвинтили голову! А ведь каких то 30-40 лет назад этот завод выпускал в море шикарные кораблики, вошедшие в историю ВМФ СССР.
          1. профессор 23 сентября 2015 20:39
            Цитата: Serg65
            Ох Олег, я вас умоляю! А ССЗ Северные верфи у нас младенец??? Ну да, таки на 68 годков помладше будет. Я уже не упоминаю Адмиралтейские верфи

            Да Вы на стапеля 61-го гляньте. Они и при совке доживали свои последние дни впрочем как истальне цеха. Поэтому 61-й и загнулся первым.
            1. Serg65 23 сентября 2015 21:25
              Цитата: профессор
              Да Вы на стапеля 61-го гляньте. Они и при совке доживали свои последние дни впрочем как истальне цеха. Поэтому 61-й и загнулся первым.

              Неправда ваша, почтенный! Завод "им.61 Коммунара" примерно равен Балтийскому заводу в Питере по масштабу, это был при СССР крупный, мощный завод. ЧСЗ - это вообще сверхгигант, равный разве что северодвинскому СМП, больше аналогов в экс-СССР никаких нет. На этом разваливающемся с ваших, Олег, слов за 54 года до развала Союза было построено 32 эсминца, 32 СКР, 15 БПК пр.61, 7 БПК пр.1134-Б, 3 крейсера пр.1164, плюс к этому 90 рефрижераторов (единственный завод в СССР строивший подобные суда). На фото акватория завода в 1991 году у восточной стенки стоят Слава и Николаев.
              1. профессор 23 сентября 2015 21:34
                Цитата: Serg65
                Неправда ваша, почтенный!

                Как интересно. Вы сами-то на (или как говорят николаевцы "в") заводе были? Стапеля видели? Мы там долго у стенки стояли.

                Цитата: Serg65
                На этом разваливающемся с ваших, Олег, слов за 54 года до развала Союза было построено 32 эсминца, 32 СКР, 15 БПК пр.61, 7 БПК пр.1134-Б, 3 крейсера пр.1164, плюс к этому 90 рефрижераторов (единственный завод в СССР строивший подобные суда).

                А теперь сравните суммарный тоннаж кораблей построенных на ЧСЗ, Океане и ленинградских заводах.
                1. Serg65 23 сентября 2015 21:57
                  Цитата: профессор
                  Как интересно. Вы сами-то на (или как говорят николаевцы "в") заводе были? Стапеля видели? Мы там долго у стенки стояли.

                  В заводе был и стапеля видел, Олег вы хотите сказать что доки Орджоникидзе, Кронштадта, стапеля Адмиралтейства, Балтийского завода в те времена блестели глянцем?
                  Цитата: профессор
                  А теперь сравните суммарный тоннаж кораблей построенных на ЧСЗ, Океане и ленинградских заводах.

                  Ой не трясите мои мозги, а то от смеха моя голова кружится начинает! В таком случае почему бы с 61-м заводом не сравнить суммарный тоннаж всех судостроительных заводов мира??? fellow
                  Олег, я же не говорю что этот завод самый, самый лучший...один из лучших и мне его очень жалко и обидно когда его сравнивают с колхозом "Сорок лет без урожая" hi
                  1. профессор 24 сентября 2015 14:01
                    Цитата: Serg65
                    В заводе был и стапеля видел, Олег вы хотите сказать что доки Орджоникидзе, Кронштадта, стапеля Адмиралтейства, Балтийского завода в те времена блестели глянцем?

                    Хочу сказать что 61-й и при совке не блистал мощностями и до ЧСЗ с Океаном ему было как...

                    Цитата: Serg65
                    Ой не трясите мои мозги, а то от смеха моя голова кружится начинает! В таком случае почему бы с 61-м заводом не сравнить суммарный тоннаж всех судостроительных заводов мира???

                    Давайте яблоки с яблоками. 61-й с другими заводами. Хотя бы Океаном.

                    Цитата: Serg65
                    Олег, я же не говорю что этот завод самый, самый лучший...один из лучших и мне его очень жалко и обидно когда его сравнивают с колхозом "Сорок лет без урожая"

                    С колхозом его сравнивают только [удалено], но среди николаевских заводов он был отстающим и выживал во много благодаря соседству с ЧСЗ и Океана.
                    1. Казак 24 сентября 2015 16:20
                      Всё по порядку.
                      61-й чётко выполнял те производственные задачи на которые он был нацелен,а именно - строительство БПК,крейсеров,специальных судов,рефрижераторов и прочих сходных по тоннажу судов и кораблей.Это самый старый ССЗ Николаева.Отстающим он никогда не был и строил те суда и корабли на которые были способны его стапеля...
                      Если я езжу на микроавтобусе,а Вы на автобусе,то это не значит,что я "отстающий".Просто мы выполняем разные задачи.
                      ЧСЗ это тоже старый завод,но его превратили в уникальное гигантское предприятие,т.к расположение у него гораздо более выгодное,чем у 61-го.
                      Океан это самый новый завод полностью построенный при Советах.Изначально строился для производства крупнотоннажных гражданских судов.Он вообще расположен чёрте где за городом.Теперь он тоже является районом Николаева.
                      Несомненно ЧСЗ самый мощный завод из трёх,но это не говорит о том,что остальные "выживали рядом с ним"...Каждый делал свою работу и каждый имел свои заказы.У 61-го три стапеля,у ЧСЗ - 2 стапеля,1 огромная предстапельная площадка для формирования блоков корпусов с массой до 1700т,1 линия для поточного производства БМРТ(конвейер по производству огромных траулеров),у Океана - 354-метровый сухой док...Всё это раньше было занято...А больше большего построить невозможно.
                      1. профессор 24 сентября 2015 16:34
                        Цитата: Казак
                        61-й чётко выполнял те производственные задачи на которые он был нацелен,а именно - строительство БПК,крейсеров,специальных судов,рефрижераторов и прочих сходных по тоннажу судов и кораблей.Это самый старый ССЗ Николаева.Отстающим он никогда не был и строил те суда и корабли на которые были способны его стапеля...

                        Был он отстающий и на большее просто не был способен. Развиваться ему не куда было- был он почти в центре города. На правом берегу Ингула начали было строить новые цеха, но так и не успели.
                      2. Семен Пуриков 24 сентября 2015 23:36
                        Цитата: Казак

                        Океан это самый новый завод полностью построенный при Советах.Он вообще расположен чёрте где за городом.Теперь он тоже является районом Николаева.


                        Вот Вы сказали как-то так: "Он вообще расположен..." А ведь место, где он расположен, овеяно такой историей и славой, от этого места и Николаев родился, и место это так любил Потемкин, что жить без него не мог и ехал туда даже из Херсона, который называл почему-то не иначе как "гроб".
                        Не поленитесь, прочитайте, пожалуйста - о этом месте, о котором Вы так выразились -

                        http://www.my-nikolaev.pp.ua/2014/06/blog-post.html

                        http://nikolaev-moscow.at.ua/publ/statja_o_nikolaeve/istorija_goroda/nikolaev_sh

                        ire_moskvy/9-1-0-139

                        Вот так - место... где-то за городом. Ан нет, непростое место. smile
              2. Serg65 23 сентября 2015 21:34
                А теперь фото 2012 года, тажа восточная стенка, слева от Лобова два наклонных стапеля на которых и собирались корабли океанской зоны.
  3. Evgeniy667b 23 сентября 2015 07:09
    ЗИЛ, АЗЛК, Красное Сормово-это только часть... У нас может чуть-чуть получше, и то больше на экспорт.
  4. sergeyzzz 23 сентября 2015 07:29
    Цитата: Evgeniy667b
    ЗИЛ, АЗЛК, Красное Сормово-это только часть... У нас может чуть-чуть получше, и то больше на экспорт.

    Ну, Красное Сормово здесь немного не в тему, если они не хотят сейчас выпускать военную технику, это не значит что они закрылись.
    1. gispanec 23 сентября 2015 08:34
      Цитата: Evgeniy667b
      Красное Сормово-это только часть... .

      эт с чего такие заявления???....у нас на Красном Сормово регулярно идут сдачи гражданскому флоту сухогрузов река-море....правда больше на экспорт, но завод пашет....причем в две смены...если нет военных заказов, то это ещё ни чего не говорит....это в конце 90-х...господин Бендукидзе с успехом его разваливал, но все не успел....так что звезд с неба не хватаем, но и не простаиваем...
      1. зокняй82 23 сентября 2015 12:01
        Искренне за вас рад!!!
  5. Aleksander 23 сентября 2015 08:25
    Даже после Крымской войны , в период запрета, верфи Николаева выпустили 6 военных шлюпов и фрегат, выпущенный в "гражданском" варианте.
    Мерзавцы и преступники, передавшие колыбель русского Черноморского флота и его многочисленные базы в недоразумение Украину, надеюсь, еще ответят перед судом потомков.
    1. профессор 23 сентября 2015 19:48
      Цитата: Aleksander
      Даже после Крымской войны , в период запрета, верфи Николаева

      Нет и не было верфей в Николаеве. Там всегда были судострительные заводы.
      1. Aleksander 24 сентября 2015 02:56
        Цитата: профессор
        Нет и не было верфей в Николаеве. Там всегда были судострительные заводы.

        belay
        -Верфь (нидерл. werf) —предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей.
        -судострительный завод-предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей.
        Потёмкин-Таврический -Ордером номер 282 от 27 апреля 1789 года он поручает своему первому помощнику и другу, Михаилу Фалееву, "завести верфь на Ингуле". Судостроительная верфь в разное время называлась "Новая верфь", "Ингульская верфь", "Усть-Ингульск", "Верфь на Ингуле"
        1. Казак 24 сентября 2015 13:58
          Как инженер-кораблестроитель поясню Вам разницу между верфью и судостроительным заводом.
          Верфь это судостроительное предприятие по СБОРКЕ судов и кораблей.Иными словами другие предприятия производят и поставляют на верфь львиную долю того из чего собирается судно,а сама верфь занимается сборкой корпуса и последующим насыщение его.
          Судостроительный завод имеет весь комплекс обрабатывающего и производственного оборудования.Судосборочный,машиностроительный,трубогибочный,мебельный,корпусообр
          абатывающий и прочие цеха.Иными словами ССЗ своими силами производит ОЧЕНЬ многое - начиная от обработки металла и кончая изготовлением гребных валов,винтов,различного оборудования,мебели и т.д...
        2. профессор 24 сентября 2015 14:04
          Цитата: Aleksander
          Потёмкин-Таврический -Ордером номер 282 от 27 апреля 1789 года он поручает своему первому помощнику и другу, Михаилу Фалееву, "завести верфь на Ингуле". Судостроительная верфь в разное время называлась "Новая верфь", "Ингульская верфь", "Усть-Ингульск", "Верфь на Ингуле"

          Со времен Потемкина многое изменилось, в том числе и методология. Теперь то что построили пару сотен лет назад называется "судостроительный завод". Хотя к 61-му это уже не относится. теперь это не завод и даже не верфь, а свалка металлолома.
          1. Aleksander 24 сентября 2015 20:03
            Цитата: профессор
            Цитата: Aleksander
            Потёмкин-Таврический -Ордером номер 282 от 27 апреля 1789 года он поручает своему первому помощнику и другу, Михаилу Фалееву, "завести верфь на Ингуле". Судостроительная верфь в разное время называлась "Новая верфь", "Ингульская верфь", "Усть-Ингульск", "Верфь на Ингуле"

            Со времен Потемкина многое изменилось, в том числе и методология. Теперь то что построили пару сотен лет назад называется "судостроительный завод". Хотя к 61-му это уже не относится. теперь это не завод и даже не верфь, а свалка металлолома.

            Но Вы то меня "поправили" belay именно относительно ТОГО, потемкинского, времени, когда в послекрымскойвоенной России, якобы, не было верфей в Николаеве. Но ТОГДА они там-БЫЛИ.
            А 61-ый я не трогал. Вообще...
            Методология-это было далеко ПОТОМ...
            hi
          2. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  6. v.yegorov 23 сентября 2015 09:49
    Канет ли в Лету кораблестроительное прошлое Николаева, или вернется флот и вдохнет жизнь в холодную сталь стапелей? Будут ли зеваки ходить мимо облезлых развалин, восклицая: «Вот тут в 56-м жизнь кипела!» – или из заводов вновь будут выходить корабли?

    Будут и верфи, и корабли, когда Российская империя возродится и вберет в себя
    невнятное образование, именуемое Украиной.
  7. Limon1972 23 сентября 2015 09:56
    Это маленькая капелька от того что в целом по всему Союзу. Посмотрите сколько было вбухано в сельское хозяйство в Центральной полосе. На сотни километров заброшенные коровники и поля. ИМХО по сегодняшнему курсу это поди триллионы долларов!
  8. Даос 23 сентября 2015 10:48
    Да, обидно, служил я в Николаеве. Город завод, город гарнизон... Был. ТАКРы мои все там строились. А какие машины на "Водопое" сидели...
  9. Азитрал 23 сентября 2015 11:00
    Липецкая губерния 2013 год. Бывший совхоз, поля засеяны, на поле какой-то балаган. Разговорился с теми, кто работает. Обрабатывают 2/3 былых угодий, собирают и продают в три раза больше зерна. На все - про все 17 человек. "А деревню чего развалили? Не жалко?" "А - к чему она? Вон дорога какая, десять минут - Задонск, полчаса - и в Липце (это они, кое-где, так Липецк называют)". Но там таки - дороги. Мало где такие и столько.
    1. Alexey RA 23 сентября 2015 12:02
      Цитата: Азитрал
      Липецкая губерния 2013 год. Бывший совхоз, поля засеяны, на поле какой-то балаган. Разговорился с теми, кто работает. Обрабатывают 2/3 былых угодий, собирают и продают в три раза больше зерна. На все - про все 17 человек.

      Хе-хе-хе… вспоминаю репортаж начала 2000-х из Курской области. Бывший колхоз, который стал каким-то сельхозтовариществом или кооперативом. Но люди, в основном, остались те же, с колхоза. Спросили у председателя про урожай – тот с гордостью заявил, что он в 5 раз больше, чем во времена Союза. Корреспондент удивился – почему? Ответ председателя меня убил: "Так теперь наша зарплата от урожая зависит. Пришлось делать, как агроном говорит, да ещё и старые методички из всяких сельхозНИИ наконец-то прочесть - раньше мы их не читая подальше засовывали. Раз удобрения подорожали – теперь приходится вносить их тоже по науке, в срок и не больше требуемого. Вот и подняли урожайность."
  10. Огурцов 23 сентября 2015 11:43
    Тут надо смотреть в корень проблемы.А корень в том ,что идёт борьба с рабочим.Он же могильщик капитализма по Марксу.А капиталисты не хотят умирать.Значит он будет сокращён до контролируемых количеств,зачем платить такой ораве и заменён на машины-это стратегическая цель.А ИГИЛ,фашисты всякие-это всего лишь инструменты.
  11. Glot 23 сентября 2015 11:43
    Да что об Украине говорить ? В РФ лучше что ли ? Сколько у нас заводов, фабрик, земель уже давно продано, бурьяном поросло ? Сколько посёлков да деревень опустело ?
  12. teron 23 сентября 2015 12:13
    Хотел было ляпнуть, что у нас не сильно лучше, но не стану. За последние 10 лет много чего понастроили и не только развлекательных центров. Старое кое-где еще стоит, но многое уже разобрали и застроили территорию. Лучше или хуже - не знаю. Кто-то на селе разоряется, а кто-то наоборот. Что-то делается, что-то не делается, а что-то делается не правильно. Но движение есть.
    Что плохо для Украины, что благодаря засилью их олигархов, решающих исключительно свои вопросы, Украина и ее промышленность сегодня проходит через испытания наших 90-х. Что там после этого останется - вопрос.
  13. григорьевич 23 сентября 2015 12:22
    Цитата: Glot
    Да что об Украине говорить ? В РФ лучше что ли ? Сколько у нас заводов, фабрик, земель уже давно продано, бурьяном поросло ? Сколько посёлков да деревень опустело ?

    Ну не знаю,у нас в Электростали все крупные заводы работают и не загнулись. Да и поля в Моск. и Влад.областях начинают потихоньку осваивать.
    1. Glot 23 сентября 2015 13:28
      Ну не знаю,у нас в Электростали все крупные заводы работают и не загнулись. Да и поля в Моск. и Влад.областях начинают потихоньку осваивать.


      Это хорошо. А у нас, в Мск, ну ЗИЛа и АЗЛК касаться не будет, всё уже. А вот наш ТМЗ ( там где "Бураны" делали и двигатели для самолётов чинили и прочее ) практически весь сдан в аренду под склады и различные конторы купи/продай. Знаю потому как там работал, года полтора как уволился. От прошлого только охрана режимная осталась, а так ... трендец. Тёща у меня на РСК МИГ работает инженером. Там тоже не лучше, МИГ потихоньку уходит в небытие. Поля подмосковные ... Дача у меня там, по минке почтив ста км.. Стоят поля, стоят раздолбанные коровники, раньше ещё в полях тех ржавели комбайны брошенные. Сейчас убрали, потому как поля под участки сдают дачные ( или продают не знаю ) и лес что вокруг, валят, строят из него дома для этих дач на продажу. Собственно как я понимаю, с этого и живут. Но живут лучше чем лет десять назад. Раньше идёшь по городку, там пиндец - всё развалено, в домах стёкол нет, дороги как лунный пейзаж - все в кратерах и прочее и прочее. Сейчас уже не так, дороги отремонтировали и продолжают ремонтировать, городок в порядке, всё ухожено и чисто, новая автобусная станция ( точнее реконструированная старая ) стоит, церковь разваленную подняли. В этом плане да, стало лучше в городке, и заметно лучше. Но поля стоят или в аренде под участки, и они строятся там не по дням а по часам. Лес рубится. Живут.
      Как то так. Ну это, лишь часть того, что лично знаю и вижу. Может где-то и иначе.
    2. Комментарий был удален.
  14. galan 23 сентября 2015 19:26
    Пока существует такое государство как украина в Николаеве судостроения не будет. Кораблестроительная отрасль это не только и столько судостроительные заводы (а не верфи) это целые отрасли от металлургии до лаков и красок.А проектные конторы, где Черноморсудопроект, где ПКБ Прогресс. Без этого нет судостроения.
  15. starshina пв 23 сентября 2015 19:30
    Дааа,большая была страна!! жить бы да жить спокойно,работать!!! нет,надо всё на голову поставить.
  16. профессор 23 сентября 2015 19:44
    "61-й" завод и в советские времена не блестал ни технологией ни какими другими показателями. Куда продвинутее были ЧСЗ и "Океан". "61-й" было начали модернизировать, но так и не успели. А в остальном статья правильная. Умерло кораблестроение в Украине.
  17. Plombirator 23 сентября 2015 21:51
    Вернее,Ерофеева,но тоже мистера.
  18. Казак 23 сентября 2015 23:57
    61-й завод на данный момент это труп...мумифицированный.Оборудование порезано и вывезено;стапеля заросли деревьями;разобрана и продана на лом подходная жд.ветка;у северной достроечной набережной затоплен сухогруз "Василий Шукшин",пришедший на разборку и утонувший вследствии воровства цветной забортной арматуры...Восстановить завод практически нереально,т.к он технически и морально устарел...Плюс он совершенно не нужен Украине...Даже на ЧСЗ пытались разрезать на лом один из двух уникальных 900-тонных кранов на стапеле "0"...Эти краны в паре поднимают блоки до 1700т массой...Именно так строились наши ТАКРы...
    Раньше оба моста разводились без проблем - Ингульский подъёмный,Варваровский поворотный...
    Бывал я на "Лобове" во время достройки...На "Варяге"(тогда ещё Рига)...Единовременно в заводе(ЧСЗ) стояли в ремонте ПКР "Ленинград";на достройке ТАКР "Кузнецов"(Рига/Леонид Брежнев/Тбилиси),ТАКР "Баку"(Адмирал Горшков) и ролкер газотурбоход "Владимир Васляев"(сейчас у ов в силах быстрого развёртывания),на стапеле ТАКР "Варяг"(Рига)...Вот такие были времена...А после спуска на воду "Варяга" на стапеле начали формировать корпус АТАКРа "Ульяновск"...,но не судьба...убили его ещё в утробе...

    Панорама 61-го завода.


    Стапель


    Мёртвый долгострой.


    Утонувший Василий Шукшин
    1. Cat Man Null 24 сентября 2015 00:08
      Цитата: Казак
      61-й завод на данный момент это труп...мумифицированный

      Спасибо за описание, как глазами увидел.

      Только ссылки на фото не работают почему-то sad
      1. Казак 24 сентября 2015 00:10
        Да что-то не получается...(((...сейчас ещё попробую
  19. Комментарий был удален.
  20. Казак 24 сентября 2015 00:26
    Заросший стапель.


    Мёртвый долгострой.Мёртвый долгострой.


    Утонувший Василий Шукшин.
  21. СерегаБосс 24 сентября 2015 06:40
    Ну что сказать, грустно, очень грустно.
  22. григорьевич 24 сентября 2015 13:14
    Цитата: григорьевич
    Цитата: Glot
    Да что об Украине говорить ? В РФ лучше что ли ? Сколько у нас заводов, фабрик, земель уже давно продано, бурьяном поросло ? Сколько посёлков да деревень опустело ?

    Ну не знаю,у нас в Электростали все крупные заводы работают и не загнулись. Да и поля в Моск. и Влад.областях начинают потихоньку осваивать.

    Интересно,а кто минусовал,я что неправду написал,или плюсы только тем кто только негатив пишет.Хоть бы обосновали.
  23. Val_Y 24 сентября 2015 13:36
    Цитата: ranger
    P.S. А может быть все дело в том, что о проблемах соседа писать проще и безопасней чем о своих собственных?

    Дык рановато писать про "менеджеров", главные "менеджеры" ониже хрестпродавцы, ренегаты и коллаборационисты, еще в фаворе, я говорю про Чубайса, Явлинского, Козырева, членов "семибанкирщины" а также подписанты "письма тринадцати", всех кто еще жив не арестованы. А у таких преступлений, как разорение ТАКОЙ страны, и убийства миллионов людей, в этой связи по всему миру, срока давности НЕТ. Ну и "ледоруб" никто не отменял...Так что... hi Как говорят в Одессе, "будем посмотреть" . А мне думается как только будут ликвидированы все оставшиеся ренегаты "пятая колонна", то во-первых никакая пад.ла ни в педераст.ропе, ни в та.е не сможет ничего сделать, так как они держат за "фаберже" именно этих воров, ну и их последователей; во-вторых собирание "РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ" станет быстрее, и Николаев, и Одесса, и Херсон, Запорожье, и Днепропетровск, и Харьков вернуться в Россию, как Новороссийская губерния
  24. Aragorn 25 сентября 2015 01:26
    Цитата: ranger
    Цитата: Кузякин15
    Да и у нас немало похожих обьектов,,эффективного менеджмента"


    А может быть автору пора сделать подобный репортаж об одном из регионов о котором говорится в комментариях...
    Не знаю, возможно выскажу непопулярную точку зрения, но по-моему украинская тематика в последнее время в значительной мере начинает заслонять наши проблемы, которых у нас тоже хватает.
    У автора вызывает интерес то что происходит на Украине - и он делать репортаж о Николаеве и сокрушается о ом что там происходит... А может быть стоит сделать такой же материал, напримео, той же Костромской области.
    Неужели положение в украинском регионе актуальней чем ситуация в одном из российских регионов - мы все таки живем в РОссии...
    Судя по комментариям это не так..
    P.S. А может быть все дело в том, что о проблемах соседа писать проще и безопасней чем о своих собственных?


    Проблемы Николаева и других это как раз Российская проблема т.к. это Российские территории и соответственно население. Сейчас погоду делают выродки, поскольку активны, слажены и оплачены, так такие в любой местности есть. Нет национальности - россиянин (так писали дублируя запись на русском в графе национальность в совпаспортах на украинском языке), есть национальность РУССКИЙ.
  25. xomaNN 25 сентября 2015 19:07
    Как корабелу, вроде должно было бы жаль загнувшуюся судоверфь. Однако, нет. Нынешние ук. сусанины-боссы ведут в тупик всю страну, что уж про судпром bully
  26. Семен Пуриков 25 сентября 2015 23:46
    Как шведы под Полтавой.

    Но были шведы и под Николаевом.

    Война между русскими и шведами, Полтавская битва, – вошла в энциклопедии разных стран. Но немногим известно, что последняя точка в Полтавской битве в далеком 1709 году была поставлена именно под Николаевом - южнее древней Витовки (где расположен завод "Океан"), у села Лиманы - на Русской косе.
    27 июня 1709 года на рассвете началось Полтавское сражение. К 11 часам утра Полтавская битва закончилась разгромом шведской армии. От Полтавы остатки шведской армии стремительно отступали через Новые Сенжары к Переволочной, преодолев за двое суток расстояние в сто верст. В погоню за Карлом XII и Мазепой отправились два драгунских полка и Переяславский козачий полк, затем к ним присоединились еще 4 украинских полка и полк князя Григория Волконского. Войска Заднепровского корпуса получили приказ перекрыть путь Карлу XII и Мазепе в Польшу.
    Переправившись через Днепр, шведы взяли сперва направление прямо на запад в сторону Умани. Но, узнав о приказе Петра I перекрыть им дорогу в Польшу, повернули на юго-запад и стремительно двигались по водоразделу между Ингулом и Ингульцом по безлюдным диким полям, постепенно двигаясь к устью реки Ингул.
    За 25 верст ниже устья Ингула отступающие остатки войск Карла 12 и казаков гетьмана Ивана Мазепы остановились возле Богоявленского фонтана (источник существует и поныне - бывшая Витовка). Затем отошли к Днепробугскому лиману, к Русской косе. Там быструю руку были созданы укрепления. Лагерь был расположен на верхнем берегу, и перед ним находился длинный песчаный мыс, далеко вдающийся в реку против самой Волошской косы - земля Османской империи. Этот песчаный мыс... еще во времена турецкого владычества назывался Русской косой. Расстояние лимана в этом месте - около 1,5 км.
    Двое суток Карл 12 ждал решения Очаковского паши выслать суда для переправы. Едва бегущие шведы начали садится на суда, едва король достиг противоположного берега, как русское оружие заблистало в степи.

    "Утром 6 июля разведчики из казаков доложили о появлении передовых разъездов кавалерии Волконского. Шведы спешно ушли с территории Николаевского полуострова, где они могли оказаться в мешке. Отряд двинулся вдоль левого берега Южного Буга через Витовку к Русской косе (совр. село Лиманы). Здесь утомленные солдаты построили земляное укрепление – фельдшанц и сделали двухчасовой привал.
    Вечером начали переправу с Русской косы на Волошскую и… не успели. Кавалеристы генерал-майора Волконского настигли беглецов. Завязался неравный бой, в результате которого 800 шведских солдат были загнаны в лиман и утонули, 400 человек взяты в плен. По свидетельству Крмана, только казаки ожесточенно сопротивлялись. Многие погибли, другие, хорошо знающие степь, спрятались в чащах и камышах (сейчас район шламового поля НГЗ).
    Карл ХII попал во владения очаковского паши с отрядом в 100 человек. Это было всё, что осталось от его непобедимой армии. Турецкий султан предоставил Карлу XII и Мазепе резиденцию в Бендерах. Мятежный гетман вскоре скончался, а Карл провел у турок почти пять лет".

    В этой битве погибло почти 900 шведов. Несмотря на то, что беглецы смогли опередить русскую армию преследователей и хорошо укрепиться у самой переправы (примерно 320 м земляной вал), бой был тяжелый. Силы были неравные и беглецы, не дождавшись удобных лодок, бросились вплавь, надеясь на удачу.

    И снова здесь фигура гетьмана Мазепы. Историки утверждают, что Очаковский паша был чем-то обижен на Мазепу и долго не присылал лодок и плотов для переправы. Если бы все пришло вовремя, то и шведы, и казаки не вступили бы в бой и не погибли бы на этой переправе.

    В 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Витовка вместе с другими населенными пунктами и землями между Днепром и Южным Бугом отошла к России.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня