Machine Gun Caps

One of the most massive and undeservedly forgotten by almost all the fortifications of the time of the dead World War II is an ordinary machine-gun hood, which was a simple, but at the same time ingenious product of its kind. The machine-gun cap was created taking into account the fortification trends that existed at that time. The army needed fast-built, inconspicuous firing points, which would provide protection from bullets, shell fragments and mines. Simple, successful in the construction of the design provided the machine-gun cap huge circulation and long life.


Quite often, the machine-gun hood is called ZhBOT - reinforced concrete firing point, but other precast concrete structures can be fitted to this definition, which differ in both content and form. And machine-gun caps were not only reinforced concrete, metal and metal caps of a layered structure were encountered. It is wrong to call these caps and pillboxes, since they did not pull on long-term firing points, not sustaining even a single direct hit by a projectile. The reinforced concrete machine-gun cap was created by the specialists of the engineering design bureau of the Main Institute of Civil Engineering (Main Military Engineering Directorate), its authors were military engineers S. V. Barsukov, P. K. Buznik and L. N. Nikolsky. Subsequently, he was included in the album of standard constructions of the State Engineering Institute of Civil Engineering and in the instruction for engineering troops on field fortification, which was released in the 1943 year (PF-43) and did not lose its relevance until the end of the Great Patriotic War.

Machine-gun caps were mounted on previously prepared positions on top of the machine-gun nest, which was reinforced due to the sufficiently large weight of the cap, with a special wooden log structure, or pillars. The machine gun cap provided the calculation with additional protection against bullets and shrapnel. Often this cap was called - the splinter cap (this definition could be found in the documents of those years). The machine-gun cap was a reinforced concrete structure, which resembles well-known well rings, muffled on one side and with an embrasure (opening) for conducting machine-gun fire on the other. The standard cap height was 90 cm, diameter 170 cm, wall thickness - 13 cm. Because of the diameter of the structure, its names as “ruble seventy” and “meter seventy” were in use. In informal terms, machine-gun hoods could also be called reinforced concrete gun emplacements (HBOT), but this, as noted above, is not quite true.



On the cap there was a roof (cover), in which a hole was made for the trench periscope - the “reconnaissance tube”. The cap was reinforced with a metal bar, the diameter of which was 8 mm with the outlets on the roof in the form of mounting hinges. The presence of mounting loops made it possible to use automobile cranes for the loading and installation of the machine-gun hood. The need for the use of technology was, as according to the instruction for engineering troops for field fortification, the weight of caps was from 1400 to 1780 kg.

Reinforced concrete machine-gun cap, the weight of which was of the order of 1700 kg, was transported to the place of installation by truck, while for a short distance such a cap could simply be rolled. The cap was placed on a wooden frame, secured to it with wire and stakes, then sprinkled with soil and masked. To obtain a firing point of the light type, the soil at the front of the machine-gun hood and on the roof was rammed. To hold the tamped soil in the front, a special external wall was made. The machine gun was fixed on a simple wooden table, the embrasure walls were dressed with a fence, and the embrasure itself was covered with poles.

The height of the embrasure was 37-40 cm, width - 40-50 cm, which allowed to ensure the sector of shelling, which is standard 60 degrees. At the same time, the embrasure sizes could differ insignificantly depending on the production site of the cap, the same can be said about its wall thickness in 12-13. In addition, in some models of machine-gun caps there was an opening for entry from the side opposite to the embrasure and the opening on the sides 10х5 cm), the purpose of which is unknown. The inner diameter of the caps allowed the Maxim machine-gun to be placed in them with the calculation of two fighters.

Machine Gun Caps


It should be noted that the 1930-ies were a time of rapid development of reinforced concrete structures, not only monolithic, but also prefabricated. Acceleration of the construction time of the objects could be provided only by precast concrete, which began to be used both in civil and industrial construction. Machine-caps were produced in concrete plants that specialized in the production of reinforced concrete structures, although their very production at that time was quite primitive. Cylindrical formwork was made from boards approximately 10 cm wide and 2-3 thick cm. Inside, a special reinforcement cage was installed, which was then poured with concrete. When the concrete was hardened, the external formwork was removed, and the inner part of the product, which was connected to the concrete with wire clips, remained in place and played the role of an anti-splinter (when a bullet or a fragment of a projectile hit the concrete, it was chipped out, and from the inside). In such a situation, formwork boards had to hold pieces of concrete, preventing the calculation of the machine gun from injury. Initially, all machine-gun caps had the same thickness of the frontal and rear walls, but later on, following the recommendation of the State Administration of Civil Engineering, the frontal wall was brought to 15 cm, probably, this was simply due to the displacement of the inner formwork relative to the axis. This solution to some extent increased the protective properties of the structure without increasing the consumption of concrete mix.

To install a machine-gun hood, it was necessary to make a log house, to which the course of the message was brought (often it was blocked). In some cases, they were limited to just a fence or a sheet-like fence of a rifle cell. Very rarely one could meet specialized concrete “glass holders”, which were installed instead of log cabins. They did not have an embrasure - just an opening for entry. The concrete wall could well withstand individual bullets and shrapnel shells and mines, but quickly crumbled when multiple hit in the same place or with a machine-gun fire. To increase the durability of the cap, it was additionally dug in with soil, constructing an additional bell made of planks before the embrasure. The top often did not require an embankment (it was assumed that, because of its small size, it was rather difficult to get into it), thanks to which the protective structure could be cut at the upper edge of the slope, providing the best conditions for shelling.

The exact date of appearance at the front of the first machine-gun caps is unknown. But it is safe to say that in September 1941 of the year they were mounted on the distant approaches to the capital, on the Smolensk direction. Most often, these were the lines of defense that occupied the divisions of the Moscow national militia, near the Dnieper and Dorogobuzh. Hundreds of machine-gun hubs were delivered and prepared for installation on the Mozhaisk line of defense, the first battles on which were fixed already on October 12 1941, another 805 machine-gun hubs were installed at the Khlebnikovskom (external) line of Moscow’s defense. At the same time, the order of 250 caps was mounted directly within the boundaries of Moscow of those days. On this basis, we can say that only in the Moscow area the number of machine-gun hubs was calculated in thousands of pieces. In the future, they were used in almost all defensive lines on which the Red Army fought.



There are two main features of fortification works in the Moscow defense zone in 1941. The first is that fortifications were industrial in nature here, a very large number of ready-made structures in the form of reinforced concrete, metal and other types of caps were used, as well as a fairly large number of prefabricated reinforced concrete structures. Ready fortifications as a whole or their individual elements were quickly brought to the work sites, where they were assembled. The second feature was that civilians were massively involved in the construction of defense lines.

On the defensive lines near Moscow, one could meet not only with reinforced concrete machine-gun hubs of the Design and Construction Bureau of the GVIU, but also relatively new designs. Their example can serve as metal caps, the internal dimensions of which repeated the dimensions of reinforced concrete. However, their weight was less, cast metal construction with a wall thickness of approximately 35-40 mm weighed about 700 kg.

In terms of convenience for the garrison, all used caps are basically the same. However, it should be noted that the cast metal cap, as practice then showed, was somewhat cramped, especially when firing in the leftmost direction (the second number of the calculation in it was cramped). In this regard, there are cases when commanders of divisions objected to such structures and viewed metal caps only as a covering, preferring to fire from under it, rather than through the existing embrasure. However, this use lost all the benefits of the metal structure, which became more noticeable.



Along with a solid metal and reinforced concrete machine-gun cap, the engineering control of the Moscow defense zone created a metal cap of the laminated structure, which in its dimensions completely copied the concrete product. Such a cap consisted of two cylinders made of boiler iron, whose thickness was 6-8 mm, the gap between two sheets of thickness 15 cm was filled with sand. At the same time, the reinforced concrete hood weighed to 1700 kg, the molten metal - about 700 kg, and the metal layered - about 500 kg. The layered design of the machine-gun cap is of the greatest interest.

It is worth noting that Soviet engineers conducted tests of all types of caps for their resistance to the action of bullets and shrapnel in combat conditions. In this case, the resistance to single bullets (ordinary and armor-piercing) in all three designs was the same. The thickness of the reinforced concrete cap was 120-130 mm, the thickness of the cast metal 35-40 mm, and the laminated cap had a thickness of 160 mm, this was quite enough to protect the calculation from single shots. Test firing of layered caps with armor-piercing rifle bullets showed that they are quite reliable against single hits, even with the thickness of the sand layer 100 mm. At the same time, from the point of view of resistance to machine-gun fire, that is, the repeated impact of bullets, these designs were not equivalent.

According to the research, with concentrated automatic fire, reinforced concrete caps were easily penetrated. There is nothing unusual in this; concrete and reinforced concrete resist repeated impact much worse than metals; this is because with each hit on such a structure, large-scale surface fractures are formed, which eventually weaken the thickness and lead to end-to-end destruction. The layered structures created in engineering management were more favorable in this regard, since if any voids were formed in their thickness as a result of repeated bullet hits, sand or gravel filled them, the design could again provide good resistance to bullets and shards flying into it .



In order to impede the possible eruption of sand or gravel through a hole in the shell, it was supposed to lay felt or an overcoat cloth on the metal. Then this design should work even better. Summing up, it can be said that if, from the point of view of the amenities provided to the garrison, all of these structures were almost the same (if the metal was narrower), then from the point of view of resistance to fire, cast metal hubs had an advantage.

Trophy machine gun hubcaps were also used by Wehrmacht subunits, but only in limited quantities. Perhaps this was due to the fact that Hitler's troops did not take the Red Army's defense positions for so long, where they were mounted in the 1941 year - removing even unidentified machine gun caps from the Mozhaisk line of defense near Moscow in winter conditions was not an easy task. At the same time, it is authentically known that the machine-gun caps were used by the Germans for strengthening Velikoluksky fortress. Caps were embedded in the ramparts of the fortress and had exits inside, in brick galleries located in the shafts.

After the end of the Great Patriotic War, parts of machine-gun hubcaps were used in the national economy. Thrifty Soviet collective farmers hauled the caps closer to their home, laid an embrasure with bricks, redoing this fortification into a compost pit or a watering bowl for livestock. In the Moscow region, not far from Podolsk, a culvert pipe was found, almost entirely consisting of machine-gun hubcaps, which, on the contrary, had the roof dismantled. And in Velikiy Luki machine-gun caps became the basis of the dam, which was restored in the city after the end of the war. And only a small part of these fortifications was preserved in the form of monuments.

Information sources:
http://warspot.ru/236-zhelezobetonnyy-schit-maksima
http://www.moscor.ru/category/bitva-za-moskvu
http://www.kuncevo-online.ru/photo_fil_park_dot_zgbot.php
http://rufort.info/index.php?topic=1233.0
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. D-Master 23 September 2015 06: 39 New
    • 8
    • 0
    +8
    Thank you for the article. A simple and reliable design - which was easily manufactured on the reinforced concrete products of which in the USSR was not measured. We really forget, and sometimes do not even know about such things with the help of which our army defended. The series of articles on Ryabov Kirill’s mine weapons and this article create a much more holistic picture of the defense of our country in those difficult years.
  2. Sasha75 23 September 2015 07: 24 New
    • 22
    • 0
    +22
    All bunkers were and are now under Vyazma. This team is rare.
  3. Volga Cossack 23 September 2015 07: 25 New
    • 8
    • 0
    +8
    Thank . interesting article. after visiting the Stalin Line, he began to relate to fortification differently.
  4. Sasha75 23 September 2015 07: 26 New
    • 16
    • 0
    +16
    This guard now guards even now put the machine gun and defend the homeland.
  5. Grigorievich 23 September 2015 08: 40 New
    • 7
    • 0
    +7
    After the war, Albania took over the experience and covered the whole country with thousands of similar structures.
    The article is plus, very informative and corresponds to the name of the site.
  6. androv 23 September 2015 09: 05 New
    • 5
    • 0
    +5
    and most importantly, once again destroys the myth of "fought with one rifle for three"
    1. veteran66 24 September 2015 22: 08 New
      • 2
      • 0
      +2
      Quote: androv
      once again destroys the myth of "fought with one rifle for three"

      this is not a myth, such information came from labor armies, which were then urgently converted into a people's militia. The armament of these Trudoviks consisted of a rifle for three and one machine gun for 200 people. the main objective of these armies was the construction of fortifications. And they armed them like that, because there was a real danger of fascist DRG actions, so one guarded, and two dug, and so on shift. When the Germans quickly approached these lines, they had to defend them with what it was, namely, one rifle for three.
  7. Max repp 23 September 2015 09: 23 New
    • 4
    • 0
    +4
    My great-grandfather served in the SapBat, of course, the ax and saw, although they were the main weapons of sappers, were also mechanized - pontoons and concrete mixers, cranes, by the way, I spent two months in captivity near Stalingrad, I only recently learned about this.
  8. Riv
    Riv 23 September 2015 13: 20 New
    • 1
    • 0
    +1
    Our Orthodox stole the idea of ​​these shelters from the Finns. The instruction on the second photograph of the article practically copies the device of the machine-gun nest of the Dot line of Mannerheim. The Finns, of course, also masked their positions with stones and snow. Mannerheim also wrote in his memoirs that the terrain on the Karelian Isthmus did not allow the construction of long-term structures. So I had to build simpler and cheaper. But they stuck a lot and destroyed such nests there in dozens. Mannerheim is generally interesting to read: how the Finns won all the time in the winter company, and then the Russians suddenly took it and overcame it in a week. By the way:

    http://militera.lib.ru/memo/other/mannerheim/index.html

    Well, Tymoshenko then made conclusions, of course.
  9. LMaksim
    LMaksim 23 September 2015 13: 44 New
    • 3
    • 0
    +3
    The Germans had their own options for caps. It even came to the installation of towers from tanks like Panther on an armored hull, which buried itself in the ground along the tower. The design was adapted for quick installation and dismantling, which made it possible to quickly create a defense line depending on the situation.
  10. Reptiloid 23 September 2015 16: 41 New
    • 2
    • 0
    +2
    Nice interesting article, saw ingrown into the ground. Thanks for the info.
  11. Victor Wolz 23 September 2015 22: 31 New
    • 3
    • 0
    +3
    We also have one in Bitsevsky Park, it’s almost grown into the ground, and you can make a good memorial.
  12. The comment was deleted.
  13. Victor Wolz 26 September 2015 12: 51 New
    • 0
    • 0
    0
    It can be brought closer to the road and installed with the ability to climb in, play it, for children and not for drunkenness, this is our story and instead an armored cap collects dirt and bottles.
  14. Stilet 27 September 2015 00: 03 New
    • 1
    • 0
    +1
    Such things to everyone in the garden! soldier
  15. Communist 4 October 2015 01: 03 New
    • 0
    • 0
    0
    good quality and low-resource firing point. such things would be on every street soldier

Пулемётные колпаки

Одним из самых массовых и незаслуженно забытых практически всеми фортификационных сооружений времен отгремевшей Великой Отечественной войны является обыкновенный пулеметный колпак, который был простым, но вместе с тем гениальным в своем роде изделием. Пулеметный колпак был создан с учетом существовавших на тот момент времени тенденций в области фортификации. Армия нуждалась в быстровозводимых, малозаметных огневых точках, которые обеспечивали бы защиту от пуль, осколков снарядов и мин. Простая, удачная в изготовлении конструкция обеспечила пулеметному колпаку огромные тиражи и длительную жизнь.

Достаточно часто пулеметный колпак называют ЖБОТ — железобетонная огневая точка, но под это определение можно подогнать и другие сооружения из сборного железобетона, которые отличаются и по содержанию, и по форме. Да и пулеметные колпаки не были лишь железобетонными, встречались конструкции металлические и металлические колпаки слоистой конструкции. Неверно называть данные колпаки и ДОТами, так как на долговременные огневые точки они не тянули, не выдерживая даже одиночного прямого попадания снаряда. Железобетонный пулеметный колпак был создан специалистами проектно-конструкторского бюро ГВИУ (Главного военно-инженерного управления), его авторами были военные инженеры С. В. Барсуков, П. К. Бузник и Л. Н. Никольский. Впоследствии он был включен в альбом типовых конструкций ГВИУ и в наставление для инженерных войск по полевой фортификации, которое было выпущено в 1943 году (ПФ-43) и до конца Великой Отечественной войны не теряло своей актуальности.

Пулеметные колпаки монтировали на заранее подготовленных позициях поверх пулеметного гнезда, которое было усилено, ввиду достаточно большого веса колпака, специальной деревянной срубной конструкцией, либо столбами. Пулеметный колпак обеспечивал расчету дополнительную защиту от пуль и осколков. Часто данный колпак так и называли — противоосколочный колпак (данное определение можно было встретить в документах тех лет). Пулеметный колпак представлял собой железобетонное сооружение, которое напоминает известные всем колодезные кольца, заглушенное с одной стороны и с амбразурой (проемом) для ведения пулеметного огня с другой стороны. Стандартная высота колпака составляла 90 см, диаметр 170 см, толщина стенок — 13 см. Из-за диаметра конструкции в ходу были такие его названия как «рубль-семьдесят» и «метр-семьдесят». В неофициальной терминологии пулеметные колпаки также могли называть железобетонными огневыми точками (ЖБОТ), но это, как отмечалось выше, не совсем верно.


Пулемётные колпаки


На колпаке имелась крыша (покрытие), в которой было выполнено отверстие под окопный перископ — «трубка разведчика». Колпак был армирован металлическим прутком, диаметр которого составлял 8 мм с выпусками на крыше в форме монтажных петель. Наличие монтажных петель позволяло использовать для погрузки и установки пулеметного колпака средства механизации — автомобильные краны. Необходимость в использовании техники была, так как согласно наставлению для инженерных войск по полевой фортификации вес колпаков составлял от 1400 до 1780 кг.

Железобетонный пулеметный колпак, вес которого составлял порядка 1700 кг, к месту установки везли на грузовом автотранспорте, при этом на небольшие расстояния такой колпак можно было просто перекатывать. Колпак ставился на деревянную раму, закреплялся на ней с помощью проволоки и кольев, после чего обсыпался грунтом и маскировался. Для получения огневой точки легкого типа грунт у лицевой части пулеметного колпака и на крыше трамбовался. Для удержания утрамбованного грунта в лицевой части устраивалась специальная наружная жердевая стенка. Пулемет закреплялся на простом деревянном столе, стенки амбразуры одевались плетнем, а сама амбразура перекрывалась жердями.

Высота амбразуры составляла 37-40 см, ширина — 40-50 см, что позволяло обеспечить сектор обстрела, составляющий стандартные 60 градусов. При этом размеры амбразуры могли несущественно отличаться в зависимости от места производства колпака, это же можно сказать и о толщине его стенок в 12-13 см. Помимо этого в некоторых моделях пулеметных колпаков существовал проем для входа с противоположной от амбразуры стороны и отверстия по бокам (10х5 см), назначение которых точно неизвестно. Внутренний диаметр колпаков позволял разместить в них станковый пулемет «Максим» с его расчетом из двух бойцов.

Пулемётные колпаки


Стоит отметить, что 1930-е годы были временем бурного развития железобетонных конструкций, не только монолитных, но и сборных. Ускорение времени строительства объектов мог обеспечить лишь сборный железобетон, который начинали использовать как в гражданском, так и в промышленном строительстве. Пулеметные колпаки производили на бетонных заводах, которые специализировались на выпуске железобетонных конструкций, хотя само их производство в то время было достаточно примитивным. Цилиндрическая опалубка производилась из досок шириной примерно 10 см и толщиной 2-3 см. Внутри устанавливался специальный арматурный каркас, который затем и заливался бетоном. Когда бетон твердел, внешняя опалубка убиралась, а внутренняя часть изделия, которая была связана с бетоном проволочными скрепками, оставалась на месте и играла роль противооткола (при попадании в бетон пули или осколка снаряда происходило его выкрашивание, причем и изнутри). В такой ситуации доски опалубки должны были удерживать куски бетона, предохраняя расчет пулемета от ранений. Изначально все пулеметные колпаки обладали одинаковой толщиной фронтальной и тыльной стен, но в дальнейшем по рекомендации ГВИУ фронтальную стенку довели до 15 см, вероятно, это происходило просто за счет смещения внутренней опалубки относительно оси. Такое решение в какой-то мере повышало защитные свойства конструкции без увеличения расхода бетонной смеси.

Для установки пулеметного колпака необходимо было изготовить сруб, к которому подводился ход сообщения (часто он был перекрытым). В некоторых случаях ограничивались всего лишь плетнем или слойчатым ограждением стрелковой ячейки. Очень редко можно было встретить и специализированные бетонные «подстаканники», которые устанавливались вместо срубов. У них не было амбразуры — лишь проем для входа. Бетонная стенка могла неплохо противостоять отдельным пулям и осколкам снарядов и мин, однако быстро крошилась при множественном попадании в одно и то же место или при пулеметном обстреле. Для повышения стойкости колпака его дополнительно обваловывали грунтом, сооружая перед амбразурой дополнительный раструб, выполненный из досок. Верх часто не требовал обваловки (предполагалось, что попасть в него из-за его небольших размеров довольно сложно), благодаря чему защитное сооружение можно было врезать на верхней кромке откоса, обеспечив наилучшие условия для обстрела.

Точная дата появления на фронте первых пулеметных колпаков неизвестна. Но можно с уверенностью говорить о том, что уже в сентябре 1941 года они монтировались на дальних подступах к столице, на Смоленском направлении. Чаще всего, это были рубежи обороны, которые занимали дивизии народного ополчения Москвы, возле Днепра и Дорогобужа. Сотни пулеметных колпаков были поставлены и приготовлены к монтажу на Можайской линии обороны, первые бои на которой фиксировались уже 12 октября 1941 года, еще 805 пулеметных колпаков было установлено на Хлебниковском (внешнем) рубеже обороны Москвы. При этом непосредственно в границах Москвы тех дней было смонтировано порядка 250 колпаков. Исходя из этого, можно говорить о том, что только на московском направлении число пулеметных колпаков исчислялось тысячами штук. В будущем они применялись почти на всех оборонительных рубежах, на которых сражалась Красная Армия.

Пулемётные колпаки


Можно выделить две основных особенности фортификационных работ в Московской зоне обороны в 1941 году. Первая — фортификационные сооружения носили здесь индустриальный характер, использовалось очень большое число уже готовых сооружений в виде железобетонных, металлических и других типов колпаков, а также достаточно большое количество сборных железобетонных сооружений. Готовые фортификационные сооружения в целом или их отдельные элементы быстро подвозились на участки работ, где и собирались. Второй особенностью было то, что для строительства оборонительных рубежей массово привлекалось гражданское население.

На оборонительных рубежах под Москвой можно было встретиться не только с железобетонными пулеметными колпаками Проектно-конструкторского бюро ГВИУ, но и сравнительно новыми конструкциями. Их примером могут служить металлические колпаки, внутренние размеры которых повторяли размеры железобетонных. При этом их вес был меньше, литая металлическая конструкция с толщиной стенок примерно 35-40 мм весила около 700 кг.

С точки зрения удобства для гарнизона все использовавшиеся колпаки являются в принципе одинаковыми. Правда, необходимо отметить, что литой металлический колпак, как затем показала практика, был несколько тесноват, особенно при ведении огня в крайнем левом направлении (второму номера расчета в нем было тесновато). В этой связи известны случаи, когда командиры подразделений возражали против подобных конструкций и рассматривали металлические колпаки лишь как покрытие, предпочитая вести стрельбу из-под него, а не через имеющуюся амбразуру. Однако при таком использовании терялись все преимущества металлической конструкции, которая становилась более заметной.

Пулемётные колпаки


Наряду со сплошным металлическим и железобетонным пулеметным колпаком, инженерным управлением Московской зоны обороны был создан металлический колпак слоистой конструкции, который по своим размерам полностью копировал железобетонное изделие. Такой колпак состоял из двух цилиндров, выполненных из котельного железа, толщина которого составляла 6-8 мм, промежуток между двумя листами толщиной 15 см заполнялся песком. При этом железобетонный колпак весил до 1700 кг, литой металлический — около 700 кг, а металлический слоистый — примерно 500 кг. Слоистая конструкция пулеметного колпака представляет наибольший интерес.

Стоит отметить, что советские инженеры провели испытания всех типов колпаков на предмет их сопротивления действию пуль и осколков в боевых условиях. При этом сопротивляемость одиночным пулям (обычным и бронебойным) у всех трех конструкций была одинаковой. Толщина железобетонного колпака составляла 120-130 мм, толщина литого металлического 35-40 мм, а слоистый колпак имел толщину 160 мм, этого было вполне достаточно для защиты расчета от попаданий одиночных пуль. Испытательные обстрелы слоистых колпаков бронебойными винтовочными пулями показали, что они достаточно надежны против одиночных попаданий, даже при толщине песчаной прослойки 100 мм. В то же время с точки зрения сопротивляемости пулеметному огню, то есть многократному воздействию пуль, данные конструкции равноценными не были.

Согласно проведенным исследованиям, при сосредоточенном автоматическом огне железобетонные колпаки легко пробивались. В этом нет ничего необычного, бетон и железобетон сопротивляются повторному воздействию гораздо хуже, чем металлы, это объясняется тем, что при каждом попадании на такой конструкции образуются поверхностные разрушения большого размера, которые со временем ослабляют толщу и приводят к сквозному разрушению. Созданные в инженерном управлении слоистые конструкции в этом плане были более благоприятными, так как в случае образования в их толще каких-либо пустот в результате многократных попаданий пуль, песок или гравий заполняли их, и конструкция могла снова оказывать хорошее сопротивление летящим в нее пулям и осколкам.

Пулемётные колпаки


Для того чтобы затруднить возможное высыпание песка или гравия через отверстие в оболочке, предполагалось по металлу проложить войлок или шинельное сукно. Тогда такая конструкция должна была работать еще лучше. Подводя итог можно сказать, что, если с точки зрения представляемых удобств гарнизону, все указанные конструкции были почти одинаковы (если только металлическая была теснее), то с точки зрения сопротивляемости обстрелу, литые металлические колпаки обладали преимуществом.

Трофейные пулеметные колпаки использовались и подразделениями Вермахта, однако лишь в ограниченных количествах. Возможно, это было связано с тем, что гитлеровские войска не так долго занимали места обороны Красной Армии, где они были смонтированы в 1941 году — извлечение в условиях зимы даже неустановленных пулеметных колпаков с Можайской линии обороны под Москвой было не самой простой задачей. При этом достоверно известно, что пулеметные колпаки применялись немцами при укреплении Великолукской крепости. Колпаки были врезаны в валы крепости и обладали выходами внутрь, в кирпичные галереи, находящиеся в валах.

После завершения Великой Отечественной войны части пулеметных колпаков было найдено применение в народном хозяйстве. Рачительные советские колхозники перетаскивали колпаки поближе к своему дому, кирпичом закладывали амбразуру, переделывая это оборонительное сооружение в компостную яму или поилку для домашнего скота. В Московской области, недалеко от Подольска, была найдена водопропускная труба, почти полностью состоящая из пулеметных колпаков, у которых, наоборот, была демонтирована крыша. А в Великих Луках пулеметные колпаки стали основой плотины, которая восстанавливалась в городе после окончания войны. И лишь небольшая часть этих укреплений сохранилась в виде памятников.

Источники информации:
http://warspot.ru/236-zhelezobetonnyy-schit-maksima
http://www.moscor.ru/category/bitva-za-moskvu
http://www.kuncevo-online.ru/photo_fil_park_dot_zgbot.php
http://rufort.info/index.php?topic=1233.0
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. D-Master 23 сентября 2015 06:39
    Спасибо за статью. Простая и надежная конструкция - легко изготавливаемая на ЗЖБИ коих в СССР было не мерено. Мы действительно забываем, а порой даже и не знаем о подобных вещах с помощью которых оборонялась наша армия. Цикл статей о минном оружии Рябова Кирилла и эта статья, создают намного более целостную картину обороны нашей страны в те тяжелейшие годы.
  2. саша75 23 сентября 2015 07:24
    Всякие ДОТЫ были и сейчас под Вязьмой стоят. Этот сборный редкий.
  3. казак волгский 23 сентября 2015 07:25
    Спасибо . интересная статья. после посещения Линии Сталина стал по - другому к фортификации относиться.
  4. саша75 23 сентября 2015 07:26
    Этот и сейчас сторожит хоть сейчас пулемёт ставь и родину защищай.
  5. григорьевич 23 сентября 2015 08:40
    После войны Албания переняла опыт и покрыла всю страну тысячами подобных сооружений.
    Статье плюс,очень позновательная и соответствует названию сайта.
  6. androv 23 сентября 2015 09:05
    а главное в очередной раз разрушает миф "воевали с одной винтовкой на троих"
    1. veteran66 24 сентября 2015 22:08
      Цитата: androv
      в очередной раз разрушает миф "воевали с одной винтовкой на троих"

      это не миф, такая информация пошла от трудовых армий, которые потом срочно переделали в народное ополчение. Вооружение этих трудовиков состояло из винтовки на троих и одного пулемёта на 200 чел., т.к. основной задачей этих армий было возведение фортификационных сооружений. А вооружали их так, потому что была реальная опасность действий ДРГ фашистов, поэтому один охранял, а двое копали и так по смене. Когда немцы очень быстро подошли к этим рубежам, пришлось их оборонять чем было, а именно, одной винтовкой на троих.
  7. Maks Repp 23 сентября 2015 09:23
    Прадед служил в сапБате, конечно топор и пила хоть и были основным оружием саперов но и механизации хватало - и понтоны и бетономешалки, краны подъемные, кстати пробыл два месяца в плену под Сталинградом правда об этом я узнал только недавно.
  8. Riv 23 сентября 2015 13:20
    Наши православно сперли идею этих укрытий у финнов. Наставление на второй фотографии статьи практически копирует устройство пулеметного гнезда дота линии Маннергейма. Финны разумеется свои позиции так же маскировали камнями и снегом. Маннергейм тоже в своих мемуарах писал, что местность на Карельском перешейке не позволяла строить долговременные сооружения. Вот и приходилось строить попроще и подешевле. Зато налепили много и такие гнезда там уничтожали десятками. Маннергейма вообще интересно читать: как в зимней компании финны все время побеждали, а потом русские вдруг взяли и за неделю превозмогли. Вот кстати:

    http://militera.lib.ru/memo/other/mannerheim/index.html

    Ну и Тимошенко потом сделал выводы, конечно.
    Riv
  9. LMaksim 23 сентября 2015 13:44
    У немцев были свои варианты колпаков. Доходило даже до установки башен от танков типа Пантера на броневой корпус, который зарывался в землю по башню. Конструкция была приспособлена к быстрому монтажу и демонтажу, что позволяло быстро создавать линию обороны в зависимости от обстановки.
    LMaksim
  10. таптыжка 23 сентября 2015 15:45
    У самураев покруче с этим делом было
    На Шикотане прямо в цельной скале сделаны бойницы
  11. Reptiloid 23 сентября 2015 16:41
    Хорошая интересная статья,видел вросшие в землю.Спасибо за информацию
  12. Виктор Wolz 23 сентября 2015 22:31
    У нас в Битцевском парке тоже есть, почти врос в землю, а ведь можно неплохой мемориал сделать.
  13. Комментарий был удален.
  14. Виктор Wolz 26 сентября 2015 12:51
    Его можно вынести ближе к дороге и установить с возможностью залезть, играть в него, для детей а не для пьяни, это наша история а вместо этого бронеколпак собирает грязь и бутылки.
  15. Stilet 27 сентября 2015 00:03
    Такие штуки -каждому в огород! soldier
  16. Комунист 4 октября 2015 01:03
    хорошая качественная и не требующяя особых ресурсов огневая точка. такие штуки бы на каждую улицу soldier

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня