Противокорабельная ракета Х-59МК «Овод-МК»

Тактические авиационные управляемые ракеты «воздух-поверхность» семейства Х-59 изначально предназначались для уничтожения наземных объектов противника. Такое оружие могло применяться для атаки штабов, складов, объектов инфраструктуры и других стационарных целей. При этом обеспечивалось поражение цели с круговым вероятным отклонением на уровне 2-3 м и на дальностях (в зависимости от типа ракеты) до 110-120 км. В начале двухтысячных годов семейство ракет Х-59 пополнилось новым оружием. Продолжая развитие старого проекта, ГосМКБ «Радуга», ныне входящее в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), разработало противокорабельную ракету Х-59МК «Овод-МК».

О существовании нового проекта стало известно в 2001 году. В ходе выставки МАКС организация-разработчик впервые показала макет перспективной противокорабельной ракеты и огласила некоторые сведения об этом оружии. В новом проекте планировалось использовать существующие наработки и технические решения, а также ряд нового оборудования. Все это позволяло повысить характеристики существующей ракеты, а также занять новую тактическую нишу. Новая модификация существующего вооружения предлагалась для уничтожения надводных целей различных типов.

Проект «Овод-МК» разрабатывался на основе существующей ракеты Х-59МК. Новая ракета сохранила общую архитектуру и компоновку, а также аэродинамический облик. При этом было решено серьезно переработать состав бортового оборудования, а также отказаться от освоенной и проверенной временем двухступенчатой схемы. Последняя доработка позволила увеличить запас топлива, что положительным образом сказалось на максимальной дальности полета.


Противокорабельная ракета Х-59МК «Овод-МК»
Общий вид ракеты Х-59МК. Фото Rbase.new-factory.ru


В целом конструкция ракет Х-59МК и Х-59М похожа. Тем не менее, более новое изделие имеет некоторые отличия, связанные с необходимостью повышения различных характеристик. Противокорабельная ракета с индексом «МК» получила цилиндрический корпус с обтекаемой головной частью. В связи с изменением состава систем управления корпус получил головную часть в виде расширяющегося впереди усеченного конуса и радиопрозрачного головного обтекателя. На нижней поверхности корпуса сохранился гаргрот. Как и ранее, на боковой поверхности корпуса предлагалось устанавливать набор дестабилизаторов и крылья Х-образной конструкции. Под гаргротом предусматривался пилон с цилиндрическим кожухом двигателя.

С целью увеличения дальности полета было решено оснастить ракету дополнительным топливным баком. Его поместили в цилиндрический хвостовой отсек с обтекателем. Отсек дополнительного бака предлагалось крепить в хвосте корпуса, где у предыдущих ракет располагался сбрасываемый стартовый твердотопливный двигатель. Также серьезным доработкам подверглись носовые дестабилизаторы, улучшающие управляемость ракеты. На первых образцах Х-59МК, демонстрировавшихся в начале прошлого десятилетия, присутствовали складные двухсекционные дестабилизаторы, аналогичные использованным на более ранних ракетах семейства. В дальнейшем от такой конструкции отказались, применив нескладываемые трапециевидные плоскости со стреловидной передней кромкой.

Конструкция Х-образных крыльев осталась прежней. Они имели большую стреловидность и набор рулей на задней кромке. Таким образом, несмотря на доработку дестабилизаторов, общий аэродинамический облик ракеты в целом остался без изменений.

Общая длина ракеты Х-59МК составляет 5,7 м, диаметр корпуса равен 420 мм в головной части и 380 мм в центральной. Размах крыла – 1,3 м. Стартовая масса «Овода-МК» осталась на уровне предыдущего изделия семейства – не более 930 кг.

Противокорабельная ракета Х-59МК «Овод-МК»
Схема ракеты Х-59МК ранней версии. Изделие имеет "старые" складные дестабилизаторы. Рисунок Airwar.ru


По имеющимся данным, компоновка внутренних объемов корпуса новой ракеты была полностью заимствована у предыдущего изделия семейства. В головной части корпуса по-прежнему находились головка самонаведения и часть аппаратуры управления. Позади нее расположили боевую часть, за которой поместили центральный топливный бак. В хвосте корпуса предусматривалось место для дополнительного аппаратного отсека с рулевыми машинками рулей и хвостового топливного бака.

Главным нововведением проекта Х-59МК стало использование активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-59Э, созданной НПП «Радар-ммс» (г. Санкт-Петербург). Это изделие позволило кардинальным образом изменить методику боевого применения и обеспечить возможность выполнения новых боевых задач. Кроме того, новая ГСН способна выполнять поиск цели и наведение на нее без помощи самолета-носителя. Таким образом, в новой ракете, впервые в семействе, реализован принцип «запустил-забыл».

Головка самонаведения АРГС-59Э предназначена для самостоятельного обнаружения крупных надводных радиолокационно-контрастных целей. Обеспечивается поиск объектов с ЭПР не менее 300 кв.м – крупных катеров и кораблей разных типов. Также обеспечивается поиск цели в любое время суток и в любых погодных условиях, в том числе при волнении моря до 6 баллов. Заявлена возможность поиска и атаки целей как в открытом море, так и вблизи берега.

Максимальная дальность пуска ракеты зависит от размеров цели и ее заметности для радиолокационной ГСН. Так, для сравнительно небольших катеров этот параметр составляет 145 км. Крупные корабли могут быть атакованы с дальности до 285 км. При этом вероятность поражения цели типа «катер» одной ракетой составляет 0,7-0,93. Более крупные цели поражаются с вероятностью до 0,9-0,96. Таким образом, для уничтожения эсминца или крейсера требуется не более нескольких ракет.

Противокорабельная ракета Х-59МК «Овод-МК»
Турбореактивный двигатель ТРДД-50АТ. Фото Rbase.new-factory.ru


Система управления ракеты Х-59МК имеет стандартную программу полета на минимальной высоте, повышающую вероятность эффективного прорыва к цели через зону действия корабельной ПВО. На маршевом участке полета ракета движется на высоте 10-15 м, возле цели снижается до 4-7 м.

Ракета «Овод-МК» несет боевую часть проникающего действия весом 320 кг. Такое изделие позволяет наносить серьезные повреждения целям всех типов за счет подрыва заряда внутри атакуемого корабля. Мощность боевой части является одним из основных факторов, влияющих на боевую эффективность ракеты.

Сохраняя компоновку предыдущей ракеты семейства, изделие Х-59МК получает маршевый двигатель, вынесенный на пилоне под гаргротом корпуса. Как и ранее, изделие использует двухконтурный турбореактивный двигатель, помещенный на пилоне под корпусом. В новом проекте было предложено использовать двигатель типа ТРДД-50АТ (36МТ), созданный Омским моторостроительным КБ и выпускаемый НПО «Сатурн». Двигатель с взлетной тягой 450 кгс имеет длину 850 мм и максимальный диаметр 330 мм. Собственный вес устройства – 82 кг. Для контроля за работой силовой установки в состав бортового оборудования ракеты внесена электронно-гидравлическая система управления. Также в составе двигателя присутствует встроенный электрогенератор для снабжения энергией бортовых агрегатов ракеты.

Использованный двигатель позволяет ракете развивать скорость от 900 до 1050 км/ч. При этом обеспечивается возможность маневра по высоте в пределах от 200 м до 11 км. Тем не менее, после сброса с носителя ракета входит в пикирование и опускается на высоту маршевого полета порядка 10-15 м.

Противокорабельная ракета Х-59МК «Овод-МК»
Макет ракеты Х-59МК в составе экспозиции КТРВ на салоне МАКС-2015. Фото Saidpvo.livejournal.com


Носителями противокорабельных ракет Х-59МК могут быть отечественные самолеты различных типов, способные нести авиационные катапультные устройства АКУ-58-1 и применять ракеты с активными радиолокационными ГСН. В ходе первых показов новой ракеты утверждалось, что ее носителями могут быть различные самолеты семейства Су-27. К настоящему времени изделие «Овод-МК» включено в номенклатуру вооружений многоцелевого истребителя Су-30.

В течение прошлого десятилетия противокорабельная ракета Х-59МК прошла все необходимые испытания и поступила в серийное производство. Первым заказчиком такого оружия стали военно-воздушные силы России.

В середине двухтысячных годов ГосМКБ «Радуга» вновь занялось обновлением семейства управляемых ракет Х-59. На этот раз за основу для новой разработки была взята новейшая Х-59МК. На ее базе было создано изделие Х-59МК2 с новой системой наведения, использующей спутниковую навигацию и телевизионную головку самонаведения. Кроме того, к настоящему времени и Х-59МК2 успела стать базой для совершенно новой управляемой ракеты. Все новые ракеты семейства «Овод» регулярно демонстрируются на различных выставках вооружения и военной техники.


По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://vpk.name/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. Zaurbek 6 октября 2015 07:34
    В борт компьютер закладывают образы всех кораблей стран Нато и иже с ними. Ракеты выпускают "примерно" в район действия ордера кораблей, при подлете ракета с помощью радара находит цели и выбирает наиболее важную и... в район ватерлинии....Интересно эти ракеты применяются индивидуально или могут действовать как ракеты "Гранит" стаей с обменом информацией и распределять цели?
    1. ССИ 6 октября 2015 10:10
      Цитата: Zaurbek
      В борт компьютер закладывают образы всех кораблей стран Нато и иже с ними.

      Не "образы", а ЭПР... Ракета атакует САМЫЙ большой объект...
      1. Kalmar 6 октября 2015 12:03
        Т.е. если атакуемая группировка будет иметь в своем составе какой-нибудь ненужный танкер с установленными отражателями, то ракеты будут дружно кидаться именно на него?
        1. ССИ 6 октября 2015 12:24
          Да, где-то так... И это не только у нас, но и у "соперников". Но не ВСЕ ракеты, координаты и характеристики цели закладываются в "мозг" ракеты перед "математической отцепкой" ракеты от носителя... Когда-то занимался автопилотами ракет, что-то еще помню...
          1. snc 6 октября 2015 13:29
            Так всё-таки характеристики цели закладываются в ракету, а не просто "лети и лупани по самой большой"? Вы сами себе противоречите. И когда это конкретно было? Мне кажется с тех пор системы наведения поумнели.
            snc
            1. ССИ 6 октября 2015 14:16
              В чем я себе противоречу? Еще раз - не ОБРАЗЫ, а характеристики. В барабане самолета, либо на подвесках несколько ракет, характеристики закладываются в КАЖДУЮ, что еще непонятно? Оператор может выбрать НЕСКОЛЬКО различных целей и их характеристики "поместить" в автопилоты различных ракет по очередности пусков...
              1. Kalmar 6 октября 2015 14:44
                Еще раз - не ОБРАЗЫ, а характеристики.

                Такое чувство, что у вас с snc терминологическая путаница. Совокупность значений характеристик - это разве не тот самый "образ"? Понятно же, что в ракету не картинки с википедии заливают.
          2. Kalmar 6 октября 2015 14:14
            Да, где-то так... И это не только у нас, но и у "соперников"

            Хм, про те же "Граниты" всегда писалось, что они в состоянии определить (примерно) тип корабля в поле зрения и выбрать нужный. Я это понимаю так, что она все таки наводится не тупо на самое большое пятно на радаре.

            У легких ПКР (их "Гарпун", наша Х-35) тоже упоминается некая система селекции целей: дескать, при атаке на группу кораблей каждая ракета выбирает себе цель по какому-то вероятностному алгоритму. Это как раз должно предотвратить ситуацию, когда вся стая слетается на один корабль, игнорируя остальные.
        2. древний 6 октября 2015 14:54
          Цитата: Kalmar
          Т.е. если атакуемая группировка будет иметь в своем составе какой-нибудь ненужный танкер с установленными отражателями


          Любая группировка противника имеет в своём составе ложные корабли-мишени,не обязательно танкеры или ещё что-то. Обычно ставят на эти корабли уголковые отражатели для увеличения значения ЭПР или "создают" их электронным способом.
          Обычная практика со времён.."царя гороха".
          Так что уважаемый ССИ ПОЛНОСТЬЮ ПРАВ!+! drinks
          1. Удав КАА 7 октября 2015 00:59
            Цитата: древний
            Любая группировка противника имеет в своём составе ложные корабли-мишени,не обязательно танкеры или ещё что-то.
            Дорогой Александр-2! Это не так. Нет в море лишних кораблей. Крабли-мишени только на испытаниях, на мишенной позиции. А вот то, что супостат электронным способом может создать ложный КОН, ДесО, АУГ -- это точно! Наши не раз покупались на это в Средиземке, пока РЗК не кололи "мануху".
            Оценку правоты ССИ не разделяю. Сожалею. Удав КАА.
            1. ССИ 8 октября 2015 14:25
              Цитата: Удав КАА
              Оценку правоты ССИ не разделяю. Сожалею. Удав КАА.

              Прошу прощения, а Вы занимались автопилотами к ракетам? Если нет, то прошу аргументировать....
      2. opus 6 октября 2015 15:35
        Цитата: ССИ
        Ракета атакует САМЫЙ большой объект...

        не не так.
        1.Вернее не ЭПР ,а ЭОП
        2.Двухэтапное наведение: автономно программное на начальном участке полета с последующим самонаведением при выходе на рубеж обнаружения цели. Положение цели должно быть установлено перед полетом, а ее координаты запрограммированы в запоминающем устройстве ПРНК носителя. При выходе на рубеж захвата РЛГСН от цели начинается самонаведение с помощью РЛ ГСН: ЭПР цели сравнивается с базой,что заложили с носителя.
        Совпало-атака.Не совпало(пропал,затонул,убежал),сброс цели и только тогда атака цели с самой большой ЭОП.


        иначе....
        иначе все ракеты летели бы только в крейсера,игнорируя эсминцы,миноносцы и крейсера.

        "рубеж" то же зависит от ЭОП
        • цель типа эсминец, крейсер с ЭОП от 5000 м2, км - 258
        • катер с ЭОП от 300м2, км - 145

        1. Удав КАА 7 октября 2015 01:11
          Цитата: opus
          "рубеж" то же зависит от ЭОП

          В авиационных ПКР не силен. Про ВМФовские могу сказать, что *Рубеж*открытия ГСН ПКР зависит от высоты полета (траектории) и ее ширины захвата. При этом она должна перекрывать ОВМЦ. Так, при траектории В-14 Базальт (Гранит и К*) свою ГСН открывал за 150 км от ОВМЦ, тк ширина поиска его ГСН была +/- 75км. И логика у ракет залпа была "слева-направо через одну". (Пишу, тк Базальты сняты с вооружения). О другом скромно промолчим. hi
          1. opus 7 октября 2015 16:13
            Цитата: Удав КАА
            В авиационных ПКР не силен.

            да все то же самое.
            Цитата: Удав КАА
            ГСН ПКР зависит от высоты полета (траектории) и ее ширины захвата.

            и конечно от ЭОП.у Базальта будет так же,зависимость от ЭОП
            Ну это ж априори,высоты в ОУР нет

            вместо ЭПР- ЭОП,
            высота нахождения РЛ ГСН не играет роли для дальности обнаружения,если.....
            если речь идет о "прямой " видимости(без учета) кривизны.


            Цитата: opus
            • цель типа эсминец, крейсер с ЭОП от 5000 м2, км - 258
            • катер с ЭОП от 300м2, км - 145
      3. Удав КАА 7 октября 2015 00:48
        Цитата: ССИ
        Ракета атакует САМЫЙ большой объект.И это не только у нас, но и у "соперников".
        Добрый вечер, Сергей Иванович!
        Позволю себе не согласиться с Вами. Еще в мою молодость наши ПКР имели логику целераспределения по ордеру АМГ. Так что не все ракеты залпа пойдут на самую большую ЭПР цели.
        С уважением, hi
    2. opus 6 октября 2015 15:38
      Цитата: Zaurbek
      В борт компьютер закладывают образы всех кораблей стран Нато и иже с ними.


      Не все сразу,ессно. "башки" не хватит у 59 на все

      Цитата: Zaurbek
      или могут действовать как ракеты "Гранит" стаей с обменом информацией и распределять цели?


      групповой пуск

      Даже при групповом пуске по одиночной-положение цели и ее ЭОП задаются

      но "обмена" конечно нет.

      Х-59 (Х-59М) с ТГСН "контактирует" с носителем в режиме реального времени. Но не между собой

      Дальность действия линии связи 140 км.

      Аппаратный подвесной контейнер ПК-9( АПК-8), оборудованный антенными блоками передней и задней полусферы, обеспечивает процесс наведения и после отворота носителя на обратный курс, позволяя самолету выходить из атаки после пуска, не входя в зону зенитного огня, а радиокомандная коррекция в реальном масштабе времени...

      то же самое в принципе у М2(Э)
      1. тлауикол 7 октября 2015 06:08
        ( С ) opus : "Даже при групповом пуске по одиночной-положение цели и ее ЭОП задаются" - конечно так, иначе можно подсобрать пару рыболовецких траулеров или поразить буксир вместо фрегата.
        А при залповом пуске по групповой цели действовал простой алгоритм : ГСН ракет включались в разное время, соответственно часть ракет поражает первые встречные корабли ( например, корабли охранения ), остальные ракеты просто пролетают мимо, включая ГСН позже и т.д. Или : часть ракет атакует левые/правые корабли ( в зависимости от построения ), часть центр боевого порядка или крупнейшую цель. Никакого обмена информацией м/у ракетами нет, даже у Базальта или Гранита
        1. opus 7 октября 2015 16:31
          Цитата: тлауикол
          цели действовал простой алгоритм :

          нет не так.
          поражение ЦЕЛИ ПКР,не означает уничтожение ее ЭОП, она даже может стать больше(грубо говоря труба или кусок корпуса выворотило в сторону,пожар,так же увеличивает ЭОП).
          И?
          И все ваши ПКР лупят по первым встречным,которые УЖЕ поражены
          Цитата: тлауикол
          пролетают мимо, включая ГСН позже

          куда "пролетали"?
          ГСН "включается" на заданном программном рубеже.за 150-200км до ЗАДАННЫХ координат цели. и начинали ее искать,затем идентифицировать и распределять.
          конечно
          Цитата: тлауикол
          ГСН ракет включались в разное время
          ,тк
          -залп не одномоментно
          -ПКР не идут на цель фалангой,перпендикулярно курсу(так не делается)
          -цели имеют разные координаты (дальность) относительно точки пуска

          Цитата: тлауикол
          Никакого обмена информацией м/у ракетами нет, даже у Базальта или Гранита

          у Х-59МК нет ,для Х-59 (Х-59М) реализовать можно,тк они обмениваются информацией с носителем/
          У 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK и 3К45-2 для комплексов "Гранитит" и "Гранит-2" ЕСТЬ.
          Тк ОКР "Гранит" предусматривал создание противокорабельной ракеты с автономным (без взаимодействия с носителем) выбором главной цели в ордере кораблей и универсальным стартом - надводным либо подводным.

          активная РЛ ГСН и система обмена информацией между ракетами (СОИР) залпа с несколькими каналами приема-передачи информации.

          Через СОИР шел обмен данными РЛ ГСН ракет, координировался боевой порядок ракет в зависимости от схемы атаки.

          Скорее всего связь по боковым лепесткам 2х диапазонной РЛ ГСН.

          После определения координат целей, назначенных при целераспределении и их параметров движения, ракета с выключенной РЛС снижается на малую высоту и совершает полет к точке предполагаемых координат цели. При подходе к точке предполагаемых координат цели РЛС (визир) включается и происходит захват цели. Каждая ПКР выходит к своей цели согласно ранее проведенному целераспределению
  2. snc 6 октября 2015 11:19
    Всё-таки двигатель на пилоне - крайне сомнительное решение. Вдвое увеличивается ЭПР и сопротивление воздуха.
    snc
    1. ССИ 6 октября 2015 12:27
      Цитата: snc
      Всё-таки двигатель на пилоне - крайне сомнительное решение. Вдвое увеличивается ЭПР и сопротивление воздуха.

      А ракете ЭПР по фонарю... Они, обычно, летят по одной из 10-12 траекторий, заложенных программистами - с огибанием, без огибания, с противозенитным маневром, без него, или просто, болтаясь в воздухе...
    2. Kalmar 6 октября 2015 14:08
      Всё-таки двигатель на пилоне - крайне сомнительное решение. Вдвое увеличивается ЭПР и сопротивление воздуха

      Про сопротивление не знаю, а вот с ЭПР особой проблемы в данном случае не вижу. Ракета летит на малой высоте, т.е. большую часть траектории (до выхода на дальность прямой видимости) атакуемое соединение ее сможет наблюдать разве что сверху (с самолетов ДРЛО, например). С этого ракурса двигатель под брюхом не виден.
  3. snc 6 октября 2015 13:32
    "ЭПР по фонарю" А ничего что противник значительно раньше обнаружит ракету и будет иметь больше времени на реагирование?
    snc
    1. ССИ 6 октября 2015 14:18
      А носитель он не обнаружит? Или просто полетать самолет решил?
      1. Kalmar 6 октября 2015 14:42
        А носитель он не обнаружит? Или просто полетать самолет решил?

        Если носитель успел отстреляться к моменту обнаружения, бороться с ним уже нет смысла. Даже если его и сбить, выпущенной ракете это уже никак не помешает.
  4. snc 6 октября 2015 16:25
    Носитель тоже может подойти к рубежу пуска на малой высоте и отстреляться используя внешнее целеуказание.
    snc
    1. Удав КАА 7 октября 2015 01:19
      Цитата: snc
      Носитель тоже может подойти к рубежу пуска на малой высоте и отстреляться используя внешнее целеуказание.
      Конечно же может. Вот только дальность ПКР сильно от высоты пуска зависит. А это значит, что носитель должен лезть в зону ПВО соединения, чтобы ракета могла достать до цели. А это , прямо скажем, не комильфо!
  5. snc 7 октября 2015 02:20
    На маршевом участке полета ракета движется на высоте 10-15 м, возле цели снижается до 4-7 м.

    Т.е. высота пуска не принципиальна.
    snc

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня