8 причин спада популярности русского рукопашного боя

Все течет, все меняется. Когда-то люди взволнованно разглядывали вырезки из постсоветских газет с магическими словами "карате" и "русский стиль", а сегодня им лень посмотреть даже короткий ролик. Мастера отмечают потерю интереса в занятиях у своих учеников. Что произошло? В чем причина спада популярности боевых искусств в целом и русского рукопашного боя в частности?

- Первая причина - перенасыщенность информацией. Информация ценилась очень дорого, когда ее было крайне мало. Люди фотографировали телевизоры в видеосалонах, стараясь уловить движения Брюса Ли на экране. Теперь же, с появлением Интернета и флэш-видео информации море. Но люди уже всем "наелись". Ни книги, ни видео их не интересуют - тем более, что бумажные книги вообще становятся все менее популярными.


8 причин спада популярности русского рукопашного боя

Номер классического журнала Русский стиль/Боевые искусства

- Вторая причина - естественная потеря интереса со временем. Например, стили русского рукопашного боя объявились в конце 80 - начале 90-ых на волне интереса ко всему патриотическому, народному, своему. Тем более, что в то время уважались и ценились сила, умение постоять за себя физически. Но время прошло. Ориентиры общества сменились - теперь в большем почете потребление, красивые вещи, поездки, роскошный отдых.

- Третья причина - потеря кредита доверия. В начале 90-ых у русских стилей был огромный кредит доверия у населения. Казалось, что это что-то новое, что теперь все будет по-другому и т.д. Но русские стили по большому счету не оправдали возложенных на них ожиданий. Слишком много было профанации, спекуляции и коммерции - и соответственно слишком много разочарований. Не создано ни одной авторитетной федерации или ассоциации, нет известных бойцов, нет массовых турниров. Честно говоря, русские стили, скорее, имеют негативную ассоциацию у большинства любителей боевых искусств. А времени было достаточно - четверть века.

- Четвертая причина - нежелание мастеров учить по-настоящему. Учить так, как учили их в свое время. Тут, видимо, и эго и финансы - боязнь вырастить себе соперника и конкурента. Кадочников в свое время обжегся на этом, научив Ретюнских и Лаврова, которые потом покинули патриарха. Ведь так здорово быть уникальным! Мастера берут деньги, но учат бессистемно, не так жестко, и, следовательно, не так эффективно. А еще они превращают полученные некогда навыки (полученные, как правило, на службе) в авторские школы, что тоже не ведет к повышению эффективности. А еще они любят рассказывать сказки, думая, что так создадут легенду и увеличат популярность. В итоге адепты тают как снежный ком с каждым годом. Потому что есть, конечно, люди, которые хотят заниматься чем-то вроде "славянского айкидо", но если бы мастера учили нормально (пусть даже не так, как учили их), то группы были бы наверняка больше.


Эпизод о Скобаре А.В. Грунтовского из видеоприложения к журналу Русский стиль/Боевые искусства

- Пятая причина - ощущение псевдозащищенности. 90-ые как бы прошли. На улицах меньше драк, и уже даже в школах далеко не все дерутся. Просто-напросто нет необходимости. А человек - это такое ленивое существо, что без насущной потребности он с дивана не поднимется. Особенно, когда в руках "планшет" с интересной игрой (о чем в начале 90-ых никто даже и не мечтал).


А.К. Белов (князь Селидор)

- Шестая причина - возросшая феминизация общества. Сейчас мужчины больше руководствуются женскими установками типа "всегда можно договориться", "нельзя опускаться до драки" и т.д. Что уж говорить, если даже некоторые инструкторы по самообороне пишут, что "насилие" - это "плохо". Как же они тогда получают свой уличный опыт, который у инструктора по самозащите должен быть - решительно непонятно.


Эпизод из фильма В. Васильева (Система)

- Седьмая причина - либерализация законов и технический прогресс. Зачем учиться биться кулаками и ногами, когда можно запросто купить крутейший авторский ножик или электрошокер? Или струйный газовый баллон? Или травматический пистолет? Или тактический фонарь? Или, или...
Кстати, некоторое число любителей "насилия" оттекло в так называемый "ножевой бой", а еще более тонкая струйка в практическую стрельбу и т.д.


А. Лавров

Восьмая причина заключается в сложности настоящих русских стилей - боевых и оздоровительных. Они не соответствуют парадигме современного человека, воспитанного фильмами и ТВ, для которого единоборство - это что-нибудь восточное, или бразильское, а оздоровительное - это фитнес.

Например, возьмем такое направление как "Лес" - это "внутренний" стиль боевого искусства. В нем большое внимание обращается на внутренние ощущения, на такие тонкие и сложные моменты, как, скажем, выстраивание костной структуры. Рядовой "боец" вообще не поймет о чем речь, покажи ему такой стиль. В его голове "круто" - это когда бросают прогибом (в наши дни такие броски в своих драках стараются показывать даже футбольные фанаты, подражая своим оппонентам-борцухам, что говорит о том, что для человека мода важнее практичности и в важных делах). А мода сейчас на бразильское джиу-джитсу (или грэпплинг), или на "гладиаторское" ММА. А какие-то странные для современного человека движения или упражнения не вызовут у него доверия, так как не согласуются с его стереотипами.

А еще в настоящей "рукопашке" обучение, как правило, построено на стрессовой методике. Не выполнил правильно элемент, не уклонился - автоматически получаешь палкой по голове (например). Больно, неприятно - и не так как на тренировках по борьбе, а по-другому. Да и опять же - как объяснить борцу, что это на улице полезнее, чем спортивное единоборство, заточенное под другие цели и задачи? У него в голове другие образы, шаблоны, картинки.

Поэтому на занятия в разных городах ходит все меньше человек (даже там, где это, казалось бы, до сих пор востребовано уличными порядками), секции закрываются. На плаву остаются только такие "киты", как Рябко, Кадочников и Волостных - да и то двое первых все больше переносят свою деятельность на Запад.


В.В. Волостных

Что же будет дальше? Новый виток? Вряд ли - по опыту Запада мы можем судить, что боевые искусства успешно заменяются удовольствием от потребления. Пока умение драться было неотъемлемой частью образа мужчины и необходимостью в некоторых городах и районах - тренировочные залы были переполнены. В наше время мужчина, скорее, определяется по наличию денежных средств, а уровень физической готовности определяется по рельефности мышц пресса.

На Западе даже опытный и известный в своей сфере инструктор по самообороне не может гарантировать себе стабильный доход, преподавая мужчинам в классической брутальной манере - это мало кому интересно. Заработок возможен только при обучении самообороне женщин.
Автор:
Михаил Диденко
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

66 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти