Military Review

Tanks D and DD (first part)

11
History these tanks, in general, is interconnected, albeit in a very intricate way. We must begin with the fact that each British tank unit in France had its own repair shop. Lieutenant Colonel Philip Johnson was working in one of these workshops. He began to improve the Whippet tank and managed to increase its speed, and then developed the so-called “cable track”, the difference from the traditional one is that the tracks in it did not connect to each other, but were fixed with gaps on the cable. The cable is rewound between the wheels, and the tracks ... can swing from side to side. Such a caterpillar is lighter; wooden panels can be inserted into the track plates. But then ... if it breaks, then it will not be possible to fix it, because how do you connect the torn metal rope, that is, its ends?



"Medium D" during the test.


The very first tank D with Philip Johnson's track.

The maximum speed of the modified Mk.V tank with this track increased to 20 miles per hour compared to 4,6 miles on a standard tank. The tank, as an experienced one, was assigned an index D, after which the experiments with the “snake caterpillar” (and they called it so!) Were continued. At the same time, Johnson developed a new and very promising suspension for the tank. And here the “genius of the tank war” F.S. Fuller decided that such a tank was exactly what was needed for his “1919 plan of the year”, which included, first, the continuation of the war in the 1919 year, and secondly, the massive use of speed and amphibious tanks.

Churchill propagated the "middle D" as an important step in the development of the Royal Tank Corps, but then the First World War ended and the expenditures on military equipment began to rapidly decline. Tanks D planned to make 500 in December 1918-th, then 75 in July 1919-th, and it all ended on 20 machines. However, the wooden layout of the medium tank D was shown in Woolwich at the start of 1919.

Tanks D and DD (first part)

Wooden model tank D.

The tank in many ways resembled the "Whippet", deployed backwards! Engine power 240 l. with. it was located behind, and the cabin with four machine guns was in front. This was a response to Whippet’s criticism, which had a poor forward look. The tank could overcome obstacles with a height of 1.22 m when moving forward and 1.83 m when moving in the opposite direction. Patency, of course, was worse than that of diamond-shaped tanks, but the tank had to swim! And to move through the water by rewinding the tracks, which played the role of a kind of paddle blades.


Tank with "back" above the "front"!

Here we have to step back a bit to find out: this was not the first amphibious tank of the Royal Tank Corps, because the Mk.IX tank was the first. To ensure its buoyancy, used empty tanks, fixed on the sides and in the bow of the hull. Side doors were sealed with rubber gaskets, to create excess air pressure inside the body used fur. Movement through the water was carried out by rewinding the tracks, for which special blades were mounted on them. In addition, a high superstructure was installed on the tank hull, in which part of the equipment was located, and exhaust pipes were brought out through its roof.


That's how the "average D" sailed.

On testing the floating Mk.IX, called “The Duck” (“Duck”), was released on November 11 of the year 1918. He was forced to swim in the water area of ​​the base at Dolly Hill, and although the tank was very poorly controlled on the water and had a low margin of buoyancy, the tests were considered successful. Such a device of the machine precluded the placement of the landing force inside the hull (and the Mk.IX was just the “landing tank”, the prototype of the modern BTR and BMP) and the installation of powerful weapons on it. In addition, the end of the war in November 1918 did not allow further work in this direction. The only floating Mk.IX was subsequently dismantled for metal, but the experience gained during its testing helped to build more advanced amphibious tanks afterwards.


Mk.IX afloat. Fig. A. Shepsa

As for the floating tanks D, they were ordered by 11 units for testing, but all of them were made of low carbon steel, that is, not armored steel. There are options for D * and D ** ("with a star" and "with two stars"). With a weight of 13.5, the tank had a speed of 23 miles per hour over flat ground and up to 28 miles per hour downhill. Then two tanks in 1922 were sent to India for testing in the tropics. The tanks had an asbestos layer on the armor to protect against heat in the sun, but both of them broke down while moving from the train station to the military camp, where they were abandoned.


One medium D * was produced by Vickers at the end of 1919 of the year. The hull expanded to increase the displacement, the width of the track also increased. The original three-speed gearbox was replaced by a four-speed gearbox, so that the maximum speed was even slightly higher, 24 miles per hour, although the tank's weight increased to 14,5 tons. But the better the tank did not swim!

The average D ** was also done by Vickers in 1920. The width of the hull was again increased, put the new engine in the 370 hp "Rolls-Royce". The 15-ton tank with it reached its maximum speed in 31 km / h, but it is not known with which engine this speed was reached.

Two DM tanks (“modified” or “upgraded”) were produced in Woolwich's 1921 year. In the fighting compartment, an additional dome was installed on top for the tank commander, but which reduced visibility to the driver even more. The mass of the tank increased to 18 tons, and the maximum speed dropped to 20 km / h. At least one such tank drowned in the Thames, and it had to be lifted, as the famous cinematic Pat-magazine told about 1921 in the year - “He sees everything, knows everything”.


"Average D" overcomes a vertical obstacle.

Johnson was also commissioned to develop a family of armored vehicles for use in the colonies. Johnson made a tank based on the "Whippet" with two machine-gun turrets and old tracks, but with its new and also cable suspension. One car was built in Woolwich as a “tropical tank” in the 1922 year. He was tested in Farnborough, but did not receive development. So far, only one tank has been preserved from all this “family” of the first amphibious tanks - the Mk.IX with the hull number IC 15, which is on display at the Royal Tank Museum in Bovington. As a result, Johnson's KB was closed in the 1923 year, and not a single tank of the type “medium D” in England was preserved.


The American version of the "middle D" (United States - M 1922).

However, the story of "tank D" is not over! Overseas, the specification for the new medium tank was prepared in the same 1919 year. The weight of the tank was to be equal to 18 t, the specific power was determined in 10 l. with. per ton. The maximum speed should have been 12 km / h, and the cruising range of 60 kilometers. The tank should have been equipped with a light cannon and two machine guns, and the thickness of the armor on it should have been able to withstand the hit of 0.50 caliber inches (12,7-mm) from close range. The wooden layout was created in April 1920. With some minor changes, the US Army munitions department (in charge of this project) authorized the construction of two experimental tanks of this type. The first of them was rather ordinary in terms of design, with a spring suspension, and received the designation M1921. But here in the department of ammunition were received drawings and specifications for the "serpentine caterpillar" and the suspension of the tank "average D" from England. Therefore, the second prototype was built with just such a track and suspension and received the designation M1922.


M1922 at the Aberdeen Proving Ground today. The hollow tracks where the wooden plates were to be inserted are clearly visible.

At that time, the US Army had to save literally everything. Therefore, it was out of the question to build many such tanks. They decided to build only to save the experience. As a result, M1921 was built at Rock Island Arsenal and delivered to the Aberdeen Proving Ground in February 1922. It was the engine of Murray and Tregurta power 220 l. with., but really issued only 195! The lack of power limited the speed of M1921 to all 10 miles per hour.


M1922 on the go.

The tank was armed with an 6-pound (57-mm) cannon and an 7,62-mm machine gun in a round turret. Another machine gun could be mounted on its small tower at the top. The M1922 tests were completed in the 1923 year, and it was sent to Aberdeen in March 1923. Tests have shown that the carrying cable wears out very quickly and was replaced with a chain. Interestingly, the tracks of this tank also had wooden inserts. The suspension worked well, and although the tank did not have a powerful engine, it reached a speed of 16 miles per hour. The car was even put into service under the name M1 and ... immediately left in Aberdeen as a museum exhibit. Another tank is in the city of Anniston in Alabama. On this story, similar, like the twin brothers, "tanks D" ended on both sides of the ocean!
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Monster_Fat
    Monster_Fat 28 September 2015 09: 06 New
    +9
    Thanks to the author, a very interesting article, consecrating the little-known period of tank construction.
    1. kalibr
      28 September 2015 11: 58 New
      +2
      Wait for the sequel!
  2. jjj
    jjj 28 September 2015 10: 26 New
    +3
    Yes, very curious
  3. mirag2
    mirag2 28 September 2015 11: 53 New
    +4
    Well well...
    Of course, the author is grateful for such materials!
  4. Grigorievich
    Grigorievich 28 September 2015 14: 53 New
    +5
    Thanks to HE and such authors, you will learn a lot about the development of weapons.
  5. Volga Cossack
    Volga Cossack 28 September 2015 16: 18 New
    0
    Thank you sincerely the author from the Tankist - a new page for me ......... seldom you learn new things - well here. Thanks again - informative!
    1. kalibr
      28 September 2015 18: 04 New
      +4
      Dear KAZAK, I am glad that the TANKISTAN liked this. I have been doing tanks (first models, then their history) since 1980 of the year. Well, something has accumulated during this time. I just didn’t write to get information: to the Ministry of Defense of Sweden, to Bovington, to Samur, to Pukkapunual (you can't pronounce without a half-glass), to Brisbane, to Jakarta ... So now it remains only to systematize, write and rejoice. and you read and also rejoice, if there is anything.
  6. Alexey RA
    Alexey RA 28 September 2015 16: 51 New
    0
    TOG II larvae * smile
    1. kalibr
      28 September 2015 18: 04 New
      0
      Yes, to some extent. You rightly noticed that!
      1. Alexey RA
        Alexey RA 28 September 2015 18: 20 New
        0
        Quote: kalibr
        Yes, to some extent. You rightly noticed that!

        Duc ... I always have it before my eyes - every evening I see in my hangar. Sometimes I even roll it out. repeat
  7. kotvov
    kotvov 28 September 2015 18: 41 New
    0
    excess air pressure inside the housing used furs. ,,
    I don’t envy tankers who would have to service this “miracle technology”.

Танки Д и ДД (первая часть)

История этих танков, в общем-то, связана между собой, хотя и весьма замысловатым образом. Начать же надо с того, что каждая британская танковая часть во Франции имела собственную ремонтную мастерскую. В одной из таких мастерских как раз и работал подполковник Филипп Джонсон. Он занялся усовершенствованием танка «Уиппет» и сумел повысить его скорость, а затем разработал так называемую «тросовую гусеницу», отличие которой от традиционной в том, что траки в ней не соединялись друг с другом, а были закреплены с промежутками на тросе. Трос перематывается между колесами, а траки… могут качаться при этом из стороны в сторону. Такая гусеница легче, в пластины траков можно вставлять деревянные панели. Но зато… если уж она разорвется, то починить ее будет нельзя, потому что как вы соедините разорванный металлический канат, то есть его концы?

Танки Д и ДД (первая часть)

"Медиум Д" во время испытаний.

Танки Д и ДД (первая часть)


Самый первый танк Д с гусеницей Филиппа Джонсона.

Максимальная скорость модифицированного танка Мк.V с этой гусеницей увеличилась до 20 миль в час по сравнению с 4,6 милями у стандартного танка. Танку, как опытному, присвоили индекс Д, после чего эксперименты со «змейковой гусеницей» (а называли ее и так!) были продолжены. Одновременно Джонсон разработал новую и весьма перспективную подвеску для танка. И тут со всем этим ознакомился «гений танковой войны» Ф.С. Фуллер и решил, что такой танк как раз то, что надо для его «плана 1919 года», предусматривавшего, во-первых, продолжение войны и в 1919 году, а во-вторых, массированное применение скоростных и амфибийных танков.

Черчилль пропагандировал «средний Д» как важный шаг в развитии Королевского танкового корпуса, но тут Первая мировая война завершилась и расходы на военную технику начали стремительно уменьшаться. Танков Д планировалось сделать 500 в декабре 1918-ого, потом 75 в июле 1919-ого, а закончилось все на 20 машинах. Тем не менее, деревянный макет среднего танка Д был показан в Вулвиче в начале 1919 года.

Танки Д и ДД (первая часть)

Деревянный макет танка Д.

Танк во многом походил на «Уиппет», развернутый задом наперед! Двигатель мощностью 240 л. с. располагался сзади, а рубка с четырьмя пулеметами – спереди. Это стало ответом на критику «Уиппета», имевшего плохой обзор вперед. Танк мог преодолевать препятствие высотой 1.22 м при движении вперед и 1.83 м при движении в обратном направлении. Проходимость, понятно, была хуже, чем у ромбовидных танков, но зато танк должен был плавать! Причем двигаться по воде за счет перемотки гусениц, игравших роль своеобразных гребных лопаток.

Танки Д и ДД (первая часть)

Танк с «задом» выше «переда»!

Тут надо несколько отступить назад, чтобы выяснить: это был уже не первый плавающий танк Королевского танкового корпуса, потому что самым первым оказался танк Mk.IX. Чтобы обеспечить ему плавучесть, использовались пустые цистерны, закрепленные по бортам и в носовой часть корпуса. Бортовые двери герметизировались резиновыми прокладками, для создания избыточного давления воздуха внутри корпуса применялись меха. Движение по воде осуществлялось за счет перемотки гусениц, для чего на них устанавливались специальные лопатки. Помимо этого на корпусе танка была установлена высокая надстройка, в которой размещалась часть оборудования, а через ее крышу наружу вывели выхлопные трубы.

Танки Д и ДД (первая часть)

Вот так «средний Д» плавал.

На испытания плавающий Mk.IX, получивший название «The Duck» («Утка»), вышел 11 ноября 1918 года. Плавать его заставляли на акватории базы в Долли Хилл, и хотя танк очень слабо управлялся на воде и имел невысокий запас плавучести, испытания были признаны удачными. Подобное устройство машины исключало размещение десанта внутри корпуса (а Мк.IX как раз и был «десантным танком», прообразом современных БТР и БМП) и установку на нем мощного вооружения. К тому же окончание войны в ноябре 1918 года не позволило продолжить работы в этом направлении. Единственный плавающий Mk.IX впоследствии разобрали на металл, но опыт, полученный при его испытаниях, помог при постройке более совершенных плавающих танков впоследствии.

Танки Д и ДД (первая часть)

Mk.IX на плаву. Рис. А. Шепса

Что же касается плавающих танков Д, то их для испытаний заказали 11 штук, но все из малоуглеродистой, то есть не броневой стали. Известны варианты Д* и Д** («со звездой» и «с двумя звездами»). При весе 13.5 т танк имел скорость 23 мили в час по ровной местности и до 28 миль в час под гору. Затем два танка в 1922 году отправили в Индию для испытаний в условиях тропиков. Танки имели асбестовый слой на броне для защиты от нагрева на солнце, но оба они сломались во время переезда от железнодорожного вокзала в военный лагерь, где их и забросили.


Один средний Д* был произведен фирмой Виккерса в конце 1919 года. Корпус расширили, чтобы увеличить водоизмещение, увеличена также ширина гусеницы. Оригинальная трехступенчатая коробка передач была заменена четырехступенчатой, так что максимальная скорость стала даже чуть выше, 24 мили в час, хотя вес танка возрос до 14,5 тонн. А вот лучше танк плавать не стал!

Средний Д** сделали также у Виккерса в 1920 году. Ширина корпуса была вновь увеличена, поставлен новый двигатель в 370 л.с. «Роллс-Ройс». 15-тонный танк с ним достиг максимальной скорости в 31 км/час, но точно не известно при каком двигателе была достигнута эта скорость.

Два танка ДМ («доработанный» или «модернизированный») были произведены в 1921 году в Вулвиче. В боевом отделении был установлен дополнительный купол сверху для командира танка, но который сократил видимость для водителя еще больше. Масса танка возросла до 18 тонн, а максимальная скорость снизилась до 20 км/час. По крайней мере, один такой танк утонул в Темзе, и его пришлось поднимать, о чем в 1921 году рассказал знаменитый кинематографический Пате-журнал – «Все видит, все знает».

Танки Д и ДД (первая часть)

«Средний Д» преодолевает вертикальное препятствие.

Джонсону было также поручено разработать семейство броневиков для использования в колониях. Джонсон сделал танк на базе «Уиппета» с двумя пулеметными башнями и старыми гусеницами, но со своей новой и тоже тросовой подвеской. Одна машина была построена в Вулвиче в качестве «тропического танка» в 1922 году. Он был испытан в Фарнборо, но развития не получил. До настоящего времени сохранился только один танк из всего этого «семейства» первых плавающих танков – Mk.IX с бортовым номером IC 15, который экспонируется в Королевском танковом музее в Бовингтоне. В итоге КБ Джонсона было закрыто в 1923 году, и ни одного танка типа «средний Д» в Англии не сохранилось.

Танки Д и ДД (первая часть)

Американский вариант «среднего Д» (Соединенные Штаты – M 1922).

Однако история «танка Д» на этом не закончилась! За океаном спецификация на новый средний танк была подготовлена в том же 1919 году. Вес танка должен был равняться 18 т, удельную мощность определили в 10 л. с. на тонну. Максимальная скорость должна была составлять 12 км/ч, а запас хода 60 километров. Танк следовало вооружить легкой пушкой и двумя пулеметами, а толщина брони на нем должна была выдерживать попадания пуль калибра 0.50 дюйма (12,7-мм) с близкого расстояния. Деревянный макет был создан в апреле 1920 года. С некоторыми незначительными изменениями отдел боеприпасов армии США (курировавший этот проект) разрешил строительство двух экспериментальных танков этого типа. Первый из них был довольно обычным по устройству, с пружинной подвеской, и получил обозначение M1921. Но тут в отделе боеприпасов были получены чертежи и спецификации на «змеевидную гусеницу» и подвеску танка «средний Д» из Англии. Поэтому второй прототип был построен именно с такой гусеницей и подвеской и получил обозначение M1922.

Танки Д и ДД (первая часть)

М1922 на Абердинском полигоне сегодня. Хорошо видны пустотелые траки, куда должны были вставляться деревянные пластины.

В то время армии США приходилось экономить буквально на всем. Поэтому и речи не могло идти о том, чтобы построить много таких танков. Их решили строить только, чтобы сохранить опыт. В итоге M1921 был построен в Арсенале Рок-Айленда и доставлен на Абердинский испытательный полигон в феврале 1922. На нем стоял двигатель Мюррей и Трегурта мощностью 220 л. с., но реально выдававший только 195! Недостаток мощности ограничил скорость M1921 всего 10 милями в час.

Танки Д и ДД (первая часть)

М1922 на ходу.

Танк был вооружен 6-фунтовой (57-мм) пушкой и 7,62-мм пулеметом в круглой башне. Еще один пулемет мог быть смонтирован на ее малой башне вверху. Испытания M1922 были завершены в 1923 году, а сам он отправлен в Абердин в марте 1923 года. Испытания показали, что несущий трос очень быстро изнашивается, и его заменили на цепь. Интересно, что траки этого танка также имели деревянные вставки. Подвеска работала хорошо, и, хотя танк не имел мощного двигателя, он достиг скорости 16 миль в час. Машину даже приняли на вооружение под индексом М1 и… тут же оставили в Абердине в качестве музейного экспоната. Еще один танк находится в городе Аннистон в штате Алабама. На этом история похожих, словно братья-близнецы, «танков Д» закончилась по обе стороны океана!
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Monster_Fat 28 сентября 2015 09:06
    Спасибо автору-очень интересная статья, освящающая малоизвестный период танкостроения.
    1. kalibr 28 сентября 2015 11:58
      Ждите продолжение!
  2. jjj 28 сентября 2015 10:26
    Да, весьма любопытно
    jjj
  3. mirag2 28 сентября 2015 11:53
    Ну и ну...
    Конечно-автору благодарность за такие материалы!
  4. григорьевич 28 сентября 2015 14:53
    Благодаря ВО и таким авторам,узнаешь много нового о развитии вооружений.
  5. казак волгский 28 сентября 2015 16:18
    Спасибо душевное автору от Танкиста - новая для меня страничка ......... редко узнаешь новое - ну тут . спасибо еще раз - познавательно!
    1. kalibr 28 сентября 2015 18:04
      Уважаемый КАЗАК, рад, что ТАНКИСТУ это понравилось. Я танками (сначала моделями, потом их историей) занимаюсь с 1980 года. Ну и кое-что набралось за это время. Куда только не писал, чтобы добыть информацию: в министерство обороны Швеции, в Бовингтон, в Самюр, в Пуккапунуал (не выговоришь без полрюмки), в Брисбейн, в Джакарту... Так что теперь остается лишь систематизировать, писать и радоваться.Ну, а Вам читать и тоже радоваться, если есть чему.
  6. Alexey RA 28 сентября 2015 16:51
    Личинки TOG II* smile
    1. kalibr 28 сентября 2015 18:04
      Да, в какой-то степени. Это Вы верно подметили!
      1. Alexey RA 28 сентября 2015 18:20
        Цитата: kalibr
        Да, в какой-то степени. Это Вы верно подметили!

        Дык... он у меня всегда перед глазами - каждый вечер у себя в ангаре вижу. Иногда даже выкатываю. feel
  7. kotvov 28 сентября 2015 18:41
    избыточного давления воздуха внутри корпуса применялись меха. ,,
    незавидую танкистам,которым бы пришлось это ,, чудо-технику ,, обслуживать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня